актеры фильма про принца флоризеля
Новое в блогах
История съемок фильма «Приключения принца Флоризеля»
Донатас Банионис вспоминал, что предложение режиссера для него стало неожиданностью: он все больше положительных героев играл. «Но все было очень интересно. Замечательные съемки в Сочи. Море, солнце, можно покупаться, позагорать. С Евгением Татарским работала уже слаженная команда. Поэтому снимали быстро, без проблем. Когда я играл Председателя, то вспоминал историю доктора Джекила и мистера Хайда, старался представить ее наоборот. Когда вспоминаешь этот фильм, возникает ощущение радости, веселья».
Несколько цитат из фильма
• Ну, хорошо. Я пообедаю. Но совершенно без аппетита.
• — Государство — это я!
— Не преувеличивай, Фэрри.
• Беря на себя миссию правосудия, где-нибудь да нарушишь закон.
• Меня никто, никогда и никуда не посылал. Посылаю я.
• Попрошу отнестись к этому как к портрету.
• Это он любит, председательствовать.
• — Гарри, что сделал этот деспот?!
— Уволил. при помощи ноги.
• Мы, баккардийцы, любим атлетические игры.
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Летят журавли»?
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма-сказки Александра Роу кадр!
Актёрские байки: Евгений Евстигнеев
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»?
Журнал
10 интересных фактов о фильме «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»
Почему у фильма два названия, какое условие поставил Олег Даль и кто нарисовал «Портрет Клетчатого».
История фильма началась с того, что режиссёр Евгений Татарский зашёл на пару партий в шахматы к знакомому редактору с «Ленфильма». Тому как раз принесли сценарий по мотивам произведений английского писателя Роберта Стивенсона о приключениях авантюрного принца Флоризеля, который ищет спасения от скучных балов и светских раутов. Татарский из любопытства прочитал несколько страниц и выпросил сценарий целиком — идея ему понравилась. Он решил снять лёгкое приключенческое кино и добавить в сценарий гротеска, чтобы фильм стал пародией на чопорные английские детективы.
Для главной роли нужен был актёр с аристократической внешностью, и режиссёр остановил выбор на Олеге Дале. С ним многие хотели работать, но он часто отказывал без объяснения причин, а те режиссёры, у которых он соглашался сниматься, порой об этом жалели. За Далем была слава капризного скандалиста. Сценарий про Флоризеля актёру понравился, но он сразу же попытался поставить условие — роль его напарника должен играть Юрий Богатырёв! Татарский сказал, что уже утвердил Игоря Дмитриева, и возражать против столь маститого актёра Даль не решился.
Руководство «Ленфильма» раскритиковало выбор актёров на главные роли: «Даль не нужен, у него пустые глаза. Дмитриев надоел. Зачем Полищук? Один раз уже снял и хватит…» Не вызвал протеста только Донатас Банионис — он был уже народным артистом и депутатом Верховного Совета СССР. В ответ на критику режиссёр, как он потом рассказывал в интервью, «сделал глаза варёного судака и сказал: „Ну, раз так, то снимайте сами!“». К Татарскому на киностудии было особое отношение, так как он только что получил Гран-при кинофестиваля в Мюнхене, поэтому настаивать на замене актёров не стали.
В первый день случилось то, о чём режиссёра предупреждали. Олег Даль устроил скандал и отказывался сниматься. Актёра возмутил костюм, который ему предложили для роли. Наряд был явно «заигранный» во многих фильмах и плохо сидел — спереди его приходилось подкалывать, а сзади образовывался «горб». Даль не хотел выходить в таком виде на съёмочную площадку, говоря, что Флоризель должен быть самым элегантным человеком в Европе, а не выглядеть как Жоржик из Одессы. На выручку пришла художник-постановщик «Ленфильма», которая уже неоднократно подбирала одежду для героев Даля, и вместе они нашли подходящий костюм.
«Приключения принца Флоризеля», к/с «Ленфильм», 1979, реж. Е. Татарский
Донатас Банионис поначалу сниматься не хотел. Мало того, что ему был непривычен отрицательный персонаж, так ещё у него был зуб на Олега Даля. Много лет назад они снимались в «Короле Лире» и Даль небрежно бросил в его сторону: «Слабый актёр…» К моменту съёмок фильма о Флоризеле у Баниониса уже были звёздные роли в «Мёртвом сезоне» и «Солярисе», зрительская любовь и звание Народного артиста СССР, но слова молодого актёра по-прежнему не забылись. Даль, вероятно, тоже это помнил, поэтому на съёмках вслух восхищался работой Баниониса, и в конце концов актёры помирились и признали таланты друг друга.
Съёмки, к всеобщему удовольствию, проходили летом на южных курортах. Резиденция и оранжерея принца расположились в сочинском дендрарии, походный обед проходил в Гаграх, историю с драгоценностями снимали в Адлере, а американскую контору выстроили в Пицунде. Там съёмочной группе пришлось получать разрешение у сотрудников КГБ, так как рядом были правительственные дачи, которые не должны были попасть в кадр. Лондон и Париж «сыграли» Вильнюс, Каунас и Ленинград.
Преступника в инвалидной коляске сыграл поэт Илья Резник, который написал для фильма два романса. В фильме прозвучал только романс леди Венделер, но зато Резнику предложили сняться в эпизоде. Эпизодическую роль мистера Мальтуса сыграл ещё один непрофессиональный актёр — врач-уролог Вячеслав Васильев.
Для попугая Ваки съёмки в этом фильме стали началом долгой карьеры. На самом деле попугай был неговорящий и в кадре только жевал кедровые орешки, но был такой компанейский и сообразительный, что слава о нём вышла за пределы съёмочной площадки. В 80-х годах он «вёл» программу «Кружатся диски», потом снимался в фильме «Как стать звездой», сериалах «Убойная сила» и «Фаворит», рекламе и новогодних шоу.
Немаловажную роль в сюжете сыграл «Портрет Клетчатого» — абстрактное полотно, на котором с трудом можно было разглядеть человека. Специально для съёмок картину нарисовал художник-постановщик фильма Исаак Каплан. Так же ему принадлежат все картины, которые были в сцене с галереей Перкинса. Судьба знаменитого портрета неизвестна, по двум версиям его подарили Донатасу Банионису или оператору Константину Рыжову.
Готовую картину Госкино не приняло. Чиновникам не понравился положительный образ авантюриста, намёки на тоталитарную власть и симпатия к монархическим традициям. Фильм почти год лежал на полке, когда Татарскому посоветовали ввести закадровый голос, который развенчал бы Флоризеля. За несколько часов режиссёр написал текст, который потом начитал Игорь Дмитриев. Это Госкино устроило, но осталось последнее требование — изменить название «Клуб самоубийц, или Приключения одной титулованной особы», чтобы ни титулованных особ, ни самоубийц не было. Режиссёр уступил, и до 90-х годов фильм выходил под нейтральным названием «Приключения принца Флоризеля».
Принц Флоризель
История персонажа
Принц Флоризель — персонаж первого тома сборника «Новые тысяча и одна ночь» Роберта Льюиса Стивенсона. Мужчина величественного положения предпочитает путешествовать инкогнито вместе с полковником Джеральдином. Испытывая потребность в приключениях, вступает в некое тайное общество, где каждый день выбирают палача и жертву.
История создания персонажа
Самостоятельно рассказы шотландского писателя, позже вошедшие в циклы «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи», выпускались регулярно в период с 1878 по 1880 год. А через 4 года вышла отдельная книга.
Эти произведения относятся к ранним в библиографии автора, однако литературные критики уверенно утверждают, что они стали лучшими в творчестве Стивенсона.
Такое название для двухтомника писатель выбрал не случайно. Арабский сборник «Тысяча и одна ночь» — один из самых любимых у Роберта Льюиса. А его главный герой стал у Стивенсона тем самым Калифом, который бродит по улицам Багдада замаскированным.
В то же время Флоризель имеет литературный прототип. Этот персонаж уже встречался в творчестве Уильяма Шекспира в пьесе «Зимняя сказка». В произведении великого английского поэта и драматурга он был сыном Поликсена, короля Богемии.
Образ и биография Флоризеля
Блистательный принц за время пребывания в столице Великобритании успел снискать славу щедрого и доброжелательного господина. Правда, свою личность и имя утаивал, представляясь Теофилусом Годолом.
Стивенсон охарактеризовал персонаж с разных сторон. Это был человек «спокойный до флегматичности», философ, предпочитающий во всем делать собственные выводы и полагаться исключительно на опыт.
Судьба этого героя обрисовывалась не в радужных для него красках — наследование королевства, полная безопасность и скука. Флоризель, напротив, стремился к эксцентричности и насыщенным приключениям. Поэтому неоднократно на него накатывали приступы хандры, которые он пытался вылечить охотой и прогулками по вечернему Лондону.
Его спутник, полковник Джеральдин, сопровождал королевскую персону и был готов умереть ради принца. Он был молод и отважен, способен на безрассудство, но исполнителен.
Путешествуя по Лондону, главный герой менял внешность, но изменить образ мышления мужчине не удавалось. Он, воспитанный в соответствии с представлениями о чести и достоинстве, не позволял себе пустых слов и всегда выполнял данные обещания.
Эти двое уже не раз попадали в опасные ситуации, но благодаря рыцарской верности полковника и стойкому характеру принца им удавалось выходить из неудобных положений без серьезных последствий.
Одним вечером Флоризель и Джеральдин сидели в ресторане и уже собирались домой, как вдруг в заведение вошел мужчина с двумя помощниками. В руках эти люди держали подносы с пирожными, которые стали раздавать посетителям.
Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы на RTVI Режиссер Евгений Татарский В ролях Олег Даль, Донатас.
Кто-то охотно ел, другие отказывались. Когда троица подошла к столику принца, то Флоризель разговорился с мужчиной, затребовав с того обещание отобедать с ним.
За разговором так и не захотевший представиться молодой человек поведал пугающую историю. В прошлом он богатый наследник, обанкротился и теперь собирается в «Клуб самоубийц», так как самостоятельно лишить себя жизни страшится.
40 фунтов — вот цена, которую придется заплатить, чтобы войти в это сообщество и закончить бесполезное существование. Флоризель был сильно заинтересован этим клубом. Поэтому убедил нового знакомого, что хочет того же — умереть. Джеральдин, привыкший идти за хозяином в огонь и воду, подтвердил готовность к суициду.
«Клуб самоубийц» — заведение, в котором верховодит таинственный Председатель. Он раскидывает карты между членами тайного сообщества. Тому, кому выпадет туз пик, приходит время умирать. А тот, кто вытянет туз треф, становится убийцей.
Флоризель, связанный договором, идти на попятную уже не мог. И по страшному стечению обстоятельств вытянул карту жертвы. Он понимал, что его дни сочтены, и винил себя в легкомысленности. К счастью, на помощь пришел Джеральдин, нанявший людей для спасения принца.
В итоге главный герой перевез всех потенциальных самоубийц в свою резиденцию, дал работу, чтобы те оставили глупые мысли о смерти. А вот с Председателем мужчина решил расквитаться по-другому. Он отправил его в «путешествие» по Европе вместе с младшим братом Джеральдина, намекнув, что тот и станет тем человеком, который «вытащит» для злодея туз треф.
Однако Председателю удалось избежать справедливой кары. Когда до королевского наследника дошли вести о смерти брата полковника, он разыскал хозяина «Клуба самоубийц» и лишил того жизни, вызвав на дуэль.
Принц Флоризель в фильмах
С легкой руки режиссера Евгения Татарского родина наследника королевства назвалась Баккардией, Джеральдин постарел, а таинственный продавец пирожных перевоплотился из банкрота в художника-абстракциониста Перкинса.
В 1981 году на Центральном телевидении СССР прошла премьера советского фильма «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», снятого по мотивам рассказов Роберта Льюиса Стивенсона. Интересно, что к показу кинолента была готова уже в 1979-м.
Кино произвело большое впечатление на аудиторию. Картина в жанре иронического детектива и сегодня, спустя десятки лет, остается в списке любимых у почитателей экранизаций английской классики.
Наряду с таким сериалом, как «Приключения Шерлока Холмса», работа Татарского была оценена и в СССР, и за границей. И, несмотря на более ранние экранизации в США (1909-го и 1974-го), остается на недосягаемой высоте.
Завязка сюжета происходит с первых же секунд фильма. Молодого, но уже пресыщенного жизнью главного персонажа сыграл Олег Даль. Образ его напарника воплотил Игорь Дмитриев. Прогуливаясь по набережной, герои встречают парня, который привязал к шее камень и собирается спрыгнуть вниз с моста.
Им оказывается художник Перкинс (Асхаб Абакаров). Позже он приводит новых знакомых в «Клуб самоубийц» под руководством Председателя — Клетчатого. Роль вершителя судеб тайного сообщества талантливо сыграл харизматичный актер Донатас Банионис.
Советская экранизация предстала в 3 сериях, общая длительность киноленты — 190 минут. За это время герои успели не только расквитаться с жестоким Председателем, но и отыскать знаменитый алмаз Раджи.
Олег Даль, который не был избалован в своей карьере главными ролями, талантливо продемонстрировал амплуа приятного молодого человека, обуреваемого скукой. Его персонаж — настоящий мужчина, которому понятие чести дороже жизни.
Главный герой фильма элегантен и благороден, это та самая «титулованная особа», а его верный помощник ничем не уступает. Джеральдин менее легкомыслен и безрассуден. Творческий дуэт актеров позволил киноленте отметиться в сознании зрителей как наиболее удачная экранизация произведения Стивенсона.
Интересные факты
Цитаты
«Я пообедаю. Но совершенно без аппетита».
«Дует. Но это очень приятно. Так скучно, что даже простой сквозняк — развлечение».
«Поразительную ерунду сочиняют эти газетчики с утра. Дождемся вечерних новостей».
«Ах, жизнь сложена из банальных обстоятельств. И потому скучна».
«Скука для души опаснее, чем риск для тела».
«Приключения принца Флоризеля». Почему в 1979 г. премьеру фильма запретили
О том, как создавался фильм «Приключения принца Флоризеля», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Принц Флоризель, правитель вымышленной страны Бакардии, с помощником полковником Джеральдином в Лондоне случайно узнают о существовании клуба самоубийц. Будучи людьми авантюрного склада, решают туда вступить. Кто жертва, а кто убийца, выясняется за карточным столом каждый вечер. Вытащив туз пик, принц чуть было не становится жертвой. Джеральдин с охранниками спасают его. Схвачен и председатель клуба по кличке Клетчатый. Не желая нарушать клятву, данную при вступлении, Флоризель не может сдать председателя полиции и отправляет его в длительное путешествие с братом Джеральдина, надеясь, что в долгой дороге найдется повод для дуэли и Клетчатый будет наказан.
Одновременно из коллекции генерала Венделера пропадает алмаз раджи. Принц подключается к его поиску. Когда выясняется, что, задушив брата Джеральдина, Клетчатый тоже охотится за алмазом, разыскать и покарать его становится делом чести для Флоризеля.
Шахматная мысль
Будущий режиссер Евгений Татарский много раз пробовал поступать на актерские и режиссерские отделения ленинградских вузов. Отчаявшись, в 1960-м устроился разнорабочим на студию «Леннаучфильм». Через год стал ассистентом режиссера, потом вторым режиссером, ездил по стране с документалистами, параллельно поступив на заочное отделение Ленинградского государственного института театра музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств) на специальность «Режиссура телевидения». Когда ему было под 40 лет, снял две первые полнометражные картины. Детектив «Золотая мина» (1977) с Олегом Далем в главной роли смотрится на одном дыхании и сегодня.
Эдгар Дубровский
В поисках нового сценария Татарский перерыл залежи в редакторском отделе «Ленфильма», ничего не нашел и отправился к приятелям-драматургам в коммуналку играть в шахматы, запивая процесс сухим грузинским вином. Во время игры, жертвуя пешкой, заметил на кровати толстую папку. Это был сценарий Эдгара Дубровского «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» по мотивам двух повестей шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. Эдгар, вздохнув, сказал, что носит материал режиссерам, но на душу он никому не ложится. Евгений взял почитать на ночь. К утру уже знал: будет снимать авантюрно-приключенческий фильм.
Руководителям Гостелерадио СССР, по чьему заказу Татарский собирался делать кино, сценарий показался неоднозначным. Они разглядели антисоветские, диссидентские намеки. Принц из несуществующей страны ловит преступников в центре Лондона. Подозрительно и непонятно. Однако, учитывая, что события происходят не в ХХ веке, и помня недавний успех «Золотой мины», режиссеру разрешили снимать. Установили сроки: премьера должна состояться в новогодние праздники в конце декабря 1979-го либо в первые дни января 1980-го.
Перестал здороваться
В новую ленту режиссер взял почти весь актерский состав из снятой им «Золотой мины». Олегу Далю предложил роль Флоризеля. Игорь Дмитриев стал полковником Джеральдином. Правда, эта роль прописана для молодого человека. Дмитриев старше Даля, но принца делает свита. Дмитриев с его утонченными манерами подходил как нельзя лучше. Он ведь потомок Анны Шерер, той самой, в салоне которой разворачивается первое действие «Войны и мира» Льва Толстого.
Из подруги рецидивиста в «Золотой мине» Любовь Полищук перевоплотилась в сообщницу Клетчатого Жаннет. За эту роль боролась Лариса Удовиченко. Она тоже была в прежней команде. Евгений Киндинов из младших офицеров подался в священники, исполнил роль Саймона Роллза, богослова. Он находит утерянный алмаз в саду и долго не может расстаться с ним. Представитель белорусской актерской династии сын Ростислава Янковского Игорь сыграл Джеральдина-младшего.
Донатас Банионис
Михаилу Глузскому повезло меньше. Ему обещали роль председателя. Но она досталась Донатасу Банионису. После этого Глузский не здоровался с Татарским несколько лет.
Яркие образы второго плана — садовника, жены генерала Венделера, следователя — достались Михаилу Пуговкину, Елене Соловей, Владимиру Басову. Поэт Илья Резник, написавший для фильма два салонных романса, носил шевелюру и усы а-ля Мулявин. Он сыграл бандита в инвалидном кресле, который вскочил, увидев портрет председателя, с криком: «Клетчатый!».
Нехорошее слово
Съемки начались 12 апреля 1979-го. Знавший Олега Даля Татарский не верил слухам о тяжелом характере актера. Но тут он его проявил по делу. Например, не хотел входить в кадр, если костюм филигранно не подогнан под фигуру. Артист был прав. Принц должен выглядеть одетым с иголочки. Это часть образа. Большинство натурных съемок проходило в Сочи, Адлере, Гаграх, Пицунде. Так, в резиденцию принца Флоризеля превратили Сочинский дендрарий. Улицы Лондона нашли в литовском Каунасе. Город стоит на месте впадения Вилии в Неман. С моста в центре города Флоризель бросил алмаз раджи в реку. Туристам много лет показывали это место.
К ноябрю 1979-го лента была готова. Просмотрев ее в присутствии Татарского, сотрудники Гостелерадио сделали идеологическое замечание: принц занимается самолюбованием, титулованная особа слишком надменна, это надо смикшировать или убрать. Как удалить из готовой картины целые сцены? Вернувшись домой, режиссер включил радио и вдруг услышал голос Игоря Дмитриева в шутливой радиопостановке. Пришла идея. Вырезать ничего не надо. Самовлюбленность Флоризеля нужно иронично прокомментировать за кадром в форме дневника путешествия. Дмитриев в студии записал подготовленный закадровый текст. Этот прием действительно оживил фильм.
В конце декабря 1979 г. все ждали премьеру. Ее заявили в ТВ-программе. Но в назначенное время в эфир она не вышла. Татарский звонил в Москву, где ему намекнули: кино запрещено по звонку из ведомства с названием из трех букв. Он ломал голову, что такого нашло КГБ в его ленте. Через два дня выяснилось: после ввода советских войск в Афганистан в эти дни во многих зарубежных газетах вышли статьи с заголовками: «Ввод войск СССР в Афганистан — самоубийство». На фоне этого картина с названием «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» решили не пускать на телеэкран. Ее положили на полку.
К 1981-му крутые зарубежные газетные заголовки забылись и фильм Татарского решили показать. Правда, под названием «Приключения принца Флоризеля». С 12 по 14 января в 19:55 три серии вышли в эфир. Зрители были в восторге. В эти дни ленту на большом экране показали в московском Доме кино. Во время перестройки первоначальное название вернули. «Приключения принца Флоризеля» считается жемчужиной среди лент, снятых для телепоказа.
Капризный Даль, «горбатый» костюм и другие курьезы со съемок «Приключений принца Флоризеля»
В пятницу, 19 февраля, в 21:40 на телеканале «МИР» выходит всеми любимый фильм «Приключения принца Флоризеля». Картина режиссера Евгения Татарского была впервые показана в 1981 году – всего через год после выхода на экраны знаменитых «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Но несмотря на огромную популярность фильмов о британском сыщике, история загадочного принца из вымышленной страны Бакардии до сих пор составляет достойную конкуренцию всем советским кинодетективам.
Эта история началась в конце 1970-х с игры в шахматы. Режиссер Евгений Татарский заглянул на Ленфильм, чтобы сыграть партию со знакомым редактором. Увидел на столе сценарий, открыл первую страницу и… не смог оторваться. Он решил во что бы то ни стало снять фильм о приключениях предприимчивого принца-авантюриста, который, устав от балов и светских приемов, ищет спасения от скуки в раскрытии опасных преступлений.
Татарскому понравилась нетривиальная задумка сценариста Эдгара Дубровского: с одной стороны, по форме это был чисто английский детектив, но юмор, обилие фарса и общая подача сюжета превращали историю в какой-то невообразимый водевиль. Татарский тут же включил фантазию и придумал пародию на строгий английский жанр.
Для зрителя эта картина стала своего рода отдушиной: она уносила советского человека из обыденной реальности в прекрасную, неведомую страну, которая воплощала его мечты о лучшей жизни.
Но немногие знают, каких трудов стоило создать это легкое приключенческое кино. О самых интересных моментах съемок, оставшихся за кадром – рассказываем в нашем материале.
Страна, которой не было
Как многие помнят, в фильме Татарского Флоризель – правитель загадочной страны Бакардии. Однако на карте вы такой страны не найдете. Да и у английского писателя Роберта Стивенсона, чьи повести легли в основу фильма, принц живет в Богемии – вполне реальном королевстве в Центральной Европе, которое существовало на исторической части территории современной Чехии. В Бакардию же принц Флоризель переселился стараниями режиссера и сценариста. Зачем нужна была эта путаница? Причины были сугубо политическими.
«Евгений Маркович [Татарский] был хорошо образованным человеком и знал, где находится Богемия. А Богемия находилась в дружественной социалистической Чехословакии. Бакардия – это была игра во время и игра в неведомую страну», – объясняет киновед, сценарист Ирина Павлова.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
Дело в том, что почти все главные герои картины – представители богемы, а многие к тому же отъявленные преступники. Безусловно, такие ассоциации с братской страной соцлагеря в советском кино были ни к чему.
Устав от государственных забот, принц Флоризель приезжает в Лондон, который тоже мало похож на столицу Великобритании.
«Это какой-то условный буржуазный мир – иронический, эксцентричный, где живет сборище странных, забавных персонажей», – рассказывает историк кино Александр Шпагин.
Невыносимый Даль и горе костюмера
Немного фантастический сюжет фильма почти сразу же превращается в детектив. Путешествуя по городу со своим другом, полковником Джеральдином, Флоризель знакомится с художником Перкинсом, который приводит героев в некий «Клуб самоубийц». Принц движим идеей раскрыть тайну зловещего клуба и вывести на чистую воду его председателя.
Флоризель – поистине великий детектив, этакий Шерлок Холмс, который ко всему прочему обладает возможностями титулованной особы. К его услугам всегда любые деньги и армия помощников, готовых выполнить любое поручение по мановению руки. Для этой роли режиссеру был необходим настоящий аристократ. Его он почти сразу нашел в лице Олега Даля.
«Как-то сидели с Олегом, и я посмотрел на его руки. Какие у него были аристократические пальцы – длинные, тонкие! И вообще, он был – принц», – вспоминает режиссер картины Евгений Татарский.
С Олегом Далем тогда мечтали работать многие, но он многим отказывал, и причины отказов никак не объяснял. А те режиссеры, с которым он соглашался сотрудничать, тоже часто были не рады: за актером закрепилась слава капризного скандалиста.
Татарскому повезло: прочитав сценарий про Флоризеля, Даль тут же подтвердил свое участие в фильме. История ему очень понравилась. Но почти сразу он попытался выдвинуть режиссеру свои условия: попросил взять на роль Джеральдина своего друга – актера Юрия Богатырева. Однако Татарский, уже видевший в роли соратника принца другого артиста, Игоря Дмитриева, не пошел на уступки, и Далю пришлось подчиниться.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
Неприятности начались в первый же день съемок. Режиссеру позвонили с площадки: «Срочно приезжай, Даль скандалит!». Гнев Даля обрушился на художника по костюмам. Наряд, который ему предложили для роли, актеру категорически не понравился. Справедливости ради стоит отметить, что костюм и вправду сидел на артисте плохо: спереди приходилось прикалывать булавку, сзади наряд горбился, да и «пряжка» принца не устроила. Это ли Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе?
К счастью, художник-постановщик «Ленфильма», до этого много работавшая с Далем, помогла подобрать другую одежду, которая пришлась актеру по душе. Когда фильм вышел, стало очевидно: потрепанные нервы съемочной группы режиссера стоили того. Флоризель в исполнении Олега Даля получился утонченно-реалистичным и в то же время сказочно-невероятным.
Предательский загар Полищук
Роль обольстительной мадемуазель Жаннет режиссер на свой страх и риск отдал актрисе Любови Полищук. Зрители ее тогда знали плохо, а в верхах молодую актрису откровенно недолюбливали.
«На нее шипели и на «Ленфильме», и в «Гостелерадио»: «Нос уткой, 42-й размер ноги! Где ты таких красавиц видел?» – так говорили Татарскому, узнав о его выборе, вспоминает Ирина Павлова.
Но режиссера в Полищук привлекли отнюдь не ее внешние данные, а «женское начало». «Она не такая красивая, как могла бы быть. Предположим, большой нос, губы, руки – все в отдельности [не привлекало]. Но все вместе – замечательно», – признается Евгений Татарский.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
С Любовью Полищук на съемках произошел забавный конфуз. Картину о принце Флоризеле снимали в нескольких городах: в Ленинграде, Каунасе, Сочи. Погода в Сочи тем летом стояла прекрасная. Полищук ходила купаться каждый день в 6 часов утра, до начала смены. А когда работа в Сочи закончилась и группа собралась в Ленинград, актриса захотела подольше задержаться на море. Она упросила режиссера дать ей отпуск. Татарский согласился, но предупредил: «Никакого загара!». Жаннет должна была сохранить свою аристократическую бледность. В Ленинград Полищук приехала, как и обещала, с лицом, не тронутым южным загаром. Но о том, что костюмеры готовят ей для работы новое платье с глубоким декольте, актриса не знала.
Проблему пришлось быстро решать. В итоге гример был вынужден каждый день обрабатывать грудь актрисы специальным осветляющим составом. Зрители ничего не заметили, и красавица Жаннет продолжила покорять всех своей белоснежной кожей.
«Слабый» добряк-Банионис
Подобрав исполнителей главных ролей, Татарский надеялся поскорее утвердить актерский состав и начать съемки. Но когда он привез пробы с артистами в Госкино, оказалось, что судьба его фильма висит на волоске.
«Мне сказали: «Не надо Даля, у него глаза пустые», – вспоминает Татарский. – Сказать такое про Олега – это кощунство! «Не надо Дмитриева – надоел уже. И Полищук не надо – сняли один раз, и хватит». Я ее снял первым в картине «Золотая мина». Тогда я сделал глаза вареного судака и сказал: «Ну, раз так, снимайте сами».
Будь на месте Татарского другой режиссер, его бы просто сняли с картины за такие слова. Но Евгений Маркович был у руководства на особом счету. Его короткометражный фильм «Пожар во флигеле» в 1978 году принес объединению Гран-при фестиваля телевизионных фильмов в Мюнхене. Это был первый приз советского телевидения на Западе. Поэтому Татарскому пошли навстречу – разрешили снимать всех, кого он выбрал, включая Даля.
Еще одним ключевым персонажем был герой Донатаса Баниониса – «Клетчатый», он же Ник Николс, он же загадочный председатель «Клуба самоубийц». Бесспорно, это та фигура, без которой бы вся эта история была невозможна. Роль характерного злодея – всегда лакомый кусочек для любого артиста, но Донатас Банионис поначалу совсем не рвался сниматься в «Приключениях принца Флоризеля». Причиной тому отчасти был все тот же несносный Олег Даль. До этого они с Банионисом уже пересекались на съемочной площадке.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
В 1970 году на экраны вышел фильм Григория Козинцева «Король Лир», в котором Даль сыграл шута, а Банионис – герцога Олбенского. Тогда Даль бросил в сторону Баниониса: «Слабый актер». Но зрители с этим были не согласны: Баниониса в Советском Союзе очень любили.
Евгений Татарский также помнил об успехе Баниониса в роли благородного разведчика, которого тот сыграл в фильме «Мертвый сезон». Режиссер не побоялся доверить актеру роль отъявленного подлеца. Сам же Банионис вспоминал, что предложение режиссера для него стало неожиданностью: он больше привык играть положительных героев. Но в итоге актер прекрасно справился с ролью, и даже Даль признал его талант – после нескольких съемочных дней состоялось их примирение.
Слишком «не советский» фильм
В образе Флоризеля, как и во всем фильме в целом, время от времени проскакивали намеки на тоталитарную советскую власть. Мало того, что главный герой – принц, так еще и постоянно слышатся фразы вроде «Государство – это я» (прозвучала она, кстати, из уст попугая Флоризеля). Художественный совет «Ленфильма» ленту раскритиковал, а в Госкино принимать ее вообще отказались. Кроме того, чиновников возмутило название фильма. Изначально картина называлась «Клуб самоубийц, или Приключения одной титулованной особы». Ясное дело, в Советском Союзе ни о каких титулованных особах, а уж тем более самоубийствах и речи быть не могло. Режиссер уступил: фильм переименовали в нейтральное «Приключения принца Флоризеля».
Но оставалась проблема с принцем: его образ казался руководству слишком положительным. В итоге фильм почти год пылился на полке со следующей формулировкой: «Картина не может быть показана публично в связи с тем, что в образе принца Флоризеля артист Даль смакует монархические традиции». Тогда знакомый посоветовал режиссеру добавить в фильм закадровый текст, чтобы развенчать образ Флоризеля.
Однажды Татарский услышал по радио передачу, где звучал хорошо знакомый ему голос Игоря Дмитриева – того самого полковника Джеральдина. Тут же возникла идея вести закадровое повествование от лица его героя. За каких-то два часа Татарский написал текст ко всем трем сериям. В первых числах января 1981 года Татарскому позвонили с радостным известием: «13 января выпускаем».
Несмотря на ожидания руководства Госкино, после первого показа фильм не приобрел оглушительного успеха. Татарскому выдвинули претензии: якобы, широкая зрительская аудитория ироничную ленту с двойными смыслами попросту не поняла. Но прошли годы, а к «Приключениям принца Флоризеля» зрители так и не потеряли интерес, ведь разгадывать ребусы и считывать двойные смыслы куда любопытнее, чем смотреть незамысловатые ток-шоу и сериалы. Это тонкая интеллектуальная игра, которая и сейчас доступна далеко не всем.