На канале «Россия» заканчивается показ многосерийного фильма «На солнечной стороне улицы», собравший целое созвездие популярных актеров. О том, как снималось кино, рассказал режиссер картины легендарный Валерий УСКОВ.
– Фильм « На солнечной стороне улицы» снят по произведению Дины Рубиной. События в картине разворачиваются с 1941 года до наших дней, – говорит Усков. – У нас заняты мощные актеры. Аня Снаткина проживает в картине от юности до глубокого среднего возраста. Она пришла к нам на картину девушкой, а ушла женщиной. На эту роль я хотел без проб взять Вику Толстоганову, но канал «Россия» предложил Аню. О чем я совсем не пожалел.
Сергей МАКОВЕЦКИЙ на специально выстроенном для съёмок базаре
– В вашем фильме снимались Домогаров и Стебунов, каждый из которых в свое время был влюблен в талантливую актрису Марину Александрову. Как мужчины вели себя на съемочной площадке? Не скандалили друг с другом из-за старых обид? – Замечательно сыграли оба. По иронии судьбы, они так и не пересеклись в кадре. Оба были очень заняты, а потом выдался день, когда могли Александр и Иван приехать на площадку, но выяснилось, что у нас материала больше, чем надо. Решили не снимать, чтобы потом не вырезать. Лучше бы вырезали другое. Считаю, это своей режиссерской ошибкой.
Семипалый (Александр ДОМОГАРОВ) и «Слива» (Антон ЕСКИН)
– География истории широкая. Пришлось поездить по странам, чтобы придать картине достоверность? – Картина снималась три с половиной месяца в Ташкенте. Потом по сценарию судьба забросила героев в Германию и мы снимали в Гамбурге, затем надо было ехать в Лос-Анджелес. Но Лос-Анджелес мы снимали… в Испании. Сложностей у нас было навалом. Нам надо было снимать старый Ташкент, которого уже давно нет. Нам нужен был в этом городе восточный базар, а на их нынешнем базаре снимать нельзя. Пришлось строить декорации. Для съемок нужны были паровозы. С трудом нашли, но не такие, как хотелось.
ДОМОГАРОВ оценивает, насколько он органичен он в кадре
Во время перекура Валерий УСКОВ (в центре) обсуждал с Сергеем МАКОВЕЦКИМ и Иваном СТЕБУНОВЫМ построение очередного эпизода
Анна СНАТКИНА с помощью опытных гримёров из юной красавицы превратилась в истерзанную годами даму
Воздыхатели Марины АЛЕКСАНДРОВОЙ, Иван СТЕБУНОВ и Александр ДОМОГАРОВ, ни разу не пересеклись на площадке
4 марта 2011 года по российскому телеканалу «Россия 1» завершился показ сериала «На солнечной стороне улицы», снятого известными российскими режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским по одноименному роману израильского прозаика Дины Рубиной, родившейся и выросшей в Ташкенте (Узбекистан). Съемки проходили в Ташкенте в первой половине 2010 года, и фильм с первых же серий вызвал неоднозначную реакцию у многочисленных зрителей, особенно у ташкентцев, бывших и нынешних. Мнения разделились. Кому-то фильм категорически не нравится, а кто-то стал его горячим почитателем.
В любом случае, для десятков тысяч ташкентцев премьера этого сериала – событие номер один. Вечерами, после 21 часа по ташкентскому времени, когда транслируется фильм, культурная жизнь узбекской столицы замирает: наблюдателями уже отмечено, что если какое-либо мероприятие в Ташкенте затягивается позже восьми вечера, то многие зрители начинают покидать зал и спешат домой, чтобы успеть к сериалу: за день показывают по 2-3 серии.
Строительство декораций к фильму «На солнечной стороне улицы» в махалле Чакар (Ташкент)
Помимо именитых российских актеров, сыгравших главные роли, в фильм было приглашено не менее 70 ташкентских актеров, которые сыграли в эпизодах, и сотни человек работали в массовке. Все они тоже с нетерпением ждут своего появления в кадре.
Cтроительство декораций для сериала «На солнечной стороне улицы»
Однако многие наблюдатели отмечают недопустимое количество исторических ляпов.
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
При этом, по мнению многих ташкентцев, в сериале о Ташкенте отсутствует сам город, его дух, который в своем романе мастерски передала Дина Рубина. Вот какие впечатления вызвал фильм у филолога и литературоведа Элеоноры Шафранской, автора лингвистического исследования «Ташкентский текст в русской культуре» и пока единственной книги о творчестве Рубиной «Мифопоэтика иноэтнокультурного текста в русской прозе Дины Рубиной»:
Одну из ролей сыграл Сергей Маковецкий
— «Спазм счастливого волнения перехватил вдруг Верино горло» – это строчка из романа Рубиной: героиня слышит песню «На солнечной стороне…». Такой же спазм случился, думаю, не у одного зрителя при начале просмотра давно ожидаемого фильма: спазм, слеза, еще слеза – и легкое разочарование, позже переходящее в досаду. Коллега спрашивает: «Как фильм? Такой он – ваш Ташкент?»
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
Что ответить человеку, никогда не видавшему того города и много слышавшему о нем – от меня, в частности? Я сказала, что Ташкент – большой город. Не в смысле населения-площади, а по впечатлению – таких городов действительно немного – он всегда, так мне кажется, был большим. А в фильме – ощущение, что оператор боится поднимать камеру выше какого-то отведенного ему уровня, как бы в объектив не попала широкая панорама.
И что это за Сквер? Маленький – даже не пятачок, участок аллеи, по которому взад-вперед гуляют статисты. Точно так же они гуляют по якобы базару: туда, сюда – какие-то картонно-лубочные сцены.
У Дины Рубиной в романе топографический калейдоскоп: Тезиковка, Алайский, Госпитальный, Фархадский, Сквер революции, Чиланзар, ОДО, театр Навои, парк Тельмана, ипподром, улицы Асакинская, Гоголя, Жуковского, Карла Маркса, Салар, библиотека Навои, «Красная» площадь, кинотеатры «ВЛКСМ», «Молодая гвардия», сквер Гагарина, Голубые купола, Бешагач и еще, и еще. А в фильме? Туда-сюда ходят марионетки, как по команде «мотор!» – то якобы по скверу, то якобы по базару – какому? А какая разница?! Калейдоскоп сломался – работает только одна картинка (сюда же собрали всех персонажей романа: и юродивых, и попугая, и лагманщика, и проч.).
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
А уж детали быта, «артефакты» – срам! Где же институт консультантов? Ведь не эпоху же Ивана Грозного снимают! Можно догадаться, что съемочный коллектив, увидев по приезде в Ташкент табличку «Дом образцового содержания и высокой культуры», прикола ради прибабахал ее на доме учителя физики, где Катька-артистка снимает комнату. На экране четко: 1957 год. Не менее четко в объективе эта табличка – она, видимо, у авторов фильма вызывала гомерический смех. А я вот помню, что такие таблички начали штамповать только в начале 1970-х. Их не было в 50-е.
А батончик шоколадный за 33 копейки в 57 г.? (Вера еще не родилась, Катька-артистка еще в девушках.) И ведь Домогаров четко выговаривает цену – зачем? Может, я ошибаюсь? Где вы, консультанты? Денежная реформа случилась в 61 г.: это тогда все стало стоить копейки: спичечный коробок на старые – 10 коп., на новые – 1 коп. Школьникам на пирожок и коржик до 61-го года давали в школу по 1 рублю, а после 61 г. – по 10 копеек. Ну не вымерли же люди, жившие в те далекие-недалекие времена.
4 марта 2011 года по российскому телеканалу «Россия 1» завершился показ сериала «На солнечной стороне улицы», снятого известными российскими режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским по одноименному роману израильского прозаика Дины Рубиной, родившейся и выросшей в Ташкенте (Узбекистан). Съемки проходили в Ташкенте в первой половине 2010 года, и фильм с первых же серий вызвал неоднозначную реакцию у многочисленных зрителей, особенно у ташкентцев, бывших и нынешних. Мнения разделились. Кому-то фильм категорически не нравится, а кто-то стал его горячим почитателем.
В любом случае, для десятков тысяч ташкентцев премьера этого сериала – событие номер один. Вечерами, после 21 часа по ташкентскому времени, когда транслируется фильм, культурная жизнь узбекской столицы замирает: наблюдателями уже отмечено, что если какое-либо мероприятие в Ташкенте затягивается позже восьми вечера, то многие зрители начинают покидать зал и спешат домой, чтобы успеть к сериалу: за день показывают по 2-3 серии.
Строительство декораций к фильму «На солнечной стороне улицы» в махалле Чакар (Ташкент)
Помимо именитых российских актеров, сыгравших главные роли, в фильм было приглашено не менее 70 ташкентских актеров, которые сыграли в эпизодах, и сотни человек работали в массовке. Все они тоже с нетерпением ждут своего появления в кадре.
Cтроительство декораций для сериала «На солнечной стороне улицы»
Однако многие наблюдатели отмечают недопустимое количество исторических ляпов.
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
При этом, по мнению многих ташкентцев, в сериале о Ташкенте отсутствует сам город, его дух, который в своем романе мастерски передала Дина Рубина. Вот какие впечатления вызвал фильм у филолога и литературоведа Элеоноры Шафранской, автора лингвистического исследования «Ташкентский текст в русской культуре» и пока единственной книги о творчестве Рубиной «Мифопоэтика иноэтнокультурного текста в русской прозе Дины Рубиной»:
Одну из ролей сыграл Сергей Маковецкий
— «Спазм счастливого волнения перехватил вдруг Верино горло» – это строчка из романа Рубиной: героиня слышит песню «На солнечной стороне…». Такой же спазм случился, думаю, не у одного зрителя при начале просмотра давно ожидаемого фильма: спазм, слеза, еще слеза – и легкое разочарование, позже переходящее в досаду. Коллега спрашивает: «Как фильм? Такой он – ваш Ташкент?»
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
Что ответить человеку, никогда не видавшему того города и много слышавшему о нем – от меня, в частности? Я сказала, что Ташкент – большой город. Не в смысле населения-площади, а по впечатлению – таких городов действительно немного – он всегда, так мне кажется, был большим. А в фильме – ощущение, что оператор боится поднимать камеру выше какого-то отведенного ему уровня, как бы в объектив не попала широкая панорама.
И что это за Сквер? Маленький – даже не пятачок, участок аллеи, по которому взад-вперед гуляют статисты. Точно так же они гуляют по якобы базару: туда, сюда – какие-то картонно-лубочные сцены.
У Дины Рубиной в романе топографический калейдоскоп: Тезиковка, Алайский, Госпитальный, Фархадский, Сквер революции, Чиланзар, ОДО, театр Навои, парк Тельмана, ипподром, улицы Асакинская, Гоголя, Жуковского, Карла Маркса, Салар, библиотека Навои, «Красная» площадь, кинотеатры «ВЛКСМ», «Молодая гвардия», сквер Гагарина, Голубые купола, Бешагач и еще, и еще. А в фильме? Туда-сюда ходят марионетки, как по команде «мотор!» – то якобы по скверу, то якобы по базару – какому? А какая разница?! Калейдоскоп сломался – работает только одна картинка (сюда же собрали всех персонажей романа: и юродивых, и попугая, и лагманщика, и проч.).
На съемках сериала «На солнечной стороне улицы»
А уж детали быта, «артефакты» – срам! Где же институт консультантов? Ведь не эпоху же Ивана Грозного снимают! Можно догадаться, что съемочный коллектив, увидев по приезде в Ташкент табличку «Дом образцового содержания и высокой культуры», прикола ради прибабахал ее на доме учителя физики, где Катька-артистка снимает комнату. На экране четко: 1957 год. Не менее четко в объективе эта табличка – она, видимо, у авторов фильма вызывала гомерический смех. А я вот помню, что такие таблички начали штамповать только в начале 1970-х. Их не было в 50-е.
А батончик шоколадный за 33 копейки в 57 г.? (Вера еще не родилась, Катька-артистка еще в девушках.) И ведь Домогаров четко выговаривает цену – зачем? Может, я ошибаюсь? Где вы, консультанты? Денежная реформа случилась в 61 г.: это тогда все стало стоить копейки: спичечный коробок на старые – 10 коп., на новые – 1 коп. Школьникам на пирожок и коржик до 61-го года давали в школу по 1 рублю, а после 61 г. – по 10 копеек. Ну не вымерли же люди, жившие в те далекие-недалекие времена.