актеры фильма коридор бессмертия
Содержание фильма «Коридор бессмертия». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
8 мая 2019 года на экраны выходит фильм «Коридор бессмертия».
Военная драма от режиссера Фёдора Попова, основанная на реальных событиях.
Сценарий написал историк, чей отец водил поезда по «коридору бессмертия», консультантом кинопроекта был писатель Даниил Гранин.
Героиня попадает в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстоит доставить в Ленинград 75% всех грузов и военного снаряжения.
кадры из фильма «Коридор бессмертия»
Режиссер: Фёдор Попов;
Сценаристы: Дмитрий Каралис, Фёдор Попов (уч.);
Операторы: Максим Шинкоренко, Игорь Гринякин;
Композитор: Андрей Головин;
Художник: Александр Батенев;
Продюсер: Фёдор Попов;
Производство: Творческая студия «Стелла»;
Год: 2019;
Премьера: 8 мая 2019 (прокат).
Фильмы и Сериалы 12+
Пять интересных фактов о военно-историческом фильме «Коридор бессмертия»
В основе сюжета — история подвига, долгое время остававшегося тайной
Уникальная железнодорожная ветка Шлиссельбург — Волховстрой была построена в первые дни после прорыва блокады Ленинграда зимой 1943 года. 33 км путей были проложены силами вчерашних школьниц всего за 17 дней. При этом фашисты располагались на Синявских высотах и буквально невооруженным взглядом могли следить за прокладкой узкого коридора путей. В результате обстрелы были постоянными: до сих пор неизвестно, сколько человек из 5000, участвовавших в строительстве, погибло.
Из-за близости вражеской артиллерии технику и машины использовать было невозможно, материалы доставляли вручную, в тяжелейших условиях северной зимы. Особенно тяжело далось наведение моста через Неву в районе Староладожского канала: сильное течение постоянно сносило сваи. Мост длиной 1300 м построили полукругом, выгнутой стороной навстречу течению. Рельсы вмораживали прямо в лед.
Для обслуживания построенной с таким трудом ветки не хватало состава и машинистов. В срочном порядке из выпускниц железнодорожных училищ была сформирована 48-я паровозная колонна особого резерва Народного комиссариата путей сообщения. Опытных машинистов собирали по всем фронтам и доставляли в окруженный Ленинград самолетами. Сами себя они называли «колоннистами».
Поезда ходили только ночью, с приглушенными огнями. Роль семафоров исполняли девушки, сутки проводившие в заснеженном лесу у путей. К весне 1943 года под непрекращающимися обстрелами было налажено регулярное сообщение. В осажденный город доставлялись тонны продовольствия, за сутки по «Дороге Победы», которую сами железнодорожники называли «коридором смерти», проходило до 35 поездов, каждый из которых перевозил груза столько же, сколько тысяча «полуторок». Дорога обеспечивала 75% всех доставок грузов в Ленинград (остальные 25% шли по «Дороге жизни» через Ладожское озеро).
Фашисты разрушали ветку Шлиссельбург — Поляны 1200 раз. Из 600 железнодорожников, которые несли службу в «коридоре смерти», погибли две трети.
О подвиге «коллонистов» стало широко известно относительно недавно. Фронтовым корреспондентам запрещено было писать о железнодорожной ветке на «большую землю», строительство и эксплуатация велись в строжайшем секрете.
автор идеи, режиссер и продюсер фильма
Меня поразило, что дорога была построена в столь невероятных условиях и в такие сжатые сроки, во многом женскими руками. Поезда, которые ходили по Шлиссельбургской ветке, обслуживали и вовсе вчерашние школьницы. Я ставил целью себе и съемочной группе показать войну через судьбы этих девчонок.
Создателей картины консультировал Даниил Гранин
История картины началась с сотрудничества режиссера, автора идеи и продюсера «Коридора бессмертия» Федора Попова и писателя Дмитрия Каралиса. Именно Каралис разрабатывал вопрос участия железнодорожников в снятии блокады Ленинграда в статьях, одна из которых привлекла внимание Попова. Каралис — сын начальника поезда и политрука 48-й колонны, поэтому тема для него практически личная. Он написал сценарий для документального фильма «Коридором бессмертия» 2005 года. В 2012 году подступался к истории о железнодорожной ветке из блокадного Ленинграда на «большую землю» и Попов. Тогда ему удалось снять документальный фильм, но идея о полном метре не выходила у режиссера из головы.
В итоге за эти годы была проделана колоссальная подготовительная работа. Консультантом по вопросам железнодорожного транспорта выступил Борис Лапидус, председатель совета директоров ЗАО «ТТК», старший советник президента ОАО «РЖД». Кстати, Лапидусу досталась и небольшая роль в фильме — он сыграл одного из пожилых машинистов.
Но самую важную помощь оказал создателям Даниил Гранин, его участие — большая честь и ответственность для всей съемочной группы. Писатель-фронтовик, автор «Блокадной книги», почетный гражданин Санкт-Петербурга выступил литературным консультантом картины, побывал на съемках, но готовый фильм увидеть, к сожалению, не успел.
Я читал сценарий, он бесспорно достоин своего экранного воплощения. То, что уже отснято, выглядит многообещающе и честно. Девчонки настоящие. Я знал таких.
Прототипами персонажей стали реальные люди, участники событий
В фильме два главных персонажа: машинист, политрук и командир поезда Георгий Федоров по прозвищу Жора Полундра и юная Маша Яблочкина, которая поступила на железнодорожные курсы, чтобы получить постоянный источник питания, а в итоге участвовала в строительстве Шлиссельбургской дороги, а затем водила по ней поезда. У обоих героев есть реальные прототипы: политрук Георгий Иосифович Федоров и кондуктор Мария Ивановна Яблонцева.
Во время работы над картиной я общался с сыном и внуком Георгия Федорова, а правнучка легендарного машиниста даже снялась в нашей картине в роли девочки, которую эвакуировали из блокадного Ленинграда на «большую землю». У Марии Ивановны Яблонцевой мы тоже брали интервью, ее рассказ о строительстве железной дороги вошел в документальный фильм «Колоннисты». К большому сожалению, она не дожила до премьеры фильма.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/01/20/11302/large/11302_large_b79598fee0.jpg»> Изображение © Творческая студия «Стелла»
В главных ролях не актеры первого эшелона, но подбор новых, «незамыленных» лиц был одной из задач режиссера. Машу сыграла Анастасия Цибизова, для которой это первая главная роль в кино, а Жору — Артем Алексеев, которого зрители помнят по ролям в других исторических фильмах и сериалах: «Золотая орда», «Последний янычар», «Дорога на Берлин».
Лучшую подругу Маши, вечно опекающую главную героиню сокурсницу Соню, сыграла Светлана Смирнова («Тест на беременность», «Серебряный бор»). Она же читает стихи Ольги Берггольц, звучащие в трейлере фильма.
Настоящим открытием стала для меня петербургская актриса Светлана Смирнова-Кацагаджиева, сыгравшая роль Сони Вишневской. На эту роль претендовали две артистки, и обе на пробах великолепно прочитали стихи Ольги Берггогльц. Я не знал, кого из них утвердить, посоветовался со съемочной группой и остановил свой выбор на кандидатуре Светланы. Я рад, что принял именно такое решение. Светлана очень органична в своей роли, ей близка тема блокады: ее семья пережила блокаду, хотя без трагических потерь, к сожалению, не обошлось.
Снялись в фильме и настоящие звезды: Александр Яценко («Оттепель», «Аритмия», «Ненастье», «Отличница»), Дарья Екамасова («Жила-была одна баба», «Влюбленные женщины», «Американцы»), Игорь Ясулович («Гардемарины, вперед!», «Гостья из будущего», «Обратная сторона Луны»), Александр Обласов («Мажор», «Ланцет», «Галка и Гамаюн»), Анатолий Горячев («Орда», «Сладкая жизнь», «Штрафбат», «Господа-товарищи»).
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/01/22/11316/large/11316_large_3898a3cc51.jpg»> Изображение © Творческая студия «Стелла»
На роли иностранных участников железнодорожного состава пригласили актеров из-за рубежа: эстонка Саара Кадак (исполнительница одной из главных ролей в номинированной на «Оскар» драме «Класс») сыграла проводницу Катю Березку, а испанец Хавьер Кальво, впервые снимающийся не у себя на родине, исполнил роль юноши-эмигранта Родригеса, специально для которой актер выучил русский.
Все масштабные сцены были сняты на натуре с возведением уникальных декораций
Основные съемочные локации находились в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях. Для воссоздания атмосферы и эпохи использовалась компьютерная графика, но масштаб натурных съемок потрясает: строительство путей, наводка моста через Неву и проход по рельсам поездов снимались в специально возведенных декорациях. Основной метраж сняли на военном полигоне под Лугой.
Несколько сцен снимали в подмосковной Щербинке на экспериментальной кольцевой железной дороге, на аэродроме в Кубинке, в депо Санкт-Петербург Сортировочный Московский на Октябрьской железной дороге. Причем депо не только сохранилось в практически неизменном виде со времен блокады, но и может похвастаться небольшим музеем, который посвящен Шлиссельбургской ветке. Одно из фото в экспозиции — портрет начальника 48-й колонны особого резерва НКПС Кошелева, которого играет Тагир Рахимов. Работники депо сразу признали в нем Кошелева, а внешнего сходства не смог отрицать и сам актер.
Самыми сложными и масштабными были съемки в Шимске Новгородской области, где на берегу озера Ильмень был воссоздан процесс строительства моста через Неву. А из неожиданных препятствий съемочная группа называет погодные условия — морозную зиму приходилось снимать практически при плюсовой температуре и отсутствии снега.
Искусственный снег можно было использовать не всегда. Порой нам приходилось прибегать к сложным манипуляциям. Мы собирали лежавший в низинах снег и на машинах перевозили его к месту съемок. Там вручную рассыпали лопатами. За день все это превращалось в грязную жижу, что причиняло большие неудобства актерам и съемочной группе.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/01/22/11317/large/11317_large_28a14c72bb.jpg»> Изображение © Творческая студия «Стелла»
Проект удалось завершить, несмотря на финансовые проблемы
Бесснежная зима, 16-часовые смены и сложные инженерные задачи оказались не главными препятствиями для создателей проекта. За три месяца до начала съемочного периода у банка, где хранились выделенные Министерством культуры на работу деньги, отозвали лицензию, и счета были заморожены. Средства вернуть так и не удалось, тем не менее, было принято решение продолжать съемки. Деньги собирали самыми разными способами: вносили из личных сбережений, обращались в различные государственные и частные инстанции, объявили сбор средств в социальных сетях. Простые люди живо откликнулись на призыв киношников: через краудфандинговую платформу была собрана половина суммы, необходимая для строительства декорации железнодорожного моста на озере Ильмень. Пожертвования шли и по другим каналам: люди переводили от совсем маленьких сумм до крупных сумм, вплоть до 300 тыс. рублей.
Не желая экономить на воссоздании достоверных декораций, съемочная группа смогла сократить траты на зарплату массовке: в массовых сценах снялись более 600 человек, среди них более 50 детей. В основном они работали на волонтерских началах, при этом испытали на себе те же сложности, что и профессиональные актеры. При этом все с радостью делились впечатлениями от работы в социальных сетях.
Титры у картины будут отличаться от обычных. В них обязательно будет благодарность огромному количеству неравнодушных людей. Тем, кто бескорыстно участвовал в массовых сценах, тем, кто решал организационно-административные вопросы, тем, кто жертвовал средства, силы, время на производство картины.
Активно включились в создание картины и крупные организации и учреждения: Министерство обороны бескорыстно предоставило для съемок действующие военные объекты, Российское военно-историческое общество поддерживало проект с момента появления идеи, РЖД оказывало посильную поддержку с подвижным составом и профессиональной экспертизой. На административном уровне фильм поддерживали в руководстве Новгородской и Ленинградской областей, в Российском союзе ветеранов и движении «Бессмертный полк».
Мы не могли и не имели права остановить запущенный процесс. Сил придавала сама тема фильма и наши мужественные герои, на долю которых пришлись намного более тяжелые испытания, которые ни в какое сравнение не могли идти с нашими проблемами. В то время тоже хватало фактов несправедливости, предательства, трусости и даже мародерства. Но, мы же не об этом. Нам пришлось собирать средства для продолжения работы. Влезли в долги, привлекли личные средства, объявили сбор в социальных сетях. И многие люди откликнулись. Тема фильма очень многих не оставила равнодушными.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/01/22/11318/large/11318_large_45c8dc534c.jpg»> Изображение © Творческая студия «Стелла»
Слева направо: Светлана Смирнова, Федор Попов и Анастасия Цибизова
Дмитрий Каралис, Федор Попов
Анастасия Цибизова, Артем Алексеев, Светлана Смирнова, Александр Яценко, Анатолий Горячев, Александр Обласов, Дарья Екамасова, Игорь Ясулович, Тагир Рахимов, Хавьер Кальво, Саара Кадак
Коридор бессмертия
Ветераны Великой Отечественной войны стали первыми зрителями на предпремьерном показе нового российского военного фильма «Коридор бессмертия» 2019 года, дата выхода и актеры которого известны, а трейлер находится в свободном доступе к просмотру.
Рейтинг ожиданий – 93%. Рейтинг: КиноПоиск – 6.1, IMDb – 6.0.
Жанр: военная драма
Режиссер: Федор Попов
Релиз: 8 мая 2019
В ролях: Артем Алексеев, Анастасия Цибизова, Игорь Ясулович, Артём Мельничук, Александр Яценко, Дарья Екамасова, Анатолий Горячев, Александр Обласов, Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Тагир Рахимов и другие.
Это история строительства железной дороги хрупкими девушками в самое тяжелое время для жителей Ленинграда – в блокаду.
Сюжет
Режиссер и съемки
15 декабря 2019 года кинопроект был представлен ветеранам и участникам Вов. Режиссером кинопроекта выступил Федор Попов, известный по продюсированию таких работ, как: «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Спартак и Калашников», «Коля – Перекати поле», «Облако-рай». Об идее создания фильма режиссер высказался так: «Никто не знает об этом». Необходимо посмотреть наш кинопроект, дабы увидеть и понять вещи, происходившие в блокаду. В нашей картине много таких вещей, о которых многие и не знали – мы открываем зрителям новые факты. Я надеюсь, это будет интересно: там есть любовь, есть отношения между разными людьми, настоящий характер».
Сценарием занимались сам Федор Попов, а также Дмитрий Каралис, отец которого был водителем поезда, передвигавшегося по этому «коридору», и политруком в 48-ой паровозной колонне. Из его работ можно выделить «Рай» Андрея Кончаловского, к которому Дмитрий выступил в качестве продюсера.
Федор Попов
Также режиссер высказался, что данный проект стал одним из сложнейших в числе его работ – он требовал нескольких блоков съемок. Специально для этого была совершена экспедиция под Лугу, на железнодорожный полигон. Сам съемочный процесс начался в декабре 2015 года, но из-за проблем с финансированием завершился только весной 2019.
Над музыкальным сопровождением работал композитор Андрей Головин («Этот фантастический мир», «Кавказская рулетка», «Дунечка»). Операторами выступили Максим Шинкоренко («Тариф новогодний», «Годунов», «Пока цветет папоротник») и Игорь Гринякин («Высоцкий. Спасибо, что живой», «Территория», «Адмиралъ»).
Актеры и роли
В фильме снимались:
Интересные факты
А знаете ли вы, что:
Кинокартина, рассказывающая о тяжелой судьбе женщин и вообще о таком страшном событии, как блокада, точно проникнет в глубины вашего сознания и заставит задуматься о великом прошлом. Посмотрите трейлер фильма «Коридор смерти» с датой выхода в 2019 году, актеры которого известны,- он точно смотивирует посетить кинопремьеру проекта.
Интересные факты о военно-историческом фильме «Коридор бессмертия»
27 января 2020 года вся страна отметит 76-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В честь этого события премьера на Первом канале — фильм «Коридор бессмертия».
«Коридор бессмертия» — лента о малоизвестной странице ленинградской блокады — железнодорожной магистрали, связавшей осажденный город с Большой землей. Магистраль была построена под огнем противника всего за 17 дней и действовала вплоть до окончательного снятия блокады в январе 1944 года. По ней в город поступило 75% всех грузов, остальное дала ладожская «дорога жизни».
Этой железнодорожной ветки не было на картах СССР. Ее запрещалось фотографировать и снимать на кинопленку, о ее работе не упоминали в сводках Совинформбюро, молчали о ней фронтовые корреспонденты. Мало кто знает о ней и сейчас…
Официально магистраль называлась «Дорога Победы». Сами железнодорожники из-за большого количества жертв называли этот путь «Коридором смерти».
Съемки начались в декабре 2015 года и завершились в июле 2017 года. Они проходили в Санкт-Петербурге, на озере Ильмень в Новгородской области, на военном полигоне в Луге, в Щербинке на экспериментальном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
«Самые масштабные проходили под Лугой. Съемки преимущественно ночные: именно ночью в осажденный Ленинград доставляли грузы по магистрали, — говорит режиссер Федор Попов. — Работа начиналась еще в 5 часов вечера, а заканчивалась в 8 утра. Ночь была длинная, и мы ее использовали с большими переработками — смены длились более 12 часов. Зима. Снег. Грязь. Взрывы. Масштаб был внушительный. Был освещен километр ночного пути: 3 скай-лифта, 4 гелиевых шара по всей длине, 15 дополнительных осветителей, учитывая, что есть еще основные. Техника: паровоз, вагоны; декорации станций; сцены с большим количеством участников массовых сцен».
По сюжету фильма, железнодорожников для работы на секретной ветке искали по всему фронту и отправляли спецрейсами в блокадный город самолетами. Главные герои фильма — машинисты Федоров (актер Артем Алексеев), Иванов-Стальной (Анатолий Горячев) и Собакин (Александр Обласов) встречаются в одном из таких самолетов перед отправкой в Ленинград.
У обоих главных героев фильма есть реальные прототипы. Это машинист, политрук Георгий Иосифович Федоров (создатели фильма изменили отчество персонажа – прим. ред.) и кондуктор Мария Ивановна Яблонцева. «Во время работы над картиной я общался с сыном и внуком Георгия Федорова, а правнучка легендарного машиниста даже снялась в нашей картине в роли девочки, которую эвакуировали из блокадного Ленинграда на Большую землю, — рассказывает режиссер. — У Марии Ивановны Яблонцевой мы тоже брали интервью, ее рассказ о строительстве железной дороги вошел в документальный фильм «Колоннисты». К большому сожалению, она не дожила до премьеры фильма».
Актерам пришлось буквально испытать на себе те нечеловеческие условия, в которых строился и эксплуатировался «коридор бессмертия». Молодым актрисам, как и их сверстницам в кровавом 43-ем, пришлось столкнуться с далеко не женскими профессиями, превратившись из вчерашних школьниц в сцепщиков вагонов, кочегаров и машинистов.
Примечательно, что на роли режиссер специально выбирал не известных, а молодых актеров.
«Если брать известного актера, значит, он должен сыграть что-то для себя новое, чтобы и ему, и мне, и зрителям было интересно. Когда актер повторяет то, что он играл уже много раз, это скучно. Все вторичное — не интересно. Это раз, — считает Попов. — И два — в фильме речь идет о девчонках. И актеры, соответственно, должны быть такими же юными. Невозможно в 20 лет быть известным, если это не какая-нибудь телезвезда или как любят говорить «звезда сериала».
Одной из самых сложных задач было строительство масштабной натурной декорации — железнодорожного моста в Шимском районе Новгородской области неподалеку от озера Ильмень. Большой съемочный блок проходил в Санкт-Петербурге, в частности на мосту Александра Невского, который приходилось перекрывать. Федор Попов отметил, что для воссоздания атмосферы блокадного Ленинграда потребовалась компьютерная графика.
«В фильме есть ряд сцен, где действия происходят непосредственно в блокадном городе. Их снимали в Санкт-Петербурге. В декабре-январе шли дожди, а нам нужна была лютая зима, и поэтому мы постоянно отодвигали съемки, — признается режиссер. — В итоге пришлось использовать большое количество искусственного снега, а те детали, которые не удалось воссоздать уже «дорабатывали» на графике. Она делалась на полгода дольше, чем планировалась. Повторяю, моя цель была — сделать убедительное, достоверное, историческое кино. Мы поменяли несколько компаний, которые занимаются графикой, потому что не все справлялись с поставленными задачами. Графика, цветокоррекция, все работы с материалом, с изображением заняли очень много дополнительного времени. Чтобы вы понимали: было сделано 30 монтажных версий картины».
Но самые большие испытания для команды фильма пришли с неожиданной стороны. За три месяца до начала съемочного периода у банка, где студия хранила средства, Центральный банк отозвал лицензию. Все оставшиеся средства из выделенных Министерством культуры РФ для производства картины, были заморожены.
«Но, мы не могли и не имели права остановить запущенный процесс, — признается режиссер. — Нам пришлось собирать средства для продолжения работы. Влезли в долги, привлекли личные средства, объявили сбор в социальных сетях. И многие люди откликнулись. Тема фильма очень многих не оставила равнодушными. На то, что собрали всем миром, была построена декорация железнодорожного моста на берегу Ладожского озера. Люди были не просто сопричастны, они жили этой темой. Нас это очень воодушевило. Мы успокаивали и вдохновляли сами себя тем, что реальным участникам тех событий было намного труднее».