актеры фильма принцесса цирка 1982
За кадром «Принцессы цирка»: Почему фильму предрекали провал
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первой советской экранизацией оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» был черно-белый фильм Юлия Хмельницкого, вышедший на экраны в 1958 г. под названием «Мистер Икс». Интересно то, что прототипом главного героя для Кальмана стал русский эмигрант из знатной семьи, офицер, вынужденный за границей «переквалифицироваться» в циркового акробата, выступавшего в маске, чтобы знакомые не узнали в циркаче аристократа. У оперетты Кальмана было второе название – «Мистер Икс», но суеверный композитор считал, что только «женские» названия оперетт приносят ему удачу. А вот Хмельницкий для своей экранизации выбрал именно второе название. Главную роль в его фильме исполнил знаменитый советский эстрадный и оперный певец Георг Отс, блестяще исполнивший все партии своего героя. Поэтому представить кого-то в этой роли после него было крайне сложно – новый герой заведомо проигрывал в сравнении. Но Светлана Дружинина решила сделать ставку не на вокальные данные актера.
До этого Светлана Дружинина уже снимала музыкальные фильмы («Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская»), а тема цирка была ей особенно близка – в подростковом возрасте она год отучилась в цирковом училище на отделении акробатики, но ее мать была против того, чтобы дочь выступала в труппе акробатов, и Светлана поступила в хореографическое училище. Из-за серьезной травмы Дружинина так и не стала балериной, но начала работать на телевидении и сниматься в кино, а позже занялась режиссурой. Однако о своем цирковом и танцевальном прошлом она не забывала. Вместе с ней в хореографическом училище занимался Марис Лиепа – именно ему она и планировала предложить главную роль в своем фильме. Правда, было одно «но»: на тот момент знаменитому танцовщику было уже 45 лет.
Все решил случай. Дружинина отправилась в Большой театр, чтобы пригласить Мариса Лиепу на пробы, но в буфете случайно столкнулась с очень красивым молодым человеком с аристократической внешностью. Она была настолько поражена не только его красотой, но и благородством манер и «заграничным» шармом, что тут же решила предложить ему прийти на пробы – именно так, в ее представлении, и должен был выглядеть главный герой ее фильма.
Однако утвердить юношу на главную роль оказалось очень непросто. Игорь Кеблушек оказался сыном крупного чехословацкого дипломата. Он собирался пойти по стопам отца и учился в МГИМО – соответственно, ни актерского образования, ни опыта съемок у него не было. К тому же он никогда не занимался вокалом, да и говорил по-русски с очень заметным акцентом, хотя его мать была родом из Ленинградской области. Чтобы добиться утверждения на роль чехословацкого, а не советского студента, Дружининой пришлось пойти на хитрость: она выдала его за прибалта. Оставалось только заручиться согласием отца Игоря, но тот, на удивление, не стал возражать и ответил сыну афоризмом: « Не каждый актер может быть дипломатом, зато каждый дипломат должен быть актером! ».
Игорь Кеблушек объективно оценивал свои возможности и понимал, что попал в кино исключительно благодаря своей эффектной внешности. Поэтому на съемочной площадке старался перенимать опыт у профессиональных актеров и прислушивался ко всем советам. А работать ему посчастливилось со звездами советского кино – Натальей Белохвостиковой, Николаем Трофимовым, Юрием Морозом, Людмилой Касаткиной, Еленой Шаниной, Владимиром Басовым, Александром Ширвиндтом.
На этом сложности не прекратились. В главной женской роли Светлана Дружинина видела Наталью Белохвостикову. Все вокруг удивлялись этому выбору – ее все знали как драматическую актрису, и в «легком» жанре оперетты ее никто не представлял! Светлана Дружинина рассказывала: « Это был вообще момент безумия для всех, потому что Белохвостикова – такая тонкая психологическая, драматическая актриса, у которой школа Герасимова и так далее. И вдруг она будет петь под фонограмму, танцевать… Я считаю, что в этой оперетте просто проявилась одна из граней её большого таланта, потому что как-то её все очень любят называть «драматическая психологическая» кружевница… А она удивительно романтическая актриса, удивительно обаятельная и грациозная. И невероятно обольстительно женственная ». Против участия Белохвостиковой в съемках возражал даже ее муж, режиссер Владимир Наумов. Недоброжелатели шептались: « Это будет провал Дружининой. Она подставит Белохвостикову ».
Но ни режиссер, ни сама актриса никого не слушали. Для Белохвостиковой этот образ был прекрасной детской мечтой: « Я очень несерьёзно отношусь к этому жанру. И единственное, что меня зацепило, – это удивительная музыка и удивительный фильм, который я в свои семь лет смотрела каждый день – «Мистер Икс» с Георгом Отсом, великим Георгом Отсом. И эта музыка звучала во мне с семи лет. Поэтому, когда я услышала её спустя годы, было совершенно невозможно сказать «нет». И это было первый и последний раз. Я больше никогда на эту тропу не ступила ».
Все вокальные номера за актеров исполнили профессиональные оперные певцы: за Кеблушека – баритон Большого театра Владимир Мальченко, за Белохвостикову – артистка Большого театра Галина Ковалева. Актриса рассказывала: « Когда я училась в институте и мы сдавали вокал, вся кафедра лежала от моего пения. Просто бас практически, поэтому я стеснялась и почти никогда не пела… В «Принцессе цирка» я пела чужим голосом. Я помню, как режиссер Светлана Дружинина сказала мне: «Наташа, если ты не запоешь, я тебя перестану уважать». Мы же учили и пели все эти арии в кадре, а с экрана звучал голос артистки Большого театра Галины Ковалевой ». Из-за сильного акцента Кеблушека его героя озвучил другой актер – Станислав Захаров.
Пересуды прекратились, только когда фильм вышел на экраны. Результат поразил всех – чутье не подвело Светлану Дружинину. Благодаря красоте и романтическому флеру вокруг Кеблушека (иностранец, сын дипломата, загадочный незнакомец, настоящий Мистер Икс!) миллионы советских зрительниц влюбились в его героя, а Наталья Белохвостикова удивила всех в новом амплуа, в котором она была невероятно хороша!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Актеры фильма «Принцесса цирка»: тогда и сейчас
В 1982 году на экраны вышла советская музыкальная комедия “Принцесса цирка” режиссера Светланы Дружининой. Картина стала экранизацией одноименной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана. Примечательно, что в СССР “Принцессу цирка” Кальмана уже экранизировал Юрий Хмельницкий в 1958-м, тогда она носила название “Мистер Икс”.
Ария Мистера Икс из фильма “Принцесса цирка”Песню Мистера Икса в картине Дружининой исполнил оперный певец Владимир Мальченко. Помимо него, в фильме пели Галина Ковалева, Олег Анофриев и Лариса Долина.
Актеры, которые сыграли в музыкальной комедии “Принцесса цирка” главные роли, а также их фото тогда и сейчас — в материале редакции 24СМИ.
Наталья Белохвостикова (1951)
Советская и российская актриса Наталья Белохвостикова в картине Дружининой сыграла роль богатой вдовы графини Палинской, ради которой любой мужчина готов на многое. Примечательно, что актриса стала самым молодым лауреатом Государственной премии СССР, ведь на момент получения ей исполнилось 19 лет.
В фильмографии Белохвостиковой такие картины, как “Сердце матери”, “Красное и черное”, “Маленькие трагедии”, “Тегеран-43”, “Змеелов” и др. В настоящее время актриса больше не снимается в кино, она посвятила себя воспитанию сына Кирилла.
Игорь Кеблушек (1958)
Во время съемок картины Кеблушек учился на 4 курсе МГИМО. В тот момент он готовился к экзаменам и с трудом выбирался на съемочную площадку. После выхода “Принцессы цирка” Кеблушек стал популярен в СССР. Сейчас актер одной роли проживает в Праге вместе с женой и тремя детьми, а также занимается бизнесом.
Николай Трофимов (1920 — 2005)
Николай Трофимов, который сыграл Князя в “Принцессе цирка”, за годы жизни исполнил более 70 ролей в кино. Советский и российский актер родился в рабочей семье, но все же выбрал творческую стезю. В числе работ Трофимова — “Укротительница тигров”, “Полосатый рейс”, “Бриллиантовая рука”, “Улицы разбитых фонарей” и др.
В 2005 году Николая Николаевича не стало. В ночь на 7 ноября актер умер в больнице от последствий инсульта. Похоронили Трофимова на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Юрий Мороз (1956)
Роль Тони в картине “Принцесса цирка” сделала Юрия Мороза известным. Вплоть до 2002 года актер активно снимался в кино, в его фильмографии появились такие работы, как “Пацаны”, “Мэри Поппинс, до свидания!”, “Визит к Минотавру”, “Каменская” и др. После этого Мороз решил сменить свою деятельность, став режиссером.
В новом амплуа Юрий Павлович выпустил ленты “Подземелье ведьм”, “Черный квадрат”, “Братья Карамазовы” и “Инквизитор”. Мороз продолжает работать в этом направлении сейчас, в 2018-м из-под его “крыла” вышел сериал “Операция «Сатана»”.
Елена Шанина (1952)
Советская и российская актриса Елена Шанина в музыкальной комедии Дружининой сыграла роль Мари. Артистка начала сниматься в кино в 1975 году, исполнив циркачку Санди в фильме “Концерт для двух скрипок”. Позднее в ее фильмографии появились ленты “Аты-баты, шли солдаты”, “12 стульев”, “Искушение”, “Тени Фаберже” и др.
В настоящее время Шанина работает в театре “Ленком”, о новых проектах с ее участием в кино ничего не слышно.
Людмила Касаткина (1925 — 2012)
Артистка Людмила Касаткина в фильме “Принцесса цирка” сыграла мать Тони, мадам Каролину. Свою творческую карьеру Людмила Ивановна начинала как балерина, однако в 14 лет сломала ногу и была вынуждена закончить занятия. После обучения Касаткину приняли в ЦАТРА, где она проработала всю жизнь. Артистка снялась более чем в 20 картинах, среди которых “Укрощение строптивых”, “Душечка”, “Большая перемена”, “Раскол”, “Потерянные в раю” и др.
Владимир Басов (1923 — 1987)
Советский актер Владимир Басов в фильме Дружининой сыграл Пеликана. Артист в 1941 году решил поступать во ВГИК, однако ему пришлось уйти на фронт. Вернуться к учебе ему удалось только в 1947-м, а в 1954 году начал сниматься в кино.
В 1974-м Владимир Павлович перенес инсульт, после которого полтора месяца пролежал в больнице. Спустя 9 лет у Басова парализовало левую сторону, и он не мог активно играть в кино, потому ему дали ставку режиссера-консультанта. В 1987 году артист скончался от повторного инсульта.
В фильме “Принцесса цирка” также снимались Александр Ширвиндт, Эммануил Геллер, Александр Пятков, Людмила Шагалова, Владимир Балон и др.
Главную героиню графиню Паленскую играла знаменитая уже тогда Наталия Белохвостикова, а вот таинственного Мистера Икс играл никому не известный студент МГИМО Игорь Кеблушек. Но всех женщин СССР он поразил своими потрясающими правильными красивыми чертами лица, высоким ростом статью. Я помню, что в ншей семье все женщины просто бредили им
Я увидела этот фильм, когда мне было лет 15, и не то чтобы по традиции обомлела от актера, сыгравшего Мистера Икс, но действительно была поражена его внешностью.
При активном развитии интернета долгое время я пыталась найти какую-то информацию о нем, т. к. мама сказала мне, что он не актер и что он приезжал учиться из Чехословакии в Москву на дипломата, а Дружинина случайно увидел его и пригласила в свой фильм. Больше никакой информации не было и в помине. И вот недавно я нашла его интервью, в котором подробно он сам обо всем рассказывал. И главное, в нем было фото. фото простого человека, каким он стал через много лет. и даже нельзя подумать, что 25 лет назад он был писанным красавцем, из-за которого женщины «штабелями укладывались». Но обо сем понемногу.
— Почему в качестве своей профессии Вы выбрали дипломатию и решили получить образование в России?
— Профессию дипломата я выбрал потому, что отец, как я уже говорил, был дипломатом. Отец и мама закончили МГИМО. Кстати, их брак был одним из первых смешанных браков в СССР (в 1956 году, сразу после XX съезда КПСС). Так что я представлял в МГИМО второе поколение Кеблушка. Старые вахтёрши еще помнили моих родителей…
— Насколько важным параметром себя как человека была для Вас красота, какое внимание Вы ей уделяли?
— Внешняя красота без внутренней ничего не значит. Я думаю, что для мужчины внешность не так важна. Мужчина должен быть от природы интеллигентным и, главное, ответственным за себя и своих близких. Кстати, внешность мне никогда в жизни, кроме как в фильме, не помогла. Я всегда хотел, чтобы меня уважали за знания, а не за внешность. Это и была одна из причин, по которой я не хотел сниматься больше в кино и избегал такого рода популярности. Главным для меня было хорошо закончить институт и выучить иностранные языки. Это мне удалось: у меня красный диплом, и я владею несколькими языками.
— О том, как Вы встретились со Светланой Дружининой известно также немного. Как произошло то, что дипломат в одночасье стал актером?
— Я познакомился со Светланой Сергеевной в Большом театре, когда я, голодный студент, стоял в очереди в буфет. Около меня прохаживалась интересная женщина и внимательно меня рассматривала. Было сложно не реагировать на её пронзительный взгляд. Она стала расспрашивать меня, кто я и чем занимаюсь. Потом мы снова встретились во время второго антракта. Она предложила мне прийти на пробы на Мосфильм. Я согласился быстро на всё, лишь бы скорее вкусно покушать. После спектакля об этой встрече я забыл. Но когда меня в общежитии разыскал её ассистент, я понял, что это не была шутка. Позже я узнал, что Светлана Сергеевна была в Большом театре, чтобы посмотреть на Мориса Лиепу в роли Спартака. Она хотела предложить роль Мистера Икса ему.
— Но Вы понимали что, в случае провала, это было бы не просто «пять минут позора», это кино, которое оставалось на долгие годы…
— Ещё раз хочу подчеркнуть – я согласился не сразу. У меня же были другие планы – закончить институт и стать дипломатом. Хотя, терять мне было нечего, и я согласился. Но перед этим я позвонил отцу и спросил его мнение. А он мне тогда сказал: «Не каждый актер может быть дипломатом, зато каждый дипломат должен быть актером!». Решение было принято.
— Действительно ли, что и говорите, и поете в «Принцессе цирка» не Вы?
— Нет, я не говорю и не пою в фильме. Но ваш вопрос, может быть, и подтверждает то, что в некоторых сценах я всё же смог обольстить некоторых зрительниц!
— Что вы испытали, когда увидели себя на экране?
— Я испытывал ужас и растерянность. До этого я не видел ни одного готового кадра. Режиссёр говорила, что это плохая примета. Я не мог понять, откуда у меня взялась такая отвага и даже дерзость участвовать в столь серьезном проекте.
— Как отнеслись к Вашей работе родные и близкие?
— Как могли мои близкие отнестись?! Конечно же, поддержали меня и были искренне рады. До сих пор помню, как моя русская бабушка, тети и дядя гордились мною. А для моей мамы это был вообще подарок. Она в то время была уже тяжело больна, но, тем не менее, приехала в Москву, чтобы увидеть мою работу.
— Можно ли сказать, что с выходом фильма Ваша жизнь кардинально изменилась?
— На мою жизнь фильм не имел никакого влияния, кроме приятных воспоминаний. Только когда заканчивал институт и готовился к государственным экзаменам, пришлось сбежать из общежития. Поклонницы не давали возможности учиться. Потом переехал в Прагу. Стал жить абсолютно анонимно. Фильма здесь не знают.
— Неужели после столь удачной роли на Вас не посыпались новые предложения?
— Да, были новые предложения сниматься. Но два раза в одну реку не войти! Я никогда не мечтал быть актёром. Для этого надо иметь настоящий талант и быть немного эксбиционистом. У меня не хватало первого, и не было второго.
— Чем Вы занимались?
— Десять лет я работал дипломатом. Был четыре года в чехословацком посольстве в Брюсселе. После разделения Чехословакии перешел работать в частный сектор, где тружусь до сих пор.
— Почему все-таки Прага?
— В Праге я дома. Здесь моя семья и близкие.
— Как отреагировали Ваши российские поклонницы на Ваше исчезновение? Писали? Пытались найти?
— Да, неоднократно доходили до меня сведения о попытках связаться со мной. И, как ни удивительно, эта волна интереса ко мне не угастает, несмотря на то, что фильм был снят двадцать четыре года назад. Даже в вашем журнале сейчас есть форум обо мне. Я был поражен. Это и подтолкнуло меня написать вам и предложить рассказать о себе, чтобы не давать простор для спекуляций в мой адрес. И я подумал, что, наверное, я своим поклонницам за их верность многим обязан.
— Как часто Вы бываете в России?
— Нечасто. Последний раз был четыре года назад. Повидать родственников и друзей: в Москве живут мои тетя, дядя, двоюродные брат и сестра по материнской линии. В прошлом году меня пригласили на Амурский кинофестиваль. Но у меня как раз родился сыночек и, к сожалению, пришлось отказаться.
— Как Вы объясняете то, что у Вас сохранилась не только «старая плеяда» поклонниц, но к ней ежегодно прибавляются новые, молодые девушки 16-18 лет, очарованные Мистером Иксом.
— Кому бы это не нравилось?! Меня это очень радует. Наверное, фильм часто показывают, и он вновь и вновь вызывает положительные эмоции. К тому же, русские женщины и девушки очень романтичны. Я их с этим и поздравляю: это же великолепно! Кстати, о русских женщинах. Я перед ними преклоняюсь. На их плечах вся страна лежит. Такое самопожертвование во имя детей и семьи я нигде в мире не видел. Думаю, что русские мужчины их недооценивают. Я очень признателен за эту верность. Всем желаю много любви и счастья в жизни!
И вот каков Игорь Кеблушек сейчас в обычной жизни
Актеры фильма принцесса цирка 1982
Родился 21 января 1920 года в Севастополе, в семье рабочего.
Творческую карьеру начал в 1934 году ролью невольника в спектакле Севастопольского ТЮЗа «Хижина дяди Тома».
В 1941 году окончил Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского (курс Б.В. Зона).
Участвовал в Великой Отечественной войне, служил в рядах Военно-Морского флота, сначала солистом Центрального ансамбля ВМФ, потом — актёром театра Краснознаменного Балтийского флота. Пел в «Ансамбле пяти морей» Исаака Дунаевского.
С 1944 года — актёр Таллинского театра Краснознаменного Балтийского флота,
с 1946 года — актёр Ленинградского театра комедии,
с 1963 года — актёр театра имени Ленинского комсомола,
с 1964 года — актёр АБДТ имени Горького (с 1992 года — имени Г.А. Товстоногова).
Народный артист РСФСР (1974).
Народный артист СССР (12.12.1990).
Награждён медалью «За оборону Ленинграда».
Орден «За заслуги перед Отечеством» (2000)..
Николай Трофимов скончался после продолжительной болезни в Александрийской больнице Санкт-Петербурга в ночь на 7 ноября 2005 года.
Похоронен актёр 14 ноября на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге
Мороз Юрий Павлович
Тони
Шанина Елена Юрьевна
Мари
Мабель Гибсон
Родилась 24 декабря 1952 года в Казани.
Народная артистка России (1997).
В 1974 году окончила актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (курс И.П.Владимирова).
В 1975 году была принята в труппу Театра им. Ленинского комсомола (Ленком).
Снимается в кино, работает на телевидении.
Касаткина Людмила Ивановна
Мадам Каролина
мать Тони, хозяйка отеля «Зеленый попугай»
Родилась 15 мая 1925 года в селе Володарское (Смоленская область) в рабочей семье.
Училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении.
С одиннадцати лет начала выходить на балетную сцену в детских ролях. В студии проучилась четыре года, но по настоянию врачей балет пришлось оставить. В 1943 году Касаткина подала документы на актерский факультет ГИТИСа.
А в 1947 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского.
В том же году была принята в труппу Центрального Театра Советской Армии (с 1991 года — Российской), где и работала до конца своих дней.
В кино дебютировала в 1954 году в фильме «Укротительница тигров». Снималась много, но свои лучшие роли актриса сыграла в фильмах своего мужа Сергея Колосова.
Людмила Касаткина занималась преподавательской деятельностью в ГИТИСе, выступала на творческих вечерах, встречах со зрителями.
Заслуженная артистка РСФСР (1956).
Народная артистка СССР (1975).
Заслуженный деятель культуры ПНР (1975).
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976, за исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя своё»).
Имела звание заслуженного деятеля культуры. Была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, “Знак почета”, Дружбы, “За заслуги перед Отечеством” 2-й, 3-й и 4-й степеней.
Ушла из жизни 22 февраля 2012 года.
Басов Владимир Павлович
Пеликан
метрдотель
Советский кинорежиссёр, сценарист, актёр.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964).
Народный артист РСФСР (1977).
Народный артист СССР (14.10.1983).
Родился 28 июля 1923 года в городе Уразове, Курская губерния, РСФСР, СССР (в настоящее время — посёлок городского типа в Валуйском районе Белгородской области).
Отец был красным командиром (погиб в 1931 году), поэтому семья часто переезжала из города в город.
Летом 1941 года Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать правила приёма в это учебное заведение. Ему объяснили, какие до¬кументы для этого требуются, какие экзамены предстоит преодолеть. Ушёл, твёрдо уверенный в том, что обязательно поступит. Но в его радужные планы внезапно вмешалась война. Владимир Басов ушёл на фронт в 1942 году. Войну он закончил в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Имел все шансы остаться на военной службе и сделать блестящую карьеру, однако предпочёл уволиться на гражданку.
В 1947 году вновь пришёл во ВГИК и поступил на режиссёрский факультет (мастерская С.И. Юткевича и М.И. Ромма).
С 1952 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».
В 1952 году, по окончании ВГИКа, как ассистент режиссёра участвовал в съёмках фильма «Пржевальский» (режиссёром картины был его учитель Сергей Юткевич).
Первая режиссёрская работа — экранизация спектакля Театра-студии киноактёра «Нахлебник» (1953, совместно с Мстиславом Корчагиным).
Как актёр кино дебютировал в своём фильме «Школа мужества» (1954). Снялся более, чем в 80 фильмах.
Премия за лучший воспитательный фильм МКФ в Карловых Варах-54 («Школа мужества»).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди художественных фильмов» за 1964 год.
Лауреат Государственной премии имени братьев Васильевых за роль в фильме «Факты минувшего дня» (1982).
Награждён орденом Отечественной войны I степени (1985) и орденом Красной Звезды.
Владимир Басов скончался утром 17 сентября 1987 года от второго инсульта в своей московской квартире. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы (участок № 10).
Ширвиндт Александр Анатольевич
Фирелли
директор цирка
Родился 19 июля 1934 года в Москве.
Детство прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но оставила сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии. Отец был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе
В 1952 году поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, учился в классе Веры Константиновны Львовой.
Окончив училище с отличием, в 1956 году был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С.В. Гиацинтова и С.Г. Бирман. Дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Первая Конная».
Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей.
В 1968 году перешёл в Московский драматическом театре на Малой Бронной, где проработал 2 года, сыграл в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека» А.Н. Арбузова, «Ромео и Джульетта» и др.
С 1970 года — актёр Московского театра Сатиры. В этом театре сыграл более 30 ролей и поставил немало спектаклей как режиссер.
С декабря 2000 года — художественный руководитель театра Сатиры.
С 1958 года преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года — профессор).
Заслуженный артист РСФСР (1974 год).
Народный артист РСФСР (1989).
Член Союза театральных деятелей (1961), член Союза кинематографистов (1978), действительный член Российской киноакадемии, действительный член Американской Пушкинской академии искусств, член правления и сопредседатель Московского английского клуба, президент и действительный член Академии юмористических авторитетов, член Общественного совета ГУВД города Москвы.
В 1994 году вышла в свет книга «Былое без дум», написанная А.А. Ширвиндтом в соавторстве с известным искусствоведом Борисом Поюровским, в 2006 году — «Schirwindt, стёртый с лица земли. Книга воспоминаний».
Награждён премией «Хрустальная Турандот» в номинации «За многолетнее доблестное служение театру».
Награждён почётным знаком «Общественное признание».
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (19 июля 2009 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю педагогическую деятельность.
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 августа 2004 года)— за большой вклад в развитие театрального искусства.
Орден Дружбы народов (20 июня 1994 года) — за заслуги в развитии театрального искусства и плодотворную педагогическую деятельность.
В 1997 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил одной из малых планет имя «Ширвиндт».
Геллер Эммануил Савельевич
(Эммануил Савельевич Хавкин)
дирижер
Родился 8 августа 1898 года в Екатеринославе.
В 1920 году Геллер организовал при Екатеринославском совнархозе кружок искусств, через год превратившийся в полупрофессиональный театр под громким названием Государственный театр революционной сатиры. Ещё через год театр в полном составе зачисляется в красноармейский клуб и выступает перед частями Красной Армии с концертами и небольшими спектаклями. Душой театра был молодой и энергичный «Чечётов — Армянский» — такой псевдоним присвоили Геллеру друзья по рампе. А ещё через год командование направляет его в Москву на учёбу — в Московский театральный техникум имени А.В. Луначарского.
Окончил Государственный театральный техникум имени А.В. Луначарского (1925, класс Вахтанга Мчеделова).
Свою профессиональную деятельность он начинал в агит-театре «Синяя блуза», работал в эстрадном Театре обозрений и Московском мюзик-холле, был знаменитым чечёточником.
В 1928 году Геллер был командирован на Дальний Восток, где организовал за год работы не один, как намечалось, а несколько коллективов «Синей блузы».
Актёр Театра-студии киноактёра.
В кино — с 1927 года (пять лет снимался только в массовках).
В 1932 году — первая эпизодическая роль.
Мастер эпизодических, острокомедийных, часто эксцентрических ролей.
Заслуженный артист РСФСР (1974).
Ушёл из жизни в Москве 6 мая 1990 года. Похоронен на Донском кладбище Москвы.