актеры фильма моя дочь
Моя дочь (1956) – реж. Виктор Жилин
Меня очень интересуют фильмы на тему семьи. Среди них попадаются истинные алмазы. Например, «Мужики», “Я тебя ненавижу“, «Дочки-матери», «Двое и одна», «Иван» – список у меня большой. К сожалению, «Моя дочь» не из этого великолепного ряда. Меня сходу напряг голос за кадром, призванный вводить зрителя в курс дела, словно для этого мало других способов. Такой приём был тогда в тренде, что позволяло быстро познакомить зрителя с персонажами истории. Бодренький Голос сообщил, что семья была счастлива до поры до времени, пока…
Честно говоря, семья счастливой мне не показалась. Наоборот, какая-то прибитая грузом тревог, ожиданием несчастья. Отец, Тимофей Кочан, судья. Его играет Иван Дмитриев, которого вспомнит каждый, если назову картину «Полосатый рейс» и его героя, помощника капитана.
Здесь актёр выглядит плохо. Ему около сорока, но какой же он поживший, потрёпанный, печальный.
Точно такое же гнетущее впечатление от его жены, Натальи.
С лиц супругов не сходит вселенское страдание. Даже смеются они грустно.
У них двое детей, Вася, лет пяти. Все эпизоды с его участием не вызывают никакой критики – он органично присутствует в кадре.
Дочь Светлана – яркий лучик в мрачном царстве семейства Кочан. Ей около 16, она занимается серьёзно хореографией и мечтает отдать себя балету.
Супруги хранят долгие годы в своём шкафу гигантский скелет. Непонятно, зачем они скрывают от дочери, что у неё есть другой отец. Не этот, что воспитывал её четырнадцать лет как родную дочку, а тот, который где-то далеко. И отец объявился.
Объявился, чтобы всех лишить счастья. Всеволод Аксёнов в роли Мирского, отца, пренеприятный тип. Он приезжает в город, чтобы предъявить права на свою дочь, отвоевать её у той семьи, где она жила все эти годы. Разве это не чудовищно? Ему одиноко, ему захотелось теплоты, которой ему недодали. Он приезжает, чтобы занять пост художественного руководителя театра, в училище которого учится его дочь Светлана.
Он предсказуемо начинает продвигать Светлану, не самую талантливую ученицу. Для Мирского это шанс повысить свой рейтинг в глазах дочери. Надо сказать, это срабатывает. Его убеждение в том, что она может достичь самых вершин в балете, возносит её самомнение, тем более, что дома ей говорят совсем другое и относятся скептически к наличию божественного дара. Что же из того, если придётся оттолкнуть талантливую подругу и забрать её роль Золушки.
Отец внушает, что в искусстве это дозволено и надо идти напролом. Биологический отец вносит полный диссонанс в жизнь дочери, он везде работает на опережение, в то время как его бывшая жена и её муж в роли догоняющих. Они упёрто не хотят поговорить с дочкой и рассказать ей правду, отдавая ситуацию на откуп Мирского.
Все взрослые не вызывают у меня ни капли уважения. Они вроде бы говорят правильные речи, но порой настолько пафосные и фальшивые, что хочется визжать. Друг семьи и коллега по работе Рогов (Олег Жаков), к которому за поддержкой обращается судья Кочан, скучнейший моралист. Он клеймит, призывает, перевоспитывает.
Для баланса введена ещё одна линия, семейная пара Павлик и Зинаида, имеющая тесную связь с семьёй Светланы. Сильно пьющий Павлик – шофёр и возит доктора на вызовы.
Его жена Зинаида обстирывает семью Кочан и штопает их одежду. Обе семьи словно качаются на одной чаше весов, только и отличие, что судья не алкоголик. И все они несусветно бедны, хотя, кажется, статус Кочан элитарный. А вот творческий работник Мирский всех обскакал – у него роскошная квартира, где для дочки выделена отдельная комната, не кровать за занавеской, как в доме матери. Обещаниями успешной карьеры и материальными благами отец пытается соблазнить дочку-подростка. Прямо в канун Нового Года девочка уходит к биологическому отцу, змею-искусителю. Ещё бы, мать и отчим поступили нечестно, скрыли, что у неё такой замечательный родной папка. Но на то, чтобы понять, с кем ей лучше, в семье матери или с отцом, времени в картине уже не хватает, а потому финал проходит на большой скорости. Девушка осознала, исправилась, отказалась от роли Золушки, вернулась в семью. Отец тоже понял, что поступил подленько. Он так и не дождался от дочки заветного слова «папа». Так она обращается только к отчиму, заслужившему такое обращение бессонными ночами, повседневностью и рутиной, что зовётся жизнью. На мой взгляд, слишком быстро наступила развязка этой истории, неубедительно для участников, неубедительно для меня, зрителя.
И, наконец, почему, невзирая на такую благодатную тему, которая безоговорочно вызывает у меня мощнейшее душевное сопереживание, я осталась в претензии.
Меня неприятно удивило, что мир балета можно показать так мрачно. Не триллер же “Чёрный лебедь”, в конце концов! Действие происходит в Одессе, но поводов улыбаться не предвидится – улицы такие тёмные, люди невесёлые – нет желания ни прогуляться по таким улицам, ни перекинуться словом. Полная безжизненность.
Актёры настолько фальшиво играют, что я не верю их терзаниям. Не верю в любовь в семье Кочан – между актёрами разверзся северный полюс и не хватает только вьюги и полярных медведей. Актриса Гертруда Двойникова в роли матери Светланы такая пустая, манерная, что никакой симпатии для неё у меня нет.
Зато Светлана, Виктория Радунская, несмотря на свою молодость, многократно её переиграла. И ещё мне понравился Пётр Репин в роли директора театра. Как только он произнёс первую реплику, я была сражена. Помните парочку из «Подкидыша»? Это он. Не могу не добавить, что оператор фильма Пётр Тодоровский, и в том же самом 56-ом году он уже не только оператор в величайшей картине всех времён «Весна на Заречной улице», но и второй режиссёр. Рядом с Марленом Хуциевым.