актеры фильма про уродов и людей
Посетитель музея: «Про уродов и людей» — человеческая комедия о предельном телесном опыте
Подходит к концу наша «балабановская неделя»: в честь 60-летия Алексея Балабанова мы начиная с понедельника публиковали из архива «Искусства кино» материалы про его фильмы. Сегодня — текст Игоря Манцова из февральского номера за 1999 год о картине «Про уродов и людей», где рассказывается о садомазохистской проблематике и некоторых ошибках в стратегии картины.
Алексей Балабанов сделал фильм об опасном любопытстве к изображению в эпоху его технической воспроизводимости.
Традиционные виды изобразительного искусства предлагали глазу возвышенные сюжеты, эстетически выверенные объекты. Жесткий отбор, благородный жест, пленительный ракурс. Напротив, фотография тяготеет к тому, чтобы каталогизировать мир, перевести на пленку, пластину или бумагу все, что существует под солнцем. Вплоть до запретного и безобразного. Своего рода метафора познавательной способности человека.
Законы и социальные установления вменяют гражданину определенный кодекс поведения. Между тем фантазмы пресловутого гражданина неуловимы, но устойчивы. Ловкий фотограф материализует их без труда. Технически воспроизводя, тиражируя тот или иной плотский опыт, фотография дает неопровержимую улику, вещественное доказательство: это было в тот самый момент и в том самом месте. Создается некий прецедент, вводится в оборот новая языковая конструкция: бывает и так, почему бы и нет?
Фотография принуждает зрителя соотносить индивидуальную память с опытом, представленным на снимке, навязывает ему свою безвыходную правду. Правду жизни? Вроде бы так, но пока что чужой, не твоей. Впрочем, если изображение трогает за живое, значит, неискушенный зритель попался в ловушку. Экзистенциальное беспокойство особого рода возникает как реакция на визуально оформленный новояз: оказывается, в отдельных своих проявлениях бытие осуществляется без моего участия. А вдруг эти проявления существенны?
Алексей Балабанов сделал картину на традиционный, древний как мир, сюжет искушения. Сюжет, достаточно отработанный в кинематографе и породивший такие значительные ленты, как «Виридиана» (1961) и «Теорема» (1968). Некто Иоган (С. Маковецкий) — загадочный немец с фотографическим ящиком — прибывает в Петербург и открывает там дело. Что за дело, какого рода и свойства? Иоган визуализирует мазохистские фантазмы, материализует сюжеты подсознания, а затем предъявляет их доверчивым, одержимым неуемной жаждой познания горожанам.
Престарелый инженер (И. Шибанов) и его юная дочь (Д. Друкарова) равно интересуются фотографическими открытками странного содержания: старуха в чепце занесла розгу над обнаженными женскими ягодицами. Втайне друг от друга члены семьи разглядывают необычные картинки, а затем прячут их неочевидный смысл в тайник обеспокоенной души. Сторонний взгляд механической фотокамеры сделал свое черное дело: девушка впервые увидела себя нагой. Точнее, осознала этот факт как моральное событие, подлежащее оценке, властно требующее выбора. История грехопадения, притча о потерянном рае: «Кто сказал тебе, что ты наг? » Бытие 3:11 Иоган — искуситель, последний романтик, режиссер-постановщик упоительного фоторомана. Здесь, осознанно или нет, фильм Балабанова наследует каноническому сюжету.
Кроме того, «печальный демон, дух изгнанья » Цитата из стихотворения «Демон» Лермонтова, 1837, Иоган предлагает соблазненной им девушке руку и сердце. Еще одна, отдельная история. Можно рассматривать происки плебея Иогана и его сестры-горничной в семье незадачливых интеллигентов как второе, параллельное течение картины. Хитроумные авантюристы, мечтающие овладеть фамильным богатством посредством соблазнения дочери и последующего брака, — типовая схема сатирической комедии. Начиная с Хлестакова и Кречинского, русская театральная традиция наплодила немало персонажей подобного рода.
Однако и это еще не все. В чистую сердцем героиню без памяти влюблен достойный ее юноша (В. Прохоров), подмастерье Иогана, попавший в долговую зависимость от немца. Несомненно, это третий микросюжет, актуализирующий противоречие «грязные деньги — романтическая любовь». Подлинные чувства в мире чистогана? О да, их судьба незавидна. Капиталистические отношения умеют подчинить себе самую преданную натуру.
А чего стоит линия Виктора Ивановича (В. Сухоруков), компаньона и ближайшего помощника Иогана! Этот злонамеренный проходимец в одно мгновение разрушил благополучие, царившее в доме некоего замечательного доктора. Во-первых, Виктор Иванович соблазнил и привлек к съемочному процессу слепую супругу врача (А. Неволина). Во-вторых, похитил его приемных детей — сиамских близнецов Толю и Колю (А. Дё и Ч. Цедендамбаев) — и превратил их сначала в экзотическую фотомодель, а затем в предмет артистических забав петербургской общественности. История «уродов», как именует жертв Виктор Иванович, — необходимая, но почти автономная линия картины. Один из мальчиков влюбляется в соблазненную Иоганом девушку, но подобный сюжетный ход тоже не слишком укрепляет драматургическую конструкцию, скорее, еще больше расшатывает.
Каков же предварительный вывод? Выбрав для своего фильма неосвоенную нашим кинематографом садомазохистскую проблематику, Алексей Балабанов счел за благо перенести действие в эпоху столетней давности. Он стилизовал изображение в соответствии со структурными принципами салонного немого кино: коричневый вираж, пояснительные титры, позволяющие избежать плавного, хронологически выстроенного повествования. Он предписал своим персонажам минимум личностной психологии и, как следствие, не вполне отрефлексированные и мотивированные поступки.
Несомненным достоинством избранной стратегии, а значит, картины в целом, следует посчитать то, с какой изящной простотой удалось Балабанову легализовать мазохистское удовольствие. В самом деле, как, оставаясь в рамках приличия, избегая кича и откровенной пошлости, разговаривать на тему предельного телесного опыта человека? Какие визуальные образы следует избирать? Балабанов делает это посредством «порнографических» карточек рубежа веков. Музейный характер не вполне приличных изображений позволяет отнестись к ним без морального предубеждения, сохранить необходимую этическую дистанцию.
Впрочем, из всего разнообразия комбинаций человеческих тел выбрана самая невинная и одновременно самая эмблематичная. О чем говорит многократно представленная в картине ситуация: старуха, наказание, розги, ягодицы, послушание. Ничего оригинального — этот фантазм рожден в голове мазохиста, быть может, вкусившего запретный плод удовольствия от мучений еще в детской, что, впрочем, совершенно необязательно. Кстати, в картине появляется старая няня Иогана — его единственная привязанность и одновременно персонаж, осуществляющий экзекуцию. Таким образом, мы получаем достаточную информацию о главном герое — таинственном и необщительном Иогане. Безусловно, подобного рода косвенная психологическая характеристика нечасто применяется в нашем (да и в мировом) кино и смело может быть записана в актив постановщика.
Не менее содержателен образ Виктора Ивановича. Его необузданная воля к власти не вполне, как представляется, точно сыграна актером В. Сухоруковым, зато максимально выражена посредством эстетических, точнее, антиэстетических пристрастий персонажа. «Эгей, уроды!» — радуется Виктор Иванович, осознав вопиющую маргинальность сиамских близнецов. Тайком открыв собственное, независимое от Иогана дело, Виктор Иванович изготовляет фотографический снимок обнаженных Толи и Коли. Фронтальный снимок, ни грамма фантазии, вопиющий антиэстетизм. Тот самый антиэстетизм, который отмечается как характерная черта психологического строя садиста. Напротив, мазохисту, подменяющему активное действие грезой, присущ гипертрофированный, навязчивый эстетизм. «Сверхчувственным существом» именует себя Северин — герой знаменитого романа Леопольда Захер-Мазоха «Венера в мехах». В порыве страсти он признается: «Я не мог бы быть счастлив, глядя на любимую сверху вниз. Истинно любить можно лишь то, что стоит выше нас!»
Совсем не то Виктор Иванович. Стоило ему оказаться в сантиметре от слепой докторской жены, как та воспылала, полюбила впервые в жизни, с готовностью задрала подол юбки. Между тем совсем недавно в супружеской постели она демонстрировала непобедимую холодность, упорно отказывая мужу в ласках и любви. Сексуальная мощь Виктора Ивановича не вызывает сомнений, психологический портрет тоже.
Таким образом, нам предложены два противоположных психофизических полюса: возвышенный (по-своему), сверхчувственный падший ангел Иоган и бесчувственное животное Виктор Иванович, более всего на свете любящий власть и всякого рода безобразия. Мазохист и садист, «дух изгнанья», бесприютный демон и вполне укорененный простоватый негодяй. Между этими полюсами располагаются все остальные персонажи невеселой человеческой комедии, по сути, не имеющей названия. «Про уродов и людей» — это попытка тематического обозначения. Спрашивают: про кого фильм? Про танкистов, про бандитов, про неудачливых любовников, про неуловимых мстителей. А этот? Про уродов и людей, словно марионеток приводимых в движение определенными сексуальными комплексами.
«Я ненавижу всякую комедию!» — нетерпеливо восклицала Ванда фон Дунаева, пресловутая Венера в мехах. «Так издевайся надо мною всерьез!» — требовал в ответ влюбленный мазохист Северин. Кажется, решившись на то, чтобы всерьез погрузиться в тайные и неконтролируемые глубины человеческой психики, Алексей Балабанов в какой-то момент испугался открывающихся перспектив. «Вот сволочи какие!» — ругались старушки во время сеанса в Доме Ханжонкова, имея в виду некрасивые проделки Иогана и компании. Мне тоже казалось, что в результате инфернальные по задаткам персонажи обернулись бытовой сволочью. «Промотано наследие злодейства и добра » Федор Сологуб, стихотворение «Божественной комедии. », 1926, — сетовал поэт, современник представленных Балабановым людей и уродов. А жаль.
Впрочем, из всего разнообразия комбинаций человеческих тел выбрана самая невинная и одновременно самая эмблематичная. О чем говорит многократно представленная в картине ситуация: старуха, наказание, розги, ягодицы, послушание. Ничего оригинального — этот фантазм рожден в голове мазохиста, быть может, вкусившего запретный плод удовольствия от мучений еще в детской, что, впрочем, совершенно необязательно. Кстати, в картине появляется старая няня Иогана — его единственная привязанность и одновременно персонаж, осуществляющий экзекуцию. Таким образом, мы получаем достаточную информацию о главном герое — таинственном и необщительном Иогане. Безусловно, подобного рода косвенная психологическая характеристика нечасто применяется в нашем (да и в мировом) кино и смело может быть записана в актив постановщика.
Не менее содержателен образ Виктора Ивановича. Его необузданная воля к власти не вполне, как представляется, точно сыграна актером В. Сухоруковым, зато максимально выражена посредством эстетических, точнее, антиэстетических пристрастий персонажа. «Эгей, уроды!» — радуется Виктор Иванович, осознав вопиющую маргинальность сиамских близнецов. Тайком открыв собственное, независимое от Иогана дело, Виктор Иванович изготовляет фотографический снимок обнаженных Толи и Коли. Фронтальный снимок, ни грамма фантазии, вопиющий антиэстетизм. Тот самый антиэстетизм, который отмечается как характерная черта психологического строя садиста. Напротив, мазохисту, подменяющему активное действие грезой, присущ гипертрофированный, навязчивый эстетизм. «Сверхчувственным существом» именует себя Северин — герой знаменитого романа Леопольда Захер-Мазоха «Венера в мехах». В порыве страсти он признается: «Я не мог бы быть счастлив, глядя на любимую сверху вниз. Истинно любить можно лишь то, что стоит выше нас!»
Совсем не то Виктор Иванович. Стоило ему оказаться в сантиметре от слепой докторской жены, как та воспылала, полюбила впервые в жизни, с готовностью задрала подол юбки. Между тем совсем недавно в супружеской постели она демонстрировала непобедимую холодность, упорно отказывая мужу в ласках и любви. Сексуальная мощь Виктора Ивановича не вызывает сомнений, психологический портрет тоже.
Таким образом, нам предложены два противоположных психофизических полюса: возвышенный (по-своему), сверхчувственный падший ангел Иоган и бесчувственное животное Виктор Иванович, более всего на свете любящий власть и всякого рода безобразия. Мазохист и садист, «дух изгнанья», бесприютный демон и вполне укорененный простоватый негодяй. Между этими полюсами располагаются все остальные персонажи невеселой человеческой комедии, по сути, не имеющей названия. «Про уродов и людей» — это попытка тематического обозначения. Спрашивают: про кого фильм? Про танкистов, про бандитов, про неудачливых любовников, про неуловимых мстителей. А этот? Про уродов и людей, словно марионеток приводимых в движение определенными сексуальными комплексами.
«Я ненавижу всякую комедию!» — нетерпеливо восклицала Ванда фон Дунаева, пресловутая Венера в мехах. «Так издевайся надо мною всерьез!» — требовал в ответ влюбленный мазохист Северин. Кажется, решившись на то, чтобы всерьез погрузиться в тайные и неконтролируемые глубины человеческой психики, Алексей Балабанов в какой-то момент испугался открывающихся перспектив. «Вот сволочи какие!» — ругались старушки во время сеанса в Доме Ханжонкова, имея в виду некрасивые проделки Иогана и компании. Мне тоже казалось, что в результате инфернальные по задаткам персонажи обернулись бытовой сволочью. «Промотано наследие злодейства и добра » Федор Сологуб, стихотворение «Божественной комедии. », 1926, — сетовал поэт, современник представленных Балабановым людей и уродов. А жаль.
И все-таки эта картина достойна самого серьезного разговора. Следует обратить наконец внимание на то обстоятельство, что отечественный кинематограф почти не знает персонажей, чье внутреннее содержание разнилось бы с речевой стратегией, посредством которой они себя аттестуют. Иначе говоря, наши киногерои (конечно, с благословения авторов) легко выбалтывают последнюю правду о себе, своем внутреннем мире, желаниях и страстях. Они не только простодушны и открыты миру, но и удивительно проницательны, ибо оценивают себя исключительно правильным образом. Они прозрачны как для авторов, так и для собственного внутреннего взора. Зазор между самооценкой и подлинным состоянием дел отсутствует. Между тем в фильмах крупнейших мастеров мирового экрана именно этот зазор обеспечивает драматургическую разность потенциалов и запускает нетривиальный сюжет.
Понятно, отчего зазор отсутствовал в фильмах советского периода, — человек был подотчетен социуму без остатка. Однако даже и теперь попытка Алексея Балабанова рассказать о хрупкости человеческой души, о неадекватности видимого и сущего остается едва ли не единственным опытом подобного рода.
На самом деле человек никогда не знает о себе всей правды. Каждую секунду, всегда он ходит по краю экзистенциальной бездны, а его собственные желания способны стать причиной нравственного поражения и физической гибели. Достаточно маленькой подсказки, скромной черно-белой открытки, материализованного фантазма.
В конечном счете фильм Балабанова о том, что не знающий удержу и смирения идеалист — всегда мазохист. Вдохновенный мазохист, в свою очередь, — всегда сладострастный искуситель простых сердец. Итого: идеалист-мазохист-провокатор — вот какая поразительная конструкция вычитывается из фильма «Про уродов и людей».
Впрочем, о подобных хитросплетениях много размышлял Луис Бунюэль, великий и осторожный знаток человеческих душ. Разве не ту же самую историю искушения рассказывает его «Виридиана»? Добродетель, не подкрепленная смирением, обернулась безусловным злом и разрушением. Еще более внятно говорится об этом в картине «Назарин» (1959), героиня которой неверно понимает причину своей привязанности к дону Назарио, смиренно принимающему порцию мук и унижений. Женщина следует за страдальцем повсюду, возомнив себя потенциальной святой. Недоразумение разрешает мать героини. «Опомнись, — советует она, — ты любишь в нем не божественный огонь, а бренную плоть; тебя интересует не святой, а мужчина!» Гениальный финал расставляет всех по местам: Назарин продолжает свой крестный путь, а его недавняя спутница уезжает на благополучной арбе, прижавшись к мужнину плечу.
Про уродов и людей. Ульяновы в фильме Балабанова
«Любой бомж лучше, чем человек в Кремле» / Алексей Балабанов. Кинорежиссёр. Сценарист
В кинорежиссёрской среде Алексей Балабанов считался эстетом. Своё творчество он начинал с экранизации европейских классиков. В 1991-ом году Балабанов снял фильм «Счастливые дни» по мотивам творчества ирландского писателя Сэмюэла Беккета. Сэмюэл Беккет один из основоположников драмы абсурда. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Фильм «Счастливые дни» был дипломной работой молодого кинорежиссёра Балабановa. Следующей его картиной стала экранизация романа Кафки «Замок».
Франц Кафка оказался одним из главных писателей 20-го века. Бессмертные цитаты из его произведений актуальны и сегодня. Вот одна из них, из романа «Процесс». «Теперешнее правосудие, очевидно, состоит в том, чтобы осудить человека не только невинного, но и неосведомленного». Множество авторов по всему миру называли Франца Кафку своим учителем. Мастерство Кафки состоит в том, что он заставляет читателя перечитывать свои произведения. Его сюжетам присуще двойное толкование. Смысл у Кафки обнаруживается не сразу. Произведение должно быть перечитано. И каждый раз под другим углом зрения. Именно этогo добивается автор.
Сложный символизм Кафки нравился Балабанову. Ho Балабанов смотрит на творчество Кафки по своему. По балабановски. Режиссёр выбрал у Кафки произведение, в котором судьба человека предрешена. «Замок» Кафки, это модель политического устройства. Замок господства бюрократии. В нём даже чтобы поставить новую музыку в кабаке, нужно написать прошение, пройти через множество инстанций. В результате всё равно получите отказ. Герой пытается игнорировать установленные правила и предписания. Он думает что это только ему встречаются такие «непробиваемые» люди. Но потом понимает. Что это система. И она «непробиваемая». Она защищает сама себя. Она совершенна». Балабанов будет «пробивать» эту систему своим фильмами.
Фильм «Замок» кинорежиссёр причислял к слабым своим работам. Но картина завоевала несколько призов на престижных кинофестивалях. Одной из наград было финансирование нового фильма. На усмотрение режиссера. Балабанов предложил сценарий фильма «Про уродов и людей». Чиновники от кино дать денег на недостойный по их мнению фильм, отказались. Балабанов не сдался. Решил заработать деньги сам. И снял фильм «Брат».
На мой взгляд, символизм стал для Балабанова своеобразной защитой. Oт травли бездарной киношной тусовки Oт цензуры. Ведь своими фильмами кинорежиссёр создавал Oбличающий Kоллективный Портрет Государства. Написанные им сценарии это лишь пунктирные линии. Он никогда никому не раскрывал смыслов. Смыслы у Балабанова надёжно укрыты. Не все сразу понимают, о чём его кино. Балабанов искусно переплетает свою символику. Закапывает её так глубоко, что трудно достать. Как художник, Балабанов был по настоящему свободен только на глубине своих смыслов. Сложные сценарии фильмов, во всех деталях, существовали в его голове. Так ему было надёжнее. «Сценарии я обдумываю долго, зато пишу их очень быстро. Когда пишу – картинками мыслю. Кино вообще придумывается, а не записывается. Буквы – одно дело, а образы – совсем другое. Пишу же я главным образом для себя. Иногда артисты, глядя в сценарий, вообще не могут понять, что я имею в виду».
Нет ничего более трудного для понимания, чем символическое произведение. Балабановский символизм это своего рода Энтропия Кино. Понять, что такое энтропия сложно. Как и кино Балабанова. В широком смысле, энтропия означает меру сложности или неопределённости. В фильмах Балабанова сложно на чем-то сконцентрироваться. Все смыслы у него рассеянны. Замысла автора никогда не понять до конца. Можно воссоздать лишь общее контуры. Именно так нужно подходить к фильму Алексея Балабанова «Про уродов и людей». Который он снял сразу после фильма «Брат».
Как только не называли Балабанова при жизни. Те, кто поумнее, великим гением. Те, кто поглупее, сумасшедшим и извращенцем. Внешне для всех он казался алкоголиком. Почти бичом. И это тоже было его защитой. Иначе бы его растёрли намного раньше. А так он успел снять 14-ть хороших фильмов, пять из которых шедевры. К ним относится фильм Алексея Балабанова «Про уродов и людей». Алексей Балабанов считал его лучшим в своей карьере. А вот поклоники немного опешили. Поскольку он вышел на экраны сразу после фильма «Брат».
Сила России в простой русской женщине. В наше время Российскими звездами называли Рязанских мадонн в русских вязаных платках. Которые не изменят и лгать не станут. «Встало над речкой село наше русское. Крыши покатые, тропочки узкие. Где до седин всё теплей и нежней». Где это всё сегодня. Вместе с порнографическими сайтами исчезлa теплота и доброта. Поэтому сегодня родители убивают детей. Дети убивают родителей. Дети убивают детей. Внуки убивают бабушек. На мой взгляд Россия «отпустила» тормоза. И несётся по рытвинам и ухабинам.
Балабанов за 120 минут прокрутил колесо истории. Рассказал о главном. O том, как в царскую семью проник содомит Распутин и содомитка Кшесинская. И царская семья готова была их принять. O том, как в российскую элиту проник содом. И российская элита готова была его принять. Вокруг личности Распутина и его влияния на судьбу Российской империи до сих пор ведутся многочисленные споры. Отца Распутина звали Ефим Яковлевич. И скорее всего в Тобольской губернии очутился он не по своей воле. Конечно Распутин был непростым человеком. Если побывал и на горе Афон, и в Греции, и в Иерусалиме. А до этого достаточно долго жил в Казани и в Киеве. Распутин странствовал и по святым местам России. Везде завязывал контакты с представителями духовенства, монахами, странниками. Поэтому странно, что Распутина называют простым русским крестьянином. На мой взгляд это был специально обученный человек, перед которым поставили определённую задачу. Расшатыванием самодержавия Распутин занимался больше 10 лет. Но рухнуло царская империя не из-за Распутина. А из-за шпагата Кшесинской.
Балабанов показывает зрителю не подпольный порнографический салон. А подпольный мозговой центр РСДРП. Bо главе с условным Лениным. Этот мозговой центр постепенно выходит из нелегального положения. И мы наблюдаем крах российской империи. Мне очень понравился балабановский символизм в этом фильме. Так грязно о Ленине ещё никто не высказывался. Балабанов имел смелость прямо назвать Ленинизм садомазохистской порнографией. Фотографии подпольного порнографического салона не что иное, как листки нелегальной газеты «Искра». Поэтому они повсюду. В сумочках «благородных» девиц, в накрахмаленном постельном белье, в карманах прислуги. Листки-фотографии рассматривают, «читают». Я просто подпрыгивала, как мощно Балабанов надругался над печатным большевистским органом. Ведь газета готовила свержение самодержавия идейно и организационно. Печатались листки в подпольных типографиях. Эпиграфом газеты стала фраза «Из искры возгорится пламя». Это пламя мы видим. На каменных стенах подвального помещения горят факелы. Потом огонь постепенно перебирается в камины. Лестница, ведущая в салон-подвал, это лестница на Дно жизни. Это лестница в Предисподнюю.
Главная героиня фильма Лиза, это условная Матильда Кшесинская. Балабанов нашёл гениальное решение. Он показал нам Матильду в детстве. Девочка как две капли воды похожа на будущую балерину. Портрет девочки немой свидетель всего происходящего. Вначале мы видим его в подпольном порнографическом салоне. Потом он «переезжает» в квартиру Лизы. Образ Лизы буквально сплетён из символов. Балабанов и не думает показывать нам балерину. Он показывет пороки любовницы царя. Показывает, на что способна эта милашка в шляпке. У главной героини довольно страшная улыбка. В глазах постоянный страх. Условная Лиза-Кшесинская боится огласки. Ведь она живёт одновременно с несколькими. Мы видим Лизу на развалинах храма. Душа у неё окончательно разрушенна. Видно, что Балабанов очень не любит исторические Оригиналы. Ленина и Кшесинскую. Не зря он объединяет их в фильме в смысловую пару и cелит в одном доме. Кшесинская и Ленин во многом похожи. Прекрасно уживаются друг с другом.
На последних кадрах мы видим помощника машиниста в кепке. Это загримированный Ленин. Кочегар русской революции пока едет в Финляндию. Но дело уже сделано. Огонь из подвалов подпольных революционных Порнографических Салонов по адским лестницам добрался до жилища. Сжёг души людей. И теперь бушует в топке паровоза. Бушующий огонь это пламя революции. Паровоз символ железных дорог Российской империи от Балтики до Тихого океана. Поэтому мы видим его из окон Лизы на протяжении всего фильма. У прообразов Кшесинской и Ульянова-Ленина всё хорошо. Российскую Империю они уже обрушили. Матильда счастлива и даёт гудок.
Чем на самом деле занималась самая богатая женщина царской России. Влияние и связи Кшесинской позволяли ей участвовать в делах, выходящие далеко за рамки интересов русского балета. Один из любовников придворной балерины, Сергей Михайлович Романов, распоряжался всеми военными закупками. Через него Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами. В итоге русская армия остаётся без необходимого тяжелого вооружения накануне Первой мировой войны. Не без участия Кшесинской Россия раз за разом отказываeтся от лучших в мире немецких орудий в пользу несовершенных французских. Которые были в три раза дороже. Поэтому с такой любовью говорит условная Лиза-Кшесинская о Франции.
Путиловский завод на тот момент был крупнейшим военным заводом страны. Завод мы видим в начале фильма и в конце. Это маленькая подсказка зрителю. Условный друг Лизы-Кшесинской носит фамилию Путилов. Кшесинская приобретает акции Путиловского завода и становится совладелицей предприятия вместе с промышленником Путиловым. С забастовки на Путиловском заводе началась в России Февральская революция 1917-го года. В мае перед рабочими выступил картавый вождь революции. Через время в стране заполыхала гражданская война. Рабочие выходили на митинги с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!». Итоги. Самодержавие свергли. Царя убили. Вместо хлеба получили войну и голод. Интересно, что новым директором Путиловского завода стал Исаак Моисеевич Зальцман. Ну что сказать. За что боролись, на тоГo и напоролись.
К середине фильма условный Вождь пролетарской революции подмял под себя всех. Его садомазохистско-порнографический Салон, он же мозговой центр РСДРП, перемещается в особняк. Перевёрнутая мебель в кадре символизирует смену Хозяина. Во дворце Кшесинской в то время то же сменились хозяева. Роскошные залы и кабинеты, в которых развлекались царские особы, занимает Центральный комитет РСДРП(б) и лично Ленин. Это условный Ленин играется символом российской Истории, паровозом. Символично, что Музей политической истории России расположили в особнякe балерины. По большому счёту в пoрнографическом салоне. Из России сделали Cадомазохистско-Порнографический салон. И тогда. и сейчас. И талантливый кинорежиссёр Алексей Балабанов показал нам это в своём бессмертном фильме. Это имел ввиду и Сергей Доренко, когда говорил об оттраханной России. Я обратила внимание на одну деталь. В перестройку в особняке Матильды Кшесинской шли реставрационные работы. В стране не хватало продовольствия. Бастовали шахтёры. А коммунисты восстанавливали первоначальный облик внутреннего и внешнего убранства особняка любовницы русского царя. О чём это говорит. О том, что развал СССР шёл по плану.
Сама 50-летняя балерина летом 1917-го года уехала из Петрограда. Вместе с 40-летним Андреем Владимировичем Романовым, двоюродным братом царя. Сначала они уехали на юг России, а потом во Францию. В фильме Балабанов заставил условную Матильду Кшесинскую, перед отъездом во Францию, убирать блевотину. Во Франции не условная придворная балерина бывала и раньше. В 1908 году 36-летняя Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера. Там она заводит роман со своим партнером Петром Владимировым, который моложе ее на 21 год. Всё заканчивается дуэлью в лесу под Парижем. Князь Андрей Владимирович Романов, вызвал 15-летнего соперника на дуэль и прострелил ему нос. После революции бывшая любовница царя потеряла всё. Остатки средств Матильда Кшесинская проиграла в рулетку в казино. Зарабатывать на жизнь на старости лет ей пришлось уроками танцев. Знаменитая балерина и в фильме Балабанова занимается растлением.
Балабановский символизм сложен и многогранен. На протяжении всего фильма униженных людей хлыщут. В царской России пока розгами. В просвещённой Франции уже хлыстами. Хлещущие «Уроды» это конечно большевики. Автор одной из самых громких книг о молодой Советской России «Дух и лицо большевизма» Рене Фюлоп-Миллер прямо выводил большевизм из хлыстовского учения. Гонимые самодержавием и официальной церковью, сектанты были союзниками большевиков. В Петербурге хлысты жили в Басковом переулке. Как и семья Путиных. О диких нравах питерских хлыстов рассказывал и Сергей Доренко.
Балабанов жил на сломе двух эпох. Он конечно понимал, что колесо Истории в 90-х «прокрутили» назад. Поэтому паровоз в его фильме даёт задний ход. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья» провозглашали большевики в своём гимне. И погружали людей во мрак. Так же как реформаторы Ельцинско-Путинской России. Строки международного пролетарского гимна бьют наповал. «Дошли в корысти до предела. Монархи угля, рельс и руд. Их омерзительное дело. Лишь угнетать и грабить Труд. Мы создаём все капиталы. Что в сейфах подлецов лежат». И дальше прямо актуально. «Держава-гнёт, закон лишь маска. Налоги душат невтерпёж. Никто богатым не указка. И прав у бедных не найдёшь». Надо вывесить баннер с этими строками перед Государственной Думой. Я впервые услышала пролетарской гимн в исполнении Ивана Фёдоровича. Мой отец знал Интернационал. Напевал каждый раз, когда выпьет. «Кто был ничем, тот станет всем». Мощная песня конечно была у большевиков.
Фильм Балабанова «Про уродов и людей» необычный. История России в нем передается только через отношения между персонажами. Только через игру актеров. В этом вся сложность. На наших глазах рушится Российская Империя. А политическая ситуация даже не обсуждается. Ничего не взрывается. Вместо взрывов вспышки фотокамеры. Лишь чёрный дым символизирует надвигающуюся мглу. Людей на улицах города нет. Потому что Город условный. Как и персонажи. Каналы, здания, лестницы, это всё декорации Театра Истории. Лодка, в которой едет жених это конечно символическая Аврора. Мы понимаем, что дым труб революционного символа стелется над всей Россией. А не только над Невой. Жених это символ Власти. Мы знаем, что через 20 лет появится символ Власти Невеста. Советский художник Илья Глазунов изображал на своих картинах Гитлера и Сталина вместе. Как жениха и невесту. Я видела эту картину. Мне она не понравилась. Показалась слишком декоративной. Прокатывая кровавую комунистическую Власть по стране, Балабанов имел ввиду именно эту символику Жениха. и будущей Невесты. Потому так много чёрного дыма. И от лодки и от городского трамвая. Это конечно дым грядущей войны.
Разгадывать символику Балабанова сложно и интересно. Она захватывает. Ты начинаешь видеть то, чего видят другие. Фильмы Балабанова это всегда эпоха. События разворачиваются в городе, основанном Петром Первым. В самом начале фильма мы видим сросшихся сиамских близнецов. Это символ Петровской эпохи. Пётр Первый был первым, кто привёз «Уродов» в Россию. Я конечно имею ввиду Кунсткамеру и экспонаты с анатомическими уродствами. Немцы называют её Камерой Ужасов / Die Kammer des Schreckens von Sankt Petersburg. Действительно, как можно водить в такой музей школьников.
У Балабанова нужно уметь по отброшенной тени восстановить прообраз. Сиамские близнецы в фильме это символ Двоевластия, установившегося после Февральской революции. В фильме Балабанова уродливо срослись не только близнецы. Но и судьбы. Самый сложный и самый уродливый образ у помощника условного Ленина, Виктор Иванычa. Виктор Иваныч это тоже своего рода сиамский близнец. На мой взгляд за этим образом стоят фигуры Григория Распутина и его убийцы Феликса Юсупова.
Самый богатый мужчинa царской России, князь Феликс Феликсович, после революции потерял всё. Это он в образе Виктор Иванычa рассматривает порнографическую плёнку в конце фильма. Сцена просто скопирована Балабановым. На одной из архивных фотографий в чёрно-белую плёнку всматривается и сам Феликс Феликсович. За убийством Распутина, а следовательно за Юсуповым стояла Англия. Кто стоял за Распутиным мы не знаем. Об этом до сих пор спорят историки. В версию «неграмотного сибирского мужика» я не верю. Могу только преположить, что в «игру» его ввели «старшие нации». Балабанов не показывает отдельно Распутина и его убийцу. Он соединяет их в образе Помощника условного Ленина. Символически. Как сиамаских близнецов. Ведь и князь Юсупов и развратник Распутин, каждый по своему, помогали разваливать Российскую Империю. «Интеллигентного» Виктор Иваныча-Юсупова мы видим в ложе театра Дворца Юсуповых на Мойке. А всего в России Юсуповым принадлежало 57 дворцов. В трамвае по Петербургу тоже едет условный князь-Убийца. Вместе с условной «прессой». А вот вламывается в покои царицы, и грубо держит двери ногой, уже Виктор Иваныч-Распутин. Он же спаивает одного из близнецов.
Распутин застрелен. Юсупов остался жив, но потерял все свои капиталы. Я против революций. Но меня радует, что Юсупов потерял 57 дворцов. Прожил остаток жизни в нищете. Собачонки в плетённой кошёлке на одной из фотографий подтверждают это. Известно, что Феликс Феликсович был трансвеститом, бисексуалом и любил наряжаться женщиной. Князь Юсупов остался в истории не как богач, а как убийца. На всех фотографиях у него взгляд убийцы. Балабанов дал Виктору Ивановичу Сухорукову роль самого мерзкого и грязного уродливо-сросшегося персонажа. Заставил его натурально и правдиво играть Убийцу, Трансвестита, Бисексуала и Беса-Содомита, под своим именем. Далеко не каждый актёр согласился бы на такую роль. Думаю, что с годами понял Сухоруков, кем навечно заснял его Балабанов. Зрители подумали, что Сухоруков такой и в жизни.
К концу фильма все „развращены“. «Озверевшее» условное Учредительное собрание требует «Уродов-большевиков». Узнаваемый клоун на сцене переносит нас в Ельцинскую Россию. Распоясавшиеся депутаты напоминают противостояние партийной элиты 90-х. Китайцы с русскими именами в фильме, это Будущее России. Балабанов увидел его 20 лет назад. И оно пришло. Китайцы ведут себя в России как хозяева. Они не только вырубают леса Сибири. Они уже могут ударить женщину. А им по башке дать нельзя. Ещё в детстве я знала, что китайцы едят собак. Не хотелось бы, что бы СобакоПоедание стало национальной традицией россиян. Меня так же шокировали публикации о закрытых китайских ресторанах, в которых на стол подают сваренных неродившихся младенцев. В 21-ом веке.
Яркая вспышка в начале фильма. Это «озаривший» всех Ленинский свет. В лучах света изображали Ленина на всех советских плакатах и пано. Ленинский свет переносит нас в больничные казематы. Родившиеся «уроды-младенцы» это Ленинское государство. Всё вокруг неестественно-белое. Больничные коридоры и белые халаты напоминают психбольницы СССР. Tуда укладывали несогласных, которых не за что было расстреливать.
Куда поселил Балабанов свои условные персонажи. В условный особняк Кшесинской и в условный Зимний дворец. По условным дворцовым лестницам спускается условный Виктор Иваныч-Распутин. Он вхож в дом Императрицы-Екатерины Кирилловны. Мы видим изысканную мебель, дорогое убранство, золочёные рамы с драгоценными камнями, рояль, книги. Екатерина Кирилловна ведёт себя как царица. Из сцены с географическим атласом мы узнаём, что родилась она не в России. Урождённая принцесса Гессен-Дармштадтская приказным тоном говорит одному из близнецов. «Коля, Tы ведёшь Первую Партию». Эта реплика символизирует влияние Императрицы на Николая II. Влияние через Распутина. Условная Императрица «слепа». Балабанов сделал ей глаза Распутина. Условная Императрицa-Екатеринa Кирилловнa смотрит на мир остекленевшими глазами садомита развратника.
Виктор Иваныч-Распутин бесцеремонно вламывается в спальные покои условной Императрицы. И она готова задрать перед ним юбку. По дворцу урождённая принцесса Гессен-Дармштадтская ходит без трусов. Известно, что жену царя подозревали в интимных связях с Распутиным. В 1932 году на экраны вышел фильм «Распутин и императрица». Распутин был вхож и в дом Юсуповых. В шашнях с Распутиным подозревали жену Феликса Феликсовича. Перед грехопадением императрицы звенит колокольчик. «Ослепшая» царская особа будет сползать НА ДНО в Зимнeм дворцe. Балабанов заставит её сползать ВНИЗ по книжному шкафу. Книги символ её образованности. В отличие от Лизы-Кшесинской. Та книг не читает. На грехопадение Императрицы будет смотреть условное Петербургское общество.
Дмитрий Ильич Ульянов был врачом. В докторе Стасове не сразу узнаешь младшего брата Ленина. Но это он. Именно поэтому условная Императрица Екатерина Кирилловна брезгливо «не любит» мужа. Актёр, играющий Стасова, очень похож на самого Дмитрия Ильича. И совсем не похож на Ленина. Владимир и Дмитрий Ульяновы «родные» братья только по документам. Я не знала, что Фанни Каплан, стрелявшая в Ленина, была любовницей его младшего брата. Балабанов конечно знал. Поэтому за спиной доктора Стасова, на стене, мы видим портрет женщины, очень похожей на Фанни Каплан. Мемориальная табличка на доме подказка зрителю. Именно такие таблички висели повсюду, где ступала нога Ульяновых.
Образ Надежды Константиновны Крупской я бы назвала шедевром. Известно, что мать Крупской, Елизавета Васильевна, служила гувернанткой. Вот мы и увидели Крупскую гувернантку. Надежда Константиновна ведь и в жизни просто «прислуживала» Ленину. Видно, что Балабанов с удовольствием работал над этим образом. Он нашёл актрису очень похожую на молодую Крупскую. Но в 1998-ом году Балабанов не мог себе позволить открыто издеваться над соратницей Ленина. Фигура Крупской в СССР была монументальной. Режиссёр как всегда нашёл гениальное решение. Во первых он дал гувернантке имя наглой героини из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Во вторых сделал её, как две капли воды, похожей на Юлию Доминскую, мамочку Матильды Кшесинской. Отметим, что самые грязные и самые страшные дела в фильме творятся как раз в доме Кшесинской. Балабанов просто «заваливает» его трупами. Грушенька из романа Достоевского спала с отцом и с сыном. Груня спит с двумя „отцами“ Отечества. Старым и Новым.
Условная Крупская никого не хлыщет. Но в её присутствии убивают и растлевают. В фильме Груня получает наследство, которое должно было достаться Лизе-Кшесинской. После революции Сталин нейтрализует Крупскую. Надежду Константиновну оставят в живых как символ Ленина. Её отстранят от всех дел и отправят заниматься избами-читальнями. Сталин издевался над старой и больной Крупской. Я где-то где то читала, что Надежда Константиновна страдала кишечной непроходимостью. А её кормили одними тортами. По указанию Сталина.
Балабанов от души поиздевался над семейкой Ульяновых. Служанка Дарья, это младшая сестра Ленина, Мария Ильинична. Младшая сестра Ленина действительно работала гувернанткой. И действительно распространяла нелегальную литературу. Порнографические карточки в фильме это запрещённая литература. В советских школах детям рассказывали о Марии Ильиничне, как о видном партийном деятеле. Первые два десятилетия Мария Ильинична стояла у руля советской страны. Поддерживала и лагеря и репрессии. Поэтому Балабанов дал ей в руки розги. В фильме служанка хлыщет Императрицу. В жизни видный партийный деятель хлестала русский народ.
В течение нескольких лет я читала лекцию «Семья Ульновых в Самаре. Алакаевский период жизни». Лекцию я написала сама. Видимо неплохо написала, если в лекторском обществе «Знание», её сразу утвердили. Я в жизни всё делала на совесть. Как мой отец. Над лекцией тоже работала на совесть. Потому знала её почти наизусть. Лекция получилась минут на 20-25. Во первых, длинные лекции утомительны. Во вторых, я не хотела занимать у людей весь обеденный перерыв. Меня слушали с интересом. И приглашали ещё. Потому что я рассказывала о Семье, а не о революционной деятельности. Меня интересовало, что они были за люди. Сейчас понимаю, сколько правдивой информации об этой семейке было скрыто. Но историю семьи Ульяновых я знала хорошо. Мне хватило увидеть Путиловский завод и Маковецкого в кепке. Что бы понять, что это Ленин вернулся из эмиграции. Вернулся чтобы «ослепить» Россию Ленинским светом. Портретное сходство оригиналов и образов не оставляло сомнений. Конечно мне было интересно смотреть, как мощно расправился Балабанов с монументальными Идолами.
Ленин называл младшую сестру ласково Маняша. Мария Ильинична в молодости, копия Дарьи. Мария Ильинична в старости, копия старухи. Условная Маняша-Дарья одинаково отвратительна и в белом переднике и в несвежей пролетарской блузке. В фильме будущий член ЦИК СССР работает в Cадомазохистско-порнографическом Cалоне. Балабанов показывает младшую сестру Ленина моральным Уродом. Будущий партийный и государственный деятель мастерски хлещет розгами. Стараясь ударить побольнее. Ничего себе Маняша. У сестры Ленина грязная роль. В фильме своей отвислой сиськой она растлевает детей. В жизни своей партийной деятельностью она растлевала русский народ. А как ещё назвать ульяновские бредни о коммунизме. Людям внушали, что после победы коммунизма не нужно будет работать. Наступит эра изобилия. Стояла дата окончательной Победы коммунизма. 1984-ый год. Я видела рисунок с этой датой в Рыбаковке. В учебниках моих старших сестёр. Отец мой конечно ни в какой коммунизм не верил. Коммунистов называл кровопийцами.
Балабанов конечно Мастер своего дела. Он создал Рвотный женский образ. От старушки няни тошнит. Но это мощнейший персонаж. Основательница Cадомазохистско-Порнографического салона конечно же мать Ленина, Мария Александровна Ульянова-Бланк. «Она воспитала всех своих детей революционерами, пошла за ними, стала их верным единомышленником». Такой и показывает нам Балабанов Марию Бланк. У неё с сыном и дочерью общее дело. Балабанов много лет работал над сценарием фильма. Думаю, что исторических материалов, он перевернул горы. У него были основания так грязно обойтись с семьёй Ленина. Известно, что дети семьи Ульяновых имели разных отцов. «Мария Александровна была гордой женщиной и проповедовала свободную любовь». К чему привела Россию свободная любовь еврейки, рассказывает нам фильм.
«Как маленький колокольчик, звенел голос мамы». Это из книги Зои Воскресенской «Сердце матери». Конечно же Балабанов читал эту книгу. В фильме Балабанова мы тоже слышим «Колокольчиком твой голос звенел». И это Реквием. «Динь-динь-динь динь-динь-динь», поют сиамские близнецы перед смертью. Мария Бланк всех своих детей отдала в «жерло полыхающих костров революции». Поэтому не смолкает мамин голос-колокольчик на протяжении всего фильма.
Мать Мария Бланк и дочь Мария Ульянова условная смысловая пара. У обеих в руках розги. Мать Ленина хлыщет Кшесинскую. А Мария Ульянова, Императрицу. В фильме основательница Cадомазохистско-Порнографического салона умирает. Рядом с ней фактически умирает и главный герой фильма. Ленин и мама условные сиамские близнецы. Умирает мама, и конвульсии начинаются у Ленина. Он действительно проживёт недолго после смерти матери. Через два года на Ленина будет совершено покушение. Сделавшее его фактически недееспособным. От его имени Советской республикой будут управлять другие. Такая судьба может ожидать и Путина, предупреждал Сергей Доренко.
Петербург в фильме Балабанова показан по особому. Арки зданий и мостов давят на зрителя. Я лично не люблю Петербург. Мне не хотелось бродить по улицам советского Ленинграда. Hи в 1986-ом, ни в 1989-ом годах. В городе действительно особая атмосфера. Не потому, что там живёт много евреев. Петербургские евреи как раз скромнее московских. Интеллигентнее. Талантливее точно. На мой взгляд, в Петербурге есть какая-то гниль. Мешающая свободно дышать. Я русский человек. Всё гнилое чувствую кожей. Думаю гниль Петербурга чувствовал и Балабанов. Петербург называют «городом, построенным на костях». Город Петра стоит на болотах и топях. Согласно славянской мифологии, «черти, лешие и кикиморы, являются истинными хозяевами болотных топей». Упрямый и решительный царь Петр выбрал именно эти места. Первые сваи города забивались в многокилометровое болото. «Первые тяготы непосильной работы легли на плечи и спины пленных шведов, подневольных солдат и местных жителей. Строители гибли тысячами. Их кости погружались в глубь смрадных болот, а души, в бездонное северное небо».
Если бы не гибель Сергея Доренко. Я бы не открыла для себя мир авторского кино Балабанова. Какого Человека родила земля русская. Фильмы Балабанова заставляют задуматься. Я лично перемотрела всю историю. Как на ладони трагедия государства Российского. Фильм мощнейший гротеск. На чудовищный эксперимент над русским народом. Hа злорадствующее торжество Власти. Балабанов не исследует Почему. Он показывает Как. В сползающем на дно городе, живём мы с вами. Кино Балабанова не о том, как Надо, а о том, как Не надо. Фильм «Про уродов и людей» шедевр. Мне понравился Маковецкий, играющий с паровозом. Приговаривающий. Чух. чух. чух. Прямо как мой отец. Паровозы царской России привезли моего отца в Нижегородскую больницу. Где ему помогли встать на ноги. А потом эти же паровозы привезли отца в Земетченский край, к моей маме. В фильме паровоз без вагонов. Он символ Истории.
В июне 2017-го года, 40-летнего Антона Долина поставили заведовать журналом «Искусство кино». Сынок поэтессы, написавшей 500 никому не известных песен, как две капли воды похож на писателя Быкова. Двух разъевшихся до неприличия литературных «величин», обьединяет ненависть ко всему русскому. Быков и Долин просто «срослись». Шеями. Как сиамские близнецы. Русским людям рекомендуется этих «товарищей» не читать, не слушать, не смотреть. Помнить слова Данилы из фильма «Брат». «Я евреев как-то не очень». Свои высеры пусть они читают сами.
Российский кинокритик и журналист Антон Долин, как сам он себя называет, взялся уничтожать творчество Алексея Балабанова. По его словам, Балабанов берется за обжигающе опасную тему «русского». Ничего себе. А тема мусульман не обжигающе опасна. Татар например.
Вот народ высказывается.
Алексея Балабанова, Антон Долин уничтожает. Даже мёртвого. Настолько он ему опасен. А вот «мультипликатора» Фёдора Бондарчука называет знаковой фигурой. Федора Бондарчука я вообще не воспринимаю. Это не талант, а позор России. Ему надо мультфильмы снимать. Детей графикой развлекать. Серьёзное кино не для него. Что бы снимать фильмы о войне, надо иметь «седые яйца». Кино Фёдора Бондарчука это пижонство. Насколько я помню, раньше он ездил по России и проводил кастинги. Отбирал девушек для конкурсов. Я видела один репортаж об этом. Поверить не могла, что вульгарный циничный пижон, сортирующий девчонок, и есть сын известного режиссёра.
В журнале «Искусство кино», которым заведует позёр Долин, фильм Балабанова назвали «Человеческой комедией о предельном телесном опыте». Игорь Манцов назвал. 3020 слов потратил. Манцов увидел телесный опыт, потому что телесное ему ближе. Внутренне. Он из «красивых». В фейсбуке этот «товарищ» боится поставить свою фотографию. Но не боится постить на своей странице ролики о разгоне несанкционнированного митинга в Москве 4 августа. Мне политика Путина тоже не нравится. Но я против гнилой московской тусовки, презирающей русский народ. Московскую оппозицию подозревают в связях с Кремлём. Цитата для Манцовых и Долиных. Фильм Балабанова это «густой плевок в лица всем Tем, Kто и Cейчас занимается «дефекацией» в искусстве и на телевидении“.
Фильм «Про уродов и людей» получил много наград. Фильм смотрят. И это лучшая память Балабанову. Вот что пишут россияне об этом фильме, сегодня, 20 лет спустя.
Как видим из комментариев, революционную тему в фильме Балабанова «Про уродов и людей», заметили немногие. Но те, кто заведует цензурой, заметили. Балабанов был поставлен на „Учёт“. Все последующие годы станут для талантливого кинoрежиссёра борьбой за ВЫЖИВАНИЕ. Успех фильма «Брат» позволил ему создать «Брат-2».
На моей странице литературного портала Фабулае. Ру. можно посмотреть фотоальбомы к фильмам Алесксея Балабанова. «Брат». «Про уродов и людей». «Брат 2». «Река». «Война». «Груз 200». «Морфий». «Кочегар». «Я тоже хочу».
Ссылка на фотоальбомы: https://fabulae.ru/album.php?id=10711
Ссылка на страницу: https://fabulae.ru/autors_b.php?id=10711
Продолжение следует. Содержание главы «Шпагат Ельцинско-Путинской России» постоянно обновляется. Привязывается к последним событиям. Все ссылки будут указаны в окончательном отредактированном варианте.