актеры фильма россия молодая тогда и сейчас
Эпохальный фильм за рекордные сроки.
В 1982 году с огромным успехом на центральном телевидении прошёл девятисерийный исторический фильм по роману Юрия Германа «Россия молодая».
Снять большую историческую картину режиссёр Илья Гурин мечтал давно и вынашивал идею экранизации одного из лучших романов о рождении флота российского и славных моряков. Но снимать ему не давали, ссылаясь на отсутствие финансирования. Поэтому долгожданный выход в свет такого масштабного проекта — чистая случайность.
В те годы на киностудии имени Горкого запускали другой многосерийный шпионский фильм по роману Юлиана Семёнова «ТАСС уполномочен заявить», но проект не состоялся. Рабочий материал не понравился Андропову и первый режиссёр картины Борис Григорьев был отстранён. Съёмки временно приостановили.
А годовой план по картинам надо выполнять, как ни крути. И на киностудии имени Горького было принято решение до конца года срочно приступить к съёмкам исторической картины «Россия молодая». В такой спешке из двух серий, которые планировал снимать режиссёр Илья Гурин, он на радостях сделал семь серий, а потом удивительным образом фильм растянулся ещё на две.
Пробы проводились в спешке, просто не хватало времени на их утверждение. Поэтому, к великой радости Ильи Гурина, всё отдали в его руки. И он опытным глазом подобрал интересный состав молодых и очень талантливых актёров. А в подкрепление им — настоящих мэтров отечественного кино.
Петра I режиссёр даже не искал, а пригласил Дмитрия Золотухина, который уже успешно сыграл молодого Петра в дилогии Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел». Вжившийся в образ Петра, Дмитрий Золотухин охотно сыграл Петра в фильме «Россия молодая», где возраст его персонажа растянулся на много лет. Здесь ему приходилось, как и другим героям, играть молодого и зрелого, убелённого сединами царя.
Картине повезло дважды. Илья Гурин заполучил не только Золотухина на роль Петра, но вместе с ним из дилогии Герасимова в фильм Гурина перекочевал весь реквизит из петровской эпохи: костюмы, декорации, лодки, пушки, кони, корабли, утварь, редкие предметы старины и прочее и прочее.
Картина снималась впопыхах за рекордно короткий срок: девять серий за девять месяцев! Самое интересное, что в фильме этого незаметно. Сцены снимались кусками из разных серий. Сегодня ты играешь сцены из 1-й, 3-й, 7-й и 9-й, а завтра из 2-й и 4-й серии. Началась настоящая чехарда с постоянными переодеваниями, перегримировываниями. Порой актёры не понимали, кто и что делает, какое уж тут вхождение в образ. Один Гурин, всегда спокойный, знал, что делать. И несмотря на всеобщую суету, всё делалось!
У одного только Бориса Невзорова, который играл Ивана Рябова от юноши до старика, было 4 парика, 17 бород и более 30 усов. Такой же сложный грим был у Дмитрия Золотухина, Степана Старчикова, сыгравшего стольника царя Сильвестра Иевлева, Александра Фатюшина, исполнившего роль Афанасия Крыкова, и других.
Фильм снимали в Санкт-Петербурге, в Выборге, в Малых Карелах, в Архангельске, в Вильнюсе, в Суздале.
«Государеву дорогу», которую снимали в Выборге, сделали по-настоящему. Рубили деревья, замостили гати. Макеты кораблей были построены из фанеры в настоящую величину. Огромные и тяжелые, они представляли собой продольные полумакеты, где в камеру попадала лицевая сторона, а если заглянуть «за кулисы» корабля, они были пустыми. Актёры и массовка немало намучились снимать эти сцены, часто под проливным дождём. Также как их реальным прототипам, волоком тащившим фрегаты, съёмочной группе «России молодой» пришлось на себе почувствовать все тяготы похода.
В историческом фильме «Россия молодая» Суздалю отведёна роль Архангельска, Москвы, уголков Севера России. Съёмки проходили на территории Музея деревянного зодчества, Покровского и Спасо-Евфимиевского монастырей. В «массовке» принимали участие жители города и солдаты солдаты Владимирского гарнизона.
«Сцена, когда мой герой в шторм губит шведскую эскадру, на самом деле снималась, конечно, не в открытом море, а у пирсов. Для этого привезли двигатели от реактивных самолётов, которые потоками горячего воздуха убирают с крыльев снег и лёд. Вот с их помощью и был имитирован жуткий шторм. И сильные струи воздуха от них были просто обжигающими. Страшноватые, надо сказать, ощущения. », — рассказывает Борис Невзоров.
Степан Старчиков впервые после Школы-студии МХАТ попал в такое большое кино на одну из главных ролей. Они сразу сдружились. Старчиков, Фатюшин, Невзоров. Их настоящее тёплое отношение друг к другу помогло в конечном счёте передать это «на камеру».
«Узилище», куда Иевлев и Рябов были заточены по навету, снимали в Москве, на Крутицком подворье. Некогда в этих самых казематах сидел опальный патриарх Никон. Тогда там было всё в полуразрушенном состоянии. Но актёры прикоснулись к настоящей истории.
Вообще на картине работали потрясающе грамотные консультанты. Один из построенных для дилогии Герасимова фрегатов перегоняли из Ленинграда в Выборг, где проходили основные съёмки. Он попал в шторм и утонул. И тогда один из консультантов — генерал-лейтенант инженерных войск Самойлович, подал идею построить большую палубу из военных понтонов, которые используются для наведения переправ. Буквально за пару недель солдаты из понтонов построили палубу, обитую досками. На ней и снимали огромное количество батальных морских сцен фильма. В них, а также в штурме крепости в финальных сценах снимались пограничники.
Актёры, снимавшие в фильме, также переживали о судьбе картины. Вот, что вспоминает об этом Народный артист России Борис Невзоров: «Мы снимались вместе в одной картине с Николаем Владимировичем Олялиным. Олялин пришёл ко мне в Вильнюсе вечером, и мы с ним стали смотреть вторую серию. А когда я повернулся к нему, у Коли чуть ли не слёзы стояли в глазах. Он меня обнял и сказал: «Борька, получилось! Получилось!».
Конечно, снимать масштабную историческую картину — дело неблагодарное. Всегда найдутся злопыхатели, особенно сегодня, которые с удовольствием покритикуют создателей фильма. Много знатоков, сидючи на диване, знают, что и как снимать, что и как играть, что и как писать.
Но даже в тех условиях, в которых снимался фильм, он и ныне, спустя почти 40 лет, сделан лучше, чем любой сегодняшний телевизионный сериал. Потому что в итоге картина получилась не только о Петре, о создании флота российского, не о баталиях, а о подвиге русского народа, который имеет место быть в любую эпоху. А значит, любимый советский сериал найдёт своего зрителя и в наши дни.
Митеньке из фильмов «Россия молодая» и «Шторм на суше» 57 лет. Как сейчас выглядит актер Александр Макарцев
Многие поклонники советского кинематографа наверняка вспомнят фильм «Шторм на суше» с участием Александра Макарцева, где он сыграл героя – Митю Хряпова, на момент съемок ему было 13 лет.
Какого было наше удивление, начав о нем поиски, наткнуться на обсуждения людей, которые также «заметили» и запомнили парня.
Также и во второй картине девяти серийный фильм «Россия молодая» Александр исполнил здесь роль Митеньки. При просмотре этого фильма нам запомнился юный актер Макарцев, который исполнил роль Митеньки, тогда актеру было 19 лет. Интересно, что в этих двух фильмах его герой не видит жизни без моря.
В открытых источниках не так много информации о сегодняшней жизни Александра, но нам все же удалось кое-что найти.
Связывать свою жизнь со съемками в фильмах по каким-то причинам Макарцеву не удалось. Кино для него осталось в детских воспоминаниях. Но мы считаем, что образ Митеньки ему удался и запомнился навсегда. Возможно и к лучшему, что он не стал связываться с фильмографией, и поклонники запомнили его по лучшим ролям.
Сейчас можно сказать Александр «обычный человек», весной этого года ему исполняется 58 лет. Он женат, есть взрослая дочь и внуки. Но все же кино в его жизни присутствует, он работает в одной столичной киноредакции.
«Россия молодая» актёры тогда и сейчас фото
Как выглядят сегодня актёры, которые снимались в советском многосерийном фильме «Россия молодая».
Исторический художественный фильм, который состоит из 9-ти серий, выходил в 1981 и 1982 годах. С момента премьеры фильма прошло более 35-ти лет. Фильм оказался очень интересным и захватывающим, так как одновременно является и художественным, и историческим, описывает реальные события прошлого и исторических персонажей, которые жили и прославились во времена Петра I.
Фильм стал интересен широкому кругу зрителей, как тем, кто интересуется историей, так и тем, кто любит фильмы, которые могут подарить приятное времяпровождение и муссу незабываемых эмоций. Даже несмотря на то, что с момента выхода многосерийного фильма на экраны прошло несколько десятилетий, он остаётся всё таким же интересным и для современного зрителя.
В фильме «Россия молодая» снялись известные советские актёры. Кто-то из них уже на тот момент был достаточно известен, а для кого-то успех в отечественном кинематографе был только впереди. Здесь исполнили роли такие знамениты актёры, как Борис Невзоров, Александр Фатюшин, Степан Старчиков, Александра Яковлева, Николай Иванов, Иван Лапиков, Дмитрий Золотухин и многие другие. Во всяком случае, 35 лет назад многие из них выглядели совсем иначе, так что многие из вас, посмотрев сравнительные фотографии далее, могут откровенно удивиться, так как даже не представляли, что те актёры, которых вы прекрасно знаете сегодня, как звёзд современного кино, исполняли главные и второстепенные роли в фильме, который вы смотрели много лет назад или совсем недавно.
Как роль Петра I сыграла злую шутку с актером Дмитрием Золотухиным: 30 лет забвения лучшего актера начала 1980-х гг.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Актерская семья
Самый частый вопрос, который задавали этому актеру, касался его родства со знаменитым актером Валерием Золотухиным. И Дмитрий уже устал говорить о том, что на самом деле их не связывают никакие родственные узы, ведь актеры – просто однофамильцы. А кровные узы у него были с другим артистом – актером МХАТа и Малого театра, звездой кино 1960-1970-х гг., заслуженным артистом РСФСР Львом Золотухиным, который был его отцом. Мать Дмитрия тоже выступала на сцене МХАТа, но при этом в юности он совсем не мечтал пойти по стопам родителей.
Актер признавался: «М еня совершенно не тянуло на сцену. Я знал эту жизнь с изнанки и совершенно туда не стремился. Более того, уже став артистом МХАТа, я так и не смог полюбить театр. В кино – другое дело: там люди собираются на один проект и живут достаточно дружно, заранее зная, что они скоро разбегутся. Театр – это достаточно порочная семья «из года в год ». Окончив английскую школу, Дмитрий собирался поступать в Институт Азии и Африки, чтобы заняться востоковедением, но однажды отец сказал, что Дмитрию готовы устроить прослушивание во МХАТе. Сам не понимая почему, он отправился туда и успешно прошел вступительные испытания в Школу-студию МХАТ.
Судьбоносная и роковая роль
Уже через год после завершения учебы Золотухин получил роль, которая прославила его на весь Союз, – главного героя в кинодилогии Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел». Эта дебютная работа принесла ему грандиозный успех: он был признан лучшим актером 1981 г. по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» и получил Госпремию РСФСР им. братьев Васильевых. В том же образе Золотухин снялся в телесериале «Россия молодая». Его Петр был соткан из противоречий – смелый и решительный, при этом нежный и снисходительный – и при этом выглядел цельной натурой. Заслугой актера считали не только портретное сходство с Петром, но и правдоподобное изображение его характера.
Актер говорил: « Я работаю в первую очередь для зрителей, а потому все фильмы вижу как бы их глазами. Ролей у меня было не так много, но все они были серьезные. Думаю, уже не один десяток лет люди любят фильм «Россия молодая» за то, что он архетипично отражает нелегкую судьбу честных и бескорыстных служилых людей, преданных государю и Отечеству. «Россия молодая» принесла мне не меньший успех, чем «Юность Петра». Его смотрели тогда, в начале 80-х, смотрят и сейчас. Роль великого преобразователя была самой известной ».
После этого режиссеры засыпали его новыми предложениями: Золотухин сыграл главные роли в фильмах «Василий Буслаев», «Приходи свободным», «Знай наших!», «Лермонтов», снялся в фильмах «Очи черные» и «Юность Бемби». Критики прочили ему блестящую кинокарьеру, но образ Петра сыграл в его жизни не только судьбоносную, но и роковую роль: ни в одной из следующих работ актеру не удалось хоть на сотую долю приблизиться к успеху своего дебютного фильма, к тому же попадание в этот образ было настолько точным, ярким и убедительным, что и режиссеры, и зрители попросту отказывались представлять его в других ролях. К тому же старт его актерской карьеры пришелся на кризисные для кинематографа времена, и вскоре Дмитрий остался без работы.
30 лет простоя
В конце 1980-х гг. Золотухин окончил режиссерский факультет ВГИКа и решил попробовать свои силы в этой профессии. Свое решение он объяснял так: « То, что я пошел на режиссуру, – не мужское самоутверждение, хотя доля истины в этом есть. Просто мне хотелось что-то делать самому, а не играть в чужие игры. Режиссура в этом смысле очень привлекательная профессия. Когда-то Станиславский сказал, что «судьба артиста – это произведение из трех сомножителей – таланта, работы и удачи». И если хотя бы один из сомножителей равен нулю, то и все произведение будет равно нулю. Я знаю множество талантливых актеров, которым просто изменила удача ».
Его удача тоже отвернулась от него на несколько десятилетий: после 1987 г. Дмитрий Золотухин не снимался в кино на протяжении 30 лет, его режиссерские работы – драма «Христиане» и музыкальный фильм «Зона Любэ» – не пользовались большой популярностью, и он начал сомневаться в правильности выбранного пути. При этом не считал для себя возможным обивать пороги и напоминать о себе, ведь не страдал от невостребованности и признался себе в том, что театр и кино – не его призвание. Он говорил: « Я понял, что для меня не существует такого важного момента, как «намагниченность профессии» – когда ты только в этой сфере, стремишься сделать карьеру во что бы то ни стало… Для профессионала существуют неписаные правила: нужно появляться на людях, в телеэфирах, ходить на презентации Но я этого не делаю, потому что мне это не по душе. А это непрофессионально. Но человеку иногда важнее сохранить достоинство. ».
40 лет одиночества
О личной жизни актера известно немного – Золотухин крайне редко дает интервью и этих тем в них избегает. Известно только то, что его первой любовью была однокурсница, актриса Марина Голуб, которая тогда тоже только начинала свой путь в профессии. Их отношения были серьезными, пара даже планировала свадьбу. Но тут Марина узнала о том, что ждет ребенка. Она на тот момент не была готова стать матерью – она еще была студенткой, и руководитель курса предупреждал всех девушек о том, что без раздумий отчислит всех тех, кто во время учебы решит устраивать личную жизнь. К тому же Марина боялась, что длительная пауза в самом начале творческого пути загубит ее актерскую карьеру, и приняла решение прервать беременность. Из-за этого их отношения испортились, и молодые люди расстались. С тех пор актер больше ни разу не женился, о романах не рассказывал, детей у него нет.
В наши дни Дмитрий Золотухин работает в сфере цифрового телевидения, занимается продюсированием кино- и видеопроизводства. В 2016 г. после 30-летней паузы он снова появился на экранах в эпизоде новой версии «Экипажа», а через 2 года снялся в военной драме «Несокрушимый». Однако на этом его кинокарьера и завершилась – после 2018 г. он на экранах не появлялся. Петр Первый поставил ему такую высокую планку, достичь которой снова оказалось проблематично. Золотухин так и не нашел своего места в новом кинематографе, который представляется ему слишком далеким от тех ценностей, которые доминировали в нем 30 лет назад: « То, что ценилось в мое время, сейчас – на втором плане. Искусство как таковое не во главе угла, во главе – деньги, и это сказывается на уровне фильмов. Когда мы учились, мы все хотели быть хорошими артистами. Сейчас хотят быть звездами, а это не то же самое. Быть звездой – не значит уметь что-то делать. Звездами сегодня становятся люди, которые знают, как себя правильным образом позиционировать в медиа. Фокус внимания сейчас немного на другом ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Эпохальный фильм за рекордные сроки. Как снимали картину «Россия молодая»
В 1982 году с огромным успехом на центральном телевидении прошёл девятисерийный исторический фильм по роману Юрия Германа « Россия молодая».
Снять большую историческую картину режиссёр Илья Гурин мечтал давно и вынашивал идею экранизации одного из лучших романов о рождении флота российского и славных моряков. Но снимать ему не давали, ссылаясь на отсутствие финансирования. Поэтому долгожданный выход в свет такого масштабного проекта — чистая случайность.
«Иногда мы просто не могли понять, к чему относится крупный план, который доснимают. Просто Гурин говорил: «Слева направо. Улыбнись. А теперь скажи свою реплику: И что они за моря такие, Чёрное, да Азовское? Вроде нашего, аль подобрее. Всё». Спрашиваешь: «А это к чему? К какой сцене?» Он отмахивается: «Да ладно, я тебе потом расскажу!» », — со смехом вспоминает Борис Невзоров об этой работе.
«Государеву дорогу», которую снимали в Выборге, сделали по-настоящему. Рубили деревья, замостили гати. Макеты кораблей были построены из фанеры в настоящую величину. Огромные и тяжелые, они представляли собой продольные полумакеты, где в камеру попадала лицевая сторона, а если заглянуть «за кулисы» корабля, они были пустыми.
Актёры и массовка немало намучились снимать эти сцены, часто под проливным дождём. Также как их реальным прототипам, волоком тащившим фрегаты, съёмочной группе « России молодой» пришлось на себе почувствовать все тяготы похода.
Картину сняли с большим размахом. Но ничего не получилось бы, если бы не было такой профессиональной команды. Картину озвучили, все получили свои премии, и даже министр за то, что министерство по кинематографии выполнило план по готовым картинам. А затем ленту благополучно положили на полку и забыли о ней на два года. Руководство посчитало, что в фильме есть «доля национального шовинизма». Даже в этой исторической картине узрели вредные ростки националистической идеологии.
Более того, режиссёра Илью Гурина вызвали на ковёр и готовы были буквально заставить переснять фильм. Но Гурин был опытным и прозорливым режиссёром. Предвидя нечто подобное, ещё на съёмках он всё время напоминал актёрам: «Ребята, только точно по тексту.
Никакой импровизации и отсебятины». Затем он показал руководству студии режиссёрский утверждённый сценарий, где стояла куча подписей. То есть сценарий, разрешённый к производству. И добавил: «Вся картина снята слово в слово, кадр в кадр по утвержденному вами сценарию. Если вы хотите, чтобы её пересняли, давайте это будет за ваш счет. ». На что возразить было нечего.
Конечно, снимать масштабную историческую картину — дело неблагодарное. Всегда найдутся злопыхатели, особенно сегодня, которые с удовольствием покритикуют создателей фильма. Много знатоков, сидючи на диване, знают, что и как снимать, что и как играть, что и как писать.
Но даже в тех условиях, в которых снимался фильм, он и ныне, спустя почти 40 лет, сделан лучше, чем любой сегодняшний телевизионный сериал. Потому что в итоге картина получилась не только о Петре, о создании флота российского, не о баталиях, а о подвиге русского народа, который имеет место быть в любую эпоху. А значит, любимый советский сериал найдёт своего зрителя и в наши дни.