актеры фильма ледовое побоище 1938
Как летом 1937 года снимали фильм про Ледовое побоище: Деревянные льдины и другие закадровые тайны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Есть рассказ Михаила Ромма о том, как Эйзенштейн, встретив его, спросил, какой сценарий он бы выбрал. Ромм ответил, что, конечно, «Минина и Пожарского» (такой вариант тоже предлагался режиссеру на выбор): все-таки XVII век, известно, как люди выглядели и что там происходило. А что известно об эпохе Невского?! «Вот поэтому, — ответил Эйзенштейн, — мне и надо брать «Александра Невского». Как я сделаю, так оно и будет».
Приступая к выполнению важного «госзаказа» Эйзенштейн понимал, какое внимание будет обращено на его работу. К выбору сценариста, актеров и всей съемочной группы он подошел крайне ответственно. Сроки были также очень важны. Весь съемочный процесс должен был уложиться в 198 дней. По причине цейтнота работу над самой «холодной» сценой фильма запланировали на лето.
Место, подходящее для съемок массовой исторической баталии, нашли прямо рядом с «Мосфильмом». Пришлось выкорчевать старый вишневый сад, выровнять и заасфальтировать площадь в 32 тысячи квадратных метров. Эту огромную территорию посыпали опилками и солью, а для морозного блеска добавили нафталина с мелом и залили жидким стеклом. Иллюзия снега в черно-белом фильме получилась очень достоверной. В роли Чудского озера «выступил» небольшой пруд, а льдины изготовили из дерева, пенопласта и фанеры, покрасив белой краской.
Для большей достоверности кроме исторических доспехов в костюмерных мастерских «Мосфильма» нашили и исторические шубы с тулупами. Актерам приходилось мучиться в тяжелых и теплых костюмах, ведь лето 1938 года в Москве выдалось по-настоящему жарким. Кстати, железные доспехи были вовсе не бутафорией. Их сделали максимально похожими на старинные, поэтому весили они примерно столько же и точно так же нагревались на солнце. Артисты обжигались о раскаленный металл, а от шлемов на лбах оставались красные отметины. Грим также приходилось постоянно поправлять, под палящими лучами он мгновенно начинал «течь».
Ледовое побоище занимает почти треть хронометража фильма – оно длится в картине 35 минут (из 102 минут общей продолжительности), это необычно для истории кино. Несмотря на тяжелые условия, в которых вынуждена была работать команда, работу завершили даже с опережением графика (тоже удивительно). Завершили съемки почти в два раза быстрее чем планировали, в 115 съемочных дней. За досрочное окончание группе вручили переходящее красное знамя.
Фильм оказался невероятно своевременным: тема борьбы русского народа с внешним врагом была созвучна предвоенной эпохе, а под тевтонскими рыцарями можно было недвусмысленно угадать нацистскую Германию. Этот намек был настолько прозрачен, что фильм был изъят из проката после заключения пакта Риббентропа-Молотова, а после начала Великой Отечественной войны вернулся в кинозалы. В 1942 году к семисотлетию Ледового побоища был выпущен плакат со словами Иосифа Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».
29 июля 1942 года был учрежден орден Александра Невского – награда для командного состава Красной Армии. Так как прижизненных портретов Александра Невского не сохранилось, на орден поместили профиль Николая Черкасова, исполнившего роль русского полководца в знаменитом фильме. Этот факт считается уникальным в истории фалеристики.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Интересное о фильме «Александр Невский»
* Удивительно, как в то время, когда не было ещё никаких спецэффектов, компьютерной графики, снимались такие масштабные сражения. Интересно, что сама битва на Чудском озере снималась летом, никакого льда не было, поэтому авторам пришлось асфальтировать поле, заливать его стеклом, мелом, солью, создавать искусственные льдины, которые выглядят в кадре вполне естественно и убедительно. Центральная сцена фильма – Ледовое побоище. Это сражение на льду Чудского озера, где войска немцев тонут, проламывая тяжелыми доспехами лед, снимали летом, чтобы не подвергать опасности здоровье актеров и статистов. Бутафоры выстроили декорации Чудского озера прямо во дворе « Мосфильма ». Поверхность замерзшего озера изображал асфальт, засыпанный мелом, солью и залитый жидким стеклом. Льдины сделали из дерева, покрасив их в белый цвет.
Фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Лед Чудского озера.
Фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Вставайте, люди русские.
* Присмотритесь к митре епископа — кажется, это очень прозрачный намёк на то, с каким врагом придётся сражаться вскоре русским* Интересно, что в фильме показываются и сложность, жестокость борьбы, и цена победы в войне, горечь потери близких и друзей. Немецкие рыцари показаны здесь, пожалуй, очень мрачно, они нарочито демонизируются, выглядят как посланники сил зла. Поражают сцены расправы над мирными жителями Пскова, в том числе и убийства женщин и детей. Это довольно тяжёлые для восприятия кадры. Но жестокость нацистов во много раз превзойдёт то, что показано в картине Эйзенштейна.
Фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Битва Александра Невского с магистром Тевтонского ордена.
Фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Кто к нам с мечом прийдет.
Цитаты:
«Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой!»
«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!»
«Ни те пожить, ни те помереть спокойно не дадут!»
«С родной земли умри, да не сходи!»
«Русскую землю на товар меняешь?»
«Всякий гад на свой лад».
«Защищаться не умею. Сами бить будем. Без меры бить будем».
Видео куда-то все время пытатется ускользнуть!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Александр Невский (фильм)
Из Википедии — свободной энциклопедии
драма
военный
исторический
Дмитрий Васильев
сценария
Пётр Павленко
ролях
Николай Охлопков
Андрей Абрикосов
Дмитрий Орлов
Сергей Блинников
Николай Соловьёв
«Алекса́ндр Не́вский» — советский художественный исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 1930-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев.
«Александр Невский» вышел на экран 1 декабря 1938 года и заслужил всенародное признание. Сергей Эйзенштейн был награждён орденом Ленина, получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. В 1942 году по случаю семисотлетия Ледового побоища был выпущен плакат со словами Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съёмочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна — «Иван Грозный».
Александр Невский (фильм)
Только на территории России:
«Алекса́ндр Не́вский» — советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считается [кем?] одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.
«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый разве что с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с ещё более оглушительным успехом. В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съёмочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна — «Ивана Грозного».
Содержание
История создания
Эйзенштейн собрал первоклассный актёрский состав. И это, прежде всего, конечно, исполнитель главной роли Николай Черкасов, который продолжил работу с режиссёром и на «Иване Грозном». Без всяких проб Эйзенштейн утвердил Николая Охлопкова и Андрея Абрикосова на роли соратников князя Василия Буслаева и Гаврилы Алексича. Сергей Блинников сыграл Твердилу. На роль Магистра ордена режиссёр пригласил выдающегося актёра Московского Художественного театра Владимира Ершова. Свою первую роль в кино сыграл Фёдор Одиноков.
Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
Съёмки центральной сцены фильма — Ледового побоища — из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого во дворе Мосфильма на Потылихе выстроили декорацию. Асфальт посыпали мелом и солью и залили жидким стеклом. Использовали также деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет.
Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в чёрное, играет во время битвы (почерпнуто авторами из «Хроники Ливонии»).
Сценарий
Фильм основан на исторических событиях XIII века, борьбе Новогородского княжества с экспансией рыцарских орденов. Действие разворачивается в 1242 году, уже после битвы со шведами на Неве в 1240 году (что позволило шире раскрыть в фильме «немецкую» тему). Однако Эйзенштейн не ставил задачей буквально экранизировать события. В сценарии есть отступления от действительности, романтизация и поляризация сторон конфликта, а наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные.
На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоёванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского.
Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслай (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве.
Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем кольчужный мастер Игнат рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжёлыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен.
После битвы русские женщины собирают раненых. Двух богатырей-героев едва живыми отвозят в Новгород, где Василий публично отдаёт первенство другу. Сам же он женится на дочке воеводы, сражавшейся в битве наравне с мужчинами.
Князь и новгородский люд судят тевтонцев. Рядовых кнехтов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа. Предателя-посадника и католического монаха толпа линчует на месте. После этого новгородцы бурно празднуют победу. Александр, напутствуя отпущенных кнехтов, перефразирует Евангелие от Матфея: «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!» [1]
Музыка
Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи объясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
Темы «Крестоносцы» и «Ледовое побоище» до сих пор используются в различных художественных и документальных киноматериалах.
Александр Невский: святой киногерой
Когда история – только предлог
«Александр Невский» (Сергей Эйзенштейн, 1938 год)
Фильм про святого в 1938-м? В разгар сталинской эпохи? И режиссер при этом не только не пострадал, но еще и получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации? Да, именно так. Наша история подчас непредсказуема.
На самом деле всё было, конечно, логичнее. В 30-е годы отношения СССР с Германией то улучшались, то ухудшались. В какой-то момент руководство страны решило, что полезно было бы иметь в прокате фильм об историческом случае победы России над немцами.
Проштудировав историю, необходимый прецедент нашли. И Сергей Эйзенштейн, автор знаменитого фильма «Броненосец “Потемкин”», начал писать сценарий о Ледовом побоище – победе князя Александра Ярославича над рыцарями Ливонского ордена 5 апреля 1242 года.
Дальше со сценарием происходило то, что одни считают главным достоинством фильма, другие – основным недостатком. Поскольку создателям был важен сам прецедент – победа над немцами – автор сценария очень далеко ушел от исторической правды. За что первый вариант сценария был тут же яростно раскритикован историками.
Появился второй. Исторических несоответствий в нем стало чуть меньше. Вымышленная сюжетная линия о сватовстве боярина Гаврилы Олексича (который вообще-то, как следует из летописи, до Ледового побоища не дожил) и Васьки Буслая (персонажа новгородских былин, столь же «историчного», как легендарный купец Садко) к одной невесте в фильме осталась. Но этих мелочей зритель в итоге совсем не замечает.
И пускай критики говорят про фильм что угодно: и воинов-де у князя столько не было, и рыцари, согласно летописям, подо льдом не тонули, и крови на экране нигде нет, и древний русич Александр не крестится ни разу на протяжении экранного времени. Всё равно зритель запомнит эпическую картину битвы (снятую, кстати, летом, в павильоне с крашеной фанерой вместо льда, хотя в это и невозможно поверить), отмеряющую ритм сражения музыку Прокофьева, и – невероятное дело – звучащую с экрана библейскую цитату! Да-да: «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет».
Создателям фильма удалось главное – превратить его в самостоятельное художественное произведение. И пусть много лет спустя эта былина смотрится местами наивно, но от этого не менее мощно.
Досказать за Эйзенштейна
«Житие Александра Невского» (Георгий Кузнецов, 1991 год)
В следующий раз князь вернулся на экраны уже почти в другой стране, и идеи у режиссера были другие.
Создается впечатление, что в своем фильме Георгий Кузнецов пытался досказать всё то, что у Эйзенштейна мы не увидели и увидеть не могли. Потому в картине активно используется текст жития, да и сюжет выбран словно бы «от противного».
Князь Александр Ярославич возвращается на Русь из своей четвертой поездки в Орду. По дороге у Городца ему становится плохо (есть версия, что князя, который в Орде достиг ряда выгодных для Руси договоренностей, монголы напоследок отравили), жить ему осталось всего несколько дней. Собственно, путь до близкого Городца, разговоры по дороге, а также воспоминания Александра, который то и дело впадает в беспамятство, и составляют основу сюжета.
Критики в один голос говорят: проблема фильма в том, что играть актерам здесь… нечего, потому что играть благочестивые разговоры – сложно, а, помимо них, действия на экране почти нет. Открыв для себя тексты, вынести которые на экран раньше было невозможно, составить свою историю авторы фильма так и не решились.
Только вот текст жития печатался в СССР как минимум с начала 1980-х годов, так что особой новостью он не стал. Да и фильм, в котором не рассказано художественной истории, вряд ли возможен. Так и прошло «Житие» на экранах почти незамеченным.
Правда по-голливудски
Александр. Невская битва (Игорь Каленов, 2008 год)
Нет, всё-таки Эйзенштейн не дает покоя отечественным режиссерам. Ни его герои, ни его творческий метод. Поэтому в фильмах так и читается: сделаем, как у Эйзенштейна, только… лучше.
Возьмем, к примеру, того же князя Александра Ярославича. Ледовое побоище, пусть и снятое со многими отступлениями от исторических документов, брать не будем. Возьмем для верности Невскую битву.
Еще для верности возьмем сложный статус князя в Новгороде – вечевой республике. Возьмем почти подлинные – очень скромные – размеры битвы на Неве; ну, не расписывать же, на самом деле, локальные конфликты XIII века в эпос, как это было у режиссера сталинского времени.
Для пущей исторической правды засунем главного героя в сорокакилограммовые доспехи и дадим в руки почти подлинный по весу меч. Нет, ну меч можно чуть полегче. М-да, всё равно почему-то смотрится не очень.
Ладно, давайте добавим любовную линию. И пусть все герои будут красивы, как былинные богатыри, и говорить будут по-древнерусски. Нет, совсем по-древнерусски не получилось, но как-нибудь так пусть говорят.
Видно, что авторы фильма очень старались. Только вот что-то у них не получалось. То эпоха из множества деталей не складывалась, то сюжет казался скучноват, а одна из главных сюжетных линий и вовсе брошена, то работа оператора откровенно подводила. То герои почему-то казались очень ходульными.
Так что же получается, столько лет прошло, а лучше Эйзенштейна фильм об Александре Невском никто не снял?