актеры фильма приходите завтра фото
Екатерина Федоровна Савинова
Фото Все
Видео Все
Екатерина Савинова. Шаг в бездну
«Частная история»: Актриса Екатерина Савинова
«Трагедия Фроси Бурлаковой». Документальный фильм об актрисе Екатерине Савиновой
Екатерина Савинова — биография
Екатерина Савинова – талантливая советская актриса, прославившаяся ролями в фильмах «Приходите завтра», «В один прекрасный день».
Актерскую карьеру Екатерины Савиновой трудно назвать удачной. Многие зрители запомнили ее блестящую игру только по фильму «Приходите завтра», где она играла Фросю Бурлакову. Ей просто не позволили заниматься любимым делом, в результате этого запрета была сломана судьба самой актрисы. Зрители тоже остались в проигрыше – нам не удалось насладиться ее великолепной игрой, прекрасным, уникальным голосом. Возможно, всесильный Иван Пырьев был доволен, что он испортил жизнь Савиновой, однако в конечном счете от его жестокости и мстительности в проигрыше остался и отечественный кинематограф.
Детство и юность
Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края. Ее родители были обычными крестьянами, переселившимися на плодородные алтайские гектары из Пензенской губернии в период столыпинской реформы. Многие переселенцы были особыми людьми. Покинув свои крохотные наделы в центральной России, они трудились, не покладая рук, настойчиво старались разбогатеть, зажить по-людски. Катя с раннего детства привыкла к тяжелому крестьянскому труду, умела выполнять любую работу. При этом она всегда мечтала о карьере актрисы.
На фото Екатерина Савинова в детстве
После окончания средней школы упорная и целеустремленная девушка уехала в Москву. Она мечтала стать студенткой ВГИКа, а пришлось учиться в землеустроительном институте. Через полгода девушка бросила учебу, поскольку она хорошо понимала, что просто занимает чужое место. Ей удалось поступить на курсы актерского мастерства, которые вел Василий Ванин.
Через некоторое время Ванин отчисляет Екатерину. Он полагал, что из Савиновой выйдет прекрасная театральная актриса, а для съемок в кино она не просто не подходит.
Но Екатерина не сломалась от таких ударов судьбы. Она родилась под знаком Козерога, а этих людей отличает невероятное упорство и настойчивость в достижении целей. Девушка добивается своего, поступает во ВГИК, несмотря на огромный конкурс в 75 человек на одно место. Комиссии было невероятно сложно выбрать 40 самых лучших абитуриентов из 3000 претендентов.
Екатерина Савинова в молодости
Учиться тоже было непросто, после неизбежного отсева через полгода осталось только двадцать студентов. Среди этой стойкой молодежи, была, конечно, и Катя Савинова. Ее сокурсниками были Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова. Екатерина закончила ВУЗ в 1950 году. После окончания ВГИКа Савинову, единственную из выпускников, приглашают во МХАТ. Но девушка, которая была твердо уверена, что ее призвание – кино, отказывается от этого предложения.
Фильмы
Свою первую роль в кино Екатерина сыграла в картине «Страницы жизни». Здесь она перевоплощается в Катю Сорокину, подружку Нины. Однако в титрах эта актриса не указана. Поэтому многие зрители считают дебютной картиной Екатерины «Кубанские казаки». Здесь ей досталась роль Любочки. Колхозная жизнь в первые послевоенные годы в фильме выглядела очень приукрашенной. Но зрителям, уставшим от войны, голода и разрухи, нравились оптимистичные, жизнеутверждающие фильмы Ивана Пырьева. Кроме того, обычного зрителя всегда интересует любовь, а ее в этой картине было предостаточно.
Екатерина снимается в фильме в 23 года, будучи еще студенткой ВУЗа. Это было невероятное везение – получить роль в таком возрасте, ведь в то время за год снималось только восемь лент. Однако, на свою беду, молоденькая и хорошенькая актриса понравилась всемогущему режиссеру Ивану Пырьеву. Екатерина не считала себя крепостной актрисой, она была гордой советской девушкой, и не приняла его ухаживаний. Более того, она попыталась остудить пыл любвеобильного поклонника звонкой пощечиной. К великому сожалению, ее земляк Пырьев не был рыцарем, за свои неудачи на любовном фронте он мстил долго и жестоко.
Пырьев сделал так, что для талантливой актрисы в одночасье закрылись двери всех киностудий страны. Коллеги вспоминают, что Катя Савинова вмиг оказалась занесенной в неофициальный «черный список» «Мосфильма», которым тогда руководил Иван Пырьев. Актрису не брали на главные роли, хотя коллеги, другие участники съемочного процесса прекрасно понимали, что ее проблема заключалась вовсе не в отсутствии таланта.
Актриса без особых усилий проходила кастинг на главные роли, ее утверждали, затем отказывали в работе. Так продолжалось долгие тринадцать лет. В 50-х годах отношение к Савиновой изменилось в лучшую сторону, ее наконец-то стали приглашать на съемки. Ролей было много, но все они были малозначительными и проходными. И только в двух фильмах, вышедших в 1955 году, Савиновой достались основные роли. Это была картина «Тень у пирса», где актриса играет официантку Клаву и фильм «В один прекрасный день». В последней ленте актриса играет девушку-дирижера Екатерину Воропай.
В фильме «В один прекрасный день» перед зрителем разворачивается история настоящего конфликта между руководством колхоза и музыкальным работником, приехавшим в село. Молодая, энергичная девушка считает, что колхозная самодеятельность должна быть на высоте. Она прилагает к этому немало усилий, но не встречает поддержки от председателя и главного бухгалтера. В результате дирижер вступает с руководством колхоза в открытое противостояние.
Екатерина играет в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате», в картинах «Чук и Гек», «В степи», «Месть». Она как ребенок радуется любому приглашению, хватается за любую роль, и делает свою работу просто блестяще. Она остро ощущает свою невостребованность, мечтает сыграть роль всей жизни, и вскоре такая возможность появляется. Картина «Приходите завтра» выходит на экраны в 1963 году. Эта история о талантливой девушке из провинции, которая приезжает из глухого таежного села, чтобы поступить в знаменитую Гнесинку, стать профессиональной певицей.
Екатерина Савинова в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра»
Роль, которую сыграла Савинова, во многом автобиографична, ведь она писалась специально для этой актрисы. Например, семья Бурлаковых жила в близком соседстве с родителями Савиновой, а их дочка Дуняша была ее задушевной подругой. Песни в этом фильме исполняет сама Екатерина Савинова. Автором сценария и режиссером фильма был муж Екатерины, Евгений Ташков. Ее супруг прекрасно знал, как талантлива его Катя, и как она страдает от своей нереализованности.
Съемочная группа работала на Одесской киностудии, но длинные руки режиссера Пырьева и там доставляли массу неприятностей. Ее замучили бесконечные московские комиссии, обвинявшие актрису в бездарности и настаивающие на прекращении съемок. Несмотря на все препятствия, фильм вышел и очень полюбился зрителям. Они искренне сочувствовали Фросе, переживали за нее, она покорила поклонников своей искренностью и непосредственностью. Роль, которую сыграла Савинова, стала лучшей женской ролью года. Больше у Екатерины главных ролей не было. В 1970 году она сыграла свою последнюю роль в картине «Расплата».
Личная жизнь
У Екатерины Савиновой был один муж – Евгений Ташков. Молодые люди познакомились в студенческую пору, они были однокурсниками. Через 8 месяцев после окончания ВУЗа Екатерина и Евгений официально оформили свои отношения.
На фото Екатерина Савинова с мужем Евгением Ташковым и сыном Андреем
Их единственный сын Андрей родился в 1957 году, сейчас это талантливый, востребованный актер.
Фильм «Приходите завтра»: актеры и судьба
Режиссером и соавтором сценария стал Евгений Ташков — автор телесериалов «Майор Вихрь» и «Адъютант его превосходительства», а также экранизации «Подростка» Федора Достоевского. Жена Ташкова — Екатерина Савинова — помогла написать сценарий и сыграла ключевую роль.
Фильм запомнился зрителям пронзительным сюжетом, яркой игрой актеров и богатой музыкальной составляющей. Так, на прослушивании героиня картины поет каватину из оперы «Севильский цирюльник» композитора Джоаккино Россини, а на одном из занятий — серенаду Франца Шуберта с русским текстом Николая Огарева. Меткие фразы героев картины, такие как: «А вы хороший человек, видать. Как это от вас жена могла уйти?», впоследствии разошлись на цитаты.
Екатерина Савинова (1926-1970)
Героиня картины Фрося Бурлакова приезжает из деревни в Москву, чтобы поступить в институт и стать певицей. Екатерина Савинова сыграла роль талантливой провинциалки и вместе с мужем написала сценарий к фильму, наделив Фросю фактами собственной биографии.
Фрося стала первой главной ролью 34-летней актрисы, которая снималась в кино с 22 лет. Еще студенткой Савинову взял в «Кубанские казаки» глава «Мосфильма» Иван Пырьев. Позже Екатерина отвергла его ухаживания, за что Пырьев отомстил, запретив режиссерам снимать девушку в кино. С 1950 по 1963 годы Савиновой доставались лишь крошечные эпизоды и проходные роли в театре.
Мужем Савиновой стал сокурсник и режиссер Евгений Ташков, решивший прекратить мучения супруги и дать ей главную роль. Чтобы обойти запрет главы «Мосфильма», фильм создали на Одесской киностудии. После премьеры Екатерину наградили за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале, а также присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
В ходе съемок «Приходите завтра» Савинова выпила зараженное бруцеллёзом парное молоко. Инфекция дала необратимое осложнение — шизофрению. На протяжении дальнейших 9 лет актриса ежегодно попадала в клинику. Во время ремиссии гастролировала с мужем и снималась в эпизодических ролях. Но болезнь прогрессировала, вынуждая актрису принимать сильнодействующие лекарства. В итоге Екатерина устала быть «семейной обузой» и решила избавить себя с мужем от мучений, шагнув под поезд в Новосибирске.
Борис Бибиков (1900-1986)
Роль профессора Соколова сыграл советский актер театра и кино, театральный режиссер и педагог Борис Бибиков. В числе его учеников — Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Майя Булгакова, Надежда Румянцева и Леонид Куравлев. В картине «Приходите завтра» Бибиков сыграл себя, воссоздав реальную историю поступления Екатерины Савиновой во ВГИК. Снялся в «Майоре Вихре» и еще двух десятках фильмов, часто играя генералов или ученых.
Анатолий Папанов (1922-1987)
Анатолий Папанов блестяще сыграл скульптора Николая Васильевича и в 1964 году на Всесоюзном кинофестивале получил премию за лучшую мужскую роль. Сыграл харизматичные роли в популярных картинах «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля» и «Служили два товарища». Колоритным голосом Папанова озвучена сотня мультфильмов. До самой смерти работал в столичном Театре Сатиры. После возвращения домой со съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…» жизнь актера оборвал сердечный приступ.
Юрий Горобец на заре кинокарьеры сыграл роль Кости, приятеля Фроси Бурлаковой. Далее сыграл много эпизодических ролей в кино и сериалах. Так, на счету Горобца «Хождение по мукам» по романам Алексея Толстого, обе части «Фаната», а в 2006 году появился в сериале «Любовь как любовь». Сменив ряд театров, с 1989 года выступает на сцене МХАТ имени Максима Горького.
Александр Ширвиндт (1934)
Роль студента Вадима стала третьей по счету для Александра Ширвиндта. В дальнейшем его ждал успех на экране, а также на сцене театра, которому актер отдал большую часть жизни. Прославился как театральный режиссер, сценарист, педагог и телеведущий. Снялся в фильмах «Ирония судьбы, или с легким паром», «12 стульев» (1976) и «Вокзал для двоих».
Последние годы руководит Театром Сатиры, появляется на телевидении.
Юрий Белов (1930-1991)
Роль студента Володи сыграл один из самых популярных актеров советского кино 50-х и 60-х годов Юрий Белов. Уже через год после окончания ВГИКа юный актер стал знаменит благодаря роли Гриши в фильме «Карнавальная ночь».
На счету Белова 50 ролей в кино. Но в середине 60-х звезду экрана закрыли на полгода в психбольницу: по одной версии — из-за неудачной попытки суицида, по другой — из-за нелестного высказывания о руководстве страны. После выписки карьера Белова пошла под откос. В итоге актеру пришлось зарабатывать на жизнь таксистом, а злоупотребление алкоголем окончательно подорвало его здоровье.
Как сложилась судьба сына Фроси Бурлаковой: Бремя родительской славы Андрея Ташкова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Знаменитые родители
Евгений Ташков и Екатерина Савинова познакомились во ВГИКе, где учились на одном курсе. Он влюбился в нее с первого… звука! Когда Ташков поступил в институт, ему не хватило места в общежитии, и он остался на одну ночь в комнате девушек. Андрей рассказывал: « Лег, отвернулся к стене, и тут вошли студентки. Папа услышал голос, глубокий и щедрый, и ему захотелось увидеть его обладательницу. Так все началось… »
Екатерина Савинова, приехавшая в столицу из деревни Ельцовки Алтайского края, во многом была похожа на свою самую известную киногероиню Фросю Бурлакову – она была такой же открытой, непосредственной, общительной, темпераментной, веселой. Андрей вспоминал, что когда она с ним, маленьким, гуляла во дворе, запросто могла запеть во весь голос прямо посреди улицы, что очень смущало ее сына. Правда, это практически все, что он о ней помнил, – когда ему было 4 года, мать начала болеть и часто пропадала в больницах. Она была убеждена в том, что ее болезнь заразна, а потому старалась меньше времени проводить с сыном.
Поначалу ее карьера складывалась блестяще: она окончила ВГИК и Гнесинское училище, в 22 года снялась у самого Ивана Пырьева в «Кубанских казаках». Правда, после того, как юная актриса не ответила на ухаживания знаменитого режиссера, не прощавшего отказов, она на 13 лет попала в негласный «черный список» тех, кого не приглашали на крупные роли. Но благодаря своему мужу, режиссеру Евгению Ташкову, Екатерина Савинова все же сыграла роль, которая принесла ей всесоюзную популярность, – Фросю Бурлакову в фильме «Приходите завтра».
Семейная трагедия
Еще во время съемок у актрисы все время держалась высокая температура, о чем она никому не говорила. А вскоре стало известно о том, что она заболела бруцеллезом. Инфекция дала осложнения на центральную нервную систему, из-за чего у Савиновой начались проблемы с психическим здоровьем. В те периоды, когда болезнь отступала, актриса очень страдала из-за того, что не может контролировать свое поведение и доставляет много хлопот близким. В один из таких моментов она втайне от мужа уехала к сестре в Новосибирск, а через какое-то время бросилась там под поезд, оставив записку: « Простите меня. Особенно Андрей. Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать ». Ей тогда было всего 43, а ее сыну Андрею – всего 13.
Воспитанием Андрея с самого начала занималась домработница, ведь отец постоянно пропадал на съемках, а мать – в больницах. Родители пытались максимально занять его свободное время, записав на плавание и фигурное катание и отдав в музыкальную школу и английскую спецшколу. Правда, у него самого эти занятия не вызывали никакого энтузиазма – ни плавать, ни кататься на коньках, ни играть на музыкальных инструментах он тогда так и не научился. Отец по этому поводу негодовал, ведь сам он был спортивным и могучим, выдерживал любые физические нагрузки, отлично плавал, катался на коньках и на лыжах. Рядом с таким отцом сын с детства чувствовал себя слабым и беспомощным, не оправдывающим никаких ожиданий. Конечно, на него это очень давило.
Через какое-то время после того, как матери не стало, отец заявил сыну, что в доме должна быть женщина, и с ними поселилась актриса Валентина Шарыкина, известная по роли пани Зоси из «Кабачка «13 стульев». Ей удалось найти общий язык с Андреем, но их союз с Евгением Ташковым все же распался. Позже режиссер женился во второй раз, снова на актрисе. Татьяна Ташкова запомнилась зрителям по фильму «Уроки французского» и рекламе чистящего средства, где она появлялась в образе тети Аси.
Свой путь
Конечно, в такой семье дальнейшая судьба сына было предопределена. Но в театральный вуз он решил поступать не потому, что хотел пойти по стопам родителей, а под влиянием друга, который тоже собирался подавать туда документы. Самым страшным испытанием для Андрея стали не вступительные экзамены, а пробное выступление перед отцом, которого он боялся больше, чем всей приемной комиссии. Хотя он выучил наизусть смешной рассказ, уже через минуту расплакался от волнения. Тем не менее в Школу-студию МХАТ его приняли с первой же попытки. Правда, через год он перевелся в Щукинское училище.
После таких непростых детских и юношеских переживаний было бы объяснимо, если б Андрей вырос человеком сомневающимся, неуверенным в себе и закомплексованным, но все произошло с точностью до наоборот. Он рано стал самостоятельным, научился готовить, заботиться о себе и обеспечивать себя материально. Правда, поначалу был очень зажатым и скрывал все свои эмоции, чтобы не казаться окружающим слабым. Только к четвертому курсу он научился быть раскованным на сцене и почувствовал себя уверенным в профессиональном плане.
Еще во время учебы Андрей Ташков начал сниматься в кино, выступал на театральной сцене, а через год после окончания Щукинского училища сыграл свою первую главную кинороль, принесшую ему популярность, – Женю Кулика в фильме «Сыщик». Он встречался и с отцом на съемочной площадке и снялся в его фильмах «Подросток» и «Три женщины Достоевского». Актер признавался, что совместная работа в первом фильме была очень непростой – отец был очень требовательным, нервным и вспыльчивым, и Андрей, по его словам, испытывал постоянное ощущение зависшего над ним Дамоклова меча, а во втором фильме, снятом почти через 30 лет, уже была совсем другая атмосфера – к тому времени отец наконец признал в нем самостоятельную творческую единицу.
За 45 лет своей кинокарьеры Андрей Ташков сыграл уже 65 киноролей. Его отца нет среди живых уже 9 лет, но он успел застать то время, когда его сын добился признания, популярности и успеха в профессии. У Евгения Ташкова были все основания гордиться сыном. Сегодня актеру уже 64, его давно не ассоциируют исключительно со знаменитыми родителями, но вопросы о них все равно звучат в каждом интервью. Отвечать на них по-прежнему непросто: о матери ему до сих очень больно вспоминать, даже у него дома на стенах не висят фотографии родителей. По этому поводу Ташков говорит: « Зачем в суете скользить взглядом по их лицам? И старые снимки я не пересматриваю – все живы в моем сердце… ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«На одной из ранних своих картин к Екатерине Савиновой проявил чисто мужской интерес, причём очень активный, режиссёр картины, который по совместительству был ещё и высоким чиновником от искусства… в общем, получил за это пощёчину. Но прошло время, и на этом, как бы, дело не закончилось».
В 1963 году на советских экранах появилась картина «Приходите завтра» — и её главная героиня Фрося Бурлакова произвела эффект разорвавшейся бомбы, став одним из ярчайших персонажей в истории кинематографа СССР.
Сочетание артистизма и мощнейшего вокала казалось неправдоподобным — возникала уверенность, что прекрасную актрису озвучила какая-то выдающаяся оперная певица. Но исполнительница главной роли Екатерина Савинова всё спела сама — она обладала мощным голосом диапазоном в три с половиной октавы.
Тем не менее вряд ли многие вспомнят хотя бы ещё один фильм, где снялась эта уникально одарённая актриса. Anews рассказывает о её сложной и трагической судьбе.
Поступила вопреки
Екатерина Савинова появилась на свет 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края. Артистический талант девочки был очевиден и подкреплён желанием построить сценическую карьеру. Однако с реализацией этого желания возникли немалые сложности. Подруга Екатерины Евдокия Бурлакова вспоминала:
«Время было трудное, военное. Мать Кати Мария Семёновна отговаривала её ехать в Москву, где жил старший брат Александр, повременить с учёбой, потому что не с чем было отправлять её, не во что было даже одеть. Но Катя чувствовала уверенность в своих силах и решила во что бы то ни стало добиться своей цели. Тогда Мария Семёновна обменяла последнюю картошку у эвакуированных литовцев (в то время их много жило в Ельцовке) на шерстяное платьице, голубенькое с белым воротничком, в котором Катя и приехала в Москву».
Девушка изначально была нацелена на кинокарьеру, поэтому хотела поступать во ВГИК. К подаче документов Екатерина опоздала, но быстро сориентировалась и сумела поступить в Землеустроительный институт. Проучившись там полгода, она всё же пошла на экзамены на актёрский факультет ВГИКа. Савинова поступила, но уже через полгода была отчислена — педагог Василий Ванин был уверен, что таланты девушки больше подходят для театра.
Однако Савинова и здесь не сдалась — она пришла на экзамены снова, причём удивила комиссию выбором материала. Девушка прочитала монолог Анны Карениной — утончённой аристократки, совершенно не подходящей Екатерине по внешности. Уровень исполнения не оставил никаких сомнений в потенциале Савиновой — она стала студенткой, а в 1950 году окончила вуз, получив крайне комплиментарную характеристику от преподавательского состава:
«Является молодой талантливой актрисой. Юмор, обаяние, неистощимая фантазия, поражающая правдивость и органичность поведения отличают её дарование. Савинова удачно справляется с бытовыми, лирическими и характерными ролями. Её способность перевоплощения свидетельствует о её большом сценическом диапазоне. Самостоятельно решает серьёзные актёрские задачи. Необычайно работоспособна».
Несмотря на то, что вместе с Савиновой выпустились будущие звёзды Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов, именно Екатерине сразу поступило предложение из МХАТа. Но грезившая кинематографом актриса отвергла его.
Дурные стереотипы или месть влиятельного режиссёра?
Возможно, страстное желание Савиновой быть исключительно на киноэкране оказало ей медвежью услугу. Несмотря на уникальный талант, женщина обладала очень ярко выраженной типажностью — грубо говоря, «деревенским лицом», а для кино этот аспект важен существенно больше, чем для театральной или музыкальной сцены.
В 1949 году актриса сыграла небольшую, но довольно яркую роль в крупном проекте «Кубанские казаки». Савинова приняла участие в нескольких музыкальных сценах и, пусть и в группе, всё равно выделялась своим вокалом.
Тем не менее шаг на следующий уровень ей никак не давался — возможно, именно специфический типаж мешал режиссёрам разглядеть в актрисе звёздный потенциал. О влиянии стереотипов на карьеру Савиновой говорила и её партнёрша по «Кубанским казакам» Народная артистка СССР Клара Лучко: «Ну что же мы за люди?! Мы проходим мимо талантливых актёров, дарование которых не умещается в привычные рамки, говоря при этом, что актёры — это штучный товар. Катя могла бы сыграть множество ролей, у неё был редкий голос, но она была никому не нужна».
Екатерина Савинова и Клара Лучко в фильме «Кубанские казаки»
Есть, впрочем, и другая версия причин карьерных проблем Савиновой. Её озвучил актёр Леонид Филатов:
«На одной из ранних своих картин к Екатерине Савиновой проявил чисто мужской интерес, причём очень активный, режиссёр картины, который по совместительству был ещё и высоким чиновником от искусства… в общем, получил за это пощёчину.
Но прошло время, и на этом, как бы, дело не закончилось. И этот режиссёр, теперь уже как сановник, продолжал принимать участие в судьбе Екатерины Савиновой. Несмотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования, — она не снималась в больших картинах. Постоянно поступал „высокий“ запрет и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях».
Режиссёром этим кинематографическая молва упрямо называет снявшего «Кубанских казаков» Ивана Пырьева, который действительно активно занимался управленческой деятельностью, возглавлял «Мосфильм» и был депутатом Верховного Совета СССР.
Как бы то ни было, после «Кубанских казаков» у Екатерины Савиновой практически не было громких проектов, либо она играла в них крайне незначительные роли. Определёнными успехами можно назвать работу в картине 1954 года «Большая семья», весь актёрский коллектив которой был удостоен награды Каннского кинофестиваля.
. а также две главные роли в картинах, снятых в 1955-м киностудиями Украинской ССР: детективе «Тень у пирса»…
. и комедии «В один прекрасный день».
При этом Савинову продолжали звать на театральную сцену, предлагали войти в оперную труппу Большого театра или давать гастроли с оркестром. Но актриса была непреклонна: кино и ничего больше.
Прорыв
В конце концов в карьеру Екатерины Савиновой решился вмешаться её муж, режиссёр Евгений Ташков. Пара училась на одном курсе во ВГИКе, уже там влюблённые были неразлучны, а после выпуска поженились. В 1957 году у супругов родился сын Андрей.
Ташков снял несколько картин на Одесской и Киевской киностудиях. Устав от профессиональной нереализованности супруги, он решил сделать фильм, максимально раскрывающий её уникальное дарование. Мужчина написал сценарий, сделав главную героиню идеально подходящей супруге по типажу, во-многом повторяющей её личную судьбу — талантливой девушки из глубокой провинции, приехавшей покорять столицу. Фамилию героиня получила от подруги детства Савиновой, отразили и момент с платьем, купленным за картошку. «Наверное, не случайно в кинофильме есть фрагменты, где Катя говорит о мамином праздничном платье», — рассказывала Евдокия Бурлакова.
Кадр фильма «Приходите завтра»
Интересно, что голосовые данные Савиновой проявились не только в вокальных партиях. Занизив тембр голоса, актриса сумела полностью озвучить домработницу.
Кадр фильма «Приходите завтра»
При подготовке к фильму Евгению Ташкову пришлось преодолевать сопротивление киноуправленцев — те были недовольны, что молодую абитуриентку будет играть 36-летняя актриса. Но режиссёр чётко дал понять, что ни с какой другой актрисой фильм не выйдет.
Правоту мужчины продемонстрировал оглушительный успех фильма. В прокате его посмотрели 15,4 миллиона зрителей, Савинова получила премию Всесоюзного кинофестиваля, также награды был удостоен сыгравший в картине Анатолий Папанов.
«Не переживайте. Не надо плакать»
Казалось, такой громкий успех открывает актрисе двери в высшую лигу советского кинематографа. Однако уже в работе над картиной проявились проблемы со здоровьем женщины. Савинова мучилась от температуры, чувствовала головокружение, тошноту. Съёмки периодически приходилось останавливать, переносить — а причину определить не могли. В итоге выяснили, что актриса больна бруцеллёзом — тяжёлой инфекцией, передающейся от животных. Предположительно, Екатерина заработала её, выпив сырого молока.
Болезнь была обнаружена поздно и стала хронической. «Мама всю оставшуюся жизнь принимала помногу таблеток несколько раз в день — их горсть не умещалась в ладони — подолгу лежала в клиниках», — рассказывал сын артистки.
Недуг поразил центральную нервную систему Савиновой, началась шизофрения. Для того, чтобы сохранять ясный рассудок, ей приходилось наблюдаться в стационаре по два-четыре месяца в году. О полноценной карьере в таких условиях речи быть не могло — актриса вернулась к не отнимавшим много сил второстепенным ролям, иногда давала концерты и творческие вечера.
Так продолжалось до 1970 года. В апреле наступила страшная развязка. Клара Лучко рассказывала: «Она позвонила мне и сказала, что едет в Сибирь к своей сестре: очень соскучилась, — и что внутренний голос сказал ей, чтобы она попрощалась со мной и чтобы я простила её. Голос её звучал хрипло и тревожно».
Сын Савиновой добавлял: «Пока отец был на съёмках, мама незаметно для домработницы, которая за ней присматривала, выскользнула из дома и уехала в Новосибирск к сестре. Пробыла там месяц, писала оттуда письма. Она была, как рассказывала сестра, в ровном расположении духа. Но однажды утром встала, вымыла в доме полы, прибралась и ушла на вокзал».
В тот момент стало ясно, что Савинова неслучайно выбрала на определяющее для себя прослушивание во ВГИКе монолог Анны Карениной. Любовь к героине романа Льва Толстого проявилась максимально ярким и страшным образом: дождавшись прибывающего пассажирского поезда, актриса перебежала пути и бросилась под колёса.
Позднее в квартире нашли прощальное письмо женщины: «Простите меня. Особенно Андрей. Милый мой мальчик. Если б ты знал, что ждёт меня в будущем, ты бы простил меня. Не переживайте. Не надо плакать».
«Когда мама ушла, мне было 13 лет, — вспоминал Андрей Ташков, — Она почему-то считала, что может заразить меня, и намеренно отстранялась. Позже я понял, что мама была права, болезнь, даже незаразная, способна передаться через энергетические каналы. Поэтому я плохо помню её, у меня нет какого-то сложившегося образа матери. Но я точно знаю: всё, что есть хорошего во мне, это от мамы».