актеры фильма городской романс
КиноВеликий фильм о любви: «Городской романс» Петра Тодоровского
Трогательная история о молодой советской семье, которая оказалась обречена
МЫ МОЖЕМ ПРОЖИТЬ без нового платья, куска торта и способны отказаться от лишнего выходного ради благой цели. Единственная вещь, без которой никак не выжить, — это любовь. Теперь каждую неделю мы будем рассказывать про один фильм о великой любви — всепоглощающей и вдохновляющей, трагичной и разрушительной, сшибающей с ног и окрыляющей. В общем, такой, глядя на которую хочется немедленно влюбиться или покрепче прижаться к любимому человеку. Сегодня — черно-белая мелодрама Петра Тодоровского о быстром и неравном браке.
Текст: Алиса Таежная
«Девушка, вам не нужен щенок? А то я боюсь, что он попадет в плохие руки», — молодой человек выбегает из ремонта обуви без ботинка и догоняет девушку, которая понравилась ему с первого взгляда. «Городской романс» происходит в 1969 году на брежневской окраине юга Москвы, где только заселенные белые новостройки тонут в бездне такого же белого снега, дети катаются с горок на санках, а собаки визжат от восторга на просторах ближе к МКАД. 30-летний Женя работает рентгенологом в районной поликлинике и видит людей насквозь по сотне раз каждый день, но все еще с трудом может разобраться в них и в себе. Его коллега пытается пристроить щенка, но Женя не понимает ни чем его кормить, ни где найти на него время. 20-летняя Маша с распахнутым взглядом учится на педагога, живет с подружками в общежитии и работает в детском саду: дети обожают Машу за то, что она — детства чистые глазенки — во всех непонятных ситуациях вздыхает и улыбается.
«Вам, наверное, ужасно надоели люди, ребра такие некрасивые», — скажет Маша на первом свидании, глядя на рентгенограммы, и откусит большой кусок бутерброда. Он и она будут неторопливо узнавать друг друга, но после первой ночи вместе Маша радостно принесет в квартиру Жени свой чемодан и назовется его женой. «А вот у вас есть два пути: по тропинке, но кругом, и через забор, но по прямой, — и вы какой выберете?» — «А я в юбке или в брюках?» На каверзные вопросы взрослых друзей Жени Маша будет находить смешные и простые ответы и запнется, только когда речь зайдет о постимпрессионистах. Лучший друг подведет итог: «Понятие людей разного круга еще никто не отменял». То ли поэтому, то ли из-за ночных встреч с симпатичной медсестрой с лисьими глазами Женя будет неохотно возвращаться домой, а Маша почувствует перемены и решит уйти первой.
«Городской романс» — один из лучших примеров очаровательного иносказательного языка
советского кино
Один из ранних фильмов Петра Тодоровского еще дышит интонациями ушедшей оттепели и очарованностью французской новой волной. Герои не только слушают французские пластинки и копят на каталог Гогена, но и в близости, неге и расслабленности рифмуются с характерами Трюффо и Ромера, хоть и с большой скидкой на место действия. Московские зимние улицы не спутать с самыми дальними округами Парижа, а в ключевой сцене встречи у Жени и Маши лежит в авоськах стандартный набор ужина советского человека — с неизбежными корейкой, батоном и бутылкой молока.
При этом как малоизвестное сокровище, не ставшее телеклассикой, фильм переливается еле уловимыми тонкостями, в которых много неожиданной свежести, остроумия и прямоты. «Городской романс» — один из лучших примеров очаровательного иносказательного языка советского кино, которое умело говорить о невыразимом через музыку, монтаж и немые сцены, а самые яркие реплики в бегстве от цензуры вкладывало детям, юродивым или героям в эпизодических ролях. Так, пятилетняя девочка из детского сада в этой мелодраме о быстром и неравном браке высказывает критические замечания про все — от урбанистики и государственной политики до подружек собственного папы, и в том числе от этого тоже нельзя оторвать глаз.
Тодоровский пытается нащупать границы, которые отделяют Женю и Машу во вроде бы бесклассовом обществе, и находит между ними различия, о которые надо споткнуться только своими ногами, прежде чем разобьется сердце. Ребенок против взрослого, идеализм против прагматизма, нежность против правил приличия — трудность совсем не в том, чтобы принимать и понимать другого, а в том, чтобы этот другой был жизненно необходимым. Будущий сердцедер Евгений Киндинов, который еще станет суперзвездой после «Романса о влюбленных» Кончаловского, и трогательнейшая Мария Леонидова (Соломина) в простой истории очеловечивают статистику однолетних и двухлетних советских браков в состоянии аффекта, из которых потом так сложно выпутаться без потерь.
Да, окружение чаще всего принимает решения за нас, нырнуть с головой в серьезные отношения в 20 куда проще, чем в 30, и даже в браке любовь может стать безответной. Только как эти общие знания помогут предсказать боль, когда вы вместе смеетесь над шутками друг друга на первом свидании? Когда будет уже почти поздно, Женя отправится на поиски Маши и увидит ее на сцене дома культуры в том же платье, что на их свадьбе, читающую стих собственного сочинения — плод полугода неказистой супружеской жизни: «Почему колючки у ежа? Может, без колючек жить нельзя?» Может, какие-то вещи и делают нас сильнее, но щенок никогда не должен попадать в плохие руки.
А бабы здесь тихие
Тестом Бехдель по нашему кино
Городской романс (1970)
Режиссёр Пётр Тодоровский, композитор Олег Каравайчук.
В главных ролях: Мария Соломина, Евгений Киндинов.
26.2 млн зрителей. Посмотреть можно здесь.
Это, наверное, самый душераздирающий фильм мирового кинематографа. Единственный реальный соперник — «Танцующая в темноте» фон Триера, где, как известно, проклятые пиндосы вешают ослепшую Бьорк за любовь к сыну. В «Городском романсе» главные герои не гибнут, но бывают в кино трагедии и почище смерти. Например, молодой красавец-врач, лоснящийся от столичного блеска, с отдельной московской квартирой, может охмурить провинциальную студентку педучилища, пустить в дом, поматросить и сразу же отяготиться её присутствием.
И всё под музыку Каравайчука. И всё на фоне советской повседневности. С её, не побоимся этих слов, гендерными аспектами.
Но по порядку. «Городской романс» сдаёт тест на тридцать седьмой минуте — коротеньким диалогом, за которым зияет бездна весь мир советской женщины. Нет, честно, более показательного зачёта я не припомню. Судите сами. Маша, проходящая практику в детском саду, в середине рабочего дня обращается к старшей коллеге-воспитательнице. Предлагает подменить её на рабочем месте.
Вот старшая коллега:
А вот зачётный диалог:
Маша: Вера Иванна, давайте я за вас подежурю.
Вера Иванна (растерянно): Правда. Господи, куда же мне… Может, в химчистку сбегать? Или лучше в кино пойду, а. Или лучше в ГУМ сбегаю! Там, говорят, японские свитера выбросили. Погуляешь.
Не буду изобретать велосипед. Буду лучше цитировать статью Е. В. Стяжкиной «Женская и мужская повседневность в условиях смены гендерных контрактов второй половины XX века».
Советская семейная политика, намертво закреплявшая детей за матерью, и почти поголовная женская занятость, пишет Стяжкина, вылились в модель «семьи со слабым кормильцем». Читай: в модель семьи, где мужик отвечает за покупку и употребление портвейна, а баба — за всё остальное.
Последние десятилетия СССР, напоминает Стяжкина, стали временем «исключения мужской ответственности не только за рождение ребёнка, но и за весь спектр проблем, связанных с организацией повседневности. Права и обязанности женщины распространялись на процессы «добычи пищи и одежды», на формирование «вкуса», стиля у детей (и у мужа/мужчины), на организацию здорового способа жизни, правильного поведения, на выбор книг, кино, спектаклей». Кроме того, «пространство женской ответственности расширялось за счёт осуществления «хозяйками» ремонта в квартире, создания (и длительного хранения) запасов продуктов и т. д.»
Ко всему этому, естественно, прилагалась «разрешённая бытовая пассивность, одобряемая инфантильность для мужчин, трактуемая как правильное распределение семейных ролей». «Мужчина-покупатель в советском магазине — объект анекдотический», отмечает Стяжкина. В советском кино и советской литературе «способность ориентироваться в продовольственных и промтоварных магазинах» служит «эквивалентом мужского одиночества и неприкаянности: ситуации, которую следует изменить, улучшить».
В «Городском романсе» это показано на редкость наглядно. Кроткая Маша, проснувшись в квартире врача Жени после первого же секса, немедленно делает уборку, стирает рубашки и бежит в «хорошую» булочную за «хорошим» хлебом. (Ещё через несколько сцен она уже поправляет Жене воротник свитера, приговаривая: «С открытой шеей ходит!»)
Смятение Веры Иванны, не знающей, где лучше потратить несколько нечаянных «свободных» часов — в химчистке, в кино или в очереди за «выброшенными» свитерами, — раздирает душу зрителя заодно с центральной сюжетной линией. Снова Стяжкина: «По мановению некой обезличенной и малологичной силы из продажи пропадали одни товары и появлялись (ненадолго, неожиданно, а потому для этого появления был придуман глагол «выбрасывались») другие. Поход в магазин с чётким списком товаров», закупка еды на неделю и одежды на сезон — всё это было за гранью возможного. Ходьба по магазинам была «эвристическим приключением»: покупалось не то, что нужно было, а то, что дают».
Мужик Веры Иванны в фильме не появляется. Но зрители, рождённые в СССР, знают, чем он занимается после/во время/вместо работы. Он, конечно же, вносит посильную лепту в создание «огромного фактического материала, подтверждающего колоссальные эвристические способности, проявляемые мужчинами в процессе … нахождения» и «распития спиртного», а также «сокрытия этого факта» от Веры Иванны. Это, напомню, одна из трёх священных обязанностей советского мужчины. Две другие — воспроизведение дедовщины в армии и закатывание банок.
Или, как было у нас в рядовой советской семье, рубка капусты для квашенья с последующим водружением камня на крышку бочки (частота: раз в год). Всё остальное происходило по Е. В. Стяжкиной. Слово в слово.
Вот что навязчиво виделось мне за каждой сценой «Городского романса».
Виделось, но сюжет, однако, не затмевало. Как можно такое затмить? Наивную студентку педучилища Машу в исполнении Марии Соломиной невыносимо жаль с первого же кадра, в котором она появляется. Даже писать дальше не могу — слеза наворачивается.
Вставлю лучше ещё одну фотографию. Маша (слева) тут в лифте с соседками по общежитию. Они только что познакомились с врачом Женей, нашим блистательным молодым обитателем отдельной квартиры. Теперь наставляют подругу:
— Как себя поставишь. Как себя поведёшь — как сначала поведёшь, так всё и будет.
— Если любит, всё будет хорошо. Главное, что вдвоём — без соседей, без родителей.
— Вот это точно: никто мешать не будет, сама себе хозяйка…
— Я бы родила сразу… — мечтательно замечает девушка в центре кадра.
Городской романс (фильм)
«Городской романс» — фильм о любви.
Сюжет
Он — врач-рентгенолог, она — студентка педучилища. Маша сразу поняла, что это и есть настоящая любовь. А для Жени совместная жизнь оказалась непривычной и неудобной. Маша, увидев его растерянность, уходит. Пройдет немало времени, прежде чем они поймут, что друг без друга не могут жить. Правда, развязку их отношений предлагается додумать зрителю.
В ролях
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Городской романс (фильм)» в других словарях:
Городской романс — Это статья о музыке. О фильме «Городской романс» см. Городской романс (фильм) Городской романс (бытовой) разновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX первой половины XX века. Основными отличительными признаками… … Википедия
Жестокий романс — Это статья о музыкальном жанре. О фильме см. Жестокий романс (фильм) … Википедия
Интердевочка (фильм) — Интердевочка Жанр … Википедия
В созвездии Быка (фильм) — В созвездии Быка … Википедия
Анкор, ещё анкор! (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Анкор, ещё анкор!. Анкор, ещё анкор! … Википедия
Последняя жертва (фильм) — Последняя жертва Жанр трагикомедия Режиссёр Пётр Тодоровский В главных ролях Маргарита Володина Олег Стриженов Михаил Глузский … Википедия
Какая чудная игра (фильм) — Какая чудная игра Жанр драма Режиссёр Пётр Тодоровский … Википедия
Военно-полевой роман (фильм) — Военно полевой роман Жанр Военный, Мелодрама … Википедия
Верность (фильм, 1965) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Верность (фильм). Верность … Википедия
В день праздника (фильм) — В день праздника Жанр драма Режиссёр Петр Тодоровский … Википедия
«Городской романс» смотреть онлайн
« Лирическая мелодрама Петра Тодоровского о юности и хрупкости любви »
режиссёр:
В ролях:
Видео стандартного качества и стерео звук.
описание
Среди снега и московских новостроек встречаются врач-рентгенолог Женя и будущая учительница Маша. Героиня смотрит на мир широко распахнутыми глазами, не знает о премудростях соблазнения и поэтому почти сразу остаётся на ночь в квартире молодого человека. А затем сразу переезжает к нему и становится женой. Женя оказывается не готов к такому резкому повороту на дорогу семейной жизни. Он начинает задерживаться на работе и поглядывать в сторону симпатичной медсестры. Это приводит к тому, что Маша уходит, оставляя юношу сожалеть о своей неуверенности в настоящей любви. Неужели герои расстанутся так нелепо и не найдут обратного пути друг к другу?
Снежной зимой молодой врач Женя (Евгений Киндинов) видит на улице закутанную в платок студентку педучилища Машу (Мария Соломина). Что-то необъяснимое привлекает его в девушке и короткий разговор перерастает в свидание. На фоне сугробов и новостроек разгорается роман влюблённых. Вскоре Маша переезжает из общежития к Жене. Но совместная жизнь не так проста, как романтические свидания и поцелуи в телефонной будке. Женя не может привыкнуть к статусу семейного человека и тоскует по холостой свободе, Маша чувствует его сомнения и уходит. Только тогда герой осознаёт насколько она была ему дорога и пытается помириться, но Маша отклоняет его попытки. Сойдутся ли герои вновь или потеряют друг друга в суете большого города?
Сценарий фильма Пётр Тодоровский написал совместно с Феликсом Миронером, сценаристом и сорежиссёром «Весны на Заречной улице», которую Пётр Тодоровский снял как оператор. Он назвал фильм в честь музыкального жанра, поскольку сам любил музицировать, играл на нескольких инструментах и блестяще исполнял романсы. В советское время жанр романса считался вульгарным и мещанским, но Тодоровского интересовала частная история влюблённых и он напротив хотел реабилитировать романтику. Ему это удалось, советский зритель на ура принял картину и она стала хитом проката.
▪ Музыка выдающегося советского композитора Олега Каравайчука, создавшего музыкальный ряд фильмов «Короткие встречи» Киры Муратовой и «Чужие письма» Ильи Авербаха.
▪ Запоминающуюся роль ветерана-фронтовика сыграл Зиновий Гердт, близкий друг Петра Тодоровского и реальный участник Великой Отечественной.
▪ «Городской романс» стал одним из лидеров проката 1971 года, его посмотрели более 26 миллионов кинозрителей.
▪ После выхода этого фильма молодой актёр Евгений Киндинов стал звездой, и спустя некоторое время снялся в картине Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых», который лишь закрепил его статус.
▪ Евгений Киндинов с самого начала пробовался на главную роль, но режиссёр его не утвердил, предпочтя Виталия Соломина.
▪ Главную женскую роль должна была играть Ирина Короткова, но затем режиссёр случайно увидел на улице Марию Леонидову (Соломину), у которой даже не было актёрского образования, а Короткова в итоге сыграла подругу главной героини.
▪ В самом начале съемок между Виталием Соломиным и Марией Леонидовой (Соломиной) разгорелся роман, Тодоровский решил что чувства помешают работе и заменил Соломина на Виталия Киндинова, которого изначально отверг.
▪ Роман Виталия Соломина и Марии Леонидовой тем не менее продолжился в жизни и они вскоре поженились.
▪ Мария Леонидова не будучи профессиональной актрисой, никак не могла заплакать в сцене похорон. Тогда Тодоровский разыграл гнев и заявил что заменит актрису, и Мария расплакалась. Этот эпизод вошёл в фильм.
▪ Фильм создавался Одесской киностудией, но всю натуру пришлось снимать в Москве, поскольку в Одессе не было снега. Однако зимнюю сцену знакомства Маши и Жени всё же пришлось снять в Одессе, т. к дубль снятый в Москве оказался бракованным, пришлось насыпать около ста килограмм соли, для того чтобы создать снежную улицу.
▪ Во время съёмок оператор фильма Александр Полынников чуть не погиб. Необходимо было снять виды Москвы с воздуха, но полёты на вертолёте над городом были запрещены. Полынникову пришлось залезть на одну из сталинских высоток на Садовом кольце, широкоугольная камера весила больше десяти килограмм и ограждение не выдержало веса. Оператор чуть было не сорвался вниз, его успел подхватить ассистент, который к счастью присутствовал на съемке.
Осторожно, спойлеры!
▪ Изначально Тодоровский снял другой финал, Маша и Женя шли по улице навстречу, но не узнавали друг друга в городской суете. Но такой вариант не устроил руководство студии, и был доснят эпизод в котором героиня возвращается в квартиру Жени.
Смотрите фильм «Городской романс» на других устройствах