актеры фильма сердце ангела россия
Фильм «Сердце Ангела».
Те, кто восхищаются «Сердцем Ангела», особо отмечают необыкновенную атмосферу фильма, которая затягивает с первых кадров и не отпускает вплоть до титров. Те, кто не в восторге от творения Паркера, критикуют слабость детективной линии: не так уж сложно догадаться, кто убивает одного за другим практически всех персонажей. Самое интересное, что правы и те, и другие. «Сердце Ангела» — один из самых атмосферных фильмов в истории кинематографа, но, хотя в нем и присутствуют многие элементы детектива в стиле «нуар», это ни разу не детектив. Фильм Паркера — мистическая притча о поисках собственной души и цене сделок с дьяволом, которую гениальная игра Микки Рурка и Роберта Де Ниро превратила в подлинный шедевр.
Что послужило литературной основой сценария?
Сюжет и образы практически всех героев взяты Аланом Паркером из романа У.Хьортсберга «Падший ангел» (1978), однако режиссер изменил и основную идею, и саму суть повествования. Если роман Хьортсберга — типичный нуарный детектив, в котором в роли рассказчика выступает главный герой и который отличается от других образцов жанра лишь мистической развязкой, то фильм Паркера не поддается однозначной жанровой интерпретации и ставит перед зрителем серьезные философские вопросы. Изменилось и место действия: если в романе Энджел ведет свое расследование в Нью-Йорке, то события большей части фильма происходят в Новом Орлеане.
Почему действие перенесли в Новый Орлеан?
Чтобы понять, какой огромной творческой удачей была идея Паркера снять ключевые сцены фильма в Луизиане, необходимо сопоставить их с аналогичными сценами в романе Хьортберга. В романе сатанисты, к примеру, собираются на черную мессу на заброшенной станции метро, а Сайфер, подобно Воланду, устраивает представления в маленьком театре. В фильме место этих условно-литературных сцен занимает точное, на грани натурализма, изображение реальной жизни Нового Орлеана середины 1950-х с его расовой сегрегацией и тотальной нищетой черного гетто, обитатели которого сохранили верность древнему культу вуду. Сочетание реалистичности, внешней обыденности мест и людей с неуклонно нарастающим ощущением кошмара и создает атмосферу «Сердца Ангела».
В чем заключается основная идея фильма?
«Сердце Ангела» предлагает зрителям не одну, а две идеи, тесно переплетающиеся между собой. Первая лежит на поверхности и восходит как к легенде о Фаусте, так и к Библии: любая игра с силами тьмы ведет к фатальным результатам, а кто хочет спасти свою душу, тот ее потеряет. Ни один из героев фильма даже не задумывается о покаянии — единственном пути к спасению, а это означает, что все они обречены, какие ритуалы они бы не проводили.
Однако Паркер — слишком тонкий и интеллектуальный режиссер, чтобы ограничиться этими очевидными мыслями. Его фильм — еще и развернутая метафора: главный герой отправился на поиски самого себя, узнал, кто он на самом деле, и испытал шок. Значит ли это, что все мы считаем себя ангелами, а на самом деле в глубине души у каждого живет дьявол? Или что в каждом из нас уживаются мистер Джекил и доктор Хайд (отсылка к этому произведению очевидна)? Паркер предпочитает не давать однозначного ответа, намекая лишь, что иногда лучше не знать о себе всю правду.
Зачем Луи Сайфер нанял Энджела?
В начале фильма загадочный иностранный господин по имени Луи Сайфер нанимает не слишком успешного нью-йоркского детектива Гарри Энджела, чтобы найти исчезнувшую звезду прошлых лет — Джонни Фэйворита. Когда становится известно, что Энджел и Фэйворит — одно и то же лицо, возникает вопрос: а зачем Луи Сайфер — он же Люцифер — пошел таким длинным путем? Ведь он прекрасно знал о попытке Джонни Фэйворита его обмануть, и мог просто вызвать его и покарать. Зачем понадобилось заказывать Гарри/Джонни расследование?
Ответ на этот вопрос отчасти дают кадры, на которых впавший в отчаяние Энджел повторяет «Я знаю, кто я!» Перед нами человек, узнавший о себе страшную правду и истерзанный этой правдой, страдающая и мятущаяся душа. Расследование, низвергшее Энджела в бездну, является частью его наказания. Он и так будет гореть в аду, но перед этим он как следует помучается на земле.
Помимо наказания, есть еще одна причина. Не случайно Луи Сайфер смеется во время последней встречи с Энджелом: для него вся эта история — забава, развлечение, а что может быть забавнее для Люцифера, чем зрелище человеческих страданий? Сайфер играет с детективом, дергая его за ниточки, как марионетку.
Почему Джонни Фэйворит решился на обман?
Вообще-то сюжет о человеке, решившем обмануть дьявола, принадлежит к числу самых распространенных (есть он и в русском фольклоре). Вопрос в том, кто и с какой целью пытается переиграть Люцифера. Джонни решается разорвать сделку не потому, что раскаялся, осознал неправедность своих поступков и т.д., а потому, что впал в гордыню и решил, что обладает особой силой. Как говорит Крузмарк: «Он считал, что может перехитрить князя тьмы». Финал подобного состязания с нечистой силой всегда предсказуем: «Честно говоря, ты был обречен, когда зарезал этого парня, Джонни».
В чем смысл крови, стекающей с потолка?
Жуткая сцена, с одной стороны, демонстрирует все большее погружение героя в атмосферу кошмара, а с другой — является данью уважения любимому режиссеру Паркера — Андрею Тарковскому, в «Зеркале» которого с потолка идет дождь. Кровь — один из главных символов фильма наряду с вентилятором — воплощением неотвратимости, и яйцом, символизирующим душу.
Кто был отцом ребенка Эпифании?
Когда Энджел спрашивает свою дочь Эпифанию, куда делся отец ее ребенка, она отвечает: «Я его не знала», а несколькими минутами позже подтверждает, что забеременела «от богов» во время ритуала. Исчерпывающий ответ на этот вопрос зритель получает в финале, когда у малыша, сидящего на руках полицейского, начинают светиться глаза так же, как у Луи Сайфера. Сын Эпифании — ребенок дьявола, а это значит, что ничего не закончилось, и у мрачной истории будет в дальнейшем не менее мрачное продолжение.
В чем смысл последнего кадра?
Поскольку в реальности главного героя явно арестовывают за убийства, он никак не может оказаться в лифте один, без конвоиров. Непрерывный и неотвратимый спуск Гарри/Джонни вниз следует трактовать символически: душа, запертая в железную клетку своих грехов, из которой ей не вырваться (а старый лифт похож на такую клетку), опускается все ниже, ниже и ниже — в ад.
Найдены возможные дубликаты
Всё о кино
11.2K постов 39.8K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Фильм один из любимых. Рорк прекрасен, атмосфера густая и мрачная, сюжет интересный, а финал трагичный. Книга тоже неплохая, но явно не дотягивает да фильма хоть он и снят по ней.
Не сказал бы что фильм сильно отличается в плане идеи от книги, все то что описано в статье можно увидеть и в книге если есть желание искать глубокий смысл. Просто у филтма получилось создать куда более яркую и гнетущую атмосферу, а так же чуть более тонко сохранять интригу. В целом режиссер сделал из неплохой книги шедеральный фильм, но при этом умудрился довольно точно экранизировать саму книгу.
спасибо за интересное дополнение)
спасибо за дополнение)
Почему-то никто не отметил, что Сезерину (оператору) надо конный памятник в сапогах и в натуральную величину ставить за эту работу. Многие его находки в этом фильме долгие годы эксплуатируются Голливудом.
мы даже писали сочинение по этому фильму
круто не знал что шуфутинский пока не облысел в кино снимался
Он не облысел, ты перепутал с Розенбаумом)))
Кароч, все идеи с Сайлент Хилла передрали.
Три легенды
15 интересных фактов о фильме «Схватка» Майкла Манна
Главные роли сыграли Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Вэл Килмер, Джон Войт и Эшли Джадд. Режиссером поработал Майкл Манн.
1. Обычно звуки в фильм добавляют на этапе пост-продакшена, но режиссер Майкл Манн решил пойти другим путем, и в сцене ограбления банка разместил на улице сотни микрофонов, которые записывали звук в режиме реального времени. Именно это дало тот самый натуральный эффект, который еще никто не повторил.
2. Майкл Манн рассказывал, что слов Аль Пачино, о «большой заднице», в сценарии не было и потому удивление актера Хэнка Азарии в той сцене получилось настолько искренним.
3. Актриса Эми Бреннеман долгое время отказывалась сниматься в фильме, ссылаясь на то, что в нем слишком много крови и идеализации преступников. Режиссер Майкл Манн согласился с этим, добавив, что именно из-за подобного отношения она будет идеальным выбором на роль Иди.
4. Роберт Де Ниро настаивал на том, что сцена знакомства его персонажа с героем Аль Пачино в ресторане, не должна быть отрепетирована. Вроде того, что так знакомство будет выглядеть более подлинным. Режиссер Майкл Манн согласился и сцену сняли без всякой подготовки. Де Ниро утверждает, что согласился на участие в фильме как раз из-за сцены в кафе.
5. Актера Дона Джонсона Майкл Манн рассматривал в качестве замены Роберту Де Ниро и Аль Пачино, в случае если кто-то из них в последний момент не сможет принять участие в съемках.
6. Джон Войт первоначально отказался от роли Нейта, предположив, что есть много актеров, которые сыграют данного героя лучше него. Убедить его смогли только слова Манна о том, что он писал эту роль специально для него, ибо давно хотел поработать с Войтом.
7. Киану Ривз почти получил Роль Криса Шихерлиса, но, когда Майкл Манн узнал, что Вэл Килмер сможет втиснуть в свой график роль в «Схватке», он отказал Ривзу и подписал Килмера. Иногда Килмеру приходилось работать днем на съемочной площадке «Схватки», а вечером отправляться в съемочный павильон «Бэтмена навсегда».
8. Быстрая смена магазинов у карабина героем Вэла Килмера, в сцене перестрелки на Улицах Лос-Анджелеса, считается эталонной. Её регулярно демонстрируют новобранцам морской пехоты США.
9. После выхода на экраны фильма «Схватка», по схожей схеме, инкассаторские броневики грабили в Южной Африке, Колумбии, Норвегии и Дании. В 1997 году известность получила перестрелка, возникшая после ограбления банка в Северном Голливуде, которая считается одной из самых длинных и кровавых в истории американской полиции. Преступники пытались действовать точно так же как в фильме и на выходе из банка столкнулись с полицией, после чего перестрелка продолжилась на улицах города.
10. Роберт Де Ниро первым получил сценарий фильма, после чего показал его Аль Пачино, который сразу согласился на роль в картине.
11. Композитор Эллиот Голденталь написал музыку для финала фильма, но в последний момент Майкл Манн отдал предпочтение композиции Moby, под названием God moving over the face of the waters. Голденталь все же использовал написанную композицию в фильме «Майкл Коллинз»(1996).
12. Майкл Мэдсен был подписан на роль Майкла Черрито, но в последний момент был заменен на Тома Сайзмора. По какой причине это произошло неизвестно.
13. Актрисе Гун Ли («Мемуары Гейши») предложили роль жены героя Аль Пачино, но она отказалась, ибо сценарий не был переведен на мандаринский (севернокитайский язык). Режиссер Майкл Манн все-таки поработал с Гун Ли в фильме «Полиция Майами» (2006).
14. Железнодорожная станция показанная в начале фильма «Схватка», та же самая, сценой на которой завершился другой фильма Майкла Манна «Соучастник» (2004).
15. В начале 90-х Майкл Манн отправил сценарий «Схватки» режиссеру Уолтеру Хиллу(«Красная жара», «48 часов», «Герой-одиночка»), с предложением поставить картину. Уолтер Хилл отказал. После этого Манн решил лично заняться «Схваткой».
Производственный бюджет 60 миллионов долларов. Кассовые сборы 187 миллионов.
Новые фильмы — июнь 2021
Мы запустили email-рассылку — с ней вы точно ничего не пропустите.
Жанр: аниме, фэнтези
Чем примечательно: полнометражное продолжение аниме о школьницах, спасающих мир от галактических угроз.
Жанр: хоррор, детектив
Чем примечательно: юноша шокирует американский городок ужасающим убийством. Подвох в том, что, по его словам, в момент расправы он был одержим демоном.
Жанр: фантастика, боевик
Чем примечательно: катаклизм, навсегда лишивший человечество сна, обрек его на вымирание. Лишь загадочный ребенок содержит в себе ключ к выживанию.
Жанр: мультфильм, фэнтези
Чем примечательно: приключения простого парнишки и дракона-джинна, отставшего от жизни на пару тысячелетий.
Жанр: драма, комедия
Чем примечательно: восхождение на спортивный олимп в байопике о лошади, которая не имела даже призрачных шансов на успех.
Жанр: мюзикл, мелодрама
Чем примечательно: после триумфа кино-версии «Гамильтона» Лин-Мануэль Миранда возвращается с мюзиклом о самом поющем и мечтательном районе Нью-Йорка.
Скейтбордистка — 11 июня (реж. Манжари Макиджани)
Чем примечательно: жизнь индийской девчонки из трущоб делает флип, когда деревенские ребята познают волшебство скейтбординга.
Лука — 18 июня (реж. Энрико Касароса)
Жанр: мультфильм, приключения
Чем примечательно: монстры из черной лагуны оказываются двумя мальчиками, что отчаянно ищут приключений на опасных улицах итальянского городка. Новый мультфильм студии Pixar.
Жанр: мультфильм, хоррор, боевик
Чем примечательно: нуарная экранизация известной серии комиксов, которой вдохновлялся Кристофер Нолан при создании «Темного рыцаря».
Чем примечательно: хоррор о беременности и странных врачах, приглядывающих за родами. За создание фильма отвечала небезызвестная студия A24.
Круэлла — 3 июня (реж. Крэйг Гиллеспи)
Жанр: комедия, криминал
Чем примечательно: предыстория самой жестокой диснеевской злодейки, вероятно, вдохновленная недавним «Джокером». Эмма Стоун в главной роли.
Папа — 3 июня (реж. Валерия Гай Германика)
Тихое место 2 — 3 июня (реж. Джон Красински)
Жанр: ужасы, фантастика
Чем примечательно: герои нашумевшего хоррора о слепых монстрах покидают некогда безопасное убежище, чтобы столкнуться с еще большими трудностями.
Жанр: ужасы, детектив
Чем примечательно: юноша шокирует американский городок ужасающим убийством. Подвох в том, что, по его словам, в момент расправы он был одержим демоном.
Жанр: биография, музыка
Чем примечательно: байопик о шотландском продюсере Алане МакГи, который успел поработать с Oasis, The Jesus and Mary Chain, My Bloody Valentine и прочими рок-группами.
Лука — 17 июня (реж. Энрико Касароса)
Жанр: мультфильм, приключения
Чем примечательно: монстры из черной лагуны оказываются двумя мальчиками, что отчаянно ищут приключений на опасных улицах итальянского городка. Новый мультфильм студии Pixar.
Чем примечательно: в качестве развлечения телохранитель киллера отправляется в отпуск, чтобы стать телохранителем жены киллера.
Чем примечательно: номинант на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», который повествует о беженце, втянутом в беспощадный и корыстный мир искусства.
Жвалы — 24 июня (реж. Квентин Дюпье)
Жанр: фэнтези, комедия
Чем примечательно: два бестолковых приятеля встречают огромную муху и решают выдрессировать ее в великого вора. Новая картина Квентина Дюпье, известного по триллеру о куртке, убивающей людей.
Таксист — 24 июня (реж. Мартин Скорсезе)
Жанр: триллер, драма, криминал
Чем примечательно: герой, одолеваемый холодным одиночеством и жестокостью тяжелого мегаполиса, прокладывает путь к смерти. Вечная классика Мартина Скорсезе с выдающейся ролью Роберта Де Ниро.
PS. Если понравился формат — ищите нас в VK и Telegram. Либо заглядывайте к нам на сайт, там материалы выходят раньше.
Славный парень Роберт Де Ниро
В конце каждого дубля никому не разрешалось покидать съемочную площадку до тех пор, пока все деньги не будут возвращены и подсчитаны.
Серджо Леоне: тот, кто после спагетти-вестернов снял «Однажды в Америке» и хотел сделать фильм о лениградской блокаде.
Серджо Леоне (3.01.1929 – 30.04.1989)
«Человек Запада не имеет ничего общего с человеком, нарисованным голливудскими режиссерами и сценаристами. Реальный Запад был миром насилия, страха и грубых инстинктов. В борьбе ради наживы нет добра и зла, благородства и коварства, тут всё зависит от обстоятельств, побеждает не лучший, а просто более везучий» (Из интервью Серджо Леоне).
Как видно из приведенных цитат, их авторы говорили на разных языках. Пересматривая сегодня старые «спагетти-вестерны» Леоне, нельзя не заметить, что по части так называемой «эстетизации жестокости» они уступают чуть ли не каждому второму «чернушному» боевику о российской мафии или маньяках-убийцах.
Бесспорно, Леоне вывернул на изнанку традиционный жанр американского вестерна с его стойкой мифологией, где главный герой был благороден и честен и всегда одерживал победу над Злом.
Персонажи знаменитой трилогии Серджо Леоне «Пригоршня долларов» (1964), «За несколько лишних долларов» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966), в самом деле, находятся по ту сторону Добра и Зла.
Однако строгие критики, с любезной подачи которых фильмы Леоне не допускались в советский прокат, словно не замечали ярких пародийных иронических акцентов этих изощренных стилизаций, своеобразно переосмысливающих моральные «аксиомы» старого доброго американского вестерна.
В трилогии Леоне, открывшей кинематографу Клинта Иствуда и Джан-Марию Волонте, не было добродетельных и романтических персонажей, а действие (также вопреки традициям вестерна) разворачивалось в нарочито замедленном темпе, лишь к Финалу набиравшем быстроту летящей пули.
Впрочем, в первых двух вестернах по-итальянски ещё не было безукоризненной отточенности формы. На мой взгляд, лишь в заключительной части трилогии Серджо Леоне достиг желаемого результата, превратив «спагетти-вестерн» в завораживающее зрелище, которое несмотря на натуралистичность деталей нисколько не претендовало на реалистичность.
Виртуозная игра со стереотипными ситуациями вестерна, безукоризненное владение искусством крупного плана и саунд трека (музыка Эннио Морриконе была органично, сплавлена с естественными и искусственными шумами), эффектные аттракционы-перестрелки и аттракционы-драки сделали фильм «Хороший, плохой, злой» эталоном для подражания, к коему сам Леоне относился довольно сурово.
Последним вестерном Леоне стал фильм 1971 года, известный в мире под самыми разными названиями («Опусти голову», «Ложись, придурок», «Пригоршня динамита», «Однажды в революцию») и длительности демонстрации (121, 138 и 158 минут). В, фильме играли Род Стайгер и Джеймс Кобурн, а его действие разворачивалось на фоне Мексиканской революции 1910-1917 годов.
Казалось бы, режиссер был полон энергии и находился на подъёме, но Серджо Леоне ушел из кино на-добрый десяток лет. Что послужило тому причиной? Быть может, он почувствовал исчерпанность своих экспериментов с жанром вестерна? Или на время охладел к кинематографу как к таковому? Чем он занимался все эти годы?
Роберт Де Ниро блистательно сыграл в этой четырехчасовой саге роль гангстера, с ностальгией вспоминающего своё детство, первую влюбленность, проказы, служившие прелюдией к «настоящим делам».
Свою следующую картину Серджо Леоне хотел снимать в России. Втора мировая война, ленинградская блокада.
Ведущую роль в картине Леоне хотел отдать Роберту Де Ниро. Актерский состав намечался интернациональным, и каждый из актеров должен был говорить на своём языке.
Уже был подписан контракт на совместную постановку американских, итальянских и русских кинематографистов, но незадолго до Каннского фестиваля 1989 года Серджо Леоне не стало.
Одна из французских газет откликнулась на это горестное событие статьей с красноречивым названием: «Колосс римский». Да, это был мастер. Ниспровергатель и творец мифов. Кинематографист с большой буквы…
© Александр Федоров, 1991
«Славные парни» воссоединились
Роберт Де Ниро : голливудская легенда
Роберт Де Ниро (родился 17.08.1943)
Родившись в Нью-Йорке, Роберт Де Ниро учился в высшей школе искусств, посещал курсы знаменитого мэтра Ли Страсберга. Словом, начало карьеры будущей суперзвезды мирового экрана не предвещало особых сенсаций. В отличие от Сильвестра Сталлоне или Уоррена Битти, Роберт Де Ниро не славился бесчисленными любовными похождениями (единственная пикантная подробность: в последнее время увлекается красивыми мулатками), не может похвастаться и громкими бракоразводными процессами.
Кроме того, у Де Ниро есть еще одно довольно редкое для кинозвезды качество: его восхищают и радуют успехи коллег. «Я был счастлив вновь (после «Охотника на оленей» М.Чимино) встретиться на съемочной площадке с Мерил Стрип в картине «Влюбленные», — рассказал Де Ниро в интервью французскому критику Ж. Ле Морвану. — С ней прекрасно работалось, она замечательная партнерша!»
Де Ниро умеет ценить и мужскую дружбу. Долгие годы совместной работы в кино связывают его с известным режиссером Мартином Скорсезе. Быть может, лучшие свои роли Роберт Де Ниро сыграл именно в его фильмах: «Таксист», «Бешеный бык», «Король комедии», «Мыс страха» и др. «Я всегда говорю Скорсезе: если ты меня попросишь о чем-то, как друга, я сделаю. Даже, если я не думаю, что подхожу на эту роль. » Эти слова ничуть не расходятся у Де Ниро с делом: специально для съемок фильма Скорсезе «Бешеный бык» актеру пришлось резко увеличить свой вес. Столь же тщательно он готовился и к предполагаемой главной роли в фильме Скорсезе «Последнее искушение Христа» (увы, роль в итоге досталась другому актеру).
Роберт Де Ниро любит не только сниматься, но и смотреть кино. Он обожает триллеры и с огромным удовольствием ходит в кинотеатр вместе со своим сыном. «Я не говорю об «Индиане Джонсе. » и «Гремлинах» снисходительно. У меня есть друг, который считает, что люди моего типа предпочитают фильмы на видео, у себя дома, а если и идут в кинотеатр, то только вместе с семьей. Я думаю, возможно, по этой причине снимаются подобные «Гремлинам» «семейные» фильмы. »
Стоит ли удивляться, что Де Ниро в середине 1980-х с радостью киновидеомана принял приглашение французов возглавить жюри фестиваля фантастических фильмов и триллеров?
В 1987 году Роберт Де Ниро был председателем жюри Московского кинофестиваля. Всемирно известный актер, он приехал в страну, где ни одна его картина не шла в широком прокате, и был несколько удивлен, что, несмотря на это, его все-таки знают многие зрители. С тех пор прошло несколько лет, и теперь Роберт Де Ниро не знают, пожалуй лишь те, кто принципиально не пошел в кинотеатры смотреть «Крестного отца», «XX век», «Однажды в Америке» и «Сердце Ангела» и кто абсолютно равнодушен к видео и телевидению.
Так уж получилось, что будучи американцем итальянского происхождения, Де Ниро лучшие свои роли сыграл в фильмах таких же как он потомков итальянских эмигрантов — Брайана Де Пальмы, Фрэнсиса Копполы, Мартина Скорсезе, Майкла Чимино, а также снимался и у самых настоящих итальянцев: Бернардо Бертолуччи и Серджо Леоне. Что и говорить — талантливая нация!
И хотя в 1960-х Де Ниро довелось сыграть небольшую роль в картине маститого французского режиссера Марселя Карне «Три комнаты в Манхэттенс», лучшие его работы этих лет связаны с постановками Де Пальмы («Свадьба», «Приветствия»).
Впрочем, ни актер, ни режиссер не получили тогда широкой известности Звездный час каждого из них наступил лишь в 1970-х.
В 1973 году Де Ниро сыграл в криминальной драме Мартина Скорсезе «Грязные улицы», действие которой почти полностью происходило на темных городских задворках, при тусклом свете третьеразрядных баров. Фильм был замечен, но настоящая слава пришла к Де Ниро после роли во второй части «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. Актер сумел органично вписаться в уже знакомую миллионам зрителей атмосферу гангстерской саги.
А через два года, снявшись в остросюжетной драме Мартина Скорсезе «Таксист» и в пятичасовой исторической эпопее Бернардо Бертолуччи «XX век» («1900»), Роберт Де Ниро обрел поистине звездную популярность.
В драматическом супергиганте Бернардо Бертолуччи «XX век» через призму жизни двух итальянских семей — богатой и бедной — проходила история десятилетий. Среди великолепного актерского ансамбля (Жерар Депардье, Берт Ланкастер, Стефания Сандрелли, Доминик Санда, Дональд Сазерленд и др.) Роберт Де Ниро занял достойное место. Удачными оказались его работы и в экранизации романа Фрэнсиса Скотта Фитцджералда «Последний магнат», в ретро-мюзикле Мартина Скорсезе «Нью-Йорк, Нью-Йорк», в одном из самых сильных антивоенных фильмов мирового кино — «Охотник на оленей».
Вот почему Роберт Де Ниро выстроил свою роль отнюдь не на одних только эксцентричных, забавных гэгах. В характере его героя есть и драматизм судьбы маленького человека, всю жизнь мечтавшего о славе, в его монологах немало правды о сущности бесконечного конвейера шоу-бизнеса.
В 1983 году знаменитый итальянский режиссер Серджо Леоне пригласил Де Ниро на главную роль в свой, к сожалению, последний ильм-роман «Однажды в Америке» этой драме, рассказывающей о судьбе мальчишек из еврейского квартала Нью-Йорка, ставших гангстерами. Де Ниро талантливо сыграл одного из них — Нудлса (Лапшу), в котором криминальный бизнес год за годом вытеснял все человеческое. Недаром самые волнующие сцены фильма — воспоминания героя о далеком детстве, где он оставил свое счастье: верную дружбу, первую любовь и, несмотря ни на что, — радость жизни Кому-то наверное картина «Однажды в Америке» покажется изысканной ретростилизацией под «Крестного отца». Кому-то — боевиком, поставленном по кассово-зрелищным канонам: с выстрелами, драками, кровью и любовью. Кому-то — печальным философским размышлениям о смысле жизни, и в поисках которого человек вольно или невольно переступает через вечные заповеди…
Годом позже Де Ниро, сыграв небольшую гротескную роль в фантастической антиутопии Терри Гильяма «Бразилия», вновь (после «Охотника на оленей») встретился на съемочной площадке с Мерил Стрип. Не могу сказать, чтобы режиссура Улу Гросбарда в мелодраме «Влюбленные» отличалась изысканностью и совершенством, но дуэт замечательных актеров доставлял подлинное наслаждение. Они психологически тонко сыграли возникновение взаимной симпатии, притяжения, первых импульсов любовных чувств. В суете повседневной городской жизни история любви их героев напоминала чуть старомодный вальс, негромко звучащий для тех, кому уже за тридцать.
В виртуозном стилизованном триллере «Сердце Ангела» Алан Паркер предложил Де Ниро маленькую роль дьявола-искусителя Он сыграл ее на минимуме выразительных средств. Его герой практически не поднимается с кресла, но как выразительна его мимика, пластика рук, тяжёлый взгляд темных глаз…
В снятой почти одновременно с «Сердцем Ангела» гангстерской драме Брайана Де Пальмы «Неприкасаемые» Роберт Де Ниро сыграл как всегда хорошо, но без особого блеска. Зато в незамысловатой полицейской комедии Мартина Бреста «Успеть до полуночи», как и в «Короле комедии», показал, что с чувством юмора у него по-прежнему все в порядке. Его герой — полицейский с неудавшейся служебной карьерой и личной жизнью — вынужден охранять от мафии обаятельного преступника, в чем-то напоминающего незабываемого Юрия Деточкина из комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966) Еще более забавен персонаж Де Ниро в криминальной комедии Нила Джордана «Мы не ангелы».
. Двое мошенников, спасаясь от полиции, выдают себя за учёных монахов. Согласитесь, фабула вполне в духе «Праздника святого Йоргена». Вместе со своим молодым партнером Пенном (в последние годы известным больше не по кино, а по бурному роману с Мадонной, закончившемуся в конце концов разрывом) Роберт Де Ниро делает все возможное и даже, на первый взгляд, невозможное, чтобы превратить этот в сущности средний фильм в веселое зрелище.
Передохнув на комедиях, на рубеже 1990-х годов Роберт Де Ниро вернулся в «серьезный» кинематограф, сыграв ведущие роли в фильмах Мартина Рита («Стенли и Айрис»), Мартина Скорсезе («Хорошие парни», «Мыс страха») и Ирвина Уинклера «Виновен по подозрению».
В мелодраме «Стенли и Айрис» Де Ниро трогательно исполняет роль неграмотного парня, «маленького человека», пытающегося занять свое место в мире, сохранив при этом человеческое достоинство и любовь. В «Хороших парнях» его герой снова гангстер, только, пожалуй, самый жестокий из всех сыгранных им ранее. Актер здесь полностью на стороне режиссерской концепции безжалостного разоблачения мифа о «семейном братстве» и «кодексе гангстерской чести» мафии.
© Александр Федоров, 1993
Впервые опубликовано в журнале «Видео-Асс экспресс» (Москва): Федоров А.В. Контрасты Роберта Де Ниро // Видео-Асс экспресс.