актеры фильма следствие ведут знатоки подпасок с огурцом
Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом
«Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом» — телевизионный художественный детективный фильм 1979 года, 14-й фильм в серии «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Содержание
Сюжет
С таможни в милицию поступает картина «Подпасок с огурцом», которую пытались вывезти за границу. Сам «Подпасок» — халтура, не имеющая никакой художественной ценности, но таможенники заподозрили неладное и провели экспертизу картины, которая выявила, что под слоем краски скрывается действительно ценное полотно — подлинный эскиз портрета кардинала Фернандо Ниньо де Гевара кисти Эль Греко. Иностранный турист, вывозивший картину, заявил, что купил «Подпаска» в комиссионном магазине (что подтверждается справкой) и ничего не знал о скрытом содержимом картины, так что оснований для привлечения его за контрабанду в таможне не усмотрели, а дело передали в милицию. Знатокам предстоит расследовать обстоятельства преступления.
По утверждению работников провинциального музея, где хранилась картина Эль Греко, портрет не пропадал и спокойно висит на своём месте. Срочная экспертиза показывает, что висящий в музее портрет — копия недавней работы, написанная современными фабричными красками и искусственно состаренная, более того, подменены ещё четыре старых ценных полотна, ранее переданных музею известным частным коллекционером. Выясняется, что ещё восемь месяцев назад в музее совершена дерзкая, умело спланированная кража: преступники, отключив сигнализацию, вынесли наиболее ценные музейные полотна; вызванная сторожем милиция нашла похищенные картины «по горячим следам», в течение 10-12 минут — они были спрятаны в котельной поблизости. На радостях никто не подумал проверить найденные полотна, картины вернули в музей, директор Пчёлкин замял историю, чтобы не портить свою репутацию. На самом деле преступники подменили пять из семи украденных картин заранее заготовленными копиями, которые и оставили в котельной вместо оригиналов. Среди подменённых картин был и портрет кардинала, впоследствии задержанный на таможне.
Сначала следствие интересуется наиболее очевидными версиями: проверяет причастность к краже Пчёлкина и коллекционера Кипчака, сдавшего в комиссионный магазин «Подпаска». Но коллекционер явно не причём — картина, изъятая на таможне, заметно отличается от сданного в магазин оригинала; ясно, что иностранец просто купил первую попавшуюся подходящую картину, чтобы получить магазинную справку на вывоз полотна. А Пчёлкин, хотя его халатность при установке сигнализации и облегчила доступ преступников в музей, вряд ли причастен к краже, так как накануне распорядился перевесить несколько картин, в результате чего преступники, явно выбиравшие картины по описанию их местоположения, вынесли два полотна, на которые не были заготовлены копии, и вынуждены были их бросить.
Следствие выходит на семью коллекционеров и искусствоведов Боборыкиных. Живут Боборыкины словно в музее: стены их квартиры затянуты малиновым штофом (как во дворцах под Ленинградом) и обвешаны картинами; в квартире много прочего антиквариата: декоративные вазы, статуэтки, роскошный торшер и т. п. За фасадом утончённой и интеллигентной семьи процветает преступная шайка, промышляющая перепродажей картин, фарфора, предметов искусства и подделкой ювелирных изделий Фаберже. Организатором кражи картин из музея был зять Боборыкина, Альберт. Копии были сделаны на законном основании, по заказу от имени Боборыкина, учениками художественного училища, которым официально зачли за эту работу практику. Организовал практику преподаватель Цветков, который впоследствии доработал копии и искусственно «состарил» их, а ранее судимый кочегар из котельной, где нашли картины, обеспечил саму кражу.
Когда следствие уже сжало кольцо вокруг похитителей картин, оно получает неожиданный «подарок»: является с повинной Ким Фалеев (Николай Караченцов) — молодой, исключительно талантливый художник, производивший для Боборыкиных фальшивые изделия Фаберже (Боборыкин-старший отмечал их настоящим клеймом, которое в своё время украл у наследниц одного из мастеров Фаберже). Ким пережил сильнейшее разочарование. Муза Анатольевна Боборыкина, дочь Боборыкина-старшего и известный, очень авторитетный искусствовед, неоднократно признавала подлинниками его работы, помеченные клеймом Фаберже. (Интересно, что инициалы клейма KF можно расшифровать как «Карл Фаберже», так и «Ким Фалеев».) Фалеев настолько точно усвоил манеру работы Фаберже, что его авторство выяснилось только при спектроскопическом анализе сплавов, проведённом Кибрит. Получив свидетельства своего таланта и мечтая о признании, Ким принёс Музе свою работу без клейма, очевидно, рассчитывая, что та поймёт, кто делал восхищавшие её «лучшие работы Фаберже». Но Муза лишь снисходительно похвалила художника и, поставив перед ним «подлинную» работу Фаберже (в действительности — изделие того же Кима, но с клеймом), стала наглядно объяснять, чего не хватает Киму, чтобы достичь «вершины». Ким понимает: «Это проклятое клеймо отняло у меня вещи, в которые я вложил душу», и решает, что лучше понести наказание, но иметь возможность творить от собственного имени.
Всплывает драматическая история появления коллекции Боборыкина: оказывается, ныне уважаемый коллекционер в блокадном Ленинграде заведовал госпитальным пищеблоком (до этого — базой Райпищеторга) и собрал наиболее ценную часть своей художественной коллекции, выменивая бесценные полотна за буханку хлеба, а иногда — просто воруя или отнимая произведения искусства у изголодавшихся, неспособных помешать ему людей или умерших от голода. Томин, вернувшись из Ленинграда, где уточнял прошлое Боборыкина, направляется к Альберту с твёрдым намерением арестовать его, но, случайно став свидетелем того, как тот рассказывает ученикам о своём блокадном детстве, изменяет своё намерение. Он сообщает Альберту, каким способом тесть собрал в блокадном Ленинграде свою коллекцию и отпускает его. Расчёт Томина оказывается жесток, но точен: узнав о том, что тесть занимался мародёрством, Альберт устраивает ему скандал и принимает решение выдать следствию махинации с поддельными изделиями Фаберже, в которых участвовал Боборыкин-старший. В этом следствию помогает добровольная сдача Кима Фалеева. И если за блокадные дела срок давности истёк, то за Фаберже уйти от ответственности Анатолию Кузьмичу уже не удастся.
Фильм показывает неприглядную сторону жизни коллекционеров и торговцев антиквариатом, их отрицательные черты характера и неприглядные поступки. Являясь людьми чрезвычайно обеспеченными, они в то же время злы, бездушны и подозрительны, недоверчивы и враждебны как к посторонним, так и к близким людям, живут в психологически тяжёлой обстановке. Так, Муза Боборыкина прекрасно знает, что её муж постоянно ходит по ресторанам с женщинами, но лишь устраивает ему выяснения отношений. Общее впечатление о коллекционерах антиквариата в фильме выходит настолько негативным, что для его смягчения в фильм даже ввели как эпизодических персонажей двух вполне честных и добропорядочных харьковских коллекционеров, которые в разговоре приходят к мнению, что хоть сейчас отдали бы всё накопленное музеям с условием, что это будет выставлено в экспозиции, а не уложено в запасники.
В этом фильме Знаменский «выходит из игры» в самом начале следствия по личным мотивам (в прошлом он лично знал Пчёлкина и относится к нему резко негативно, поэтому считает неэтичным вести дело, где директор — один из подозреваемых. Личная неприязнь к Пчёлкину может сильно помешать объективности.), а дело далее ведёт другой следователь- молодой лейтенант Зыков (Борис Щербаков), демонстрирующий стиль работы со свидетелями и подозреваемыми, сильно отличающийся от манеры Знаменского: резкий, агрессивный нажим, ловушки, неприятные вопросы. Тем не менее он работает вполне эффективно и точно. В действии появляется один из колоритных старых героев, Сергей Рудольфович Ковальский (Григорий Лямпе), бывший мошенник по кличке «Хирург» (впервые показан во втором фильме («Ваше подлинное имя»), а потом в восьмом («Побег»)), ныне прочно «завязавший» и работающий продавцом в художественном салоне. Зыков появляется ещё в Деле 23 и деле 24.
Следствие ведут знатоки. Подпасок с огурцом (фильм)
Следствие ведут знатоки. Подпасок с огурцом (фильм)
Ольга Лаврова
Александр Лавров
«Следствие ведут знатоки. Подпасок с огурцом» — художественный детективный фильм 1979 года из серии фильмов «Следствие ведут знатоки».
Содержание
Сюжет
С таможни в милицию поступает картина «Подпасок с огурцом», которую пытались вывезти за границу. Сам «Подпасок» — халтура, не имеющая никакой художественной ценности, но эксперты-криминалисты обнаруживают, что под слоем краски скрывается действительно ценная картина — эскиз портрета кардинала Фернандо Нуньо де Геварра, кисти Эль Греко.
Знатокам предстоит расследовать обстоятельства преступления, но, по утверждению работников провинциального музея, где хранилась картина Эль Греко, портрет не пропадал. Выясняется, что ещё восемь месяцев назад в музее совершена дерзкая, умело спланированная кража: преступники инсценировали неудачную попытку кражи, во время которой подменили наиболее ценные музейные полотна заранее заготовленными копиями. Подмены не заметили, директор музея замял историю, чтобы не портить свою репутацию.
Следствие выходит на семью коллекционеров и искусствоведов Боборыкиных. За фасадом утончённой и интеллигентной семьи процветает преступная шайка, промышляющая перепродажей картин, фарфора, предметов искусства и подделкой ювелирных изделий Фаберже. Когда следствие уже сжало кольцо вокруг похитителей картин, оно получает неожиданный «подарок»: является с повинной Ким Фалеев (прекрасно сыгранный Николаем Караченцовым) — молодой, талантливый художник, производивший для Боборыкиных фальшивые изделия Фаберже (Боборыкин-старший отмечал их настоящим клеймом, которое в своё время украл у наследниц одного из мастеров Фаберже). Получив свидетельства своего таланта и мечтая о публичном признании, Ким решает, что лучше понести наказание, но иметь возможность творить от собственного имени. Всплывает драматическая история появления коллекции Боборыкина: оказывается, ныне уважаемый коллекционер в блокадном Ленинграде заведовал госпитальным пищеблоком и собрал наиболее ценную часть своей художественной коллекции, выменивая бесценные полотна за буханку хлеба, а иногда — просто воруя произведения искусства у изголодавшихся, неспособных помешать ему людей.
В данном фильме Знаменский «выходит из игры» в самом начале следствия, по личным мотивам, и дело ведёт молодой лейтенант Зыков (Борис Щербаков), демонстрирующий стиль работы со свидетелями и подозреваемыми, сильно отличающийся от манеры Знаменского: резкий, агрессивный нажим, ловушки, неприятные вопросы. Тем не менее, он работает вполне эффективно и точно. В действии появляется один из колоритных старых героев, Сергей Рудольфович Ковальский (Григорий Лямпе), бывший мошенник по кличке «Хирург» (впервые показан во втором фильме), ныне прочно «завязавший» и работающий продавцом в художественном салоне.
Роли и исполнители
Главные роли
В ролях
Ссылки
Следствие ведут знатоки. Чёрный маклер (фильм) — Следствие ведут знатоки. Чёрный маклер Жанр Детектив Режиссёр Вячеслав Бровкин Автор сценария Ольга Лаврова Александр Лавров В главных … Википедия
Следствие ведут знатоки. Из жизни фруктов (фильм) — Следствие ведут знатоки. Из жизни фруктов Жанр Детектив Режиссёр Виктор Турбин Автор сценария Ольга Лаврова Александр Лавров В главных … Википедия
Следствие ведут знатоки. Ваше подлинное имя (фильм) — Следствие ведут знатоки. Ваше подлинное имя Жанр Детектив Режиссёр Вячеслав Бровкин Автор сценария Ольга Лаврова Александр Лавров В … Википедия
Следствие ведут знатоки. До третьего выстрела (фильм) — Следствие ведут знатоки. До третьего выстрела Жанр Детектив Режиссёр Вячеслав Бровкин Автор сценария Ольга Лаврова Александр Лавров В главных ролях Георгий Мартынюк Леонид Каневский Эльза Леждей … Википедия
Следствие ведут ЗнаТоКи — Жанр детективный фильм драма Режиссёр Вячеслав Бровкин Юрий Кротенко Виктор Турбин Геннадий Павлов Василий Давидчук … Википедия
Следствие ведут знатоки — Жанр Детектив драма Режиссёр Вячеслав Бровкин Юрий Кротенко Виктор Турбин Геннадий Павлов … Википедия
Следствие ведут знатоки. Побег (фильм) — Следствие ведут знатоки. Побег Жанр Детектив Режиссёр Юрий Кротенко Автор сценария Ольга Лаврова Александр Лавров В главных ролях … Википедия
Следствие ведут знатоки. Бумеранг (фильм) — Следствие ведут знатоки. Бумеранг Жанр Детектив Режиссёр Василий Давидчук Автор сценария Ольга Лаврова Александр Лавров В главных ролях … Википедия
Следствие ведут знатоки. Пожар (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пожар (значения). Следствие ведут знатоки. Пожар Жанр Детектив Режиссёр Юрий Кротенко Автор сценария Ольга Ла … Википедия
Следствие ведут знатоки. Подпасок с огурцом (фильм)
Следствие ведут знатоки. Подпасок с огурцом (фильм)
Ольга Лаврова
Александр Лавров
«Следствие ведут знатоки. Подпасок с огурцом» — художественный детективный фильм 1979 года из серии фильмов «Следствие ведут знатоки».
Содержание
Сюжет
С таможни в милицию поступает картина «Подпасок с огурцом», которую пытались вывезти за границу. Сам «Подпасок» — халтура, не имеющая никакой художественной ценности, но эксперты-криминалисты обнаруживают, что под слоем краски скрывается действительно ценная картина — эскиз портрета кардинала Фернандо Нуньо де Геварра, кисти Эль Греко.
Знатокам предстоит расследовать обстоятельства преступления, но, по утверждению работников провинциального музея, где хранилась картина Эль Греко, портрет не пропадал. Выясняется, что ещё восемь месяцев назад в музее совершена дерзкая, умело спланированная кража: преступники инсценировали неудачную попытку кражи, во время которой подменили наиболее ценные музейные полотна заранее заготовленными копиями. Подмены не заметили, директор музея замял историю, чтобы не портить свою репутацию.
Следствие выходит на семью коллекционеров и искусствоведов Боборыкиных. За фасадом утончённой и интеллигентной семьи процветает преступная шайка, промышляющая перепродажей картин, фарфора, предметов искусства и подделкой ювелирных изделий Фаберже. Когда следствие уже сжало кольцо вокруг похитителей картин, оно получает неожиданный «подарок»: является с повинной Ким Фалеев (прекрасно сыгранный Николаем Караченцовым) — молодой, талантливый художник, производивший для Боборыкиных фальшивые изделия Фаберже (Боборыкин-старший отмечал их настоящим клеймом, которое в своё время украл у наследниц одного из мастеров Фаберже). Получив свидетельства своего таланта и мечтая о публичном признании, Ким решает, что лучше понести наказание, но иметь возможность творить от собственного имени. Всплывает драматическая история появления коллекции Боборыкина: оказывается, ныне уважаемый коллекционер в блокадном Ленинграде заведовал госпитальным пищеблоком и собрал наиболее ценную часть своей художественной коллекции, выменивая бесценные полотна за буханку хлеба, а иногда — просто воруя произведения искусства у изголодавшихся, неспособных помешать ему людей.
В данном фильме Знаменский «выходит из игры» в самом начале следствия, по личным мотивам, и дело ведёт молодой лейтенант Зыков (Борис Щербаков), демонстрирующий стиль работы со свидетелями и подозреваемыми, сильно отличающийся от манеры Знаменского: резкий, агрессивный нажим, ловушки, неприятные вопросы. Тем не менее, он работает вполне эффективно и точно. В действии появляется один из колоритных старых героев, Сергей Рудольфович Ковальский (Григорий Лямпе), бывший мошенник по кличке «Хирург» (впервые показан во втором фильме), ныне прочно «завязавший» и работающий продавцом в художественном салоне.
Как снимали сериал «Следствие ведут знатоки» (19 фото)
Главные герои сериала — три работника московской милиции: следователь Знаменский, инспектор уголовного розыска Томин и эксперт-криминалист Кибрит (в последних двух сериях 2002—2003 гг. — Китаева), распутывают сложнейшие дела.
Название тройки «ЗнаТоКи» — комбинация из первых букв фамилий главных героев. Основная часть серии состоит из 22 фильмов («дел»), выходивших с 1971 по 1989 год, а фильмы № 23 и № 24, вышедшие в 2002 и 2003 годах соответственно, известны также под названием «Следствие ведут ЗнаТоКи». Десять лет спустя».
Сериал был создан по инициативе министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова, который преследовал цель «очеловечить» образ советского милиционера для широкой аудитории, а также вести разъяснительную работу, направленную на профилактику преступности.
Сериал пользовался большой популярностью у телезрителей Советского Союза, достигнув пика популярности в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов. Актёры, игравшие ЗнаТоКов, хотя и были до того известны кинозрителю, именно благодаря сериалу приобрели всесоюзную славу.
Замысел
Николай Щёлоков проводил глубокие реформы советской милиции, которые ставили своей целью повышение престижа милиции среди населения, падение уровня преступности, предупреждение преступлений и повышение интеллектуального уровня советского милиционера.
Например, по инициативе Щёлокова было создано более 15 высших учебных заведений для работников милиции. Таким образом, создание телевизионных программ, повышающих престиж советской милиции и направленных на предупреждение преступлений, было приоритетным направлением. Характерным эпизодом этого периода является встреча Щёлокова с Владимиром Высоцким, где министр лично попросил актёра надеть милицейскую форму в сериале «Место встречи изменить нельзя».
Организация новых телеспектаклей была поручена старшему редактору Главной редакции литературно-драматических программ Центрального Телевидения Эмилии Андреевне Каширниковой, которая после детального анализа современной советской детективной литературы остановила свой выбор на авторском тандеме супругов Ольги и Александра Лавровых.
Так, в 1969 году по рассказу Лавровых режиссёром Евгением Ануфриевым был снят телеспектакль «Солдаты в синих шинелях», который имел зрительский успех, и авторский тандем получил заказ на разработку цикла с общими актёрами. К концу 1970 года Лавровы представили сценарии первых четырёх серий: «Черный маклер», «Расскажи, расскажи, бродяга», «Естественная убыль» и «Волшебные узоры», из которых в дальнейшем редакторы и режиссёры сделали пять отдельных телеспектаклей.
Так, повесть «Черный маклер» была разбита на первую серию, собственно «Черный маклер» и третью серию «С поличным», повесть «Расскажи, расскажи, бродяга» стала второй серией «Ваше подлинное имя», повесть «Естественная убыль» превратилась в четвертую серию «Повинную голову…», а повесть «Волшебные узоры» в пятую — «Динозавр».
Редакция телевидения и Министерство внутренних дел одобрили сценарии. Успеху Лавровых способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, Александр Лавров много лет проработал следователем в следственном управлении МВД и хорошо знал работу милиции изнутри, а также был в курсе реформаторских инициатив, спускаемых сверху.
Во-вторых, Лавровы много лет интересовались практикой предупреждения преступлений и в шестидесятые годы опубликовали несколько публицистических произведений на эту тему, включая книги «Чтобы не совершилось преступление», «Товарищ ребёнок», «Воспитание чувств» и «Вы, ваш ребёнок и мир вокруг».
Поэтому неслучайно, что образ Пал Палыча Знаменского, образованного, вежливого, участливого следователя, искренне переживающего о том, чтобы преступление больше не повторилось, так удачно сочетался с идеологией реформирования милиции и с задачей, поставленной Щёлоковым — очеловечить образ милиционера. Эмилия Каширникова, много лет проработавшая вместе с Лавровыми на телевидении, отмечала:
Лавровы хорошо владели материалом — часто в основе того или иного спектакля лежали подлинные уголовные дела, у них было потрясающее предвидение, в их работах всегда поднимались проблемы, в решении которых были заинтересованы органы внутренних дел: принятие новых решений, постановлений. Они чувствовали «горящую» тему и разрабатывали очередной сценарий с учетом её.
Александр и Ольга Лавровы были хорошо известны своими статьями, книгами, сценариями документальных кинолент о правовом воспитании, о предупреждении преступности и борьбе с ней.
Влияние сериала на реальную жизнь
Обратной стороной строгого государственного контроля над телевидением являлось то, что если всё-таки какой-то сюжет допускался к эфиру, из этого можно было делать выводы об официальной государственной позиции по данному вопросу. В результате, чиновники на местах могли делать организационные выводы из транслируемых художественных произведений.
Ольга и Александр Лавровы приводят такие известные им примеры, когда очередной фильм цикла имел неожиданные последствия. После выхода фильма «Подпасок с огурцом» Совет Министров СССР принял долго тормозившееся постановление, ужесточающее вывоз из СССР художественных ценностей.
После выхода фильма «Из жизни фруктов» Министерство финансов изменило порядок ведения документации на овощных базах страны, проблемы с которым обсуждали Знаменский и директор базы Чугунникова.
Георгий Мартынюк и Леонид Каневский считали, что «ЗнаТоКи» способствуют улучшению работы милиции тем, что создают её положительный образ. Кроме этого, многие работники МВД и создатели сериала отмечают факт падения преступности во время трансляций «ЗнаТоКов».
Марк Минков также вспоминает, что работникам МВД понравилась идея тройки, которая фигурировала в сериале, и один из милицейских генералов предлагал таким образом построить реальную работу милиции.
Сериал оставил след и в популярной культуре.
Например, в СССР было снято два мультфильма, кукольный и рисованный, с названием «Следствие ведут Колобки», пародирующим название цикла.
Про ЗнаТоКов был снят сюжет «Улика» в 64 номере детского киножурнала Ералаш. «ЗнаТоКи» фигурировали и в фильме-комедии Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция „Кооперация“», где тройка заметно помолодела.
Позже появилась публицистическая передача с участием Леонида Каневского «Следствие вели…» о самых «громких» преступлениях, совершённых в СССР.
Сюжетные приёмы
Приёмом, красной нитью прошедшим через фильмы цикла, являются словесные игры с именами и фамилиями персонажей. Не только фамилии Знаменский, Томин и Кибрит подобраны Лавровыми так, чтобы сформировать акроним «ЗнаТоКи», но и имена и фамилии других разовых персонажей часто подбирались так, чтобы в середине фильма их можно было обыграть.
Так, в деле № 7 («Несчастный случай»), молодой водитель такси, сбивший на тротуаре пешехода, носит фамилию Каталин, и сетует: «Докатался, Каталин!», а в деле № 20 («Бумеранг») про ошибочно арестованного в результате хитрого замысла настоящих преступников бывшего уголовника Подкидина Знаменский говорит: «И Подкидина нам подкинули».
Имя-отчество вроде бы овдовевшей жены Миловидова в деле № 15 («Ушёл и не вернулся») — Алёна Дмитриевна, что используется как аллюзия на строчку из «Песни про купца Калашникова» Михаила Лермонтова «Молодая вдова Алёна Дмитриевна».
Фамилия расхитителя в деле № 1 («Чёрный маклер»), «Шахов» даёт возможность наделить его жену кличкой Шахиня, а фамилия расхитителя в деле № 16 («Из жизни фруктов»), «Васькин» обыгрывается в заголовке стенгазеты «А Васькин слушает да ест» с намёком на басню Крылова «Кот и повар».
Частенько фамилия или имя персонажа его полностью характеризуют. Так, в деле № 18 («Полуденный вор») склонный к обжорству член банды угонщиков носит фамилию «Пузановский», а вор-гастролёр носит фамилию «Царапов» от слова «цап-царап».
В деле № 15 («Ушёл и не вернулся») «провинциальный лев» и обольститель женщин — «Валетный», а хитрый преступник, которому поначалу удаётся изобразить из себя жертву, — «Миловидов». В деле № 14 («Подпасок с огурцом») работницу сферы искусств зовут Муза Анатольевна, и так далее.
Как случается с актёрами длительных сериалов, образы их героев тесно переплелись с их собственными, и многие люди прямо отождествляли Леонида Каневского и Георгия Мартынюка с работниками милиции. До определенной степени это делали и сами актёры, например, Леонид Каневский регулярно отмечает День милиции как свой праздник.