актеры фильма и на камнях растут деревья
И на камнях растут деревья (фильм)
И на камнях растут деревья (фильм)
И на камнях растут деревья | |
Dragens fange | |
Жанр | |
---|---|
«И на камнях растут деревья» — приключенческий фильм-легенда по мотивам повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей». Совместное производство Киностудии им. Горького и норвежской кинокомпании «Norsk Film A/S» при участии компании «Совинфильм». Режиссёры — Станислав Ростоцкий и Кнут Андерсен.
Главные роли в фильме исполнили Александр Тимошкин и Петронелла Баркер; одну из ролей второго плана сыграл известный советский актёр Михаил Глузский.
Фильм вышел в прокат в 1985 году, в СССР его посмотрело 19,9 млн. зрителей (18 место по итогам года).
В норвежской версии фильм называется «Dragens fange» (Пленник дракона).
Содержание
Сюжет
В ролях
Закадровый русский текст читают Анатолий Ромашин и Нина Меньшикова.
И на камнях растут деревья
146 мин. (СССР)
116 мин. (Норвегия)
Только на территории России:
«И на камнях растут деревья» — приключенческий фильм-легенда по мотивам повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей». Совместное производство Киностудии им. Горького и норвежской кинокомпании «Norsk Film A/S» при участии компании «Совинфильм». Режиссёры — Станислав Ростоцкий и Кнут Андерсен.
Главные роли в фильме исполнили Александр Тимошкин и Петронелла Баркер; одну из ролей второго плана сыграл известный советский актёр Михаил Глузский.
Фильм вышел в прокат в 1985 году, в СССР его посмотрело 19,9 млн. зрителей (18 место по итогам года).
В норвежской версии фильм называется «Dragens fange» («Пленник дракона»). В других странах фильм известен под названиями «Die Liebe des Wikingers» (Германия), «Mahtavat viikingit» (Финляндия), «Trees Grow on the Stones Too» (США), «Eirik: Corazón de Vikingo» (Испания), «W niewoli u Wikingów» (Польша).
Содержание
Сюжет
Действие фильма отнесено более чем на тысячу лет назад (события в исходной книге — примерно 860 год), во времена завоевательных походов викингов. Однажды норвежские викинги, совершив набег на словенскую деревню, берут в плен юношу Кукшу. За мужество и храбрость ему даруют жизнь. Когда же в морском сражении с кораблями данов Кукша проявляет смелость и находчивость, вождь викингов Торир усыновляет его и даёт ему имя Эйнар Счастливый, в память о своём племяннике, погибшем в бою с данами.
На зимовку викинги останавливаются в селении своих земляков. Здесь в Кукшу влюбляется дочь конунга Сигню, рука которой давно обещана Сигурду, лучшему бойцу в дружине Торира. Однако её близкие желают, чтобы женихом девушки стал Кукша, тем более что чувство молодых людей оказывается взаимным. Во имя этого мать и брат девушки идут на коварство и интриги, в результате которых викинги вынуждены покинуть гостеприимный берег. С ними уходит и Кукша. Брат Сигню Харальд пытается силой удержать его. Сигню же трагически погибает от меча Сигурда…
В ролях
Закадровый русский текст читают Анатолий Ромашин и Нина Меньшикова.
Съёмочная группа
Примечания
Литература
Интересные факты
В фильме неоднократно упоминается древнее скандинавское название древнерусского государства Гардарики, откуда был родом Кукша.
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «И на камнях растут деревья» в других словарях:
И НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ — «И НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ», СССР Норвегия, НОРСК ФИЛЬМ (Норвегия)/киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1985, цв., 146 мин. Приключенческий фильм легенда. По мотивам повести Ю.Вронского. Во времена завоевательных походов викингов словенский юноша Кукша… … Энциклопедия кино
И на камнях растут деревья (фильм) — И на камнях растут деревья Dragens fange Жанр приключенческий фильм Режиссёр Станислав Ростоцкий Кнут Андерсен Автор сценария Александр Александров Станислав Ростоцкий Геннадий Шумский В … Википедия
Ростоцкий, Станислав Иосифович — Станислав Иосифович Ростоцкий Дата рождения: 21 апреля 1922(1922 04 21) Мес … Википедия
АЛЕЙНИКОВА Арина Петровна — (р. 30 августа 1943), российская актриса. Окончила ВГИК. 1963 Живые и мертвые (см. ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ) 1963 Я шагаю по Москве (см. Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ) 1964 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (см. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД … Энциклопедия кино
АЛЕКСАНДРОВ Александр Леонардович — (р. 26 июня 1947, Москва), российский сценарист, режиссер. Лауреат премии Ленинского комсомола (1976), Государственной премии СССР (1977, за фильм «Сто дней после детства»). Окончил режиссерский факультет Московского государственного института… … Энциклопедия кино
АНДРУСЕНКО Александр — АНДРУСЕНКО Александр, российский актер. 1978 Версия полковника Зорина (см. ВЕРСИЯ ПОЛКОВНИКА ЗОРИНА) 1978 Осенние колокола (см. ОСЕННИЕ КОЛОКОЛА) 1981 Ярослав Мудрый (см. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ) 1983 Тревожное воскресенье (см. ТРЕВОЖНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)… … Энциклопедия кино
АНТОНИК Владимир Владимирович — (р. 13 февраля 1953), российский актер. Окончил актерский факультет ВГИКа (1973, мастерская И.Таланкина). 1971 Черные сухари (см. ЧЕРНЫЕ СУХАРИ) 1974 Последнее лето детства (см. ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО ДЕТСТВА) 1974 Потому что люблю (см. ПОТОМУ ЧТО… … Энциклопедия кино
ГЕРМАНОВА Любовь Алексеевна — (р. 7 мая 1961), российская актриса. В кино Любовь Германова начала сниматься еще школьницей вместе со своей сестрой Евдокией (см. ГЕРМАНОВА Евдокия Алексеевна). В 1982 году Любовь Германова окончила ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф.… … Энциклопедия кино
ГЛУЗСКИЙ Михаил Андреевич — (21 ноябрь 1918, Киев 15 июнь 2001, Москва), российский актер; лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973 за участие в фильме «Пришел солдат с фронта»); народный артист СССР (1983). Окончил Школу киноактеров при… … Энциклопедия кино
ГОРБЕНКО Анатолий — ГОРБЕНКО Анатолий, российский актер. 1969 Свой (см. СВОЙ) 1972 Печки лавочки (см. ПЕЧКИ ЛАВОЧКИ) 1973 Калина красная (см. КАЛИНА КРАСНАЯ) 1980 Полет с космонавтом (см. ПОЛЕТ С КОСМОНАВТОМ) 1984 Костер в белой ночи (см. КОСТЕР В БЕЛОЙ НОЧИ) 1985 И … Энциклопедия кино
И на камнях растут деревья
146 мин. (СССР)
116 мин. (Норвегия)
Только на территории России:
«И на камнях растут деревья» — приключенческий фильм-легенда по мотивам повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей». Совместное производство Киностудии им. Горького и норвежской кинокомпании «Norsk Film A/S» при участии компании «Совинфильм». Режиссёры — Станислав Ростоцкий и Кнут Андерсен.
Главные роли в фильме исполнили Александр Тимошкин и Петронелла Баркер; одну из ролей второго плана сыграл известный советский актёр Михаил Глузский.
Фильм вышел в прокат в 1985 году, в СССР его посмотрело 19,9 млн. зрителей (18 место по итогам года).
В норвежской версии фильм называется «Dragens fange» («Пленник дракона»). В других странах фильм известен под названиями «Die Liebe des Wikingers» (Германия), «Mahtavat viikingit» (Финляндия), «Trees Grow on the Stones Too» (США), «Eirik: Corazón de Vikingo» (Испания), «W niewoli u Wikingów» (Польша).
Содержание
Сюжет
Действие фильма отнесено более чем на тысячу лет назад (события в исходной книге — примерно 860 год), во времена завоевательных походов викингов. Однажды норвежские викинги, совершив набег на словенскую деревню, берут в плен юношу Кукшу. За мужество и храбрость ему даруют жизнь. Когда же в морском сражении с кораблями данов Кукша проявляет смелость и находчивость, вождь викингов Торир усыновляет его и даёт ему имя Эйнар Счастливый, в память о своём племяннике, погибшем в бою с данами.
На зимовку викинги останавливаются в селении своих земляков. Здесь в Кукшу влюбляется дочь конунга Сигню, рука которой давно обещана Сигурду, лучшему бойцу в дружине Торира. Однако её близкие желают, чтобы женихом девушки стал Кукша, тем более что чувство молодых людей оказывается взаимным. Во имя этого мать и брат девушки идут на коварство и интриги, в результате которых викинги вынуждены покинуть гостеприимный берег. С ними уходит и Кукша. Брат Сигню Харальд пытается силой удержать его. Сигню же трагически погибает от меча Сигурда…
В ролях
Закадровый русский текст читают Анатолий Ромашин и Нина Меньшикова.
Съёмочная группа
Примечания
Литература
Интересные факты
В фильме неоднократно упоминается древнее скандинавское название древнерусского государства Гардарики, откуда был родом Кукша.
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «И на камнях растут деревья» в других словарях:
И НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ — «И НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ», СССР Норвегия, НОРСК ФИЛЬМ (Норвегия)/киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1985, цв., 146 мин. Приключенческий фильм легенда. По мотивам повести Ю.Вронского. Во времена завоевательных походов викингов словенский юноша Кукша… … Энциклопедия кино
И на камнях растут деревья (фильм) — И на камнях растут деревья Dragens fange Жанр приключенческий фильм Режиссёр Станислав Ростоцкий Кнут Андерсен Автор сценария Александр Александров Станислав Ростоцкий Геннадий Шумский В … Википедия
Ростоцкий, Станислав Иосифович — Станислав Иосифович Ростоцкий Дата рождения: 21 апреля 1922(1922 04 21) Мес … Википедия
АЛЕЙНИКОВА Арина Петровна — (р. 30 августа 1943), российская актриса. Окончила ВГИК. 1963 Живые и мертвые (см. ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ) 1963 Я шагаю по Москве (см. Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ) 1964 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (см. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД … Энциклопедия кино
АЛЕКСАНДРОВ Александр Леонардович — (р. 26 июня 1947, Москва), российский сценарист, режиссер. Лауреат премии Ленинского комсомола (1976), Государственной премии СССР (1977, за фильм «Сто дней после детства»). Окончил режиссерский факультет Московского государственного института… … Энциклопедия кино
АНДРУСЕНКО Александр — АНДРУСЕНКО Александр, российский актер. 1978 Версия полковника Зорина (см. ВЕРСИЯ ПОЛКОВНИКА ЗОРИНА) 1978 Осенние колокола (см. ОСЕННИЕ КОЛОКОЛА) 1981 Ярослав Мудрый (см. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ) 1983 Тревожное воскресенье (см. ТРЕВОЖНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)… … Энциклопедия кино
АНТОНИК Владимир Владимирович — (р. 13 февраля 1953), российский актер. Окончил актерский факультет ВГИКа (1973, мастерская И.Таланкина). 1971 Черные сухари (см. ЧЕРНЫЕ СУХАРИ) 1974 Последнее лето детства (см. ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО ДЕТСТВА) 1974 Потому что люблю (см. ПОТОМУ ЧТО… … Энциклопедия кино
ГЕРМАНОВА Любовь Алексеевна — (р. 7 мая 1961), российская актриса. В кино Любовь Германова начала сниматься еще школьницей вместе со своей сестрой Евдокией (см. ГЕРМАНОВА Евдокия Алексеевна). В 1982 году Любовь Германова окончила ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф.… … Энциклопедия кино
ГЛУЗСКИЙ Михаил Андреевич — (21 ноябрь 1918, Киев 15 июнь 2001, Москва), российский актер; лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973 за участие в фильме «Пришел солдат с фронта»); народный артист СССР (1983). Окончил Школу киноактеров при… … Энциклопедия кино
ГОРБЕНКО Анатолий — ГОРБЕНКО Анатолий, российский актер. 1969 Свой (см. СВОЙ) 1972 Печки лавочки (см. ПЕЧКИ ЛАВОЧКИ) 1973 Калина красная (см. КАЛИНА КРАСНАЯ) 1980 Полет с космонавтом (см. ПОЛЕТ С КОСМОНАВТОМ) 1984 Костер в белой ночи (см. КОСТЕР В БЕЛОЙ НОЧИ) 1985 И … Энциклопедия кино
Как в Петрозаводске строили корабли для знаменитого фильма
Участники далеких событий вспоминают историю, которую еще никто не брался написать
В сентябре этого года исполняется 35 лет со дня выхода на экраны советско-норвежского фильма «И на камнях растут деревья» режиссеров Станислава Ростоцкого и Кнута Андерсена. Без Карелии картины бы не получилось.
Эту ленту о приключениях славянского юноши в плену у викингов только за первый год и только в нашей стране посмотрели более 26 миллионов зрителей, она с успехом демонстрировалась в Европе и Америке.
Гокстадский корабль в музее Осло. Фото runarium.ru
В 1893 году 12 молодых норвежцев построили реплику этого корабля и приплыли через Атлантику на Международную выставку в Чикаго, тем самым доказав его мореходность и утерев нос генуэзцу Колумбу.
С тех пор понятие «драккар» прочно вошло в общечеловеческий лексикон, но вот незадача: сами норвежцы не используют это слово. Вот что рассказал нам сотрудник единственного в мире Лофортского музея викингов Тарье Бё, посетивший в 2019 году Петрозаводский морской клуб «Полярный Одиссей»:
Престижный заказ
Я думаю, этот комплимент прозвучал, потому что Прокуев живо интересовался нашими с оператором Сашей Захаровым морскими кинопутешествиями на судах «Полярного Одиссея» и считал, что они, как теперь говорят, создают привлекательный бренд республики. Последней работой как раз был телеочерк «Родина поморов», показанный даже по центральному ТВ в программе «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича. А в культуре судостроения у варягов и поморов много общего. Поэтому я и предстал пред очами знаменитого режиссера, а заодно узнал, что скоро пройдут испытания киношных драккаров…»
Как драккар чуть не взлетел
Осенью 1983 года первое из диковинных судов было спущено на воду. Судя по сохранившимся фотографиям, корабли викингов выглядели совсем не по-киношному: свыше 20 метров в длину, 4-х шириной и высотой борта около 2-х метров. На открытой палубе находилось не менее 30 мест для гребцов.
Продолжим рассказ Сергея Никулина:
Тем временем буксир был отдан, и команда драккара разобрала тяжелые пятиметровые весла. Конечно, многие из ребят, даже яхтсмены, и понятия не имели о групповой работе на веслах, но через некоторое время можно было наблюдать даже синхронные взмахи лопастей. Драккар шел легко, чуть покачиваясь на волне. Настала очередь проверить ход под парусом. Весла убрали, и к вершине короткой по сравнению с корпусом мачты полез прямоугольный парус. Ветер тут же наполнил его, и судно, вздымая буруны, рванулось в сторону открытого Онего. Наш буксир, имеющий скорость чуть больше 10 узлов (примерно 18 км/час) не успевал за несущимся драккаром! Казалось, что он вот-вот, как торпедный катер, выйдет на глиссирование.
Разные судьбы деревянных кораблей
Клуб не раз предлагал городским и республиканским властям помочь в организации в Петрозаводске музея этих уникальных кораблей. Поддержки эта инициатива так и не получила, а у самих корабелов средств не только на строительство ангара, но даже на сохранение судов нет.
Момент из «И на камнях растут деревья», пойманный карельским фотографом
Смотрите видео по теме
Фильм «И на камнях растут деревья»
…По прозрачной озерной глади отражающей голубизну низкого северного неба, скользит диковинного вида судно со свирепо оскалившейся драконьей мордой на носу. Судно – точная копия корабля викингов, драккара: на таких далекие предки нынешних датчан, норвежцев, шведов отправлялись в долгие путешествия вокруг Скандинавского полуострова, ходили и в Западную Европу, и в близлежащие славянские земли, совершая дерзкие набеги на мирные поселения рыбаков и земледельцев. Те времена, отделенные от нас толщей веков, оживают в советско-норвежском фильме «И на камнях растут деревья», поставленном Станиславом Ростоцким. Режиссер, чьи ленты – «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Белый Бим Черное ухо» – на этот раз обратился к материалу тысячелетней давности к «эпохе викингов», как именуют специалисты период скандинавской истории, ограниченный IX – серединой XI веков.
Отряд мурманов, приплывших из Упиланда (западная часть сегодняшней Норвегии) к берегам Гардарики – так древние скандинавы называли Северо-Западную Русь, – напрасно рассчитывал на богатую добычу в крохотном приозерном селении. Несколькими месяцами раньше тут побывали морские разбойники – даны и перебив взрослых мужчин, забрали все, что было ценного. Так что Ториру, предводителю отряда, ничего не оставалось, как с пустыми руками убираться восвояси, прихватив с собой единственного пленника – юношу Кукшу. Приглянулся суровому викингу этот парнишка – непокорный, смелый, находчивый. И еще показалось суеверному Ториру, будто Кукша «угоден богам»: он не утонул в реке, спасаясь от погони, с его появлением на корабле парус наполнился попутным ветром… Вот и взяли викинги Кукшу с собой – на счастье…
Картина «И на камнях растут деревья» – насыщенное приключениями повествование. Между тем с первых же эпизодов ясно, что создатели ленты не намерены слишком торопить события, оставляя нам время повнимательнее присмотреться к их участникам. Немаловажно и другое: облик далекой эпохи и ее люди здесь – не просто экзотический фон, придающий экранному действию дополнительную зрелищность. Естественно, законы жанра выдвигают свои условия. Поэтому зритель увидит в фильме эффектно поставленные сцены морского сражения, в котором Торир и его спутники одолеют бросивших им вызов данов, будет переживать за судьбу очутившегося на чужбине Кукши, с интересом следить за развитием сюжета, внутри которого действует жесткая пружина интриги. Но при этом картине свойственны свободное дыхание, определенная независимость от жанровых канонов, естественность драматургических ходов, в большей мере подчиненных выявлению нравственного смысла происходящего, нежели его событийно-фабульной стороны.
Отсюда, в частности – разнообразие характеров как ведущих, так и ряда второстепенных персонажей, индивидуализированных, обладающих убедительностью правдиво и подробно (а не условно-приблизительно, как это случается в иных приключенческих фильмах) счерченных образов.
Как во все времена, люди в «эпоху викингов» различались между собой: неоднозначны и непредсказуемы бывали иногда их поступки. Благородный и великодушный воитель Торир (Тур Стокке), который усыновил Кукшу и в честь своего погибшего в битве племянника нарек его Эйнаром Счастливым, почти с самого начала внушает симпатию и уважение. Напротив, грубый и безжалостный Сигурд (Торгейр Фонлид), для которого даже его невеста – что-то вроде военной добычи или доставшейся за дорогую плату рабыни, выглядит отталкивающе, вызывая неприязнь. Не столь просто обстоит дело с Харальдом (Ион Андерсен), сыном покойного конунга Олафа – правителя, в чьих владениях Торир и его воины остаются на зимовку, возвратившись из похода. Харальд молод, горяч, самолюбив, его притягивают власть и богатство, причем для достижения своих целей он готов и на бесчестный поступок. Но к своему сверстнику-славянину будущий конунг испытывает искренние дружеские чувства и старается сделать все, чтобы его названый брат Эйнар Счастливый действительно был счастлив. Счастливым хочет видеть Кукшу и юная Сигню. сестра Харальда обещанная в жены Сигурду. В результате все четверо – Кукша. Сигню. Харальд и Сигурд – оказываются вовлеченными в круг сложных и противоречивых взаимоотношений, куда – кто в большей, кто в меньшей степени – втягиваются и другие действующие лица этой истории: Торир. Гутторм (Пер Сундерланд) – наставник Кукши и Харальда. Тюра (Лисе Фьельстад) – вдова Олафа, мудрый старик Левий (Михаил Глузский), живущий у викингов на положении раба. Тугой узел конфликта обещает трагическую развязку…
И все же не перипетии лирической драмы и не соперничество в борьбе за власть являются в фильме основной движущей силой сюжета. Кукша принял покровительство Торира. дружбу Харальда, любовь Сигню, которую сам полюбил пылко, со всей страстью юной чистой души. Не Эйнаром Счастливым он так и не стал. Он помнит свое настоящее имя, помнит, откуда он родом, и неудержимо рвется назад, в те края, где ждут его мать, близкие, соплеменники. Радость встречи с ними Кукша не променяет ни на счастье с любимой, ни на почетное положение близ Торира или Харальда, ни на что другое? Во сне и наяву его постоянно посещают воспоминания о прошлом, о детстве, проведенном на берегу привольно раскинувшегося среди густых лесов северного озера, о материнской ласке, об отце, замечательном мастере кузнечного ремесла… «Твои мысли далеко, чужеземец, а сам ты здесь. Верни их обратно, и тебе станет хорошо», – скажет Кукше в минуту их первой встречи красавица Сигню. Но не сможет он внять этому совету, не сумеет – и не захочет – заглушить в сердце тоску по родине. Повзрослевший, рано возмужавший в трудных испытаниях, преодолев все преграды. Кукша отправится в свою Гардарику…
А постановка этого фильма, осуществленная творческим коллективом советских и норвежских кинематографистов, и вправду была делом нелегким. Все, начиная от уникального реквизита, без которого невозможно достоверное воссоздание на экране черт давно минувшей эпохи, от сложных съемок на натуре (северные пейзажи оператора Вячеслава Шуйского удивительно живописны, они – часть атмосферы ленты) и кончая работой с актерским ансамблем. большей частью состоявшим из норвежских исполнителей – требовало поиска, хождения неизведанными путями. На три главные роли были выбраны – Александр Тимошкин (Кукша). Петронелла Баркер (Сигню) и Ион Андерсен (Харальд). И не вдруг, наверное удавалось добиться того, чтобы ни один из них не «потерялся» рядом с более опытными партнерами, обладающими зрелым мастерством.
…Из давних, давних времен пришли к нам герои картины «И на камнях растут деревья»: но едва ли можно не почувствовать к ним близость, ибо их переживания. их судьбы напоминают о том, что и сегодня, как и тысячу лет назад, есть непреходящее духовное достояние людей
Найдены возможные дубликаты
Всё о кино
11.2K поста 39.8K подписчика
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Да, фильм отличный. Пересматриваю его периодически.
по книге можно было сериал снять.
этот кукша потом на рим набегал с викингами, потом в рабстве в византии был
в итоге, вроде, домой вернулся (не помню).
кругаля вокруг всей европы дал.
Необычайные приключения Кукши из Домовичей
На удивление один из немногих фильмов которые интересней книги.
Драккары из этого фильма до сих пор можно увидеть на набережной в Выборге.
Не совсем так. Оригинальные драккары сгнили, их распилили и поставили их реплики.
Да и реплики меньше оригиналов. Первые сцены снимались в Подборовье, там ещё избы рубленые стояли на берегу в начале 90-х- остатки декорации. И Ростоцкий умер напротив моего дома- у выборгской бригады скорой помощи не было дефибриллятора.Долго ещё стояла его восьмёрка на обочине.
А где именно не подскажите? А то я как раз в Питере в гостях. Очень хотелось бы увидеть.
Набережная рядом с жд и автовокзалом находится, найти легко. Оттуда и замок видно.
Я про этот фильм помню только три вещи: его название, что он интересный и что он жестокий. Совсем маленький был когда его смотрел.
Режиссер, чьи ленты – Дело было в Пенькове»,
Открывающую кавычку забыли.
Шведы никогда не ходили в Европу. До сих пор не найдено ни одного шведского судна, способного выходить в море, а не каботажить вдоль берега.
Да и насчёт других скандинавов вопросы. Их по количеству населения просто не хватало и для «окультуривания» полуострова и для расхваленных походов по миру. Так что были это точно не скандинавы, а народ куда более многочисленный и развитый.
Викинг не национальность и название по месту жительства. Этим словом ВНЕЗАПНО стали заменять слово пират при переводах текстов.
А пиратили на Балтике в основном славяне.
Реконструкторы против Голливуда: фильмы о викингах
Опыт системной оценки художественных фильмов о викингах в рамках сравнительно-аналитического дискурса с опорой на классификацию Ивана Семьяна.
Зачастую, когда специалист по какой-то теме смотрит художественный фильм, его темы касающийся, у специалиста начинает, что называется, подгорать. И это нормально. Но есть разные уровни «режиссерского произвола».
Например, когда человек смотрит «Интерстеллар» Кристофера Нолана, ему не нужна степень по физике, чтобы понять откровенную нереалистичность некоторых эпизодов. Например, путешествие персонажа Макконахи через Черную дыру. Тут школьного курса достаточно с лихвой.
Но на то она и фантастика, хотя приставка «научная» вроде как обязывает прорабатывать фантдопущения. Другое дело – фильмы исторические. И те, что позиционируются таковыми. Историки, археологи и реконструкторы такие фильмы любят глубоко и искренне. Об этом и предлагаю поговорить.
Справедливо начать с вопроса о том, почему вообще существует такая проблема. Казалось бы, есть эксперты – историки, археологи. Реконструкторы, которые буквально воссоздают культуру и быт целевой эпохи на основе исторических источников – археологических, письменных, изобразительных. Что мешает пригласить этих специалистов на съемочную площадку и снять исторический фильм в соответствие с реалиями эпохи? На самом деле, причин много. Рассмотрим основные.
Это перенесение современных стереотипов (как правило – поведенческих) на реалии эпохи, по которой снимается фильм. Элементарный пример – два викинга выпивают в корчме, один задевает другого плечом или проливает на него полкружки браги. Что происходит дальше? Современный стереотип диктует вполне очевидную линию поведения из разряда «пойдем выйдем». Ну или поножовщину на месте.
Реально в Скандинавии эпохи викингов подобный исход крайне маловероятен. Потому что убийство (пусть даже ненамеренное) другого человека влекло за собой колоссальную лавину проблем. И суд на тинге ярла – не самая большая из них. До тинга можно было не дожить. А еще можно было получить такую социальную стигму как нидинг, что значит «бесправный». Нидинг лишался всех статусов, имущества, жены и прочего. Вот это уже беда. Потому что за убийство нидинга ни перед кем отвечать не нужно.
Это большое заблуждение, что раннесредневековые скандинавы постоянно дрались по чем зря. В плане социальных взаимодействий они были куда адекватнее, чем показано в тех же «Викингах», где все друг друга режут без разбору. Причина в том, что разговаривали люди лицом к лицу, а не сидя по разные стороны монитора.
Я не уверен, что один викинг в описанной ситуации извинился бы перед другим, хотя это всецело зависит от объема выпитого. Но едва ли они стали бы драться. Хотя, полагаю, хольмганг был бы возможен. Но это уже не формат «пойдем выйдем», а полноценный ритуал, определенный законодательно. И проводился он не сию же минуту, а назначался на конкретное время.
В целом, тысячу лет назад люди значительно лучше умели держать язык за зубами, чем сейчас. Любопытно, что нагляднее всего эту мысль продемонстрировал Роберт Говард в своих первых рассказах про Конана. Да, антураж там фэнтезийный, но жизненной мудрости Говарда он не отменяет.
Таким образом, когда человек, который хотя бы в общих чертах представляет себе реалии эпохи, видит на экране очевидный анахронизм, то есть поведение персонажа, несоответствующее поведению людей в то время, это сразу вызывает закономерный диссонанс.
Вторая глобальная проблема, зачастую именно с нее все начинается. Да, это как раз тот случай, когда «я художник, я так вижу». То есть фантазии режиссера замещают факты об исторических реалиях. Эталонный пример – когда викинги, спускаясь на берег, подхватывают щиты, размещенные на бортах лангшипа, и с ними идут в бою.
Пафосно и эффектно, не поспоришь. Нюанс в том, что археология показывает – эти щиты не были боевыми. Они были большие и тяжелые, и крепились к борту особым образом. Их невозможно было использовать в бою. Щиты эти решали две задачи, во-первых, практическую – они делали фальшборт выше, что позволяло эффективно прятаться от лучной атаки. Во-вторых, декоративную – корабль выглядел красивее. В этом деле викинги знали толк, они ведь еще использовали резные головы морских змеев, из-за чего их лангшипы и получили свое легендарное прозвище – драккары (если что, это ни в коей мере не тип корабля, а пафосная альтернатива для скальдических саг, подробнее – в другом стриме).
Опять же, у человека, которому этот факт известен, означенный эпизод с подхватыванием «бортовых» щитов вызывает искреннюю улыбку. И человек уже понимает, что следующий час не фильм будет смотреть, а остальные режиссерские выдумки собирать.
Стилизация вместо реконструкции
Бытует мнение, что реальные викинги выглядели не так ярко и интересно, как те, которых нам рисует Голливуд. Вот что они выглядели иначе – это факт. А что менее интересно – большое заблуждение.
Проблема режиссеров в том, что не хочется тратить бюджет и время на экспертов. Поэтому делается стилизация. То есть «вариация на тему». Отсюда – весь тот замечательный комплект одежды и вооружения, который мы можем наблюдать через кровоточащие веки в сериале «Викинги». О нем мы, конечно, поговорим подробнее.
Стремление к кинематографичности
Чтобы блокбастер выглядел круто на большом экране, нужно много всего. Много доспехов, много воинов. Я этот вопрос уже затрагивал на одном из предыдущих стримов, поэтому повторяться не буду, желающие могут посмотреть. Чтобы не занимать лишнее время, приведу один конкретный пример.
В Иллеруле (Дания) был обнаружен клад VII века. Да, это чуть раньше эпохи викингов, но всё же. Клад включает 147 мечей на 1000 копий. А еще, чтобы вы понимали масштаб, у нас на всю Скандинавию эпохи викингов шесть находок шлемов. Кольчуга вообще одна – в захоронении близ Хаусбигда. Еще в Хьортспринге есть фрагменты. Зато топоров и щитов – не счесть. Буквально, общее количество археологических артефактов этих типов никто не считал.
Это значит, что абсолютное большинство воинов в хирде ярла вообще не имели доспехов и были вооружены копьем, топором и щитом. В шлемах и при мечах был лишь с пяток хускарлов. В кольчуге только сам ярл, да и то не факт. Так что все эти кадры тотальной бойни из «Последнего Королевства» – не более, чем фантастическая авторская фантазия.
Классификация исторических фильмов Ивана Семьяна
Иван Семьян – археолог, руководитель центра экспериментальной археологии «Археос», заведующий лабораторией экспериментальной археологии НОЦ Евразийских исследований ЮУрГУ, реконструктор (Каменный век). В 2018 году на форуме «Ученые против мифов-9» Иван Семьян выступил с докладом, в котором предложил авторскую классификацию исторических фильмов.
В основу своей классификации Семьян положил три группы проблем в фильмах, которые позиционируются историческими, но по сути таковыми не являются. Эти группы, основанные на выше озвученных причинах неисторичности, Семьян определил следующим образом:
Здесь комментарии излишни – речь о ситуации, когда продемонстрированные в фильме предметы быта, орудия труда или военная экипировка не соответствуют эпохе, о которой идет речь.
Эта группа проблем прямо следует из анахронизма. То есть когда персонажи на экране ведут себя совершенно не так, как себя вели люди отображаемого исторического периода.
Пример – уже упомянутый сериал «Викинги» (который не хаял только ленивый), где каждый персонаж – откровенный индивидуалист и карьерист, иначе не сказать. Во взаимоотношениях между героям нет даже намека на общинное мышление, которое в Раннем средневековье было основной мировоззрения людей. Это подтверждается и археологией и письменными источниками.
Женщины в «Викингах» – это современные женщины, эмансипированные и с макияжем. Проблема не в том, что в сериале много женщин-воительниц, тут как раз все в порядке. Проблема в том, как они себя ведут, и тут для наглядности подойдет пример, о котором говорил Евгений. Когда Бьёрн пустил беременную Торунн в бой. Хотя этот же эпизод выйдет отличной иллюстрацией к третьей проблеме – отсутствие здравого смысла. Но о ней позже.
Сегодня у Голливуда на повестке дня гендерное неравенство и борьба меньшинств за свои права. Если такие вещи появляются на экране в эпоху, когда подобного не могло быть в принципе, это не просто смешно.
У тех же скандинавов, если мужчину, не дай Один, заподозрили в «инаковости», он мгновенно становился эрги, дословно – «немужественный» или «женоподобный». А эрги автоматически являлся нидингом и, как я уже сказал, терял все, что имел. Зачастую жизнь тоже. В этом смысле показательна история о Рёгнвальде Прямоногом, сыне Харальда Прекрасноволосого. Рёгнвальд начал практиковать сейд (женское ведовство) вместе с группой колдунов, за что был объявлен вне закона, и тогда другой сын Харальда, Эйрик Кровавая Секира, сжег Рёгнвальда вместе с его приспешниками.
Вот так было принято с «немужественными». Поэтому никакого гомосексуализма в эпоху викингов быть не могло. И позже его не могло быть тоже, но это уже совсем другая, весьма резонансная история.
Отсутствие здравого смысла
Объективно, две предыдущие группы проблем большинство зрителей просто не заметит. Потому что большинство зрителей – не археологи, историки или реконструкторы. Я в «Гладиаторе» Ридли Скотта тоже не обратил внимания, что в одном из первых кадров в шатре Марка Аврелия стоит бюст Септимия Севера, до правления которого на тот момент еще 13 лет.
А вот, на что я обратил внимание, это на собак римлян. В фильме Скотта это немецкие овчарки, выведенные, на минуточку, в XIX веке. Римляне конечно использовали боевых псов, они назывались молоссы, их прямые потомки – мастиффы. Это дает общее представление о том, как на самом деле могли выглядеть те собаки. Но этот момент условно относится к первой группе проблем – неаутентичность технологий.
В различных сочетаниях эти группы выступили классификационными признаками для системы Ивана Семьяна, которую и мы возьмем за основу. Семьян применил свою систему к фильмам по Доисторической эпохе, мы же спроецируем ее на фильмы о викингах. Сама классификация выглядит так:
Фэнтези с историческими мотивами. Подразумевается не наличие драконов и файерболлов, а мир, созданный в рамках настолько условных исторических реалий, что в действительности не имеет с ними ничего общего.
Исторический блокбастер. Реалии времени чуть менее условные, но упор сделан на массовость. Поэтому викинги ведут себя как хипстеры.
Экранизация исторического литературного источника. Попытка воссоздать сюжет саги с опорой на реальный текст. Такие фильмы уже значительно ближе к историческим реалиям, даже если какие-то моменты культуры и быта стилизованы или сильно упрощены.
Попытка отображения реалий прошлого. Таких фильмов практически нет ни по одной эпохе. Потому что подход предполагает научно-популярный формат, который идет вразрез типичным интересам киноиндустрии.
Теперь кратко охарактеризуем самые известные фильмы о викингах с точки зрения их позиции в этой классификационной системе.
Режиссер: Джон Мактирнан
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
Да, начало фильма основано на «Записках» Ибн Фадлана, арабского путешественника, который был послом в Волжской Булгарии с 921 по 922 год. Некоторые элементы ритуалистики, которые Фадлан подмечает, наблюдая за толи викингами, толи руссами, отраженные в его «Записках», в фильме показаны со стопроцентным соответствием источнику.
Но все, что происходит дальше, это сюжет романа британского писателя-фантаста Майкла Крайтона «Пожиратели трупов». Именно Крайтон внезапно переместил Фадлана на, как минимум, 200 лет назад, включив его в отряд готского военачальника Беовульфа, который пришел в Данию, чтобы помочь королю Хродгару с его напастью.
По сюжету одноименного англосаксонского эпоса, Беовульф сражается сначала с оборотнем Гренделем, затем с его матерью-троллем, а потом с драконом (уже у себя на родине). То есть тут Крайтон, а за ним Мактирнан никаких источников уже не экранизировали, и не планировали экранизировать. Это фэнтези в условно-исторических реалиях.
Хотя поединок между лучшими воинами Беовульфа и Хротгара показан, на мой взгляд, не только эффектно, но и довольно аутентично. Если вы не помните этот эпизод, обязательно пересмотрите. Третья схода – максимально реалистичное отображение того, что, скорее всего, могло иметь место.
«Викинги против пришельцев»
Режиссер: Ховард Маккейн
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
В оригинале фильм называется «Чужеземец», но наши локализаторы решили сразу снять все вопросы. И они действительно их сняли, потому что как исторический фильм даже не позиционируется. И по этой же причине он великолепно смотрится историками и реконструкторами.
Это качественная фантастика про прогрессора Стругацких, что волею судьбы попал на планету, уровень развития на которой похож на Раннее средневековье Земли. И попал он в регион, подозрительно напоминающий древнюю Скандинавию. Но именно что – напоминающий. Поэтому вопросов и правда нет.
Режиссер: Майкл Хёрст
Год выхода: 2013-2020
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
Нет, это определенно не исторический блокбастер, хотя викинги там ведут себя как современные люди. Индивидуалисты и гедонисты, никакой общности, и как ярлы ими правят – решительно непонятно. Это современные брутальные мужики, которым дали мечи и выпустили в средневековье. Поэтому они там всех без разбору режут, и нет на них управы.
Вот, с чем поспорить не можем, это с татуировками. Поэтому что, согласно Ибн Фадлану, забивались викинги немилосердно. Вообще, человек забивается активно с древнейших времен. Для наглядности – в 1991 году в Эцтальских Альпах обнаружен мумифицированный труп человека, который жил приблизительно в 5300 году до нашей эры. Находку назвали Человек Этци, и у него десятки татуировок по всему телу.
«Вальхалла: Сага о Викинге»
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
Тип: Фэнтези с историческими мотивами
Фильм хороший, но не исторический. Собственно, сам режиссер его позиционирует как «научно-фантастический постпанк».
Вроде бы какие-то исторические моменты есть. Например, захваченный скандинавами пикт, ставший трэллом. Это вполне реально. Причем пикт в исполни Мадса Миккельсена довольно антуражный и убивает как мог бы убивать реальный пикт.
Интересно обыграно открытие Северной Америки, и аборигены с их воздушными погребениями показаны хорошо. Но в остальном… я бы охарактеризовал фильм как «артхаусное фэнтези». Очень на любителя.
Режиссер: Ричарда Флейшера
Тип: исторический блокбастер
Из нашего поколения сложно найти человека, который не знает эту легендарную картину с Кирком Дугласом в главной роли. Как и в случае с «Тринадцатым воином», это экранизация книги.
Оригинальный роман принадлежит перу Эдисона Маршалла. В отличие от Крайтона, Маршалл не был фантастом. Он писал приключения и историческую беллетристику. Его «Викинг» основан на саге «Krákumál», которая представляет собой монолог Рагнара Лодробка, умирающего в яме со змеями, куда его бросил Элла, король Нортумбрии.
Что касается фильма, он основан на полумифическом сюжете, поэтому предъявлять к нему требования по хронологии событий сложно. Но исторически аутентичных объектов в кадре в разы больше, чем, например, в отечественном «Викинге» с Данилой Козловским (свят, свят…). И по жанру фильм позиционируется как «исторический боевик». Он красивый, пафосный, масштабный. То есть хороший приключенческий блокбастер.
Режиссер: Маркус Ниспел
Тип: исторический блокбастер
На самом деле, здесь довольно сложно определить тип фильма по классификации Семьяна. Потому что с одной стороны, это конкретный голливудский блокбастер на историческую тематику с эталонным превозмоганием героя, которому приходится делать выбор между зовом крови и любовью к чужому племени, которое стало ему семьей.
С другой стороны, здесь викинги в рогатых шлемах. Казалось бы – достаточно. Но главные роли достались Карлу Урбану (он же сначала «Призрак», а потом и «Следопыт»), Ральфу Мёллеру и Клэнси Брауну. Это яркие талантливые актеры, но даже они не вытянули откровенно никакой сюжет. Хотя идея отличная, ведь в своем фильме Маркус Ниспел попытался показать уникальное событие – первое прибытие викингов к берегам Северной Америки и их потенциальное столкновение с индейцами.
Эти сведения нам известны из «Саги об Эйрике Рыжем», где упоминается Гуннбьорн Ульфсон, который, по всей видимости, побывал в Северной Америке примерно за 100 лет до прославленного Лейфа Счастливого и, соответственно, за 600 лет до Колумба.
Аниме-сериал «Сага о Винланде»
Режиссер: Сюхэй Ябута
Тип: исторический блокбастер
Манга Макото Юкимура, по которой сделано это аниме, основывается на двух сагах – «Сага об Эрике Рыжем» и «Сага о гренландцах». Главные герои имеют реальных исторических прототипов. Например, Торфинн из аниме – это исландский мореплаватель Торфинн Карлсефни. Торкелль, Кнуд – это тоже исторические личности, которые действительно принимали или могли принимать участие в описываемых событиях.
Разумеется, нельзя не упомянуть Аскеллада, имя которого – это отсылка к норвежскому фольклорному герою Аскеладдену, известному своей хитростью. Также в манге и аниме присутствует Лейф Эрикссон, тот самый викинг, первым открывший Северную Америку.
Режиссер: Ник Мёрфи и еще какие-то люди
Тип: исторический блокбастер
Отнести этот сериал к категории фэнтези не позволяет единственный факт. В основе опуса лежит серия романов «Саксонские хроники» Бернарда Корнуэлла. Корнуэлл не историк, но и не фантаст. Он хорошо поработал с историческими источниками. Поэтому режиссеры, слизавшие у него сценарий, неплохо показывают историю завоевания викингами Британских островов.
Проблема в том, что режиссеры поработали с источниками значительно хуже. И историков в качестве консультантов они, само собой, не приглашали. Поэтому почти все, что вы видите в кадре, историческим реалиям не соответствует. Даже безумный скъялборг, которого в таком виде тоже быть не могло. В общем, как блокбастер на историческую тему – очень даже.
«Беовульф и Грендель»
Режиссер: Стурла Гуннарссон
Тип: исторический блокбастер
Фильм не получится отнести к экранизации исторического источника, потому что режиссер предлагает свою версию «Саги о Беовульфе», и здесь довольно много отступлений от оригинального текста.
В целом, фильм атмосферный, интересный и… по антуражу местами откровенно фэнтезийный. За эту фэнтезийность очень обидно. В том смысле, что Беовульф (Джерард Батлер, кстати) носит в кадре отличную реконструкцию шлема Вендельской эпохи. Исторический Беовульф однозначно носил или весьма вероятно мог носить именно такой шлем.
На одном из его воинов есть реконструкция викингского шлема из Гьёрмундбю, а в руках – адекватная версия Датской секиры. Понятно, что Гьёрм и Вендель отстоят друг от друга лет на сто. Но режиссер хотя бы попытался. Это хорошие реконструкции археологических источников, не стилизации. И вместе с тем периодически на Беовульфе вместо нормальной кольчуги появляется кожаная чешуя с клепками… То есть то, чего не было ни в одну историческую эпоху. Но фильм неплохой, я на днях пересмотрел без пены у рта.
Режиссер: Ули Эдель
Тип: экранизация исторического источника
Как и в случае с «Беовульфом», речь в первоисточнике идет не об эпохе викингов, а о чуть более раннем периоде европейской истории. «Беовульфа» мы добавили в наш список, потому что там присутствуют даны и вообще место действия двух третей сюжета – Дания.
«Кольцо Нибелунгов» здесь потому, что германская эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах», написанная в XIIIвеке, основана на ряде песен из «Старшей Эдды», включая «Речи Регина», «Речи Фафнира», «Речи Сигрдривы» и другие, где упоминается Сигурд.
Что касается фильма, он довольно точно дублирует литературный источник. Картинка на экране эпическая и эффектная, актеры отыгрывают на уровне. Насчет антуража – ни в коем случае не реконструкция, и даже не стилизация. Но смотрится легко, интересно. Если вдруг история прошла мимо вас, настоятельно рекомендую пробел восполнить.
Режиссер: Роберт Земекис
Тип: экранизация исторического источника
Как понятно из названия, Земекис основывался на «Саге о Беовульфе». Это уже упомянутый англосаксонский эпос, повествующий о событиях, которые произошли ориентировочно в начале VIII века. То есть на горизонте вот-вот забрезжит так называемая эпоха викингов.
Сюжет фильма не копирует сюжет саги, но довольно близок к нему. То есть сюжетно это хорошая экранизация. С точки зрения аутентичности – чистый голливудский блокбастер. Ну и фэнтези, конечно.
Думаю, понятно, почему Беовульф 1999 года с Кристофером Ламбертом и Роной Митрой мы рассматривать не будем… Крутой постапокалиптический ведьмак, который в детстве очень нравился)
Режиссер: Нильс Гёуп
Тип: экранизация исторического источника
Норвежский историко-приключенческий фильм, сюжет которого основан на древней саамской легенде о мальчике, заманившем врагов в горное ущелье, где их погребла под собой снежная лавина.
Фильм примечателен тем, что демонстрирует бытовые подробности жизни саамов (лапландцев) X-XI века, и эти подробности соответствуют имеющимся археологическим и этнографическим данным. Еще один любопытный факт: «Проводник» – первый полнометражный фильм, снятый на северосаамском языке.
Режиссер: Агуст Гудмундссон
Тип: экранизация исторического источника
С точки зрения аутентичности фильм безупречен. Сюжетно он дублирует сагу, но важнее, что его снимали в археологическом парке. На съемочную площадку были приглашены археологи, были изготовлены точные копии археологических артефактов X века. Да, фильм старенький, картинка уже не торт и никакой «блокбастеровости». Но для души историка и реконструктора – как бальзам на истерзанную Голливудом душу.
«Биркебейнеры» / «Последний король»
Режиссер: Нильс Гёуп
Тип: экранизация исторического источника
Что касается источников, то, во-первых, фильм исторически достоверен. Он описывает реальную попытку ополченцев-биркебейнеров спасти маленького короля Хокона, доставив его к королю Инге Бордссону в Тронхейм. Во-вторых, это можно считать экранизацией исторического литературного источника, потому что о затронутых событиях мы знаем из двух саг – «Сага о Сверрире» и «Сага о Посошниках».
«И на камнях растут деревья»
Режиссер: Станислав Ростоцкий и Кнут Андерсен
Тип: экранизация источника
Советско-норвежский фильм, снятый по повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей». Вронский написал несколько качественных историко-приключенческих книг, которые назвать фэнтези язык не поворачивается. Потому что хотя с историческими событиями они не особенно связаны, сюжеты и персонажи в них действительно аутентичны.
Фильм «И на камнях растут деревья» – лучшее тому подтверждение. За соответствие историческим реалиям на экране поклонимся историку-медиевисту Арону Яковлевичу Гуревичу, который выступал консультантом. Более того – все батальные сцены выполнялись с участием советских самбистов под руководством Валерия Волостных, мастера спорта по самбо, Заслуженного тренера России, одного из основоположников боевого самбо.
Не могу не привести легендарную цитату из этого фильма:
– Сигурд – берсерк.
– А кто такой берсерк?
– Воин, которого хранят боги.
– Тогда зачем ему кольчуга?
– На всякий случай…
«Древнее предание: Когда солнце было богом»
Режиссер: Ежи Гофман
Тип: экранизация исторического источника
Вольная экранизация исторического романа «Старинное предание» Юзефа Крашевского. По уровню аутентичности фильм Гофмана почти так же хорош, как «И на камнях растут деревья». Есть вопросы по стилизации викингских доспехов и некоторых элементов одежды западных славян. Зато ритуалистика, обрядовая часть и некоторые традиции показаны на уровне. Их воссоздали настолько четко, насколько это возможно с минимальным количеством источников.
Сюжетно фильм представляет собой компоновку сведений из трех хроник – «Хроника и деяния князей или правителей польских», «Хроника» магистра Винцентия Кадлубека и «Великопольская хроника». История интересная и красивая, спойлерить не будем. А вот о чем стоит сказать, так это о том, что одну из главных ролей играет Михал Жебровский, ведьмак моего детства…
Исландский режиссер и сценарист Храбн Гюднлейгссон снял «Полет ворона» (1984), «Тень ворона» (1988) и «Белый викинг» (1991). Эта его трилогия, посвященная норвежским викингам, в свое время была довольно известной, потому что Гюднлейгссон – неплохой режиссер. Что касается историчности, то хватит одного факта – первый фильм трилогии на фестивале Fantasporto получил премию «Лучший иностранный фантастический фильм». Тоже можно сказать и о «Последнем викинге» (1997) Йеспера Нильсена.
Под занавес этой части обязательно упомянем сериал «Северяне» Йонаса Торгерсена, которого наснимали аж 3 сезона (2016-2020). По сюжету, на дворе 790 год. Место действия – некий норвежский поселок Нурхейм. Что касается самого действия, то это великолепная комедийная трешовая солянка из всех известных стереотипах о викингах. Никакой историчности, и даже не претендует. Мне было смешно, а там смотрите на свой страх и риск.
Ограничение по знакам. Продолжение здесь.