актеры фильма люка бессона голубая бездна
Голубая бездна (фильм)
Монти Даймонд
Патрис Леду
Клод Бессон
132 мин.
119 мин. (США)
168 мин. (реж. версия)
Содержание
Сюжет
Два друга — итальянец Энцо Молинари (Жан Рено) и француз Жак Майоль (Жан-Марк Барр) — вместе росли на одном из греческих островов. В 1965 году отец Жака, ныряльщик, погибает при сборе устриц из-за неисправности водолазного оборудования. Проходят годы, мальчики уже выросли и уехали с острова. Через 20 лет разлуки они встречаются снова по инициативе Энцо. Оба стали ныряльщиками на глубину без воздуха, и на чемпионатах мира борьба практически ведётся только между ними. Энцо к моменту этой встречи уже владеет множеством официальных титулов и ревностно относится к успехам Жака, который наоборот — почти равнодушен к достижениям.
Работница нью-йоркского страхового агентства Джоанна (Розанна Аркетт) влюбляется в Жака с первого взгляда и едет на Сицилию специально чтобы еще раз увидеть его. Там она становится свидетельницей начала опасного спортивного поединка между друзьями. С каждым соревнованием глубины становятся все больше. Пройдена отметка в 120 метров. Врачи и ученые предостерегают от попыток погружения на бо́льшие глубины, но для Жака и Энцо голубая бездна слишком важна чтобы остановиться. При попытке побить рекорд гибнет Энцо и Жак сопровождает его тело на глубину, после всплытия откуда сам оказывается на грани гибели. В этот же день Джоанна узнает что беременна от Жака. Чуть позже Жак принимает решение погрузиться снова, Джоанна пытается его остановить, уже на платформе для ныряния сообщая о своей беременности, но в итоге она своей же рукой дергает за чеку, освобождающую слэд, и Жак уходит в глубину.
Юбилей «Голубой бездны» — 30 лет самому популярному фильму о фридайверах
В 1988 году вопреки всем и вся Люк Бессон в свои 29 лет представлял в Каннах фильм «Голубая бездна». Этому фильму предстояло завоевать сердца молодых зрителей, его посмотрели 14 миллионов человек во всём мире. Жан-Марк Барр и Жан Рено стали настоящими звёздами после этого фильма. Сегодня, в день, когда фильму исполняется 30 лет, мы решили вспомнить о его не самой простой судьбе.
Фильм «Голубая бездна» начинался нетипично для фильмов тех лет. Зрителя встречал долгий непрерывный кадр с вертолёта над Средиземным морем вдоль греческого побережья под сопровождение спокойной величественной музыки композитора Эрика Серра. Вот по берегу бежит ребёнок и ныряет навстречу подводному миру. Всего лишь за 4 минуты вступления была задана декорация для всех дальнейших событий фильма.
Удивительно, но сегодня, 30 лет спустя, фильм Люка Бессона практически не постарел, несмотря на то, что воздушные съёмки стали привычными, а сценарий фильма был практически детским, можно даже сказать, примитивным. Празднование нынешнего юбилея фильма состоится на Каннском фестивале — будет 2 специальных показа, Эрик Серра выступит с концертами на музыкальной сцене, а в 2019 году планируется юбилейный показ ленты в кинотеатрах Франции. В остальном же юбилей пройдёт в тишине, как существует в тишине и подводный мир, который показан в фильме. Как ни странно, Люк Бессон не отвечает на многочисленные запросы интервью, его продюсер Патрис Леду тоже молчит, Жан Рено под предлогом съёмок в горах также «вне доступа». Эрик Серра, композитор, отказывается говорить об истории создания фильма из солидарности с остальными участниками съёмок. Жан-Марк Барр и вовсе оказался персоной нон грата в кино после ссоры со своим режиссёром. Некоторые члены съёмочной группы соглашаются делиться воспоминаниями, но при условии полной анонимности. Получается не голубая, а какая-то молчаливая бездна.
Тем не менее история создания этого кино интересная и красивая. Было там и самопожертвование, и погоня человека за своей мечтой.
В 1977 году, в 18-летнем возрасте Люк Бессон начал работать инструктором по нырянию с аквалангом, но из-за травмы и последующего за ней сильнейшего воспаления синусовых пазух нырять не смог. Однако идея создания подводного фильма зародилась его голове где-то там, на острове Сардиния, после того, как он увидел фотографии Жака Майоля. Пять лет спустя, Бессон начал работать в кино и выпустил свой первый полнометражный фильм «Последняя битва». Люка признали молодым, подающим надежды кинорежиссёром. Он стал готовить следующую картину «Подземка». Однажды на берегу моря в Кассисе он познакомился с Жаком Майолем. Между новыми знакомыми быстро возникли симпатия и взаимопонимание. «Голубая бездна» в значительной степени отразила в дальнейшем взаимное уважение и восхищение друг другом этих двух выдающихся персон. Во время съёмок «Подземки» актриса Изабель Аджани познакомила Люка Бессона с одним из своих друзей — Уорреном Битти. Поскольку замысел фильма о ныряльщиках не давал к тому времени Бессону покоя, естественно, он стал обсуждать его с новым знакомым. Битти тут же выписал ему чек на 45 тыс. долларов и согласился стать продюсером будущего фильма. Друг Бессона по предыдущему фильму, актёр Жан Рено уже тогда точно знал, что будет играть Энцо. Оставалось найти Жака. Поначалу режиссёр подумал про Кристофера Ламберта, потом про Микки Рурка и Жерара Ланвена, но с ними не складывалось.
Тем временем подготовка фильма начала оборачиваться фарсом. Уоррен Битти, заручившись правами и титулом продюсера, неожиданно перепродал свои права американским кинопромышленникам, даже не предупредив Бессона. Решая путаницу с новыми владельцами сценария, приходилось параллельно конструировать подводные кинокамеры. Испытания первых прототипов завершились полнейшей неудачей. Последующие два года для Бессона обернулись банкротством и многочисленными неприятностями. Мечта о «Голубой бездне» разваливалась. Ему приходилось переписывать 160-страничный сценарий под вкусы и правила голливудских сценаристов. Те хотели заменить дельфинов на акул. Вскоре в написание сценария вмешался Франсис Вебер, стараясь углубить характеры персонажей. Положение спасла французская студия «Гомóн» (Gaumont), забрав проект в свои руки и дав зелёный свет созданию чисто французского кино. Президент и генеральный директор «Гомона» Николя Саиду с первого взгляда полюбил идею фильма, однако инженерные затруднения подводных съёмок так и не были решены. Жан Рено начал побаиваться затянувшегося проекта. Актриса Розанна Аркетт задавала много вопросов и терзалась сомнениями. И по-прежнему не было актёра на роль Жака Майоля. Саиду даже предложил Бессону самому сыграть эту роль. Шёл уже 1987 год, и проект фильма трещал по всем швам и протекал со всех сторон, несмотря на 80 миллионов франков бюджета (сегодняшние 12 с небольшим миллионов евро).
Наконец, в конце мая 1987 года, в Тулонской области на юге Франции впервые прозвучала команда «мотор!», и съёмки начались. На роль Жака Майоля выбрали Жан-Марка Барра, молодого начинающего актёра, нанятого после кастинга в Лондоне. Бессону он понравился. Первые дни съёмок прошли сложно. Двенадцать дней подводных сцен полностью были выброшены, картинка получилась некачественная. На съёмочной площадке режиссёр с грехом пополам удерживал штурвал управления. Продюсер Патрис Леду настаивал на большой экономии, прежде всего на экономии плёнки, а дубли продолжали получаться неудачными. Иногда приходилось снимать целые дюжины дублей с одними и теми же сценами и актёрами. Зачастую Жан-Марк Барр и Жан Рено не понимали друг друга и даже слегка недолюбливали. Розанна Аркетт зачастую слишком переигрывала. Однажды во время утренних съёмок все три актёра настолько стали играть по-своему, не слушая режиссёра, что Бессон просто покинул съёмочную площадку.
Но всё же он не сдавался.
Несколько недель спустя после начала съёмок, у Бессона родилась дочка Жюльетт от Анн Парийо, которая четыре года назад снималась в роли Никиты в одноимённом фильме Люка. Жюльетт родилась с врождённым пороком сердца, продолжив таким образом неудачи, преследующие проект отца. Однако рождение дочери всё-таки придало Люку сил и энтузиазма, и съёмки стали налаживаться. Девять месяцев продолжалась работа в разных частях света — на побережье Средиземного моря, в Париже, в высокогорном городке Тинь, в Нью-Йорке, среди песчаных бурь в Перу, на Багамах. Там, на островах, Бессон, наконец, нашёл подходящих актёров среди дельфинов. Тем временем врачи боролись за жизнь крошечной дочери режиссёра.
Несмотря ни на что полностью опустошённый Бессон смог полностью завершить съёмки фильма за 119 дней. Когда композитор Эрик Серра, друг и давний сподвижник Бессона, начал работать над музыкальным сопровождением, оставалось всего 5 месяцев до запланированной даты выхода фильма — 11 мая 1988 года. «Голубая бездна» должна была быть представлена публике на открытии Каннского фестиваля. Критики принимали фильм весьма настороженно.
На знаменитых ступеньках Каннского фестиваля Бессон показался с напряжённым выражением лица. В душе он был не здесь, его маленькой дочке должны были делать спасительную или смертельную, в зависимости от исхода, операцию на открытом сердце. К счастью, операция удалась.
Первые продажи билетов на фильм были никакие, но постепенно сарафанное радио сделал своё дело. Фильм понравился молодому поколению зрителей, несмотря на необычные сюжет и исполнение для тех времён французского кинопроизводства, построенного вокруг детективного кино с Бельмондо и бульварных комедий. Огромный успех «Голубой бездны» начался с показов на французском празднике кино — более 400 тысяч проданных билетов за неделю. Фильм держался на вершине кинематографических хит-парадов в течение всего лета и осени. Кроме того большой успех имела музыка из фильма — было продано 1,7 миллиона дисков. Жан Рено и Жан-Марк Барр стали кумирами французской молодёжи. К январю 1989 года был выпущен режиссёрский вариант фильма длительностью 2 часа 48 минут.
Бессон взял реванш над критиками, которые громили фильм в самом начале показов. На афишах значилось «Не ходите на этот фильм, он длится 3 часа!». В течение последующих 3 лет фильм посмотрели 9 миллионов зрителей, из них 80% нестоличной публики — из французской провинции. И 5 миллионов международных зрителей в других странах. В частности, в США было продано полтора миллиона билетов, несмотря на сокращённый монтаж фильма специально для американского зрителя и замену музыки Эрика Серра на альтернативные варианты.
С тех пор прошло 30 лет. Режиссёр «Голубой бездны» стал французским кинопромышленником, в одиночку он способен мериться силами с большими киностудиями Голливуда. Однако он остаётся альтернативщиком и по-прежнему не любит киножурналистов. В своей книжке с воспоминаниями о съёмках «Голубой бездны» Люк Бессон написал: «Фильмы для журналистов лишь пожива, и то до тех пор, пока фильм не вышел на экраны. Как только фильм начинают показывать, он теряет для прессы всякую ценность. Сам процесс создания или просмотра фильма, сопровождающие его эмоции, удовольствие, боль, на это им откровенно и с высокой колокольни наплевать».
Много воды утекло с тех пор, но «Голубая бездна» сохранила своё волшебство, а Бессон практически смог примириться с кинокритиками. Ведь в нынешнем поколении кинокритиков среди сорокалетних взрослых людей есть многие из той молодёжи, кто давным-давно влюбились в только что вышедшую «Голубую бездну».
Воспоминания Жиля Жакоба, почётного председатель Каннского фестиваля: «В этом фильме мне больше всего понравился вкус большой глубины, ощущение погружения, музыка, мизансцена, поэзия. Всё это гораздо приятнее, чем, собственно, рассказанная в сценарии история. Мне кажется, это был идеальный фильм для открытия Каннского кинофестиваля. Люк Бессон мне очень нравится, но в этом вопросе мы с ним разошлись, так как он хотел участвовать в основной конкурсной программе. Этот режиссёр смело отстаивает свой выбор. Он талантлив и уверен в своём таланте. Не любит внутренних противоречий, старается их разрешать или избегать, и для этого ему не требуется поддержка или помощь со стороны. И, конечно, он боец! Когда на него поначалу накинулись критики и журналисты, он обозлился, но нашёл смелость схлестнуться с ними в открытом споре, иной раз, конечно, преувеличивая, ругаясь на журналистов и обзывая их «дебилами». Помню, тогда мне даже пришлось выступить в защиту этого фильма, в итоге у нас разразился скандал буквально в прямом эфире. Справедливости ради надо упомянуть, что даже в те самые первые времена пресса не была однозначно настроена против фильма. И сегодня «Голубая бездна» так и не состарилась, а, пожалуй, лишь приобрела бóльшую ценность».
Перевод Федерации Фридайвинга. Фото из Интернета.
Рецензия на фильм «Голубая бездна»
Все мы в детстве хотели кем-то стать. Порой желания наши менялись каждый месяц, порой они задерживались в душе на пару лет. Я сам тогда кем только не хотел стать! Кроме тривиальных милиционера и пожарного хотелось быть шофером и художником. После прочтения пары книг отца и сына Кусто мне в сердце надолго запала страсть к подводной съемке. К сожалению (а может и к счастью), это ни во что не вылилось. Даже плавать ладом я так до сих пор и не научился. Бессон тоже был простым ребенком, у которого тоже были свои мечты. В детстве он подобно отцу хотел стать профессиональным ныряльщиком, однако тяжелая травма в семнадцатилетнем возрасте не позволила ему осуществить мечту. И он стал снимать кино.
Изъяны, даже если они есть в фильме, можно объяснить детской увлеченностью Бессона. Фильм, по большому счету, он снимал для себя и о себе. Поэтому взял на себя обязанности режиссера, автора сценария и даже главного оператора подводных съемок (это было еще одним приближением к мечте, своеобразным детским капризом).
Не лишним было бы упомянуть и об актерах. После фильма исполнители главных мужских ролей проснулись у себя на родине практически знаменитыми. Жан Рено до сих пор остается «alter ego» Бессона (мы видим его затем и в «Никите», и в «Леоне»; только в «Пятом элементе» в угоду американскому кинорынку его сменил Брюс Уиллис). Жан-Марк Барр стал любимчиком элитных режиссеров (он снялся потом у Ларса Фон Триера в «Европе» и «Рассекая волны»). Оба образа, созданные этими актерами, запоминаются своей непосредственностью и естественностью. Роль Розанны Аркетт до сих пор считается одной из лучших у этой не особо известной актрисы. Однако настоящим триумфатором фильма следовало бы назвать постоянного композитора Бессона Эрика Серра. Трогательная, сказочная, невесомая, сравнимая разве что с детскими снами, музыка фильма была в свое время заслуженно отмечена французской национальной премией «Сезар» (кроме композитора ее получил и звукооператор картины). Идеально сочетаясь с картинкой, звуки помогают зрителю почувствовать всю заманчивость «голубой бездны», ее наивную опасность, таящуюся в глубине. И только человек с душой ребенка способен без страха заглянуть в ее глаза.
Дом – милый дом! Все чемоданы разобраны, где-то вдали раздается шум стиральной машины, готовой смыть с одежды последние материальные следы нашего пребывания на прекрасном острове Аморгос. Время немного расслабиться и посмотреть интересный фильм. Естественно, выбор пал на «Голубую бездну» Люка Бессона. Фильм частично снят на острове Аморгос, поэтому соответствует постотпускному настроению на все 100%. Я не знаю, как такое могло получиться, но фильм «Голубая бездна» каким-то непостижимым образом ускользнул от моего внимания и смотреть его я собиралась впервые и уже после возвращения с Аморгоса.
С первых же кадров узнаю знакомые места.
-Да, да, мы там были. О, это же Хора! А вот здесь-то, здесь, помнишь?
Такое количество стоп-кадров, чтобы получше рассмотреть и «опознать» места, мне не приходилось делать ни в одном фильме.
Сегодня предлагаю вместе пройтись по местам съемок «Голубой бездны», ставших впоследствии, достопримечательностями острова.
Все дороги ведут в Хору – столицу Аморгоса, традиционный греческий городок. Если вы хотите увидеть Грецию такой, какой она была 50-100 лет тому назад, то вам однозначно сюда!
Одноэтажные белые округлые домики с голубыми ставнями и дверями, причудливые узкие улочки, создающие некое подобие лабиринта. Отклонившись от центральной улицы и свернув в этот лабиринт, чтобы сделать снимок, вы никогда с уверенностью не сможете предугадать, где окажетесь в следующий момент.
Хотя нет, одно можно сказать точно: рядом будет церковь.) Такого количества церквей и церквушек, как на Аморгосе я не видела еще нигде и никогда. По моим подсчетам, в среднем на 5 жителей острова приходится по одной церкви.
Возвращаясь к сюжету фильма «Голубая бездна». В самом начале фильма мальчики бегут попросить маленького Жака, достать монету из воды. Мальчишки пробегают именно по Хоре.
Более того, с того времени здесь ничего не изменилась, разве что ослики больше свободно не разгуливают по городу.)
Если вы посетите Хору, очень рекомендую подняться чуть выше: к ветряным мельницам.
Во-первых: отсюда открывается просто потрясающая панорама на город.
Во-вторых: место для ветряных мельниц выбрано просто идеальное. Такого сильного ветра как здесь, вы не встретите больше нигде на острове. У ветряных мельниц можно в буквальном смысле «полетать». Своих «летающих» фотографий, сделанных на открытом воздухе, не прилагаю, так как летала не только я, но и моя одежда. Уже на 2-й секунде фотосессии свое платье я ловила где-то на уровне шеи, а за головным убором пришлось бежать метров 200.)
Ветряные мельницы находятся в разной степени сохранности: у некоторых присутствуют и крыша и ротор, у других – сохранились только стены.
Находясь на холме с ветряными мельницами, я еще раз осознала, что нахожусь на острове. Лучшей смотровой площадки, чем это место, пожалуй, не найти. Отсюда отчетливо видна не только Хора, на и два противоположных берега острова. Место потрясающее, только стоит отказаться от одежды с юбками, будь то сарафаны или платья.)
2. Пляж Святой Анны
Следующая локация, где проводились съемки фильма «Голубая бездна» и просто очень красивое место – пляж Святой Анны.
Именно благодаря Люку Бессону, пляж Святой Анны стал местной достопримечательностью и упомянается в каждом путеводителе и карте острова Аморгос.
Первое, что открывается взору, едва вы подъезжаете к парковке – это огромные скалы и валуны, из которых собственно и состоит береговая линия этого местечка.
И вот она белая церквушка Святой Анны. Постойте, ведь в фильме здесь не было церкви, на этом самом месте располагался дом Жака… Очередной стоп-кадр в фильме.. Так, а ведь церквушка – это точно его дом.
Я не знаю, какие доводы привел Люк Бессон местным властям и духовенству, чтобы устроить из церкви жилой дом, но во время съемок у церкви не было креста на крыше. Возможно, крест на самом деле на время съемок отломали, возможно, просто «подтерли» при монтаже. В любом случае, сейчас он на месте.)
Трогательные сцены из детства Жака, снимались на этом пляже. Именно здесь он отрабатывал свои первые погружения и кормил опасных рыбок.
На пляже Святой Анны много подводных пещер и богатый водный мир, поэтому, это место очень привлекает любителей ныряния с маской.
Об острове Аморгос можно писать бесконечно! И в следующий раз я расскажу о не менее прекрасных местах и достопримечательностях острова, которые также «засветились» в фильме «Голубая бездна», а также о монастыре, где нас угощали спиртным. Больше фотографий с острова Аморгос вы можете посмотреть на моей странице в Instagram. До скорой встречи!