актеры фильма проверка на дорогах
Как снимали фильм «Проверка на дорогах»
Алексей Герман впервые в советском кино заговорил о тех, кому выпало оказаться в фашистском плену. Почему он решил экранизировать повесть своего отца Юрия Германа? Режиссёр пожимал плечами: «Мне и самому трудно сказать. Книжка плохая, отец меня от неё отговаривал. „Операцию „С Новым годом“» он не любил. Уже написав её, он выяснил, что сведения, которыми пользовался в момент работы, были неполны. Он не знал про одного из самых главных исполнителей операции. Это был Владимир Иванович Никифоров, Герой Советского Союза, необыкновенного достоинства, скромности, мужества, благородства человек с трудной судьбой»
Эпизод проверки на дорогах рассказал также Никифоров. Бывших власовцев проверяли обычно группами, человек по двадцать. Они останавливали немецкую машину, расстреливали всех, кто в ней был, а кого-нибудь одного отпускали, чтобы немцы знали, чья это работа, и ходу назад уже никому не было.
Сценарий Алексей Герман начинал писать с отцом, который был болен раком. Но вскоре по понятным причинам от этой идеи пришлось отказаться.
Алексей Герман снял вместе с Григорием Ароновым фильм «Седьмой спутник». И всё-таки мысль поставить «Операцию» не оставляла его. По просьбе Германа драматург Эдуард Володарский написал сценарий, который на студии приняли без всяких сложностей.
Пробным для их столкновения камнем оказывается судьба Лазарева (В. Заманский), младшего сержанта Красной армии, оказавшегося в немецком плену, служившего в полицаях. Лазарев судит себя судом собственной совести и одержим одной страстью — искупить вину. В финале Лазарев погибает, прикрывая отход партизан.
Рассказывает актёр Владимир Заманский: «Я снялся почти в шестидесяти картинах, но „Проверка“ — самая дорогая для меня, а роль в ней — самая любимая. В фильме — правда жизни и в бытовых деталях, и, самое главное, в философских и нравственных позициях героев. Почему, например, герой Анатолия Солоницына, майор Петушков, не верит моему герою, добровольно пришедшему в партизанский отряд с покаянием? Потому что у Петушкова погиб сын — он как герой повёл на таран свой самолёт. Боль утраты сжигает Петушкова, он заряжён ненавистью ко всем немцам сразу.
И к моему герою тоже. Иное отношение к этому же человеку у командира отряда, которого сыграл Ролан Быков. Душа его мудрее, она в состоянии отделить добро от зла во всяком человеке. Правильно писали, что в герое Быкова много от толстовского капитана Тушина. В тех эпизодах, где происходит столкновение командира отряда и Петушкова, Солоницын и Быков создают такое мощное эмоциональное поле, что волнение не может не передаться зрителю. Фильм, я думаю, получился потому, что всем главным героям дано было сыграть серьёзную, психологически достоверную драму. А у моего героя финал трагический».
Алексей Герман стремился во всём добиться документальной правды. Работу над фильмом он начал с отсмотра хроники в Госфильмофонде. В его группе тщательно готовили материал по каждому эпизоду фильма, выклеивали огромные щиты фотографий, с которыми сверяли каждого актёра на любую самую маленькую роль.
Актёрские пробы Герман проводил непривычно. Посреди студийного двора соорудили лес, а в нём — телега, стог сена, шалаш. Здесь и снимали, иногда под дождём, добиваясь ощущения настоящей природы. Пробы были высоко оценены студией, но от ряда актёров предлагали отказаться. Вызывали возражение и Быков на роль Локоткова (руководству больше нравился Глазырин), и Заманский — Лазарев, слишком уж трагичными казались его глаза, и Одиноков на роль Ерофеича; с такой внешностью принято было играть героев положительных. Но пробы были убедительные, и Герману разрешили взять тех актёров, которых он хотел.
Часть съёмок должна была происходить в Калинине (ныне — Тверь), но туда пришла ранняя зима. А по сценарию нужна осень. Если переводить все на зиму, то что делать с началом, уже отснятым?
Герман придумал перенести уже снятую «осеннюю» сцену с отравлением картошки в пролог, которого в сценарии не было. И получилось даже лучше: выкопали, перетравили картошку — и тут же сразу зима. Группа перестроилась на зиму, сняли первый эпизод и… все опять растаяло.
На «Операции» много времени и сил ушло на поиски натуры — брошенной деревни, которую можно было бы сжечь в сцене нападения карателей на партизан. Герман и его помощники проехали тысячи километров — и никаких результатов. В одной из деревень группа восстала: «Хватит! Сколько можно! Мы устали». И отправилась обедать. Герман, вспылив, от обеда отказался.
Расхаживая возле деревенской столовой, он спросил у куривших рядом мужиков, нет ли поблизости брошенной деревни. «Как же! Есть, — отвечали мужики, — два километра отсюда». Алексей Герман успел сходить туда и вернуться как раз, когда его спутники выходили из столовой. «Это был миг моего торжества! — восклицает режиссёр. — Случается же такое! Деревня оказалась просто идеальной для нас: если бы специально её строили, и то сделать бы так не получилось».
В Госкино готовую картину встретили враждебно.
Возражения были концептуальными. Картина не раскрывает темы партизанской борьбы с оккупантами, дегероизирует это великое народное движение. Герои-партизаны предстают людьми надломленными, подавленными… Картина перенасыщена натуралистическими деталями…
Среди тех, кто принял картину, был Герой Советского Союза, генерал-майор в отставке А. Сабуров. Он писал худсовету киностудии «Ленфильм»: «Режиссёр А. Герман не обманул мои надежды. Я увидел серьёзную картину о первых труднейших днях становления партизанского движения. Поверьте мне как бывшему командиру партизанского соединения, что мы не сразу стали теми, кем нас узнали по сводкам Совинформбюро. Вначале было много разрозненных мелких отрядов и „отрядиков“, некоторые из них позже распались или погибли, а другие окрепли, обросли людьми и стали цементироваться в большие и грозные боевые единицы. А первые дни, месяцы войны изобиловали трагическими эпизодами, столь достоверно показанными в фильме (бегство населения от карателей, сожжённые деревни, мучительные раздумья партизанских командиров)…»
Хвалебный отзыв написал и полковник К. Карицкий, Герой Советского Союза, бывший командующий 5-й Ленинградской партизанской бригадой.
На экран картина вышла в 1985 году уже под названием «Проверка на дорогах». Алексей Герман говорил в интервью киноведу А. Липкову: «Эта картина — дань нашей любви к людям, о которых мы взялись рассказать, наша признательность их подвигу, наш им памятник. Это наша любовь к России, наша вера и понимание того, что страну эту завоевать нельзя; какие бы орды на неё ни обрушились, всё равно не им быть хозяевами этой земли. И ещё, как говорит старая мудрость, не стоит село без праведника. У нас такой праведник есть — Иван Егорович Локотков. Он, конечно, всякий, не безгрешный, земной и всё же в финале вырастает до фигуры большого человеческого масштаба».
Дубликаты не найдены
впервые в советском кино заговорил о тех, кому выпало оказаться в фашистском плену.
Ну конечно, а все фильмы до германа не считовы что ли? Даже «Судьба Человека»?
Вот такие фильмы и говорят правду о войне, тогда ещё были живы участники событий.
Контрабандные продукты уничтожают во всех цивилизованных странах. Или Вы предпочли бы есть картошку, облитую керосином? ( То есть непроверенную) Кто будет отвечать если кто потравится. Ведь уничтожается не санкционные продукты, а масса, ПОХОЖАЯ на санкционные продукты из НЕИЗВЕСТНОГО источника. Иное можно было бы сказать при лабораторной проверке каждого объекта, что даже при обычной поставке не делается, там просто доверяют проверенному поставщику
Уничтожаются именно хорошие продукты, как фашисты давят яблоки бульдозерами.
Это кино поглядеть бы тем, кто думает, что «Может повторить»(с)
Хотя наверное и не поможет.
Кино отличное. Очень сильное.
Это кино поглядеть бы тем, кто думает, что «Может повторить»(с)
Хотя наверное и не поможет.
Что вы хотели этим сказать?
А если нападут,ты повторять не будешь?
Так, естественно.
По-моему не увидеть смысла могли кто то или из диванных «повторяльщиков» или школьников тупых. А им объяснять бесполезно.
Благодарю LtMadMax за понимание
Как Вы могли такое подумать (с)
Возможно он из тех, кто с другой стороны себя видит, по интернету не определишь.
Сильная сцена с шипящим на снегу разогретом пулемете. Жаль, что не полностью показали бой на вокзале.
Давным давно читал историю о том, что пулемет не хотел нагреваться до «шипения» от стрельбы и его просто «разогрели» паяльными лампами.
Улучшил советский фильм «Добровольцы» (1958, СССР)
Всем привет, уважаемые пикабушники, и с наступающим Днем Победы.
В этот день, как нельзя кстати приходятся ко двору военные фильмы. А так уж повелось, что именно советские киноленты рассказывают о делах того времени очень и очень точно и ёмко(по понятным причинам).
Фильм, который я пытался улучшить заслуживает того, чтобы на него обратили повторное внимание, хотя я уверен, что многие его смотрели и так не единожды. Двумя словами тут не расскажешь, а долго и сильно писать я увы не очень умею.
Поэтому просто предлагаю еще рас вспомнить о этой прекрасной киноленте, у которой я с помощью AI убрал некоторые помощи и немного улучшил четкость. Небольшое сравнение вы могли видеть выше.
Добавить в коллекцию можно через:
ИДИ И СМОТРИ:ВОЙНА КАК ОНА ЕСТЬ
Две полярные позиции: война в кино как фон и декорация против искреннего, честного и принципиального фильма-послания потомкам с напоминанием об ужасах прошлого
Кадр из фильма «Иди и смотри»
Режиссер Элем Климов однажды сказал в одном интервью: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова». И судя количеству современных фильмов, посвященных Великой Отечественной войне, о прошлом мы не забыли. Но таким ли оно было — это прошлое, как показывают современные режиссеры? Неужели томно умирающие в кадре красавицы со свежим маникюром, и мужчины, еще вчера сошедшие с обложек глянцевых журналов, а сегодня героически подрывающиеся на минах — о той ли Великой войне? Или, может быть, в самом деле, не так уж были жестоки эти статные, вылощенные фашисты, обязательно благородные, не желающие никому зла, роли которых исполняют немецкие актеры? И, наверное, не страшно было вовсе в концлагерях — свидетели и историки любят приукрашивать. Не могло же быть этих обтянутых кожей скелетов, зверских пыток и чудовищных экспериментов над людьми, стоячих камер, в которых по несколько суток держали узников, а потом расстреливали под музыку тюремного оркестра. Все это неправда, ведь на экране нам показывают другое: как заключенные свободно передвигаются по территории лагеря, женщины ходят с аккуратными прическами, а мужчины похожи скорее на атлетов, чем на узников концлагерей. А на оккупированных территориях с миром пришедших немцев подло рубят со спины топором русские мужики. Разве это наша история?
Разумеется, нет. Война в этих картинах лишь служит декорацией, фоном, ярким фантиком, на который обязательно «клюнет» зритель. Омерзительно и досадно это осознавать, но эксплуатация прошлого в целях наживы стала почти нормой для большинства современных режиссеров, снимающих фильмы о войне. И чем больше искажаются исторические факты, оскверняется память предков и вылезает наружу пошлый пафос создателей, не краснея использующих титры «Основано на реальных событиях», тем больше хочется с тревогой бить в колокола, рассказывая людям о том, что все это ложь, а правда в других фильмах, снятых талантливыми советскими режиссерами честно, беспринципно, без оглядки на запреты Госкино, без компромиссов с совестью. И одна из таких картин — «Иди и смотри» Элема Климова.
Кадр из фильма «Иди и смотри»
Сюжет фильма прост: подросток Флёра становится свидетелем карательной операции зондеркоманд в Белоруссии, и эти несколько дней физически превращают его в старика.
Климов во время войны и сам был подростком, поэтому данная тема, безусловно, была ему близка. Однако идея снять картину о трагических событиях, развернувшихся именно на территории оккупированной Белоруссии, пришла к постановщику после прочтения книг Алеся Адамовича «Хатынь» и «Я из огненной деревни»:
«Я тогда задумался: а ведь про Хатынь в мире не знают! Про Катынь, про расстрел польских офицеров знают. А про Белоруссию — нет. Хотя там ведь было сожжено более 600 деревень! И я решил снять фильм об этой трагедии».
Само название фильма уже вступает в полемику со снятыми до и после картинами о войне — Климов как бы намекает на их недостоверность, а поэтому — скрупулезно работает над фильмом, не покидая место съемок ни на день. Он ставит перед собой и перед командой актеров, операторов, пиротехников и другими членами съемочной команды жесткую задачу: достичь подлинности событий. И идет ради этого на все. Хочется упомянуть о некоторых фактах, которые связаны со съемками картины и шокируют не меньше, чем сам фильм.
Во-первых, режиссер проводил жесткий отбор кандидатов на роль Флёры. Он демонстрировал несколько часов подряд снятую нацистами хронику в концлагерях, а затем предложил чай с тортом. И лишь Алексей Кравченко, впоследствии и сыгравший главную роль, отказался от угощения. Кроме того, мальчику пришлось специально худеть к съемкам фильма, поэтому он голодал 48 часов в неделю. С актером работали психологи и, говорят, даже гипнотизеры, чтобы не дать подростку сойти с ума от жёстких условий съёмок и тяжёлых режиссерских задач: например, сцену с прохождением вязкого болота он сыграл сам.
Кадры из фильма «Иди и смотри»
Отдельного внимания заслуживает и сцена сожжения людей в амбаре — одна из ключевых и самых долгих в картине. Массовка (в основном, действительно пережившая войну) никак не могла выполнить задачу режиссера: передать атмосферу ужаса, страха, массовой истерии, которая овладела жителями белорусских деревень в 1943 году, когда их привели на погибель. Тогда съемочная группа решила пойти на отчаянный шаг: один из актеров стреляет в воздух, а по амбару распускают слух о том, что массовку и вправду могут сжечь. И тогда «из амбара раздался такой человеческий вой, сымитировать который было бы не под силу ни одному актёру» — говорил впоследствии Климов. В то время, когда вышла картина, подобных ей еще не было: советского зрителя жалели, а потому — столь натуралистичные сцены не могли не вызвать у людей шок. Элем Климов был первым, кто с помощью экранного слова высказался на тему войны настолько открыто: в картине нет романтизации событий тех лет, лишь сплошная боль, грязь, кровь, мучения и лишения. И даже те сцены, в которых, кажется, герои счастливы, показаны лишь для того, чтобы в следующем кадре погрузить их с лихвой в муки.
Возможно, современному зрителю съемка этой картины кажется чересчур жестокой, неоправданно мучительной, но стоит задать себе вопрос: кто-то же из режиссеров должен был взять на себя ответственность, чтобы не просто заявить миру о том, что война — это ад, но и показать его. Причем найти для этого художественный способ, обличить этот ужас в удобоваримую форму, которую зритель сможет принять. Для чего? Для того, чтобы сказать: этого не должно повториться. И Климов всеми силами совершает настоящее чудо — «Иди и смотри» и по сей день считается одной из лучших антивоенных картин за всю историю кино. Примечательно, что сам режиссер считал свой фильм сдержанным, потому что правда была страшнее, но, показав ее на экране, он бы лишился зрителя: никто не смог бы на это смотреть.
Не щадящие съемочную группу условия съемок в совокупности с кинематографическими приемами — использованием стэдикама (камеры для стабилизации съемок в движении), который фокусируется на деталях, создавая одновременно как ощущение отчужденности, так и эффект присутствия; длинных планов и панорамной съемки, сопровождаемой непонятными звуками и шумами, которые слышит Флёра — то ли от временно полученной контузии, то ли от того, что сходит с ума; угнетающей музыки Моцарта и Вагнера; кадров военной хроники; взглядов героев, направленных прямо в объектив камеры, — давят на психику зрителя и погружают его в разворачивающийся на экране Апокалипсис. Отсюда становится понятно, почему скорая помощь дежурила у кинотеатров в 1985 году, когда фильм вышел на экраны.
Кроме того, в картине использовано немало символов, смысл которых легко считывает даже самый неискушенный зритель: цапля, появляющаяся перед грибным дождем, как символ обновления жизни, а затем сменяющий её в кадре немецкий самолет, парящий в небе, как предзнаменование новой трагедии; еще не остывший обед в печи флёриной хаты, впечатление от которого портят детские игрушки, аккуратно лежащие на полу, с жужжащими над ними мухами — недвусмысленно намекающие о будущем членов семьи мальчика; случайно ступивший на птичье гнездо Флёра — этот символ уничтожения новой жизни зритель осознает позже, когда во второй части фильма один из карателей скажет запертым в амбаре жителям: «Кто без детей, выходи!»; густой туман, из которого появляются фашисты на мотоциклах, невольно ассоциирующиеся с всадниками Апокалипсиса; ядовитая зверушка лори, игриво ласкающаяся к командиру зондеркоманды, которого убьют партизаны в конце фильма; выпавший в финале снег, ласково накрывающий своим одеялом выжженную и вымученную землю; все это — бесконечно сменяющие друг друга символы Добра и Зла, Жизни и Смерти. Но есть еще один, наиболее яркий образ, красной нитью проходящий через весь фильм: это мизансцены, символизирующие дантовские круги ада, которые вынужденно проходит Флёра. Болото, островок, на который он попадает после него, туманное поле — каждый раз новое испытание. Эту мысль подтверждает и сцена пострига Флёры партизаном после его неудачной попытки самоубийства — мальчика очищают, подготавливая к новому кругу.
Кадры из фильма «Иди и смотри»
Так, зритель неминуемо становится участником развивающейся на экране трагедии, но при этом остаётся бессильным — он не может, равно как и Флёра, ничего изменить. Климов не жалеет зрителя, с каждым эпизодом все сильнее и сильнее травмируя психику разрывающими душу сценами. Он детально демонстрирует, как проходит карательная операция: здесь и фашист, протирающий очки перед запуском пулеметной очереди в горящий амбар, и аппетитно поедающая лобстеров на фоне массового убийства молодая женщина в нацисткой форме, и девочка-подросток, которую волокут за волосы к грузовику, набитому немецкими солдатами — известно зачем, и услужливые коллаборационисты, пытающиеся задобрить фашистов своими издевками над беззащитными жителями, и улыбающаяся старушка, которую смеха ради вместе с кроватью каратели выносят во двор — и все эти простые, будничные для героев действия, придают картине звериный ужас.
В финальной сцене фильма партизаны расправляются с участниками карательной операции и уходят в лес. Флёра, с сумасшедшим, исказившимся от боли лицом, находит портрет Гитлера с надписью «Гітлер асвабадзіцель» и яростно в него стреляет. С каждым выстрелом на экране появляются ключевые события становления Третьего Рейха. Они сопровождаются музыкой Вагнера и нацистскими маршами. Пленка отматывается назад, и зритель с облегчением понимает: еще чуть-чуть, и мы поменяем ход истории, где никакой войны не будет. Но вдруг в кадре появляется портрет Гитлера с матерью, на котором он совсем еще ребенок. Флёра приходит в себя и останавливается: он не способен выстрелить в лицо младенцу. И, наверное, каждый испивший двухчасовую чашу увиденного им на экране кошмара, негодует, видя эту сцену: Гитлер, пусть даже будучи безобидным ребёнком сейчас, все равно убийца, который вырастит и погубит жизнь миллионов людей. Да, но пока он маленький — не соглашается со зрителем Климов. Таким образом, фильм заканчивается громким ответом режиссера на вопрос: возможно ли Добро в условиях тотального Зла? Да, и не только возможно, но и необходимо, ибо жестокость не должна порождать жестокость.
Несмотря на сопротивление со стороны чиновников Госкино, на ультиматумы, выполнив которые Климов погубил бы картину, режиссер снял свой собственный фильм о войне. Эта выстраданная картина стала в творчестве режиссера последней — вряд ли он бы смог снять что-то еще: «Иди и смотри» создавался за гранью человеческих возможностей.
Кадры из фильма «Иди и смотри»
На мой взгляд, этот фильм — свидетельство того, что моральная проблематика на войне — самая тяжелая для демонстрации в кино, и для того, чтобы пытаться решить ее, режиссура на столь острую тему должна быть предельно честной и бескомпромиссной. Порой она может превратиться в настоящую борьбу, а потому режиссер, приступая к съемкам картины, обязан, прежде всего, ответить себе на два вопроса: зачем я это снимаю? готов ли я бороться? В противном случае получается низкосортная картина, выдающая трагические события Великой Отечественной войны за «войнушку» с нарисованными в ней с помощью компьютерной графики танками и пластмассовыми, штамповыми персонажами. А спекуляция на столь страшной странице истории ради обогащения и популярности — недостойный званию режиссера поступок.
Фильм Проверка на дорогах
Партизанская драма, положенная на полку на 15 лет
Зима 1942 года. Партизанский отряд лейтенанта Ивана Локоткова (Ролан Быков) голодает. Находясь в критическом положении, командир принимает решение захватить фашистский эшелон с продовольствием на узловой станции. Провести операцию он доверяет бывшему младшему сержанту Красной армии Александру Лазареву (Владимир Заманский), взятому в плен в начале войны. Некоторое время Лазарев служил немцам, но затем сам сдался в партизанский отряд Локоткова, чтобы обелить свое имя. Но перебежчику верят не все — особенно сильно в нем сомневается майор Петушков (Анатолий Солоницын). Фильм был снят по мотивам военной прозы отца режиссера, Юрия Германа, а именно по его повести «Операция «С Новым годом!». Несмотря на то, что съемки, прошедшие в довольно сжатые сроки (что нехарактерно для Германа), были закончены в начале 1970-х, на экраны он вышел только в 1985-м — в годы «перестройки» — под названием «Проверка на дорогах». Дело в том, что фильм был отправлен чиновниками Госкино на полку, как дегероизирующий народное сопротивление врагу во время Великой Отечественной войны. Сам Герман причину запрета видел в том, что в картине была показана жалость к людям, сдавшимся в плен. И действительно, «Проверка на дорогах» не дегероизирует, а очеловечивает партизан и перебежчиков: показывает всю неприкрытую и ужасную сторону войны — невыносимые условия, в которых очень сложно остаться человеком. Надо заметить, что наличие острого конфликта и героев-антиподов (Локотков и Петушков), конечно, сильно отличает «Проверку на дорогах» от других картин Германа. В дальнейшем режиссер будет драматургически и технически усложнять свой киноязык — в частности, за счет непростого внутрикадрового монтажа вместо обычных монтажных склеек, из которых сделана вся «Проверка на дорогах».
Актеры
Лучшие отзывы о фильме «Проверка на дорогах»
Действие картины происходит в течение одной недели в декабре 1942 г., в псковской области, оккупированной Вермахтом. Открывающая сцена показывает разбой вспомогательных частей вермахта, укомплектованных русскими, творимый ими в деревнях. За кадром голос пожилой женщины рассказывает от первого лица её воспоминания об ужасах, произошедших с ней, гибели её близких. Это не голос актрисы, но голос живого свидетеля.
Партизаны разглядывают в бинокль немецкий обоз. Оценивают, кому из них придутся по ноге лисьи унты с юного офицера. Обоз расстреливают. Крупно показаны немецкие солдаты, прошиваемые автоматными очередями. Один из партизан узнаёт в убегающей корове свою Розку, бежит за ней и получает пулю в живот.
Сюжет
В это время Локотков разрабатывает рискованную, но необходимую для пропитания отряда и прибившихся к нему гражданских операцию по захвату немецкого продовольственного эшелона. Для Лазарева она должна стать последней и главной проверкой.
Взаимосвязи с другими картинами
К отряду самураев привязывается омерзительный для них всех вонючий бродяга и вор Кикутиё. Его все дружно презирают и гонят от себя, однако он удивительно настойчив. Они насмехаются над ним и его краденой родословной. Когда самураи приходят в призвавшую их деревню, крестьяне прячутся, и только благодаря смекалке и знанию жизни Кикутиё, иному, чем у самураев, им удаётся наладить отношения с призвавшими их крестьянами, начать готовить их к битве. Кикутиё проявляет безупречное мужество и воинское искусство в боевых операциях, предшествующих битве. И когда он погибает, то в конце его хоронят вместе с остальными павшими самураями, как брата. Внешнее несходство, даже противоположность игры Тосиро Мифунэ и Владимира Заманского не должны заслонять очевидное сходство их сюжетной роли. Оба сражаются за честь.
Отношения
Этот момент фильма напоминает о происхождении русского слова «подлость». Это существительное происходит от прилагательного «подлый». А «подлый» первоначально означало «из простых», неродовитый или вовсе холоп. Подлое поведение, это то, что благородные дворяне ожидали (и часто оправданно) от своих крепостных рабов и челяди.
Персонажи и актёры
Персонажи фильма, как и у Куросавы, это люди, чьи прежние биографии присутствуют в кадре, явно ощущаются. Здесь уместно рассмотреть использованный в фильме подбор актёров, который, возможно, одна из самых сильных сторон произведения. Наверное, участвующие в фильме актёры-архетипы придают фильму характер некоего эпоса, как-то поднимают его. Также, тут вновь уместно вспомнить, как Куросава подробно написал биографии своих «самураев», обстоятельства их жизни, о которых в кадре не произносится ни слова, но которые придают внутреннюю логику их поступкам, делают эти поступки закономерными и неизбежными. В сущности, этот приём можно предположить во многих великих картинах.
Игорь Кваша сказал о Заманском: «Говорят, что лагерь человека ломает, развращает, делает хуже. А сидел Заманский с настоящими уголовниками. Но Владика после всех его бед и в студии МХАТ, и в „Современнике“ звали не иначе как гуманистом. Он был и остался замечательным и нравственным человеком». Эти слова здесь имеет смысл привести потому, что они, как и сама биография Владимира Петровича, позволяют лучше понять Адександра Ивановича Лазарева.
Режиссёр
Герман – об источниках фильма и его запрета
– Консультантом на картине у меня работал Герой Советского Союза Никифоров. Во время войны его забрасывали в тыл к власовцам. И он вел среди них агитацию: «Возвращайтесь к своим. У вас есть шанс кровью искупить предательство. Советская власть гарантирует вам прощение». Доверившись этим обещаниям, люди возвращались в Красную армию, честно воевали, многие до Берлина дошли, ордена получили. А после войны их начали сажать. И тогда Никифоров пошел на прием к Жданову: мол, как же так? Жданов его выслушал, сказал: «Свободен». Через несколько минут прямо там, в коридоре Смольного, Никифорова арестовали. И он на десять лет отправился в места, где отбывали срок те, кто ему поверил. Он мне много, подробно и без всякого сюсюканья рассказывал об этих людях. Вот о них мы и сняли нашу картину. Она легла на полку и пролежала там пятнадцать лет. Мы долго пытались ее пробить, писали письма наверх…
– Да, да, мы верили, что можно достучаться. И верили не только мы. Товстоногов, Хейфиц, Козинцев, Симонов написали письмо в Политбюро в мою защиту. Благодаря этим письмам я выжил как режиссер. Ведь «лечь на полку» тогда было не так-то просто. Это была, можно сказать, вершина карьеры того несчастного, кто попал к ним в лапы. Да, это была вершина карьеры, а не ее низ. Потому что в принципе на полку клали очень неохотно. Если ты был незаметный человек, то вызывали какого-нибудь режиссера, передавали ему твою картину, и на пару с подонком-редактором он с помощью ножниц делал из нее все что надо. Получалось какое-то дикое крошево. А тут из-за этих писем мы добрались до Суслова. Удостоились и выступления секретаря ЦК Демичева, который на всесоюзном идеологическом совещании понес «Проверку», говорил, что она сделана в пику «Освобождению» Юрия Озерова. И закончил так: «Вы эту картину в прокате не увидели и не увидите».
Финал
Финальная сцена фильма оторвана от основного действия. 1945 г., до победы – полшага. По улицам какого-то города движутся весёлые колонны, стремящиеся к Берлину. Командирский автомобиль останавливается на перекрёстке. Полковник (Юрий Дубровин) присматривается к одному из вояк, пытающихся завести заглохший автомобиль, приказывает водителю обождать, подходит.
Этот полковник в 1942 г. Был лейтенантом Генкой Большаковым, одним из участников той рискованной операции, который не стал бы сейчас полковником, если бы не Лазарев. Он обнимается с Локотковым (теперь капитаном), угощает его водкой и обещает написать про него маршалу. Водитель напоминает полковнику, что надо ехать. Капитан Локотков подзывает бойцов, чтобы толкать заглохший автомобиль.
Сцена с солдатами, вместе толкающими незаводящийся автомобиль – одна из блестящих метафор российской действительности и один из самых сильных финалов в советском кино, пожалуй, с ней может встать рядом разве что финальная сцена «Холодного лета 1953 г.» «Проверка на дорогах» сразу почле выхода на экраны удостоился множества разных премий. Из упомянутых в этом тексте персон в живых к 2013 г. остался Владимир Петрович Заманский, давно ушедший из кино (в 1998 г.), и вообще от мирской суеты, проживающий собственным огородом в городе Муроме.