актеры фильма петя по дороге в царство небесное
Петя по дороге в Царствие Небесное, 2009: актеры и роли
Роман Мадянов Светлана Тимофеева Евгений Редько Мария Звонарева Константин Быков Артем Кобзев
Угрожали и ненавидели: за что невзлюбили звезду «Угрюм-реки»
Участница «Фабрики звезд» обвинила Шульгина в домогательствах: «Никто не верил»
Экс-солистка «Тату» перепугала россиян сообщением об угрозах: «Хочет застрелить»
Кононов назвал режиссера бездарным: скандалы на съемках «Большой перемены»
Заставили раздеться догола: Панкратов-Черный рассказал, как снимался с Сотниковой
Из кино в монастырь: как сложилась судьба советской актрисы Екатерины Васильевой
«Глазами мужа»: Навка выгнулась на стуле ради фотоэксперимента
Экс-солистка раскрыла секрет «пьяных» выступлений «ВИА Гры»: «Наливали всем»
Дакота резко ответила на обвинения в «краже» кожаной куртки
«Полосатый рейс» чуть не стал роковым: кто едва не погиб на съемках фильма
Варнава рассекретила отношение к Богомолову: «Он об этом не знает»
«Какие счастливые»: дочь Успенской рассекретила семейные фотоархивы
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
«Петя по дороге в Царствие Небесное»: благие намерения
В основе фильма – повесть Михаила Кураева, известного и хорошего писателя, его «Капитан Дикштейн» памятен тем, кто умел читать вдумчивое двадцать лет назад. Примерно тогда же Кураев написал повесть «Петя по дороге в Царствие Небесное» – во многом автобиографическую вещь о житье-бытье в начале 50-х поселка строителей первой в мире подземной электростанции в Заполярье под Кандалакшей. Отец Кураева был начальником строительства, и, выступая перед премьерой фильма в питерском кинотеатре, Михаил Николаевич говорил о том, что сохранилось отцово кожаное пальто. «Оно настоящее», – подчеркивал автор сценария. Даже так: «Единственное настоящее в картине».
За этой фразой ох как много чего кроется. Вечная – родовая – боль писателей и драматургов, порожденная «режиссерским самоуправством». Таким (кажется) бесцеремонным: ведь нередко в фильме изменяются даже причинно-следственные связи, не то что исчезают целые линии и эпизоды. И таким необходимым: все же, автор фильма – режиссер, и он должен приспособить драматургическую основу под себя, иначе работать не получится.
Экранизация хрестоматийной вещи – одно, экранизация не такой уж популярной – другое, посвободнее, что ли. Но и в этом случае нам с вами обычно гарантированно достаются от писателя (если он хороший) настоящие характеры и отличные диалоги, что уже много в нынешнюю эпоху падения профессионализма в кино, а также изменения самого его стиля во многом на комиксово-«эффектный».
И публике фильма «Петя по дороге…» в этом смысле грех жаловаться. И реплики хороши, и все персонажи смачные, типические, а если и узнаваемые с полвзгляда, так это входит в кинематограф Николая Досталя – режиссера профессионального, добросовестного, опытного и, что называется, зрительского. Он прежде всего хочет, чтобы человек в зале правильно понял показываемое, а значит – ни в коем случае не усложняет картину ничем сложноопределенным или, не дай бог, авангардным каким.
Досталь закончил факультет журналистики МГУ в 1971-м, а спустя десять лет – мастерскую Георгия Данелии на Высших режиссерских курсах, дебютировал в режиссуре дипломной короткометражкой «Ожидается похолодание и снег» (1982). Известен своими сериалами «Штрафбат» (2004) и «Завещание Ленина» (2007), в которых проявилась, насколько это возможно в наши дни, его гражданская позиция. А также фильмами «Облако-рай» (1990; много раз награжден, сделал имя Досталя «звучащим») и «Коля – Перекати поле» (2007), составившими дилогию про одного чудика, который не отвечает за последствия своих действий.
Главным достоинством этих картин, кроме достаточно нового для современного экрана характера, был четко выдержанный стиль – комедия с нравоучением и мягко-абсурдистскими обертонами. Окружающая действительность просто оказывалась сильнее Коли, она утягивала его в какую-то свою воронку, но все герои ловко выворачивались из сложившихся ситуаций, и последствия были не так чтобы очень тяжелы. Хотя и заставляли добросердечного зрителя недоумевать: «Как же так вышло-то. «
В новой работе для большого экрана Николай Досталь совмещает все свои достоинства: недвусмысленно высказывается относительно сталинских времен и делает это в художественной форме, сохраняя чистый стиль и жанр ненавязчивой комедии периода системного советского кошмара. Правда, теперь трагичен финал. Не хотелось бы, по обыкновению, о нем говорить, да само название фильма подсказывает – Петя попадет в Царствие Небесное по молодости лет, не став Петром, допустим, Иванычем…
И отрегулировать здесь ничего нельзя – уж извините игру слов, поскольку речь идет об очень молодом человеке, который вообразил себя инспектором дорожного движения. В том самом заполярном поселке он, вооруженный полосатой палкой, останавливает все машины, кроме самой начальственной бежевой «Победы», требует путевой лист и заглядывает в салон/кузов. Закавыка в том, что Петя, говоря по-нынешнему, тормоз – у него задержка развития (или даже отказ от него, как формулирует докторша, называя диагноз – синдром Корсакова).
Вот здесь приходится сказать о первом проколе картины, в котором она, впрочем, не виновата. Зритель не должен заранее знать, что Петя – великовозрастное дитя (а не блаженный, кстати, не юродивый; сам выбор на эту роль румяного ясноглазого Егора Павлова – тому свидетельство, и дебютант точно выполнил режиссерскую задачу). Фильм начинается как история о совершенно нормальном герое: молодость Пети для должности не вызывает недоумения (послевоенное время, дефицит мужчин), реакция окружающих совершенно обыкновенная, «податливая», и лишь постепенно режиссер мастерски вводит и усиливает вопросительные ноты, которые складываются в узор совершеннейшей метафорической тихой фантасмагории. И к концу экспозиции эти ноты начинают играть нам мелодию подспудной тревоги.
Она усиливается другими персонажами, которые, как мы понимаем, рано или поздно волей авторов свяжутся с Петиной судьбой. Это прежде всего еврей-доктор в местной поликлинике (Евгений Редько), это начальник лагеря (Роман Мадянов), его жена-провокаторша (Светлана Тимофеева), а также начальник строительства (Александр Коршунов). И – зеки, которые прибывают в фильм колоннами, поскольку очередной лагерь, разумеется, достроен, несмотря на то, что часть колючки украдена.
Все же не скажу, чем дело закончилось, – картину имеет смысл посмотреть тем, кто уважает достойную работу и хочет альтернативы всему другому на экранах. Только не ожидайте завершения историй в лагере, поликлинике и на стройке, – они окажутся без конца. Что удивительно в фильме, который представлял себя как выстроенный по драматургическому киноканону. Вот и оставляет ощутимое чувство разочарования.
И последнее о благих намерениях. В июне картина «Петя по дороге в Царствие Небесное» получила гран-при Московского кинофестиваля. Может, у председателя жюри Павла Лунгина было какое-нибудь подспудное желание, о котором я не знаю. Ну, вдруг, – прекраснодушное – помочь «Пете…» в прокате. Но в итоге все зря. И фильму этим нынче серьезно не поможешь, и авторитет фестиваля никак не укрепишь.
Все же Михаил Николаевич Кураев прав насчет «настоящести» картины – по самому, самому высокому счету. А Святой Георгий Победоносец скачет на коне и попирает диавола, ассоциируясь с выигранной битвой, а не с должностью привратника у врат Царствия Небесного.
Рецензия на фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»
Воссозданный в деталях микрокосмос места, не столь отдаленного в пространстве, сколько во времени и ощущениях – первое, чем «Петя по дороге в Царствие Небесное» (2009) Николая Досталя умасливает взгляд разборчивого зрителя, умеющего отделять мух от котлет. Немалое достижение по нынешним фальшивым временам, когда каждый российский фильм, действие которого происходит до развала СССР, норовит скатится в шабаш ряженных, устроивших распродажу реквизиторской. У Досталя же каждая вещица той эпохи похожа на саму себя, готова предъявить документ с пропиской и живет настоящей советской жизнью, начиная с шахтерского телефона из литого чугуна, в который кричит команду Коршунов, продолжая избирательным участком с красным кумачом и заледеневшей на лагерном ветру тельняшкой, до сих пор, наверное, сохнущей где-то там на спертой у начальника колючей проволоке. В общем, оказавшись, не приведи Господь, в тех местах зимой 1953 года, отыскать нужный леспромхоз, и пункт, где выдают бесплатно ватники и валенки, у вас получится даже с завязанными глазами, это точно.
Почему так важна подобного рода достоверность времени и места становится ясно по ходу действия, так как ничего важного по этому ходу как раз не происходит. До самого финала теплится надежда, что вот сейчас режиссер, намекающий там и сям на что-то вроде саспенса, склеит напрашивающийся ребус из гэбиста, инженера, врача-вредителя и блондинки с формами, замкнув решающее звено деревянным пистолетом. Но ларчик открывался проще, и все обозначенные лица оказались всего лишь пособниками глбавного героя, уковылявшего на лыжах в края, откуда никто не возвращался, по дороге, обозначенной в названии фильма. Получается, что единственным, кто не хотел подталкивать ивана-дурака к этому невеселому исходу, оказался, как ни парадоксально, полковник ГБ, в чьем мироздании уже пробита брешь неизвестным злом, использующим для хозяйственных нужд лагерную проволоку.
Помнится, в «Облаке-рае» (1990), одном из ключевых фильмов русских 90-х, Николай Досталь уже провожал в далекие края героя, тоскующего по лучшей доле (и, кстати, где-то в тех же местах – в Петрозаводске). Но если в начале 90-х райское облако еще тешило душу призрачной надеждой, то своим Петей, совсем уже человеком божьим,
Досталь надежду отменил, проставив в получившемся диптихе (а фильмы и впрямь удивительно похожи) замыкающую скобку-приговор: мечтающим о лучшей доле по эту сторону Царствия здесь не место. Поэтому «Золотой Георгий», врученный автору на последнем ММКФ, решение хоть и правильное, но не утешительное вовсе.
Рецензия на фильм «Петя по дороге в царствие небесное»
Петя живет в Кандалакше в 1953-м. Для того чтобы узнать время действия не нужен титр — в середине фильма радио доносит известие о смерти Сталина: местная баба воет от горя, ковыляющие строем заключенные радуются в предвкушении перемен. Даже Петя и тот почувствовал смутное беспокойство, возможно, просто связанное с тем, что привычный миропорядок нарушился. Петя — идиот. Может, и не в клиническом смысле, хотя за его наивностью скрывается медицинский диагноз, а в социальном. Он деревенский Мышкин или, если хотите, отечественный Форрест Гамп: то есть тот, кого язык не поворачивается называть «ненормальным» — всего лишь доброе честное существо, мало приспособленное для обитания среди обычных людей.
У Пети имеется заскок: он мнит себя стражем порядка, но горожане опекают его как ребенка и все как один включены в странноватый спектакль.
При обсуждении фильма Николая Досталя «Петя по дороге в царствие небесное» подмывает вспомнить не только Достоевского, но и традиционного в русском эпосе героя, Иванушку-дурачка. Или поговорить о материях более абстрактных и патетических: например о том, что юродивых вроде Пети не нужно жалеть, им стоит завидовать. В скованном ли стальной хваткой СССР, или еще в какой клетке или тюрьме — они остаются вольными птицами, потому что свобода для них не мучительная борьба с собой и окружающим миром, а естественное состояние, «то, что внутри».
Но обратить внимание хочется совсем на другое. На прошедшем Московском кинофестивале «Петя по дороге в царствие небесное» получил главный приз, причем духоподъемность фильма была особо отмечена представлявшим победителя председателем жюри Павлом Лунгиным. По сути, «Петя» явился в своем роде альтернативой современному фестивальному кино, в том числе и отечественному, для которого старый перестроечный термин «чернуха» стал, пожалуй, чересчур слабым, и о котором с таким презрением отзываются «старожилы». Вспомните, как во время думских слушаний Станислав Говорухин набросился на молодых режиссеров за то, что они снимают неправду, извращая человеческую жизнь до фантастических низостей: особенно Говорухина шокировала картина Мезгирева «Бубен, барабан», где — только подумайте — милая с виду женщина-библиотекарша ворует книги и торгует ими на вокзале.
Мягкостью и благостной верой в лучшее «Петя» и вправду выбивается из общей массы, точнее, из того кино новой волны, что показывали в столь возмутившей Станислава Говорухина программе «Кинотавра».
Да и не просто выбивается, а представляет другую крайность: он — как негатив.
С одной стороны, нельзя не отметить, что Досталю удается достоверно воссоздать эпоху на одних лишь мелких деталях и нюансах, не прибегая к драматическому утрированию и вымыслу. С другой, в этих довольно точных декорациях обитают необычайные персонажи. Необычность их состоит в том, что все жители города сплошь душки и молодцы. Вот, к примеру, благородный начальник «Невагэсстроя» отчитывает сына за проявленное к Пете неуважение. Мрачный доктор-еврей запуган, но тоже хороший, а потому не спешит исполнять просьбу гебиста и доносить на его жену. Женщина добра к Пете и, может, немного развратна, но и она неплохая — сложно жить с полковником КГБ. Да и сам полковник, единственный отрицательный персонаж на весь фильм, чересчур карикатурен, чтобы сойти за злодея, и слишком трепетно любит жену, чтобы его можно было счесть бессердечным.
Сдается, что в плане достоверности подобный оптимизм так же далек от правды, как пресловутая чернуха. А ведь действие не случайно происходит в СССР: картину Досталя, конечно, не назовешь антисоветской, но симпатии и ностальгии по тем временам режиссер не испытывает точно. Духоподъемность не мешает выставить счет: неправильно, что гебисту все позволено, неправильно, что строится очередной лагерь, неправильно, что из-за него в конечном итоге несчастье постигает и Петю. За это кто-то несет ответственность — очевидно, то самое, что принято называть таинственным словом «система». Вот только вопрос о том, и из кого же она состоит, коли вокруг одни гуманисты, остается, таким образом, без ответа.
Спроси киноафишу
Над созданием киноленты «Петя по дороге в Царствие Небесное» работала не только профессиональная съемочная группа, но и множество талантливых актеров.
На сайте «Киноафиши» доступны личные страницы звезд, сыгравших роли в киноленте, с указанием полной фильмографии актеров.
Авторизация по email
Угрожали и ненавидели: за что невзлюбили звезду «Угрюм-реки»
«Глазами мужа»: Навка выгнулась на стуле ради фотоэксперимента
Из кино в монастырь: как сложилась судьба советской актрисы Екатерины Васильевой
Экс-солистка «Тату» перепугала россиян сообщением об угрозах: «Хочет застрелить»
«Полосатый рейс» чуть не стал роковым: кто едва не погиб на съемках фильма
Заставили раздеться догола: Панкратов-Черный рассказал, как снимался с Сотниковой
Кононов назвал режиссера бездарным: скандалы на съемках «Большой перемены»
Дакота резко ответила на обвинения в «краже» кожаной куртки
Варнава рассекретила отношение к Богомолову: «Он об этом не знает»
«Какие счастливые»: дочь Успенской рассекретила семейные фотоархивы
Экс-солистка раскрыла секрет «пьяных» выступлений «ВИА Гры»: «Наливали всем»
Участница «Фабрики звезд» обвинила Шульгина в домогательствах: «Никто не верил»
На сайте «Киноафиши» доступны личные страницы звезд, сыгравших роли в киноленте, с указанием полной фильмографии актеров.
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!