актеры фильма хозяйка медной горы хозяйка
Кто лучше всех сыграл Хозяйку Медной горы
Уральские сказы Павла Бажова написаны так, что не остается сомнений – это очень старые истории, уникальный фольклор горных мастеров, собранный исследователем.
Удивительно знать, что этим сказам всего около восьмидесяти лет, и Бажов их настоящий автор. Сказы, выходившие в печать в предвоенное время, немедленно стали литературным событием, и всего через десять лет после выхода первой книги вышла и первая экранизация.
Самая яркая фигура сказов Бажова – хранительница уральских горных сокровищ, волшебница и покровительница горного ремесла, Хозяйка Медной горы. Ее образ шесть раз появлялся на экранах, воплощенный разными актрисами, и каждый раз был особенным. А какой лучший?
1. Первая экранизация – фильм «Каменный цветок» знаменитого нашего сказочника Александра Птушко, вышедший в 1946 году. В роли Хозяйки снималась Тамара Макарова.
Это очень необычная ее роль – всю свою кинокарьеру Тамара Федоровна выступала в амплуа комсомольских и партийных работников, часто снимаясь у своего мужа, режиссера Сергея Герасимова. Да и известна Макарова больше как педагог, воспитавший целое созвездие кинозвезд первой величины – среди ее учеников Мордюкова. Гурченко, Лучко, Фатеева.
Однако именно Хозяйка Тамары Макаровой, пожалуй, осталась самым известным кинообразом из экранизаций Бажова.
2. В 1968 году вышла вторая экранизация, «Сказы уральских гор», где роль Хозяйки досталась Наталье Климовой, очень яркой актрисе, которой из-за проблем со здоровьем пришлось рано завершить карьеру, и роль Хозяйки стала ее последней работой в кино.
Наталья Климова стала известной после роли красотки Зои Монроз в фильме про инженера Гарина, а потом она сыграла самую нашу красивую Снежную королеву и мать Снегурочки Весну. Роли сказочных могущественных женщин были для этой статной женщины самыми подходящими.
3. Следующая экранизация уральских сказов появилась в 1976 году, в фильме «Степанова памятка» были объединены события сразу нескольких произведений Бажова.
В роли Хозяйки Медной горы снялась актриса театра Ленком Лариса Чикунова. У нее нет больших киноролей, которые сделали бы ее известной на всю страну, вся ее карьера связана с театральными постановками.
Хозяйка Ларисы Чекуновой больше всего похожа на человека, скорее колдунью, чем мистическую силу, по сюжету фильма между ней и горным мастером разыгрывается настоящий роман.
4. В 1987 году вышла еще одна, малоизвестная экранизация, тоже «Каменный цветок», где роль Хозяйки досталась актрисе Татьяне Лебедевой. Очень непривычно смотрится нежная блондинка Лебедева в роли хранительницы Уральских гор.
Это фильм-спектакль, в постановке Малого театра, с театральными актерами в главных ролях и с декорациями, явно тоже театральными.
5. В 2002-м году вышел неплохой мистический фильм «Тайная сила», где современные события и персонажи неожиданно входят в контакт с потусторонними силами.
Роль Хозяйки Медной горы сыграла Татьяна Лютаева, больше всего известная сейчас как мать актрисы Агнии Дитковските. Самой яркой ролью Татьяны Лютаевой была Анастасия Ягужинская в серии фильмов про гардемаринов, и, хотя она снималась очень много, все ее роли небольшие и не слишком заметные.
6. И последний вариант Хозяйки Медной горы получился силами Ирины Апексимовой в фильме «Книга мастеров» 2009 года. Этот фильм довольно далек от сказов Бажова, он лишь снят «по мотивам», даже и персонаж Апексимовой называется там иначе, Каменная княжна.
В этой экранизации интересны костюмы Каменной княжны, которым, к сожалению, в фильме уделено совсем немного внимания. Художник по костюмам создала целый ряд прекрасных платьев, будто вылитых из горных минералов.
Друзья, смотрели эти фильмы? Какая из Хозяек вам больше по душе?
За кадром киносказки «Каменный цветок»: Фурор на Каннском кинофестивале и сломанные судьбы актеров
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Фильм-сказка «Каменный цветок» снят режиссером Александром Птушко по мотивам сказа уральского писателя Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». Это был первый советский полнометражный фильм, снятый на многослойной цветной пленке, и цветовому решению картины режиссер уделил первостепенное внимание, о чем говорил: « Появление цветной кинематографии сопровождалось гипертрофией цвета в фильмах. Порой казалось, что зрителей с экрана осыпают вихрем цветного конфетти. Советская кинематография уже в самом начале своего обращения к цвету увидела в нем не техническое средство восприятия натуры, а средство ее художественного выражения. Из этого же исходили и мы при постановке фильма «Каменный цветок». Казалось бы, его сказочная фактура толкала художника на путь самого буйного цветовоспроизведения. Мы сознавали эту опасность и постарались преодолеть ее, подчинив использование цвета строгим художественным задачам, черпая материал для их решения в творчестве наших знаменитых мастеров – передвижников. Мы тщательно изучали приемы их живописи, старались найти в кино адекватное выражение эстетической сущности лучших передвижнических полотен ».
Перед началом съемок художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников совершили ознакомительную поездку по Уралу вместе с писателем Павлом Бажовым и сделали серию цветных эскизов: «Рубиновый грот», «Синий грот», «Хрустальный грот» и «Малахитовый грот». В очерке о творчестве художника кино Геннадия Мясникова Тамара Тарасова-Красина рассказывала о технологии работы с цветом: « Впечатление длинного пути через подземные «залы» – лазуритовый, рубиновый, малахитовый, хрустальный – было достигнуто благодаря остроумному и экономному конструктивному решению. По рисункам художников на студии изготовили четыре декорационных фрагмента, в увеличенном виде имитирующих формы кристаллов различных минералов. Комбинируя их на передвижных (установленных на тележках) арках, дополняя мелкими деталями из стекла, целлофана, станиоли, меняя освещение и цветные фильтры, удалось снять наиболее насыщенный в цветовом плане эпизод ».
Костюмы, созданные Ольгой Кручининой, были действительно сказочными, и актеры в них выглядели, как персонажи картин художников-передвижников. Столь кропотливая работа не была напрасной – ее результаты по достоинству оценили и в СССР, и за рубежом. В советском прокате красочная киносказка стала лидером проката в 1946 г., ее тогда посмотрели больше 23 млн зрителей. В том же году фильм демонстрировался во Франции, Финляндии, Швеции, США, Германии. Настоящий фурор фильм произвел во Франции: на Каннском кинофестивале в 1946 г. «Каменный цветок» получил Приз жюри за лучшее цветовое решение. А в 1947 г. этот фильм был удостоен Сталинской премии в области литературы и искусства.
Роль Хозяйки Медной горы досталась Тамаре Макаровой. На тот момент она уже была настоящей звездой, которую называли первой леди советского кино, ведь ее супруг, режиссер Сергей Герасимов, тогда пользовался большим авторитетом и огромным влиянием в советском кинематографе. Макарова снималась в кино с 1927 г., но настоящий успех пришел к ней после того, как она начала сниматься в фильмах своего мужа. После выхода фильма «Семеро смелых» на нее обрушилась всесоюзная слава. А признание за рубежом ей принес фильм «Каменный цветок», снятый другим режиссером. Некоторые кинокритики обращали внимание на то, что именно Александру Птушко удалось раскрыть истинную природу ее актерского дарования. Так, Петр Багров писал: « Неслучайно, что из всех послевоенных ролей Макаровой самой знаменитой стала роль Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке». Вот здесь все было уместно: и красота, и царственность, и неприступность, и холод. Как ни странно, Александр Птушко оказался гораздо прозорливее Герасимова и поместил Тамару Федоровну в условия, более соответствующие ее характеру ».
После того, как Тамара Макарова появилась на кинофестивале в Каннах, на нее обратили внимание зарубежные продюсеры, которые назвали ее русской Гретой Гарбо и самой чувственной актрисой СССР. Ей предложили сняться в голливудской экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» в главной роли, но об этом советская актриса даже не могла мечтать – согласие поставило бы крест и на ее актерской карьере в СССР, и на режиссерской карьере ее супруга. Поэтому поработать с зарубежными режиссерами она так и не смогла.
Кто знает, как могла бы сложиться карьера Тамары Макаровой на Западе, если бы тогда она все же сыграла Анну Каренину в Голливуде! Сама актриса об этом никогда не жалела и считала, что на родине в полной мере смогла реализоваться в профессии. Однако вряд ли с ее словами можно согласиться, ведь актриса с таким творческим потенциалом и такими внешними данными наверняка могла бы сниматься намного больше.
С 1945 г. Тамара Макарова начала преподавать во ВГИКе вместе с Сергеем Герасимовым. Со временем она снималась все меньше, соглашаясь только на роли в фильмах своего мужа. В 1983 г. она сыграла жену писателя в последней работе своего мужа «Лев Толстой», а вскоре Герасимов ушел из жизни. С тех пор Тамара Макарова не появлялась на экранах и оставила преподавательскую деятельность. В 1990-х гг. она жила на скромную пенсию, много болела и почти не выходила из дома. Рядом с ней оставались только самые преданные ученики. В январе 1997 г. ее не стало.
Главная мужская роль в фильме – Данилы-мастера – досталась молодому актеру Владимиру Дружникову. За 3 года до этого его отчислили из Школы-студии МХАТ за то, что он, будучи студентом, согласился участвовать в съемках фильма «Без вины виноватые». Но актер не пожалел о своем выборе – после этого его кинокарьера пошла на взлет. В киносказке «Каменный цветок» Дружников сыграл свою первую главную роль в кино, после чего начал получать и другие предложения от режиссеров. Его тоже приглашали сниматься в Голливуде, но он вынужден был отказаться.
В конце 1940-х гг. Дружников сыграл несколько главных ролей – в фильмах «Наше сердце», «Сказание о земле Сибирской», «Константин Заслонов». 8 фильмов из числа тех, в которых снимался Дружников, становились лауреатами Сталинских премий, что было невероятным успехом. Однако в зените славы актер оставался недолго. В 1950-1960-х гг. ему предлагали преимущественно роли второго плана, а в конце 1960-х гг. новые предложения и вовсе перестали поступать. Дружников ездил с концертами по стране, читал стихи и прозу, выступал на радио, озвучивал актеров в зарубежных фильмах, участвовал в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. Время от времени он продолжал сниматься в кино, но от былой популярности не осталось и следа – время его героев безвозвратно ушло. Когда в феврале 1994 г. Владимира Дружникова не стало, его уход для многих остался незамеченным.
Роль невесты Данилы-мастера Кати сыграла 19-летняя студентка ВГИКа Екатерина Деревщикова, которая училась на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Она начала сниматься в кино с 12 лет, ее творческий взлет был очень стремительным, после съемок в «Каменном цветке» режиссеры ее засыпали новыми предложениями. Но после завершения съемок ее отчислили из института и вычеркнули из списков на Сталинскую премию за роль в этом фильме.
Позже сама актриса объяснила это тем, что Тамара Макарова не смогла ей простить того, что ее муж оказывал Деревщиковой знаки внимания и не скрывал своего особенного отношения к ней. Екатерина вскоре вышла замуж и уехала с мужем в Киев, где выступала на сцене Театра русской драмы. В кино она появилась еще несколько раз, но после этого навсегда исчезла с экранов. Вернувшись в Москву, она участвовала в представлениях в библиотеках, интернатах, домах престарелых, а позже устроилась в кукольный театр. В 2006 г. Екатерина Деревщикова ушла из жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Бросить вызов колдовству: актеры сериала «Хозяйка горы»
Сериал «Хозяйка горы», дата выхода которого на канале «Россия-1» пришлась на 19 июля 2021 года, перенес зрителей в мистическую атмосферу поселка Каменный. Сюжет фантазийной истории с ведьмами и нежитью растянулся на два десятилетия, а герои проекта выбрали сторону зла из-за неразделенной любви или от жадности. Актеры, их роли и интересные факты о телефильме – в материале 24СМИ.
Сюжет
Легенда о княжне Марии Тумановой, которую в народе прозвали Василиска, заставляла местных жителей побаиваться непредсказуемой силы. Согласно преданию, Туманова не призналась, куда спрятала сокровища и прокляла того, кто найдет ее изумруды. Местные боялись искать спрятанные драгоценности. Дерзкая Алена, мечтавшая о богатстве, бросила вызов зеленоглазой барыне.
В тот же день отец девушки находит шкатулку с изумрудами. Ящик Пандоры запускает череду несчастий, которые обрушились на семью Алены. На дворе 90-е. В погоне за наживой люди превращаются в монстров, а деньги, как известно, губят всех, кто пытается завладеть ими нечестным путем.
Несколько десятилетий жители поселка боролись с проклятием княжны Тумановой и пытались преодолеть злой рок и найти счастье. Кто остановил разрушительную силу проклятия и повернул жизнь в спокойное русло, рассказал сериал «Хозяйка горы».
Режиссерское кресло проекта заняла Екатерина Двигубская. Над сценарием работали Наталья Климова («Практика», «Слепой поворот»), Ольга Ларионова («Тонкие материи», «Золотая Орда») и Алексей Илюшкин («Доктор Лиза»).
Съемки проекта стартовали летом 2019-го и завершились зимой того же года.
Актеры и роли
Главные роли проекта исполнили:
Интересные факты
1. Екатерина Двигубская дебютировала в кинематографе как актриса, а затем выбрала путь режиссера. Сегодня знаменитость известна по многосерийным проектам «Бедная Настя», «Сильная слабая женщина», «Холодное сердце».
2. Съемки проходили в Республике Адыгея, Минске и его окрестностях. Локациями Каменного стали белорусские поселки Мачулище и Усяже. Декорации шахты создали в районе карьера Микашевичи, где происходит добыча гранита.
3. Создателям пришлось возродить эпоху 90-х. Зрители увидели в кадре пейджеры, доллары и разборки криминальных авторитетов. Аутентичные вещи искали на барахолках. Дополнила сюжет мистическая линия в духе 90-х, когда людям оказались интересны Джуна, Кашпировский, Чумак. Как показало время, неслучайно в те годы человеку хотелось опереться на оккультизм и верить в лучшее.
4. Режиссер Екатерина Двигубская призналась, что сценарий предполагал создание небытового мира поселка. Главным оттенком проекта постановщик выбрала изумрудный, под цвет сокровищ княжны Тумановой. Эта тональность повторяется в природе, одежде, украшениях и в интерьере, созданном для героев.
5. Сериал «Хозяйка горы» затронул период протяженностью более 20 лет. Анна Снаткина ради роли пополнела на 10 кг. Сергея Перегудова «старили», добавляя морщины и живот. Исполнитель придумал для героя походку и дыхание, свойственное 60-летнему человеку. А Виктория Толстоганова рассказала, что в проекте пережила несколько возрастов. В некоторых образах звезда не могла смотреть на себя в зеркало.
6. Наталья Аринбасарова – мама постановщика Екатерины Двигубской. Наталия Утевлевна поделилась впечатлениями от съемок и заметила, что сценарий напомнил ей сказы Бажова, где Хозяйка Медной горы наказывала алчных мастеров и помогала хорошим людям. «У нас похожая история», – резюмировала звезда.
7. Анна Снаткина рассказала, что в сериале «Хозяйка горы» смогла раскрыть свой актерский диапазон. Исполнительница показала героиню от амбициозной девушки до больной женщины с непростой судьбой.
8. Сергей Перегудов еще до премьеры приоткрыл тайну и признался, что в телефильме присутствуют постельные сцены. «Мы аккуратно их играли, без перебора», – разоткровенничался актер.
9. Виктория Толстоганова подчеркнула, что так и не смогла найти оправданий для своей героини. «Для меня она про то, что зло наказуемо», – сказала исполнительница главной роли.
10. Сериал «Хозяйка горы», судя по отзывам зрителей, попал в ожидания. Первые комментарии коснулись актерского состава и режиссера, который дает надежду на проект без «ментовско-воровских» мотивов на фоне красивой природы. Зрители также отметили, что появление Снаткиной, Перегудова и Пронина – это повод посмотреть многосерийный фильм.
Сериал «Хозяйка горы» – трейлер:
Хозяйка Медной горы
История персонажа
Фольклорный персонаж, хозяйка Уральских гор из горняцких легенд. Дух гор, хранительница ценных минералов. Принимает различные образы. В антропоморфной форме предстает как красивая невысокая девица с зелеными глазами и черной косой, перевитой медными лентами, которые тонко позванивают. На Хозяйке – каменное малахитовое платье, которое со стороны выглядит как шелк, отливает алмазами и медью. Богатый облик Хозяйки символизирует красоту ее владений — рудников с драгоценными камнями и металлами.
Хозяйка Медной горы может выглядеть и инфернально – как нечисть с головой женщины и телом зеленой ящерицы. Способна являться и в виде бесплотного духа. В этом случае проявляет себя только голосом, звонким, но часто неразборчивым, говорит со смешками, веселится.
Хозяйка Медной горы
Хозяйка Медной горы покровительствует рудокопам, простым и смелым работягам, а к «администрации» обычно враждебна. Приказчика Северьяна Хозяйка превращает в «пустую породу», а тем, кто находится в поиске, героиня помогает.
Владелица богатств, скрытых в земных недрах, распоряжается ими по своему усмотрению. Любая разработка возможна только с ее согласия, Хозяйка может «увести» ценные минералы и не позволить их добыть. Хозяйке Медной горы подчиняются ящерицы и бурая кошка с огненными ушами, которая бродит под поверхностью земли. Хозяйка хранит секреты мастерства обработки камня.
История создания
Писатель и фольклорист первой половины ХХ века Павел Бажов литературно обработал уральский рабочий фольклор и написал ряд сказов, которые опубликовал в сборнике «Малахитовая шкатулка». Среди прочих персонажей там присутствует и Хозяйка Медной горы.
Портрет Павла Бажова
В 30-ые годы изучение рабочего фольклора было поставлено как задача после ряда дискуссий, которые прошли в Ленинграде и Москве. Решено было издать сборник, в который войдет дореволюционный уральский фольклор. В декабре 1935 года сборник должен был выйти, но первый редактор не смог найти тот самый «рабочий фольклор». Новый редактор сборника вошел в контакт с Павлом Бажовым — и дело пошло. Позже Бажов сам оказался на должности редактора этого сборника и написал для него три сказа, среди которых оказалась и «Хозяйка Медной горы».
Главная мысль сказа: красота природы воодушевляет человека и подталкивает того к творческим поискам.
Легенды уральских горняков
Множество горняцких преданий Бажов слышал в детстве, которое прошло в городе Сысерть. Там на металлургическом заводе трудился отец писателя. Позже отец перевелся на медеплавильный завод в Полевском. Павел Бажов познакомился там со старым шахтером, в пересказе которого узнал фольклорные предания. Этот шахтер, который работал на дровяном складе сторожем и пересказывал горняцкие легенды детям, стал прототипом бажовского персонажа дедушки Слышко.
Девка-Азовка
Прообразом Медной горы стал Гумешевский медный рудник, где добывали малахит и медную руду. Образ Хозяйки Медной горы прочно связан с локальным фольклором города Полевской, где та предстает духом места, «хозяйкой» Гумешевского рудника.
Есть схожий фольклорный образ, связанный с горой Азов, расположенной в 10 километрах от рудника. Это девка-Азовка, дух горы, хранительница клада, спрятанного в пещере разбойниками или «старыми людьми». Азовку связывали также с золотым прииском, который располагался в низовьях горы.
Хозяйка Медной горы – арт
Оба фольклорных персонажа созданы в одной и той же среде и могли повлиять на формирование образов друг друга.
Экранизации образа
В 1946 году вышел фильм-сказка «Каменный цветок» режиссера Александра Птушко, экранизация сразу двух сказок Павла Бажова — «Горный мастер» и «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы выступила актриса Тамара Макарова, а роль Данилы-мастера исполнил актер Владимир Дружников.
Хозяйка Медной горы завлекает в собственные владения Данилу-мастера, который с детства обучен искусно обрабатывать камень, но стремится к еще большему мастерству. Данила неудовлетворен собственным творчеством, хотя окружающие неизменно восхищаются его работой.
Тамара Макарова в образе Хозяйки Медной горы
В подземное царство Хозяйки Данила приходит, чтобы там создать каменный цветок, который невозможно будет отличить от живого. Хозяйка Медной горы рассчитывает покорить сердце Данилы несметными богатствами горных недр, собственной красотой и творческими возможностями, которые открываются перед мастером в ее владениях. Но это не срабатывает. Данила не забывает мир людей, и Хозяйке приходится отпустить его обратно. Наверху мастера уже разыскивает его возлюбленная – Катенька. Разгадав тайну камня, Данила возвращается к ней.
В 70-ые годы ХХ века вышла серия кукольных мультфильмов по мотивам сказов Бажова, снятая режиссером Олегом Николаевским на Свердловской киностудии. Хозяйка Медной горы присутствует в двух из них. Первый мультфильм — «Медной горы хозяйка» — вышел в 1975 году. А в 1977 году тот же сюжет был обыгран повторно в другом мультфильме серии — «Каменный цветок». Хозяйку Медной горы здесь озвучивает Татьяна Юшкова.
Кадр из мультфильма «Медной горы хозяйка»
Сценарий тот же: искусный резчик по камню Данила не может найти покоя и в поисках мастерства отправляется в царство Хозяйки Медной горы, оставив в «мире людей» невесту Катю. В недрах горы Данила доводит свои навыки до совершенства, а Хозяйка мечтает оставить мастера при себе и заставить того забыть прошлую жизнь.
В 1976 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм-сказка «Степанова памятка». В основу сценария легло сразу несколько сказок Бажова. Роль Хозяйки Медной горы исполняет актриса Лариса Чикурова. Режиссер фильма — Константин Ершов.
Лариса Чикурова в образе Хозяйки Медной горы
Сюжет таков: Степан, знаток рудного дела, влюбляется в Хозяйку Медной горы — та открыла перед ним «душу камня». Под влиянием любви к этой фольклорной даме Степан преображается и в итоге гибнет. У Степана остается дочь Танюшка, которая получила от отца в наследство талант, упрямство и гордый нрав. В детстве к Танюшке приходит под видом странницы Хозяйка медной горы, останавливается в доме и учит девочку вышивать шелком и бисером. Став взрослой, девушка отправляется в Петербург с молодым барином, который желает на ней жениться. Танюшке нужно увидеть Малахитовую комнату, созданную Степаном.
В 1978 году на студии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Горный мастер» по мотивам сказки «Каменный цветок». Режиссер – Инесса Ковалевская.
Книга «Медной горы Хозяйка»
В 2016 году в издательстве «Речь» вышло новое издание сказов Бажова — книга «Медной горы Хозяйка» с иллюстрациями художника Вячеслава Назарука.
Цитаты
«Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».