актеры фильма конвой pq 17
Конвой PQ-17 (2004)
Конвой PQ-17
27 июня 1942 года из Рейкьявика в Архангельск вышел караван судов, получивший кодовое название: PQ-17. Путь кораблей с грузами для России лежал через северную Атлантику, где их ждали леденящий ветер, штормящее море и смертельные атаки немецких субмарин и бомбардировщиков.
Видео к фильму «Конвой PQ-17», 2004
Отзывы критиков о фильме «Конвой PQ-17», 2004
Боже, храни Британию…
Очень жаль, что за основу взят роман Пикуля — псевдоисторичность Пикуля еще усиливается откровенными пафосными закадровыми ляпами а-ля Левитан о том, что «адмирал Тирпиц предупреждал» (см.5-ю минуту фильма). Все батальные сцены урывочны, примитивны, а их съемки — и того хуже (чего стОит яркий оранжевый буксир в водах северного океана — это же просто плавучая мишень). А ведь умели же раньше снимать хорошие фильмы про войну даже при мизерном бюджете (вспомните «А зори здесь тихие», «Проверка на дорогах» и «Обратной дороги нет»). Здесь же — подавляющая часть сюжета — соплежевание второстепенных персонажей (о тонущей камере мяча или березовых бревнышках — ну чесс-слово, такое впечатление, что режиссер банально отбивал выделенные средства за бюджет многосерийного фильма, и, когда идеи закончились, всячески старался дотянуть хронометраж), а про главную линию сюжета — вместо судьбы конвоя — какие-то урывочные кадры про садистов немцев-подводниках и о мудрых русских, вытягивающих на себе некомпенентность британского адмиралтейства. Если сериал документальный, то — будьте добры — искорените ляпы вроде бесчеловечного потопления норвежского судна или уже упоминавшейся «фразы адмирала Тирпица» и, снимая фильм о судьбе конвоя, проведите его по всему маршруту, где 80 процентов пути русских не было в принципе. А если фильм художественный, то возьмите за основу «Крейсер Улисс» Алистера Маклина — в этом художественном романе нет однозначных штампов типа «немцы изверги, британцы предатели, русские отважные», причем — прошу заметить, — А. Маклин критиковал свое собственное (британское) адмиралтейство, чего у Пикуля и сценариста фильма смелости не хватило — своих критиковать они не отважились, а вот поливать грязью «трусливых» британцев — это куда проще. А ведь при всем при этом судьбы ленд-лизовских конвоев — это, как ни крути, прежде всего подвиг именно британских моряков…
Не конвой, а караван!
Я как раз недавно опубликовал на Кинопоиске рецензию на фильм-предтечу этого сериала «Семнадцатый трансатлантический» (СССР, 1972), где провёл некоторый сравнительный анализ обоих кинотворений. Так что, если есть желание, можете обратиться к ней (просто мне не хотелось бы повторяться и пересказывать здесь то, что написано в ней). Но для «ленивых» всё-таки придётся остановиться на некоторых существенных моментах той рецензии.
Начну с того, что название сериала в корне неправильно, поскольку «конвой» (по всем толковым словарям, в том числе Ушакова)- это что-то (люди, боевые корабли и т. д.), что сопровождает, охраняет (сохраняет) другое что-то (в нашем случае- суда с грузами). Сериал-то посвящён не именно британскому военному конвою (хотя его оставление грузовых судов и является краеугольным камнем всей драмы), а судьбе всего каравана. Потому в названии романа Пикуля и присутствует понятие «караван», то есть общее, а не его часть. Так что Александр Котт проявил тут явную невнимательность и неграмотность.
Немного о самом Пикуле. В советское время он был едва ли не самым читаемым и «модным» писателем, его новые книги «их-под полы» стоили больших денег. Вместе с тем тогдашняя «продвинутая» интеллигенция относилась к нему по-снобистски брезгливо, если не презрительно- мол, «ширпотреб» для мелких служащих, всяких там бухгалтеров-экономистов и вообще «мещанского сословия» (вот и я частично подвергся этим настроениям, почему знакомиться с творчеством Валентина Саввича начал с большим опозданием уже в зрелом возрасте). И совершенно напрасно, поскольку к своим историческим романам (многократно критиковавшимся за «недостоверность» и «вольности в трактовке»; кстати, сходно доставалось и Булату Окуджаве за его литературно-исторические «опусы») он относился очень щепетильно. Мой литературный наставник, ныне покойный воронежский поэт Виктор Панкратов, побывав в гостях у Пикуля, рассказывал мне о его огромной личной картотеке исторических документов: «шкафы, как в архиве, под потолок, с сотнями специальных ящичков; кстати, работая над романом, он сперва всё записывал карандашом на гладких деревянных дощечках и только потом переносил на бумагу». Не стоит забывать, что Пикуль писал исторические, но не историко-документальные романы, в отличие от того же Владимира Богомолова, по роману которого был поставлен фильм «В августе 44-го» (или вспомнить ещё и «художественного историка» Казимира Валишевского?). Так что и относиться к ним надо соответственным образом, ведь и «Война и мир» Толстого тоже не строго историческое произведение. То же относится и к сериалу Котта, который, грубо говоря, снят «по мотивам» книги Пикуля (которую, к сожалению, я так и не прочитал, но собираюсь наверстать упущенное в самое ближайшее время, чего желаю таким же «не читавшим» зрителям). Документальные вставки с озвучкой фактов- это хорошо, а сугубо современный катер-сторожевик в кадре- это плохо!
Последнее из существенного. Действительно, сериал Котта, как здесь уже отмечали, не «всеобъемлющ» и грешит некоторым распадом на отдельные эпизоды и незавершённостью (например, в самом конце «линия» нашей героической подлодки куда-то исчезла, хотя по всем канонам романа и его нормальной экранизации к финалу все драматические «линии» как-то сходятся, хотя бы как в «Хождении по мукам» Алексея Толстого и его телеверсиях). И всё же, «хоть так», перед нами предстаёт общая картина той давней военно-морской трагедии (и за то спасибо!). А вот, если следовать принципу «от общего к частному», то следует (ох, люблю я стебаться над тавтологиями!) после нашего сериала сразу, или вскоре, переключиться на «Семнадцатый трансатлантический». Вот тогда эта кинотема раскроется перед вами (как и передо мной) в относительно полном объёме и глубине.
Для начала, немного истории. В рамках ленд-лиза, арктические конвои проходили из Великобритании и США в северные порты Архангельска и Мурманска. PQ-17 стал известен своим разгромом: из 36 транспортных судов СССР достигли только 11, ни один из конвоев не имел таких потерь. Истинной причиной трагедии был линкор «Бисмарк», 24 мая 41-го года, на 5ой минуте боя отправил на дно флагман английского флота «Худ». Спустя три дня, отправив все имеющиеся силы, побросав атлантические конвои, достигнув тем самым максимального численного превосходства, англичанам удалось достичь уничтожения «Бисмарка». Боясь подобной участи побратима «Бисмарка», линкор «Тирпиц» был оправлен в Норвежские фьорды, практически не участвовал в боевых действиях и был потоплен в 44 году авиацией союзников. Однако, только лишь своим присутствием заставлял англичан держать значительные силы для его перехвата. Одно лишь известие о выходе «Тирпица» на встречу каравана PQ-17 стало причиной роспуска конвоя и отхода кораблей охранения. «Тирпиц» так и не встретился с караваном, но сыграл огромную роль в его уничтожении.
Что касательно самого сериала: довольно странный и неоднозначный продукт для оценки. Фильм позиционируется как история самого трагичного ленд-лизовского каравана и как максимально исторически точное кино, на что и намекает историческая хроника в начале и походу повествования каждой серии. Однако это же и губит фильм: во-первых, за основу взят «Реквием каравану PQ-17» Валентина Пикуля, который сам по себе является больше художественным романом, нежели исторически верным; во-вторых сам фильм построен на людях и эпизодичности, нежели на караване в целом. Собственно вся история и масштабность трагедии заканчивается на исторической хронике, и редких трогающих эпизодах. Фильм слишком кусковатый, перепрыгивающий с места на место; история каравана, как чего-то единого, в сериале отсутствует полностью, лишь дюжина людей, две подлодки, да адмиралтейские начальники СССР и Англии.
Очень много глупостей, которые исходя из логики никак не могли быть в реальности. Сериал открывает настоящие съёмки спуска на воду «Тирпица», с фразой «Создатель немецкого флота, Альфред фон Тирпиц завещал никогда не воевать с Россией». Слова канцлера Отто фон Бисмарка приписали совсем другому человеку, так встречает сериал, основанный на исторической действительности.
Далее, Дадли Паунд, первый морской лорд Адмиралтейства, выслушивает обвинения в собственной глупости от нашего Адмирала. С одной стороны это так, но англичане, помня погоню за «Бисмарком», сделали вполне логичный шаг. Но нашим адмиралам, не имевшим никакого опыта встречи с немецкими рейдерами, и не имевшим представляющего опасности немцам надводного флота, гораздо виднее.
Всего два российских судна со всего конвоя, по фильму единственные, оказавшие немцам хоть какое-то сопротивление, сбив как минимум один бомбардировщик и утопив тараном немецкую подлодку. Единственный случай уничтожения гражданским судном военного, произошёл в лохматом 1918 году между пароходом «Олимпик», старший брат «Титаника», и немецкой подлодки.
После этого всего воспринимать фильм можно только как художественное произведение с историческим каркасом в основе.
Художественная сторона смотрится намного лучше исторической. Отбросив чётко слышный русский акцент иностранцев, следить за героями и общим повествованием вполне интересно. Но довольно всё клешировано — если американец, то наглый и жаждущий денег, англичанин чопорный и высокомерный, а русский деревенщина, быстро превращающийся в героя и мастера стратегий. В сериале хороша визуальная основа — корабли, самолеты, ландшафты прорисованы на великолепном уровне. Сразу видно, что создатели забрели больше в дебри визуализации, нежели историчности. Правда, на фоне компьютерной масштабности, слишком блекло смотрятся физические декорации. Чувствуется та самая кусочность повествования.
Снова беда российского кинематографа — и история есть, и визуально фильм смотрится на ура, но только разогнавшись до чего то вкусного, фильм тут же спускается до глупости и не правдоподобности, а ведь это исторический военный фильм, в России грех валить подобную тему. Сериал далеко не провальный, но выпустив бы его после «Брестской крепости» того же Котта, и взяв за основу что-то серьёзнее Пикуля, сериал был бы более ожидаем и создатели отнеслись бы более серьёзно к своему новому творению. История каравана кинематографична и требует лучшего фильма\сериала. А так только не плохой, с гораздо более серьёзной историей в основе, раскрытой лишь на малую часть сериал.
Уже давно озадачен одним вопросом — что заставляло меня лично сопереживать героям фильмов про Великую Отечественную Войну раньше, вплоть до озеровских «Ангелов смерти» 1993 года, и почему это случается теперь все реже (на память приходит разве что «Звезда» Лебедева (2002) да «В августе 44-го» Пташука (2001)). В чем разница между тем и этим кино?
И всего лишь в одном — в погоне за коммерческой оправданностью современных кинопроектов в канву фильма насильно включается все то, что гарантировано даст интерес «толпы» и рейтинг, а значит и кассу, и подчищается все то, что толпа «отрыгнет» и интереса не проявит. Отсюда в современных кино-, а особенно в телепроектах про Великую Отечественную Войну все настолько чистенько и аккуратненько, отсюда в них шаблонность и упрощение драматической составляющей до того, что актерам, порой очень неплохим, играть просто нечего. В старом кино коммерческую составляющую весьма удачно подменяла идеологическая, как раз и требовавшая «правдивости», пусть и односторонней, но нарочито яркой и драматически правильной и выверенной. Пропавшая сейчас, она обрекает на тихое гниение жанр «военного фильма» под слоями таких мелодраматических пустышек, как «Темная ночь» Дмитрия Астрахана, или псевдокомедий уровня «Даже не думай!».
Художественно-документальный фильм, вмещающий в себя немного кинохроники военных времен.
Наиредчайший случай выхода из российского кинематографа чего-то по-настоящему качественного и добротного. Рекомендуется к просмотру.
Боевик Конвой PQ-17 впервые показан в 2004 году, премьерный показ состоялся более 17 лет назад, его режиссером является Александр Котт. Актерский состав, кто снимался в кино: Вадим Лобанов, Татьяна Захарова, Леонид Неведомский, Виктор Соловьев, Валерий Иваков, Валерий Величко, Алексей Девотченко, Александр Сластин, Валерий Доронин, Евгений Меркурьев, Юрий Лазарев, Алексей Полуян, Станислав Ландграф, Сергей Полежаев, Борис Войцеховский.
Сериал «Конвой PQ-17» (2004): сюжет, краткое содержание серий, актеры и роли
Дата выхода сериала «Конвой PQ-17» на канале «ОТР» намечена на субботу 8 сентября 2018 года. Режиссер сериала — Александр Котт, производство — «ДомФильм».
Всего в сериале «Конвой PQ-17» 8 серий.
Дата выхода сериала
Сюжет сериала «Конвой PQ-17» (2004)
27 июня 1942 года из Рейкьявика в Архангельск вышел караван судов, получивший кодовое название PQ-17. Путь конвоя с грузами для СССР лежал через северную Атлантику, где им угрожали атаки германского военного флота и авиации.
Главную угрозу представлял немецкий линейный корабль «Тирпиц». Получив сообщение о выходе «Тирпица» с базы, британское Адмиралтейство приказало кораблям непосредственного прикрытия повернуть навстречу германскому линкору, а транспортным судам — рассредоточиться и продолжать движение поодиночке. В результате этого решения транспорты конвоя остались без прикрытия и понесли тяжелые потери от действий подлодок и авиации противника.
Краткое содержание серий сериала «Конвой PQ-17» (2004)
1-я серия
По договоренности с Советским правительством Англия и США, союзники СССР в войне против Гитлера, направляют в Россию караван с танками, бомбардировщиками и другим военным грузом. Этого вооружения хватило бы на оснащение целой армии. Сопровождает караван транспортных судов конвой PQ-17. Для уничтожения каравана союзников Гитлер направляет свое любимое детище — линкор «Тирпитц», равный по мощности целому флоту. Немецкая подводная лодка курсирует в северных морях в поисках противника. Обнаружив военное судно, капитан приказывает его торпедировать. После атаки немцы всплывают, чтобы убедиться, что противник уничтожен. Оказывается, что они атаковали корабль нейтралов-португальцев. Чтобы избежать скандала, капитан Ральф решает скрыть следы своей «оплошности» и приказывает расстрелять оставшихся в живых португальских матросов…
2-я серия
Альфред, штурман немецкой подводной лодки, расстрелявшей нейтралов, попадает в гестапо. Под пытками он признается, что преднамеренно портил герокомпасы на лодке, чтобы не выходить в море.
Сталин отдает приказ немедленно отправить союзникам золото в счет уплаты за предоставляемую ими военную помощь. В порту Мурманска идет подготовка к отправке золота союзникам. Операция строго засекречена. За погрузкой ящиков с золотом наблюдают сотрудники НКВД. Две женщины роняют громоздкий ящик. Вместе с опилками оттуда выпадают золотые слитки.
На американском транспортном судне, готовившемся к отплытию в Россию, собрались самые разные люди. Среди них Брэнгвин, стремящийся заработать свои доллары и понимающий, что русским надо помочь, и Сварт, который очень боится войны и попал на корабль случайно…
4-я серия
У Федора пропала мать. Мальчишка хочет наняться юнгой на «Белугу». Капитан сторожевика пытается помочь мальчику разыскать его мать — она принимала участие в погрузке золотых слитков в порту. Капитан узнает, что после снятия оцепления, в котором стояли сотрудники НКВД, пропали две женщины, а люди слышали выстрелы. Лазарев понимает, что именно случилось с матерью Федора, но решает утаить горькую правду от ребенка. Узнав о том, что на уничтожение каравана PQ-17 направлен линкор «Тирпиц», глава Британского адмиралтейства адмирал Паунд отдает приказ английским крейсерам, конвоирующим караван, отойти на запад. Транспортным судам предстоит в одиночку добираться до порта назначения. Получив приказ оставить караван без прикрытия, капитан английского крейсера «Лондон» не может в это поверить и решает, что шифровальщик неправильно понял текст шифровки…
5-я серия
Чтобы отвлечь противника от конвоя PQ-17, в море отправлен ложный конвой. Капитан линкора «Лондон» возмущен приказом сэра Паунда оставить караван без прикрытия и отойти на запад, но вынужден подчиниться. Взбунтовавшиеся моряки крейсера требуют объяснений от своего командира. Узнав, что военные корабли союзников оставили караван, руководитель операции «Ход конем», не дожидаясь приказа Гитлера, направляет «Тирпиц» на разгром каравана транспортных судов, оставшихся без прикрытия. Фашисты не сомневаются в благоприятном исходе операции. Но на пути германского линкора встает советская подлодка К-21. Несмотря на неравные силы, гигантскому судну все же нанесены повреждения. Кроме того, советскими подводниками подбит один из сопровождающих крейсеров. Немецкий адмирал, самовольно приказавший вывести любимый линкор Гитлера в море, пытается скрыть информацию об атаке «Тирпица» русскими и о пробоинах, которые он получил. Однако Лунин отправляет сообщение об удачной атаке титана с указанием точных координат…
6-я серия
В первые сутки побоища немцы разгромили и потопили 12 судов. С 6 по 8 июля на морском дне оказались еще три транспорта. Потери, понесенные конвоем PQ-17, в 2 раза превышают потери любого каравана, отправленного союзниками из Исландии в СССР. Не опасаясь отпора, немцы безжалостно расправляются с беззащитными транспортными судами. После торпедирования немецкая подлодка всплывает и расстреливает в упор пытающихся спастись людей. Брэнгвину, Сварту и еще нескольким матросам с разбитого транспорта удается спастись. В крошечной надувной шлюпке они плывут по ледяному морю, полагаясь только на милость волн. Советское командование возмущено приказом главы британского адмиралтейства сэра Паунда оставить караван без прикрытия, справедливо полагая, что у англичан не было сколько-нибудь серьезных оснований для такого решения. На поиски уцелевших судов конвоя отправлено несколько советских самолетов. В небольшой бухте наши летчики обнаруживают американский корабль…
7-я серия
Немцы обрушивают на конвой всю свою мощь. Потери союзников растут. Брэнгвин, Сварт и еще несколько человек, спасшихся с разгромленного немцами судна, скитаются в море на надувной шлюпке. Они не теряют надежды на спасение, но их снова настигает немецкая лодка капитана Ральфа. Везение остается на их стороне — немцы дают им уйти. Через некоторое время союзники достигают берегов Новой Земли. На берегу Сварт встречается с командой американского судна. Отправившийся на охоту за птицами Брэнгвин видит проходящее мимо судно и стреляет в воздух…
8-я серия
Брэнгвина и его товарищей спасает советское судно «Урал», на котором матросами служат Катя и тетя Паша.
Подводная лодка К-21, на которой отправился в плаванье Катин жених Саша, выходит на связь с «Уралом». Катя через радиста передает для него радостное сообщение — у них скоро будет ребенок. Немцам удается запеленговать разговор, и на «Урал» обрушивается шквал огня.
Советское командование упрекает британское адмиралтейство в том, что конвой PQ-17 был использован как приманка для поимки германского линкора «Тирпитц». Именно так англичане намеревались утвердить свое превосходство на море.
Однако, несмотря на разногласия, наше командование ведет переговоры с союзниками о подготовке очередного каравана — PQ-18…
- актеры фильма кон тики
- актеры фильма коней на переправе не меняют