актеры фильма о бедном гусаре замолвите слово 1980
Содержание фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Трагикомедия от режиссера Эльдара Рязанова.
Для кинофильма «О бедном гусаре. » композитор Андрей Петров написал песни на стихи поэтов пушкинского времени, Петра Вяземского и Дениса Давыдова, а также дореволюционного поэта-шансонье Михаила Савоярова (1876-1941) и других. В записи музыки и песен, выпущенных позднее на грампластинке, принимали участие Оркестр Госкино СССР и Государственный духовой оркестр РСФСР.
Работа над фильмом стала тяжёлым испытанием для режиссёра и всей съёмочной группы. Сценарий фильма был написан летом и осенью 1978 года. В Комитете по кинематографии СССР сценарий не приняли, и Эльдар Рязанов отнёс его на Центральное телевидение СССР. Осенью 1978 года шли съёмки фильма «Гараж», а режиссёр ждал решения по фильму «О бедном гусаре замолвите слово». После долгих бюрократических проволочек сценарий был принят в производство на ТО «Экран».
Осенью 1979 года картина была запущена в производство на кинематографической базе студии «Мосфильм», а в декабре советские войска вступили в Афганистан. Это обстоятельство самым неожиданным образом сказалось на сюжете будущего фильма. Изначально, по замыслу создателей, Мерзляев был жандармским офицером, но, по настоянию телевизионного руководства, всякое упоминание об этом российском силовом ведомстве было исключено из сценария фильма. В результате Мерзляев стал невнятным чиновником по особым поручениям.
Были и другие правки: «Заведение мадам Жозефины» превратилось в «Салон мод мадам Жозефины», и гусары заходят в гости к белошвейкам и модисткам. Зрителям приходилось самим догадываться, что за эвфемизмом скрывался публичный дом. В результате этих, на первый взгляд, небольших изменений пришлось полностью переписывать весь сценарий, но смысловые нестыковки всё равно остались
В 1981 году зрители увидели финал, в котором не было короткой сцены с похоронами Бубенцова около церкви и некоторых других реплик героев. После этого картина не демонстрировалась на телевизионном экране около пяти лет, и следующий показ состоялся только 4 января 1986 года.
На роль Плетнёва пробовались Александр Абдулов и Валерий Шальных. Узнав от последнего о пробах, актёр Станислав Садальский, деливший с Шальных одну гримёрку в «Современнике», попросил почитать сценарий будущего фильма. По рекомендации Владимира Мотыля, у которого Садальский уже снимался ранее, Рязанов его утвердил на роль Плетнёва.
кадры из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»
Режиссер: Эльдар Рязанов;
Сценаристы: Григорий Горин, Эльдар Рязанов;
Оператор: Владимир Нахабцев;
Композитор: Андрей Петров;
Художник: Александр Борисов;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1980;
Премьера: 1 января 1981 (ТВ);
Cерий: 2
sadalskij
СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ
Народный блогер России
Об эпохе, «Бедного гусара. «, мы побеседовали с создателями фильма и актерами.
Анна ВЕЛИГЖАНИНА, Владимир СЕРГЕЕВ
30 лет назад в первых числах декабря режиссер Эльдар Рязанов закончил работу над самой многострадальной
из своих кинокартин «О бедном гусаре замолвите слово. »
Эльдар Александрович Рязанов редко дает интервью, но для «Комсомолки» сделал исключение, поведав, как пришла идея этого фильма.
Настеньку могла сыграть Догилева
На главную женскую роль Настеньки пробовались с десяток актрис. Среди них и Татьяна Догилева. Но сыграла в фильме актриса Театра имени Ленсовета Ирина Мазуркевич (супруга актера Анатолия Равиковича). До фильма Рязанова она блистала в картинах «Трое в лодке, не считая собаки», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (на этих съемках за Мазуркевич ухаживал Высоцкий: водил на выставки, дарил книги, французскую косметику; внимание Ирине льстило, но для нее поэт оставался другом и не более).
Вот как объяснил свой выбор режиссер:
|
— Мы узнали, что Догилева пробовалась в паре с Александром Абдуловым (кандидатом на роль Плетнева). Почему в итоге сыграл Садальский?
— Актеры рассказывают, вы не запрещали им импровизировать на съемках. Даже придумку одного из кавалеристов напоить коня из кивера одобрили.
— Кроме сценария, важна импровизация. Я на площадке не диктатор.
О съемках
Фильм делала команда единомышленников, с которыми Рязанов создал несколько киношедевров. Это оператор-постановщик Владимир Нахабцев, художник-постановщик Александр Борисов, музыкальный редактор Раиса Лукина, главный редактор объединения киноработников «Мосфильма» Нина Скуйбина (тогдашняя супруга Рязанова). А музыка Андрея Петрова в этой картине разнообразна по жанрам: романсы, салонные песни, марши, реквием.
Хотя фильм был телевизионным, Рязанов снимал его как масштабную историческую постановку. Натурные съемки шли с мая по август 1980-го в Петропавловской крепости и в московской усадьбе «Братцево». Усадьба некогда принадлежала графу Александру Строганову, чье блюдо беф-строганов есть в меню всех ресторанов мира.
|
Стас Садальский: «На съемках я подрался с Леоновым»
Заслуженный артист РСФСР Станислав Садальский открыл «КП» секрет своего появления в ставшем для него знаковым фильме:
|
Валентин Гафт: «Это был трудный фильм»
— Пробы прошли замечательно. Я не знал, что фильм закрывают, а Эльдар Александрович не сказал об этом и очень здорово репетировал, подбадривал. У меня до этого не было больших ролей в кино, да еще такого плана. У Рязанова я всегда кого-то заменял, а здесь роль написана вроде как для меня. В рязановских картинах есть про что играть, а темы такие злободневные, будто сняты сегодня. Его фильмы отстаиваются, как дорогие вина. Картина была трудная, но интересная. Свободомыслие в стране подавлялось до такой степени, что я удивлен, как картина все же дошла к зрителям. На площадку нельзя было приходить пустым, нужно было играть с юмором и жестко. Рад, что коня мне выделили послушного. Когда-то я специально учился верховой езде, но здесь конь был великолепный и умный. Я даже хотел забрать его после съемок.
|
Интерьеры и костюмы
Картину оформлял знаменитый художник «Мосфильма» Александр Борисов. Кроме гусарского бивака и всех павильонных декораций, он построил роскошный зал губернского театра с декором эпохи классицизма. Александр Тимофеевич рассказывает:
|
Импровизации и курьезы
В торте, который Настя должна метнуть в лицо Мерзляеву, Ирину Мазуркевич насторожило большое твердое шоколадное сердце, которое могло больно ударить Басилашвили.
Шутка Рязанова
За кадром фильма «О бедном гусаре замолвите слово»: Какие сцены не пропустила цензура, и почему картина попала «на полку»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
С самого начала работы над этим фильмом режиссер Эльдар Рязанов постоянно сталкивался с различного рода препятствиями. На тот момент он уже был признанным мэтром, снявшим «Карнавальную ночь», «Гусарскую балладу», «Иронию судьбы», «Служебный роман» и «Гараж». Казалось бы, уж кто-кто, а Рязанов точно мог не волноваться по поводу утверждения сценариев для своих фильмов. Но не тут-то было! Позже режиссер рассказывал: « До этого я никогда не работал с драматургом Гришей Гориным. Я восхищался им, у нас были дружеские отношения, но не более… Когда я рассказал ему идею фильма, он загорелся и написал сценарий. Но это на словах все выглядит так легко и просто. «О бедном гусаре…» я смело могу назвать самым моим трудным фильмом, самым многострадальным ».
Сценарий был завершен осенью 1978 г., когда Рязанов заканчивал работу над фильмом «Гараж» и планировал приступить к съемкам нового фильма. Однако в Комитете по кинематографии СССР сценарий не приняли и отказали режиссеру с довольно туманным объяснением: « По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен. У нас уже много картин на историческом материале ». Тогда Рязанов отнес сценарий на телевидение, и спустя месяц ему дали «добро». Но сложности на этом только начались.
В книге «Неподведенные итоги» режиссер рассказывал: « Меня дергали еженедельно. Поправки и замечания сыпались регулярно, а во время подготовительного периода картину дважды закрывали. Все это происходило оттого, что взбешенные аппаратчики из Госкино систематически «сигнализировали» в разные высокие инстанции. Вероятно, моя персона и картина (я не страдаю манией величия) были не главной причиной, а скорее лишь поводом для Госкино пощекотать нервы конкурирующему учреждению. Регулярные доносы дергали руководство Гостелерадио, которое в свою очередь дергало нас ».
Первые сложности возникли в декабре 1979 г., когда началась война в Афганистане. Казалось бы, к сюжету фильма это не имело никакого отношения, но в свете этих событий любое упоминание силового ведомства было строжайше запрещено, а главным героем «О бедном гусаре…» был жандармский офицер. Председатель Гостелерадио Сергей Лапин заявил Рязанову: « Обстановка сейчас не для комедий, международная обстановка осложнилась. В Афганистане идет война. Зачем нам в военное время фильм о том, как жандармы проверяют армию? » Мерзляева пришлось сделать штатским и присвоить ему чин действительного тайного советника и должность «чиновника по особым поручениям». Георгий Бурков изначально должен был исполнить роль тайного осведомителя жандармского «Третьего отделения» (политического сыска), но в результате он превратился в камердинера Мерзляева, который «расстарался» лишь потому, что ему была обещана «вольная».
Когда весной 1980 г. все было готово для того, чтобы наконец приступить к съемкам, фильм опять решили закрыть. На этот раз причин не объясняли. Все решил случай. Когда Лапин попал в больницу, там вместе с ним оказался директор «Мосфильма», которому, очевидно, удалось его переубедить. Но и во время съемок приходилось вносить изменения «на ходу». « Обсуждений, пока писался сценарий и снималась картина, было немало. На каждом из них мы несли потери, теряли реплики, сцены, ситуации, вещь выхолащивалась, становилась более аморфной, беззубой, упрощенной. Ни на одном из обсуждений мы ничего не приобрели, мы только проигрывали. Война велась с неизменным нашим поражением. У нас оставалось только одно право, к которому, в конце концов, и свелась вся эта длинная битва с телевидением, – право довести картину до конца. Мы отдавали многое, лишь бы уцелела картина. Теперь нас, конечно, легко осуждать. Картина ухудшалась на глазах, но все равно для руководителей телевидения она оставалась персоной «нон грата », – говорил Рязанов.
Когда фильм уже был готов, его разгромили на худсовете. Комиссии не понравился трагический финал со смертью героя Леонова, актера Бубенцова, и за два дня до премьеры фильма сцены с его похоронами вырезали. Во время репетиции сцены «расстрела» Бубенцов должен был читать «Прощай, немытая Россия», но стихотворение по требованию цензоров пришлось заменить на «Сижу за решеткой в темнице сырой».
Время для первого показа «О бедном гусаре…» на телевидении было выбрано очень неудачное – 1 января, и для многих зрителей он остался незамеченным. Поэтому после премьеры фильм отправили «на полку». В следующий раз фильм появился на телеэкранах только спустя 5 лет, в 1986 г. И наконец получил долгожданное и заслуженное признание. Название получилось пророческим: гусар действительно был «бедным», и о нем не раз приходилось «замолвить слово».
В главных ролях зрители могли бы увидеть других актеров. На роль Настеньки пробовались десятки актрис, в том числе Татьяна Догилева, но Рязанова покорила Ирина Мазуркевич: « На пробах актрисы спотыкались в сцене, где Настенька просит за отца, а подлец граф делает непристойные намеки. Она начинает расстегивать пуговки на платье. Все артистки совершали сие действо так, что я понимал: она проделывала это много раз в своей жизни. А Ирина сыграла, будто все впервые, дрожа от стыда, – при том, что она уже актриса со стажем, жена и мать. Это меня и подкупило ».
На роль корнета Плетнева пробовался Александр Абдулов, но режиссер отдал предпочтение Стасу Садальскому, что объяснял следующим образом: « Внешним и внутренним обликом он «попал» в эту роль. Получился простодушный, честный и наивный Плетнев, в то же время аполитичный и глуповатый, что для гусара неплохо ». На роль актера Бубенцова претендовали Леонид Броневой и Александр Калягин, но более убедительным оказался Евгений Леонов. В остальных актерах Рязанов не сомневался, ведь роли были написаны специально для Олега Басилашвили, Георгия Буркова, Валентины Талызиной, Зиновия Гердта и Валентина Гафта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История создания фильма «О бедном гусаре замолвите слово»
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ » О БЕДНОМ ГУСАРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО»
В провинциальный русский городок приехали гусары, а вслед за ними – чиновник тайной канцелярии граф Мерзляев. С целью выявить бунтарей среди военных, он привлекает артиста Афанасия Бубенцова…
Прощай, немытая Россия!
К тому времени у режиссера Эльдара Рязанова уже был опыт работы с материалом о гусарах – кинофильм «Гусарская баллада». Однако в новой работе режиссер решил взглянуть на тему с более серьезной стороны.
– До этого я никогда не работал с драматургом Гришей Гориным, – рассказывает Эльдар Александрович. – Я восхищался им, у нас были дружеские отношения, но не более… Когда я рассказал ему идею фильма, он загорелся и написал сценарий. Но это на словах все выглядит так легко и просто. «О бедном гусаре…» я смело могу назвать самым моим трудным фильмом, самым многострадальным…
Киноначальство потребовало переделок сценария еще на этапе его утверждения. Мерзляеву (Олег Басилашвили) пришлось вместо мундира жандармского майора «надеть» штатский сюртук и «принять» графский титул, Артюхов (Георгий Бурков) вместо платного осведомителя стал обычным камердинером при графе. Пострадал и эпизод, в котором Афанасий Бубенцов (Евгений Леонов) репетирует сцену расстрела.
По сценарию актер должен был прочитать стихи Лермонтова «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…». Но цензура выступила против, и авторам пришлось вложить в уста героя другой текст: «Сижу за решеткой в темнице сырой…»
– Были минуты, когда у нас с Гориным появилось желание вообще отказаться от этой работы – так нас замучили цензоры! – вспоминает Эльдар Рязанов. – Сейчас я и сам удивляюсь, как нам удалось выстоять и все же приступить к работе.
У нас много исторических картин!
…Пожалуй, в моей биографии нет более многострадальной картины, чем «О бедном гусаре замолвите слово»…
Сценарий был написан Григорием Гориным и мной летом и осенью 1978 года. Я отнес сценарий Анатолию Богомолову, главному редактору Кинокомитета. Прошла неделя. По моим расчетам, Богомолов давно уже прочитал наш сценарий, но прошло еще немало времени, прежде чем мне удалось соединиться с ним по телефону. Уже после я понял — он избегал встречи со мной, оттягивал ее…
Но я был настойчив в желании встретиться, и Богомолов наконец сдался. Когда я вошел к нему в кабинет, он, не отрывая глаз от какой-то рукописи, не глядя на меня, не поздоровавшись со мною, протянул мне сценарий и сказал:
— По тематическим причинам нам этот сценарий не нужен. У нас уже много картин на историческом материале.
Это был отказ, причем бесцеремонный, не обставленный хотя бы из приличия политесом и демагогией…
Я подошел в переулке к первому же телефону-автомату и набрал номер председателя Гостелерадио Сергея Георгиевича Лапина. Секретарша тут же соединила меня с министром. Я попросился на прием.
…Сергей Георгиевич был очень радушен и приветлив. Я изложил свою просьбу — прочитать сценарий. Лапин взял наш с Гориным опус, обещал прочитать и отложил в сторону. Разговор о деле занял три-четыре минуты…
Итак, я ушел и стал ждать решения… Прошло около месяца с момента нашей встречи, и я как раз собирался было позвонить министру телевидения, напомнить о себе, подтолкнуть решение своего вопроса…
И вдруг телефонный звонок! Звонил директор творческого объединения «Экран» Б. М. Хессин… Телевидение решило ставить фильм «О бедном гусаре замолвите слово»…
«Вы очернили Третье отделение»
28 декабря 1979 года Советская Армия начала военные действия на афганской территории… Руководящие отклики на режиссерский сценарий последовали немедленно… «Дело в том, — мы не верили своим ушам, — что в сценарии очернено Третье отделение. Этой тайной канцелярии времен Николая Первого в нашем сценарии придано слишком большое значение, и изображена она чересчур негативно…»
В разгар наших с Гориным поисков, как сделать поправки и по возможности не ухудшить произведение, произошла моя вторая встреча с Лапиным. Состоялся долгий, грустный разговор. «Международная обстановка осложнилась необычайно, в Афганистане идет война. А зачем нам в военное время фильм о том, как жандармы проверяют армию?»
Романс из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».
Я сказал, что мы уже перерабатываем сценарий и надеемся найти приемлемое решение… Если в первоначальном варианте сценария действовал жандармский майор Мерзляев, то в новой версии он сменил военный мундир на штатский сюртук и превратился из профессионального блюстителя порядка просто в любителя этого дела, добровольца, стукача по вдохновению.
Почему плакал Садальский
Группа намеревалась выехать в длительную двухмесячную экспедицию в Ленинград. Подготовка велась лихорадочно… И вот в этих условиях я и отправился показывать кинопробы. Я не подозревал, что над картиной снова сгустились тучи — все держалось в тайне. Заместитель Лапина Стелла Ивановна Жданова, обычно приветливая, на этот раз держалась странно, не смотрела мне в глаза, говорила отрывисто и уклончиво, явно испытывая неловкость…
Когда демонстрация пленки кончилась, Жданова сказала мрачно:
— Ну что ж, поднимемся ко мне, поговорим…
— Видите ли, — помявшись, сказала Жданова, — принято решение о закрытии вашей картины.
— Это распоряжение председателя, — пояснил Хессин (то есть Лапина).
…Мы вернулись на «Мосфильм». В моей комнате ждал Садальский, загримированный и одетый в гусарский костюм. Я сказал ему:
— Все, Стасик, этого фильма не будет. Его закрыли. Так что встретимся на другой картине. Иди, разгримировывайся…
На глазах Садальского появились слезы. Он не мог прийти в себя и плакал…
А на третий день картину снова вернули в производство! (Гендиректор «Мосфильма» Сизов как-то сумел уговорить Лапина. — Ред.)
Лента не понравилась Андропову?
Ноябрь 1980 года… На «Мосфильме» была назначена предварительная сдача нашей картины. Ее принимали руководство телевидения во главе со Ждановой и дирекция «Мосфильма». После просмотра генеральный директор студии Сизов высказался против трагического финала. Актер Бубенцов, по его мнению, не должен умирать…
И вдруг случилось непредвиденное! Стелла Ивановна Жданова выступила в защиту печального финала, умно и резонно высказалась о жанре трагикомедии, о том, что иначе разрушится авторский замысел и фильм превратится в безделицу. Это было спасение!
…А потом был показ фильма по телевидению — в неуместное время, в неуместный день… (1 января 1981 года после программы «Время».) Мы надеялись на повторный показ. Но шли годы, я неоднократно предпринимал попытки в этом направлении, однако Гостелерадио стояло насмерть. И без объяснения причин… Во время моей последней встречи с Лапиным он намекнул мне, что фильм в свое время не понравился Андропову, который тогда возглавлял КГБ.
Было ли это правдой. Не знаю. Но если даже он и произнес нечто в этом роде, его уже не было. Руководил страной другой лидер — Черненко…
Чувство глубокого неудовлетворения
Актеров на главные роли подбирали параллельно с работой над сценарием. И лишь двоих – Станислава Садальского (корнет Плетнев) и Ирину Мазуркевич (Настенька Бубенцова) – режиссер нашел через кинопробы.
– Я тогда только снялся у режиссера Владимира Мотыля в фильме «Лес», – рассказывает Станислав Садальский. – Он-то и предложил попробовать меня на роль корнета. Знаю, что до меня пробовались многие артисты, среди них очень известные. Я же тогда был еще молод, и для меня участие в этой кинокартине стало настоящим подарком. Помню, на съемках мы как-то сразу не сошлись с Евгением Леоновым. Он ко мне отнесся настороженно, я был горяч и много хамил ему в ответ. Так, в глубокой ссоре, мы картину и закончили. Однако позже все-таки помирились…
Однако во время съемок Евгений Павлович во всем помогал режиссеру. Рассказывают, что именно Леонов нашел на обычном областном рынке мужицкий тулуп, в котором его герой бежит незамеченным из театра.
В советское время допустили к показу сокращённую версию фильма. Были вырезаны некоторые сцены, не соответствовавшие советской идеологии.
Например, после сцены в театре, когда стрела, выпущенная из арбалета мавром-Бубенцовым, настигает госпожу губернаторшу и Бубенцова уводят жандармы, в сокращённой версии сразу следует сцена, в которой Настенька Бубенцова пытается повидаться с папенькой, сидящим в тюрьме (и даже пытается дать взятку часовому)
В самом начале съемочного периода Олег Басилашвили тяжело заболел и выбыл из строя на полтора месяца. Однако Рязанов решил артиста не менять – пока Басилашвили поправлялся, снимали сцены без его участия
Возникли трудности и во время городских съемок. «Омолодить» на век целый район Ленинграда оказалось задачей титанической. В кадр то и дело попадали машины, люди в современных одеждах, мусорные баки… Приходилось режиссеру отснятый материал смотреть прямо на площадке и, если в кадре находились несоответствия эпохе, тут же переснимать эти сцены.
Едва съемки фильма были закончены, цензоры снова взялись его «редактировать». Например, запретили расстреливать в кадре Афанасия Бубенцова. Эпизод пересняли – в новой версии герою Леонова стало плохо с сердцем. Потом, перед телевизионным показом, из фильма без уведомления вырезали несколько реплик, а также самую последнюю сцену, когда камера снимает сверху церковь и кладбище, на котором хоронят артиста.
– Эти купюры сделали всего один раз, именно перед телепоказом, – рассказывает Эльдар Рязанов. – Потом вырезанные куски вставили обратно в фильм и… положили его на полку! Показали «О бедном гусаре замолвите слово» только через пять лет.
В советское время допустили к показу сокращённую версию фильма. Были вырезаны некоторые сцены, не соответствовавшие советской идеологии.
Например, после сцены в театре, когда стрела, выпущенная из арбалета мавром-Бубенцовым, настигает госпожу губернаторшу и Бубенцова уводят жандармы, в сокращённой версии сразу следует сцена, в которой Настенька Бубенцова пытается повидаться с папенькой, сидящим в тюрьме (и даже пытается дать взятку часовому)
Данная сцена упоминается в фильме позже, когда Жужу говорит Мерзляеву, что эта «мамзель» — действительно невеста Плетнёва, а её фраза «даже в салон за ним прорвалась» является правдивой, но для полной версии фильма.
Точное время действия картины определить сложно. Однако по некоторым деталям (портрет Николая I, цитирование Мерзляевым Лермонтова и т.п.) можно предположить, что это 1841—43 гг. (до 1844 г., когда вместо киверов в русской армии были введены кожаные каски).
У полковника Покровского весьма своеобразный набор орденов: звезда ордена Святой Анны 1-й степени и орден Святого Георгия 3-й степени. При этом ордена Святого Георгия 4-й степени у него нет. В теории такое могло быть, но подвиг, совершенный полковником, в таком случае попадает в разряд выдающихся. А учитывая возраст Покровского, он мог получить такой высокий орден либо за участие войне с Османской империей 1828—1829 гг., либо за службу в Кавказском Корпусе. Орденом Святой Анны 1-й степени награждались лица имеющие чин не ниже генерал-майора или действительного статского советника.
В николаевское время гусары носили ментик за спиной, а не на левом плече, как показано в фильме.