актеры фильма голова профессора доуэля

«Завещание профессора Доуэля» (СССР, 1984)

Завещание профессора Доуэля. СССР, 1984. Режиссер и сценарист Леонид Менакер (по мотивам повести А. Беляева «Голова профессора Доуэля»). Актеры: Ольгерт Кродерс, Игорь Васильев, Алексей Бобров, Валентина Титова, Наталья Сайко, Николай Лавров, Александр Пороховщиков, Эрнст Романов и др. 18,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Леонид Менакер (1929–2012) поставил 14 фильмов разных жанров, четыре из которых («Молодая жена», «Жаворонок», «Завещание профессора Доуэля», «Не забудь… Станция Луговая») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. Но главным кассовым успехом Леонида Менакера стала, конечно, мелодрама «Молодая жена».

«Голова профессора Доуэля» – наряду с «Человеком-амфибией» – относится, пожалуй, к числу самых знаменитых фантастических повестей Александра Беляева.

Увы, ее экранизация не избежала налета манерной экзотики. Не совсем понятно, зачем понадобилось переносить действие повести в 1980-е годы и к тому же еще и в Африку.

Неужели история создания искусственной расы людей стала бы менее актуальной, если бы она произошла в одной из европейских стран 1930-х годов?

Напротив, возьму на себя смелость утверждать, что погруженные в реальную атмосферу Европы предвоенных лет, события картины обрели бы более четкую историческую и национальную почву. И авторам не нужно было бы придумывать замысловатую форму для полицейских некого мифического государства, а Наталье Сайко изображать из себя негритянку из бара.

Кстати, актриса одинаково неуютно чувствует себя как в этой роли певички, так и в образе экстравагантной кинозвезды. Не получился у нее и синтетический образ искусственной женщины Евы, созданной профессором Корном из тел двух погибших женщин. Раздвоение личности передается на экране настолько упрощенно, что вызывает невольную улыбку в местах, казалось бы, вовсе для этого не подходящих.

Как ни странно, самой живой фигурой фильма оказалась. голова профессора Доуэля. Актер Ольгерт Кродерс, лишенный движения, пластики тела, а в доброй части картины – даже голоса, сумел-таки создать запоминающийся характер выдающегося ученого, чье гениальное изобретение, попав в чужие руки, могло привести к губительным для человечества последствиям.

К сожалению, финал картины, где долго и подробно объясняется словами то, что уже давно стало ясно по ходу действия, ничего не смог добавить к противоречивому образу Доуэля.

После выхода в прокат «Завещание профессора Доуэля» встретило неоднозначный прием у зрителей и кинопрессы.

Однако обычно весьма строгий кинокритик Всеволод Ревич (1929–1997), специализировавшийся на жанрах фантастики и детектива, отнесся к этой экранизации фантастической повести Александра Беляева (1884–1942) в целом положительно: «Хотя авторы довольно решительно перекроили сюжетную структуру «Головы профессора Доуэля», в данном случае был бы несправедлив стандартный критический упрек о потерях и утратах при эстетической «трансплантации». Тут скорее можно говорить об обогащении оригинала, хотя основные идеи, пусть и модернизированные, идут от писателя…

Наибольшие изменения претерпел образ Керна. В романе герой был плакатным злодеем, коварно убившим своего учителя и под пытками заставляюим его голову, его мозг работать на себя. Экранный Керн (И. Васильев) объемнее. Он перестал быть злодеем, что сразу сняло с образа налет бульварщины, и превратился в трезвого и хладнокровного дельца, талантливого, умного и беспощадного в достижениях своих целей. В образе сохранилась и усилилась дорогая А. Беляеву идея – прикасаться к человеческим судьбам можно только чистыми, бескорыстными руками, иначе эти действия приобретают преступный характер, какими бы высокимим словами о «чистой» науке они не прикрывались… А вот Н. Сайко в роли певички из бара, той самой, к голове которой «пришили» чужое туловище, не показалась убедительной. Можно предположить, что молодая женщина, очутившаяся в подобной экстравагантной ситуации, испытала бы крайние степени смятения, растерянности, словом, вела бы себя более драматично» (Ревич, 1985: 70).

Кинокритик Феликс Андреев в своей статье отметил, что в «Завещании профессора Доуэля» «коллизии литературного первоисточника, перенесенные в наши дни, претерпевают значительное переосмысление. По многу месяцев и даже лет живут сейчас пациенты с пересаженными органами. Сами идеи, казавшиеся более полувека назад исключительно уделом фантастики, мало кому представляются сегодня столь уж невероятными. Отсюда и некое перемещение центра тяжести в новом фильме в сторону психологизма, развития проблем нравственных, приключенческой стороны сюжета. Одновременно заметим, что перестройка эта не всегда оказывается точно направленной на выявление человеческой сути профессора Доуэля. Создателей этой ленты волнуют вопросы морали. Они свидетельствуют средствами своего искусства: важнейшие открытия, став на Западе достоянием бессовестных дельцов, циников и коммерсантов от науки, способны принести людям неисчислимые беды и страдания» (Андреев, 1984).

Уже в XXI веке киновед Владимир Вельминский писал, что этот фильм Леонида Менакера «однозначно следует традиции классических фильмов о «сумасшедших ученых» 1950–1960–х годов, таких как «The Man Without A Body» / «Человек без тела», «Donovan’s Brain» / «Мозг Донована» или «The Brain that Wouldn’t Die» / «Мозг, который не умрет». Однако становится очевидным, что Менакер намеревался не просто проиллюстрировать и тем более пересказать накопленные знания на основании «случая из практики». «Завещание профессора Доуэля» отчетливо демонстрирует, что в случае подобного обращения к фиктивным научным концептам затрагиваются прежде всего формальные параметры визуальности. В первую очередь, кинематографические средства и временная последовательность повествования обнажают решающие смысловые слои и делают возможным визуализированное прочтение мыслительного процесса» (Вельминский, 2012).

А вот мнения зрителей XXI века о «Завещании профессора Доуэля» в большинстве своем негативны:

«Очень слабая экранизация! … Еще очень неудачный подбор двух актрис на женские роли. … А доверить сыграть три разные роли довольно посредственной актрисе Сайко – просто провал. Утонченная актриса, вульгарная певичка и некий гибрид их сыграны абсолютно примитивно. Ну, и в самом фильме нет какой–то интриги, изюминки. По мне лучше вообще бы не брались за него, чем снять так» (Мирьям).

«Фильм нудный и неинтересный. Игра актеров вялая, невыразительная. Один раз посмотрел – и забыл. Лучше еще раз перечитать замечательную книгу Беляева» (Н. Волкова).

Но есть, конечно, и зрители, чье мнение близко к оценкам В. Ревича:

«Считаю фильм выдающимся. … «Завещание. «, как и сам роман Александра Беляева, актуальны в наши дни как никогда. Режиссёру удалось передать ту идею–предупреждение, которая была положена в основу произведения без малого сто лет назад» (Alex).

Источник

Завещание профессора Доуэля

В 1974 году вышел фильм режиссера Леонида Менакера «Завещание профессора Доуэля». Его сняла студия «Ленфильм» по мотивам научно-фантастического романа Александра Беляева. Это история о том, как профессор Доуэль много лет пытался решить проблему бессмертия, но практическое применение научных открытий его не интересовало. Однако ученик и ассистент профессора — доктор Корн, прекрасный хирург, хороший организатор и беспринципный, циничный делец — подстроил автомобильную катастрофу, овладел мозгом своего учителя и начал эксплуатировать его интеллект.

Леонид Менакер рассказывал: «Работая над сценарием, мы ставили задачу создать детектив без детектива. В основе событий лежит преступление, но не обычное, уголовное, а нравственное, которое могло совершиться только в наше время, время научно-технической революции. Этим фильмом хочется напомнить всем, какие преступления могут порождать самые гуманные открытия, если их авторы не задумываются, в чьи руки попадают знания».

Доктора Корна сыграл народный артист РФ Игорь Васильев. Роль профессора Доуэля исполнил народный артист Латвийской ССР Ольгерт Кродерс. Для съемок бутафоры «Ленфильма» создали муляж его головы, который и присоединили к аппарату доктора Корна. Но благодаря монтажу и правильному ракурсу камеры невозможно было заметить, когда в кадре живой актер, а когда его копия. Картину снимали в настоящих лабораториях, больничных палатах, операционных, обезьяньих питомниках, а также в Тихой бухте под Коктебелем и в Абхазии.

Источник

Голова профессора Доуэля

«Голова́ профе́ссора До́уэля» — фантастический приключенческий роман русского советского писателя-фантаста Александра Беляева, одно из наиболее известных произведений писателя. Первый вариант в виде рассказа был опубликован в «Рабочей газете» в 1925 году. Роман был впервые опубликован в том же году в журнале «Всемирный следопыт». Беляев, который в периоды обострения заболевания бывал совершенно обездвижен, называл его историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

Содержание

История

В 1923—1928 годах Александр Беляев жил в Москве и работал юрисконсультом в Наркомпочтеле. В московский период своего творчества он написал рассказ (позже роман) «Голова профессора Доуэля», романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире» и серию рассказов.

Произведение «Голова профессора Доуэля» было впервые опубликовано в 1925 году (1 (рассказ): «Рабочая газета» (М.), 1925, 16—21, 24—26 июня; «Всемирный следопыт», 1925, № 3—4. 2 (роман). газ. «Смена» (Л.), 1937, 1—6, 8—9, 11, 14—18, 24, 28 февр., 1, 3—6, 9—11 марта; «Вокруг света», 1937, № 6—10; отд. изд. — Л., «Сов. писатель», 1938)

Сюжет

Париж. Профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Мари Лоран, поступившая ассистенткой в его частную клинику, случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах. Керн скрывает факт существования оживлённой головы и вынуждает её работать на себя.

Под руководством головы Доуэля Керн проводит ряд успешных операций — оживляет другие головы погибших людей, а также дает одной из них новое тело. Бывшая певица в баре Брике, получившая новое тело погибшей молодой женщины, сбегает от Керна, чтобы начать новую жизнь. На Ривьере, куда она отправляется со своими знакомыми, она сталкивается с художником Ларе, который неожиданно узнаёт тело своей пропавшей приятельницы с головой другой женщины. Ещё более он и его друг Артур Доуэль поражены, когда узнают от Брике, что в клинике Керна она видела живую голову отца Артура.

В это время Керн обнаруживает, что Мари Лоран общается с головой профессора Доуэля и знает про совершённые им преступления. Опасаясь разоблачения, Керн помещает Мари в психиатрическую лечебницу доктора Равино. «Лечебница» эта предназначена для избавления от неугодных людей, которых Равино при помощи изуверских методов превращает в настоящих сумасшедших.

Особенности сюжета

Персонажи

Экранизации

В 1984 году по мотивам романа был снят фильм «Завещание профессора Доуэля» (реж. Леонид Менакер).

Источник

Две реальных истории со съемок «Завещания профессора Доуэля»

Всем любителям советской фантастики посвящается!

Вот как это было.

Так вот Наташа в этом ошейнике стала задыхаться

Мои подводники плывут к катеру, ничего этого не видят, вся остальная группа на берегу в безмятежности крымского курорта. Я, вообще-то, плаваю брасом. Как я на кроле прошёл эти 40-50 метров, сам не знаю. Но прошёл очень быстро. В общем, спас актрису, доставил на наш катер. Медали «За спасение на водах» за это не получил, но выходной за этот день моя группа получила и славно отметила :)))

История эта имела продолжение.

Как я сказал, киногруппа позволила себе немножко отпраздновать счастливое спасение артистки. Как это отпраздновали актёры (а в это время в эпизодах на море были заняты еще Алексей Бобров и Николай Лавров) мы не знали – не наше это дело.

Но наша подводная группа «приняла» совсем немного: на следующий день надо было опять идти под воду. Когда нас доставили к пляжу, гримёры, костюмеры и реквизиторы начали работу с актёрами, а на Наташу опять нацепили этот ошейник. И тут она обратилась к режиссёру Леониду Менакеру с просьбой.

Надо пояснить, что подводная съёмка проходила на расстоянии 50-70 метров от берега (вода чище, мути меньше). Так вот просьба Наташи заключалась в том, чтобы её на «площадку» доставлял катер. Это не было капризом. Просто сначала проплыть это расстояние до площадки, потом сыграть там роль, отсняв несколько дублей – молодая женщина просто уставала. Да ещё этот давящий ошейник, которого она теперь, после вчерашнего, просто боялась.

Появилась проблема: вёсельной лодки у нас не было – не возникала необходимость, а актрисе нужно было помочь. Я присутствовал при этом разговоре Наташи с режиссёром, уже натянул «мокрый» гидрокостюм, мои операторы тоже оделись и мы собирались к катеру. И тут чёрт меня дёрнул предложить Наташе: «Давайте я Вас на точку доставлю». Она удивилась.

Думаю, что репутации Наташи дальнейший рассказ не повредит.

Тут я выдаю следующее: «Мне за завязочки на купальнике Вас будет не утащить. Стрижка у Вас под мальчика, значит и за волосы не схватить. Выход у нас с Вами один – под руки».

Мы ложимся на воду: я внизу, Наташа на мне, оба, естественно, лицом к небу и солнцу. И тут я понимаю (с опозданием), что Наташины ноги будут мне мешать работать ластами. И я добиваю Сайко последней фразой: «Наташа, ноги раздвиньте».

Я не видел её лица в это время, думаю – оно выражало, по крайней мере, удивление. Но просьбу мою послушно выполнила. Так на моих ластах, без её физических усилий (про моральные и нравственные не знаю. Всё таки, знаете ли… хоть и плотный гидрокостюм, но… тридцатилетний мужчина… молодая женщина в непосредственной близости… Ну вы поняли) мы добрались до точки съёмки, отснялись и таким же образом я доставил её на берег.

Все оставшиеся семь дней подводных съёмок я так же по просьбе Наташи был её «челноком». Эти семь дней Наташа на пляже демонстративно громко (хотя я был, как правило, неподалёку) кричала: «Где мой Женя? Меня нужно доставить на площадку!«

Экспедиция была прекрасная! Десять дней в Планерском, чудесная погода, специально закрытый для наших съёмок километр песчаного пляжа…

А в фильме после монтажа от нашей работы осталась пара эпизодов и крик мальчишки на пляже: «Купите ракушку».

Источник

Голова профессора Доуэля

актеры фильма голова профессора доуэля. 64px River Song. актеры фильма голова профессора доуэля фото. актеры фильма голова профессора доуэля-64px River Song. картинка актеры фильма голова профессора доуэля. картинка 64px River Song.Spoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

актеры фильма голова профессора доуэля. 240px Golova professora douelya. актеры фильма голова профессора доуэля фото. актеры фильма голова профессора доуэля-240px Golova professora douelya. картинка актеры фильма голова профессора доуэля. картинка 240px Golova professora douelya.

«Голова профессора Доуэля» — научно-фантастический роман советского писателя Александра Беляева, написанный и изданный в 1925 г. Автор написал роман в период реабилитации после туберкулёза позвоночника с параличом ног, когда он шесть лет провёл в постели, три из которых — в гипсовом корсете.

Содержание

Сюжет [ править ]

Действие разворачивается в Париже межвоенных годов и длится чуть менее года.

Под руководством Доуэля Керн успешно оживляет голову простого рабочего Тома и шансонетки Брике, которой потом приделал тело погибшей певицы Анжелики Гай. Тело сохранило некоторые старые рефлексы, плюс новые гормоны несколько меняют характер и поведение хозяйки.

Вскоре Брике надоело жить у Керна, и она сбегает в Южную Францию, чтобы начать новую жизнь. Там она встречает Артура Доуэля, сына профессора Доуэля, и его друга Армана Ларе, возлюбленного Анжелики, который узнаёт из-за характерного тика в Брике свою зазнобу. Узнав от неё про опыты Керна и его незаконные операции, Артур и Ларе отправляются с Брике в Париж, чтобы сорвать планы хирурга.

В это же время Керн узнаёт, что Доуэль рассказал Мари о всех его преступлениях. Боясь разоблачения, он помещает свою ассистентку в психбольницу злого доктора Равино. Но Артур вместе с Ларе и его приятелем Шаубом вызволяют Мари из больницы. Офигевший от этого Равино сообщает о произошедшем Керну, который решает быстро устроить демонстрацию головы Брике перед публикой. Но его триумф обламывает Мари, которая разоблачает его перед всей общественностью.

Полиция решает навестить Керна с обыском, чтобы найти голову Доуэля. Но Керн при помощи пары пластических операций, напяливания тёмных очков и перекрытия подачи воздуха к голосовым связкам маскирует голову, выдавая её за голову другого человека. Но Артур требует от полиции повторного обыска, в результате которого Мари опознаёт Доуэля. Тот умирает на глазах сына, но успевает дать показания против Керна. Следователь уводит Керна для допроса в кабинет, где профессор застреливается.

Персонажи [ править ]

Что здесь есть? [ править ]

Экранизация [ править ]

В 1984 году роман был экранизирован под названием «Завещание профессора Доуэля» режиссёром Леонидом Менакером. От оригинала осталась только одна идея, что, мягко говоря, не пошло истории на пользу. Действие из межвоенной Франции перенесено куда-то в англоязычную страну, судя по антуражу, в Африку послевоенного периода. Изменениям подверглись и некоторые имена героев (например, Керн стал Корном, а Брике — Моникой Браун). Часть персонажей была убрана либо же заменена. Сюжет повествует о том, как Корн пытается выведать у Доуэля формулу живительного раствора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *