актеры фильма храброе сердце тогда и сейчас
Актеры фильма «Храброе сердце»: тогда и сейчас
“Храброе сердце” — это исторический фильм о борьбе Шотландии за независимость против английского господства. Картина вышла на экраны в 1995 году и получила 10 номинаций на премию “Оскар”, из которых победила в 5, в том числе как лучший фильм. Режиссером киноленты стал Мел Гибсон, он же исполнил и главную роль.
Сюжет фильма разворачивается в 1280 году в Шотландии. Это история о легендарном национальном герое Уильяме Уоллесе, посвятившем всего себя борьбе с англичанами.
Актеры, которые сыграли в картине “Храброе сердце” главных героев, а также их фото тогда и сейчас — в материале редакции 24СМИ.
Мел Гибсон (1956)
Американский актер и режиссер Мел Гибсон сыграл в своей картине главного героя Уильяма Уоллеса, который вступает в схватку с англичанами после убийства его возлюбленной. Гибсон за годы творческой карьеры снялся более чем в 50 фильмах, среди которых “Безумный Макс”, “Смертельное оружие”, “Теория заговора”, “День отца”, “Чего хотят женщины”, “Здравствуй, папа, Новый год!”, “Закатать в асфальт” и др.
Режиссерские работы Мела не менее знамениты: “Страсти Христовы”, “Апокалипсис” и “По соображениям совести”. Сейчас Гибсон не останавливается на достигнутом, в 2019 году он сыграл в картине “Последний уровень”.
Кэтрин Маккормак (1972)
Английская актриса Кэтрин Маккормак в фильме Гибсона сыграла возлюбленную главного героя Маррон Маккланнох, которую убили англичане из-за несоблюдения правил венчания и “права первой ночи”. Актриса начала творческую карьеру после окончания Оксфордской школы, а картина “Храброе сердце” стала практически ее дебютом.
До этого Маккормак появилась в малоизвестном триллере “Перегруженные”, затем ее фильмография пополнилась лентами “Северная звезда”, “Честная куртизанка”, “Тень вампира”, “Шпионские игры”, “Полуночный человек”, “Шерлок. Безобразная невеста” и др. В настоящий момент неизвестно, над чем работает Маккормак, последний проект с ее участием “Обещание на рассвете” датируется 2017 годом.
Софи Марсо (1966)
Французская киноактриса и певица Софи Марсо исполнила роль принцессы Изабеллы. Артистка начинала карьеру с модельного агентства, где ее заметил кастинг-директор фильма “Бум”. Картина имела грандиозный успех, и Марсо решила сменить сферу деятельности. С тех пор в ее фильмографии появились ленты “Студентка”, “Анна Каренина”, “Маркиза”, “Верность”, “По ту сторону кровати”, “Любовь с препятствиями” и др.
Сегодня, помимо кино, Марсо играет в театре. Артистка также увлекается тем, что пишет маслом портреты любимых писателей, в числе которых Лев Толстой и Франц Кафка, рисует натюрморты и занимается плаванием.
Патрик Макгуэн (1929 — 2009)
Американский актер Патрик Макгуэн в фильме Гибсона сыграл английского короля Эдуарда I Длинноногого. Большую известность артист получил благодаря ролям в британских фильмах и сериалах. За годы жизни Макгуэн снялся во многих картинах, среди которых “Опасный человек”, “Пленник”, “Серебряная стрела”, “Побег из Алькатраса”, “Сканнеры”, “Коломбо” и др.
В 2009 году Патрик Макгуэн скончался в больнице Санта-Моники, на момент смерти ему исполнилось 80 лет.
Ангус Макфадьен (1963)
Шотландский актер Ангус Макфадьен в фильме “Храброе сердце” исполнил роль Роберта Брюса-младшего, от лица которого ведется повествование. Свою творческую карьеру артист начал в 1991 году, сыграв в сериале “Великие представления”, затем его фильмография пополнилась лентами “Долина смерти”, “Спартак”, “Черная борода”, “Блудливая Калифорния”, “Обмани меня”, “Ясновидец”, “Мыслить как преступник” и др.
Макфадьен продолжает играть в кино и по сей день, в 2018 году с его участием вышли сразу несколько проектов, среди которых “Фрэди”, а также “Игрища престолов” (2019).
Брендан Глисон (1955)
Ирландский актер Брендан Глисон, сыгравший в “Храбром сердце” Хэмиша, прославился своими многочисленными ролями в кино. Зрители помнят его по персонажу МакКлою в “Миссия невыполнима 2”, Фрэнку в “28 дней спустя”, Менелая в “Трое”, профессору Грюму из “Гарри Поттера”, Виглафа из “Беовульфа”, убийцы Кена в “Залечь на дно в Брюгге” и др.
Хоть Глисон дебютировал в кино поздно, в возрасте 34 лет, это не помешало ему добиться всемирной известности. Знаменитые режиссеры и по сей день зовут его в свои проекты, в числе последних работ с участием Брендана — “Мистер Мерседес” и “Приключения Паддингтона 2”.
Джеймс Космо (1948)
Шотландец Джеймс Космо, исполнивший в картине Гибсона роль отца Хэмиша Кэмпбелла, широко известен зрителю по персонажу Джиору Мормонту из “Игры престолов”. Актер дебютировал в кино в 1965 году, посвятив кино уже более 50 лет своей жизни. В фильмографии Космо такие работы, как “Битва за Британию”, “Дом ужасов Хаммера”, “Горец”, “День расплаты”, “Хроники Нарнии”, “Мерлин”, “Касл” и “Темные начала”.
Несмотря на солидный возраст (в 2018 году ему исполнилось 70 лет), Космо все также пользуется популярностью у режиссеров. В 2018-м актер сыграл шотландского короля Роберта Брюса в историческом фильме “Король вне закона”.
В съемках фильма “Храброе сердце” были задействованы и такие актеры, как Джон Кавана, Алан Армстронг, Ян Баннен, Брайан Кокс, Питер Ханли и др.
Фильм “Храброе сердце” — трейлер на русском языке:
25 лет спустя. Какой стала любовь Мела Гибсона из «Храброго сердца»
Наши читатели наверняка помнят актрису Кэтрин Маккормак по роли Маррон Маккланнох, подружки героя Мела Гибсона из фильма «Храброе сердце» (Braveheart). Как она выглядит сейчас?
Актриса кино
Кэтрин Маккормак появилась на свет 3 апреля 1972 года в Эпсоме, графство Суррей (Великобритания). Когда ей было 6 лет, мать девочки скончалась от волчанки, так что будущую актрису воспитывал отец-сталелитейщик. Кэтрин посещала школу при католическом монастыре, затем училась в Оксфордской школе драмы. Она начинала свою карьеру как театральная актриса, а в 1994 году впервые появилась на экранах в фильме «Перегруженные» (Loaded). Для Кэтрин первое знакомство с кинематографом было неприятным опытом.
Кэтрин Маккормак в фильме «Перегруженные». Кадр из фильма
— Это был первый раз, меня нужно было направлять, взять за руку и провести через всё это, но режиссёр Анна Кэмпион ничего подобного не сделала, — жаловалась позднее Маккормак.
Театральная актриса
Роль в «Храбром сердце» по сей день остаётся самым заметным вкладом Маккормак в мировой кинематограф, хотя в её фильмографии есть и другие заслуживающие упоминания работы, такие как триллер «Шпионские игры» (Spy Game) и биографическая драма «Честная куртизанка» (Dangerous Beauty). Вместе с тем Кэтрин признаёт, что из 20-30 сценариев, которые ей присылают, лишь один вызывает в ней какой-то интерес и желание сняться.
Кэтрин Маккормак в фильме «Честная куртизанка». Кадр из фильма
Маккормак считает себя прежде всего театральной актрисой.
— В театре становится понятно, чего стоит актёр. На сцене уже нет режиссёра, ты один на один со зрителями, — говорила она. — В кино же режиссёр присутствует в каждом эпизоде, и у тебя часто даже нет времени толком отрепетировать, ты пробегаешь взглядом по репликам и тебя сразу начинают снимать.
Кэтрин Маккормак в сериале «Шерлок». Кадр из сериала
В начале апреля 2020 года Кэтрин исполнилось 48 лет. Последний раз её можно было видеть на экранах в 2019 году в исторической драме «Песня имён» (The Song of Names).
Кэтрин Маккормак. Фото: Getty /Europa Press Entertainment/Europa Press
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Фильм «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном в главной роли вышел на экран в 1995 году и стал лучшим в тот год по мнению американских киноакадемиков. Картина, режиссером и продюсером которой стал сам Гибсон, собрала пять «Оскаров», премию «Золотой глобус» и еще с десяток престижных кинопремий и стала одним из культовых исторических фильмов Голливуда.
Сегодня в kak_eto_sdelano мы расскажем вам, как снималась эта эпичная картина.
1. Эпический исторический фильм повествует о народном герое Шотландии Уильяме Уоллесе и той борьбе, которую он на протяжении всей жизни вел против англичан. Сценарий картины написал дебютант в большом кино и однофамилец героя Рэндалл Уоллес, основываясь на известных исторических фактах, а также поэме средневекового шотландского барда Гарри Слепого.
2. Уильям Уоллес был мелким фермером по происхождению, учился в Европе и возглавил восстание крестьян и воинов против унизительной власти англичан. Он был гениальным стратегом и сумел выиграть несколько решающих сражений, был предан своей стране и умер со словом «Свобода!» на устах. Он стал легендой и символом свободолюбивой Шотландии. Голливуд просто не мог пройти мимо такого материала.
3. Когда Мелу Гибсону предложили сыграть Уоллеса, он поначалу засомневался, полагая, что староват для этой роли. Вместо этого он выразил желание стать режиссером ленты. Тогда студия поставила условие: Гибсону позволят занять режиссерское кресло, если он согласится на роль Уоллеса. Решение стало судьбоносным: «Храброе сердце» завоевало пять «Оскаров», причем два из них (как режиссеру и как сопродюсеру) достались Гибсону. А двуручный меч, с которым он снимался в картине, несколько лет спустя был продан на аукционе «Сотби» за 170 тысяч долларов.
4. Фильм снимался в Шотландии, причем для съемок было неосторожно выбрано одно из самых дождливых мест страны: за шесть недель съемок здесь выдалось всего три солнечных дня. Вечно пасмурная погода, по словам режиссера, способствовала воссозданию на экране определенной — мрачной и суровой — атмосферы. Часть натурных съемок проходила в старинных средневековых замках Шотландии и Ирландии, а в качестве статистов в картине снимались настоящие потомки Уоллеса.
5. По свидетельству очевидцев, во время съемок «Храброго сердца» Гибсон расхаживал по площадке с таинственной книгой под названием «Как снять эпический фильм». Книга была ненастоящая — режиссер просто хотел подшутить над коллегами. Однако по окончании съемок Гибсон мог сам написать подобный труд: «Храброе сердце» создавалось с воистину эпическим размахом.
6. Одна только битва при Стерлинге снималась полтора месяца. Для этой сцены было отснято 90 часов материала (в фильм вошла едва ли сотая часть). К участию в батальных сценах были привлечены солдаты ирландского эквивалента Национальной гвардии, в съемках было задействовано три тысячи всадников, для фильма было пошито шесть тысяч костюмов. По свидетельству режиссера, несмотря на обилие сложных трюков, никто из актеров, статистов или каскадеров серьезно не пострадал. Были ушибы, ссадины и даже одна сломанная лодыжка, но не более.
7. Чтобы сэкономить средства при съемках сражения, Мел Гибсон использовал панорамную съемку. Всю массовку он выстроил в один ряд, а при монтаже просто зеркально повернул картинку. Можно сказать, что актеры в этом эпизоде готовились воевать с самими собой.
8. Изначально Гибсон попросил денег на «Храброе сердце» у Warner Brothers. В компании согласились, но с условием, что актер снимется в «Смертельном оружии — 4». Мел отказался. Но через три года, в 1998-м, все же сыграл в заключительной части культового боевика.
9. Механические кони, используемые в фильме, были настолько реалистично выполнены, что защитники животных начали предъявлять претензии, не веря в то, что «ни одна из лошадей при съемках не пострадала». Тогда Мел Гибсон предложил показать сомневающимся рабочие кадры опасных сцен с аниматронными лошадьми и заплатить по пять долларов каждому, кто распознает подделку. Насколько известно, ни одна пятидолларовая купюра не ушла из кармана Гибсона.
10. Несколько главных сражений в фильме пришлось переснимать из-за того, что на статистах в кадре были замечены солнечные очки и наручные часы.
11. После выхода фильма Гибсону нередко задавали вопросы об исторической достоверности фильма. Признавая, что некоторые детали не соответствуют действительности (например, история любви Уоллеса и Изабеллы полностью выдумана сценаристом — в те годы будущая принцесса была еще девочкой, а замуж за Эдуарда вышла лишь через три года после казни Уоллеса), режиссер подчеркивал, что жизнь Уоллеса давно стала легендой, почти мифом. А миф нисколько не теряет от вольности трактовки — особенно если речь идет об историческом блокбастере.
12. Снятый за 70 миллионов долларов, фильм собрал в мировом прокате более 200 миллионов, причем три четверти суммы принес создателям прокат за пределами США. Фильм номинировался на 10 «Оскаров» и получил, как уже говорилось, пять из них. Помимо Гибсона, наград удостоились оператор Джон Толл, гример и команда специалистов по визуальным и звуковым эффектам.
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано
Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Как снимался фильм «Храброе сердце» (14 фото)
Внезапно некоторые воины отвечают, что лучше сбегут и выживут, чем погибнут в бою с могучим противником. Тогда герой говорит: «Верно. Деритесь, и вы можете умереть. Бегите, и вы будете жить. Какое-то время. Но через много лет, умирая в своих постелях, вы будете готовы отдать все эти годы за возможность вернуться сюда и сказать врагам, что они могут отнять у нас наши жизни, но им ни за что не отнять нашу свободу!»
Блокбастерное голливудское кино редко влияет на политику. Кто в Америке будет вкладывать миллионы в кино, которое раскалывает общество и будоражит людей? Но иногда невиннейшая на первый взгляд постановка запускает грандиозные политические процессы. И именно это случилось в Шотландии в середине 1990-х – историческая голливудская эпопея стала знаменем и боевым кличем для борцов за независимость страны. Ее постановщиком был Мел Гибсон, а называлась она «Храброе сердце».
Как и многие американские интеллектуалы, сценарист Рэндалл Уоллес окончил школу, университет и отучился год в семинарии (в отличие от многих голливудцев, он глубоко религиозен), имея лишь самое беглое представление об истории Шотландии, страны своих предков. Зачем изучать то, что совершенно бесполезно? Но когда его жена забеременела и Уоллес узнал, что у них будет сын, сценарист решил побольше узнать о своих предках, чтобы было что рассказать отпрыску о происхождении их семьи. Поэтому он купил билеты на самолет и вместе с супругой улетел в Эдинбург, чтобы поближе узнать Шотландию и ее обитателей.
Осматривая городские достопримечательности, Уоллес обратил внимание на статую своего однофамильца Уильяма Уоллеса, установленную в Эдинбургском замке. На прикрепленной рядом с монументом табличке не было сказано, чем средневековый воин заслужил такую честь, и сценарист поинтересовался у стража порядка: «Кто такой Уильям Уоллес?» «Наш величайший герой», – ответил охранник замка. И в этот момент драматург решил, что должен что-нибудь написать о человеке, которого боготворят в Шотландии, но мало знают в других странах.
Средневековая история – это, как известно, в основном история титулованных правителей, «помазанников Божьих». Нужно было быть совершенно уникальным простолюдином, чтобы угодить в древние хроники, на одну страницу с королями и герцогами. И мелкий землевладелец Уильям Уоллес был членом этого узкого клуба, вместе с такими знаменитостями, как Жанна д’Арк и предводитель английского крестьянского восстания Уот Тайлер.
Уоллес заслужил свое место на постаменте в Эдинбурге, когда в 1297 году 2300 шотландцев под его предводительством разбили в битве при Стерлинге многократно превосходящую по численности английскую армию. Восемь лет спустя Уоллеса предали его союзники, и он был по приговору короля Эдварда I повешен, обезглавлен и четвертован (так изощренно тогда наказывали за измену). Но зажженное им пламя не потухло, и в 1328 году Англия официально признала суверенность северной соседки. С шотландской стороны договор об этом подписал король Роберт Брюс – как некоторые полагают, один из тех аристократов, по чьей вине Уоллес окончил жизнь на плахе.
Хотя Уоллес – ключевая фигура шотландской истории, о нем мало что доподлинно известно. Самый подробный средневековый источник сведений о нем – сочиненная в XV веке эпическая поэма «Деяния сэра Уильяма Уоллеса, рыцаря Элдерсли». Но кто знает, как много поэт по прозвищу Слепой Гарри присочинил для красного словца или позаимствовал из чужих вымыслов? Поэтому, когда Рэндалл Уоллес взялся писать сценарий под названием «Храброе сердце», он не чувствовал себя обязанным тщательно изучить средневековую историю и включить в текст каждую мелочь, известную об Уоллесе. Ему были куда интереснее, например, параллели жизни воина с жизнью Христа, также погибшего из-за предательства и тоже не побежденного палачами. И Уоллес решил придумать фильм, который бы напомнил подросткам о подлинных, традиционных мужских добродетелях вроде беззаветной любви к родине, свободе и справедливости и готовности умереть, не склонив головы.
«Паломничество» Уоллеса в Эдинбург состоялось в 1983 году, однако он лишь в конце десятилетия решился представить свой первый киносценарий на суд продюсера Алана Лэдда (до «Сердца» Уоллес зарабатывал сочинением для ТВ). Лэдд, прославившийся тем, что в середине 1970-х был главным союзником Джорджа Лукаса в борьбе за «Звездные войны» (студия Fox не раз порывалась закрыть этот проблемный проект), с 1985 года работал топ-менеджером в MGM. Он заинтересовался «Сердцем» и вскоре предложил главную роль Мелу Гибсону, только что ставшему голливудской звездой благодаря «Смертельному оружию».
В то время Гибсон не взялся за роль Уоллеса, но выбросить сценарий из головы актер не смог. В начале 1990-х Гибсон уже стал задумываться о режиссуре, и в течение следующих лет он не раз размышлял и прикидывал, как бы поставил ту или другую сцену. Тем временем Лэдд в 1993 году перебрался из MGM в Paramount, и «Храброе сердце» стало одним из проектов, которые он смог забрать с собой.
В том же 1993 году Гибсон дебютировал как постановщик с подростковой драмой «Человек без лица». Актер, не имеющий кинообразования (во время учебы в Сиднее он изучал театр, а не кино), специально выбрал простую, камерную ленту, чтобы в своем первом фильме не нырять на профессиональную глубину. Когда же эксперимент оказался удачным и «Человек» был радушно принят критиками, свежеиспеченный режиссер счел, что готов взяться за куда более масштабную ленту. Поэтому, когда Лэдд вновь к нему обратился, Гибсон объявил, что хочет работать над «Сердцем», но не как актер, а как постановщик и продюсер.
Лэдд был не против этого, и он позволил Гибсону предложить роль Уоллеса молодому актеру Джейсону Патрику из «Пропащих ребят» Джоэла Шумахера. Студия, однако, наотрез отказалась вкладываться в историческую ленту о не слишком известном средневековом персонаже без суперзвездной физиономии на постере. Гибсону не улыбалась перспектива параллельно командовать грандиозными съемками и играть в фильме главную роль, но выбора у него не было – он к тому времени насколько сроднился с проектом, что уже не мог от него отказаться или передать его другому режиссеру.
Даже с участием Гибсона продюсерам удалось «раскрутить» инвесторов «лишь» на 70 миллионов долларов. Это была колоссальная сумма по меркам предыдущих киноэпох, но в 1990-х ее было едва достаточно для задуманной постановки со средневековыми костюмами, внушительными массовками и несколькими масштабными сражениями. О приглашении других суперзвезд не могло быть и речи – их многомиллионные гонорары обескровили бы бюджет. Поэтому на ключевые роли Гибсон нанял хоть и известных, но все же не суперпопулярных (и супердорогих) европейских исполнителей, многих из которых «Храброе сердце» пропихнуло в Голливуд.
Так, роль английского короля Эдварда I получил Патрик МакГуэн, пожилой американо-британский актер, известный по культовому английскому сериалу 1960-х «Пленник» и хоррору Дэвида Кроненберга «Сканнеры». Будущего шотландского короля Роберта Брюса изобразил шотландец Ангус МакФадьен (в дальнейшем – злодей «Эквилибриума» и герой «Пилы 3»), лучшим другом главного героя по имени Хэмиш стал Брендан Глисон (в последующем – один из ведущих ирландских актеров), а во французскую принцессу Изабеллу перевоплотилась будущая «девушка Бонда» из «И целого мира мало» Софи Марсо (в то время одна из самых успешных молодых парижских актрис). Правда, реальная Изабелла во время действия ленты была маленькой девочкой, но фильму нужна была хотя бы одна значимая героиня, и Уоллес-сценарист не постеснялся в этом вопросе (как и во многих других) отойти от исторической правды.
Собрав в фильме преимущественно английских, ирландских и шотландских актеров, Гибсон мог не волноваться о том, чтобы его подопечные говорили с убедительным гэльским акцентом. Одной головной болью меньше в картине, которая в остальном состояла из сплошной головной боли. По признанию режиссера, он за время съемок от постоянного стресса похудел больше чем на пять килограммов, хотя не следил за диетой и ел все съедобное, что только попадалось ему на глаза.
За воссоздание средневековой Британии в «Храбром сердце» отвечала большая команда (пять одних только арт-директоров!) во главе с художником-постановщиком Томом Сандерсом. Они шли по пути, уже проторенному сценаристом. То есть тщательно штудировали исторические материалы (в частности, средневековые иллюстрации и изображения на надгробиях), но не считали себя их рабами.
Так, шотландские килты и британская военная униформа вошли в моду лишь в XVII веке, но они все же были использованы в картине, чтобы зрители легко могли различить солдат противоборствующих армий (в реальных средневековых сражениях, похоже, воины просто били тех, кто казался им незнакомым). По той же причине лица некоторых шотландцев, включая главного героя, были устрашающе раскрашены в стиле древних пиктов, не пустивших в Шотландию римские войска. В реальности эта традиция ко времени Уоллеса давно умерла.
Чтобы еще более подчеркнуть разницу между богатой Англией и бедной Шотландией, костюмеры использовали разные материалы, когда придумывали и кроили костюмы персонажей. Шотландских горцев одевали в простые наряды из дешевой кожи и меха, тогда как английские аристократы щеголяли в роскошных костюмах из шелка, бархата и камчи. Эти ткани, завезенные с Ближнего Востока во время крестовых походов, во времена Уоллеса как раз вошли в придворную моду.
Ранние сцены фильма в основном создавались в Шотландии. Так, родная деревня Уоллеса была сооружена у подножья горы Бен-Невис, самой высокой на Британских островах (она возвышается на 1344 метра выше уровня моря), а интерьеры замка шотландского аристократа Морнэ снимались в здании Эдинбургского городского совета. Однако основная работа над картиной проходила в Ирландии, в окрестностях Дублина и на студии Ardmore Studios в городе Бри, в 20 км от ирландской столицы. Поскольку замки на севере Европы строились по схожим планам, декораторам не нужно было прилагать особых усилий, чтобы выдать ирландские средневековые постройки за сооружения английских и шотландских архитекторов. Для превращения руин в полноценные здания голливудцы использовали надстройки из крашенного под камень латекса, чтобы не повредить древние достопримечательности.
Почему Гибсон предпочел родину своих предков родине Уоллеса? Во-первых, Ирландия предоставляла щедрые льготы для снимавших на ее территории кинематографистов. Во-вторых, местная армия была согласна предоставить тысячи солдат для съемок батальных сцен, а режиссер отчетливо понимал, что ему нужны дисциплинированные статисты, которые не превратят съемки в настоящее побоище.
Имея в своем распоряжении столь значительную массовку, Гибсон мог позволить себе снять даже более масштабные побоища, чем те, в которых сражался реальный Уоллес. Битва при Стерлинге, например, также известна как «Битва на Стерлингском мосту», поскольку шотландский полководец использовал переправу англичан через реку Форт, чтобы поодиночке разгромить разделившиеся английские отряды. Гибсон со сценаристом, однако, сочли, что такое «трусливое» сражение недостойно центрального места в их фильме, и битва при Стерлинге была переосмыслена как грандиозное сражение в чистом поле, снимавшееся на равнине между Ньюбриджем и Килдэром. Всего в этой экранной битве участвовало 3000 солдат и 150 лошадей (а также несколько бутафорских, механических коней для сцен, в которых животные погибают). Съемки продолжались шесть недель, и после их завершения Гибсону и его монтажеру Стивену Розенблюму пришлось смонтировать сражение из 90 часов отснятой пленки.
Перед началом работы над батальными сценами Гибсон проштудировал классические ленты со схожими фрагментами и пришел к выводу, что мало чему может у них научиться. Сражения из старых фильмов казались ему недостаточно жесткими и энергичными, а также слишком запутанными – во время просмотра трудно было понять, кто побеждает и какие маневры проводят полководцы. Поэтому в «Сердце» он старался учитывать ошибки предшественников и снимать так, чтобы кино захватывало даже знатоков средневековых баталий.
По словам Гибсона, он ни за что бы не справился с этой задачей, если бы не его первый помощник Дэвид Томблин – многоопытный британский ветеран, работавший над циклом «Индиана Джонс», сиквелами «Звездных войн», «Суперменом» и многими другими эпическими лентами. Во время съемок байопика 1982 года «Ганди» Томблин организовал сцену похорон, в которой было занято 300 тысяч статистов (этот экранный рекорд был отмечен Книгой рекордов Гиннесса). И если Гибсон в «Храбром сердце» впервые руководил толпами подчиненных, то Томблин чувствовал себя в таком проекте как рыба в воде, и ему достаточно было одного взгляда на раскадровку, чтобы определить, сколько воинов должно попасть в кадр, чтобы показаться могучей армией, но не перегрузить бюджет. Также он был безупречным составителем реестров и расписаний, и команда Гибсона сравнивала его со строгим старшиной при талантливом, но «зеленом» лейтенанте.
Помимо организации грандиозных массовок Гибсон также сражался с погодой. Хотя «Сердце» снималось летом 1994 года, погода как в Шотландии, так и в Ирландии была скорее осенней, промозглой и дождливой. Когда однажды съемки посетил Ричард Доннер, постановщик «Смертельного оружия», теплолюбивому голливудцу пришлось надеть зимнюю куртку, чтобы не замерзнуть. Обычно режиссеры стараются переждать непогоду, но Гибсон быстро понял, что северные дожди нельзя переждать – их можно только игнорировать. Благо, что если ливень не хлещет как из ведра и действие не развивается в современном городе, где на дорогах хорошо видна каждая лужа, то зрителям трудно определить, идет ли в кадре дождь.
Когда Гибсон наконец победил непогоду, расправился с батальными и диалоговыми сценами и во время монтажа ужал фантасмагорическое количество отснятой пленки до трехчасовой эпопеи, ему оставалась еще одна, последняя битва – с организацией MPAA, присуждающей фильмам американские рейтинги. К счастью, MPAA не слишком придирается к блокбастерам, поскольку живет на деньги ведущих голливудских студий. Поэтому для получения рейтинга «взрослого» R вместо изначально назначенного картине «порнографического» NC-17 Гибсону достаточно было слегка подсократить боевые сцены и эпизод казни Уоллеса, дабы сделать их менее садистскими.
Когда 24 мая 1995 года «Храброе сердце» вышло в прокат, оно было встречено неоднозначно. Критики и зрители восхищались постановкой как пафосным и эпическим историческим боевиком в лучших традициях жанра, и лента была удостоена десяти номинаций на «Оскар», пять из которых превратились в статуэтки («лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучшая операторская работа», «лучший грим» и «лучший монтаж звука»). Знатоки истории, однако, без устали клеймили байопик как собрание очевидных ляпов – начиная с того, что действие картины запускается благодаря аристократическому «праву первой ночи» (Уоллес мстит англичанам за то, что они сделали с его женой), хотя это право – давно опровергнутый историками вымысел. Длинные перечни ошибок Гибсона и Уоллеса заставили со временем признать «Сердце» самой неточной масштабной исторической лентой (если, конечно, не учитывать постмодернистские комедии вроде «Всемирной истории» Мэла Брукса).
Шотландцы, однако, искренне влюбились в фильм, воспевающий их героя и проклинающий английских завоевателей. Когда Гибсон приехал на шотландскую премьеру картины в Эдинбург, его встретили с такой же страстью, с какой в Москве некогда встречали Гагарина. Как уже говорилось в начале статьи, для шотландских патриотов «Храброе сердце» стало символом борьбы за независимость, а речь Уоллеса перед битвой при Стирлинге – боевым кличем противостояния с британской короной (противостояния мирного, но несгибаемого и с годами нарастающего). И если Шотландия в ближайшее время проголосует за отделение от Великобритании, то в этом будет заслуга Гибсона, Уоллеса и их коллег.
Откуда взялись будоражащие кровь слова о жизни и свободе? Не из учебников и не из книг об Уильяме Уоллесе. Хотя эта битва подробно описана в хрониках, ни одна из них не упоминает о напутствии перед боем, и вполне вероятно, что полководец без него обошелся. Но то средневековый воин – голливудский же герой должен был сказать что-нибудь пафосное, в духе риторических изысков американских экранных генералов, и потому Уоллес-сценарист сочинил монолог, который бы заставил его самого рвануться на английские мечи и стрелы. Вот почему эта сцена получилась такой убедительной – даже самый отстраненный от зрителей временем и пространством экранный момент может их захватить, если сценарист нашел в нем точку соприкосновения со своей душой. Или со своим патриотизмом.