актеры фильма хищник 1987 года
Хищник
История персонажа
Хищник — представитель инопланетной расы, появившийся в фильме 1987 года. Монстр получил большую известность, став на одну планку рядом с таким космическим охотником, как Чужой.
История создания персонажа
Инопланетянин после дебюта в фильме Джона Мактирнана появлялся в последующих картинах, кроссоверах серии «Чужой против Хищника», новеллизации кинолент, компьютерных играх и комиксах.
Имя опасному злодею долгое время не могли выбрать. Поэтому у истоков вымышленной вселенной использовали следующие прозвища: Хиш и Яутджа.
Концепция персонажа не оказалась оригинальной — история охотника списана из малобюджетного проекта «Предостережение». Так, в фильме Грейдона Кларка на Землю прибывает инопланетянин, внешне напоминающий «классического» марсианина — гуманоида с несоразмерно большими глазами и кожей зеленого оттенка.
Дизайн Яутджи неоднократно перерабатывался. Изначально он являл собой существо с длинной шеей, головой, напоминающей собачью, и массивными жвалами. Идея о мандибулах оказалась удачной: устрашающая челюсть стала самой запоминающейся чертой персонажа. А вот от остальных наработок пришлось отказаться из-за особенностей съемочного процесса в диких джунглях.
К формированию облика пришельца привлекли Григория Никотеро, который использовал в качестве основы телосложения злодея внешность гиен. Крис Оливий решил добавить к образу шипы.
Образ и биография Хищника
Злодей по телосложению напоминает человека, только очень высокого и мускулистого. Взрослая особь достигает 2,5 м в длину и весит 200 кг. Визуально напоминает груду мышц, что обосновано образом жизни и необходимостью охотиться и убивать.
Цвет кожи варьируется от бледно-желтого до темно-зеленого с пятнами черного цвета. На лице монстра прослеживаются черты насекомых и рептилий. В фильме видно, что он дышит через рот (маску), поскольку ноздри у него отсутствуют.
Ротовой аппарат героя заслуживает отдельного внимания. Согласно легенде, земная атмосфера не подходит представителю инопланетной цивилизации. Поэтому у него есть специальная маска с тепловизором, которая не только фильтрует воздух, но еще и служит подспорьем для обнаружения жертв.
Как и у насекомого, у Яутджи 4 внешние челюсти — мандибулы и максиллы. За жвалами находятся еще и внутренние челюсти, похожие на человечьи. Загадка заключается в том, как персонаж употребляет пищу. К сожалению, ни в одном фильме этого не показали подробно.
На голове злодея расположены отростки, которые напоминают дреды или щупальца. Но это обманчивое впечатление: на самом деле так выглядят рецепторы, в которых сосредоточены нервные окончания. Кровь комического охотника люминесцентно-зеленого цвета.
Хищник без маски / Кадр из фильма «Хищник»
Убийца силен, его характеристики, будь то ловкость или скорость, превышают показатели любого тяжелоатлета или спортсмена. Кроме того, Хищник обладает звериными рефлексами и долго живет (300 лет).
Так, на правой или левой руке монстр носит боевое лезвие, которым может как убивать, так и фиксировать противника. Метательный диск с аэродинамическими свойствами бумеранга генерирует разрушительные микроимпульсы, мгновенно режущие любой объект.
Если жертва вдалеке, то персонаж использует плазменную пушку с системой поиска цели или телескопическое копье. Иногда применяет сеткомет, служащий чем-то вроде ловушки. Выстрел из переплетенных сверхпрочных нитей может как сковать объект погони, так и попросту перерезать тело. С последней целью пришелец прибегает также к кнуту с шипами. Острые элементы при охватывании тела мгновенно разрезают «пищу» на маленькие части.
Во второй тур выходят Чужой и Хищник. За кого будете голосовать?
Высокоразвитая особь пользуется и компьютеризированными способами ловли. К примеру, лазерной ловушкой. Сеть лучей устанавливается и активизируется дистанционно, управляется с помощью маски.
Но иногда антагонист прибегает и к «человечным» методам: в кроссовере «Чужой против Хищника» злодей оперирует ножом с зазубренным лезвием.
Биография монстра остается за кадром. Его раса охотится на существ не только для пропитания, но и ради спортивного интереса. Наглядно это доказывает тот факт, что его собраться оставляют себе на память черепа, а иногда и позвоночники жертв в качестве трофеев.
Опыт и физические особенности позволяют пришельцам планомерно истреблять другие виды, и попытки заключить с ними мирный договор бессмысленны. Известно, что Землю они посещали неоднократно, ведь в некоторых картинах трофеями становились меч самурая и старинный мушкет.
Удивительно, но они не всегда атакуют бессмысленно. К примеру, стараются не трогать детей, больных людей и беременных женщин. А еще придерживаются кодекса чести. Так, если человеку удается победить в схватке с охотником, тот совершает самоубийство, поскольку поражение — ужас и страшный позор для представителя развитой расы.
Хищник в фильмах
Интересно, что 1987 году на роль антагониста пригласили Жан-Клода Ван Дамма. И это обоснованно: актер со своими знаниями боевых искусств мог бы продемонстрировать инопланетного злодея быстрым и ловким, как ниндзя.
Но от этой идеи пришлось отказаться. Главному герою кино — Арнольду Шварценеггеру — Ван Дамм уступал как в росте, так и в телосложении. Следовало поискать более габаритного кандидата — им стал Кевин Питер Холл.
Этот же актер участвовал в съемках сиквела 1990 года, а режиссерское кресло было отдано Стивену Хопкинсу. Место действия картины перенесли в каменные джунгли. Теперь пришельцу пришлось передвигаться по крышам домов.
Провалился в прокате кроссовер «Чужой против Хищника» 2004 года Пола У. С. Андерсона. По сюжету картины развернулась битва-противостояние между двумя сильнейшими расами в древнем городе. В нее также ввязываются военные и экспедиция ученых. А примерил на себя амплуа инопланетного охотника британский актер Иэн Уайт.
В финале этой киноленты происходит появление на свет гибрида — Чужехищника. Он же становится центральным персонажем в сиквеле «Чужие против Хищника: Реквием».
30 лет спустя: как изменились актеры фильма «Хищник»
В июне этого года исполнилось 30 лет одному из самых знаменитых фантастических боевиков, который стал классикой жанра и легендой эпохи видеосалонов, — фильму «Хищник». Тогда он воспринимался почти как ужастик. До сих пор помнится эффект от просмотра в тесном видеосалоне.
Наверное, большинство из вас посмотрели его в схожих условиях — жесткие стулья, два отечественных цветных телевизора типа «Рубин» под потолком и гнусавый перевод такого качества, что слов иногда можно и не разобрать. Но это было не важно.
Арнольд Шварценеггер сыграл главную роль — решительного майора отряда коммандос Алана «Датча» Шеффера. Карл Уэзерс перевоплотился в агента ЦРУ и старого друга Датча — майора Джорджа Диллона. Эльпидия Каррильо — девушка Анна, плененная отрядом. Единственная выжившая в фильме, помимо Датча. И несколько странная фотосессия актрисы 2016 года с Хищником.
Билл Дьюк в роли невозмутимого сержанта Мака Эллиотта. Джесси Вентура в роли Блейна. Сонни Лэндхэм сыграл следопыта команды Билли. Ричард Чавес — Хорхе «Пончо» Рамирес. Шейн Блэк сыграл радиста Хоукинса. Собственно, главного героя фильма сыграл актер ростом 2 метра 20 сантиметров — Кевин Питер Холл. К сожалению, в 1990 году он попал в автомобильную аварию и во время операции ему сделали переливание крови, инфицировав его ВИЧ. Актер умер от СПИДа год спустя.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Хищник 1987 года: как сейчас выглядят актёры фильма
Доброго ностальгического дня, друзья! Фильму «Хищник» 34 года.
Самый именитый актёр из каста «Хищника» продолжает сниматься и по сей день. Роль Датча входит в коллекцию культовых образов Арнольда наряду с Терминатором, Джоном Мэтриксом и Конаном.
Роль в фильме прославила Уэзерса. Хотя он известен гораздо больше благодаря фильму «Рокки». Сегодня актёр менее востребован, но всё же периодически всплывает в хитах вроде «Мандалорца».
Как и его друг Шварценеггер, увлёкся политикой и ушёл из большого кино. Вентуре возвращаться не пришлось.
А вот и яутжа! Очень высокий актёр известен ролями всевозможных великанов. К сожалению, Холл скончался от неизлечимой болезни в 1991 году.
Колоритный актёр сейчас снимается на ТВ, но былой кинославы ему не видать. Возраст берёт своё.
Мексиканская актриса, снимается и по сей день. На момент написания статьи Карильо исполнилось 59 лет.
Про актёра почти ничего не известно, ведь после съёмок о Чавесе ничего не было слышно.
Актёр и режиссёр, совсем недавно угрожавший реанимировать Хищника. Результаты этой попытки, мягко говоря, не впечатляют. Сейчас он ищет другие проекты.
Известный режиссёр культовых боевиков 90-х. Крепкий орешек, Тринадцатый воин и Последний киногерой. Сняв такое, можно спокойно уходить на пенсию!
Фильм знаменит еще и тем, что в нем играли два губернатора (будущих). Шварц то понятно, Вентура тоже был губернатором. Лэндэм стал инвалидом после аварии. Жаль, очень колоритный человек. Да все они отличные типажи. И фильм замечательный.
Дубликаты не найдены
Про актёра почти ничего не известно, ведь после съёмок о Чавесе ничего не было слышно.
Новости кино (6 – 12 октября)
Киллиан Мёрфи сыграет Роберта Оппенгеймера в фильме Кристофера Нолана про создателя атомной бомбы
Совсем недавно стало известно, что Кристофер Нолан впервые за много лет уходит от студии Warner Bros. к Universal. Вместе с ней он поработает над фильмом о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере. Сейчас же картина обзавелась исполнителем главной роли. Им станет Киллиан Мёрфи («Острые козырьки»).
Кроме того, проект обзавёлся официальным названием. Он будет называться весьма лаконично — «Оппенгеймер». Студия также уже успела занять слот в прокате, и известно, что фильм покажут в кинотеатрах 21 июля 2023 года.
Напомним, что ранее Мёрфи работал с Ноланом над «Началом», трилогией о Бэтмене и «Дюнкерком». Теперь же ему впервые предстоит исполнить центральную роль.
Режиссёр привлёк к работе композитором Людвига Йоранссона, которым он заменил своего постоянного коллегу Ханса Циммера во время работы над «Доводом». А обязанности оператора возьмёт на себя Хойте ван Хойтема.
Сюжет фильма развернётся в годы Второй мировой войны. Он сконцентрируется на Роберте Оппенгеймере и его роли в разработке атомной бомбы. За основу сценария взята книга «Американский Прометей: Триумф и трагедия Дж. Роберта Оппенгеймера», написанная Каем Бёрдом и Мартином Шервином.
Джейк Джилленхол сыграет в следующем фильме Гая Ричи
Портал Deadline сообщил, что номинант на «Оскар» Джейк Джилленхол готовится исполнить главную роль в новом безымянном проекте Гая Ричи.
Фильм традиционно для Ричи курирует студия Miramax. Съёмки стартуют в конце этого года. Детали сюжета держатся в секрете. Ричи выступит одновременно режиссёром и сценаристом ленты.
Тильда Суинтон присоединилась к новому фильму Дэвида Финчера
В составе нуар-триллера «Убийца» Дэвида Финчера пополнение — в проекте сыграет Тильда Суинтон. Актриса ранее работала с режиссёром над «Загадочной историей Бенджамина Баттона».
Главную роль в «Убийце» исполнит Майкл Фассбендер. Сюжет развивается вокруг серийного маньяка, которого начинает мучить совесть из-за совершённых преступлений. Фильм основан на одноимённом графическом романе французского автора Алексиса Ноулента.
Сценарий фильма адаптирует Эндрю Кевин Уокер («Семь»). Режиссёр работал над «Убийцей» с 2007 года, а главную роль ранее мог исполнить Брэд Питт. Съёмки начнутся в 2022 году. Фильм выйдет на Netflix.
«Игра в кальмара» стал самым просматриваемым сериалом в истории Netflix
За первые 28 дней проект посмотрели 111 миллионов зрителей, и теперь он является самым просматриваемым сериалом в истории сервиса.
Ранее первенство принадлежало «Бриджертонам», вышедшим в декабре 2020 года. Тогда его посмотрели с 82 миллионов аккаунтов.
Новый фильм Уэса Андерсона обзавёлся названием
В новом интервью актёр Билл Мюррей раскрыл название нового фильма Уэса Андерсона — «Город-астероид» (Asteroid City). Его съёмки в эти дни проходят в Испании.
«Снимаем в Испании, в 45 минутах от Мадрида. Работать одно удовольствие, отлично проводим время», — сказал Мюррей в ходе разговора на Лондонском кинофестивале, где показывали новую картину Андерсона «Французский вестник».
Деталей сюжета Мюррей не сообщил. В актёрском составе «Города-астероида» заявлены Том Хэнкс, Марго Робби, Скарлетт Йоханссон, Тильда Суинтон, Эдриан Броуди, Тони Револори и др. Дата выхода пока не определена.
Для Мюррея и Андерсона «Город-астероид» станет десятым по счёту совместным проектом.
Кэри Фукунага готовится снимать сериал о Наполеоне
Режиссёр «Не время умирать» Кэри Фукунага всё ещё числится постановщиком сериала HBO о Наполеоне Бонапарте. Об этом он сообщил в интервью порталу Collider на прошлой неделе.
«Работаю уже четыре или пять лет над ним, может даже больше. Так что да, я точно в деле. Мы уже получили сценарии всех серий и сейчас ждём следующей стадии», — заверил Фукунага.
Фукунага уже пробовал себя в качестве теле-постановщика: снимал для HBO «Настоящего детектива» и фантастический триллер «Маньяк» для Netflix. Сейчас он занят работой над «Властелинами воздуха», мини-сериалом HBO в жанре военной драмы.
Тем временем над полнометражным фильмом о Бонапарте работает Ридли Скотт — съёмки исторического эпика «Kitbag» с Хоакином Фениксом в главной роли начнутся в следующем году.
Майк Флэнеган поставит сериал по рассказам Эдгара Аллана По
Netflix дал «зелёный свет» ещё одному сериалу от создателя «Призрака дома на холме», «Призраков усадьбы Блай» и «Полуночной мессы». Режиссёр Майк Флэнеган поставит проект по рассказу Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров», а также по другим историям писателя.
Книга была издана в 1839 году и рассказывает об изолированном деревенском поместье, которое таит множество тайн и в котором происходят смерти и безумие. Всего в мини-сериале будет восемь эпизодов.
Сообщается, что для сюжета задействуют и другие рассказы По, поэтому выйдет что-то вроде кроссовера. Сам Флэнеган также выступит в качестве продюсера, а поставит эпизоды он вместе со своим напарником Майклом Фимоньяри.
Тимоти Шаламе опубликовал первый кадр со съёмок «Вилли Вонки»
Действие сюжета будет происходить в конце XIX века в Лондоне. Вонка является учеником исправительной школы и противостоит жёсткой надзирательнице (Оливия Колман). Впереди героя ждут большие приключения и знакомство с народом Умпа-лумпы.
В актёрском составе фильма также заявлены Салли Хокинс, Роуэн Аткинсон, Джим Картер и др. Режиссёром и автором сценария выступит постановщик двух частей «Приключений Паддингтона» Пол Кинг. Российская премьера фильма назначена на 17 марта 2023 года.
Клэр Фой сыграет в сериале о скандалах Facebook
Обладательница двух премий «Эмми» Клэр Фой («Корона») подписалась на участие в новом сериале «Машина Судного дня» (Doomsday Machine). Проект расскажет о том, как социальная сеть Facebook контролирует и выстраивает социальные предпочтения своих пользователей.
Основой для сериала станет бестселлер в жанре нон-фикшн «An Ugly Truth», написанная журналистками Широй Френкель и Сесилией Кинг. Фой исполнит роль Шэрил Сандберг, исполнительной руководительницы компании. Сандберг пришла на работу в Facebook в 2008 году, а в 2009-м стала первой женщиной, вошедшей в совет директоров.
Марк Цукерберг появится в новом проекте в качестве основного героя. Актёр на его роль пока неизвестен. Дата выхода сериала пока не сообщается.
Режиссёр Дэвид Гордон Грин снимет фильм о создании «Диснейленда»
Deadline сообщает, что Дэвид Гордон Грин («Хэллоуин») станет режиссёром биографического фильма про Уолта Диснея для стриминг-сервиса Disney+.
В центре сюжета окажется всемирно известный мультипликатор, который задумал создать тематический парк в 1953 году, ставший впоследствии одним из самых прибыльных мест планеты.
Эмма Коррин сыграет в сериале о загадочном убийстве
Сыгравшая принцессу Диану в четвёртом сезоне «Короны» Эмма Коррин сыграет главную роль в мини-сериале «Ретрит». Над ним поработают создатели «ОА» Брит Марлинг и Зал Батманглидж. Коррин досталась роль Дарби Харт, сыщицы-любительницы, которая расследует загадочное убийство, случившееся во время ретрита (времяпрепровождения, посвящённого духовной практике).
По сюжету Дарби и ещё 11 гостей приглашают поучаствовать в ретрите, который затевает миллиардер-затворник. Когда один из гостей погибает при загадочных обстоятельствах, Дарби приходится доказать, что это было убийство, чтобы спасти остальных.
Марлинг и Батманглидж напишут сценарий и выступят режиссёрами. Проект выйдет на телеканале FX.
Уилл Поултер сыграет Адама Уорлока в «Стражах Галактики 3»
Как сообщили источники Deadline, что позже подтвердил сам режиссёр Джеймс Ганн, в роли Адама в триквеле появится Уилл Поултер.
Актёр знаком зрителю по фильмам «Бегущий в лабиринте», «Мы — Миллеры», «Солнцестояние» и интерактивному эпизоду «Чёрного зеркала».
Издание The Hollywood Reporter отметило, что роль Уорлока была самой желанной среди молодых голливудских актёров в последнее время. Главными претендентами также были Джордж МакКей и Реге Пейдж, однако в итоге их обошёл Поултер.
Детали сюжета будущей ленты пока держатся в секрете, но сценарий готов у Джеймса Ганна уже давно. Съёмки стартуют в ноябре этого года. Премьера картины состоится в мае 2023 года.
Трейлер фильма «Обитель зла: Раккун-Сити»
Раккун-Сити, где когда-то располагался фармацевтический гигант Umbrella и вовсю бурлила жизнь, превратился в город-призрак. Компания давно переехала, но на ее месте глубоко под землей набирает силу великое зло. Когда оно вырвется на свободу, единственный шанс выжить уцелевшей горстке людей — сплотиться и узнать всю правду о корпорации Umbrellа.
В главных ролях: Кая Скоделарио, Робби Амелл, Нил МакДонаф, Ханна Джон-Кэймен, Том Хоппер, Донал Лог, Эван Джогиа, Марина Мазепа.
Дата выхода в России: 2 декабря 2021.
Агата из сериала «Ванда/Вижн» получит собственный сериал
«Ванда/Вижн» обзаведётся спин-оффом с участием Кэтрин Хан в роли Агаты Харкнесс. Об этом сообщает издание Variety.
Новый сериал описывают как чёрную комедию. Детали сюжета пока что держатся в секрете. За производство отвечает исполнительный продюсер оригинального сериала Жаклин Шеффер.
Сериал «Ванда/Вижн» вышел на Disney+ в январе 2021 года. Когда выйдет спин-офф, пока неясно.
Джейк Джилленхол сыграет в кинокомиксе «Пророк» от режиссёра «Тайлера Рейка»
Джейк Джилленхол и Сэм Харгрейв, наиболее всего известный по недавнему «Тайлеру Рейку», объединятся для нового проекта Studio 8. Актёр сыграет главную роль в экранизации комикса «Пророк» (Prophet). Ранее также стало известно, что Джиллехнол снимется в другом проекте Харгрева «Боевой контроль».
В основе сюжета лежит комикс «Пророк» Роба Лифельда. Джилленхолу досталась роль Джона Профета, который вызывается волонтёром в немецкий эксперимент в конце Второй мировой войны, чтобы прокормить семью. В ходе бомбардировки он оказывается заточён под землёй на 20 лет и просыпается в 1965 году.
Сериал «Основание» по циклу Айзека Азимова продлили на второй сезон
24 сентября этого года на Apple TV+ стартовал первый сезон сериала «Основание», в основу сюжета которого лёг цикл романов писателя-фантаста Айзека Азимова. Сейчас же стало известно, что сервис уже принял решение о продлении на второй сезон, хотя из первого сезона вышло лишь 4 серии из 10.
Действие сериала переносит во времена, когда человечество оказалось разбросано по разным планетам под контролем Галактической империи. Главный герой — учёный Хэри Селдон — предсказывает скорую смену нынешней власти на основе математических методов психоистории. Судя по его теории, грядёт наступление Тёмного века длиною в 30 тысяч лет, поэтому он собирает выдающиеся умы, чтобы сохранить все знания для будущих поколений.
Когда конкретно стоит ожидать второй сезон, пока неизвестно.
Кирнан Шипка в образе Сабрины появится в новом сезоне «Ривердэйла»
Случилось то, о чём так долго мечтали фанаты сериалов «Леденящие душу приключения Сабрины» и «Ривердэйл». Ни для кого не секрет, что события проектов происходили в одной вселенной, однако только сейчас герои наконец-то встретятся на экране.
Об этом стало известно из Instagram актрисы Кирнан Шипки, сыгравшей Сабрину. Она выложила фото в образе своей героини со съёмочной площадки.
«Из Гриндэйла в Ривердэйл. Увидимся в шестом сезоне», — подписала Шипка.
Напомним, что новые серии стартуют в ноябре этого года. В них героям предстоит столкнуться с некими сверхъестественными силами.
Дени Вильнёв заявил о желании снять фильм о Бонде
В подкасте Happy Sad Confused режиссёр «Дюны» Дени Вильнёв назвал себя одним из главных фанатов бондианы и сказал, что хочет в будущем снять фильм об агенте 007.
«Честно — и я не верю, что говорю это, — но я бы ответил гигантским согласием. Я бы с удовольствием поставил один из фильмов о Джеймсе Бонде. Это тот персонаж, с которым я был с самого детства, как и все. У меня к Бонду огромная привязанность», — заявил Вильнёв.
Стив Карелл проведёт терапию с серийным убийцей в сериале «Пациент»
Телеканал FX заказал производство мини-сериала «Пациент», в котором главную роль сыграет Стив Карелл. Проект будет состоять из десяти получасовых серий, а Карелл также выступит продюсером. Джо Вайсберг и Джоэл Филдс, известные по сериалу «Американцы», выступят в качестве шоураннеров.
Проект расскажет о психотерапевте Александре Штраусе, который недавно овдовел. После этого он становится заложником серийного убийцы, который хочет, чтобы тот вылечил его от желания убивать. Пока Штраус помогает маньяку, он сталкивается с собственными проблемами.
Цифра в скобках после названия обозначает, какую неделю фильм идёт в широком прокате.
Сборы за всё время проката указаны в скобках после сборов за уик-энд.
Дэниел Крейг официально попрощался с ролью Джеймса Бонда
«Я думаю, что теперь мне можно забрать у них свой паспорт», — пошутил актёр.
Курт и Голди встретились на съёмках фильма режиссёра Джонатана Демме
«Пересменка» в 1983 году. К тому моменту Хоун была разведена дважды, а за плечами Рассела был один неудачный брак. И несмотря на то, что официально любимчики Голливуда свой брак не зарегистрировали, их крепкому союзу позавидуют многие женатые пары.
Постер и трейлер пятой части культовой франшизы «Крик»
В фильме рассказывается история молодой женщины, которая возвращается в свой родной город только для того, чтобы столкнуться с ужасающими делами, связанными с печально известным серийным убийцей в маске.
Несмотря на 25-летний перерыв к своим ролям вернутся актеры из самой первой части Нив Кэмпбелл (Сидни Прескотт), Кортни Кокс (Гейл Уэзерс) и Дэвид Аркетт (Дьюи Райли).
В кино с 13 января.
Киану Ривз получит звезду на канадской Аллее славы
Киану Ривз получит свою звезду на «Аллее славы» Канады – канадском аналоге всемирно известной голливудской «Аллеи славы». Мероприятие состоится в декабре в Торонто.
Не смотря на то, что Киану Ривз родился в Бейруте, столице Ливана, но именно в Торонто прошли детство и юность будущего актёра. Кроме того, Киану имеет канадское гражданство, из-за чего подобная награда не вызывает вопросов.
Примечательно, что кроме обширного списка из киноиндустрии, организаторы церемонии отметили и его вклад в геймдев, упомянув прошлогоднюю Cyberpunk 2077.
Стоит заметить, что именную звезду на более престижной голливудской «Аллее славы» Киану Ривз получил ещё в 2005 году.
Точной даты церемонии организаторы пока не назвали.
Самоирония-это хорошо
Кейт Бланшетт о съёмках в фильме «Тайна дома с часами»
Прошлой ночью в Сохо
Автор: Илья Кувшинов
Совет от Джеймса Бонда следующему Джеймсу Бонду
Хочешь сделать хорошо — сделай это сам
Сегодня 08.10.2021 исполнилось 85 лет Леониду Куравлёву. Здоровья и долгих лет поистине народному актёру
Действительно
Знаменитые актеры и актрисы: от первой своей роли до последней (на данный момент)
Кошмар на улице Вязов (1984) и Минамата (2020)
Маска (1994) и Энни (2014)
Меч Ксантен (2004) и Дьявол все время (2020)
Дневники принцессы (2001) и Ведьмы (2020)
Городские проныры (1991) и Виновный (2021)
Машина смерти (1994) и Черная вдова (2021)
Обыкновенная магия (1993) и Главный герой (2021)
Выйти из игры (1982) и Тот, кто желает мне смерти (2021)
Невозможное (2012) и Вишня (2021)
Сказки с тёмной стороны (1990) и Женщина в окне (2021)
Бойся темноты (1998) и Воспоминание (2021)
Темный сезон (1991) и Мейр из Исттауна (2021)
Другая страна (1984) и Сверхновая (2020)
Лагерь Кукамонга (1990) и Друзья: Воссоединение (2021)
Наконец-то дома (1988) и Чапелвейт (2021)
В начале и в конце фильма
Реконструкторы против Голливуда: фильмы о викингах
Опыт системной оценки художественных фильмов о викингах в рамках сравнительно-аналитического дискурса с опорой на классификацию Ивана Семьяна.
Зачастую, когда специалист по какой-то теме смотрит художественный фильм, его темы касающийся, у специалиста начинает, что называется, подгорать. И это нормально. Но есть разные уровни «режиссерского произвола».
Например, когда человек смотрит «Интерстеллар» Кристофера Нолана, ему не нужна степень по физике, чтобы понять откровенную нереалистичность некоторых эпизодов. Например, путешествие персонажа Макконахи через Черную дыру. Тут школьного курса достаточно с лихвой.
Но на то она и фантастика, хотя приставка «научная» вроде как обязывает прорабатывать фантдопущения. Другое дело – фильмы исторические. И те, что позиционируются таковыми. Историки, археологи и реконструкторы такие фильмы любят глубоко и искренне. Об этом и предлагаю поговорить.
Справедливо начать с вопроса о том, почему вообще существует такая проблема. Казалось бы, есть эксперты – историки, археологи. Реконструкторы, которые буквально воссоздают культуру и быт целевой эпохи на основе исторических источников – археологических, письменных, изобразительных. Что мешает пригласить этих специалистов на съемочную площадку и снять исторический фильм в соответствие с реалиями эпохи? На самом деле, причин много. Рассмотрим основные.
Это перенесение современных стереотипов (как правило – поведенческих) на реалии эпохи, по которой снимается фильм. Элементарный пример – два викинга выпивают в корчме, один задевает другого плечом или проливает на него полкружки браги. Что происходит дальше? Современный стереотип диктует вполне очевидную линию поведения из разряда «пойдем выйдем». Ну или поножовщину на месте.
Реально в Скандинавии эпохи викингов подобный исход крайне маловероятен. Потому что убийство (пусть даже ненамеренное) другого человека влекло за собой колоссальную лавину проблем. И суд на тинге ярла – не самая большая из них. До тинга можно было не дожить. А еще можно было получить такую социальную стигму как нидинг, что значит «бесправный». Нидинг лишался всех статусов, имущества, жены и прочего. Вот это уже беда. Потому что за убийство нидинга ни перед кем отвечать не нужно.
Это большое заблуждение, что раннесредневековые скандинавы постоянно дрались по чем зря. В плане социальных взаимодействий они были куда адекватнее, чем показано в тех же «Викингах», где все друг друга режут без разбору. Причина в том, что разговаривали люди лицом к лицу, а не сидя по разные стороны монитора.
Я не уверен, что один викинг в описанной ситуации извинился бы перед другим, хотя это всецело зависит от объема выпитого. Но едва ли они стали бы драться. Хотя, полагаю, хольмганг был бы возможен. Но это уже не формат «пойдем выйдем», а полноценный ритуал, определенный законодательно. И проводился он не сию же минуту, а назначался на конкретное время.
В целом, тысячу лет назад люди значительно лучше умели держать язык за зубами, чем сейчас. Любопытно, что нагляднее всего эту мысль продемонстрировал Роберт Говард в своих первых рассказах про Конана. Да, антураж там фэнтезийный, но жизненной мудрости Говарда он не отменяет.
Таким образом, когда человек, который хотя бы в общих чертах представляет себе реалии эпохи, видит на экране очевидный анахронизм, то есть поведение персонажа, несоответствующее поведению людей в то время, это сразу вызывает закономерный диссонанс.
Вторая глобальная проблема, зачастую именно с нее все начинается. Да, это как раз тот случай, когда «я художник, я так вижу». То есть фантазии режиссера замещают факты об исторических реалиях. Эталонный пример – когда викинги, спускаясь на берег, подхватывают щиты, размещенные на бортах лангшипа, и с ними идут в бою.
Пафосно и эффектно, не поспоришь. Нюанс в том, что археология показывает – эти щиты не были боевыми. Они были большие и тяжелые, и крепились к борту особым образом. Их невозможно было использовать в бою. Щиты эти решали две задачи, во-первых, практическую – они делали фальшборт выше, что позволяло эффективно прятаться от лучной атаки. Во-вторых, декоративную – корабль выглядел красивее. В этом деле викинги знали толк, они ведь еще использовали резные головы морских змеев, из-за чего их лангшипы и получили свое легендарное прозвище – драккары (если что, это ни в коей мере не тип корабля, а пафосная альтернатива для скальдических саг, подробнее – в другом стриме).
Опять же, у человека, которому этот факт известен, означенный эпизод с подхватыванием «бортовых» щитов вызывает искреннюю улыбку. И человек уже понимает, что следующий час не фильм будет смотреть, а остальные режиссерские выдумки собирать.
Стилизация вместо реконструкции
Бытует мнение, что реальные викинги выглядели не так ярко и интересно, как те, которых нам рисует Голливуд. Вот что они выглядели иначе – это факт. А что менее интересно – большое заблуждение.
Проблема режиссеров в том, что не хочется тратить бюджет и время на экспертов. Поэтому делается стилизация. То есть «вариация на тему». Отсюда – весь тот замечательный комплект одежды и вооружения, который мы можем наблюдать через кровоточащие веки в сериале «Викинги». О нем мы, конечно, поговорим подробнее.
Стремление к кинематографичности
Чтобы блокбастер выглядел круто на большом экране, нужно много всего. Много доспехов, много воинов. Я этот вопрос уже затрагивал на одном из предыдущих стримов, поэтому повторяться не буду, желающие могут посмотреть. Чтобы не занимать лишнее время, приведу один конкретный пример.
В Иллеруле (Дания) был обнаружен клад VII века. Да, это чуть раньше эпохи викингов, но всё же. Клад включает 147 мечей на 1000 копий. А еще, чтобы вы понимали масштаб, у нас на всю Скандинавию эпохи викингов шесть находок шлемов. Кольчуга вообще одна – в захоронении близ Хаусбигда. Еще в Хьортспринге есть фрагменты. Зато топоров и щитов – не счесть. Буквально, общее количество археологических артефактов этих типов никто не считал.
Это значит, что абсолютное большинство воинов в хирде ярла вообще не имели доспехов и были вооружены копьем, топором и щитом. В шлемах и при мечах был лишь с пяток хускарлов. В кольчуге только сам ярл, да и то не факт. Так что все эти кадры тотальной бойни из «Последнего Королевства» – не более, чем фантастическая авторская фантазия.
Классификация исторических фильмов Ивана Семьяна
Иван Семьян – археолог, руководитель центра экспериментальной археологии «Археос», заведующий лабораторией экспериментальной археологии НОЦ Евразийских исследований ЮУрГУ, реконструктор (Каменный век). В 2018 году на форуме «Ученые против мифов-9» Иван Семьян выступил с докладом, в котором предложил авторскую классификацию исторических фильмов.
В основу своей классификации Семьян положил три группы проблем в фильмах, которые позиционируются историческими, но по сути таковыми не являются. Эти группы, основанные на выше озвученных причинах неисторичности, Семьян определил следующим образом:
Здесь комментарии излишни – речь о ситуации, когда продемонстрированные в фильме предметы быта, орудия труда или военная экипировка не соответствуют эпохе, о которой идет речь.
Эта группа проблем прямо следует из анахронизма. То есть когда персонажи на экране ведут себя совершенно не так, как себя вели люди отображаемого исторического периода.
Пример – уже упомянутый сериал «Викинги» (который не хаял только ленивый), где каждый персонаж – откровенный индивидуалист и карьерист, иначе не сказать. Во взаимоотношениях между героям нет даже намека на общинное мышление, которое в Раннем средневековье было основной мировоззрения людей. Это подтверждается и археологией и письменными источниками.
Женщины в «Викингах» – это современные женщины, эмансипированные и с макияжем. Проблема не в том, что в сериале много женщин-воительниц, тут как раз все в порядке. Проблема в том, как они себя ведут, и тут для наглядности подойдет пример, о котором говорил Евгений. Когда Бьёрн пустил беременную Торунн в бой. Хотя этот же эпизод выйдет отличной иллюстрацией к третьей проблеме – отсутствие здравого смысла. Но о ней позже.
Сегодня у Голливуда на повестке дня гендерное неравенство и борьба меньшинств за свои права. Если такие вещи появляются на экране в эпоху, когда подобного не могло быть в принципе, это не просто смешно.
У тех же скандинавов, если мужчину, не дай Один, заподозрили в «инаковости», он мгновенно становился эрги, дословно – «немужественный» или «женоподобный». А эрги автоматически являлся нидингом и, как я уже сказал, терял все, что имел. Зачастую жизнь тоже. В этом смысле показательна история о Рёгнвальде Прямоногом, сыне Харальда Прекрасноволосого. Рёгнвальд начал практиковать сейд (женское ведовство) вместе с группой колдунов, за что был объявлен вне закона, и тогда другой сын Харальда, Эйрик Кровавая Секира, сжег Рёгнвальда вместе с его приспешниками.
Вот так было принято с «немужественными». Поэтому никакого гомосексуализма в эпоху викингов быть не могло. И позже его не могло быть тоже, но это уже совсем другая, весьма резонансная история.
Отсутствие здравого смысла
Объективно, две предыдущие группы проблем большинство зрителей просто не заметит. Потому что большинство зрителей – не археологи, историки или реконструкторы. Я в «Гладиаторе» Ридли Скотта тоже не обратил внимания, что в одном из первых кадров в шатре Марка Аврелия стоит бюст Септимия Севера, до правления которого на тот момент еще 13 лет.
А вот, на что я обратил внимание, это на собак римлян. В фильме Скотта это немецкие овчарки, выведенные, на минуточку, в XIX веке. Римляне конечно использовали боевых псов, они назывались молоссы, их прямые потомки – мастиффы. Это дает общее представление о том, как на самом деле могли выглядеть те собаки. Но этот момент условно относится к первой группе проблем – неаутентичность технологий.
В различных сочетаниях эти группы выступили классификационными признаками для системы Ивана Семьяна, которую и мы возьмем за основу. Семьян применил свою систему к фильмам по Доисторической эпохе, мы же спроецируем ее на фильмы о викингах. Сама классификация выглядит так:
Фэнтези с историческими мотивами. Подразумевается не наличие драконов и файерболлов, а мир, созданный в рамках настолько условных исторических реалий, что в действительности не имеет с ними ничего общего.
Исторический блокбастер. Реалии времени чуть менее условные, но упор сделан на массовость. Поэтому викинги ведут себя как хипстеры.
Экранизация исторического литературного источника. Попытка воссоздать сюжет саги с опорой на реальный текст. Такие фильмы уже значительно ближе к историческим реалиям, даже если какие-то моменты культуры и быта стилизованы или сильно упрощены.
Попытка отображения реалий прошлого. Таких фильмов практически нет ни по одной эпохе. Потому что подход предполагает научно-популярный формат, который идет вразрез типичным интересам киноиндустрии.
Теперь кратко охарактеризуем самые известные фильмы о викингах с точки зрения их позиции в этой классификационной системе.
Режиссер: Джон Мактирнан
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
Да, начало фильма основано на «Записках» Ибн Фадлана, арабского путешественника, который был послом в Волжской Булгарии с 921 по 922 год. Некоторые элементы ритуалистики, которые Фадлан подмечает, наблюдая за толи викингами, толи руссами, отраженные в его «Записках», в фильме показаны со стопроцентным соответствием источнику.
Но все, что происходит дальше, это сюжет романа британского писателя-фантаста Майкла Крайтона «Пожиратели трупов». Именно Крайтон внезапно переместил Фадлана на, как минимум, 200 лет назад, включив его в отряд готского военачальника Беовульфа, который пришел в Данию, чтобы помочь королю Хродгару с его напастью.
По сюжету одноименного англосаксонского эпоса, Беовульф сражается сначала с оборотнем Гренделем, затем с его матерью-троллем, а потом с драконом (уже у себя на родине). То есть тут Крайтон, а за ним Мактирнан никаких источников уже не экранизировали, и не планировали экранизировать. Это фэнтези в условно-исторических реалиях.
Хотя поединок между лучшими воинами Беовульфа и Хротгара показан, на мой взгляд, не только эффектно, но и довольно аутентично. Если вы не помните этот эпизод, обязательно пересмотрите. Третья схода – максимально реалистичное отображение того, что, скорее всего, могло иметь место.
«Викинги против пришельцев»
Режиссер: Ховард Маккейн
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
В оригинале фильм называется «Чужеземец», но наши локализаторы решили сразу снять все вопросы. И они действительно их сняли, потому что как исторический фильм даже не позиционируется. И по этой же причине он великолепно смотрится историками и реконструкторами.
Это качественная фантастика про прогрессора Стругацких, что волею судьбы попал на планету, уровень развития на которой похож на Раннее средневековье Земли. И попал он в регион, подозрительно напоминающий древнюю Скандинавию. Но именно что – напоминающий. Поэтому вопросов и правда нет.
Режиссер: Майкл Хёрст
Год выхода: 2013-2020
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
Нет, это определенно не исторический блокбастер, хотя викинги там ведут себя как современные люди. Индивидуалисты и гедонисты, никакой общности, и как ярлы ими правят – решительно непонятно. Это современные брутальные мужики, которым дали мечи и выпустили в средневековье. Поэтому они там всех без разбору режут, и нет на них управы.
Вот, с чем поспорить не можем, это с татуировками. Поэтому что, согласно Ибн Фадлану, забивались викинги немилосердно. Вообще, человек забивается активно с древнейших времен. Для наглядности – в 1991 году в Эцтальских Альпах обнаружен мумифицированный труп человека, который жил приблизительно в 5300 году до нашей эры. Находку назвали Человек Этци, и у него десятки татуировок по всему телу.
«Вальхалла: Сага о Викинге»
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
Фильм хороший, но не исторический. Собственно, сам режиссер его позиционирует как «научно-фантастический постпанк».
Вроде бы какие-то исторические моменты есть. Например, захваченный скандинавами пикт, ставший трэллом. Это вполне реально. Причем пикт в исполни Мадса Миккельсена довольно антуражный и убивает как мог бы убивать реальный пикт.
Интересно обыграно открытие Северной Америки, и аборигены с их воздушными погребениями показаны хорошо. Но в остальном… я бы охарактеризовал фильм как «артхаусное фэнтези». Очень на любителя.
Режиссер: Ричарда Флейшера
Тип: исторический блокбастер
Из нашего поколения сложно найти человека, который не знает эту легендарную картину с Кирком Дугласом в главной роли. Как и в случае с «Тринадцатым воином», это экранизация книги.
Оригинальный роман принадлежит перу Эдисона Маршалла. В отличие от Крайтона, Маршалл не был фантастом. Он писал приключения и историческую беллетристику. Его «Викинг» основан на саге «Krákumál», которая представляет собой монолог Рагнара Лодробка, умирающего в яме со змеями, куда его бросил Элла, король Нортумбрии.
Что касается фильма, он основан на полумифическом сюжете, поэтому предъявлять к нему требования по хронологии событий сложно. Но исторически аутентичных объектов в кадре в разы больше, чем, например, в отечественном «Викинге» с Данилой Козловским (свят, свят…). И по жанру фильм позиционируется как «исторический боевик». Он красивый, пафосный, масштабный. То есть хороший приключенческий блокбастер.
Режиссер: Маркус Ниспел
Тип: исторический блокбастер
На самом деле, здесь довольно сложно определить тип фильма по классификации Семьяна. Потому что с одной стороны, это конкретный голливудский блокбастер на историческую тематику с эталонным превозмоганием героя, которому приходится делать выбор между зовом крови и любовью к чужому племени, которое стало ему семьей.
С другой стороны, здесь викинги в рогатых шлемах. Казалось бы – достаточно. Но главные роли достались Карлу Урбану (он же сначала «Призрак», а потом и «Следопыт»), Ральфу Мёллеру и Клэнси Брауну. Это яркие талантливые актеры, но даже они не вытянули откровенно никакой сюжет. Хотя идея отличная, ведь в своем фильме Маркус Ниспел попытался показать уникальное событие – первое прибытие викингов к берегам Северной Америки и их потенциальное столкновение с индейцами.
Эти сведения нам известны из «Саги об Эйрике Рыжем», где упоминается Гуннбьорн Ульфсон, который, по всей видимости, побывал в Северной Америке примерно за 100 лет до прославленного Лейфа Счастливого и, соответственно, за 600 лет до Колумба.
Аниме-сериал «Сага о Винланде»
Режиссер: Сюхэй Ябута
Тип: исторический блокбастер
Манга Макото Юкимура, по которой сделано это аниме, основывается на двух сагах – «Сага об Эрике Рыжем» и «Сага о гренландцах». Главные герои имеют реальных исторических прототипов. Например, Торфинн из аниме – это исландский мореплаватель Торфинн Карлсефни. Торкелль, Кнуд – это тоже исторические личности, которые действительно принимали или могли принимать участие в описываемых событиях.
Разумеется, нельзя не упомянуть Аскеллада, имя которого – это отсылка к норвежскому фольклорному герою Аскеладдену, известному своей хитростью. Также в манге и аниме присутствует Лейф Эрикссон, тот самый викинг, первым открывший Северную Америку.
Режиссер: Ник Мёрфи и еще какие-то люди
Тип: исторический блокбастер
Отнести этот сериал к категории фэнтези не позволяет единственный факт. В основе опуса лежит серия романов «Саксонские хроники» Бернарда Корнуэлла. Корнуэлл не историк, но и не фантаст. Он хорошо поработал с историческими источниками. Поэтому режиссеры, слизавшие у него сценарий, неплохо показывают историю завоевания викингами Британских островов.
Проблема в том, что режиссеры поработали с источниками значительно хуже. И историков в качестве консультантов они, само собой, не приглашали. Поэтому почти все, что вы видите в кадре, историческим реалиям не соответствует. Даже безумный скъялборг, которого в таком виде тоже быть не могло. В общем, как блокбастер на историческую тему – очень даже.
«Беовульф и Грендель»
Режиссер: Стурла Гуннарссон
Тип: исторический блокбастер
Фильм не получится отнести к экранизации исторического источника, потому что режиссер предлагает свою версию «Саги о Беовульфе», и здесь довольно много отступлений от оригинального текста.
В целом, фильм атмосферный, интересный и… по антуражу местами откровенно фэнтезийный. За эту фэнтезийность очень обидно. В том смысле, что Беовульф (Джерард Батлер, кстати) носит в кадре отличную реконструкцию шлема Вендельской эпохи. Исторический Беовульф однозначно носил или весьма вероятно мог носить именно такой шлем.
На одном из его воинов есть реконструкция викингского шлема из Гьёрмундбю, а в руках – адекватная версия Датской секиры. Понятно, что Гьёрм и Вендель отстоят друг от друга лет на сто. Но режиссер хотя бы попытался. Это хорошие реконструкции археологических источников, не стилизации. И вместе с тем периодически на Беовульфе вместо нормальной кольчуги появляется кожаная чешуя с клепками… То есть то, чего не было ни в одну историческую эпоху. Но фильм неплохой, я на днях пересмотрел без пены у рта.
Режиссер: Ули Эдель
Тип: экранизация исторического источника
Как и в случае с «Беовульфом», речь в первоисточнике идет не об эпохе викингов, а о чуть более раннем периоде европейской истории. «Беовульфа» мы добавили в наш список, потому что там присутствуют даны и вообще место действия двух третей сюжета – Дания.
«Кольцо Нибелунгов» здесь потому, что германская эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах», написанная в XIIIвеке, основана на ряде песен из «Старшей Эдды», включая «Речи Регина», «Речи Фафнира», «Речи Сигрдривы» и другие, где упоминается Сигурд.
Что касается фильма, он довольно точно дублирует литературный источник. Картинка на экране эпическая и эффектная, актеры отыгрывают на уровне. Насчет антуража – ни в коем случае не реконструкция, и даже не стилизация. Но смотрится легко, интересно. Если вдруг история прошла мимо вас, настоятельно рекомендую пробел восполнить.
Режиссер: Роберт Земекис
Тип: экранизация исторического источника
Как понятно из названия, Земекис основывался на «Саге о Беовульфе». Это уже упомянутый англосаксонский эпос, повествующий о событиях, которые произошли ориентировочно в начале VIII века. То есть на горизонте вот-вот забрезжит так называемая эпоха викингов.
Сюжет фильма не копирует сюжет саги, но довольно близок к нему. То есть сюжетно это хорошая экранизация. С точки зрения аутентичности – чистый голливудский блокбастер. Ну и фэнтези, конечно.
Думаю, понятно, почему Беовульф 1999 года с Кристофером Ламбертом и Роной Митрой мы рассматривать не будем… Крутой постапокалиптический ведьмак, который в детстве очень нравился)
Режиссер: Нильс Гёуп
Тип: экранизация исторического источника
Норвежский историко-приключенческий фильм, сюжет которого основан на древней саамской легенде о мальчике, заманившем врагов в горное ущелье, где их погребла под собой снежная лавина.
Фильм примечателен тем, что демонстрирует бытовые подробности жизни саамов (лапландцев) X-XI века, и эти подробности соответствуют имеющимся археологическим и этнографическим данным. Еще один любопытный факт: «Проводник» – первый полнометражный фильм, снятый на северосаамском языке.
Режиссер: Агуст Гудмундссон
Тип: экранизация исторического источника
С точки зрения аутентичности фильм безупречен. Сюжетно он дублирует сагу, но важнее, что его снимали в археологическом парке. На съемочную площадку были приглашены археологи, были изготовлены точные копии археологических артефактов X века. Да, фильм старенький, картинка уже не торт и никакой «блокбастеровости». Но для души историка и реконструктора – как бальзам на истерзанную Голливудом душу.
«Биркебейнеры» / «Последний король»
Режиссер: Нильс Гёуп
Тип: экранизация исторического источника
Что касается источников, то, во-первых, фильм исторически достоверен. Он описывает реальную попытку ополченцев-биркебейнеров спасти маленького короля Хокона, доставив его к королю Инге Бордссону в Тронхейм. Во-вторых, это можно считать экранизацией исторического литературного источника, потому что о затронутых событиях мы знаем из двух саг – «Сага о Сверрире» и «Сага о Посошниках».
«И на камнях растут деревья»
Режиссер: Станислав Ростоцкий и Кнут Андерсен
Тип: экранизация источника
Советско-норвежский фильм, снятый по повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей». Вронский написал несколько качественных историко-приключенческих книг, которые назвать фэнтези язык не поворачивается. Потому что хотя с историческими событиями они не особенно связаны, сюжеты и персонажи в них действительно аутентичны.
Фильм «И на камнях растут деревья» – лучшее тому подтверждение. За соответствие историческим реалиям на экране поклонимся историку-медиевисту Арону Яковлевичу Гуревичу, который выступал консультантом. Более того – все батальные сцены выполнялись с участием советских самбистов под руководством Валерия Волостных, мастера спорта по самбо, Заслуженного тренера России, одного из основоположников боевого самбо.
Не могу не привести легендарную цитату из этого фильма:
– Сигурд – берсерк.
– А кто такой берсерк?
– Воин, которого хранят боги.
– Тогда зачем ему кольчуга?
– На всякий случай…
«Древнее предание: Когда солнце было богом»
Режиссер: Ежи Гофман
Тип: экранизация исторического источника
Вольная экранизация исторического романа «Старинное предание» Юзефа Крашевского. По уровню аутентичности фильм Гофмана почти так же хорош, как «И на камнях растут деревья». Есть вопросы по стилизации викингских доспехов и некоторых элементов одежды западных славян. Зато ритуалистика, обрядовая часть и некоторые традиции показаны на уровне. Их воссоздали настолько четко, насколько это возможно с минимальным количеством источников.
Сюжетно фильм представляет собой компоновку сведений из трех хроник – «Хроника и деяния князей или правителей польских», «Хроника» магистра Винцентия Кадлубека и «Великопольская хроника». История интересная и красивая, спойлерить не будем. А вот о чем стоит сказать, так это о том, что одну из главных ролей играет Михал Жебровский, ведьмак моего детства…
Исландский режиссер и сценарист Храбн Гюднлейгссон снял «Полет ворона» (1984), «Тень ворона» (1988) и «Белый викинг» (1991). Эта его трилогия, посвященная норвежским викингам, в свое время была довольно известной, потому что Гюднлейгссон – неплохой режиссер. Что касается историчности, то хватит одного факта – первый фильм трилогии на фестивале Fantasporto получил премию «Лучший иностранный фантастический фильм». Тоже можно сказать и о «Последнем викинге» (1997) Йеспера Нильсена.
Под занавес этой части обязательно упомянем сериал «Северяне» Йонаса Торгерсена, которого наснимали аж 3 сезона (2016-2020). По сюжету, на дворе 790 год. Место действия – некий норвежский поселок Нурхейм. Что касается самого действия, то это великолепная комедийная трешовая солянка из всех известных стереотипах о викингах. Никакой историчности, и даже не претендует. Мне было смешно, а там смотрите на свой страх и риск.
Ограничение по знакам. Продолжение здесь.