актеры фильма остановился поезд
megaandrew
Заметки Эндрю
кино, музыка, мир вокруг нас
Режиссер: Вадим Абдрашитов.
Автор сценария: Александр Миндадзе.
В главных ролях: Олег Борисов, Анатолий Солоницын.
Производство: Мосфильм, СССР, 1982 год.
На железнодорожной магистрали происходит крупная авария. Стараясь сохранить жизни пассажиров своего поезда, погибает машинист. Следователю, ведущему расследование, предстоит выяснить, что привело к трагедии: трагическое стечение обстоятельств или преступная халатность.
«Остановился поезд» выдержан в стиле публицистической драмы. Он снят нарочито сухо, без лишних эмоций и желания авторов показать свое «Я». Здесь нет «черного» и «белого», нет прямого осуждения и навязывания свой точкой зрения. В фильме все по делу, ничего лишнего: ставятся вполне конкретные вопросы и обозначаются реально существующие проблемы. Сухость и простота дополняются электронной музыкой Эдуарда Артемьева. Актерская игра настолько хороша и натуралистична, что о ней и не задумываешься вовсе: перед нами словно и не актеры, произносящие заранее заготовленные реплики, а простые граждане, которых мы видим каждый день.
Фильм посмотрело 6,2 млн. зрителей (в СССР не деньги считали, а зрителей).
Сценарии для большинства фильмов Абдрашитова написал Александр Миндадзе. «Остановился поезд» не стал исключением. Режиссер Вадим Абдрашитов и сценарист Александр Миндадзе получили за фильм «Остановился поезд» Государственные премии РСФСР в 1984 году. В этом же году фильм получил приз жюри за лучший сценарий на фестивале в Сан-Ремо.
Олег Борисов успешно сотрудничал с дуэтом Абдрашитов-Миндадзе не только в «Остановился поезд», но и в фильмах «Парад планет» (1984) и «Слуга» (1988). Утверждение Борисова на главную роль в «Остановился поезд» было не самым простым процессом. На сайте «People’s History» отмечено:
«Этот фильм случился в трудный для Борисова период: Абдрашитов решился пригласить его в свой фильм, несмотря на то, что его официально запретили снимать в кино. Дело было в том, что однажды Олег Иванович отказался продолжать съемки в картине Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского» (1980) в разгар работы из-за принципиальных разногласий с режиссером. Он боялся, что в кино после этого фильма останется «опереточный Достоевский». И был наказан отлучением от кино на два года, а на съемочной площадке его заменил Анатолий Солоницын». (1)
И вот Борисов и Солоницын встретились в «Остановился поезд». К сожалению, обоих артистов уже нет в живых. Борисов умер в 1994, а для Солоницын в том же году, что «Остановился поезд» вышел на экраны. Юрий Политыка в своей статье об актере пишет:
«На момент съемок фильма Солоницын был уже тяжело болен. Во время съемок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актера рак легких. Была проведена операции по удалению части легкого, но больному о настоящем диагнозе решили не сообщать.
Через год на съемках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актера срочно отправили в Москву в первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник. Остановить процесс было уже не возможно. Заботу о муже взяла на себя жена актера Светлана. Она водила Анатолия на прогулки, пыталась лечить всякими невообразимыми способами.
11 июня 1982 года Солоницын умер в одно мгновение, поперхнувшись кашей, которой кормила его «нянька». 30 августа ему исполнилось бы 48 лет. Актер похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве». (2)
Музыку к фильму написал Эдуард Артемьев – композитор в жанре электронной музыки. Известен своими работами с Тарковским и Кончаловским.
Прямая речь
Режиссер Вадим Абдрашитов
(выдержки из интервью)
– Ваши картины до сих пор необычайно актуальны. Недавно показывали «Остановился поезд» – поразительно, сейчас он звучит более современно, чем 20 с лишним лет назад. Вы когда-нибудь ставили для себя цель заглянуть в будущее, побыть Кассандрой?
– Да нет, в первую очередь нас всегда интересовал живой человек с таким характером, которого я раньше не видел на наших экранах, – например, человек с таким подпольем, как следователь Ермаков, герой Олега Борисова в фильме «Остановился поезд». Который не любит, иногда ненавидит всех, потому что страдает от невозможности устроить их нормальную жизнь. Интересно было посмотреть, как такой человек существует в нашем обществе. А если у него небольшая власть – что тогда? Ну а если еще при этом получается стереоскопическая картина жизни – ну так, значит, мы все правильно делали. (3)
– Вы один из немногих режиссеров, которому удавалось всегда снимать то, что хотелось. Это право – снимать то, что хочется, – как его можно заслужить?
– Его никак не надо заслуживать. Просто надо совершенно четко понимать, и я это понял на своем опыте: если хочешь что-то снять – ты это снимешь. (3)
– А то пошел зритель на ваш фильм или нет, является для вас критерием его оценки?
– Не всегда. Сегодня, при ненормальных условиях проката – точно не является. Для большинства серьезных картин у нас практически нет проката: фильмы выходят мизерными тиражами и без рекламы. Ощущение такое, что их бросают в прокат, чтобы они там утонули. Телеканалы раскручивают только те фильмы, которые произвели сами, и не замечают чужие. Как тут можно говорить о сборах как о показателе оценки твоего труда? Я не хочу сказать, что делаю картины, на которые народ должен валом валить, но большинство наших фильмов имеет достаточный зрительский потенциал – хотя бы потому, что в них есть и мелодраматическая пружина, и закрученный сюжет, и замечательные актеры. Пока в стране был нормальный прокат, зрители на наши картины ходили, и сборы при маленьком числе копий были неплохие. Даже такой публицистический фильм, как «Остановился поезд», где нет ни одной женской роли, а есть два немолодых и не очень красивых человека, которые спорят друг с другом в заштатной гостинице, со временем посмотрели 10 миллионов зрителей. Если бы столько народу пришло на него сейчас, сколько бы он денег собрал? (4)
– Вы работали в 80-е годы, работали в 90-е, работаете в нулевые. Когда легче?
– При большевиках. Тогда было два страшных момента – прохождение сценария и сдача картины. Сценарий могли зарубить, фильм – положить на полку. Но я к этому всегда относился как к части процесса. Деньги на кино давала власть, и она, в общем, имела право требовать, чтобы в фильме было то, что ей надо. Но ведь была возможность сопротивляться. Сдавали фильмы по восемь месяцев, но редакторские поправки не принимали. Шоу из этого не устраивали, интервью западным «голосам» не раздавали, просто держались, спасали фильм. За «Охоту на лис», точнее, за «неправильное» изображение представителя рабочего класса, я был даже уволен с «Мосфильма», правда, всего на три дня. Всяко бывало. Все наши картины имеют трудную биографию. Зато производственный процесс был отлажен. Режиссер вообще не знал, что такое деньги. Бухгалтер дважды в месяц выдавал зарплату – вот и все финансовые отношения. Сколько уходит на декорации, сколько на массовку? Режиссер и знать не знал, всем занимался директор группы. Да что говорить, если Тарковскому позволили переснять «Сталкер» практически заново! Что-то ему там не понравилось, он представил дело так, что надо снять заново, и получил разрешение. Фантастика!
В 90-е годы было, пожалуй, труднее всего. Когда мы снимали на Украине «Армавир», у нас не было денег, чтобы расплатиться за гостиницу, опаздывало перечисление. И администрация гостиницы отобрала все наши паспорта и заперла их в сейф. А нам нужно было актеров в Москву отправлять на спектакли и везти обратно – как без паспортов через границу? Приходилось давать взятки проводникам и подкупать бригадиров поездов. Прямо во время съемок на Одесской студии пожарные вдруг отключили свет– таким способом они требовали денег. А рухнувший в то время прокат?! (4)
О музыке Эдуарда Артемьева
«Артемьев великолепно чувствует экран, он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра». (5)
Александр Миндадзе
(выдержки из интервью)
«После того, как я написал сценарий «Остановился поезд», произошло крушение состава, причем чуть ли не в том же городе, который был указан в тексте. В этом нет никакой фантастики, просто мы все так тесно и плотно живем, но иногда жизни приходится нас догонять». ( 6 )
«В фильме «Остановился поезд» мы с Абдрашитовым сократили две большие финальные сцены, потому что Олег Борисов, идущий сквозь толпу, был выразительнее всех диалогов со своим оппонентом в исполнении Анатолия Солоницына». ( 7 )
«У нас с Абдрашитовым всегда был свой зритель. Это и ученые с высокими степенями, и люди, совершенно простые, но с духовным чутьем. Предполагаю, что их круг сейчас очень сузился. Во-первых, многие ушли от нас просто физически, возрастно, другие уехали, во-вторых, произошла деформация интеллигенции в том смысле, что за эти последние десять-пятна-дцать лет она превратилась в буржуазию и сменилось ее мировосприятие. Перемена строя не проходит бесследно в сознании людей. Поэтому тот круг интеллигенции, которой были интересны наши картины, стал очень маленьким». ( 7 )
– Как вы и Вадим Абдрашитов нашли друг друга?
– Когда мы пришли в кинематограф, существовала сценарная студия, где был собран портфель сценариев. Абдрашитов их просмотрел, наткнулся на мой. Заинтересовался. Да, при советской власти существовал нормальный, разумный режим реализации творческих замыслов. Заканчивая институт, молодой режиссер имел возможность показать авторитетным коллегам свою дипломную работу и попросить, чтобы его трудоустроили. Попробуй не трудоустрой способного режиссера, которому понравился сценарий! ( 8 )
– Вы пишете сценарий, ориентируясь на конкретного актера?
– Как правило, нет. Это сильно сужает рамки характера. С Олегом Борисовым я и Абдрашитов познакомились на картине «Остановился поезд». Он прекрасно подходил, но утвердить его на роль было очень непросто. Он в то время прервал работу в фильме «26 дней из жизни Достоевского» посреди съемочного процесса. (8 )
Олег Борисов
(отрывки из автобиографической книги «Без знаков препинания 1974-1994»)
О сценарии, названии и героях фильма «Остановился поезд» (24-30 марта 1980)
О своих ролях (от 21 июля)
Лучше было не сниматься в сорока сереньких фильмах, оставить после себя три-пять: «Проверку на дорогах», «Рабочий поселок», «Остановился поезд». А в театре сыграть «Комедию ошибок», «Генриха», «Три мешка», «Кроткую». И — стоп! Остальное время «касаться поверхности». Например, передавать опыт молодым. (1 1 )
Использованная литература :
Остановился поезд (фильм)
«Остановился поезд» — советский фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе.
Содержание
Сюжет
Предотвращая катастрофу, погибает машинист локомотива. Все его считают героем. Однако следователь Ермаков (Олег Борисов), присланный для расследования случая, стремится установить истинные обстоятельства трагедии и очень скоро убеждается в том, что подвиг был вызван цепочкой нарушений, служебной недобросовестностью.
В ролях
Выход в прокат и критика
В прокат фильм вышел в конце 1982 года, прошёл в кинотеатрах второго плана. В его критике андроповского времени отмечалось, что фильм «предвосхитил решения Пленума ЦК КПСС по укреплению дисциплины». Однако, с позиции настоящего можно сказать, что в этом многоплановом фильме предвосхищены и другие социальные явления, как времен Андропова, так и более поздних. Интересны типажи корреспондента, пытающегося скрыть неприглядную правду под фальшивой риторикой человечности, а также местного руководителя, усмотревшего в гибели машиниста повод для открытия памятника и также считающего публикацию правды о причинах аварии политически нецелесообразной. Подобное, только в гигантских масштабах, мы увидели позже в истории России. Всё это подчёркивает яркость таланта создателей фильма, которую они проявили, впрочем, и в других своих творениях.
До официальной премьеры фильм был показан весной 1982 года в Концертном Зале МФТИ. В своём выступлении после просмотра режиссёр фильма, сам когда-то учившийся в МФТИ, рассказал, что Олег Борисов, незадолго до этого имевший конфликт с руководством «Мосфильма» и не желавший сниматься в фильмах этой студии, после прочтения сценария изменил своё мнение и согласился на роль Ермакова.
См. также
Остановите Потапова! • Слово для защиты • Поворот • Охота на лис • Остановился поезд • Парад планет • Плюмбум, или Опасная игра • Слуга • Армавир • Пьеса для пассажира • Время танцора • Магнитные бури
Остановился поезд (фильм)
«Остановился поезд» — советский фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе.
Содержание
Сюжет
Предотвращая катастрофу, погибает машинист локомотива. Все его считают героем. Однако следователь Ермаков (Олег Борисов), присланный для расследования случая, стремится установить истинные обстоятельства трагедии и очень скоро убеждается в том, что подвиг был вызван цепочкой нарушений, служебной недобросовестностью.
В ролях
Выход в прокат и критика
В прокат фильм вышел в конце 1982 года, прошёл в кинотеатрах второго плана. В его критике андроповского времени отмечалось, что фильм «предвосхитил решения Пленума ЦК КПСС по укреплению дисциплины». Однако, с позиции настоящего можно сказать, что в этом многоплановом фильме предвосхищены и другие социальные явления, как времен Андропова, так и более поздних. Интересны типажи корреспондента, пытающегося скрыть неприглядную правду под фальшивой риторикой человечности, а также местного руководителя, усмотревшего в гибели машиниста повод для открытия памятника и также считающего публикацию правды о причинах аварии политически нецелесообразной. Подобное, только в гигантских масштабах, мы увидели позже в истории России. Всё это подчёркивает яркость таланта создателей фильма, которую они проявили, впрочем, и в других своих творениях.
До официальной премьеры фильм был показан весной 1982 года в Концертном Зале МФТИ. В своём выступлении после просмотра режиссёр фильма, сам когда-то учившийся в МФТИ, рассказал, что Олег Борисов, незадолго до этого имевший конфликт с руководством «Мосфильма» и не желавший сниматься в фильмах этой студии, после прочтения сценария изменил своё мнение и согласился на роль Ермакова.
См. также
Остановите Потапова! • Слово для защиты • Поворот • Охота на лис • Остановился поезд • Парад планет • Плюмбум, или Опасная игра • Слуга • Армавир • Пьеса для пассажира • Время танцора • Магнитные бури
Актеры фильма остановился поезд
«ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД» 1982
Андрей_Шемякин | Дата: Суббота, 08.11.2014, 20:49 | Сообщение # 1 | |||||||||||||||||
Поезд в советском кино – это метафора общественного строя, стремящегося в светлое будущее. И когда случается остановка ТАКОГО поезда, приходит время для размышлений помимо идеологических штампов. Ранний сценарий Александра Миндадзе был запущен вместо «Парада планет», сочтенного абсолютно непроходимым, но и готовый фильм Вадима Абдрашитова едва не попал на полку. Но тут умирает Л.И.Брежнев, и картина триумфально выходит на экраны страны, сопровождаемая партийным лозунгом: надо лучше работать, тогда и поезда останавливаться не будут. «ОСТАНОВИЛСЯ ПОЕЗД» 1982, СССР, 96 минут
Предотвращая катастрофу, погибает машинист поезда. В город, близ которого произошло столкновение, приезжает следователь Ермаков (Олег Борисов), пытающийся установить истинные обстоятельства трагедии. В одном гостиничном номере с ним оказывается пишущий статью о случившемся журналист Малинин (Анатолий Солоницын). Автор сценария: Александр Миндадзе Олег Борисов — Герман Иванович Ермаков, следователь Приз за сценарий Александу Миндадзе на МКФ авторского кино в Сан-Ремо (1984) и Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых Вадиму Абдрашитову, Олегу Борисову, Александру Миндадзе, Юрию Невскому, Александру Толкачеву (1984). Подобный случай, когда случается авария из-за того, что вместо положенного количества башмаков кондукторами ставится под колёсные пары меньшее их количество, произошёл 31 мая 1996 года на перегоне Болотное-Тайга около станции Литвиново Кемеровской области (Кемеровская железная дорога; в настоящее время — Западно-Сибирская железная дорога). В результате этой аварии погибло 19 человек, ранено 59. В прокат фильм вышел в конце 1982 года, прошёл в кинотеатрах второго плана. В его критике андроповского времени отмечалось, что фильм «предвосхитил решения Пленума ЦК КПСС по укреплению дисциплины». До официальной премьеры фильм был показан весной 1982 года в Концертном Зале МФТИ. В своём выступлении после просмотра режиссёр фильма, сам когда-то учившийся в МФТИ, рассказал, что Олег Борисов, незадолго до этого имевший конфликт с руководством «Мосфильма» и не желавший сниматься в фильмах этой студии, после прочтения сценария изменил своё мнение и согласился на роль Ермакова. Анатолий Солоницын сыграл в этом фильме свою последнюю роль. На момент съемок фильма он уже был тяжело болен. Во время съемок он упал с лошади и сильно ушиб грудь. В больнице при обследовании обнаружилось, что у актера рак легких. Была проведена операции по удалению части легкого, но больному о настоящем диагнозе решили не сообщать. Через год на съемках в Белоруссии Анатолию Солоницыну стало плохо. Актера срочно отправили в Москву в первый медицинский институт. Врачи обнаружили, что метастазы распространились на позвоночник. Остановить процесс было уже невозможно. | ||||||||||||||||||
|