актеры фильма карточный домик
Карточный домик
«Карточный домик» (англ. House of Cards) — американский веб-сериал и первый успешный проект стримингового сервиса Netflix. Создан Бо Уиллимоном в жанре политическо-драматического триллера. Сериал рассказывает о пути к высшей власти амбициозного конгрессмена Фрэнка Андервуда и его жены Клэр, не гнушающихся ради своих целей никакими средствами. Выдержал пять сезонов, а вот заключительный сезон вышел уже без главного героя в исполнении Кевина Спейси, обвинённого в сексуальных домогательствах. Является адаптацией одноимённого мини-сериала BBC по одноимённому роману Майкла Доббса.
Содержание
Сюжет [ править ]
«Карточный домик» показывает восхождение к власти и последующее падение с политического Олимпа конгрессмена-демократа от 5-го избирательного округа Южной Каролины и партийного организатора Палаты представителей США Фрэнка Андервуда, а также его не менее амбициозной и беспощадной жены Клэр Андервуд. Сериал посвящён темам безжалостного прагматизма, манипулирования, предательства и власти. Сюжет разворачивается в современном Вашингтоне.
Первый сезон [ править ]
2012 год. Жаждущий власти конгрессмен-демократ и лидер партийного большинства Фрэнк Андервуд помог однопартийцу Гаррету Уокеру стать президентом США в обмен на получение должности государственного секретаря в новой администрации. Однако после выборов Андервуд узнаёт от главы администрации президента Линды Васкес, что президент решил оставить его в Конгрессе для совместной работы с конгрессменом Дональдом Блайтом над законопроектом об образовании. Взбешённые предательством Фрэнк и его жена Клэр, возглавляющая экологическую некоммерческую организацию «Инициатива чистой воды», готовы пойти на всё, чтобы отомстить новоиспечённому президенту. Они решают свергнуть его с президентского поста.
Фрэнк с помощью главы своего аппарата Дага Стэмпера начинает поиск союзников, которыми становятся его коллега из Пенсильвании Питер Руссо со скандальной репутацией наркомана и журналистка Зои Барнс, которой обозлённый политик сливает инсайдерскую информацию. После утечки в газеты информации о новом законопроекте об образовании Андервуд получает над ним полный контроль, отстраняя от работы над ним Блайта. Начинается напряжённая работа (в основном, силами Клэр): новый проект нужно подготовить за неделю. С помощью Зои Фрэнк информационно практически уничтожает Майкла Кёрна ─ главного претендента на пост госсекретаря, сводя его шансы на получение должности к нулю и выдвигая на этот пост более опытную Кэтрин Дюран. Закон об образовании вот-вот будет отвергнут из-за ряда противоречивых поправок, но Фрэнку удается выправить ситуацию путем политических интриг и смещения с поста лидера парламентского большинства, которого он «заменяет» на более удобную для себя кандидатуру.
В это же время Андервуд с молчаливого согласия Клэр вступает в сексуальные отношения с Зои Барнс. При этом продвижение нового законопроекта идёт с трудом: профсоюзы начинают общенациональную забастовку ─ это приводит к падению рейтингов действующего президента Уокера, который, тем не менее, подписывает закон, что повышает авторитет Фрэнка. Также он начинает подготовку к пиар-кампании едва выбравшегося из затянувшейся алкогольной депрессии Питера Руссо, которого хочет продвинуть на пост губернатора штата Пенсильвания. Фрэнк встречает сопротивление со стороны противостоящей Республиканской партии, и чтобы решить проблему с законом об окружающей среде, обращается за помощью к жене, но последовавшая неудача только ссорит супругов.
Руссо ищет утешения в алкоголе, а осмелев, неожиданно заявляет о своем желании снять груз с души и покаяться во всех политических махинациях. Фрэнк избавляется от него, инсценируя самоубийство политика: накачивает его спиртным и запирает в гараже в заведённой машине. После этого он убеждает вице-президента и бывшего губернатора Пенсильвании Джима Мэтьюса уйти в отставку для участия в губернаторских выборах. В ходе дальнейших политических ходов Андервуд выясняет, что инициатором его оставления в Конгрессе был миллиардер и «серый кардинал» при администрации Уокера Реймонд Таск. Он предлагает Таску совместную работу в обмен на пост вице-президента США. В это же время Клэр консультируется с доктором относительно возможности иметь детей, а прекратившая роман с Фрэнком Зои Барнс начинает расследование в отношении его махинаций.
Второй сезон [ править ]
Даг Стэмпер сообщает Андервуду о журналистком расследовании относительно смерти Руссо, к которой тот приложил руку. Тот встречается с Зои, чтобы с ее помощью попытаться замять это дело, но после неудобных вопросов журналистки, расправляется с ней, бросая под поезд метро (её гибель становится ещё одним «несчастным случаем»).
Возлюбленный Зои Лукас Гудвин, амбициозный журналист и репортёр Washington Herald, понимает, кто стоит за её гибелью и пытается расследовать её убийство. С помощью хакера Гэвина Орсея он хочет взломать базу данных главной телефонной компании США, чтобы получить расшифровку разговоров Андервуда. Но по указанию Дага Стэмпера журналиста обвинили в кибертерроризме и приговорили к 10 годам тюремного заключения.
Республиканская партия начинает подготовку к промежуточным выборам. Китайская торговая блокада, инициированная Фрэнком, приводит, помимо прочего, к падению популярности президента Уокера. Он обвиняет Андервуда в стремлении свергнуть его и практически прекращает общение с ним. Подпольно начинается сбор голосов объявления импичмента. После обнародования некоторых крупных финасовых махинаций рейтинги главы государства падают практически до нуля, и Уокер решает уйти в отставку, так и не поняв, что всё произошедшее с ним ─ дело рук Фрэнка Андервуда. Сезон заканчивается тем, что Фрэнсис Андервуд становится 46-м президентом Соединённых Штатов Америки.
Третий сезон [ править ]
Фрэнк Андервуд начинает работу на посту президента США, но первые полгода своего президентства он постоянно подвергается нападкам за бездействие. Клэр пытается получить должность посла в ООН, но встречает сложности в одобрении своей кандидатуры в Сенате. В то же время её муж официально заявляет об отказе в участвовать в грядущих президентских выборах от Демократической партии (хотя в реальности продолжает к ним готовиться) и инициировании масштабной программы по борьбе с безработицей под названием «America Works».
Во внешней политике тон задают отношения с президентом России Виктором Петровым. Андервуд и Петров не могут прийти к соглашению по миротворческим действиям в Израиле и Палестине, а Клэр вскоре вынуждена уйти с поста посла в ООН. На фоне всего этого Хизер Данбар ─ главный критик политической программы Андервуда ─ объявляет о выдвижении своей кандидатуры на пост президента.
Переживая кризис в отношениях, Андервуды повторно венчаются. Данбар продолжает предвыборную кампанию, а Фрэнк находится под сильным давлением ─ Конгресса, губернаторов штатов и собственной команды. Тем не менее, он решает выдвигаться в президенты от демократов. Начинается полноценная предвыборная гонка. Данбар опережает Андервуда в опросах общественного мнения, и он просит жену помочь ему более активным участием. Он выигрывает праймериз, но положение шаткое ─ Клэр все больше отдаляется от мужа и в конце концов объявляет ему о своём уходе.
Четвёртый сезон [ править ]
Клэр возвращается в родительский дом в Далласе и намерена баллотироваться в Конгресс. Она заключает соглашение с мужем: он не мешает её попыткам построить собственную политическую карьеру, она опровергает слухи об их расставании. Главной причиной отъезда Клэр в Техас и раздельной жизни супружеской четы называется болезнь её матери (она борется с лимфомой). Мать Клэр — Элизабет Хейл пытается вести свою игру путём подкупа и шантажа, чтобы обеспечить провал Фрэнка на выборах: она всегда ненавидела мужа дочери из-за бедного происхождения.
Клэр сближается с Лиэнн Харви, политическим консультантом, помогающей ей вести собственную игру. Именно Харви находит и публикует фото отца Андервуда, на котором он пожимает руку представителю ку-клукс-клана ─ после этого Фрэнку объявляет бойкот многочисленный темнокожий электорат, и президент проигрывает очередные праймериз. Он понимает, что за скандалом стоит жена, и в ответ на требование Клэр сделать её вице-президентом после победы на выборах, отвечает жёстким отказом.
По случайному стечению обстоятельств на какое-то время Клэр фактически оказывается у руля государства: на Фрэнка совершает покушение вышедший из тюрьмы Лукас Гудвин (он был убит в перестрелке), в результате чего у президента отказывает печень, и пока длится операция и послереабилитационный период, она за спиной исполняющего обязанности президента Дональда Блайта достигает важного дипломатического успеха в переговорах с Россией в рамках G7. В результате, когда Андервуд возвращается к делам, он соглашается выдвинуть свою жену на пост вице-президента.
Хизер Данбар отказывается от президентской гонки. Теперь основная борьба разворачивается за пост вице-президента, кандидатом на который в ходе интриг официально выдвигается Клэр. В это же время у Андервудов появляется новый и опасный соперник — молодой кандидат на пост президента США от Республиканской партии и губернатор штата Нью-Йорк Уилл Конуэй, опережающий Фрэнка в опросах.
Именно в этот момент газета The Washington Herald публикует сенсационное разоблачительное расследование под авторством Тома Хаммершмидта о действиях Андервуда по «завоеванию» вице-президенства, организации импичмента президента Уокера и многочисленных финансовых махинациях. До президентских выборов остаётся три недели, что вынуждает Андервудов объявить войну террористической группировке «Исламский халифат» (ИХ) для отвлечения внимания общественности. Сезон заканчивается тем, что Фрэнк и Клэр смотрят в прямом эфире казнь заложника террористов, и Клэр впервые ломает четвёртую стену, глядя в камеру вместе с Фрэнком.
Пятый сезон [ править ]
Сезон начинается с попыток Фрэнка убедить Конгресс США объявить войну террористической группировке «Исламский халифат» (ИХ). Посеяв в сердцах американцев страх, Андервуд хочет отвлечь их умы от расследования журналистов The Washington Herald. Общая паника приводит к низкой явке в день президентских выборов, что ставит победу Андервудов под угрозу. Тогда Фрэнк, прикрывшись фальшивыми разведданными о террористической угрозе, досрочно закрывает избирательные участки в штатах Теннесси и Огайо. В результате долгих закулисных интриг Андервуды добиваются своей победы на выборах: Фрэнк избирается на новый президентский срок, а Клэр становится вице-президентом.
Шестой сезон [ править ]
12 фактов про сериал «Карточный домик»
4 марта 2016 четвертый сезон стартует на Netflix, а 5 марта все сезоны » Карточного домика » появятся на ivi. Мы радуемся, ждем и собрали для вас разных фактов про сериал.
1. Автор книги «Карточный домик», Майкл Доббс, в прошлом был главой администрации в штабе Консервативной партии в Великобритании. Помимо того, Доббс был специальным советником бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер.
2. Для съемок сериала был арендован гигантский склад. Внутри были построены все-все-все декорации. И Овальный кабинет, и Дом Конгресса, и все офисы, и гостиничные номера.
3. Чтобы сделать сериал максимально успешным, был проведен анализ, в результате которого создатели выяснили, что оригинальный сериал «House of Cards» 1990-го года предпочитают те же зрители, которые являются фанатами Кевина Спейси, актера, сыгравшего Фрэнка Андервуда. А еще они выбирают такие фильмы как «Бойцовский клуб», «Семь», «Игра», которые создал Дэвид Финчер. Так что выбор главного актера и режиссера не случаен. Правда, Дэвид Финчер отснял только первые две серии, но они задали тон всему сериалу. Затем эстафету приняли Джеймс Фоули и Аллен Култер.
HBO
4. Бо Уиллимон, сценарист и шоураннер «Карточного домика», имеет небольшой опыт участия в политике. Он работал с такими политиками, как Говард Дин и Хиллари Клинтон. Кроме того, он написал сценарий к «Мартовским идам» Джорджа Клуни.
5. В рамках подготовки к первому сезону шоу актер Кевин Спейси провел несколько рабочих недель с Кевином Маккарти, чтобы вжиться в роль «злого конгрессмена».
6. В рядах поклонников «Карточного домика» есть несколько известных американских политиков. Например бывший президент Билл Клинтон и президент США Барак Обама. Перед вторым сезоном Обама опубликовал твит призывающий людей удержаться от спойлеров.
HBO
7. Морскую свинку Кэшью играют три зверька: Оскар, Лукас и Анкор.
9. Все 13 эпизодов 3 сезона случайно выпустили на Netflix за две недели официальной даты премьеры. Они были доступны только около получаса, прежде чем Netflix исправили свою ошибку, но в то время онлайн-обсуждение шоу зашкаливало. Возможно, это было рекламной уловкой.
HBO
10. В июне 2014 года шоу хотели снимать в зале заседаний Совета Безопасности ООН. Россия воспользовалась своим правом вето, чтобы запретить съемки. Однако в других частях здания ООН съемки все же были разрешены.
11. Актер Майкл Гилл, который играл в сериале президента, и актриса Джейн Аткинсон (госсекретарь) состоят в браке и в реальной жизни.
12. «Карточный домик» чрезвычайно популярен в Китае. Более 24,5 млн человек в этой стране наблюдали за вторым сезоном шоу, большинство из них были государственными служащими. Говорят, Ван Цишань, один из высокопоставленных руководителей Коммунистической партии, горячий поклонник сериала.
HBO
Каким мы запомним сериал «Карточный домик»
«Никакой больше боли», — сообщает зрителям новый президент США Клэр Андервуд, отпуская на волю птенца в середине первого эпизода. В «Карточном домике» всегда была довольно претенциозная — и одновременно вполне прозрачная — символика, но дело даже не в том, как напыщенно это звучит. Последний сезон с порога анонсирует перестройку, дразнит переменами, намекает на переосмысление формулы: чаемая перезагрузка в связи с кадровыми обстоятельствами; уйти — но красиво и высоко задрав подбородок.
Чтобы не томить никого в ожидании вердикта, скажем сразу — не получилось. Все восемь серий (и почему Netflix до этого заказывал по 13?) Клэр изо всех сил пытается разделаться с наследием супруга, тщится провозгласить свою — не бога, не мужа, не хозяина — декларацию независимости, стремится выйти наконец на собственную орбиту.
Все восемь серий у нее ничего не выходит: то ли сама механика власти подразумевает «мужские», с манипуляциями и угрозами, ходы и комбинации, то ли Клэр на самом деле мало чем отличается от покойника. В этом смысле «Карточный домик» так и остался крайне пессимистичным шоу о том, как устроена публичная и непубличная политика: всякий идеализм в конечном счете оказывается скомпрометирован, высмеян, а иногда просто убит выстрелом в затылок.
У «Домика» всегда были сложные отношения с реальной американской повесткой, которую он скорее преломлял, чем отзеркаливал. Финальный сезон — почти альтернативная новейшая история: что если бы на выборах в ноябре 2016 года победил другой кандидат? Насколько дееспособна администрация, состоящая только из женщин? Совместимы ли президентство и (огромный спойлер!) беременность? Инструментальный, прикрывающий жажду власти феминизм Клэр заставляет поморщиться даже тех, кто совершенно равнодушен к проблематике «Второго пола»: если это шарж на #metoo, то очень несмешной; если критическая реплика в споре о гендерном равенстве и привилегиях, то совсем неумная.
«Бывший хороший сериал» — формулировка довольно унизительная, но что поделать: «Карточный домик» не смог избежать участи многих громких проектов, появившихся на исходе золотого века телевидения. Развилкой, как теперь стало понятно, был третий сезон — не такой уж, что бы там ни писали, слабый. Тогда «Домик» попробовал переключить фокус, обследовать другую — отличную от надоевших к тому времени многоходовок тему: состояние семьи. Особенности союза Андервуд, его сексуальное, эмоциональное, политическое наполнение питали авторов вплоть до пятого сезона, но о чем можно долго распространяться теперь, когда одного из участников тандема нет в живых?
В ход идут домыслы, полуфальшивые воспоминания и даже аудиодневник вашингтонского Вергилия — уж не его ли он записывал, общаясь с нами по ходу действия? Отсутствие Фрэнка — это ничем в итоге не заполненное зияние: ну вот примерно как в недавних «8 подругах Оушена», где что ни разговор, то про героя Джорджа Клуни — тоже, кстати, мертвого.
Означает ли неудачная развязка, что все было зря? Отменяет ли она — отнюдь не мнимые, повторимся — достоинства ранних эпизодов: искусно построенных, элегантных, злых? Сейчас, пока длится аффект после нелепо-кровавого финала, хочется ответить да — как хотелось растерзать «Остаться в живых» за то, во что превратился самый амбициозный сериал нулевых. За «Домик» со Спейси еще некому вступиться, но когда-нибудь, уже после завершения всех юридических разбирательств, непременно отыщется зритель, который сможет разглядеть в нем то же, что и все мы в 2013 году: техничный, игривый и страшно интересный сериал, предназначенный для запойного, круглые сутки нон-стоп, употребления.
Хорошо бы это произошло до того, как Клэр — или кто там сейчас в нашей реальности контролирует ядерную кнопку — вздумает на нее нажать.
Посмотреть сериал можно на сайтах Amediateka или ivi.
Финчер в телевизоре
«Ну что, веселая командировочка выдалась? »Гладиатор« отдыхает!» Что-что, а ехидничать Дэвид Финчер умеет. Мы находимся в нескольких милях от Балтимора в похожем на пещеру здании, внутри которого мастерски воссозданы коридоры власти Капитолийского холма. На съемочной площадке работают осветители, и, если честно, ждать, пока они закончат, довольно тоскливо. Чего никак не скажешь о материале… Кевин Спейси готов к работе: конгрессмен Фрэнсис Андервуд, этот безжалостный мастер сделок и дьявольских интриг, облачен в великолепно сшитый костюм, его прическа безупречна. Через семнадцать лет после того, как они с Дэвидом Финчером до смерти напугали нас фильмом «Семь», эта парочка взялась за политику. В вольном ремейке телесериала BBC «Карточный домик» на смену Вестминстеру приходит Вашингтон, однако характерное для оригинала сочетание стыдливого юмора с политическим цинизмом сохранилось в полном объеме. На третий или четвертый день нашего пребывания на площадке во время «ланча» на ночной съемке к режиссеру подошел один из членов съемочной группы, чтобы обговорить проблему с графиком. После дружеской перебранки Финчер отвечает на последний вопрос: «Да плевать мне на то, как это воспримут! Я тебе вот что скажу: сам себя увольнять я не собираюсь!» Похоже, директор этого дурдома и сам чокнутый…
Кевин Спейси и Дэвид Финчер на съемочной площадке
«Он зациклился на сериале, – говорит Спейси. – А когда Дэвид на чем-то зацикливается, это хорошо…» Однако со времен их последней совместной работы режиссер изменился. «Значит так, – с лукавым видом продолжает Спейси. – Он стал нетерпеливее, требовательнее, превратился в перфекциониста… Короче, теперь Дэвид больше похож на гения». Актер становится серьезным. «Он прикладывает невероятные, просто титанические усилия, чтобы заставить тебя увидеть то, о чем ты даже не подозревал. Снова работать с ним – это просто охренительно!»
Финчер ставит два первых эпизода, а также совместно с Кевином Спейси и другими, включая и основного сценариста Бо Уиллимона («Мартовские иды»), является исполнительным продюсером всего сериала. Узнав об этом, компания Netflix без раздумий подписалась на два полных сезона. «Редко встретишь такую заинтересованность, – замечает Спейси. – И очень здорово, что у нас есть время рассказать историю должным образом. У меня было полное ощущение, что я снимаюсь в настоящем длинном фильме». Финчер, ранее не замеченный в хвалебных одах в адрес студий и дистрибуторов, в восторге от мужества Netflix. «Нравится мне такой подход к делу. Типа »ну что, круто, давайте попробуем!«» Его привлекает возможность глубоко исследовать характеры героев, «особенно в свете того, что голливудские фильмы становятся все более дистиллированными. Они там все время пытаются получить волшебное средство для превращения фильмов в хиты. Поэтому очень приятно работать с другими актерами и при этом запросто произносить фразы вроде »эта сюжетная линия будет развиваться на протяжении многих часов«».
Джоэл Шумахер на съемочной площадке
Образ Андервуда, в британской экранизации романа Майкла Доббса носившего фамилию Уркварт, в определенной степени был списан с коварного шекспировского Ричарда III. Во время работы над сценарием Спейси играл эту роль на сцене у Сэма Мендеса. После этого актер еще больше восхищен тем, что сделал в сериале 90-х Йен Ричардсон, который пробивал «четвертую стену» при помощи лукавых ремарок на камеру, вовлекая тем самым зрителей в козни своего персонажа. «Если честно, я не уверен, что понял бы, как надо играть, глядя прямо в камеру, если бы не поработал в театре, – признается Спейси. – Это меня очень многому научило. Но Йен Андерсон – это просто чудо, как он втягивает тебя в действие! А Бо нашел великолепный ход, сделав Фрэнсиса южанином. По его собственным словам, плавный ритм речи моего персонажа, все его манеры выглядели бы не совсем естественно, не будь он родом с Юга. Есть там такие фразы… да взять хотя бы ту самую, знаменитую! Ее-то мы, само собой, сохранили». (Не спрашивайте, о какой именно фразе идет речь. Мы без понятия.)
Спейси наслаждается съемками – это очевидно. Снимается сцена, в которой Андервуд немногословно излагает свои цели, в основе которых лежит желание отомстить, своему приспешнику (Майкл Келли). Он отворачивается к окну, принимая позу, напоминающую знаменитую фотографию Кеннеди в Овальном кабинете (возможный намек на амбиции героя). В перерывах они с Келли весело болтают, при этом звезда получает огромное удовольствие от дурашливых реплик на камеру («Ах, это так безнравственно!»). Финчер обращает его внимание на подтекст диалога: «На самом деле ты говоришь ему: »Для этого придется идти на подлости даже большие, чем обычно. Трупы в багажниках и все такое прочее. Надеюсь, ты к этому готов«».
Кевин Спейси и Майкл Келли на съемочной площадке
По словам режиссера, без Спейси сериала попросту бы не было. «Мы написали сценарий, мы сняли пилот, но мы никогда не нашли бы другого актера, которому так нравилась бы эта роль. А Кевин как раз тот, кто нам нужен: умение говорить, умение подчеркивать определенные слова во время беседы и сноровка, которой он сам наслаждается». Каждый режиссер ищет неотъемлемое качество, необходимое любому актеру, чтобы сыграть данную конкретную роль, тот элемент, который остается с актером, как бы он ни устал. «Кевин Спейси, даже валясь с ног от усталости, остается политиком и всегда думает по-особому: »Сейчас я скажу то-то и то-то, чтобы добиться того-то и того-то«. Он живет в этой роли!» Речь заходит о Кейт Маре, играющей амбициозную журналистку Зои Барнс, которая, продав душу дьяволу Спейси ради карьеры, обеспечивает стратегически важные утечки информации в его интересах. «Кейт – предельно вежливая и совершенно одержимая девушка, – заявляет Финчер. – Вежливость ей для роли Зои вряд ли пригодится, скорее уж наоборот, а вот одержимость понадобится. Абсолютно необходимое качество».
Мара была немного знакома с режиссером через свою сестру Руни, которая, как известно, сыграла главную роль в его версии «Девушки с татуировкой дракона». «Я уже верила в него, хотя почти совсем не знала», – рассказывает актриса. В другой день и на другой съемочной площадке, в офисе The Baltimore Sun, изображающем редакцию Washington Herald, их близкое знакомство уже очевидно. Финчер из-за двери кричит гримерше, работающей с Марой: «Заштукатурь ее под Долли Партон!» Сидя спиной к камере, Мара показывает режиссеру средний палец. Финчер хохочет и принимается за других. Повернувшись к помощнику, отвечающему за работу со сценарием, он приказывает: «Отсюда и досюда все стереть, чтобы и следа не было. Понаснимали тут всякого дерьма, пока меня не было». Когда съемки уже вот-вот возобновятся, он вдруг слышит посторонний звук: журчат фонтанчики с питьевой водой рядом с комнатами отдыха. «Так, сейчас я кого-то убью, и присяжные меня точно оправдают», – бормочет Финчер себе под нос. Фонтанчики отключают. «Ладно, а теперь все дружно…заткнулись и за работу!» – рычит режиссер.
Кевин Спейси, Кейт Мара и Дэвид Финчер на съемочной площадке
«Когда до народа доходит, что на самом деле Дэвид шутит, а это иногда происходит не сразу, – вот тогда на всех снисходит вдохновение», – рассказывает Спейси.
Именно так и произошло с Марой, которую потом больше всего мучил вопрос, как после Финчера ужиться с другими режиссерами – от кинематографистов с именем, таких как Джеймс Фоули («Гленгарри Глен Росс»), Карл Франклин («Один неверный ход») и Джоэл Шумахер («С меня хватит!»), до дуайенов телевидения вроде Чарльза МакДугалла («Офис») и Аллена Култера («Подпольная империя»). «Все они такие разные, и сначала мне было очень трудно, – рассказывает актриса. – Я никак не могла поверить в себя – привыкла делать по тридцать дублей, а тут вдруг на третьем слышу: »Отлично, снято!«»
У Финчера от совместной работы с другими режиссерами остались странные впечатления. «Я понимаю, что это покажется странным, но я в жизни не был на съемочных площадках у других режиссеров, – рассказывает он пять месяцев спустя в Лос-Анджелесе, куда мы приехали на просмотр двух первых серий. – Да, я приезжал навестить коллег, с которыми дружу, но через три-четыре минуты всегда старался смыться со съемок. И теперь, когда мне как исполнительному продюсеру приходится смотреть, как другие препарируют драму, это странным образом волнует меня». Что до вмешательства в съемочный процесс, то Финчер всегда старался предоставить другим режиссерам свободу. Его стандартная фраза на переговорах с потенциальными претендентами на кресло звучала следующим образом: «Если я пришлю вам записку, надеюсь, вы ее обдумаете, но если после этого вы пошлете меня подальше, поверьте, дорогу я найду».
Джоэл Шумахер на съемочной площадке
«Карточный домик» снимался во время президентской гонки в США – работа закончилась в день, когда Барак Обама был переизбран на второй срок, – и его создатели с наслаждением срывают покровы с того, что Уиллимон называет «бесчеловечным прагматизмом» политической жизни. Однако их амбиции этим не ограничиваются. «Я не считаю »Карточный домик« сериалом о политике, – заявляет сценарист. – Тематика фильма гораздо шире, он об общечеловеческих проблемах, таких как тщеславие, жадность и жажда власти. Мы сталкиваемся с ними повсюду, где бы мы ни работали – на Уолл-стрит, в больнице, в юридической компании… Мы сталкиваемся с этими проблемами в любви и в дружбе. Но в мире политики ставки очень велики, и здесь люди становятся настоящими мастерами обмана, запугивания, убеждения и манипулирования».
Несмотря на весь блеск сериала BBC, перенос действия в современную Америку выглядит абсолютно оправданным. За двадцать лет, прошедших со времени показа британского «Карточного домика», профессиональная политика стала еще циничней и беспощаднее. «Когда я смотрю предвыборные президентские дебаты, у меня душа болит, – признается Финчер. – Это не дискуссия, не обсуждение каких-то планов, не формулировка проблем – это какой-то кулачный поединок, который, того и гляди, вспыхнет на самом деле. Сидишь и думаешь: »Вот во что все вылилось…Настоящий реслинг«. Так и ждешь, что вот-вот начнется: »А не пошел бы ты…« – »Сам пошел!«. Просто глазам своим не веришь. Грустно все это». Эти чувства режиссера находят свое отражение в «Карточном домике». Во многом это антипод «Западного крыла», при всем уважении к этому великолепному сериалу. Создатели «Карточного домика» не ставят перед собой задачу согреть вашу душу. «Наша задача – напугать вас до полусмерти».
Кадр из сериала
Спейси не столь пессимистичен в отношении политики: «Я в нее все еще верю!» Напрашивается вопрос об его отношении к идейному содержанию сериала. «Да ничего страшного, это всего лишь развлекательное шоу, – с обреченным видом отвечает актер. – Меня же не беспокоят идейные установки Ричарда III или персонажей множества прекрасных фильмов о темных сторонах человеческой души! Вот и здесь то же самое. Давайте начистоту: Дэвид Финчер хочет заглянуть в яму и выяснить, насколько она глубока и темна. Это интересно. А вот мнения всех прочих относительно того, насколько все это близко к реальности, меня мало волнуют».
Вечер в редакции газеты становится томным. Снимается сцена первого появления Барнс на ТВ, пожинающей плоды эксклюзивной публикации, организованной Андервудом. Финчеру требуются разные дубли: Мара играет то растерянность и волнение, то невозмутимую сосредоточенность. Все это длится целую вечность. «На случай, если Дэвид сам еще не понял, что ему нужно, или уже в монтажной вдруг решит все поменять, у него есть как минимум тридцать дублей, где я не уверена в себе, и еще столько же, где я уверена в себе на все сто! – говорит актриса. – Причем он снимает не только свои варианты, но и те, что предлагаю я, так что с этим все нормально».
Кадр из сериала
Вечер переходит в ночь, и самое интересное при этом – наблюдать, как один-единственный человек управляется с заполнившими целый этаж людьми, всеми правдами и неправдами заставляя их делать то, чего они (или как минимум часть из них) делать не хотят. Некоторые члены съемочной группы смахивают на пациентов с посттравматическим стрессом. Позже, уже во время постпродакшна, Финчер замечает: «Когда я впервые приехал в Балтимор, общее настроение было примерно таким: »Ух ты, звезда пожаловала! Покрутится тут немного и свалит«. Но я с самого начала говорил: »Давайте постараемся сделать то, чем потом сможем гордиться«». Как утверждает контент-директор Netflix Тед Сарандос, «проблема не в том, как адаптировать Финчера к телевидению, а в том, как адаптировать телевидение к Финчеру».
В этом заключается одна из причин интереса к «Карточному домику»: что получится, если режиссеру мирового класса предоставить полную свободу и возможность прямой связи со зрителем через эту новую платформу?
Рабочий день заканчивается в половине первого ночи. Устали, кажется, все, кроме Финчера, хотя сам он утверждает обратное. Режиссер направляется к ожидающему его микроавтобусу, с энтузиазмом распространяясь о свободе, которую дает ему эксперимент со стримингом. Впрочем, энтузиазм этот относителен: «Если мы облажаемся, винить будет некого, кроме самих себя».
Маленький экран, большие имена
Финчер: На телевидении по следам великих
Дэвид Линч – «Твин Пикс» (1990)
Эталонный телевизионный триллер. Сюрреалистично-мистический детектив Линча оказал огромное влияние на всю ТВ-культуру, и в этом отношении рядом с ним можно поставить лишь немногие сериалы. Кстати, кофейку не желаете?
Кадр из сериала
Квентин Тарантино – «Скорая помощь»(1995), «C.S.I. Место преступления» (2005)
Телевизионные постановки Тарантино просто ломятся от фирменных приемов режиссера: достаточно сказать, что врачи в «Скорой помощи» носят темные очки персонажей «Бешеных псов». В финале своего сезона в «C.S.I. Месте преступления» он хоронит главного героя заживо… вдобавок беднягой при этом лакомятся муравьи.
Кадр из сериала
Джеймс Кэмерон – «Темный ангел» (2000)
После провала «Человека-Паука» Кэмерон быстренько состряпал собственный супергероический сериал «Темный ангел» с Джессикой Альбой в роли типично кэмероновской грозной героини.
Уолтер Хилл – «Дедвуд» (2004)
Через десять лет после «Дикого Билла» Хилл вернулся к образу Хикока в пилотной серии своего вестерна, утопающего в матерщине и моральной двусмысленности.
Кадр из сериала
Фрэнк Дарабонт – «Щит» (2007), «Ходячие мертвецы» (2010)
Да, с этой работы его поперли, однако пилотная серия «Ходячих мертвецов» задала тон всем последующим эпизодам одного из самых успешных сериалов нашего времени.
Кадр из сериала
Мартин Скорсезе – «Подпольная империя» (2010)
Первый флирт Скорсезе с телевидением со времен спилберговских «Удивительных историй» (1986). Режиссер убедительно продемонстрировал, что, даже подрабатывая на стороне, можно с успехом использовать присущие крупным формам приемы создания образов и построения сюжета. Он снял достойный большого экрана гангстерский фильм – и всего-то за 18 миллионов долларов.
Кадр из сериала
Райан Джонсон – «Во все тяжкие» (2010/2012)
Джонсон, который, по его собственному признанию, всегда был фанатом сериала Винса Джиллигэна, вставал у руля даже дважды. Труднее всего было избежать спойлеров. «Мне на мыло без конца шлют сценарии [следующих] серий. Ей-богу, это какой-то радиоактивный материал!»