актеры фильма орлова и александров
В фильме «Орлова и Александров», показанном на Первом канале, нет практически ничего от подлинной истории отношений великой актрисы и именитого режиссера
Нереальная любовь
Известный адвокат Александр Добровинский знал внука режиссера Григория Васильевича Александрова с детства. Они учились вместе во ВГИКе, дружили. К сожалению, Григорий (так звали внука Александрова) страдал от алкогольной зависимости, что привело со временем к распродаже имущества его знаменитого деда. Навестив несколько лет назад приятеля юности, Александр Добровинский фактически спас архив именитой супружеской четы, выкупив его вместе с домом у внука Григория Александрова. Сейчас Добровинский завершает работу над книгой на основе уникальных материалов из этого архива.
Смутные сомнения насчет взаимоотношений Любови Орловой и Григория Александрова терзали меня давно. Несколько раз на разных телеканалах я бралась за документальный фильм об этих людях. Но красивая сказка про любовь не складывалась. Настораживало многое: Орлова с Александровым всегда были друг с другом только на «вы», в поездках всегда просили заказывать им два разных номера, у них не было детей. Александр Добровинский подкрепил мои сомнения и догадки фактами из спасенного им семейного архива именитой супружеской пары.
Страсть или расчет?
В фильме есть эпизод, когда радостная Орлова объявляет мужу, что беременна. На самом деле, детей у этой пары не было. Действительно ли Любовь Петрова избавилась от ребенка, потому что боялась за его судьбу в период репрессий и арестов, как это показано в фильме? Вот что рассказывает Александр Добровинский: «Письма Орловой говорят о том, что она просто не хотела иметь детей. Она писала об этом так: «Если я рожу, я сойду с экрана и сцены. За это время и Грише, и мне все припомнят». Пока она была на виду, оставаясь звездой, ей и мужу была гарантирована безопасность. В силу этих причин после выхода фильма «Веселые ребята» Орлова обратилась к профессору, светилу советской гинекологии Ефиму Львовичу Кватору, который предложил ей революционное для того времени средство контрацепции, платиновую спираль. В ее дневниках и переписке я нашел записи об этом».
Кого же любила Орлова на самом деле? И любила ли вообще? В фильме фигурирует некий иностранец, который приезжает к ней во время съемок «Веселых ребят». Однако иметь связь с иностранцами в 30-е годы было довольно рискованно. Является ли этот эпизод вымыслом? Александр Добровинский рассказывает: «У неё в 1932 году случился безумный роман с военным атташе Германии. После такого ее судьбу трудно было бы предсказать, если бы она не встретила Александрова. Но настоящей, страстной любовью Орловой был только ее первый муж Андрей Берзин, которого арестовали, буквально вынув из супружеской постели. Именно этого человека онапомнила всю жизнь».
Знаменитая российская фигуристка и олимпийская чемпионка Алина Загитова будет вести телепрограмму «Ледниковый период» на Первом канале. Ее соведущим станет Леонид Ягудин.
Через весь фильм проходит еще одна любовная линия – увлечение Сталина Орловой. Что на самом деле связывало актрису и вождя? Александр Добровинский рассказывает: «Из ее писем можно понять, что она ненавидела Сталина: не могла простить ему арест и ссылку первого мужа. Что касается самого Сталина, я сильно сомневаюсь, что он испытывал к Орловой какие-то глубокие чувства. Да, она нравилась ему, он отдавал дань ее таланту и популярности, но не более того. В фильме чувства вождя, на мой взгляд, преувеличены».
Судя по воспоминаниям современников, Григорий Васильевич Александров был натурой страстной, увлекающейся. У него была, что называется, фактурная внешность: высокий, красивый, великолепно сложенный, он обладал атлетической фигурой. Все это заставило великого режиссера Сергея Эйзенштейна обратить внимание на Александрова, когда тот служил актером театра Пролеткульта. Александров участвовал в работе над сценариями фильмов Эйзенштейна «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь», снимался в них как актер. Вместе с Эйзенштейном Александров обучался мастерству в Голливуде. Некоторые современники предполагали, что Эйзенштейн и Александров любили друг друга не только как профессионалы. Александр Добровинский подтверждает эти версии: «Действительно, в архиве Александрова сохранились эротические рисунки, которые позволяют предполагать, что между ним и Эйзенштейном имел место роман. В архиве сохранились и письма Эйзенштейна, которые недвусмысленно подтверждают это. Есть и другие свидетельства гомосексуальности Александрова – например, письма к нему французского писателя, драматурга и кинорежиссёра Жана Кокто. В архиве Александрова сохранилось также немало записок от мужчин со словами «я вас люблю», «я вас обожаю».
«Дьявол кроется в деталях»
Помимо романтизированных отношений Орловой и Александрова в фильме Виталия Москаленко можно найти еще множество нестыковок. Например, на планах идущих вместе Сталина и Горького видно, что Иосиф Виссарионович в исполнении Евгения Князева выше ростом пролетарского писателя в исполнении Анатолия Смолякова. Доподлинно известно, что рост Горького был намного выше среднего и составлял 193 сантиметра. Сталин, как известно, был маленького роста, не выше 163 сантиметров.
Во время сцены прослушивания Орловой и Александрова сотрудниками ОГПУ-НКВД в 30-е годы в кадре крупно показан магнитофон с крутящимися бобинами. Однако, катушечная технология записи на магнитной пленке была разработана в 40-х годах прошлого века. Фирма Ampex выпустила свои первые катушечные магнитофоны–бобинники лишь в 1948 году.
Адвокат Александр Добровинский отмечает еще несколько неточностей: «Орлову и Александрова познакомил не Утесов, как это показано в фильме. Григорий Васильевич увидел ее в театре, в спектакле «Перикола», и сразу же принял решение взять на главную роль в «Веселых ребятах». Досадно искажены в фильме и личности многих великих актеров и режиссеров той эпохи. Моя семья, например, была знакома с Леонидом Осиповичем Утесовым, которого и я неоднократно видел в детстве. Он никогда не был скупым и мелочным человеком, считающим каждую денежную купюру, как это показано в фильме. На самом деле Утесов был широкой души человек. Когда ему предлагали купить раритетные вещи, он никогда не торговался! Показывать его скрягой, который заказывает в ресторане столик и не платит за себя – значит погрешить против истины».
Конечно, художественный фильм допускает определенную долю вымысла. Однако если кино претендует на то, чтобы называться биографическим, оно должно хотя бы не противоречить исторической правде. Иногда эта правда бывает неудобной или даже шокирующей, но от этого она не перестает быть правдой. Если же целью было просто показать красивую сказку о двух известных людях, возможно, и не стоило замахиваться на исторические и биографические аналогии. Так честнее.
Любовь Орлова и Григорий Александров в кадре и за кадром: Что скрывалось за фасадом идеального брака
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Свой первый фильм в качестве режиссера Григорий Александров снял в 1933 г. Это была музыкальная комедия «Веселые ребята». С главным героем проблем не было – режиссер изначально знал, что его сыграет Леонид Утесов. А вот героиню долго не могли найти. Его ассистент пригласил на пробы Любовь Орлову. Александров при первой встрече даже не обратил на нее внимания, а она запомнила этот момент навсегда: « Я увидела голубоглазого золотоволосого бога – и все было кончено ». Ему было 30 лет, ей – 31. Оба на тот момент уже успели побывать в браке и развестись.
Кто-то посоветовал режиссеру посетить музыкальный театр при МХАТе, и актриса, на которую он не обратил внимания на кинопробах, поразила его на сцене театра – на тот момент Орлова блистала в спектакле «Перикола». В тот же вечер они познакомились, и Александров определился с выбором главной героини «Веселых ребят». Правда, его выбор не всем был понятен – 30-летней актрисе предстояло играть 18-летнюю героиню. Говорят, увидев ее, Утесов спросил: « Где ты нашел эту старую калошу? » А режиссер уменьшил количество эпизодов с Утесовым и изменил сценарий в пользу актрисы. С тех пор Орлова и Утесов друг друга недолюбливали. Во время съемок фильма начался ее роман с Александровым, а после окончания работы они поженились. Многие считали, что для Орловой это был брак по расчету – она понимала, что режиссер сделает ее звездой.
Как режиссер Александров окружил Орлову невероятным вниманием – он ставил ей каждый жест, каждый поворот головы, определил точки, с которых камеры не должны были к ней приближаться – чтобы в кадре она представала в самых выгодных ракурсах. Многие ставили ему это в укор. Сергей Эйзенштейн долго не относился всерьез к творчеству своего ученика Александрова, и после съемок «Цирка» окрестил тройку его создателей – режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача – «Орловскими рысаками». Во всех фильмах мужа она действительно не только исполняла главные роли, но еще и пела и танцевала.
В 1947 г. на Венецианском кинофестивале Любовь Орлова получила премию за лучшую женскую роль в фильме «Весна». В те времена это было большой редкостью. Орлову и Александрова называли единственной советской супружеской парой, которая могла свободно выезжать за границу – очевидно, руководство полагалось на то, что именно они могут улучшить имидж страны за рубежом. Орлова свободно говорила на французском и немецком языках, умела себя вести на светских раутах и официальных приемах и ни в чем не уступала зарубежным кинозвездам.
Любовь Орлова и Григорий Александров были самой известной парой советского кинематографа 1930-1940-х гг. Они всегда приковывали к себе внимание, им завидовали, их успех раздражал, что порождало множество сплетен. Говорили, что режиссер позволял себе романы «на стороне», хотя эти слухи не нашли подтверждения. Ему приписывали романы даже с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, когда он бывал за границей еще до встречи с женой. Говорили также, что режиссер «лепил» из брюнетки Орловой ослепительную блондинку по образу Марлен Дитрих, которая была для него идеалом.
Но большинство биографов уверено: единственным в их жизни был далеко не любовный треугольник – Орлова стала любимой актрисой Сталина, а Александров не пользовался его благосклонностью, хотя тот и покровительствовал его творчеству. Ходила легенда, очевидно, имевшая под собой реальные основания: однажды Сталин как бы в шутку заявил Александрову о том, что если он обидит Орлову и с ее головы упадет хоть один волосок – обидчика расстреляют. В середине 1952 г. был арестован сын режиссера от первого брака Дуглас (названный так в честь знаменитого американского актера Дугласа Фербенкса). Но в 1953 г. Сталин скончался, и вскоре после этого Дугласа освободили.
Когда у Орловой ее родственница однажды спросила, почему она почти не снималась у других режиссеров, актриса ответила: « Ну представь себе: подготовительный период, потом экспедиция, озвучание – это получается целый год, а то и более без Гришеньки! Нет, это невозможно! » Она всю жизнь хранила все его записки, даже такие как «Буду в 6». Каждый Новый год они встречали вдвоем на даче во Внуково – это стало многолетней традицией.
Многие удивлялись, почему у этой красивой и крепкой пары не было детей. Александров объяснял это тем, что супруга сначала не хотела, а потом – не могла. Орлова отшучивалась, что у нее уже есть сын – это ее Гришечка. Многих поражало то, что супруги спали в разных спальнях, называли друг друга на «вы», что Орлова появлялась перед мужем только «при полном параде», с прической и макияжем. Это породило слухи о том, что их брак – фиктивный, хотя на самом деле это было не так.
Конечно, многие сомневались в том, что их брак был таким же образцово-показательным, каким выглядел со стороны. Были и те, кто утверждал, что обоим был просто выгоден этот союз в карьерном плане. Ее обвиняли в том, что она была любовницей Сталина, его подозревали в нетрадиционной ориентации – каких только домыслов не порождал этот союз! Но все сложные периоды в жизни они помогали друг другу преодолеть – так, в конце 1930-х гг. Любовь Орлова начала злоупотреблять алкоголем, но Александрову удалось спасти ее от этой пагубной привычки – он пригрозил ей окончанием кинокарьеры.
В середине 1950-х гг. в жизни пары начался еще один сложный период. Обоим уже было за 50, у обоих времена невероятной популярности остались позади. Орлова выступала на сцене Театра Моссовета, Александров руководил объединением на «Мосфильме» и преподавал во ВГИКе. Его новые работы были далеки от успеха фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Светлый путь», «Весна» и «Волга-Волга». Возраст брал свое, и постепенно роли Орловой в театре начали отдавать молодым актрисам. Ее последней попыткой напомнить о себе зрителю стал фильм Александрова «Скворец и Лира», который злые языки тут же переименовали в «Склероз и климакс» – 70-летняя Орлова в нем играла 25-летнюю героиню, что даже при ее великолепных внешних данных выглядело комично. В результате фильм не выпустили на экраны, что подкосило актрису окончательно. Но и в этот период они поддержали друг друга.
В начале 1975 г. Любовь Орлова скончалась – у нее был рак поджелудочной железы. Супруг пережил ее почти на 9 лет. Вместе они провели 42 года – может, их брак не был идеальным, но вряд ли фиктивный союз продержался бы так долго. Через некоторое время после ухода актрисы умер сын Александрова Дуглас, а вскоре всех потрясла новость о том, что Александров женился на его вдове Галине. Но на самом деле она стала для него медсестрой и помощницей по хозяйству, а режиссер позаботился о том, чтобы у него остался законный наследник.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Новое в блогах
Любовь Орлова и Григорий Александров
Недавно на экранах 1 канала Российского телевидения прошёл кинофильм: «Орлова и Александров». Спорный фильм, относительно биографии Великих: сценаристов, режиссёров и актёров Советского кинематографа, тем более политических деятелей, на арене Истории.
Оглядываясь назад, в ретроспективе, каждый человек задумывается о прошлом истории своей страны, независимо от возраста. У кого-то это тяга с детского (подросткового) возраста, у кого-то во взрослом периоде осмысления. Тем не менее, кинофильмы прежних лет (даже немое кино) никого не оставляют равнодушными. Это история страны, её рост, стагнация, вершина, и даже временной упадок…
Но, люди, которые создавали кино, и видели свою задачу на закладки в будущее, всегда будут жить в сердцах новых поколений. Великолепная творческая пара – Александров Г.В. и Орлова Л.П. – яркий пример нового прошлого.
В канун юбилея мне удалось встретиться с двумя интереснейшими людьми. Наталья Гришина несколько лет была супругой Григория Александрова-младшего, внука знаменитого режиссера Александрова. А Иван Лукашов до сих пор с ним приятельствует. Да и самого мужа Любови Орловой, Александрова-старшего, он знал довольно хорошо. Они поведали поразительные и шокирующие факты из биографии звездных супругов. Поскольку Наталья с Иваном постоянно дополняли друг друга, у меня получилось одно интервью на двоих.
Выбросила семью из собственного дома
Одна жена на двух Александровых
Тарелка Пикассо за бутылку водки
Лада АКИМОВА
«Экспресс-газета», #4 (336), 2002г.
Практически всю свою кинокарьеру Орлова боролась за то, чтобы выглядеть на экране красивой. С годами это превратилось чуть ли не в маниакальную болезнь. Орлова, наверное, одна из первых советских киноактрис, которая стала прибегать к пластическим операциям. Из своих поездок за границу она привозила специальный крем для лица и рук. Именно из страха показаться некрасивой Орлова панически боялась фотографироваться, всегда скрывала и свой истинный возраст.
Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и в семилетнем возрасте отдали ее в музыкальную школу. По одному из семейных преданий, однажды в их доме гостил Ф. И. Шаляпин, которому показали оперетту «Грибной переполох», поставленную любительским детским театром. В этом спектакле маленькая Любочка Орлова исполняла роль Редьки. После окончания представления Шаляпин вдруг поднял Любу на руки и произнес пророческую фразу: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!» Чтобы эти слова великого певца сбылись, Л. Орловой понадобилось ровно двадцать пять лет.
В 17 лет Орлова поступила в Московскую консерваторию (класс рояля), где проучилась три года (1919-1922). Закончив консерваторию, Орлова следующие три года училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума. После его окончания в 1926 году она была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе, носившую имя В. Немировича-Данченко.
Их совместная жизнь была довольно ровной главным образом благодаря стараниям Орловой, которая день ото дня все больше привязывалась к мужу. Тогда ей, видимо, казалось, что впереди их ожидает долгая семейная жизнь. Однако сам А. Берзин в своем выборе между семьей и политикой выбрал последнее. Став в конце 20-х годов заместителем наркома земледелия, он вступил в ряды оппозиции и стал одним из ярких ее представителей. В конце концов это стоило ему свободы. 4 февраля 1930 года Берзин был арестован по «делу Чаянова» (нарком земледелия) и приговорен к длительному сроку тюремного заключения. Так что первый брак будущей звезды советского экрана оказался скоротечным и несчастливым. Сразу после ареста мужа Орлова вернулась к своим родителям в Гагаринский переулок.
Между тем несчастливая семейная жизнь совсем не отразилась на творческой активности актрисы. Более того, может быть, именно это обстоятельство и активизировало желание Орловой найти и утвердить себя на сцене.
Будучи артисткой хора и кордебалета, Орлова была занята в основном в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях музыкальный и драматический талант ее многим бросался в глаза. С каждым годом Орлова все увереннее шла к тому, чтобы стать примой.
Вернувшись из Америки, Александров был полон идей и мечтал снять фильм, непохожий на то, что он снимал до этого. Так появилась мысль о первой советской музыкальной кинокомедии. Сценаристами Н. Эрдманом и В. Массом в течение двух месяцев был написан сценарий «Веселых ребят», и режиссер приступил к поискам исполнителей главных ролей. Эта работа была не из легких. Если с исполнителем главной мужской роли (Кости Потехина) дело быстро разрешилось (им стал солист ленинградского мюзик-холла Леонид Утесов), то актрису на главную женскую роль (Анюты) найти долго не удавалось. Пробовалось несколько девушек, среди которых были не только актрисы, но и люди, не имеющие никакого отношения к кино.
Между тем съемки «Веселых ребят» были полны самых разнообразных курьезов, недоразумений и даже несчастий. Во время знаменитого «набега животных» на усадьбу Орлова должна была вскочить на спину быка и проехать на нем несколько метров. Первоначально в роли «укротителя» должен был выступить Утесов, но он от этого трюка наотрез отказался. И тогда на спину быка вскочила Орлова. Бык воспринял это крайне агрессивно и сбросил с себя наездницу. Актриса сильно ушибла спину и около месяца пролежала в больнице.
Сталин продолжал оставаться горячим поклонником актрисы. Особенно нравился ему фильм «Волга-Волга». Г. Александров в связи с этим рассказывал: «Однажды по окончании приема в Георгиевском зале Кремля в честь участников декады украинского искусства И. В. Сталин пригласил группу видных деятелей культуры в свой просмотровый зал. Там были Немирович-Данченко, Москвин, Качалов, Корнейчук и многие другие видные деятели искусства. Сталин не первый раз смотрел «Волгу-Волгу». Он посадил меня рядом с собой. По другую сторону сидел В. И. Немирович-Данченко. По ходу фильма Сталин, делясь с нами своим знанием комедии, своими чувствами, обращаясь то ко мне, то к Немировичу-Данченко, полушепотом сообщал: «Сейчас Бывалов скажет: «Примите от этих граждан брак и выдайте им другой». Произнося это, он смеялся, увлеченный игрой Ильинского, хлопал меня по колену. Не ошибусь, если скажу, что он знал наизусть все смешные реплики этой кинокомедии».
Пускаясь во все тяжкие ради строительства дачи, Орлова, видимо, была уверена в том, что подобное «левачество» сойдет ей с рук. Но ей не повезло. Эта история дошла до ЦК, и было принято решение знаменитую артистку осадить. 10 июня в газете «Советское искусство» появилась статья под названием «Недостойное поведение». После чего Орлова ушла в тень, а Александрову, несмотря на его связи, стоило большого труда защитить свою супругу от дальнейших нападок. В конце концов эта история благополучно забылась. «Звездная» чета достроила свою двухэтажную дачу, а в 1939 году приступила к очередным съемкам.
Основой для нового фильма стала пьеса В. Ардова «Золушка», в которой рассказывалось о том, как неграмотная, но трудолюбивая девушка Таня, приехав из деревни в город, сумела дорасти сначала до знатной ткачихи, а затем и до депутата Верховного Совета. Картина должна была называться как и пьеса, однако Сталин это название забраковал. Он сам составил список из двенадцати приемлемых, на его взгляд, названий и отослал Александрову. Тот выбрал «Светлый путь». «Главкинопрокат» это огорчило: там уже заранее приготовили рекламные духи и спички с названием «Золушка».
Приступая к съемкам каждого своего фильма, Орлова пыталась как можно глубже войти в образ персонажа. Для этого она на некоторое время буквально перевоплощалась в него. Так, перед съемками «Волги-Волги» Орлова несколько дней ходила по городу с сумкой письмоносицы и разносила по домам почту. Перед съемками «Светлого пути» актриса три месяца проработала в Московском научно-исследовательском институте текстильной промышленности под руководством стахановки-ткачихи О. Орловой.
Успешной карьере Орловой способствовало то, что к ней восторженно относился сам Сталин.
В 1941 году, буквально перед самой войной, Орлова была удостоена Сталинской премии за участие в двух фильмах: «Волга-Волга» и «Светлый путь». А затем началась война. Ее начало застало актрису и ее мужа в Риге. Оттуда они трое суток под бомбежками добирались сначала до Минска, затем до Москвы. Здесь «звездная» пара не сидела сложа руки. Александров, как и многие мужчины, записался в отряд противовоздушной обороны, дежурил на крышах. Во время одного такого дежурства, в августе, он едва не погиб: взрывной волной его перебросило с одной секции крыши на другую. Александров получил контузию и серьезное повреждение позвоночника.
И все же осенью 1941 года Орловой и Александрову пришлось покинуть Москву. Хотя «Мосфильму» было предписано эвакуироваться в Алма-Ату, они отправились в Баку, где Александров стал директором и художественным руководителем местной киностудии. Вскоре он приступил к съемкам фильма под названием «Одна семья». Однако на экраны он тогда так и не вышел. Приемочная комиссия, просмотревшая его, вынесла безжалостное резюме: «фильм слабо отражает борьбу советского народа с немецкими оккупантами». И картину положили на полку. Единственный случай подобного рода в карьере известного режиссера и его не менее прославленной жены.
Первой ролью Орловой на сцене Театра имени Моссовета стала роль Джесси Смит в спектакле «Русский вопрос» по пьесе К. Симонова. По словам режиссера Ю. Завадского, Орлова поначалу вела себя на репетициях наивно, не схватывала роль в целом, репетировала кусками. Однако в дальнейшем актриса сумела справиться с собственной беспомощностью и прекрасно сыграла в спектаклях «Сомов и другие» (Лидия), «Кукольный дом» (Нора) и др.
Между тем с 1951 года Александров начинает преподавать во ВГИКе, тогда же получает звание профессора, а в 1954 году вступает в КПСС. Вместе с женой он разъезжает по миру, всем своим видом демонстрируя торжество советской демократии. В личных друзьях кинозвезд числятся многие мировые знаменитости, в частности Чарли Чаплин. Однако в самом СССР у этой «звездной» пары практически нет настоящих друзей. Может быть, поэтому все встречи Нового года они предпочитали проводить вдвоем. Проходили они одинаково: за десять минут до боя курантов супруги выходили из дома во Внукове (улица Лебедева-Кумача, 14), поздравляли друг друга, целовались и молча стояли, держась за руки. Затем гуляли по парку.
Еще при жизни Орловой многие отмечали, что про нее никогда не ходило грязных сплетен. Ее союз с Александровым был настолько прочен и идеален, что ни одна худая молва к ним не приставала. В связи с этим можно отметить даже такой беспрецедентный нюанс в биографии актрисы: ни в одном фильме ее героини ни с кем не целуются!
Между тем уже тогда среди киношной братии ходили разговоры о том, что великая любовь Орловой и Александрова не что иное, как легенда, которую они сами усиленно пестуют. Во всяком случае, многие из тех, кто бывал в их доме, удивлялись тому, что супруги спят на разных кроватях в разных комнатах, обращаются друг к другу исключительно на «вы». Хотя вполне вероятно, что подобные разговоры вели завистники «звездной» четы, которых всегда было предостаточно.
Практически всю свою кинокарьеру Орлова боролась за то, чтобы выглядеть на экране красивой. С годами это превратилось чуть ли не в маниакальную болезнь. Александров, снимая ее, прибегал к различным ухищрениям: например, он с помощью специальной подставки поднимал её стул, чтобы камера светила ей в лицо. Таким образом, свет разглаживал ее морщины, которых с возрастом становилось все больше. Когда и это перестало помогать, Орлова (наверное, одна из первых советских киноактрис) стала прибегать к пластическим операциям. Из своих поездок за границу она привозила не только редкие по тем временам туфли на прозрачных каблуках, но и специальный крем для лица и рук (руки у нее испортились еще в юности). Именно из страха показаться некрасивой Орлова панически боялась фотографироваться, всегда скрывала и свой истинный возраст. Когда в феврале 1972 года ей исполнилось 70 лет, она лично попросила высоких начальников ни в коем случае не упоминать ее возраст. Поэтому ни в одной газетной и журнальной статье, ни в одной телепередаче истинная причина внимания к актрисе так и не была упомянута.
Кроме этого, звезда советского экрана всю жизнь мучилась светобоязнью, отчего на окнах ее квартиры всегда были задернуты плотные портьеры. Судя по всему, эта боязнь появилась у нее в конце 20-х, когда арестовали ее первого мужа, в 30-е годы болезнь укрепилась. Из тех же времен к ней пришла и бессонница, которой она мучилась всю жизнь.