актеры фильма семнадцать мгновений весны фото и роли
Что стало с актерами сериала “17 мгновений весны”
Мини-сериал «Семнадцать мгновений весны», потрясший умы и покоривший сердца советских зрителей, вышел на экраны 11 августа 1973 года. Вся страна наблюдала за отважным полковником Исаевым, находящимся в тылу врага, а песня Иосифа Кобзона о мгновениях стала настоящим хитом. Татьяне Лиозновой удалось создать фильм о разведчике, который нашел отклик в нескольких поколениях зрителей.
Спустя годы после премьеры анекдоты о Штирлице и фразы из сериала стали неотъемлемой частью жизни советских граждан. Что уж говорить про артистов, сыгравших в проекте? Они стали настоящими звездами и любимцами публики, обреченными на успех. Мы решили составить фото-список того, что стало с актерами и актрисами сериала «17 мгновений весны» (1973): тогда и сейчас.
Вячеслав Тихонов – Штирлиц
Многих отечественных зрителей интересует, что случилось с актерами «17 мгновений весны», и как роли, сыгранные в сериале, повлияли на их жизнь. Вячеслав Тихонов всю жизнь боролся с тем, что ассоциировался у общественной аудитории именно с Максом Отто фон Штирлицем. За свою долгую карьеру он успел создать множество ярких образов.
В последние несколько десятилетий Тихонов переживал по поводу заметной смены духовных ценностей у молодого поколения и даже отказался вести курс во ВГИКе. Актер редко снимался и не захотел принимать участие в проекте «Исаев», как он выразился: «чтобы не нарушать канонический образ героя». Последним фильмом с его участием стала биографическая картина Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Вячеслав Васильевич умер в 2009 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Элеонора Шашкова – жена Исаева
Элеоноре Петровне досталась в сериале небольшая, но очень весомая роль жены главного героя. О том, что ей предстоит сниматься в «Семнадцати мгновениях весны», актриса узнала за день до съемок. Шашкова еще не догадывалась, что сцену, в которой она снимется, будут считать одним из самых великих эпизодов в картине. Пронзительная музыка и ни единого слова – такой увидели большую любовь и жертвенность полковника Исаева. Актриса до сих пор продолжает играть в Театре имени Вахтангова, а в кино за ней навсегда закрепилось амплуа жены разведчика.
Леонид Броневой – Мюллер
Мы решили составить фото-рассказ о фильме «Семнадцать мгновений весны», актерах и ролях. Следующий человек в нашем списке — Леонид Броневой. «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!» – эта фраза, произнесенная его персонажем, навсегда вошла в историю кинематографа и стала знаковой. В последние годы Броневой старался не сниматься в кино, потому что не считал по-настоящему качественными и сильными проектами современного киноискусства. Он полностью отдавался театру. Леонид Соломонович умер в 2017 году, не дожив всего несколько дней до своего 89-го дня рождения.
Лев Дуров – Клаус
В 2000-х Лев Константинович издал две книги воспоминаний – «Байки из Закулисья» и «Байки на бис». Дуров, несмотря на возраст и длительную болезнь, до последних дней играл в нескольких театрах и имел активную гражданскую позицию. Актер скончался в 2015 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Олег Табаков – Шелленберг
Карьеру Табакова можно без зазрений совести назвать блестящей – в его фильмографии огромное количество персонажей, ставших легендарными, а его голос ассоциируется у нескольких поколений зрителей с лучшими советскими мультфильмами. К сожалению, великий создатель «Табакерки» и выдающийся актер не дожил до 2020 года. В ноябре 2017 года Олег Павлович попал в больницу в связи с сепсисом, впал в кому и умер от сердечного приступа, не приходя в сознание, 12 марта 2018 года.
Леонид Куравлев – Айсман
Продолжает наш фото-список того, что стало с актерами и актрисами сериала «17 мгновений весны» (1973): тогда и сейчас, Леонид Куравлев. В октябре 2021 года знаменитый артист должен отпраздновать свое 85-летие. Изначально Татьяна Лиознова предложила Куравлеву сыграть в сериале Гитлера, но сейчас уже трудно представить его в данной роли. Фильмография актера состоит более чем из двухсот картин, включая такие знаковые фильмы, как «Вий», «Афоня» и «Самая обаятельная и привлекательная».
Через всю жизнь Куравлев трогательно пронес любовь к своей единственной супруге, Нине. Они познакомились на катке, когда были подростками, вырастили детей и внуков, отпраздновали золотую свадьбу, а после смерти жены в 2012 году, Леонид Вячеславович начал вести практически затворнический образ жизни. Лишь в 2015 году актер сделал исключение и снялся в картине «Весь этот джем», сыграв на одной площадке с Крисом Оуэном и Мартином Динглом Уоллом.
Ростислав Плятт – Пастор Шлаг
Многих поклонников советского мини-сериала интересует, как сложилась судьба актера, сыгравшего пастора Шлага. По сути, персонаж Плятта стал первым положительным образом священнослужителя в СССР, где, как известно, бога не было, и все верили в коммунизм. Образ скромного и понимающего священнослужителя в исполнении Ростислава Яновича очень запомнился и полюбился советским зрителям. Одной из последних знаковых ролей Плятта стал скрипичный мастер Амати в «Визите к минотавру». Актер скончался в 1989 году в возрасте 80 лет.
Юрий Визбор – Борман
Продолжает наш список великих людей, которые снялись в «Семнадцати мгновениях весны», и кто уже умер, Юрий Визбор. Его фильмография состоит всего из пятнадцати картин. Он всегда позиционировал себя прежде всего, как музыкант, а не актер, и его песни известны абсолютно каждому человеку, родившемуся на территории бывшего СССР. Юрий Иосифович был одним из самых ярких советских бардов, и в его честь названы различные фестивали авторской песни и премии. Визбор четыре раза был женат, а одна из его дочерей, Варвара Визбор, пошла по отцовским стопам и стала автором-исполнителем. Юрий Визбор скончался от онкологии в 1984 году
Лаврентий Масоха – Шольц
Чаще всего Лаврентию Емельяновичу доставались роли отрицательных героев. Сыгравший в сериале Шольца актер умер прямо во время съемок. Существует версия, что причиной смерти пожилого актера была ссора с режиссером и съемочной группой. По их мнению, Масоха провалил важную сцену, которую пришлось бы переснимать и тратить большое количество пленки. Лаврентий Емельянович решил снять стресс в ближайшем ресторане, однако на пороге заведения у него случился сердечный приступ.
Светлана Светличная – Габи Набель
Отечественным зрителям интересно, как живут сейчас актеры, сыгравшие в культовой картине Татьяны Лиозновой? Сыгравшая Габи Набель Светличная приняла участие в не менее популярном мини-сериале «Место встречи изменить нельзя», но затем ее кинокарьера несколько застопорилась.
В 2020 году Светлана Афанасьевна отметила свое 80-летие, и многие отмечают, что актриса совершенно не выглядит на свои годы. В конце 2020 года звезда «Бриллиантовой руки» была госпитализирована с инсультом. Одной из главных причин болезни можно назвать семейные ссоры актрисы с семьей, связанные с квартирным вопросом.
Ольга Сошникова – Барбара
Роль молодой немки, унтершарфюрера СС Барбары Крайн, стала самым ярким моментом в карьере Ольги Сошниковой. Во время съемок исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов предложил внести в сценарий дополнения и показать зрителям, что героиня Ольги влюблена в Штирлица. Сошникова блестяще справилась с поставленной задачей, но сделать большую карьеру в кино ей так и не удалось. Актрису приглашали в кино редко и в основном на эпизодические роли. Сошникова снялась всего в двадцати картинах, последняя из которых, «Спартак и Калашников» вышла на экраны в 2002 году.
Эмилия Мильтон – Фрау Заурих
Завершает наш фото-список того, что стало с актерами и актрисами сериала «17 мгновений весны» (1973): тогда и сейчас, Эмилия Мильтон. В проекте она сыграла фрау Заурих, потерявшую на войне сыновей. Эмилия Давыдовна была театральной актрисой и всю свою жизнь посвятила сцене. В кино она снималась редко, но каждый раз ей доставались значимые эпизодические роли.
Изначально ее героини и вовсе не было в сценарии «Семнадцати мгновений весны», однако режиссер Татьяна Лиознова решила, что в фильме должен быть образ, который смягчит в зрительском видении главного героя. Роль Эмилии Мильтон можно назвать блестящей импровизацией, покорившей зрительские сердца. Актриса умерла от инфаркта через пять лет после выхода сериала на экраны.
Бесславные фашисты: как окончили жизнь эсэсовцы из «Семнадцати мгновений весны»
Мартин Борман – Юрий Визбор
Педагог по образованию, страстный альпинист и горнолыжник, один из «отцов» советской авторской песни Юрий Визбор никогда не мечтал стать актером. Когда в 1966 году ему позвонил Марлен Хуциев и пригласил сыграть в «Июльском дожде», Визбор принял это за розыгрыш. Но именно автор душевных песен «Милая моя», «Ты у меня одна» блистательно сыграл «партайгеноссе Бормана», личного секретаря Гитлера.
Десятилетиями появлялись сведения, что живого Бормана видели то в Аргентине, то в Испании, то в Парагвае… Находились те, кто утверждал: Бормана перевербовали и отправили в Москву. Его сын получил более сотни различных письменных «свидетельств» о том, что Мартин жив.
На Нюрнбергском процессе Бормана приговорили к повешению заочно. И только в 1963 году некий Альберт Крумнов сознался, что в начале мая 45-го хоронил два трупа по приказу советских солдат, вроде бы один из них был точно тем самым врачом СС. Лишь в 1972 году на указанном Крумновом месте нашли останки двоих человек, у которых в зубах сохранились осколки ампулы. По записям личного дантиста Бормана и по другим признакам (прижизненные травмы) один из трупов был идентифицирован как покойный Мартин Борман.
Окончательно подлинность останков была доказана только в 1998 году, потом их сожгли и развеяли над Балтийским морем. Но до сих пор находятся люди, которые не верят, что Мартин Борман не дожил до своего 45-летия.
Карл Вольф – Василий Лановой
Василий Лановой мальчиком прожил четыре года в оккупации. Он долго отказывался от роли одного из высших офицеров СС обергруппенфюрера Карла Вольфа. Лиознова потратила не одну неделю, при этом настойчиво повторяя, что Вольф должен быть умным и обаятельным.
Вольф никогда и не был дураком. Он храбро воевал во время Первой мировой, заслужил два «Железных креста». А потом выгодно женился и пошел по стопам отца-юриста, организовав торгово-адвокатскую контору.
Карл Вольф. Источник: wikimedia.org
Вступление в 1931 году в НСДАП резко изменило жизнь, но не благополучие Вольфа. Постепенно он стал лицом, особо приближенным к Гиммлеру. Вольф играл значительную роль в программе по уничтожению евреев, его руки были по локоть в крови.
Именно Вольфу Гиммлер, понимающий, что Гитлеру наступает «капут», поручил вести сепаратные переговоры с американцами. Еще в самом начале переговоров Вольф потребовал гарантий относительно своего будущего. Он рассчитывал на пост нового германского премьер-министра. После капитуляции никуда не бежал. Но министром он не стал, а был осужден германским судом на четыре года трудовых лагерей. Считается, что на нюрнбергскую скамью Вольфа не «пустили» американцы, боявшиеся, что тот слишком много знает.
К 50-м годам Вольф заново разбогател. Но потом в ЦРУ произошли перестановки, и за Вольфа взялись уже как за военного преступника. Ему припомнили Холокост, а Вольф ссылался на склероз. Ровесника века в 1964 году приговорили к 15 годам, но через девять лет освободили по состоянию здоровья. Вольф прожил 84 года.
Генрих Мюллер – Леонид Броневой
Роль Генриха Мюллера, шефа гестапо, по сути была дебютом великолепного Леонида Броневого. Сначала ему предложили сыграть Гитлера, но образ фюрера был решен в привычных карикатурных тонах – и Броневой отказался. Зато Мюллера сыграл так, что многие его осудили – нельзя показывать шефа гестапо таким обаятельным.
Главный гестаповец на самом деле таким и не был. Сослуживцы отмечали его отталкивающую внешность, у него постоянно дрожали веки. Но еще хуже был его характер. Мюллер был ярко выраженным карьеристом и не останавливался ни перед чем, мог «повернуться» на 180 градусов ради нового начальства. Легко пренебрегал мнением своих родителей.
Генрих Мюллер. Источник: wikimedia.org
Смерть Мюллера окутана еще большей тайной, нежели кончина Бормана. Его тело так и не нашли. Есть свидетельства, что он исчез еще до самоубийства Гитлера и вроде бы выражал намерение «пасть вместе с режимом». Где он «пал» и пал ли, осталось неизвестным. К Нюрнбергскому процессу даже не смогли собрать достаточно доказательств его смерти и не выдвинули обвинения. Шелленберг в своих мемуарах утверждал, что Мюллера вывезли в Москву и он там умер в 1948 году. Его так же, как и Бормана, «видели» в разных странах Латинской Америки.
Вальтер Шелленберг – Олег Табаков
До Шелленберга Олег Табаков играл положительные роли, его герои искрились шармом и романтизмом. Роль Шелленберга была вызовом. Вальтеру Шелленбергу в 45-м было 35 лет, Олегу Табакову в этой роли – 38. Британцы, допрашивавшие реального Шелленберга, отмечали, что он очень обаятелен, виртуозный актер и при этом холоден и практичен.
Сын фабриканта роялей Вальтер Фридрих сделал стремительную карьеру. Однажды он спас жизнь Гиммлеру – тот неосторожно прислонился к незапертой дверце летящего самолета. Он дослужился, по нашим меркам, до генерал-майора, с его именем были связаны все крупнейшие операции немецкой разведки.
Вальтер Шелленберг. Источник: wikimedia.org
Еще 6 мая 1945 года Шелленберг находился в Стокгольме, надеясь на заключение перемирия, которое было бы выгодно ему самому. Месяц он продержался в Швеции, но был выдан как военный преступник. Интересно, что в ходе Нюрнбергского процесса с него были сняты многие обвинения. Приговорили его всего к шести годам заключения, а отсидел он год – видишь ли, тюрьма не подходила ему по состоянию здоровья. Но судьба не была к нему милостива. Шелленберг умер в Италии, где он надеялся вылечить печень, в возрасте 42 лет.
Шесть младенцев и актерские «бзики»: Как создавали главный советский фильм о разведчике
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как все начиналось
Считается, что неофициальным «крестным отцом» картины стал сам председатель КГБ СССР Юрий Андропов. Якобы, в разговоре с Юлианом Семеновым он похвалил политические детективы, которые писатель создавал уже в течение нескольких лет, и предложил экранизировать романы об Исаеве. В качестве конкретной помощи даже позволил автору поработать некоторое время в архивах КГБ – от этой возможности у Семенова действительно захватило дух, ведь до этих пор так не везло еще ни одному писателю. Кстати, консультировал фильм первый заместитель председателя КГБ, генерал-полковник Семён Кузьмич Цвигун, правда, в титрах он указан под вымышленным именем.
Работать над сценарием для фильма Юлиан Семенов начал одновременно с созданием книги. В результате тот даже был завершен на год раньше, чем в свет появилось печатное издание романа – в 1968 году, а уже в 1970-м на киностудии имени Горького начались съемки картины, которой суждено будет на многие десятилетия стать любимейшим киношедевром миллионов зрителей. Татьяна Лиознова не сразу смогла доказать, что женщина способна стать режиссером столь масштабного проекта, для этого ей пришлось «подвинуть» нескольких претендентов мужского пола, однако ей это удалось.
Актеры и роли
«Семнадцать мгновений весны» стал лидером советского кино по количеству народных актеров. Однако актерский состав, как часто бывает, сложился не сразу. Это сегодня нам кажется, что роль Штирлица никто кроме Вячеслава Тихонова не смог бы сыграть, на самом деле, еще незадолго перед съемками Татьяна Лиознова серьезно рассматривала кандидатуры Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина и даже гайдаевского Остапа Бендера Арчила Гомиашвили (по слухам, у нее в этот период как раз был с ним роман). К счастью, в отличие от всех перечисленных актеров, Тихонов просто оказался более свободным, и выбор остановился именно на нем.
«У меня действительно были пробы на Гитлера. Репетировал, меня гримировали под Гитлера. Но я этого антихриста не осилил, моя природа была против»
В результате «антихриста» сыграл немецкий актер Фриц Диц, который к тому времени уже почти стал «штатным Гитлером» международного кинематографа.
Когда была такая возможность, в выборе актеров старались придерживаться исторической достоверности. Так, например, с внешностью Шелленберга в исполнении Олега Табакова невероятно удалось попасть «в яблочко». По воспоминаниям Юлия Визбора, после выхода фильма на экраны Табаков получил очень неожиданное послание. Ему написала из Германии племянница самого Шелленберга, которая очень благодарила русского актера за то, как он сыграл эту роль. Женщина призналась, что несколько раз пересматривала картину, чтобы взглянуть на «дядю Вальтера».
А вот с образом Генриха Мюллера вышла промашка. У режиссерской группы не было фотографий реального исторического лица, и Леонида Броневого на эту роль взяли не за внешнее сходство. Потом выяснилось, что реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Однако образ «добродушного» шефа гестапо стал, в результате, одним из самых ярких в фильме. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал, как выглядит исторический Мюллер, то, скорее всего, отказался бы от роли.
Как можно ближе к жизни
Фильм, несмотря на огромное внутреннее напряжение и военно-шпионскую тематику, по ходу развития сюжета вовсе не относится боевикам. В нем очень мало движения и активных сцен. В противовес этому, Татьяна Лиознова всеми силами старалась «оживить» персонажей. Для того чтобы глубже показать внутренний мир главного героя, она, например, сама дописала сценарий и придумала образы Фрау Заурих и Габи. Их диалоги создавались буквально на съемочной площадке, почти экспромтом, хотя такие вольности глубоко противоречили ее режиссерскому подходу.
Для остальных персонажей режиссер придумывала особые человеческие «изюминки», как Лиознова называла их, «бзики». Так, например, характерное движение Мюллера, когда он дергает шеей от тесного воротничка, родилось случайно во время съемок – Броневому действительно мешал костюм, и он несколько раз непроизвольно так сделал:
Были на съемках фильма и другие сложности. Например, младенец, которого надо было снимать. Дети всегда создают на съемочной площадке трудности, поэтому вначале думали использовать куклу, но затем отказались от этой идеи – напряженная сцена, когда новорожденного раздевают у открытого окна, конечно, не удалась бы без настоящего ребенка. Кстати, хочется сразу всех успокоить – на самом деле в павильоне было настолько тепло, что у звукооператора даже возникла проблема с записью плача, пришлось потом специально ездить в детскую больницу чтобы дописывать его. Самый молодой актер в момент съемок душераздирающего эпизода мирно посапывал. Еще один неожиданный вопрос пришлось решать, когда выяснилось, что дети слишком быстро растут (как известно, только чужие, конечно). Так как съемки длились три года, то в роли «настоящего богатыря» пришлось снимать шесть разных младенцев.
Судьба Вячеслава Тихонова подарила актеру яркую любовь, которая, к сожалению, превратилась в огромное разочарование. Читайте об этом в обзоре Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова: «они сошлись, как лёд и пламень»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фильм «Семнадцать мгновений весны»: актеры и судьба
Многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны» произвел впечатление на соскучившегося по добротным лентам зрителя. В то время фразы героев картины были разобраны на цитаты, а музыкальное сопровождение, касаясь струн души, пробирало до мурашек на коже.
В становление культовой военной драмы свою лепту внес и звездный состав актеров, чьи имена на тот момент знал весь Советский Союз.
Редакция 24СМИ рассказывает любителям кинематографа о жизни актеров тогда и сейчас, составив список с фотографиями.
Вячеслав Тихонов (1928-2009)
Главный актер многосерийного фильма – Вячеслав Тихонов перевоплотился в военной драме в Макса Отто фон Штирлица.
Примечательно, что герой ленты был полной противоположностью реального прототипа – любящего жить на широкую ногу гестаповца Вильгельма Лемана.
После премьеры фильма многие ассоциировали Тихонова со Штирлицем, но Вячеслав своей актерской игрой показывал, насколько сильно они заблуждаются.
Леонид Броневой (1928-2017)
Не меньше персонажа Тихонова зрителям запомнился герой актера Леонида Броневого, гестаповец со специфическим чувством юмора Генрих Мюллер.
В 90-е Броневой снялся в пяти фильмах, среди которых самой популярной стала комедия Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», а в середине 2000-х Леонид окончательно перебрался на театральную сцену.
Олег Табаков (1935-2018)
Еще одна звезда кинематографа – актер Олег Табаков – также снялся в многосерийном фильме режиссера Татьяной Лиозновой. В ленте артисту досталась роль обаятельно бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга.
Стоит отметить, что судьба была крайне благосклонна к Табакову. Его кинематографическая копилка после съемок в военной драме пополнилась уймой достойных ролей в культовых фильмах («Ширли-мырли», «Статский советник», «Человек с бульвара Капуцинов»).
Леонид Куравлев (1936)
Актер Леонид Куравлев знаком молодежи как главный актер фильма «Вий».
В многосерийной ленте «Семнадцать мгновений весны» артист примерил на себя образ отрицательного персонажа оберштурмбаннфюрера СС – Курта Айсмана.
В послужном списке Леонида более 200 фильмов. Последние работы в кино – картины «Весь этот джем», «Книга мастеров» и «Наследники».
Ростислав Плятт (1908-1989)
Для актера Ростислава Плятта роль пастора в картине «Семнадцать мгновений весны» без преувеличений стала вершиной его карьеры.
Скромный, понимающий священнослужитель в исполнении Ростислава стал первым позитивным кинообразом представителей духовенства в Советском Союзе.
Последний раз зритель увидел Ростислава в телефильме «Визит к Минотавру», в котором артисту досталась роль скрипичного мастера Амати.
Юрий Визбор (1934-1984)
Роль «секретаря дьявола» Мартина Бормана в телефильме исполнил актер Юрий Визбор.
Визбор был крайне разносторонним человеком. Съемки в военной драме не перевернули его жизнь с ног на голову. После выхода фильма в прокат он как и раньше писал музыку, сочинял стихи и уделял время журналистике.
Светлана Светличная (1940)
Большую часть актеров составляли мужчины, но и представительницы слабой половины человечества присутствовали в многосерийном фильме.
Так, роль молодой машинистки Габи Набель досталась актрисе Светлане Светличной.
После выхода многосерийной ленты в свет харизматичная особа снялась в фильме «Место встречи изменить нельзя». Затем карьера звезды застопорилась вплоть до 2000-х годов.
Эмилия Мильтон (1902-1978)
Еще одна актриса – Эмилия Мильтон предстала перед зрителями в образе потерявшей на войне сыновей фрау Заурих.
В полнометражных картинах Мильтон играла малозаметные роли, но ее персонажи всегда находили отклик в сердцах публики.
Так, самыми запоминающимися образами стала учительница эстетики в детской комедии «Потрясающий Берендеев» и глава преступной группировки Прахова в «Следствие ведут знатоки».