актеры фильма подземелье ведьм
«Подземелье ведьм» — необычный фантастический фильм, снятый странами, которых больше нет
В 1989 году СССР переживал не самые лучшие времена. Перестройка закончилась, разрушив все, но ничего так и не построив. Почти все отрасли хозяйства лежали в руинах, а на полках магазинов было пусто. Несмотря на это, киностудия имени Довженко, совместно с чехословацкими кинематографистами, смогла снять фильм. «Подземелье ведьм» — смесь фантастики, фэнтези и эротики, стал настоящим событием для любителей кино.
Наш ответ Голливуду
Кинокартина, снятая в 1989 году двумя странами, которых сейчас нет на карте, стал «нашим ответом Голливуду». В конце 80‑х страну захлестнула мода на видеосалоны. На голову неизбалованных советских граждан обрушилась лавина боевиков, фантастики и эротики. Можно сказать, что «Подземелье ведьм» был откровенно слабым фильмом, на фоне американских шедевров. Но не стоит забывать, что это был «первый блин», увы, ставший и последним.
Автором сценария «Подземелья ведьм» стал советский фантаст Кир Булычев. По его произведениям уже были сняты сериалы «Гостья из будущего», фильмы «Через тернии к звездам», «Лиловый шар» и мультфильм «Тайна третьей планеты». К сожалению, Булычев был, в первую очередь, детским писателем. Поэтому первое советское фэнтези вышло немного сказочным и несерьезным.
Создатели фильма смело экспериментировали и, не стесняясь, заимствовали у западных коллег все, что понравилось. В картине заметно влияние «Звездных войн», «Конана-варвара» и других киношедевров. Сюжетная линия же напоминала роман «Трудно быть богом» братьев Стругацких.
Актерский состав: новые герои и старая школа
В фильме есть и актеры «старой школы», такие как Николай Караченцов. К сожалению, для того чтобы показать свой талант, актеру просто не хватило времени. Его герой — эпизодический и в сценарии его очень мало. Главный женский персонаж воплотила на экране Марина Левтова — она сыграла дочь вождя. С актрисой в фильме есть даже несколько эротических моментов.
Можно сказать, что с таким актерским составом снять откровенно плохой фильм не получится. Так и вышло. Хотя сейчас «Подземелье ведьм» регулярно попадает в хит-парады перестроечной «клюквы», для своего времени фильм был неплохим. Не помешало даже то, что он стал первым полнометражным в творчестве режиссера Юрия Морозова.
Атмосфера фильма
В конце 80‑х у кинематографистов не было возможности выезжать для съемок за рубеж. Да и не было необходимости. Все инопланетные локации легко нашли в Крыму — в его степной и горной зонах. Костюмы героев и декорации выполнены неплохо, хотя и сильно уступают зарубежным. Спецэффекты в картине ограничиваются работой каскадеров, которые в очередной раз не подвели. Действо получилось зрелищное, хотя и довольно наивное.
В «Подземелье ведьм» буквально всюду видна нехватка бюджета. В первую очередь это бросается в глаза из-за обилия прекрасных крымских пейзажей — это время можно было бы занять более интересными кадрами. Операторская работа тоже уступает американской школе, не исключено, что из-за возможностей аппаратуры.
Фильм «Подземелье ведьм» вышел неоднозначным. Хороший сюжет, отличный актерский состав и зрелищные трюки, контрастировали со слабой технической частью. Но больше всего раздражает в этой картине попытка авторов объять необъятное — ухватившись за разные жанры и подражая признанной классике фантастики.
Но для 1989 года «Подземелье ведьм» было настоящим прорывом и зрители приняли фильм благосклонно, несмотря на серьезную голливудскую конкуренцию. Сейчас посмотреть его стоит хотя бы потому, что это отличный пример постперестроечного кинематографа, со всеми его плюсами и минусами.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
15 занимательных фактов о фантастическом боевике «Подземелье ведьм»
В прошлом году исполнилось тридцать лет со дня выхода на экраны советского фантастического боевика «Подземелье ведьм».
Итак, представьте себе конец восьмидесятых годов, Советский Союз стремительно летит к окончанию своего существования. Перемены (и не всегда к лучшему) наблюдались невооруженным глазом фактически во всех вопросах, и киноискусство исключением понятное дело не было…
В те годы качество советского кинематографа стремительно падало, так как «творцы» получили возможность «творить» что хотят, и с энтузиазмом принялись за дело, снимая в большинстве своем полную ерунду и/или копируя голливудское кино с видеокассет. Но были ли исключения? Конечно же были!
Режиссер Юрий Мороз в одном из интервью честно признавался, что во время создания «Подземелья ведьм» он действительно вдохновлялся голливудской фантастикой. Кто бы сомневался.
Сценаристом фильма стал Кир Булычев, который самостоятельно адаптировал собственную повесть в формат сценария.
После недолгого выбора актера на главную роль, был утвержден Сергей Жигунов, отлично известный отечественному зрителю по приключенческому мини-сериалу «Гардемарины, вперед!».
К сожалению, мы уже вряд ли точно узнаем, по настоянию ли режиссера, или по собственному желанию Жигунов перед началам съемок пошел в «качалочку»…
Музыку к фильму «Подземелье ведьм» написал знаменитый советский и российский композитор Максим Дунаевский. Ну, а песню для финальных титров исполнила популярная тогда советская поп-певица Маша Распутина.
А знаете ли вы что главного героя, которого сыграл Сергей Жигунов, озвучил совсем другой актер — Владимир Антоник.
«Подземелье ведьм» было снято совместно киностудиями Советского Союза и Чехословакии.
Комбинированные съемки фильма проходили в Чехословакии, на студии «Баррандов», а натуральные съемки малость поближе — на территории Крыма (Коктебель, Белая скала и прочие локации).
По слухам сам Кир Булычев должен был появиться в эпизодической роли, но писатель эту информацию отвергал…
Язык варваров «далекой-далекой планеты» создал Лев Миронович Минц — профессор лингвистики и журналист знаменитого советского журнала «Вокруг света». Я помню, с большим удовольствием этот журнал читал!
По традиции советские фантасты верили в «счастливое будущее» по этой причине на комбинезонах мы видим флаги СССР. Прости нас Юра!
Любители компьютера ZX-SPECTRUM вскоре создали текстовую quest-игры по мотивам фильма.
После выхода «Подземелья ведьм» на экраны, началась критика. Любители книжной фантастики сразу приметили схожесть событий в фильме с романом Гарри Гаррисона «Конные варвары», который входит в цикл «Неукротимая планета».
Ну, а «профессиональные критики» (к примеру, такие как из журнала «Советский экран) выразили мнение, что фильм это вторичное зрелище в стиле Голливуда…
Подземелье ведьм
Персонажи
Поиск персонажей
Этнограф. Вместе с Андреем и Жаном был взят в плен, но погиб при попытке побега.
Главный герой. Агент Космофлота. Инспектор по контактам. Прилетел на планету Эвур, чтобы доставить почту и оборудование для станции, забрать образцы и заболевшего сотрудника.
Дочь и наследница вождя дружественного Земле племени «Белого волка». Влюблена в Андрея. Спасла его из плена. Вместе с ним покинула планету.
Юноша, который помог спасти Андрея из плена. Сын вождя.
Житель планеты Пэ-У. Начальник государственной стражи. Персонаж первой книги.
Капитан корабля второго класса, серии Гр-1, «Шквал». Друг Андрея Брюса. Витас был вторым помощником на корабле «Титан». Персонаж первой книги.
Житель планеты Пэ-У. Помощник и заместитель Андрея Брюса. Худой человек ниже среднего роста, узколобый, с тщательно проведённым пробором. Персонаж первой книги.
Житель планеты Пэ-У. Персонаж первой книги.
Этнограф, лингвист, филолог-исследователь.
После нападения племени Октин-Хаша на базу землян Жан попадает в плен к ведьмам.
Геолог, врач. Красивая, сухощавая женщина. Во время нападения племени Октин-Хаша на базу землян Ингрид была серьёзно ранена, но выжила.
Капитан космического корабля «Гранат», который в момент трагедии находился на орбите планеты. Персонаж второй книги.
Колдун из племени Октин-Хаша. Персонаж второй книги.
Биолог, этнограф. Руководитель научной станции. Убит во время нападения племени Октин-Хаша на базу землян. Конрад был уверен, что Октин-Хаш будет поражен могуществом землян, но Октин-Хаш, оказывается, настолько первобытен, что на него не действуют элегантные интерьеры станции и могущество Конрада, который умеет зажигать солнце над головой.
Пышная, добрая женщина. Повар на станции этнографов. Персонаж второй книги.
Доктор, член экипажа корабля «Шквал». Персонаж первой книги.
Генеральный консул планеты Пэ-У. Маленький, упитанный, вежливый эрудит. Персонаж первой книги.
Предводитель варварского кочевого племени. Жестокий, коварный и хитрый завоеватель. Местный аналог Аттилы.
Вождь племени «Белого Волка». Пострадал на охоте и сильно заболел.
Жительница планеты Пэ-У. Секретарша представительства, помощница Андрея Брюса. Влюблена в Андрея. Персонаж первой книги.
Пилот корабельного катера, который доставил Брюса на поверхность планеты Эвур.
Господин Пруг Второй, наследник витора Брендийского, самый экзотичный тип на планете Пэ-У, знатный изгнанник. Персонаж первой книги.
Один из этнографов на станции. Персонаж второй книги.
Один из этнографов на станции. Персонаж второй книги.
Космоархеолог. Сделал сенсационные находки на одной из некогда обитаемых, а ныне — пустынных, планет. Для доклада о своих открытиях он прибывает на соседнюю, обитаемую планету Пэ-У. Он собирался сделать доклад в местной Академии наук, но был похищен неизвестными. Персонаж первой книги.
Подземелье ведьм (1990)
Подземелье ведьм
В далеком будущем экспедиция исследователей космоса высаживается на планету, пригодную для жизни. Однако, процессы эволюции жизни на планете проходят странным образом. Здесь млекопитающие, динозавры, приматы и люди эпохи каменного века соседствуют в одном времени.
Видео к фильму «Подземелье ведьм», 1990
Отзывы критиков о фильме «Подземелье ведьм», 1990
Можно фильм глянуть, но в 2020-м году зайдёт только ценителям ретро-фантастики. Тем, кому по нраву лишь современные экшены — не смотреть ни в коем случае, плеваться будете. А так — вполне в духе голливудского кино, правда всё-таки не 90-го года, а года так 70-го максимум. Спецэффекты отвратительные, один только картонный мамонт чего стоит. 90-й(. ) год! Жесть! Экшена надо было больше, боевые сцены тоже поставлены ужасно. Сам сюжет наивен. Но, тем не менее, всё по канону жанра, главный герой — качок, симпатичная подруга-спутница, нарочито плохой главзлодей(в замызганном парике), финальная битва в конце. И там ещё роботы, инопланетяне, чудища всякие. И важный момент, фильм смотрится легко, вот правда легко, в отличии от того же «Обитаемого острова», который я лично смог осилить далеко не за один присест, ибо нудно и затянуто. Финальная песня («Я и ты» в исполнении Маши Распутиной) крутая, ещё бы в припеве гитарки добавить тяжёлой и был бы реальный хард рок. Напоминает бодрые такие саундтреки к западным фильмам.
Ностальгия и Жан Лемот
Ходила я на этот фильм то ли 5, то ли 7 раз. В свои тогдашние 15 была в восторге буквально от всего: от Жигунова, от Левтовой, от (простите, но да) песни в конце. Но больше всего — от Караченцова.
Фильм по просмотру в нынешние времена подозрительно напоминает сразу всё: от Звездных войн до Горца через Стартрек. Но тогда-то, тогда я всего этого не видела. И, разумеется, то хитроумный, то очаровательно простодушный Андрей, Белогурочка — настоящая дикарка не могли не тронуть сердце. Но я настаиваю — Жан был лучшим.
Это конечно мой крест. Я люблю второстепенных героев. Ватсон (из любой экранизации), Боунс из того же Стартрека, Рори из Доктора Кто — все эти прекрасные лоюди с выражениями лиц «меня окружают одни идиоты» и вот Жан — мудрый, добрый, отважный, не стремящийся кого-то затмить, но без него не было бы ни сюжета. ни победы главгероя.
А фильм что… фильм и сейчас смотрится через флер того, первого впечатления. Спасибо, что он был и спасибо, что и сейчас можно воскресить те ощущения и эмоции.
Снижаю только за монстров из сами понимаете чего и палок.
Техника безопасности как залог счастливого будущего
Большинство знает, что сценарий фильма — по книге Кир Булычёва. Будучи сотрудником академического института в СССР, автор всё писал основательно и добротно, в том числе и научно-популярную литературу. Как то читал его «Пираты Индийского океана». Поверите ли — узнаётся рука мастера. А специализировался Можейко (Булычёв) на странах Юго-Восточно Азии. Есть даже его беллетристические книги, где действие там и происходит.
По моему личному мнению, фантаст он очень не ровный, и среди книг-самородков, наподобие «Посёлка», встречаются у него и просто никакие книжонки, особенно из ряда, написанных в эпоху перестройки. От этой книги у меня не осталось никакого впечатления, к сожалению, хотя я её и честно прочитал когда-то.
Фильм-же оставил неизгладимое впечатление. И главное — непонятно почему! По крайней мере, пока это в нескольких словах сформулировать не могу. Попробую постепенно… Сюжет достаточно любопытный, задумка не просто для отмазки, а серьёзная теоретическая задачка — что будет, если искусственным образом объединить на одной планете существ из разных геологических эпох и сделать это в присутствии местного разума. Честно говоря, непонятно, зачем Булычёв такое придумал и развил, но как минимум, идея достаточно нестандартная.
Впрочем, эта идея не оказывает большого влияния на развитие сюжета. Главная интрига тут в том, что одно из племён получает доступ к инопланетным технологиям и, тем самым, имеет бесплатный гандикап (бонус) по сравнению с окружающими племенами. Для играющих в компьютерные игры — это как найти артефакт, дающий вам сверхспособности (semi-god — привет из Doom). Но одно дело игра, а другое жизнь, пусть и в фантастическом романе. В жизни всё не так безобидно, и преимущество одного — это горе для остальных.
Земляне, высадившиеся на этой планете — простые земные люди, какими они и являлись во времена написания книги в те советские времена. Тут Булычёв пошёл по пути Стругацких, также вживлявших в будущее сегодняшних людей, только лучших. Отсюда сделаю глубокомысленный вывод — люди будущего — это мы, только отфильтрованные неизвестным нам пока методом. В книгах это просто — авторское воображение — это самый мощный фильтр из всех доступных. Но если Стругацкие всё же слегка наводили глянец на героев, дабы облагородить их, то Булычёв брал как есть. И это — сильный ход. Когда есть реальная точка отсчёта, легче воспринимается авторская выдумка.
А вот фильм обсуждаемый всё таки героев подправил, и вышло это удачно. Сюжет-то ведь прост, в сущности. Хищные дикари-гандикапщики во главе с удачно зародившимся вождём Октин-Хашем посягают и на землян, которые даже и не рассматривают их как потенциальную угрозу. Это называется — головокружение от успехов. И бывает это всегда, когда забывают о технике безопасности. В советское время, кстати, техника безопасности была везде и всесильна. Потому что жизнеспособный исторически отфильтрованный социум без неё обойтись не может. А вот в России она отсутствует. Отсюда вывод, это — нежизнеспособная система. Но об этом — в другом месте.
Читал как-то отчёт о плавании русских парусных кораблей вокруг света и о высадке их на одном из островов Полинезии. Добродушные русские моряки (недавно ещё крепостные в большинстве), изнеженные тропическим солнцем, с бочками для питьевой воды подплыли к устью ручья на острове и вступили в общение с островитянами. А те сразу и смекнули — приплыли-то простаки. Но товару у них много и это — неправильно. Товар должен быть у тех, кто способен его защитить! И, собравшись тысячными толпами, о нарастании которых русские офицеры хотя и с тревогой, но без адекватной реакции докладывали командиру регулярно, напали на наших моряков! Не помню конкретно, но пару шлюпок со всеми экипажами наши потеряли. Прочие смогли отойти, вернулись на корабли… Далее всё было как у атлантических народов — залп из пушек, убегающие туземцы, высадка вооружённых отрядов, забрали тела своих, наполнили бочки и отплыли. Атлантисты бы ещё и устроили бойню по всему острову.
Это я к тому, что если кто из нас-вас попадёт в такую историю — то не обольщался-бы. А вот Можейко-Булычёв наверняка всё это знал и специально использовал беспроигрышную идею столкновения цивилизаций разного ментального уровня развития! Да мы и сейчас это наблюдаем — особенно в Москве. Туземцы уже собираются, псевдо-простаки (а таковы ли власть имеющие?) уже зазывают их помочь залить воду! Закончится, похоже, как всегда.
А в книге (и фильме) смог-таки этот Октин-Хаш забрать товар. Но не весь, один землянин оказался не столь прост, как можно ожидать от расы, способной к межзвёздными путешествиям. Всё таки и мы были когда-то молодцами. Но! Внимание! Был-то он неким инспектором, то есть знал технику безопасности! И смог наказать поэтому всех плохих (а на деле просто недоразвитых) парней. И как наказать! Подавил в зародыше зарождавшуюся было всепланетную империю Октин-Хаша! Раскрыл местонахождение внеземной планетной станции! Освободил земных заложников! Отстоял честь Земли и доказал, что хотя и расслабились мы в коммунистическом будущем, но техника безопасности — она есть, и блюсти её — залог спокойного будущего на все времена. Надо бы и нашим «правителям» это посоветовать. Впрочем, не допустят к телу… А может, и не надо? Пусть всё идёт своим путем, а то история будет не интересна для потомков.
Вот деталям побега инспектора Брюса вместе с местной девушкой Беллигурри (если не ошибаюсь — таково её оригинальное внеземное имя) и посвящено основное время фильма. И это — то, ради чего я смотрю этот фильм. Всё-таки режиссёр смог профессионально представить себе хотя и террестриально-подобную, но всё таки чужую природу и пусть и антропоидных, но внеземных гуманоидов. Да и участие профессора-филолога в подготовке фильма сказывается. Диалоги на чужой планете с туземцами впечатляют своей достоверностью. Путешествие по чужой планете Брюса с Беллигурри достойно войти в золотой фонд фантастики, на мой взгляд. Конец фильма не столь впечатляющ, увы. Что и понятно — трудно переводить на визуальный язык творения превосходящей нас цивилизации. А вот с описаниями уступающей нам по интеллекту (но не по разуму) авторы справились. За что им вечное спасибо. Итак, рекомендую этот фильм любителям будущего, где добро побеждает спокойно и достойно, и где будущее — за добром!
За романтическую середину и за мысли без лишних эффектов оценка:
Один шарик фисташкового, пожалуйста
Кто застал излёт советской эпохи в школьных костюмчиках, тот, несомненно, помнит явление народу мороженого «Пингвин». Громкий хруст вафельных конусов, кюветы с разноцветными субстанциями. Мне, пожалуйста, один шарик клубничного и один — фисташкового. Куда там классическому пломбиру в стаканчике. Даже сейчас, спустя более двух десятков лет, память ищет в этом насквозь химическом вкусе оттенки сладкого беззаботного детства.
Фильм «Подземелье ведьм» пришелся именно на ту пору, на время темных видеосалонов и кассет с гнусавым переводом. Наша кинофантастика всегда была несильна технически, но режиссеры и не помышляли делать акцент на прибабахах и комбинированных космических съёмках. У «Соляриса», «Кин-дза-дза», «Гостьи из будущего» были другие месседжи, непохожие друг на друга, но равноудалённые от доминанты спецэффекта. А вот Юрий Мороз сотоварищи снял блокбастер. Правда, блокбастер по-советски, с привычным бюджетом в три копейки и отчаяньем первопроходца.
Современного кинозрителя трудно заставить восторгаться этой булычевской экранизацией. Кино — это иллюзия, а откровенно мультяшные мамонты, бутафорские пластиковые черепа и сполохи китайских петард эту иллюзию развеивают на раз. Но тогда, в горбачевские восьмидесятые на фоне какого-нибудь «Лилового шара» или заезженной мутной картинки, выжатой из несчастной «Электроники ВМ-12» «Подземелье» казалось школьнику крутым сайенс-фикшном с привкусом фэнтэзи.
А как манили в кинотеатр популярнейшие артисты — гардемарин Сергей Жигунов в ипостаси интеллигентного Конана-варвара, вездесущий Николай Караченцов в набедренной повязке, «зверь» Дмитрий Певцов — человек боя. В каждом кинотеатре можно было лицезреть постер или салонную фотографию Марины Левтовой (по совместительству жены режиссера), летчика-старика Владимира Талашко, многостаночника Игоря Ясуловича. Кстати, последний регулярно светился на вторых ролях во многих фантастических фильмах по Киру Булычеву, и, вероятно, был в теме как никто. Дрессировщик говорящего козла Электрон Иванович, коварный Торки, Кащей при Алисе Селезневой, даже в «Тайне третьей планеты» звучал. И, откровенно говоря, в тех картинах образы у него были гораздо полнокровнее.
И не только Игорь Николаевич здесь незаметен. Актерская игра не планировалась изначально. Философия произведения осталась в литературном варианте. А здесь — меч и любовь, лазер и поединок, космонавты и кочевники. То степняки набегут, то синтетические ведьмы выплывут. А на заднем плане Белогурочка обвораживает Брюса (не того, правда). Да Караченцов за переводчика. Вот ведь и в суперуспешных современных «Трансформерах» кроме инженерии ничего и нет. Только вот уровень другой галактики.
Однако ностальгия по тёплому ламповому детству неистребима. И память лукаво выдаёт «Подземелье ведьм» за что-то хорошее. Как и мороженое «Пингвин». Разум шепчет, что продукт — дрянь, яркость — синтетическая, и польза мнимая, но ассоциациям, закрепленным в подкорке, логика — не указ, и даже вокал Маши Распутиной в финальных кадрах кажется высоким искусством. И чтобы не разочароваться, лучше картину не пересматривать. Пускай останется в одной иллюзорной коробке с вкладышами Турбо, магнитофонными кассетами TDK, карманными тетрисами и прочими богатствами переходного поколения.
Фильм моего детства
Не понимаю, к чему ругать плохие спецэффекты и игру актеров, зачем кривить душой, ведь тогда в 90-е фильм смотрелся на одном дыхании, он был в первую очередь развлекательным. Конечно, нынешней пресыщенной публике данный фильм может показаться наивным и некачественно снятым, но мне он очень нравился в детстве и сейчас я не считаю его плохим. Недавно с удовольствием пересмотрела еще раз по телевизору.
Да, он не конкурент всяким голливудским Звездным войнам, но зато в нем есть какое-то особое очарование, наши актеры в нем еще такие молодые и красивые — Жигунов, Левтова, ландшафты потрясающие, хорошая музыка, у этого фильма есть своя атмосфера. Произведение Булычева просто замечательное. Это моя первая фантастика, я не могла оторваться от книги и очень благодарна тем, кто снял этот фильм. Неплохо было бы и современным режиссерам снимать побольше фильмов по произведениям советских фантастов, а не лямзить сюжеты из Голливуда, и снимать не для взрослых, а именно для детей и подростков, для них никто уже не снимает достойную фантастику в нашей стране.
Космические гардемарины
Слабый сюжет — слабый фильм. Это не аксиома, но в данном случае факт налицо.
Я думаю, поклонникам К. Булычёва знаком тот факт, что писатель пытался выбраться из детского поприща в виде известной всем Алисы, в более серьёзные произведения. На память приходит другая экранизация его произведения «Через тернии к звёздам» та же история — попсовый сюжет — слабая экранизация.
Вернёмся к фильму: сюжет несколько отличается от оригинала, к сожалению, не в лучшую сторону. Отличия незначительны и я не буду их перечислять. Перечислю откровенные ляпы, как фильма, так и произведения (благо они один в один).
Явно видимым недостатком сюжета является тот факт, что при наличии такой технической и научной вооружённости (пришельцы поставили эксперимент в масштабах целой планеты) их убили собственные создания пускай и с помощью хитрости.
Экспериментаторов было всего несколько человек — такое впечатление, что они какие-то отшельники высокоразвитой космической цивилизации — это антинаучно, смешно и нелепо. Такой эксперимент должен был контролироваться если не в масштабах целой цивилизации, то хотя бы в масштабах какого-то института общества (например, у Стругацких — это Институт экспериментальной истории и прогрессоров»).
Идём далее: актёрская игра никакая вообще и в принципе. Отмечу, пожалуй, В. Талашко да Д. Певцова. Но В. Талашко убили в самом начале (отрубленная голова смотрелась по-настоящему), и он не успел раскрыть своего персонажа (за исключением эмоционального слова «мразь», обращённого к главарю дикарей), а Д. Певцов играет грязного главаря — дикаря, поэтому симпатий к его роли не испытываешь. Не знаю кому как, но С. Жигунов вообще не подходит на эту роль — какой-то несерьёзный у него вид для агента (хотя если вернуться к оригинальной дилогии о нём, то у К. Булычёва он тоже получился каким-то межгалактическим лохом, с психическим заболеванием и этот образ в чём-то совпал с экранным).
Но «опять двадцать пять», что можно потребовать от актёра, если в оригинале эти образы настолько аморфны и вялые, что я даже не могу вспомнить описание их характеров.
Очень важно, что в фильме очень плохие спецэффекты (хоть бы макет шатла сделали из пластика, а то показали в конце или Миг 25 или Миг 27 (не разглядел) и слишком мало «экшена». На мой взгляд, они могли бы вытянуть этот фильм из разряда неудачных в разряд «средненького кино».
Вывод: если вам нравятся приключения Алисы К. Булычёва, и если вы находитесь в детско-юношеском возрасте и не искушены более серьёзной фантастикой, можно и посмотреть, всем остальным не советую — потеряете зря время.
Ставлю 5, но только за большой вклад К. Булычёва в наше детство.
Этот фильм нельзя назвать шедевром русского кинематографа. Но и выбрасывать на свалку тоже не стоит. За что в первую очередь мы любим(или не любим)некоторые фильмы? Прежде всего за сюжет. А потом уже идет игра актеров и техническое исполнение.
Так вот — сюжет здесь захватывающий. Когда я впервые увидел афишу этого фильма на кинотеатре то был просто потрясен. Правда мне тогда было лет 12, но все равно Жигунов с мечом и полуобнаженная женщина вместе с ним(я тогда не знал имени этой актрисы) заставили разыграться воображение. Я сходил на 2 сеанса подряд. По тем временам это было крутое кино. Хотя уже вышел «Чужой» и еще несколько фантастических фильмов, от которых пацанам 10—12 лет сносило башню, но плюс этого фильма был прежде всего в том, что он вышел на большом экране и играл в нем любимец публики бывший «гардемарин» Жигунов. А лучшие зарубежные фильмы в первую очередь доходили до нас на видеокассетах и показывались в видеосалонах.
Большая разница, смотреть фильм по телевизору или на большом экране с нормальным звуком.
А то что тогда у нас не было такой техники как за рубежом для создания спецэффектов то винить надо не режиссера или актеров, а наше государство, которое зажимало средства на развитие кинематографа.
В общем фильм мне тогда очень понравился и когда я пересмотрел его через несколько лет, то он не сильно упал в моем мнении. Да, есть в нем недостатки. Например легкоузнаваемая природа Крыма или доисторические животные, которые и животными сложно назвать, скорее движущиеся чучела. Но зато какой космический корабль в первых кадрах фильма! Не хуже чем из «Звездных войн». И эти фигуры в черных плащах. Думаю, в то время фильму дали бы высокую оценку.
В первую очередь из-за любимых актеров и финальную песню в исполнении Маши Распутиной:
А по-моему, довольно неплохой фильм сам по себе и отличный фильм для отечественной фантастики в целом, которая в принципе не очень-то радует нас хорошими фильмами.
«Солярис» и «Сталкер» — для узкого круга зрителей, почему-то вспомнилось «Через тернии к звездам» — тоже довольно идеологическое кино, упор делается не на зрелищность, а на содержание.
За лаврами Спилберга
В общем, всё очень просто. Бери- снимай. Наши кинематографисты так и делают: берут и снимают, отбросив все условности.
В то неспокойное, сумбурное время (надо заметить, что фильм «Подземелье ведьм» был снят в 1990 году), когда огромная страна, напрочь лишённая сильных руководителей, подточенная «изнутри» гласностью и перестройкой и «закулисно рвущемся к государственной «кормушке» Борисом Николаевичем вместе со сворой «новых демократов- реформаторов», акцент делался на коммерческое кино. Зачастую при этом терялся не только профессионализм, но и элементарное уважение к зрителю.
Я не против, чтобы «наши киношники» учились у американцев или французов. Я- за. Учитесь, но не копируйте слепо! Копирование, особенно бездарное, всегда приводит к фальши, к утрате художественных достоинств.
«Лавры Спилберга и Лукаса не дают покоя нашим кинематографистам»- эта мысль как-то промелькнула в прессе того времени по поводу выхода на советские экраны отечественного супербоевика «Подземелье ведьм». Предполагалось, что фильм вызовет большие очереди у касс. Ещё бы! Картина собрала цвет того времени отечественного кино: любимец публики (после триумфа «Гардемаринов») Сергей Жигунов, Марина Левтова, Николай Караченцов, Жанна Прохоренко, Дмитрий Певцов. К тому же фильм был поставлен по сценарию классика фантастического жанра Кира Булычёва (помните его «Приключения Электроника», «Гостья из будущего»?).
В принцип сюжет неплохой: в силу каких-то необъяснимых причин эволюция на далёкой планете Заур (учёные с Земли в шутку назвали эту планету Эволюционным уродом) дала сбой, и поэтому здесь одновременно существуют и птеродактили, и мамонты, и племена хорошо вооружённых полудиких кочевников.
В этот странный и загадочный уголок Вселенной прибывает с Земли группа астронавтов- исследователей во главе с инспектором галактического центра Андреем Брюсом (Сергей Жигунов). Именно здесь, на Зауре, земляне впервые сталкиваются с мощью и агрессивностью полудиких племён. Захвачен и уведён в плен один из астронавтов Жан (Николай Караченцов). Бесстрашный Андрей Брюс отправляется на поиски Жана, а заодно он пытается разгадать тайну планеты. По пути герой знакомится с молодой дикаркой Белогурочкой (ныне покойная Марина Левтова), чьё племя было некогда разбито племенем ведьм (так называется племя, похитившее Жана и которое разыскивает главный герой). На пути героев встают всевозможные преграды, но, как и положено благородным героям, они преодолевают их. А в финале Андрей Брюс, освободив из плена Жана, вступает в смертельную схватку с вождём племени ведьм зловещим Октин- Хашем (Дмитрий Певцов).
Вроде всё хорошо, всё прекрасно! Погони, драки, приключения! Что же ещё надо нашему зрителю? Сиди и восторгайся. Но дело в том, что восторгаться- то нечем. «Подземелье ведьм» представляет собой очередную отечественную «подделку» (или «дешёвку», как хотите), сделанную на скорую руку. Никакого Спилберга или Лукаса даже вблизи не видно. Всё снято грубо, примитивно и, что особенно грустно, без всякого уважения к жанру фантастики, без уважения к зрителям. Думаю, что не стоит особо ругать дебютанта большого кино, молодого режиссёра Юрия Мороза (в те времена Юрий Мороз только начинал свой режиссёрский путь в большом кино) за столь неудачное начало. Как говорится, всё ещё впереди.
Впоследствии Юрий Мороз полностью переключился на создание телесериалов («Каменская» чего только стоит. А сериалы «Женщины в игре без правил», «Дети Ванюхина», «Братья Карамазовы»? Но это не от большого ума, а скорее всего от безвыходного финансового положения режиссёра). Правда, в 2006 году снял неплохую социальную драму об уличных проститутках «Точка».
Но вернёмся к фильму «Подземелье ведьм». Режиссуры в фильме не чувствуется вообще, нет чёткости, стройности сюжета. Нет зрелищности и динамизма. Всё наивно и примитивно. Диалоги персонажей бессвязны и пусты. Создаётся впечатление, что герои существуют сами по себе, а актёры- сами по себе. Любимец публики, «славный гардемарин» Сергей Жигунов в роли инспектора Брюса, как всегда, неубедителен, его образ не несёт печати времени, он начисто лишён чувства жанра, в котором снят фильм. Провалом (иначе не назовёшь) отмечены роли Левтовой и Караченцова. Они просто усугубляют просчёты фильма, вносят смятение в сердца своих поклонников.
Не стоит, думаю, особо критиковать специалистов по эффектам, пиротехников, художников и прочих работников технической стороны. Здесь их вины нет. Наоборот. Они сделали, что могли, учитывая нашу (в те времена, начало 90-х) допотопную техническую оснащённость кинематографа. И на том спасибо!
Может быть, всё же не так уж и плохо, что лавры Спилберга и Лукаса не дают покоя нашим кинематографистам. Но мне не дают покоя халтура, примитивизм и убожество нашего жанрового кино. Неужели мы растеряли всё лучшее, что когда-то имели, и таланты не выбирают нашу землю для своего появления?
Неужели мы никогда не сможем, даже попытаться, приблизиться к уровню великих коммерческих режиссёров? Не хочу в это верить, потому что знаю, что земля русская способна давать своих лукасов, спилбергов, камеронов и баркеров. Есть у нас крепкая основа предков- сказки, предания, былины, давшие толчок рождению многих западных коммерческих киноталантов. Есть прекрасные актёры, не уступающие Харрисону Форду, Патрику Суэйзу, Николасу Кейджу и другим зарубежным кинознаменитостям.
Есть прекрасные сценаристы, операторы, композиторы…. Эх, всё у нас есть! Только бы «техника не подвела»…
Фильм в первую очередь интересен подбором актёров. Жигунов, Каранченцов, Певцов… Левтова тоже снималась во многих фильмах, но как-то лично мне особо не запомнилась. Жаль её, разбилась недавно на снегокате. Караченцов тоже в аварию попал…
Автор сценария Кир Булычёв. В целом фильм достаточно интересный. Думаю, что тот, кто ни разу не смотрел, скучать не придётся.
Композитор Максим Дунаевский. Музыка на высшем уровне. Очень понравилась песня: исполняет Маша Распутина, стихи Дербенёва.
Фантастика Подземелье ведьм появился на свет в далеком 1990 году, более 31 года тому назад, его режиссером является Юрий Мороз. Список актеров, которые снимались в кино: Игорь Ясулович, Сергей Быстрицкий, Жанна Прохоренко, Николай Караченцов, Дмитрий Певцов, Марина Левтова, Леонид Громов, Владислав Ковальков, Владимир Ферапонтов, Леонид Филаткин, Анатолий Мамбетов, Сергей Жигунов, Владимир Талашко, Виллор Кузнецов, Наталья Каменская.
Производство стран СССР и Чехословакия. Подземелье ведьм — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
- актеры фильма поделись счастьем своим фото
- актеры фильма подземелье драконов