актеры фильма подвиг разведчика
История создания фильма «Подвиг разведчика».
Фильм «Подвиг разведчика» рассказывает о подвигах бойцов невидимого фронта.
…В разгар войны советского разведчика Федотова забрасывают в глубокий тыл врага. Маскируясь под коммерсанта и фашистского офицера, он ведёт свою работу, ежечасно подвергаясь смертельной опасности. Фабула фильма остра, напряжена до предела, изобилует неожиданностями. Многое кажется в ней невероятным, но в жизни работа советской разведки давала примеры ещё более сложных и запутанных историй.
Долгое время считалось, что прообразом экранного Алексея Федотова был разведчик Николай Кузнецов, действовавший на оккупированной фашистами территории. Тем более что в некоторых деталях версия Генриха Эккерта — Федотова и версия Пауля Зиберта — Кузнецова поразительно совпадают. Использована в фильме и реальная история похищения в оккупированном Ровно Николаем Кузнецовым и его товарищами немецкого генерала фон Ильгена (в фильме Федотов похищает генерала Кюна).
В книге, посвящённой Кузнецову, К. Закалюк пишет: «Эпизод с похищением советским разведчиком гитлеровского генерала лёг в основу широкоизвестного кинофильма „Подвиг разведчика“. Но тогда по понятным причинам сценаристам имена действующих лиц пришлось заменить вымышленными».
Заменять имена сценаристам М. Блейману, К. Исаеву и М. Маклярскому и не требовалось, потому что герой их картины всё-таки не был лицом реальным. Алексей Федотов замысливался ими как собирательный образ. Хотя ключевыми эпизодами его экранной биографии стали подлинные истории, услышанные драматургами от разных разведчиков.
В мае 1946 года режиссёр Борис Барнет командируется в Киев для постановки фильма «Подвиг останется неизвестным».
С чем же сталкивается Барнет по приезде в Киев? Студия пустынна и холодна. Свет подают нерегулярно. Все здесь проблема: грим, реквизит, костюмы, декорации. Сценарий будущего фильма требует переделок. Кинодраматурги отсутствуют, и неизвестно, когда приедут. Сроки производства сокращены — картину надо сделать за пять месяцев.
Руководителем студии в Киеве был тогда Амвросий Бучма. Он сам играл в картине одну из ролей и был, естественно, лично заинтересован в этой постановке. К тому же он очень любил Барнета и очень верил в него. В январе приехал сценарист М. Маклярский и сразу же включился в работу.
К первому варианту сценария у худсовета было несколько серьёзных претензий и советов, вызвавших переделки в лучшую сторону. Приведём только некоторые из них.
Во-первых, предлагалось «прояснить цели подвига Федотова». В фильме вся эта история достаточно ясна. Действие начинается с квартиры Федотова в Москве, он только что вернулся с очередного задания. Однако сложная ситуация на фронте вновь требует его появления в тылу врага. Конкретнее — в ставке Гитлера. Его основной противник — группенфюрер Руммельсбург, начальник охраны ставки. Его главная цель — генерал-инспектор Кюн, в руках которого планы очередных военных действий.
Во-вторых, в соответствии с этим, должен претерпеть изменения образ Кюна, являющегося одной из самых уязвимых фигур сценария. Он почти водевилен и жалок, поэтому история его похищения кажется малоубедительной. Проба (артист Владиславский) только подтверждает это опасение. Художественный совет посчитал правильным и интересным замысел режиссёра сделать Кюна «невидимым полководцем», мозгом одного из фронтов.
Однако, прежде чем добраться до Кюна, разведчик появляется в районе ставки Гитлера. Теперь он Эккерт — представитель фирмы, торгующей щетиной, поскольку его намерение — вступить в контакт с аналогичной фирмой, наследник которой является адъютантом Руммельсбурга. Это даёт ему возможность устроиться в армии в качестве интендантского офицера, отправиться в Винницу, куда перенесена ставка, и организовать там контору по скупке щетины.
При обсуждении сценария на худсовете почти все отмечали наивность, чуть ли не водевильность предприятия Федотова — полагали его неумной авантюрой, рассчитанной на глупого немца-коммерсанта. Однако в картине предприятие осталось, и никакого ощущения водевильности нет.
В поисках актёра на главную роль Борис Барнет приехал из Киева в Москву. Поиски эти были вынужденными, потому что, приступив к съёмкам картины «Подвиг останется неизвестным», Барнет намеревался снимать в главной роли одного из своих любимых «испытанных актёров» — Николая Крючкова. До этого он успешно работал с ним на трех своих картинах — «Окраина», «У самого синего моря», «Ночь в сентябре». К тому же актёрская проба выявила, по мнению Барнета, сходство Крючкова с разведчиком Николаем Кузнецовым.
Худсовет студии счёл обаяние Крючкова в этой роли несколько жёстким, «комиссарским». И предложил режиссёру поискать актёра, в котором твёрдость и мужественность сочетались бы с обаянием мягкости и интеллигентности.
Барнет пробовал на роль Федотова многих известных актёров, например, Добронравова.
Обратил он внимание и на Павла Кадочникова, предложил актёру прочесть сценарий и пригласил его на пробу, которая в результате «побила» всех остальных претендентов на роль.
Многое дали Кадочникову для понимания майора Федотова продолжительные беседы с глазу на глаз с настоящим разведчиком — консультантом кинофильма.
Барнет принадлежал к тем режиссёрам, которые не позволяют себе выносить на съёмочную площадку не отрепетированных до мельчайших подробностей сцен. Репетиции были продолжительными, похожими на театральные. Барнет, если это было необходимо, привлекал актёров и к застольному периоду работы. «Сначала разберёмся в логике поведения наших героев, — говорил Борис Васильевич, — а затем уже поищем мизансцену».
По сценарию Кюн — «одна из наиболее уязвимых фигур». В полном соответствии со своим замыслом, одобренным художественным советом, Барнет сделал Кюна настоящим полководцем, мозгом одного из фронтов. И после некоторых колебании решился сам сыграть Кюна.
Главным оператором картины был Даниил Порфирьевич Демуцкий — классик немого кинематографа, соратник Довженко. Большая часть фильма снималась в декорациях, в павильоне — не только интерьеры, но и пейзажи. Ни в одной картине Барнета не было такого обилия крупных планов.
Фильм богат актёрскими удачами. Пожалуй, ни одна лента Барнета, исключая «Окраину», не собирала такого интересного актёрского состава. Корифей украинской сцены и кино А. Бучма с трагедийной силой сыграл роль патриота Лещука. Д. Милютенко создал зловещий образ предателя Бережного. М. Романов дал психологически тонкую и острую характеристику генерала фон Руммельсбурга. Интересен П. Аржанов в роли фашистского агента Штюбинга. То, что Федотов ведёт единоборство с такими опасными противниками, придаёт особую остроту схватке.
Великолепным даром перевоплощения наделяет своего героя Павел Кадочников. Изображая Эккерта, актёр использовал найденный драматургами приём — «разбросанные» на протяжении всей ленты реплики с двойным смыслом, понятным, естественно, только герою фильма и сидящим в зале зрителям. Когда на дне рождения генерала Кюна именинник поднимал тост «За победу!», и Федотов — Эккерт значительно подчёркивал: «За нашу победу!» — это неизменно вызывало бурю восторгов.
С таким же подтекстом произносится актёром, к примеру, и такая реплика, как «Хорошо. Мы рассчитаемся с вами. Идите», обращённая к предателю Медведеву.
…Уже к марту 1947 года Барнет был настолько поглощён работой, что почти перестал писать письма домой. Спал по три-четыре часа в сутки, снимал в основном вечером, а день уходил на монтаж. Но когда прозвучали на студии первые слова одобрения, настроение у Барнета заметно повысилось: «Картина получается интересная. Было два просмотра. Был большой успех. Смотрел Луков — рычал от удовольствия…»
Предчувствия не обманули режиссёра: «Подвиг разведчика» ждал ошеломляющий успех у зрителя, режиссёра — множество поздравительных писем и телеграмм, восторженные рецензии, звания лауреата и заслуженного деятеля искусств Украины.
Фильм вышел на экраны 19 сентября 1947 года, а уже 1 октября «Вечерняя Москва» сообщила, что его посмотрели в Москве свыше одного миллиона зрителей.
Игра Павла Кадочникова получила высокую оценку. Отмечали «отсутствие позы и переигрывания», «мягкость и простоту исполнительской манеры… делающей образ Федотова человечным и привлекательным», «строгость и сдержанность» актёрских средств выражения.
«Подвигу разведчика» суждена была редкая судьба — открытие нового, в сущности, жанра в отечественном кино. Овеянный легендой майор Федотов Павла Кадочникова, с которым на экран пришёл герой неизвестной волнующей профессии, породил целую кинематографическую плеяду разведчиков в фильмах последующих десятилетий.
Дубликаты не найдены
«. бессмертный диверсант Павел Кадочников, инфернальный красавец с ноздрями кокаиниста и голосом истерика. «
(взято у М.Веллера из его рассказа «Подвиг разведчика»)
Комбинированные съёмки в советском кино 1964
10 интересных фактов о фильме «Пираты XX века»
Режиссёр Станислав Говорухин написал сценарий приключенческого боевика «Пираты XX века» по мотивам газетной заметки о нападении пиратов на итальянское судно. Команда корабля, перевозившего уран по Средиземному морю, погибла, а 200 тонн груза бесследно исчезли… Сам Говорухин был занят на съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя», поэтому предложил снять «пиратский» фильм своему другу и соавтору Борису Дурову. Вместе они дописали сценарий, и Дуров отправился в Госкино — получать разрешение на съёмки.
«Пираты XX века» стал первым советским боевиком и первым советским фильмом, где показывались приёмы карате. Этот вид боевого искусства долгое время был под запретом, так как считался слишком травмоопасным, а его философия не соответствовала советской идеологии. Спортсмены тренировались в подпольных секциях, часто выдавая себя за легальных дзюдоистов, но этих секций было так много, что в конце концов Спорткомитет СССР издал приказ о формировании спортивной федерации, и в 1978 была создана Центральная школа карате. Благодаря этому карате в «Пиратах XX века» прошло цензуру, но количество зрелищных сцен пришлось сократить до минимума. Постановщиком боев был мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, который играл в фильме боцмана Матвеича. В эпизодах снимались его ученики из Центральной школы карате — индийские, казахские и узбекские спортсмены.
Сыгравшего главную роль Николая Ерёменко режиссёр сначала даже пробовать не хотел — за актёром тянулся шлейф романтических героев, и Дуров не представлял его в боевике. На роль механика Сергея он хотел взять малоизвестного литовского актёра Костаса Марининаса, но для Ерёменко «Пираты XX века» были как раз шансом вырваться из лирического образа, который он не хотел упускать. Ерёменко убеждал режиссёра, что тут важна не столько актёрская, сколько спортивная подготовка, а плавает и дерётся он гораздо лучше. В качестве последнего аргумента актёр подошёл к Дурову и предложил пощупать бицепсы…
Вместе с Ерёменко снимался его друг и однокурсник Талгат Нигматулин, который был просто находкой для фильма — актёр серьёзно занимался карате, а его коронным номером были удары в прыжке, которые очень эффектно выглядели в кадре. После роли пирата Салеха Нигматулин моментально стал звездой, а в Узбекистане — почти что культовой фигурой. С ним заводили дружбу люди из партийной верхушки, цеховики и тёмные личности, которым был очень нужен человек с такой спортивной подготовкой, да ещё и знаменитый. Именно из-за интереса таких людей жизнь Талгата Нигматулина трагически оборвалась спустя шесть лет после премьеры.
Морской съёмочной площадкой стал порт Мариуполя (тогда ещё Жданова), а руководство Черноморского флота выделило для съёмок несколько кораблей. Главную роль исполнил сухогруз «Фатеж» — в фильме это советский корабль «Нежин», на котором происходит основное действие. По сюжету он гибнет в огне, но на самом деле судно не пострадало и потом ещё много лет служило в Севастополе. Пиратский корабль Mercury — это теплоход «Адмирал Лунин», который после съёмок продали в Грецию, где спустя двадцать лет его затопили, чтобы не тратиться на ремонт.
Остров туземцев снимали на восточном берегу Крыма, где выстроили бутафорскую деревню ловцов жемчуга. Раньше на этом месте был режимный военный городок, поэтому съёмочная площадка легко закрывалась от лишних глаз шлагбаумами и заборами. Высаживались советские моряки на «остров» в районе Карадага, а пиратский дозор при этом стоял в другом месте — на мысе Капчик. Эпизод с тонущим сухогрузом «Нежин» снимали в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист» — там сделали декорации затопленных коридоров, по которым плавал Николай Ерёменко. Пожар на «Нежине» на самом деле кораблю не угрожал — горела всего лишь смола в поставленных на палубу тазах.
Для съёмок крымские декораторы сделали пять деревянных макетов донных мин. Съёмочная группа плыла к месту съёмок с «минами» на борту, когда начался шторм и один макет смыло волной. О происшествии было сразу доложено руководству Черноморского флота, которое чуть не снесло голову режиссёру — на стратегически важном участке с активным судоходством вдруг плавает «мина»! На её поиски отправилось несколько катеров, но муляж так и не нашёлся.
Талгат Нигматулин и Николай Ерёменко сразу сказали, что дублёры им не нужны и они все будут делать сами. Потом Ерёменко рассказывал, что полученные травмы сказывались ещё долго — целый день они с Талгатом швыряли друг друга на бетонный пол, и половина синяков с ссадинами у Сергея и Салеха были настоящими. А вот одну историю актёры придумали, чтобы придать фильму больше приключенческой романтики и героизма. Говорили, что когда Николай Ерёменко прыгал со скалы на пиратское судно, то промахнулся, упал в воду и чуть не попал под винт! На самом деле актёр и должен был падать в воду, на палубе он появлялся уже после монтажа — внизу его ждали водолазы, винты корабля не работали, а в скале вырубили нишу на случай, если судно притрётся бортом к камням…
Боевик «Пираты Х Х века» возглавил рейтинг самых кассовых фильмов за всю историю СССР! На захватывающую приключенческую историю с мужественными героями зрители ходили по несколько раз. Популярность карате достигла таких высот, что приёмы «как в кино» разучивали даже дети во дворах, а потом бежали записываться в секции. Удивительно, но самый кассовый фильм СССР не получил ни одной официальной награды, кроме почётного диплома на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе… Чуть позже Станислав Говорухин написал сценарий продолжения истории команды «Нежина», но актёры идею не поддержали и отказались от съёмок. Тогда сценарий переписали под других героев и в 1986 году режиссёр Степан Пучинян снял по нему приключенческий фильм «Тайны мадам Вонг».
Мало кто знает, что прекрасная актриса Надежда Румянцева из популярнейшего фильма «Девчата» озвучила персонажей многих отечественных и зарубежных фильмов и мультфильмов!
Про то, что её голосом говорила героиня Натальи Варлей в фильмах «Кавказская пленница» и «12 стульев» знают, конечно, многие!
Кроме того, голосом Надежды Румянцевой говорили:
великолепная Одри Хёпберн в шикарном фильме «Как украсть миллион»
— та самая мартышка из мультика «38 попугаев»
— Билли из «Утиных историй»
— Зита и Гита из популярнейшего индийского фильма
— женские героини в сериале «Твин Пикс»
и многие, многие другие!
Вот о ком надо фильмы снимать. Продолжение
Подвиг разведчика (фильм)
Подвиг разведчика (фильм)
«Подвиг разведчика» — чёрно-белый художественный фильм, снятый в 1947 году режиссёром Борисом Барнетом.
Содержание
Сюжет
Советский разведчик Алексей Федотов (Павел Кадочников) под именем Генриха Эккерта получает задание: в оккупированной Виннице добыть секретную переписку генерала фон Кюна с гитлеровской ставкой. Блестящий профессионал не только выполняет задание, но и, возвращаясь на Родину, «прихватывает» самого генерала.
Прототипом главного героя считается советский разведчик Николай Иванович Кузнецов, действовавший в тылу врага под видом немецкого офицера Пауля Зиберта. В ноябре 1943 года, в Ровно (Украина), Н.И.Кузнецов осуществил операцию по захвату и ликвидации командующего восточными армиями особого назначения «Остгруппен» генерала фон Ильгена.
В ролях
Съёмочная группа
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Подвиг разведчика (фильм)» в других словарях:
Подвиг разведчика — «Подвиг разведчика» … Википедия
ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА — «ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА», СССР, Киевская киностудия, 1947, ч/б, 94 мин. Приключенческий фильм. По пьесе К.Михайлова (М.Маклярского) «Подвиг остается неизвестным». Этот популярный фильм (опередил в прокате 1947 года американскую картину «Я беглый… … Энциклопедия кино
Отряд специального назначения (фильм) — Отряд специального назначения … Википедия
Сильные духом (фильм, 1967) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сильные духом. Сильные духом Жанр Военный Приключения … Википедия
Ликвидация (фильм) — Ликвидация Жанр драма Режиссёр Сергей Урсуляк Сценарист Алексей Поярков В главных ролях Владимир Машков Михаил Пореченков Страна … Википедия
Ликвидация (фильм, 2007) — Ликвидация Жанр драма Режиссёр Сергей Урсуляк Сценарист Алексей Поярков В главных ролях Владимир Машков Михаил Пореченков Страна … Википедия
Военный фильм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Приключенческий фильм — приключенческий фильм, термин, обозначающий группу жанров (или жанр, имеющий много разновидностей), для которых характерна острая, напряжённая, стремительно развёртывающаяся фабула, основанная на приключении, т. е. событии неожиданном, нарушающем … Кино: Энциклопедический словарь
Афоня (фильм) — Афоня Жанр комедия мелодрама … Википедия
Подвиг разведчика (фильм)
Подвиг разведчика (фильм)
«Подвиг разведчика» — чёрно-белый художественный фильм, снятый в 1947 году режиссёром Борисом Барнетом.
Содержание
Сюжет
Советский разведчик Алексей Федотов (Павел Кадочников) под именем Генриха Эккерта получает задание: в оккупированной Виннице добыть секретную переписку генерала фон Кюна с гитлеровской ставкой. Блестящий профессионал не только выполняет задание, но и, возвращаясь на Родину, «прихватывает» самого генерала.
Прототипом главного героя считается советский разведчик Николай Иванович Кузнецов, действовавший в тылу врага под видом немецкого офицера Пауля Зиберта. В ноябре 1943 года, в Ровно (Украина), Н.И.Кузнецов осуществил операцию по захвату и ликвидации командующего восточными армиями особого назначения «Остгруппен» генерала фон Ильгена.
В ролях
Съёмочная группа
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Подвиг разведчика (фильм)» в других словарях:
Подвиг разведчика — «Подвиг разведчика» … Википедия
ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА — «ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА», СССР, Киевская киностудия, 1947, ч/б, 94 мин. Приключенческий фильм. По пьесе К.Михайлова (М.Маклярского) «Подвиг остается неизвестным». Этот популярный фильм (опередил в прокате 1947 года американскую картину «Я беглый… … Энциклопедия кино
Отряд специального назначения (фильм) — Отряд специального назначения … Википедия
Сильные духом (фильм, 1967) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сильные духом. Сильные духом Жанр Военный Приключения … Википедия
Ликвидация (фильм) — Ликвидация Жанр драма Режиссёр Сергей Урсуляк Сценарист Алексей Поярков В главных ролях Владимир Машков Михаил Пореченков Страна … Википедия
Ликвидация (фильм, 2007) — Ликвидация Жанр драма Режиссёр Сергей Урсуляк Сценарист Алексей Поярков В главных ролях Владимир Машков Михаил Пореченков Страна … Википедия
Военный фильм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Приключенческий фильм — приключенческий фильм, термин, обозначающий группу жанров (или жанр, имеющий много разновидностей), для которых характерна острая, напряжённая, стремительно развёртывающаяся фабула, основанная на приключении, т. е. событии неожиданном, нарушающем … Кино: Энциклопедический словарь
Афоня (фильм) — Афоня Жанр комедия мелодрама … Википедия
Одни среди врагов: Знаменитые разведчики на киноэкране и их прототипы в жизни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Подвиг разведчика», 1947 год
Одним из таких фильмов стал «Подвиг разведчика», снятый почти сразу после войны в 1947 году. И не было, наверно, тогда в стране ни одного человека, который бы не видел этот фильм. А Павел Кадочников, блистательно сыгравший роль Алексея Федотова, сразу стал звездой экрана.
Хотя сегодняшнему зрителю фильм, скорее всего, покажется чересчур наивным и во многом надуманным. Но на самом деле он снят на основе реальных событий. Советский разведчик, выдающий себя за немца Генриха Эккерта, работает на оккупированной территории, в Виннице, и добывает очень важные сведения.
Прототипом же главного героя этого фильма стал человек-легенда, знаменитый разведчик Николай Кузнецов.
Уже со школьных лет у юноши отмечались большие способности к изучению языков – некоторые он изучал самостоятельно, а немецкий – с учительницей, без труда освоив шесть диалектов этого языка. Вскоре Николая пригласили в Москву и стали готовить из него разведчика-нелегала для работы за границей. Этот паренек из сибирской глубинки идеально подходил для такой работы – помимо свободного владения иностранными языками, своим внешним видом он напоминал немецкого аристократа.
Но все планы нарушила война. В первые же дни Кузнецов подал рапорт об отправке его на фронт. Однако командование посчитало, что со своим безукоризненным знанием немецкого языка он будет более полезен, работая в тылу врага. И его забрасывают в тыл по документам погибшего немецкого офицера Зиберта, с которым у Николая оказалось много общего – рост, размер обуви, группа крови… Для того, чтобы он мог быстрее освоиться в новой роли, его на три месяца отправили в лагерь для немецких военнопленных, проживал он там в офицерском бараке.
В июле 1942 его отправили на оккупированную территорию с важным заданием по уничтожению крупных чиновников рейхскомиссариата Украины. В ноябре 1943 года Кузнецову удалось захватить и ликвидировать командующего восточными армиями особого назначения «Остгруппен» генерала фон Ильгена.
Но если в фильме для разведчика Федотова все заканчивается хорошо, он остается жив, то Кузнецов погиб в 1944 году подо Львовом от рук украинских националистов.
«Майор Вихрь», 1967 год
В 1967 году был экранизирован роман Юлиана Семенова, в котором он описывал историю советской разведгруппы, заброшенной в Польшу для того, чтобы не допустить уничтожения Кракова фашистами. Роль интеллигентного и бесстрашного разведчика очень талантливо сыграл Вадим Бероев.
Что касается внешности и характера «Майора Вихря», то здесь прототипом послужил друг Юлиана Семенова Овидий Горчаков, тоже знаменитый разведчик и, к тому же, писатель.
В 1941 году Овидию исполнилось 17 лет и его призвали на фронт, определив в разведывательно-диверсионную школу. Немного подучили и через год уже забросили юного разведчика в немецкий тыл. Вскоре Овидий уже сам командовал диверсионно-разведывательными группами, действующими в немецком тылу в Белоруссии, Польше и Германии, в общей сложности его вместе с группой забрасывали к немцам пять раз.
Хотя в фильме майор «Вихрь» погибает, его прототипы Евгений Березняк и Алексей Ботян остались живы. Но об их подвиге узнали лишь в XXI веке, когда разведчикам наконец-то вручили награды за спасение Кракова.
«Щит и меч», 1968 год
Прототипом советского разведчика в исполнении Любшина стал Александр Святогоров, о котором долгое время почти никто не знал.
Есть еще одна версия насчет прототипа – возможно, образ Белова Вадим Кожевников списал с Рудольфа Абеля, что отражено в имени разведчика (Александр Белов – Абель).
«Адъютант его превосходительства», 1969 год
Прототипом Павла Кольцова в этом замечательном фильме является Павел Макаров, адъютант генерала Май-Маевского, командующего армией. Судьба его отмечена и взлётами, и падениями, а в биографии много спорного и неизвестного.
Когда началась гражданская война, Павел Макаров перешел к красным, но вскоре попал к белым, где его зачислили в Добровольческую армию. Благодаря своим способностям располагать к себе людей, вскоре стал личным адъютантом командующего армией генерала Май-Маевского.
Но никакой подпольной работы в то время он не вел, хотя точно это до сих пор не установлено. Тем не менее, Макарова заподозрили в связях с большевиками, и ему пришлось бежать. Примкнув к «зелёным», сражался с белыми, награду получил от красных… В дальнейшем опять примкнул к красным, начал работать в ЧК. О своей службе адъютантом написал книгу, в которой представил себя разведчиком-чекистом и снова всех запутал. Поди разберись с ним – разведчик или авантюрист…
«Семнадцать мгновений весны», 1973 год
Самым известным и всеми любимым советским экранным разведчиком, несомненно, является штандартенфюрер фон Штирлиц. И как раз у него реального прототипа и нет, его образ создан писателем Юлианом Семеновым на основе анализа многих материалов. В итоге получился собирательный образ разведчика.
Многие факты и ситуации в фильме совпадают с биографией гауптштурмфюрера СС Вилли Лемана (псевдоним «Брайтенбах»), сотрудника гестапо, который еще с 1929 года добровольно начал сотрудничать с советской разведкой, передавая в СССР очень ценную информацию технического характера.
Вычислили Лемана после того, как его радист проговорился во время операции, под наркозом, и врачи сообщили об этом в гестапо. В конце 1942 года Лемана арестовали и вскоре расстреляли.
Вариант «Омега», 1975 год
Прототипом Сергея Скорина был талантливый разведчик Анатолий Маркович Гуревич, больше известный под псевдонимом Винсент Сьерра, или Кент. Попав в лапы гестапо, сумел выбраться оттуда живым. И, завербовав одного из руководителей германской тайной полиции и еще нескольких немецких контрразведчиков, в июне 1945 года прилетел вместе с ними и совершенно секретными документами домой, в Москву.
«Мёртвый сезон», 1968 год
Прототипом Ладейникова стал разведчик Конан Молодый. В конце 50-х-начале 60-х годов он работал в Великобритании, успевая одновременно заниматься и сбором разведданных и бизнесом. Как бизнесмен, Молодый зарабатывал крупные суммы денег, которые уходили на нужды разведки. Дела в бизнесе у него шли настолько хорошо, что его отметила даже королева Великобритании, пожаловав ему титул рыцаря « за большие успехи в развитии предпринимательской деятельности на благо Соединённого Королевства ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: