актеры фильма секретный фарватер фамилии
Актеры «Секретного фарватера»: как сложилась их судьба
Больше тридцати лет тому на телевизионные экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм «Секретный фарватер». Актеры и роли, ими сыгранные, даже сегодня не теряют своей популярности. Снят он был режиссером Вадимом Костроменко на основе романа Леонида Платова.
Сюжет «Секретного фарватера»
Внимательно вслушиваясь в разговоры, которые велись на субмарине, Борис понимает, что «Летучий голландец» выполняет секретные задания главных руководителей фашистской Германии. Шубин узнает об их ужасных планах относительно начала третьей мировой войны. При первой возможности капитан сбегает, чтобы доложить руководству и помешать осуществиться вражеским планам.
Как снимался фильм «Секретный фарватер»
Для съемок о подводной субмарине съемочная бригада решила использовать макет подводной лодки. Все сцены должны были сниматься в специально построенном на Одесской киностудии бассейне. Однако после того, как режиссер киноленты увидел воочию погружение настоящей подводной лодки, ни о каких макетах не было разговора.
Министерство обороны представило бесплатно все корабли, самолеты, орудия, подводные лодки – весь реквизит, который был необходим для создания картины. Сцены под водой снимались в Черном море. Съемки подводной лодки происходили в Одессе. Кроме того, они проводились и в Ленинграде, и на Балтийском море. Несмотря на обширную географию съемок, актеры «Секретного фарватера» и съемочная бригада создали фильм за семь месяцев.
Юнга Шурка Ластиков
Жизнь Славы Богатырева была посвящена морю. Известно, что во время несения службы к нему обратился режиссер Севастопольской киностудии с предложением сняться в кино в роли сына конюха. На что был получен категорический отказ: «Я свой выбор сделал – море!».
Капитан подводной лодки Борис Шубин
25 сентября 1958 года в красивом грузинском городе Сухуми в семье воспитательницы Валентины Петровны и машиниста Владимира Васильевича появился на свет Анатолий Котенев. Детство будущего актера прошли в городе Невынномысске Ставропольского края. Мечтая в детстве о море, небе, юный Толя неожиданно для себя открыл театр. Его первые пробы в роли артиста состоялись в городском Доме культуры.
Еще будучи студентом в школе-студии МХАТ, Котенев начал получать предложения о съемках в фильмах. Дебют будущего капитана подводной лодки состоялся в киноленте «Неизвестный солдат». В 1986 году начались съемки многосерийного телевизионного фильма «Секретный фарватер». В этом фильме Анатолий Владимирович сыграл свою любимую роль. Военная служба и работа в театре помогли актеру ярко воплотить роль командира торпедного катера.
После съемок артист снимается еще в нескольких фильмах, женится, переезжает в Белоруссию. После развала Советского Союза Анатолий возвращается в Москву, где успешно снимается до сегодняшнего дня. В его активе более ста десяти сыгранных ролей.
Жена капитана – Виктория Мезенцева
Лариса Андреевна Гузеева сыграла роль женщины, которую любит капитан Борис Шубин. Актриса родилась 23 мая 1959 года. Родного отца Лариса Андреевна не знала. Воспитанием будущего метеоролога Виктории Мезенцовой занималась мать и отчим, которые держали девочку в ежовых рукавицах. Несмотря на такое строгое воспитание, Лариса мечтает стать актрисой. После школы она поступает в Ленинградский театральный институт. Известной и популярной артистка стала после главной роли в «Жестоком романсе».
После проб на роль метеоролога режиссер не захотел, чтобы на это место пробовались другие актеры в фильм «Секретный фарватер». И роли были в нем разные, но только Ларису он видел возлюбленной женщиной капитана Шубина. Гузеева в образе Виктории Мезенцевой в киноленте очень правдоподобно и искренне сыграла женщину военных лет. Во время такого тяжелого испытания ей довелось испытать любовь. Трагическая гибель Виктории очень поразила всех зрителей и тронула до глубины души.
Интересные факты про фильм «Секретный фарватер»
Для съемок в фильме использовалась советская дизель-электрическая подлодка С-376, которая была построена в пятидесятых годах двадцатого века. В киноленте таинственная немецкая подводная лодка является субмариной U-127, о чем свидетельствуют номера на столовых приборах. Действие фильма происходит в 1944 году, а реальная лодка U-127 погибла в 1941 году.
Имя командира немецкой подводной лодки – Герхард фон Цвишен. Дословный перевод обозначает «Герхард из ниоткуда».
В оригинальном произведении нет близких отношений между командиром Борисом Шубиным и метеорологом Викторией Мезенцевой. Но для отображения настоящих чувств сценаристы добавили в фильм эту сюжетную линию.
Актеры «Секретного фарватера» очень достоверно и правдоподобно передали содержание книги Леонида Платова. Благодаря режиссерскому и операторскому таланту фильм покорил широчайшую аудиторию всех возрастов и поколений.
Как снимали фильм «Секретный фарватер»
Действие фильма происходит в 1944 году на Балтийском море. Выполняя боевую задачу, командир торпедного катера Борис Шубин случайно обнаруживает секретный фарватер немецкой подводной лодки без опознавательных знаков. Непредвиденный случай забрасывает его на «Летучий голландец» и дает возможность приоткрыть завесу строжайшей тайны Третьего рейха, которая ее окружает.
Естественно, что в картине, где действует подводная лодка, трудно было обойтись без сцен под водой. Поначалу предполагалось, что погружение и всплытие подлодки снимут в знаменитом бассейне Одесской киностудии.
Этот бассейн был построен для съемки морских батальных сцен. Вода в бассейн наливалась так, чтобы она переливалась через край. В бассейн запускали макеты кораблей разных эпох, преимущественно парусного флота, и при помощи разных приспособлений их приводили в действие. На заднем плане открывалась панорама на Черное море, благодаря чему создавалась иллюзия морской дали.
Местные мастера комбинированных съемок умудрялись устраивать вполне правдоподобные морские сражения. Сегодня, пересматривая эти картины, трудно поверить, что в этих сценах на самом деле были задействованы не реальные корабли, а их совсем небольшие по размерам макеты.
Макет подлодки готовился и для «Секретного фарватера», но, когда режиссер увидел погружение реальной подлодки, он буквально заболел желанием снять эту сцену в натуре.
Хотя по сюжету действие фильма происходило на Балтике, подводные сцены снимали в Крыму, в Балаклаве, тем более что вода в этих местах была удивительно прозрачной.
К кинематографистам в ту пору относились уважительно, тем более что фильм рассказывал о героизме советских моряков, так что все, что требовалось для съемочной группы, флотское командование выдавало без лишних слов и бесплатно. (В нынешних условиях подобные съемки стоили бы миллионы гривен, а то и долларов). Однако с этим эпизодом поначалу не складывалось.
Съемочной группе выдали водолазный борт, у которого жёсткий трап уходит глубоко под воду. Режиссер решил, что на конце этого трапа будет сидеть оператор, естественно, соответствующим образом экипированный, и со специальной камерой для подводной съёмки. А рядом с ним должна была пройти подводная лодка.
И вот наступил день съемки. Подводная лодка пришла, но.
Развернул свою лодку и ушел.
Пришлось режиссеру ехать в Севастополь к командующему флотом.
А командовал капитан-лейтенант Попов А. А. дизель- электрической подводной лодкой С-296 проекта 613, заводской номер 152. Первый выход в море этой лодки помечен 1955 годом, а 1 октября 1990 года экипаж был расформирован. По всей видимости, в ходе последующих бурных лет лодка пошла на металлолом. Но в историю мирового кино она успела войти.
С весельем и отвагой.
Вадим Васильевич вспоминает и о других интересных ситуациях во время крымских съемок. Предстояло снять несколько подводных сцен встречи двух героев. В кино существует неписаный закон: во время съемок опасных и ответственных эпизодов постановщик обязательно должен находиться на съемочной площадке. В данном случае такой площадкой было подводное царство, так что режиссеру пришлось в ускоренном темпе пройти курс аквалангиста и даже сделать первое пробное погружение.
Тупиковую эту ситуацию разрешил исполнитель главной роли Анатолий Котенев, который уговорил режиссера оставаться на берегу, поскольку эта подводная съемка технически была совсем несложной. Скрепя сердце постановщик согласился. Но на душе скребли кошки: ведь актерам предстояло сниматься без аквалангов: они должны были нырнуть в воду и быстро вынырнуть.
Однако прошло уже довольно много времени, а никто из моря не появлялся. В. Костроменко в ужасе метался на берегу, предполагая, что случилось самое страшное. А актеры между тем просто решили разыграть постановщика. Они быстро сняли эпизод, потом заплыли подальше от режиссерских глаз и преспокойно себе загорали.
Между тем прежде артист к флоту не имел никакого отношения. Он служил в артиллерии, к тому же большую часть службы провел на сцене, поскольку уже имел начальное театральное образование. Помогли занятия спортом, которые пригодились и во время съемок «Секретного фарватера», где актеру пришлось прыгать с парашютом, плавать под водой и долго держаться на плаву в открытом море.
Но однажды А. Котеневу захотелось лично прыгнуть с парашютом, хотя снимали общий план и его вполне мог заменить дублер. Однако артист уговорил режиссера дать ему возможность прыгнуть, заверив, что имеет опыт целых пяти прыжков.
Прозвучала команда, включили камеру, и из самолета вылетел комочек. Он летел подозрительно долго и лишь почти у самой земли раскрылся парашют.
Еще один забавный эпизод случился во время съемок на Балтике. В сценарии было написано: «Флотилия входила в залив, вода кипела от взрывов». Чтобы снять эту сцену, пиротехники целый день на лодочке закладывали взрывпакеты. Но никто не подумал о последствиях взрывов. А они не заставили себя ждать. Ибо, как только закончилась съемка эпизода, на поверхность вспыли тысячи рыбьих трупов.
И, как на грех, откуда ни возьмись, появился инспектор рыбнадзора, который потребовал, чтобы съемочная группа заплатила штраф.
Но в смете фильма такой статьи, естественно, не было. Пришлось провести с инспектором беседу на предмет того, что это за фильм. Кто в нем снимается и т. п. А моряки тем временем из оглушенной рыбы сварили прекрасную уху, от которой инспектор не смог отказаться.
Интересные факты о фильме
— Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).
— В фильме таинственной немецкой субмариной является U-127. На это указывает номер, выбитый на тарелке, из которой кормят Шубина на этой подводной лодке, и номер на согнутой вилке, обнаруженной в куче мусора на корабельном кладбище в Пиллау. Реальная лодка U-127 погибла ещё в 1941 году.
— В качестве торпедных катеров снимался речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 «Шмель». С нескольких «Шмелей» демонтировали реактивную систему залпового огня БМ-14- 17, установив на освободившееся место муляжи трубчатых торпедных аппаратов. После чего в своём новом виде 73-тонные «Шмели» в фильме исполнили роли 15-тонных торпедных катеров Г- 5.
— Диверсанта-аквалангиста, реально сыграл спецназовец Шерекин Пётр Павлович. Мастер спорта СССР по рукопашному бою. Первый командир Республиканского отряда специального назначения МВД Украинской ССР. Первый абсолютный чемпион Украины по каратэ-до.
Представитель тай-дзюцу в Украине от World Federation HOKU SHIN KO RYU BUDJUTSU. Пожизненный член в JU JUTSU INTERNATIONAL, член Академии черных поясов и Дома Самурая.
Найдены возможные дубликаты
окуенный фильм. в детстве засматривался им. да и сейчас глянуть можно.
а ты не плачь и не горюй,
знать, судьба такая!
Гузеева еще нормальная
Гузеева только в двух фильмах выглядит ебабельно.
В Жестоком романсе тоскливая
Жаль подругу капитана убили. Даже больше чем Вертера было жалко её в детстве.
Привет, Пикабу!
Решили завести страницу на Пикабу!
Будем рассказывать о гастролях и музыке — изысканно и элегантно 🤌
Но план был хорош
Ответ на пост «Нам такая невеста не подходит или, может, мы чего не понимаем?»
Дали отпор
Москва. Таганско-Краснопресненская линия метро.
Горные жители начали приставать к девушкам и чуть было не случился сиквел недавних событий, но в этот раз всё прошло по другому сценарию. Русские люди сплотились и дали отпор дикарям.
Разумеется ни в коем случае не нужно выходить с ними раз на раз, на «честную» драку и вот это вот всё, никакой чести у абу-бандита нет, никогда не было и не будет. Всегда старайтесь вызвать полицию и пытайтесь оказаться под камерами. Если они сами напали, то всегда заступайтесь за своих, не проходите мимо.
Москва.
https://t.me/mnogonazi/6902
Мелочная какая
Ответ на пост «Вместо повышения зарплат инженерам, власти предлагают компаниям договориться об ограничении конкуренции за сотрудников»
BMW и новые технологии
Радуга-пружинка
«Российские пивовары предложили поднять пошлины на импорт зарубежного пива в 55 раз»
Всё правильно делают.
Сначала зачистка поляны от конкурентов, а потом взвинчивание цен.
Комментарии
Действительно, почему?
Американская система мер
Про избиение в метро или «почему на Руси перевелись мужики»
Думаю, все в курсе недавнего случая в московском метро, где граждане без национальности себя шумно вели, тетенька сделала им замечание, они ее послали, за нее заступился парень и ему толпой в три носа сломали лицо. Сразу после этой истории в интернетах поднялся вой с диванов о том, что мужики на Руси перевелись, что только один заступился и вот это вот все.
Давай, дорогой читатель, подробно разберем данную ситуацию.
И вот ты хочешь прервать их хамское поведение. Тут на 100% ясно, что будет драка и словами все не ограничится. Куражащимся гражданам без национальности просто западло прогибаться. Особенно, пьяным. И, особенно, на виду у корешей. И драка будет один против трех. Потому что ты придешь один и они придут одни.
А дальше у нас два варианта:
1. Если у тебя зашкаливающий личный уровень, ты занимаешься рукопашкой со стадии сперматозоида и следуешь совету нашего президента «если драка неизбежна — надо бить первым», то ты укладываешь всех троих. Естественно, если дегенераты не успели достать ножи и тебе дико везет. А через мгновение ты слышишь, как самая активная пассажирка, 10 секунд назад взывавшая к мужикам, уже звонит машинисту и требует наряд. И не на шумевших, а на тебя.
Я много лет ездил в метро по ночам, насмотрелся на всякое. И в 95% случаев те, кто требовали от дяденьки защиты, через мгновение дружно требуют его посадить. Потому что они думали, что он все решит как–то мирно, спокойно и доброй беседой. А он, маньяк и садист, совсем нетолерантно кулаками в живых людей тычет.
А те выть, как сирена, начинают и кровоточат по всем углам! Чем полностью портят настроение активных граждан.
После этого тебя задерживают, смотрят запись с камер и оказывается, что тебя никто пальцем не трогал, а ты, на ровном месте положил трех ребят, которые мирно приехали учиться и ехали с института домой. А около ОВД тебя будет ждать 50 тонированных Приор.
Как недавно было под Новосибирском, где граждане без национальности лихо требовали выдать им для расправы аж целого сотрудника полиции, застрелившего их соплеменника–дегенерата.
А дальше родственники избитых пойдут выть по всем каналам, как злой скинхед их кровиночек избил. Они, сюрприз, даже сейчас рассказывают, какие их сыночки–корзиночки были хорошие, всем помогали, за всю жизнь ни капли в рот, ни сантиметра в жoпу и как они удивлены, что такое произошло и наверное Москва их испортила. А во всех соц.сетях будут валиться сотни угроз тебе и твоим родным. Граждане без национальности всегда ведут себя по одному сценарию.
И тебе просто дико повезет, если спустя год жутких проблем ты отделаешься условным. А скорее, как в известном случае с бурятом Чимитом Тармаевым, сядешь на много лет.
На него, напомню, в том же самом метро 10 лет назад напала толпа из 6 граждан без той же самой национальности. Он сперва убежал от них в соседний вагон, а когда они догнали то, отбиваясь ножом, завалил одного. В итоге — 8 лет, от звонка до звонка. В том году вышел. И это он еще самооборонялся!
А в описанном варианте никакой самообороны не было бы.
2. Если ты не захочешь бить первым и пойдешь просто поговорить, то тебя самого завалят с вероятностью в те же 100%. Причем, традиционным для граждан без национальности способом — сзади, как этого парня. И хорошо, если не убьют или не превратят в растение.
Ну а дальше выяснится, что граждан, избивших тебя, просто не найдут. А если найдут, то, внезапно, отпустят. У нас, знаете ли, даже после убийств, представителей некоторых национальностей любят отпускать. Широта русской души! Можно вспомнить Манежку и 2010 год. И только мощнейший резонанс заставляет представителей закона работать. Так было и в 2010, и сейчас.
Как мы видим, есть всего два варианта: либо, с огромной долей вероятности, сесть. Либо, с той же самой вероятностью, лечь или остаться инвалидом. Парень, влезший в конфликт, поступил смело и достойно, но, фактически, никому не помог и ничего не решил. По итогам, он разменял свое здоровье на свободу этих дегенератов.
Именно благодаря его травмам их теперь и посадят. Но в его случае удачно сошлось множество факторов: его просто чудом не убили, дегенератов по горячим следам поймали, пошла дикая волна в интернете и правоохранительные органы сразу же принялись активно работать. А могло быть иначе и он потерял бы здоровье просто так: никого не спас, никого не наказали. Такое, увы, бывает очень часто.
И когда кто–то в вагоне шумит, а активная тетенька призывает тех самых мужчин что–то сделать, то стоит такой мужчина, прокручивает все это у себя в голове и понимает, что сейчас, на ровном месте, может сломать себе всю дальнейшую жизнь. А, бонусом, и жизнь своих тетенек. Например, мамы, жены, дочки.
Они ни разу не одобрят, когда узнают, что их сын/муж/отец из–за ругани в метро до конца жизни будет прикован к постели. Или уедет на годы пылесосить Сибирь.
И что мужчине выбрать? Как расставить приоритеты? Кто для него важнее? Очень легко говорить про каких–то абстрактных мужчин, которые перевелись.
Потому что на судьбу абстрактного мужчины всем насрать. Он просто должен решить проблему, а что с ним будет дальше — похер. Поэтому всем страдальцам по настоящим мужчинам всегда надо иметь ввиду под ним своего сына/мужа/брата/отца/друга. Они готовы, чтобы конкретно он погиб в драке из–за ругани в метро или сел?
Но граждане, воющие про отсутствующих мужчин, живут в своем розовом мире. Там можно трех пьяных куражащихся дегенератов с ножами как–то так угомонить, что никто даже не пострадает и все закончится тихо и мирно, а все останутся друзьями.
Видимо, добрым словом и отеческим советом. Но так бывает только в диванных фантазиях. В жизни агрессия подавляется только еще большей агрессией. А это, в свою очередь, ведет к проблемам со здоровьем у одних и с законом — у других.
К сожалению, так устроена реальная жизнь. Она, сюрприз, цинична и жестока. И это не вопросы мужественности и смелости. Это обычный здравый расчет, без которого нельзя. Очень уж ставки высоки. Сесть или лечь, защищая себя и близких — одно. Защищая жизнь незнакомого человека — другое. А вот получить все то же самое просто из–за чьей–то ругани в метро — вообще третье.
А как же надо было поступить в данной ситуации?
Да точно так же, как, в итоге, и поступили — нажать кнопку связи с машинистом и вызвать к вагону полицию. Именно это и решило проблему. Не заступничество парня, который героически пал в неравной битве, а вызванная по кнопке полиция, которая и задержала дегенератов. Только вот вызвали ее, почему–то, после избиения.
Не с бесполезными замечаниями к дегенератам лезть, а звать специалистов по общению с ними. Пусть они и разбираются, это их работа, им за нее платят из наших налогов. Тогда произошло бы все ровно то же, но парень бы не пострадал.
И вопрос возмущенным гражданам с диванов надо ставить иначе: не «почему мужики перевелись», а «почему умные перевелись», независимо от пола? Почему они готовы лезть в конфликт с тремя дегенератами, но не готовы нажать на кнопку связи с машинистом? Кнопок в вагоне куча, жми любую. Почему никто этого не сделал?
Почему для того, чтобы нажать на нее, они сперва ждут, пока человека забьют ногами? Раньше нажать религия не позволяет? Почему они воют и требуют решить проблему от одних мужиков, но упорно не хотят вызывать других мужиков, которым за эти вызовы как раз и платят?
Я в метро через машиниста вызывал полицию много раз. Они всегда входили на станции и уводили буйных персонажей. И всегда самые активные требователи угомонить шумящих, смотрели на меня после этого, как на предателя.
А однажды тетенька, минуту назад орущая «мужчины, есть здесь мужчины?!» мне даже высказала:
«А сам–то разобраться не мог? Теперь паренька из–за тебя посадят! Тьфу, позорище, а не мужик!»
Как снимали фильм «Секретный фарватер»
27 лет назад Центральное телевидение показало четырехсерийный фильм «Секретный фарватер», снятый В. Костроменко по мотивам одноименного романа Леонида Платова.
По сей день эту скромную ленту регулярно демонстрируют на разных телеканалах, и уже новое поколение зрителей с удовольствием следит за приключениями командира советского торпедного катера Шубина, который сумел обезвредить грозную немецкую подлодку. Но мало кто знает, что в «Секретном фарватере» впервые в мировом кино снят проход настоящей подводной лодки под водой.
Лодки нет, а кино осталось
Действие фильма происходит в 1944 году на Балтийском море. Выполняя боевую задачу, командир торпедного катера Борис Шубин случайно обнаруживает секретный фарватер немецкой подводной лодки без опознавательных знаков. Непредвиденный случай забрасывает его на «Летучий голландец» и дает возможность приоткрыть завесу строжайшей тайны Третьего рейха, которая ее окружает.
Местные мастера комбинированных съемок умудрялись устраивать вполне правдоподобные морские сражения. Сегодня, пересматривая эти картины, трудно поверить, что в этих сценах на самом деле были задействованы не реальные корабли, а их совсем небольшие по размерам макеты.
Макет подлодки готовился и для «Секретного фарватера», но, когда режиссер увидел погружение реальной подлодки, он буквально заболел желанием снять эту сцену в натуре.
Хотя по сюжету действие фильма происходило на Балтике, подводные сцены снимали в Крыму, в Балаклаве, тем более что вода в этих местах была удивительно прозрачной.
К кинематографистам в ту пору относились уважительно, тем более что фильм рассказывал о героизме советских моряков, так что все, что требовалось для съемочной группы, флотское командование выдавало без лишних слов и бесплатно. (В нынешних условиях подобные съемки стоили бы миллионы гривен, а то и долларов). Однако с этим эпизодом поначалу не складывалось.
Съемочной группе выдали водолазный борт, у которого жёсткий трап уходит глубоко под воду. Режиссер решил, что на конце этого трапа будет сидеть оператор, естественно, соответствующим образом экипированный, и со специальной камерой для подводной съёмки. А рядом с ним должна была пройти подводная лодка.
А командовал капитан-лейтенант Попов А. А. дизель- электрической подводной лодкой С-296 проекта 613, заводской номер 152. Первый выход в море этой лодки помечен 1955 годом, а 1 октября 1990 года экипаж был расформирован. По всей видимости, в ходе последующих бурных лет лодка пошла на металлолом. Но в историю мирового кино она успела войти.
С весельем и отвагой
Вадим Васильевич вспоминает и о других интересных ситуациях во время крымских съемок. Предстояло снять несколько подводных сцен встречи двух героев. В кино существует неписаный закон: во время съемок опасных и ответственных эпизодов постановщик обязательно должен находиться на съемочной площадке. В данном случае такой площадкой было подводное царство, так что режиссеру пришлось в ускоренном темпе пройти курс аквалангиста и даже сделать первое пробное погружение.
Тупиковую эту ситуацию разрешил исполнитель главной роли Анатолий Котенев, который уговорил режиссера оставаться на берегу, поскольку эта подводная съемка технически была совсем несложной. Скрепя сердце постановщик согласился. Но на душе скребли кошки: ведь актерам предстояло сниматься без аквалангов: они должны были нырнуть в воду и быстро вынырнуть.
Однако прошло уже довольно много времени, а никто из моря не появлялся. В. Костроменко в ужасе метался на берегу, предполагая, что случилось самое страшное. А актеры между тем просто решили разыграть постановщика. Они быстро сняли эпизод, потом заплыли подальше от режиссерских глаз и преспокойно себе загорали.
Еще один забавный эпизод случился во время съемок на Балтике. В сценарии было написано: «Флотилия входила в залив, вода кипела от взрывов». Чтобы снять эту сцену, пиротехники целый день на лодочке закладывали взрывпакеты. Но никто не подумал о последствиях взрывов. А они не заставили себя ждать. Ибо, как только закончилась съемка эпизода, на поверхность вспыли тысячи рыбьих трупов.
И, как на грех, откуда ни возьмись, появился инспектор рыбнадзора, который потребовал, чтобы съемочная группа заплатила штраф.
Интересные факты о фильме
— Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).
— В фильме таинственной немецкой субмариной является U-127. На это указывает номер, выбитый на тарелке, из которой кормят Шубина на этой подводной лодке, и номер на согнутой вилке, обнаруженной в куче мусора на корабельном кладбище в Пиллау. Реальная лодка U-127 погибла ещё в 1941 году.
— В качестве торпедных катеров снимался речной сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 «Шмель». С нескольких «Шмелей» демонтировали реактивную систему залпового огня БМ-14- 17, установив на освободившееся место муляжи трубчатых торпедных аппаратов. После чего в своём новом виде 73-тонные «Шмели» в фильме исполнили роли 15-тонных торпедных катеров Г- 5.