актеры фильма рокко и его братья
Рокко и его братья
Рокко и его братья
Рокко и его братья | |
Rocco E I Suoi Fratelli | |
Жанр | |
---|---|
«Рокко и его братья» — художественный фильм режиссёра Лукино Висконти, экранизация произведения Джованни Тестори. Фильм завоевал приз МКФ (Венеция).
Не рекомендуется просмотр детям и подросткам моложе 16 лет.
Содержание
Сюжет
В ролях
Фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья» был первой картиной с грифом «детям до 16 лет воспрещается». Кинодефлорация случилась в кинотеатре «Лиго» на станции Меллужи в Юрмале, которая тогда называлась Рижским Взморьем и входила вместе с Латвией в Советский Союз. ссылка по теме: Вайль Петр Гений места\М.:Колибри,2006.
Рокко и его братья / Rocco e i suoi fratelli (1960)
1960. Франция / Италия. 177 минут.
Жанр: драма.
Режиссер: Лукино Висконти.
Сценарий: Лукино Висконти, Сузо Чекки Д’Амико, Васко Пратолини, Паскуале Феста Кампаниле, Массимо Франчоза, Энрико Медиоли (по роману Джованни Тестори),
Оператор: Джузеппе Ротунно,
Композитор: Нино Рота,
Продюсер: Гоффредо Ломбардо.
В главных ролях: Ален Делон, Анни Жирардо, Ренато Сальватори, Алессандра Панаро.
В ролях: Клаудиа Кардинале, Спирос Фокас, Макс Картье, Паоло Стоппа, Коррадо Пани.
Награды:
МКФ в Венеции — Специальный приз, Приз ФИПРЕССИ.
Bodil Awards — лучший иностранный фильм.
David di Donatello Awards — лучший фильм.
Синдикат итальянских журналистов — лучший режиссер, лучший сценарий, лучший оператор.
Sant Jordi Awards — лучшая иностранная актриса (А.Жирардо)..
Интересные факты о фильме:
Фрэнсис Форд Коппола был настолько впечатлен музыкой Нино Роты к этому кинофильму, что пригласил именно его делать саундтрек к «Крестному отцу».
Вопреки проблемам с цензурой (или, как считают многие) благодаря им, фильм пользовался огромным коммерческим успехом в Италии.
Во время первого проката в США, из фильма было вырезано изрядно сцен — примерно полчаса от общего трехчасового хронометража. Сочли, что американский зритель слишком нежен.
Говорят, что «Рокко и его братья» был первым фильмом в советском кинопрокате, получившим лейбл «От 16 и старше».
Благодаря этому фильму я открыл для себя Достоевского. Случилось это незадолго до того, как нам, школьникам, учительница литературы попыталась скормить «Преступление и наказание». В общем, я не знал, с чем имею дело, поэтому фильм поразил меня «некоторыми странностями» в поступках персонажей и их психологических портретах.
В этой длинной семейной саге рассказывается история семейства Паронди. Мать взяла четверых сыновей в охапку и уехала из бедной захолустной деревеньки на юге Италии в «северную столицу» — Милан, где недавно осел старший сын. Режиссер фильма Лукино Висконти дотошно иллюстрирует тлетворное, развращающее влияние города на бесхитростные крестьянские души, трудную судьбу «понаехавших», которые никому не нужны.
Таким образом, Висконти переходит к теме извращенной братской любви, а также — жертвоприношения. Чистый, непорочный Рокко с ангельским лицом и ангельскими же кулаками (ангелы господни по приказу свыше карали людей с садистской беспристрастностью) приносит в жертву свою любовь, но в первую очередь он приносит в жертву жизнь Нади.
«Рокко и его братья», этот тщательно сделанный — как и все фильмы Висконти — драматический фильм открывает новую веху в творчестве режиссера — «семейные саги». Через три года Висконти поменяет полюса (вместо истории простой семьи расскажет историю аристократического семейства) и снимет свой самый знаменитый фильм — «Леопард».
Рокко и его братья (фильм)
Сузо Чекки Д’Амико
Массимо Франчоза
Паскуале Феста Кампаниле
Джованни Тестори (произведение)
«Рокко и его братья» — художественный фильм режиссёра Лукино Висконти, экранизация произведения Джованни Тестори. Фильм завоевал «Серебряного льва» на МКФ (Венеция).
Не рекомендуется просмотр детям и подросткам моложе 16 лет.
Содержание
Сюжет
Фильм начинается с приезда семьи Паронди (вдова Розария с сыновьями Симоне, Рокко, Чиро и Лукой) на поезде вечером в Милан c Юга. Cтарший сын Розарии Винченцо живёт в семье своей невесты Джинетты в Ламбрате (миланский квартал) и работает на стройке. Семья едет в Ламбрате на трамвае. В то же время показывают Винченцо в доме Джинетты, у них мероприятие. Звонок в дверь: на пороге появляется Розария с детьми, которые обнимаются с Винченцо. Их приглашают к столу, но тут возникает неприятность. Розария упрекает Винченцо, что тот не носит траур по отцу и собирается жениться на Джинетте. Это вызывает недовольство матери Джинетты и после разразившегося скандала Розария вместе с детьми, в том числе с Винченцо, уходят из дома. В Милане у них никого нет и Винченцо расселяет своих родственников по квартирам знакомых, а сам идет ночевать на стройку. Сторож рекомендует ему снять квартиру и платить за нее только первые 2 месяца, а потом перестать, со временем за неуплату их поселят в квартиры для должников. Паронди так и делают.
Винченцо ходит на тренировки по боксу и Симоне с Рокко тоже начинают ходить. Но Рокко это быстро надоедает и в итоге ходят только Винченцо и Симоне. Симоне, несмотря на то что младше Винченцо, физически его сильнее и начинает прогрессировать. Его переманивает к себе Чекки из боксерского клуба Aurora Milano и там становится сильнейшим боксером. Он начинает биться за деньги, постоянно выигрывая. В том же доме, где живут Паронди, живет Надя, ведущая распутный образ жизни. Она убегает из дому после ссоры с отцом и просит приюта у семьи Паронди. Ей дают одежду, но она сбегает через форточку в ванной. В дальнейшем она будет встречаться с Симоне, который любит женщин и выпивку, хотя тренер Чекки запрещает ему этого.
Рокко Паронди работает в химчистке, он добросовестный работник. К нему приходит Симоне и просит его обслужить. Переодеваясь, он незаметно похищает чужую рубашку и просит брата занять ему деньги. Хозяйка химчистки дает их Симоне, высчитывая с зарплаты Рокко. Работники химчистки подозревают в воровстве рубашки Рокко, однако Симоне сам приносит ее в химчистку и соблазняя хозяйку, снимает с ее груди дорогую брошку. Эту брошку он преподносит в подарок Наде, но та возвращает ее через Рокко.
Рокко забирают в армию. Семья живет только на его жалованье, ведь Винченцо женился на Джинетте и живет отдельно, а Симоне кутит, Чиро ходит в вечернюю школу, а Лука развозит продукты. Рокко служит в другом городе и на улице его узнает Надя, вышедшая из тюрьмы. Между ними впоследствии возникнет любовь. Рокко демобилизуется и возвращается домой, но дома только мать, его братья поехали к Винченцо, у них с Джинеттой рождается сын и Рокко тоже едет поздравлять. Рокко пытается научить Надю жить заново, бросив развратный образ жизни. Надя ходит на курсы машинисток и больше не занимается проституцией. Она влюблена в Рокко и кажется, исправилась, но идиллию рушит Симоне. Он узнает, что Надя встречается с его братом Рокко. Симоне с дружками находит их. Братья начинают выяснять отношения и дерутся, однако Симоне сильнее Рокко, он насилует Надю, пока Рокко держат дружки. Надя после этого убегает, а Рокко рыдает. У него не возникает ненависти к брату, ему его жалко, но Симоне вновь затевает драку. И на этот раз Рокко оказывается слабее. Еле живой он приходит к Винченцо домой и теряет там сознание. С тех пор он живет у брата. Рокко просит Надю вернуться к Симоне, но Надя любит Рокко, однако он отвергает ее ради брата. Они разрывают отношения и Надя возвращается к Симоне и к прежнему образу жизни. Пьянство ставит крест на спортивной карьере Симоне, он проигрывает бои, Чекки от него отказывается, но он заинтересован Рокко, который вновь начинает заниматься боксом, в отличие от Симоне он целеустремлен, дисциплинирован и ведет здоровый образ жизни. Вскоре его труд приносит плоды, он зарабатывает хорошие деньги в коммерческих боях и выступая за сборную Италии побеждает в финале чемпионата (или мира, или Европы точно неизвестно) оппонента из Швеции и становится знаменитым. Симоне скатывается все ниже, над ним уже издеваются его друзья, Надя его ненавидит за искалеченную жизнь. Она уходит от него. Симоне тоже уходит из дома. Он постоянно клянчит деньги у Рокко и тот дает. Это не нравится четвертому брату Чиро, он презирает Симоне, но мать и Рокко продолжают его любить. Симоне назначает встречу с Надей, пытаясь вернуть ее, но поняв, что это бесполезно, от отчаяния убивает ее.
Семья Паронди собралась вместе за праздничным столом, чтобы отметить победы Рокко, веселятся даже соседи. Посреди торжества приходит Симоне. Одна мать Розалия рада его приходу, он для нее остаетрся сыном, хоть и непутёвым, но Симоне уже безразлична семья, победы Рокко его раздражают. Он просит у Рокко очередных денег и тот не против их дать, но Чиро противится этому. Чиро больше всех любил Симоне в свое время и больше всех в нем сейчас разочаровался. Мать дает почещину Чиро: деревенской женщине с крепкими семейными узами не понять Чиро, ведь он же брат Симоне, почему он так относится к нему. Чиро, получив почещину, убегает из дома, Рокко и Лука пытаются его догнать, но Чиро не хочет возвращаться. Он доносит на Симоне в полицию и того арестовывают, но Чиро не возвращаетс домой.
Актеры фильма рокко и его братья
«РОККО И ЕГО БРАТЬЯ» (итал. Rocco e i suoi fratelli) 1960, Италия-Франция, 180 минут
— великая эпическая сага гениального итальянского режиссёра Лукино Висконти
Овдовевшая Росария Паронди и четверо её сыновей решают переехать из нищей Сицилийской деревни в Милан, где живёт пятый сын. В поисках лучшей доли и достойного заработка братья не гнушаются никакой работы. Постепенно каждый находит своё место. Но отношения в некогда сплоченной семье раскалываются: красавец Рокко вступает в противоборство со своим жестоким братом Симоном. «Яблоком раздора» становится девушка легкого поведения Надя, решившая оставить работу и выйти замуж.
Смотрите трейлер и фильм
Режиссер: Лукино Висконти
Сценарий: Лукино Висконти, Сузо Чекки д’Амико, Паскуале Феста Кампаниле, Массимо Франчоза, Энрико Медиоли, Васко Пратолини, Джованни Тестори (роман)
Продюсер: Гоффредо Ломбардо
Оператор: Джузеппе Ротунно
Композитор: Нино Рота
Художники: Марио Гарбулья, Пьеро Този
Монтаж: Марио Серандреи
Ален Делон — Рокко Паронди
Ренато Сальватори — Симоне Паронди
Анни Жирардо — Надя
Катина Паксино — Розария Паронди
Спирос Фокас — Винченцо Паронди
Макс Картье — Чиро Паронди
Клаудия Кардинале — Джинетта, жена Винченцо
Алессандра Панаро — Франка, невеста Чиро
Клаудия Мори — работница химчистки
Паоло Стоппа — Черри, тренер по боксу
Роже Анен — Морини
Рокко Видолацци — Лука Паронди
Сюзи Делер — Луиза
Создание фильма и его художественные особенности
Хотя сюжет фильма не основан ни на одном конкретном литературном первоисточнике, исследователи творчества Висконти отмечали связь с такими произведениями, как роман «Идиот» Фёдора Достоевского («святой» Рокко является аналогом князя Мышкина, а его брат Симоне — Рогожина), миланские истории Джованни Тестори (в особенности Il ponte della Ghisolfa) и роман Томаса Манна «Иосиф и его братья». Большинство итальянских критиков объявили ленту лучшим образцом критического реализма (в духе теории Дьёрдя Лукача). Сам Висконти связывал картину с идеями Верги и Грамши и по сути считал её продолжением своего раннего фильма «Земля дрожит»: здесь жители сельского Юга были перенесены в непривычную для них атмосферу промышленного Севера, что дало режиссеру возможность изучить сложные социальные проблемы и взаимосвязи. Каждый член семьи Паронди по-своему реагирует на ситуацию, в которой они оказались, что создает сложную и противоречивую структуру (аналогичная попытка нарисовать столь широкую картину социальной жизни была предпринята в фильме «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи, большого поклонника Висконти). Финальная речь Чиро, одного из братьев, в некоторой степени раскрывает выводы, которые режиссер сделал из этого исследования.
«Рокко и его братья» был первым фильмом Висконти, который имел значительный коммерческий успех в Италии, хотя он и столкнулся с определенными проблемами с цензурой. Перед выходом в широкий итальянский прокат из ленты был удален ряд сцен (в целом она была урезана на 45 минут), а позже отказывались демонстрировать её в Милане.
Сцена объяснения Нади и Рокко снималась на крыше Миланского собора.
После съёмок фильма Ренато Сальватори (Симоне) и Анни Жирардо (Надя) поженились.
Клаудия Мори, жена Адриано Челентано, сыграла в фильме сотрудницу химчистки, где работал Рокко.
1960 — специальный приз и приз ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале (оба — Лукино Висконти).
1961 — премия «Давид ди Донателло» за лучшее продюсирование (Гоффредо Ломбардо).
1961 — три премии «Серебряная лента» Итальянского национального синдиката киножурналистов: лучший режиссер (Лукино Висконти), лучший сценарий (Сузо Чекки д’Амико, Паскуале Феста Кампаниле, Энрике Медиоли, Лукино Висконти), лучшая операторская работа (Джузеппе Ротунно).
1962 — две номинации на премию BAFTA: лучший фильм и лучшая зарубежная актриса (Анни Жирардо).
1962 — премия «Бодил» за лучший европейский фильм (Лукино Висконти).
Крестьянская семья Паронди — мать и пятеро сыновей — после смерти патриарха отправляется на индустриальный север, в Милан, в поисках лучшей жизни.
Алексей Васильев
http://www.afisha.ru/movie/167508/review/146576/
Драма по роману Дж. Тестори
Снятое Лукино Висконти по мотивам отдельных новелл книги Дж. Тестори эпическое полотно «Рокко и его братья» оказалось именно шедевром, созданным к месту и в урочный час. Италия «эпохи экономического чуда» — одна из пяти самых быстро развивающихся после войны стран Западной Европы — предстала на экране сначала в траектории переезда многодетной крестьянской семьи с Юга на Север, из Лукании в Милан, но также и в разломе традиционных внутрисемейных отношений под воздействием буржуазно-промышленной метрополии, в которой патриархальные законы силы уже не имеют. Роковой любовный треугольник фильма — взаимоотношения братьев Рокко и Симоне в их любви к миланской проститутке Наде — сопряжим не только с фабульными пружинами романов Достоевского «Идиот» или «Братья Карамазовы». Более того, на материале современной Италии 50-х годов 20 века Висконти восстанавливает в правах принцип причинно-следственной связи событий классического семейного романа 19 века и, типизируя ситуации и коллизии, совмещая драму с мелодрамой, через локальную историю распада отдельной семьи, возводит психологический конфликт сюжета в степень ёмкого социального обобщения.
В год съемок и премьеры фильм стал одним из первых ярких произведений нового итальянского кино, несоизмеримо превзойдя уровень фильмов прошлого десятилетия и впрямую сопрягаясь с шедеврами неореализма. Своим историческим подходом к современности, трагическим взглядом на нее и глубоким, обостренным психологизмом фильм, бесспорно, заключал в себе начало воистину шекспировское. Но в этот переломные для итальянского кино годы наряду с феллиниевской «Сладкой жизнью», «Приключением» Антониони и «Аккаттоне» Пазолини, «Рокко и его братья» Висконти во многом вывели национальный кинематограф Италии за черту давно отработанного уже «розового неореализма», на рубежи нового кино в Европе, обозначив яркий взлет итальянского искусства экрана и отмерив принципиально новый этап в его развитии — этап 1960-х годов.
Rocco e i suoi fratelli, 1960
Драма
Выдающегося итальянского режиссёра Лукино Висконти можно посчитать одним из наиболее беспристрастных художников, несколько суховатых и сосредоточенных (по определению Веры Шитовой), предпочитающих скрывать своё подлинное «я». Чаще всего подобные творцы неавтобиографичны в собственных произведениях. Может быть, единственный фильм Висконти, который говорит о нём самом гораздо больше, чем все остальные вместе взятые, это «Семейный портрет в интерьере», хоть и не ставший финальным творением мастера, однако сразу же воспринятый как своеобразная «лебединая песня», его предсмертная личная исповедь.
А вот лента «Рокко и его братья», которая снята этим режиссёром словно в виде послесловия-эпилога к первому периоду творчества (от преднеореалистической «Одержимости» 1943 года до постнеореалистической картины «Белые ночи» 1957 года), перебрасывает своего рода «мост сквозь времена» — тем более что и роман Джованни Тестори, послуживший литературной основой, имеет знаменательное название «Мост через Гизольфу». Данная работа Лукино Висконти предвосхищает появление на среднем этапе его кинематографической карьеры семейных драм на фоне истории — начиная с «Леопарда» и заканчивая «Гибелью богов». Собственно говоря, и в самом фильме «Рокко и его братья» мы видим, как «время Винченцо» сменяется «временем Симоне», потом приходит «время Рокко», а уже подгоняет его и наступает на пятки «время Чиро», хотя есть ещё Лука, самый юный из братьев Паронди. Они переселились всей семьёй с патриархально-крестьянского Юга Италии на промышленно-городской Север, будто перейдя из одной общественной формации в другую, совершив скачок от устаревшего земледельческого феодализма к экономически развитому капитализму.
Возможно, финал этой ленты прямолинеен, хотя Висконти был склонен не выражать явно и открыто в искусстве собственное политическое кредо, делая это в реальной действительности, когда участвовал в Сопротивлении в годы войны или позже поддерживал компартию Италии. Но он всегда следовал за временем, чутко реагируя на все изменения в обществе. Можно сказать, что постановщик пророчески предсказал в 1960 году, за кем же будущее Италии в наступающее десятилетие, которое на самом деле оказалось охвачено бурными политическими движениями и, соответственно, вызвало рост политического кино.
Есть ещё одна причина, почему Висконти оборвал свою картину «Рокко и его братья» на полуслове. Практически во всех его произведениях нет героев, кому бы он выказывал личное расположение. Вот и на роль поначалу прекраснодушного, но вынужденно избавляющегося от собственных иллюзий насчёт жизни и окружающего мира, испытавшего немало ударов (и не только в боксе) среднего брата по имени Рокко, который мог бы в ином исполнении быть принятым (если после модернизированной экранизации «Белых ночей» продолжать линию Достоевского) чуть ли не современным аналогом Алёши из «Братьев Карамазовых», режиссёр пригласил Алена Делона. В то время всего лишь 24-летний французский актёр, которого потом не случайно именовали «холодным ангелом», остаётся в фильме Лукино Висконти бесстрастным и взирающим на всё как бы со стороны, в том числе и на то, что происходит с ним самим, его братьями и возлюбленной Надей, напоминающей, кстати, несчастных и невинных «падших женщин» Достоевского.
Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/review/926130/
В 1958 году итальянский режиссёр Лукино Висконти в беседе с журналистами обмолвился о замысле фильма «из жизни молодых боксёров». Героями повествования должны были стать крестьяне, выходцы из нищей Лукании, отправившиеся искать лучшей доли в условиях «экономического чуда».
Если идею фильма «Рокко и его братья» подал Висконти, то основной сюжетный ход предложил Васко Пратолини, а затем началась кропотливая работа над сценарием. Под руководством Висконти её вели Сузо Чекки д’Амико, Паскуале Феста Кампаниле, Массимо Франчоза, Энрико Медиоли, причём каждый из них отвечал за сюжетную судьбу определённого героя.
Действие фильма происходит с октября 1955 по февраль 1960 года. «Рокко и его братья» — социально-психологический кинороман, рисующий историю крестьянской семьи Паронди (матери Розарии и её сыновей), разорившейся и приехавшей с Юга, из Лукании, в «северную столицу» — Милан, где уже обосновался старший сын, Винченцо. Розария надеется, что и другим сыновьям — Симоне, Рокко, Чиро и маленькому Луке — здесь удастся устроить свою жизнь.
Симоне (Ренато Сальваторе) поступает в школу бокса. Рокко (Ален Делон) работает рассыльным. Материальное положение семьи налаживается. Но Симоне увлекается проституткой Надей (Анни Жирардо) и начинает добывать для неё деньги и подарки путём краж. Рокко призывают в армию.
Тем временем семья Паронди переезжает в новую трёхкомнатную квартиру, Винченцо (Спирос Фокас) женится на своей избраннице Джинетте (Клаудиа Кардинале), у них рождается ребёнок: Чиро (Макс Картье) поступает на работу на автозавод «Альфа-Ромео».
Во время службы в армии Рокко случайно знакомится с Надей, отбывшей тюремное заключение. С этой встречи начинается их любовь. Полные надежд, они возвращаются в Милан.
Здесь Симоне вместе с дружками подстерегает влюблённых на пустыре и насилует Надю на глазах брата, «в воспитательных целях». Рокко не желает идти наперекор старшему брату и во время мучительного объяснения с Надей на крыше Миланского собора просит её вернуться к Симоне.
На пути от сюжета к фильму многое менялось, подвергалось преобразованиям. Это было заметно уже в сценарии как таковом — сравнительно с сюжетом, где Рокко умирал и где акцент делался именно на его фигуре. Висконти в период съёмок писал: «Теперь стало ясно, что фильм „Рокко и его братья“ — и это название в результате такого смещения акцента с одного героя на другого можно было бы изменить на „Чиро и его братья“ — не будет романом об утраченных иллюзиях, как „Белые ночи“…»
В первом варианте сценария Чиро не работал на заводе «Альфа-Ромео». Он мечтал об «идеальном» объединении, например о таком, когда бы братья совместно купили грузовик, а он, Чиро, возил бы масло или другие продукты из Лукании в Ломбардию и таким образом, живя в Милане, не оставлял бы и родной земли.
Съёмки фильма проходили в окрестностях Милана, на озере Фольяно, в интерьере римской студии «Титанус».
На роль Рокко режиссёр пригласил молодого Алена Делона. Огромный успех в фильме Клемана «На ярком солнце» привлёк к кандидатуре начинающего актёра внимание продюсеров совместного итало-французского фильма «Рокко и его братья».
Первая встреча Делона с Висконти состоялась в 1958 году в Лондоне, куда его повезла импресарио многих итальянских актёров Ольга Хорстиг. Незадолго до этого она побывала в гостях у Лукино Висконти. За столом режиссёр подробно рассказывал гостье о замысле картины, для которой он не может найти исполнителя роли Рокко. К концу обеда Хорстиг убедилась: Ален Делон — именно тот, кто нужен Висконти. И спустя несколько дней пригласила актёра поехать с ней в Лондон.
В английской столице Лукино Висконти ставил оперу Верди «Дон Карлос». По окончании оперы Ольга Хорстиг представила Делона режиссёру. «Едва я увидел его, как понял — это Рокко», — скажет потом Висконти.
В то время Ален Делон уже был женихом Роми Шнайдер, которая бурно ревновала его к Лукино. Делон в связи с этим заметил: «Висконти был эстет, он любил красоту, отдавая предпочтение мужской. Он не был влюблён в меня, но увлечён, это верно».
Съёмки начались утром 22 февраля 1960 года. Режиссёр радовался приёму, оказанному его группе миланцами. В любом районе родного города Висконти находит ценных помощников.
Делон с волнением приступил к работе над сложнейшим образом Рокко. Висконти проводил с ним много времени, рассказывая о романе Томаса Манна «Иосиф и его братья», об образе князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского, о Джиованни Тесторе, чьи рассказы о джунглях, в которые превратились трущобы Милана после войны, были использованы авторами сценария.
Как отмечает автор книги о Делоне киновед А. Брагинский, «в „Рокко“ главное — текст и психологический подтекст взаимоотношений персонажей. Висконти требовал от актёров предельной точности и выразительности в словах и жестах. Ален Делон тонко показывает, что холодность его героя — явно напускная. Нельзя забыть страдания и боль в глазах Рокко, когда он говорит с Надей».
Как и Ренато Сальватори, который в течение шести месяцев до начала съёмок тренировался в спортивном зале на виа Салариа. Ален Делон следует строгому режиму тренировок. Его консультировал французский боксёр Жак Вуайон.
Настоящим испытанием для Делона стала последняя сцена боя. Его противник по фильму — шведский боксёр, в роли которого на ринг выходил французский профессионал Атали. Для съёмок было оборудовано помещение бывшего миланского театра и собрана массовка — более шестисот человек.
После разминки Висконти говорит Алену: «Теперь снимаем!» Щелчок хлопушки, начали. Массовка орёт: «Рок-ко… Рок-ко!», и Ален наносит Атали серию ударов. Тот падает. Арбитр считает: «Раз, два, три». Публика подхватывает: «Четыре, пять, шесть». Рёв толпы: «Семь, восемь, девять». Висконти доволен. Чтобы придать сцене больший реализм, он просит сделать ещё один дубль с трёх разных точек. В общем, Алену пришлось провести целый боксёрский поединок.
Актриса, которая уже играла у Висконти в спектакле по пьесе Гибсона «Двое на качелях», в «Рокко» потрясла всех. Лукино Висконти первым угадал её сильный драматический темперамент. Сама Жирардо говорила: «Висконти — изумительный актёр. Он умудряется повести за собой актрису, незаметно для неё сделав её роль продолжением её жизни. Он действует на глубине, почти на уровне подсознания и добивается скорее инстинктивных, чем сознательных реакций актрисы, в полном согласии с характером героини. Я уверена, что для актёра, имеющего дело с таким великим, ужасным и весёлым режиссёром, каким является Висконти, предпочтительнее „быть“, чем „понимать“».
В «Рокко и его братьях» сыграла небольшую роль Клаудиа Кардинале. Висконти пригласил начинающую актрису на роль энергичной молодой женщины из народа — Джинетты, жены Винченцо, старшего из пяти братьев Паронди. Безропотный, тихий Винченцо быстрее других сумел приспособиться к чуждой и жестокой жизни большого города, но он, в отличие от братьев, готов довольствоваться малым. И Джинетта с неожиданной смелостью и упорством отстаивает скромное счастье, душевный покой, благополучие их ребёнка.
Премьера «Рокко и его братья» состоялась на Венецианском фестивале 6 сентября 1960 года. Фильм стал главным событием кинофорума. Однако дирекция фестиваля сделала всё, чтобы не присуждать ему главной премии. «Победителем» в результате этой интриги оказался фильм Андре Кайятта «Переход через Рейн». В знак протеста член жюри Сергей Бондарчук и вся советская делегация покинули фестиваль. Сам Висконти очень огорчился, когда его фильм получил вторую премию. Он даже отказался принять её.
Политики правого толка, пытавшиеся тогда взять верх в руководстве страной, мобилизовали цензуру и даже полицию, чтобы преградить фильму «Рокко и его братья» путь на экраны или, во всяком случае, подвергнуть его купюрам. Тем не менее картину смотрела вся Италия. Такого массового успеха не имел ещё ни один фильм Висконти.
Споры о «Рокко…» не утихали долго, хотя никто из критиков не мог отрицать огромного значения картины. Писали о том, что Висконти на новом уровне развил открытия, когда-то сделанные неореализмом. Критики сравнивали фильм Висконти с романами Достоевского «Братья Карамазовы» и «Идиот», а также романом Томаса Манна «Иосиф и его братья». Наконец, не надо забывать, каким открытием актёрских талантов стали работы исполнителей ведущих ролей: Анни Жирардо, Алена Делона, Ренато Сальватори!
Игорь Анатольевич Мусский
http://fisechko.ru/100vel/zar_film/55.html
Елена_Бондарчук | Дата: Пятница, 20.11.2015, 20:34 | Сообщение # 6 |
Один из самых понятных и знаменитых фильмов Висконти (фильм охотно демонстрировался даже в СССР с 60-х годов прошлого века). Понятность и доступность для зрителя заключалась, в первую очередь, в том, что фильм рассказывает историю бедной итальянской семьи – матери и пяти её сыновей – приехавшую в большой город Милан в поисках лучшей жизни. Но это лишь поверхностный «массовый» взгляд на фильм. Для меня фильм всегда был двуликим, даже при всей очевидности интерпретации Достоевского (предыдущий фильм Висконти – Белые ночи, 1957). Однако режиссёр подает нам собственную трактовку посылов Достоевского, собственное видение тех сложнейших вопросов, которые некогда поднял великий русский писатель в романах «Идиот» и «Братья Карамазовы». Главный персонаж – Рокко – средний брат, великолепно сыгранный Аленом Делоном (я считаю это заслугой Висконти, который гениально разглядел в Делоне то, чего он и сам ещё не понимал). Но это не Алёшенька Карамазов и не князь Мышкин. Это чрезвычайно многоликий и сложный образ, вокруг которого и сосредоточились главные вопросы: что есть добродетель? Что есть порок? Что есть вера? И как правильно жить? И вообще, что такое «правильно»?
|