актеры фильма хмурое утро
Хмурое утро, 1959: актеры и роли
Нонна Мордюкова Виктор Авдюшко Борис Андреев Павел Винников Владимир Белокуров Леонид Пархоменко Анатолий Соловьев Anatoliy Solovyov Владимир Таскин
Выдает пропуска в Marvel? 4 раза, когда актеры сыграли с Хиддлстоном, а затем попали в киновселенную
«Больно и страшно»: тяжелобольная Казьмина попрощалась с детьми
Карпович заметили в частной клинике: «Агата порчу навела?»
Хагрид – Робин Уильямс? Актеры, которые могли сыграть в «Гарри Поттере», но что-то пошло не так
Сыграла на опережение: Самбурская блеснула в корсете Диты фон Тиз
Точь-в-точь: спортсмены, которые очень похожи на мировых звезд
Попал под трибунал: как актер Владимир Заманский оказался в лагерях
Ясновидящая заговорила о здоровье Гузеевой: «Гантелью по голове не убить»
Тест: какое признание в любви тебя ждет?
Прервали «Прямой эфир»: дочь Распутиной влезла в драку у Малахова
Клава Кока обвинила Леди Гагу в плагиате: «Не показалось»
Богомолов заступился за Собчак: «Рассуждения бессмысленны»
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
«Хмурое утро» (1959)
ХМУРОЕ УТРО
Прокат цветного широкоэкранного вариант фильма со стереофоническим звуком начался в Москве 26 апреля 1959 года.
Автор сценария Борис Чирсков. Режиссер-постановщик Григорий Рошаль. Оператор- постановщик Леонид Косматов. Художник Иосиф Шпинель. Композитор Дмитрий Кабалевский. Звукорежиссер Лев Трахтенберг. Режиссеры: М, Заржицкая, К. Полонский. Монтажер Т. Зинчук. Художник по костюмам О. Кручинина. Художник-гример Е. Ломова. Комбинированные съемки: оператор Борис Арецкий, художник Людмила Александровская. Консультант генерал-лейтенант Н.Осликовский. Редактор Н. Рудакова. Оркестр Управления по производству фильмов, дирижер Дмитрий Кабалевский. Директор картины В. Циргиладзе.
В ролях:
Московский кинотеатр «Ленинград» с рекламой фильма «Хмурое утро»
По заключительной части трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам».
Огнем гражданской войны охвачена молодая Страна Советов. На подступах к Царицыну идет жестокая битва. Уже много дней сражается батарея Телегина, обороняя Царицын. В одном из наступлений Телегин получает сильное ранение. Его направляют в госпиталь. Там он встречается с Дашей. Тем временем Рощин дезертирует с фронта и отправляется на поиски Кати. Из Екатеринослава он попадает в Гуляй-Поле, прямо к батьке Махно. Махно принимает Рощина за деникинского офицера, разведчика. Естественно, Рощин не может дать никаких сведений. Тогда Махно решает взять его к себе в штаб, чтобы большевики подумали, будто батька с деникинцами снюхался.
К Махно между тем прибывают два делегата: матрос Чугай, посланный советским командованием, чтобы склонить батьку к совместным действиям против Петлюры, и анархист Леон Черный, примчавшийся из Харькова для борьбы с большевиками. Чугаю удается склонить Махно на сторону большевиков. Рощину поручают инспектировать в Екатеринославе план восстания. За время подготовки восстания Рощин много передумал. Он впервые почувствовал себя пригодным для хорошего дела. Начинается восстание Петлюровские части терпят поражение. В Екатеринославе объявляется Советская власть. Но ненадолго: свежие силы петлюровского полковника Самокина снова врываются в город. Среди махновцев — паника. Сам Махно удирает. В неравном бою гибнут Маруся, предревкома и многие другие. Рощин ранен. По выздоровлении он получает назначение в штаб курсантской бригады. Теперь он без колебаний принимает революцию, убедившись в том, что подлинная Россия будущего —- Россия большевистская, Россия коммунистическая. Только тревога о Кате еще связывала его с прошлым. А Катя, избавившись от подлеца Красильникова, стала учительницей. Она совершенно не подозревала, что Рощин жив и все еще не теряет надежды найти ее… Даша, Телегин, Латугин, Катя, Рощин, Чугай — словом, все те, кто нелегким путем пришел к признанию революции, встречаются на XVIII съезде Советов в Большом театре.
На III Всесоюзном фестивале советских фильмов в Минске (1960) фильму присуждена (вместе с фильмами «Отчий дом» и «Иванна») Вторая премия, художнику И. Шпинелю — Первая премия, композитору Д. Кабалевскому — Первая премия, актрисе Р. Нифонтовой — Первая премия за лучшее исполнение женской роли и актрисе Н. Веселовской — Поощрительный диплом.
Библиография:
«Литературная газета», 12.II 1959; «Литература и жизнь», 13.V.1959; «Советская культура», 2.Х 1958, 21.V 1959; «Советская Россия», 8.У 1959; «Московский комсомолец», 21.111 1959; «Вечерняя Москва», 8.01. 1959; «Советский флот», 29.IV 1959; «Советская Латвия», Рига, 15.V 1959; «Советская Эстония», Таллин, 22.VII 1959; «Коммунист Таджикистана», Душанбе, 16.V 1959; «Советская Молдавия», Кишинев, 26.У 1959; «Вечерний Ленинград», 24. IV 1959; «Уральский рабочий», Свердловск, 14.V 1959; «Восточно-Сибирская правда», Иркутск, 24.V 1959; «Советская Сибирь», Новосибирск, 9,VII 1959; «Челябинский рабочий», 24.У 1959; «Волжская коммуна», Куйбышев, 19.V 1959 ; «Волга», Астрахань 6.12.VII 1959; «Коммуна», Воронеж, 17.V 1959; «Магнитогорский рабочий», 24.V 1959; «Советское Закарпатье», Ужгород, 14.VI 1959;«Тамбовская правда», 29.V 1959; «Тагильский рабочий», Н. Тагил, 19,VII 1959; «Удмуртская правда», Ижевск, 30.VI 1959; «Южный Урал», Оренбург, 31.V 1959; «Курская правда», 14.VI 1959; «Ленинское знамя», Липецк, 9.VI 1959; «Брянский рабочий», 12.VIII 1959; «Северная правда», Кострома, 7.VI 1959, «Омская правда», 30.V 1959; «Красное знамя», Владивосток, 14.V 1959; «Гродненская правда», 6.V1 1959; «Крымская правда», Симферополь, 17.V 1959; «Луганская правда», 17.V 1959; «Ленинское знамя», Петропавловск, 10.V1 1959; «Красное знамя», Сыктывкар, 5,VI 1959; «Коммунист», Джамбул, 10.V1 1959; «Акмолинская правда», 14.VI 1959; «Запорожская правда», 23.VI 1959; «Грозненский рабочий», 14.VI 1959; «Ленинская правда»* Петрозаводск, 5.УГ 1959; «Таганрогская правда», 22.V 1959; «Советская Татария», Казань, ЗО.У 1959; «Призыв», Владимир, 16.V 1959; «Кузбасс» Кемерово, 23.V 1959; «Вечерний Ростов», Ростов-на-Дону, 12.V 1959, «Знамя», Калуга, 13.V 1959.
«Искусство кино», 1959, № 7; «Советский экран», 1958, № 21, стр. 6-7; 1959 № 7, 17; «Киномеханик», М., 1959, № 3; «Агитатор», 1959, № 8; «Советская женщина», 1959, № 5.
=====================================
ХМУРОЕ УТРО (1959)
Полезное
Смотреть что такое «ХМУРОЕ УТРО (1959)» в других словарях:
КУСТИНСКАЯ Наталья Николаевна — (р. 05 апреля 1938, Москва), российская актриса; заслуженная артистка РФ (1999). Окончила музыкальную школу при училище имени Гнесиных по классу рояля, актерский факультет ВГИКа. В кино с 1959 года, первая роль Маруся в фильме Григория Рошаля… … Энциклопедия кино
ГРИЦЕНКО Николай Олимпиевич — (24 июля 1912, город Ясиноватая, Украина 08 декабря 1979), украинский актер. Народный артист СССР (1964). Государственная премия СССР (1951 за участие в фильме «Кавалер Золотой Звезды»), Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (за… … Энциклопедия кино
МОРДЮКОВА Нонна Викторовна — (Ноябрина) (р. 27 ноября 1925, станица Константиновская, Донецкая область), российская актриса; народная артистка СССР (1974). Сталинская премия (1949), государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1973). Редакционным советом английской… … Энциклопедия кино
Кабалевский, Дмитрий Борисович — Дмитрий Борисович Кабалевский Дата рождения 17 (30) декабря 1904(1904 12 30) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти … Википедия
ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич — (р. 25 августа 1930, Тбилиси), режиссер, сценарист, актер. Народный артист РСФСР (1974); Народный артист СССР (1989); Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»); Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых… … Энциклопедия кино
АНДЖАПАРИДЗЕ Мери Ивлиановна — (28 октября 1904, Кутаиси 16 июля 1980, Москва), режиссер, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1950, за участие в фильме «Падение Берлина). Окончила экономический факультет Тбилисского государственного университета (1928). Работала… … Энциклопедия кино
АНДРЕЕВ Борис Федорович — (9 февраля 1915, Саратов 25 апреля 1982, Москва), российский киноактер, народный артист СССР (1962), лауреат Сталинских премий (1948, «Сказание о земле Сибирской»; 1950, «Падение Берлина»). В 1937 окончил Саратовский театральное училище. В 1936… … Энциклопедия кино
ВЕСЕЛОВСКАЯ Нина Валентиновна — (р. 7 марта 1937, село Городище, Пензенская область), российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1984). Окончила Школу студию при МХАТ (1959). С 1959 актриса Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, с 1978 актриса Театра… … Энциклопедия кино
ГОЛУБИЦКИЙ Олег Борисович — (07 июня 1923, Москва 07 сентября 1995), российский актер; заслуженный артист РСФСР (1988). Окончил ВГИК (1949, мастерская В.Ванина). Участник Великой Отечественной войны. В 1949 1989 актер Театра студии киноактера. В кино с 1950 года, первая… … Энциклопедия кино
СОКОЛОВА Любовь Сергеевна — (31 июля 1921, Иваново Вознесенск 06 июня 2001, Москва), российская актриса, народная артистка СССР (1991). Училась на филологическом факультете Ленинградского пединститута имени Герцена, в Первой мастерской экранного искусства при киностудии… … Энциклопедия кино
Хмурое утро (фильм)
«Хожде́ние по му́кам» — историческая драма, полнометражный художественный фильм в трёх частях по одноимённому роману Алексея Толстого, его первая экранизация.
Снят Григорием Рошалем на студии «Мосфильм» в 1957—1959 годах.
Три части фильма названы так же, как книги трилогии А. Толстого:
Содержание
Сюжет [ | ]
Фильм посвящён судьбе двух сестёр — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви соответственно с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.
Фильм № 1. «Сёстры» [ | ]
1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролётке. Далее следует визит Даши на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолётной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает его. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кати в любви к нему. Вечерний приём у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела рабочих. Даша приходит к Бессонову и позже выговаривает сестре, после чего Катя признаётся мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга: Катя — в Париж, а Даша сдаёт экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.
В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла Катиного мужа Николая Ивановича и чтобы тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт, — начинается Первая мировая война.
Даша получает известие о пропаже Телегина на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Вадима Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстаёт перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсёстры. Наступает 1917 год: Рощин приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию, и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.
Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съёмки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями заседания Совета рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию.
Фильм № 2. «Восемнадцатый год» [ | ]
1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублёва. В замёрзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребёнка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.
Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону, в гостях, Тётькин, бывший сослуживец Рощина, даёт приют Кате после ссоры с Рощиным. Он пробирается в Белую армию, где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки.
Телегин в степях встречается с Рублёвым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублёв, в отличие от книги, становится важным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). Затем Телегин и Рублёв наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.
Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она беседует с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы, и её берут в плен. В итоге Катю уводит Красильников. Рощин приезжает к Тётькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав.
Фильм № 3. «Хмурое утро» [ | ]
Третий фильм кинотрилогии заканчивает повествование о гражданской войне в России в 1918—1920 годах. Взаимоотношения двух любящих пар, разворачивающиеся на фоне исторических событий, приходят к логической развязке.
Роли исполняют [ | ]
В главных ролях [ | ]
В ролях [ | ]
Фильм № 1. «Сёстры» [ | ]
Актёр | Роль |
---|---|
Виктор Шарлахов | Смоковников Николай Иванович, адвокат, муж Кати Смоковников Николай Иванович, адвокат, муж Кати |
Владимир Муравьёв | Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши |
Владлен Давыдов | Бессонов Алексей Алексеевич, поэт-декадент Бессонов Алексей Алексеевич, поэт-декадент |
Павел Винников | Тётькин Тётькин |
Сергей Яковлев | Рублёв Василий, рабочий Рублёв Василий, рабочий |
Виктор Яковлев | Мельшин, пленный офицер Мельшин, пленный офицер |
Пётр Модников [1] | Жуков, пленный офицер Жуков, пленный офицер |
Вера Бурлакова | горничная у Смоковниковых горничная у Смоковниковых |
Люсьена Овчинникова | Луша, горничная Луша, горничная |
Ефим Копелян | казачий есаул казачий есаул |
Джемма Фирсова | Нина Чародеева Нина Чародеева |
Фильм № 2. «Восемнадцатый год» [ | ]
Актёр | Роль |
---|---|
Майя Булгакова | Агриппина Чебрец Агриппина Чебрец |
Виктор Авдюшко | Иван Гора Иван Гора |
Сергей Яковлев [2] | Рублёв Василий, рабочий Рублёв Василий, рабочий |
Павел Винников [2] | Тетькин Тетькин |
Виктор Яковлев [2] | Мельшин, пленный офицер Мельшин, пленный офицер |
Евгений Матвеев | Сорокин, главком Сорокин, главком |
Григорий Кириллов | Беляков, начальник штаба Сорокина Беляков, начальник штаба Сорокина |
Владимир Муравьёв [2] | Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши |
Леонид Пархоменко [3] | Алексей Красильников Алексей Красильников |
Евгений Тетерин | немец, попутчик Кати немец, попутчик Кати |
Павел Стрелин | Деникин, главком Деникин, главком |
Михаил Козаков | Оноли, поручик Белой армии, недруг Рощина Оноли, поручик Белой армии, недруг Рощина |
Александр Смирнов | Теплов, офицер Белой армии, знакомый Рощина Теплов, офицер Белой армии, знакомый Рощина |
Владимир Сез | фон Мекке, офицер Белой армии, знакомый Рощина фон Мекке, офицер Белой армии, знакомый Рощина |
Константин Немоляев [2] | Говядин Семён Семёнович, самарский ухажёр Даши Говядин Семён Семёнович, самарский ухажёр Даши |
Виктор Адаменко | Нефёдов Кузьма Кузьмич, попутчик Даши, дьячок-расстрига Нефёдов Кузьма Кузьмич, попутчик Даши, дьячок-расстрига |
Фильм № 3. «Хмурое утро» [ | ]
Актёр | Роль |
---|---|
Майя Булгакова [4] | Агриппина Чебрец Агриппина Чебрец |
Виктор Авдюшко [4] | Иван Гора Иван Гора |
Павел Винников [2] [4] | Ленин Ленин |
Леонид Пархоменко [5] [4] | Алексей Красильников Алексей Красильников |
Пётр Модников [6] | староста староста |
Виктор Адаменко [4] | Нефёдов Кузьма Кузьмич, попутчик Даши, дьячок-расстрига Нефёдов Кузьма Кузьмич, попутчик Даши, дьячок-расстрига |
Любовь Соколова | Анисья Анисья |
Наталья Кустинская | Маруся Маруся |
Нонна Мордюкова | Матрёна Красильникова Матрёна Красильникова |
Борис Андреев | матрос Чугай матрос Чугай |
Анатолий Соловьёв | Латугин Латугин |
Виталий Матвеев | Нестор Иванович Махно Нестор Иванович Махно |
Владимир Белокуров | Лёва Задов Лёва Задов |
Владимир Таскин | Чёрный, идейный анархист Чёрный, идейный анархист |
Виктор Яковлев [2] [4] | Мельшин, пленный офицер Мельшин, пленный офицер |
Олег Голубицкий | Михаил Шарыгин Михаил Шарыгин |
Семён Свашенко | Яков Яков |
Александр Титов | Чесноков, командир бригады Чесноков, командир бригады |
Нина Меньшикова | Чесночиха Чесночиха |
Анастасия Зуева | просительница у Махно просительница у Махно |
Николай Гладков | председатель ревкома Екатеринослава председатель ревкома Екатеринослава |
Съёмки [ | ]
БСЭ в статье о режиссёре фильма Г. Рошале указывает, что в этой ленте, как и в его работе «Зори Парижа» (1937), проявилось «стремление к крупным эпическим полотнам, героической тематике, характерное для режиссёра».
Восприятие [ | ]
Зрителю запомнилось музыкальное сопровождение ленты:
— Что это было? — спросил Владимир. — Не Бетховен, не Моцарт, не Сарасате… Можно — ещё раз?
— Запросто. Называется ЭТО — «Утопическая увертюра» композитора Кабалевского. Саундтрек, проще говоря, к кинофильму «Хождение по мукам» режиссёра Рошаля, тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года выпуска. Впечатлило? В исполнении симфонического оркестра ещё сильнее звучит.
— Нет слов.
Следует отметить, что произведение Кабалевского, созданное на основе музыки к фильму «Сёстры», в данной цитате названо некорректно. Согласно авторскому каталогу сочинений, оно именуется «Патетической увертюрой» (соч. 64; 1960).
Хмурое утро
«Хожде́ние по му́кам» — историческая драма, полнометражный художественный фильм в трёх частях по одноимённому роману Алексея Толстого, его первая экранизация.
Снят Григорием Рошалем на студии «Мосфильм» в 1957—1959 годах.
Три части фильма названы так же, как книги трилогии А. Толстого:
Содержание
Сюжет
Фильм посвящён судьбе двух сестёр — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви соответственно с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.
Фильм № 1. «Сёстры»
1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролётке. Далее следует визит Даши на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолётной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает его. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кати в любви к нему. Вечерний приём у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела рабочих. Даша приходит к Бессонову и позже выговаривает сестре, после чего Катя признаётся мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга: Катя — в Париж, а Даша сдаёт экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.
В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла Катиного мужа Николая Ивановича и чтобы тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт, — начинается Первая мировая война.
Даша получает известие о пропаже Телегина на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Вадима Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстаёт перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсёстры. Наступает 1917 год: Рощин приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию, и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.
Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съёмки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями заседания Совета рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию.
Фильм № 2. «Восемнадцатый год»
1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублёва. В замёрзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребёнка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.
Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону, в гостях, Тётькин, бывший сослуживец Рощина, даёт приют Кате после ссоры с Рощиным. Он пробирается в Белую армию, где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки.
Телегин в степях встречается с Рублёвым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублёв, в отличие от книги, становится важным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). Затем Телегин и Рублёв наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.
Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она беседует с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы, и её берут в плен. В итоге Катю уводит Красильников. Рощин приезжает к Тётькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав.
Фильм № 3. «Хмурое утро»
Третий фильм кинотрилогии заканчивает повествование о гражданской войне в России в 1918—1920 годах. Взаимоотношения двух любящих пар, разворачивающиеся на фоне исторических событий, приходят к логической развязке.
Роли исполняют
В главных ролях
В ролях
Фильм № 1. «Сёстры»
Актёр | Роль |
---|---|
Виктор Шарлахов | Смоковников Николай Иванович, адвокат, муж Кати Смоковников Николай Иванович, адвокат, муж Кати |
Владимир Муравьёв | Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши |
Владлен Давыдов | Бессонов Алексей Алексеевич, поэт-декадент Бессонов Алексей Алексеевич, поэт-декадент |
Павел Винников | Тётькин Тётькин |
Сергей Яковлев | Рублёв Василий, рабочий Рублёв Василий, рабочий |
Виктор Яковлев | Мельшин, пленный офицер Мельшин, пленный офицер |
Пётр Модников [1] | Жуков, пленный офицер Жуков, пленный офицер |
Вера Бурлакова | горничная у Смоковниковых горничная у Смоковниковых |
Люсьена Овчинникова | Луша, горничная Луша, горничная |
Ефим Копелян | казачий есаул казачий есаул |
Джемма Фирсова | Нина Чародеева Нина Чародеева |
Фильм № 2. «Восемнадцатый год»
Актёр | Роль |
---|---|
Майя Булгакова | Агриппина Чебрец Агриппина Чебрец |
Виктор Авдюшко | Иван Гора Иван Гора |
Сергей Яковлев [2] | Рублёв Василий, рабочий Рублёв Василий, рабочий |
Павел Винников [2] | Тетькин Тетькин |
Виктор Яковлев [2] | Мельшин, пленный офицер Мельшин, пленный офицер |
Евгений Матвеев | Сорокин, главком Сорокин, главком |
Григорий Кириллов | Беляков, начальник штаба Сорокина Беляков, начальник штаба Сорокина |
Владимир Муравьёв [2] | Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши Булавин Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши |
Леонид Пархоменко [3] | Алексей Красильников Алексей Красильников |
Евгений Тетерин | немец, попутчик Кати немец, попутчик Кати |
Павел Стрелин | Деникин, главком Деникин, главком |
Михаил Козаков | Оноли, поручик Белой армии, недруг Рощина Оноли, поручик Белой армии, недруг Рощина |
Александр Смирнов | Теплов, офицер Белой армии, знакомый Рощина Теплов, офицер Белой армии, знакомый Рощина |
Владимир Сез | фон Мекке, офицер Белой армии, знакомый Рощина фон Мекке, офицер Белой армии, знакомый Рощина |
Константин Немоляев [2] | Говядин Семён Семёнович, самарский ухажёр Даши Говядин Семён Семёнович, самарский ухажёр Даши |
Виктор Адаменко | Нефёдов Кузьма Кузьмич, попутчик Даши, дьячок-расстрига Нефёдов Кузьма Кузьмич, попутчик Даши, дьячок-расстрига |
Фильм № 3. «Хмурое утро»
Актёр | Роль |
---|---|
Майя Булгакова [4] | Агриппина Чебрец Агриппина Чебрец |
Виктор Авдюшко [4] | Иван Гора Иван Гора |
Павел Винников [2] [4] | Ленин Ленин |
Леонид Пархоменко [5] [4] | Алексей Красильников Алексей Красильников |
Пётр Модников [6] | староста староста |
Виктор Адаменко [4] | Нефёдов Кузьма Кузьмич, попутчик Даши, дьячок-расстрига Нефёдов Кузьма Кузьмич, попутчик Даши, дьячок-расстрига |
Любовь Соколова | Анисья Анисья |
Наталья Кустинская | Маруся Маруся |
Нонна Мордюкова | Матрёна Красильникова Матрёна Красильникова |
Борис Андреев | матрос Чугай матрос Чугай |
Анатолий Соловьёв | Латугин Латугин |
Виталий Матвеев | Нестор Иванович Махно Нестор Иванович Махно |
Владимир Белокуров | Лёва Задов Лёва Задов |
Владимир Таскин | Чёрный, идейный анархист Чёрный, идейный анархист |
Виктор Яковлев [2] [4] | Мельшин, пленный офицер Мельшин, пленный офицер |
Олег Голубицкий | Михаил Шарыгин Михаил Шарыгин |
Семён Свашенко | Яков Яков |
Александр Титов | Чесноков, командир бригады Чесноков, командир бригады |
Нина Меньшикова | Чесночиха Чесночиха |
Анастасия Зуева | просительница у Махно просительница у Махно |
Николай Гладков | председатель ревкома Екатеринослава председатель ревкома Екатеринослава |
Съёмки
БСЭ в статье о режиссёре фильма Г. Рошале указывает, что в этой ленте, как и в его работе «Зори Парижа» (1937), проявилось «стремление к крупным эпическим полотнам, героической тематике, характерное для режиссёра».
Восприятие
Зрителю запомнилось музыкальное сопровождение ленты:
— Что это было? — спросил Владимир. — Не Бетховен, не Моцарт, не Сарасате… Можно — ещё раз?
— Запросто. Называется ЭТО — «Утопическая увертюра» композитора Кабалевского. Саундтрек, проще говоря, к кинофильму «Хождение по мукам» режиссёра Рошаля, тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года выпуска. Впечатлило? В исполнении симфонического оркестра ещё сильнее звучит.
— Нет слов.
Следует отметить, что произведение Кабалевского, созданное на основе музыки к фильму «Сёстры», в данной цитате названо некорректно. Согласно авторскому каталогу сочинений, оно именуется «Патетической увертюрой» (соч. 64; 1960).