актеры фильма обрыв 1983
Николай Кочегаров: Трагедия советского Мефистофеля
Николай Кочегаров снимался достаточно много. Но так и ушел, не воплотив в полной мере свой блестящий многогранный талант.
Кадр из фильма «Обрыв»
Как много их, незамеченных и непонятых гениев в кино. Они были, есть и будут. И один из ярких представителей этого клана — Николай Кочегаров. Он снимался много, но вряд ли можно назвать хотя бы одну главную роль. Актер так и ушел, не воплотив в полной мере свой блестящий многогранный талант.
Выбор профессии
Родился этот необычный человек с поистине демоническим взглядом 28 августа 1953 года. Случилось это в небольшом поселке под названием Кандагач, что расположено на территории Актюбинской области.
О семье актера и его детстве, к сожалению, ничего неизвестно.
В юности Николай Борисович, как и многие молодые люди его возраста, искал себя. После службы в армии, в десантных войсках, где Николай отлично проявил себя и дослужился до звания зам. командира батареи, пару лет проработал на стройке. А позже судьба занесла Кочегарова в Театр им. Вахтангова. Но не ведущим артистом, нет, рабочим сцены.
Призвание
Очевидно глядя на театральные постановки, Николаю тоже захотелось стать артистом и как эти прекрасные творческие люди посвятить всю свою жизнь сцене. Значит, была в этом человеке творческая жилка, которая вскоре дала о себе знать. Парень начал заниматься в театральной студии.
Вскоре Николай Кочегаров определился со своим призванием по жизни и подал документы во ВГИК.
Он попадает на курс к знаменитому актеру, режиссеру и педагогу Алексею Баталову. Молодой человек показывает себя с лучшей стороны, и по окончании ВУЗа его приглашают в Театр киноактера.
Кинодебют
В конце 70-х, Кочегаров дебютирует в кино. Но первая же его картина, где у Николая Борисовича совсем небольшая роль, переживает трагическую судьбу.
Дебютная же работа режиссера Александра Сокурова — «Одинокий голос человека» до такой степени не устроила киношное начальство, что пленку потребовали размагнитить.
И только смелый поступок оператора картины, который вынес бобину с фильмом со студии, заменив ее на другую, позволила чудом сохранить это полотно. Но тогда картине долго пришлось ждать своего появления на голубых экранах. Целых девять лет.
Яркие роли
Следующие работы Кочегарова ожидала более удачная судьба. «Точка отсчёта», «Маленькие трагедии», «О бедном гусаре замолвите слово»…
В «Точке отсчёта» сыграл практически самого себя — воина-десантника. Режиссер С. Лялин, тоже тогда молодой и начинающий, запомнил лёгкого, пластичного и живого артиста. Он даже в чем-то брал с него пример. Они тогда крепко подружились.
В «Маленьких трагедиях» М. Швейцера Николаю Борисовичу посчастливилось поработать со звёздами советского кино: В. Высоцким, В. Золотухиным, И. Смоктуновским. Именно здесь необычная дьявольская внешность Кочегарова была оценена по достоинству, и он сыграл коварный образ Мефистофеля.
В рязановском «Бедном гусаре», о котором просили замолвить слово, мэтр Эльдар Александрович оставил Николая Кочегарова без слов. Быть может режиссеру было достаточно того самого сурового и холодного взгляда исподлобья в эпизоде своей картины… Сейчас мы уже этого не узнаем.
В трагедии по классике (роману И. Гончарова) «Обрыв» Николай Борисович смог воплотить образ эгоистичного разрушителя. Такому персонажу плевать на всех, кроме себя. Он способен своими хитрыми повадками и подлыми манерами очаровать человека и тут же уничтожить все вокруг себя. Эта роль была блестящей, одной из немногих главных в карьере актера.
Несмотря на большинство эпизодических работ, Кочегарова все равно активно зовут в кино. Его можно увидеть в таких знаменитых и любимых зрителями картинах как: «Мы из джаза», «Государственная граница», «Лестница», «Узник замка Иф» и многих других.
Удачные 90-е
Почти для всех его коллег-актеров этот нелегкий исторический период для нашей страны был простоем, временем без работы и денег. Но Николаю Борисовичу именно в 90-е особенно улыбнулась актерская удача и его стали приглашать сниматься в современных фильмах, необычного содержания и качества.
Возможно, их нельзя назвать шедеврами нового российского кино, но они помогли Кочегарову не потерять известность и остаться на плаву.
В один из последних фильмов, «Слепой», Николая Борисовича позвал давний друг, режиссер С. Лялин. Была и яркая сцена гибели героя Кочегарова, полковника Соловьева. В эту небольшую роль актер вложил все свои силы, всю харизму и мощь. Режиссер вспоминал, как ждал актер процесс озвучания, но не сложилось. Но Лялин, глядя на эту сцену, словно слышит голос своего друга. Ту самую солдатскую песню, которую они пели в юности.
Не побрезговал артист в эти времена снятся в рекламе. Здесь было не до звездных сантиментов. Нужно было на что-то жить.
Режиссерский дебют
Конечно, Николаю Борисовичу хотелось снять фильм самому, в котором бы он мог сыграть главную роль, дать самому себе достаточное количество слов и экранного времени.
И ему это удалось. Он снял фильм «Опознание», выступив как сценарист, режиссер и главный актер.
Но критики приняли эту картину холодно, заявив, что она будет малоинтересна и малопонятна простому зрителю.
На этом режиссерская работа Кочегарова и завершилась.
Личная жизнь и последние годы
О личной жизни артиста, к сожалению, ничего неизвестно. В последние годы Николай Кочегаров медленно угасал от страшной болезни – рака лёгкого.
Он ушел из жизни в июне 2003 года в возрасте 49 лет.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.