актеры фильма солдатский декамерон
Солдатский декамерон, 2005: актеры и роли
Александр Яценко Aleksandr Yatsenko Андрей Гуркин Andrei Gurkin Александр Агафонов Aleksandr Agafonov
Снова в одиночестве: Николаев и Пугачева забыли о детях Киркорова
Клава Кока обвинила Леди Гагу в плагиате: «Не показалось»
Как две капли воды: турецкие актрисы, которые очень похожи на голливудских звезд
Попал под трибунал: как актер Владимир Заманский оказался в лагерях
Покойная жена Шаляпина может быть замешана в международной афере
Хагрид – Робин Уильямс? Актеры, которые могли сыграть в «Гарри Поттере», но что-то пошло не так
Гордон разнесла Собчак после смертельного ДТП: «Апогей эгоизма»
«Больно и страшно»: тяжелобольная Казьмина попрощалась с детьми
Выдает пропуска в Marvel? 4 раза, когда актеры сыграли с Хиддлстоном, а затем попали в киновселенную
Точь-в-точь: спортсмены, которые очень похожи на мировых звезд
Шепелев сбежал от троих детей за границу: «Жизнь как есть»
Цискаридзе отказался говорить с Красовским: «Всем давал, а мне не дал»
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Рецензия на фильм «Солдатский декамерон»
Кадр из фильма «Солдатский декамерон»
Если б «Солдатский декамерон» был про Францию 1815 года, он кончался бы словами: «Наполеон уплыл с Эльбы». Если бы он был про Америку 1861 года, кончался бы словами: «Южные штаты отделились». Про Древний Рим кончалось бы: «Цезарь перешел Рубикон». Про СССР 1968 года: «Советские танки ползут по улицам Праги». Про США-90: «Саддам оккупировал Кувейт». Но в любом случае все время до конца жизнь солдата сводилась бы к пожрать-потрахаться, разговорам только про баб плюс в казарме перед сном черный-черный гроб и белое-белое привидение. И у центуриона могли быть две дочки, не поделившие одного легионера. И наполеоновский генерал мог съехать с глузду после Аустерлица, быть трижды разжалованным, довести жену до пьянства. Точно так же американские синебрюхие бегали бы в соседнюю деревню за дешевым виски, когда очередное «хэппи без дэй ту ю». Хитрые совки вызывались бы на отлов призраков, чтобы подольше покемарить (успеть перепихнуться в бане А.Н. Толстого). А потом вдруг скупая слеза: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала». Всех убили. Все ясно с декамероном…
Но действие фильма Андрея Прошкина отнесено к России 1993 года перед первой Чеченской войной и заканчивается соответственно: «Наши вошли в Чечню», – когда большинство из нас, ныне живущих, тоже жили уже. При этом действие ни на секунду не выходит за рамки безвременных и экстерриториальных фольклорных «побасенок». Для чего же оно? Лишь для тех, кто тогда пешком под стол ходил и ничего не помнит, а сейчас как раз носит гордое звание «допризывника»? То есть вдруг их никто не успеет предупредить, что от советской армии надо косить при любой погоде и как раз в 93-м, в недолгих сумерках свободы, это удавалось гораздо лучше? И тогда они вдруг, посмотрев «Солдатский декамерон», решат, что в нашей армии – тоже жизнь, что это в принципе можно и даже смешно и мило? Выдавая свои побасенки за конкретное время и место, фильм мало, что исподволь, ненавязчиво занимается агитпропом, он еще делает это трусливо и уклончиво. Что мешало снять те же побасенки про сегодняшний день? Разве война в Чечне закончилась?
Кадр из фильма «Солдатский декамерон»
Что самое смешное, актерский ансамбль значительно крепче той тягомотины, которую разыгрывает. Общий язык нашли не только новички типа Александра Яценко или Елены Лядовой, но вместе с ними – признанные звезды Михаил Пореченков и Юлия Высоцкая. Только «общий язык» у них междусобойчиком, на уровне элементарной актерской органики, а играть нечего. Нет оснований.
И если Андрей Прошкин возомнил себя кем-то вроде Куприна, писавшего «Юнкеров» с «Поединком», то куда он дел век, прошедший с купринского конца XIX столетия до начала XXI-го? Проглотил и не подавился?
Спроси киноафишу
В съемках картины «Солдатский декамерон» принимало участие множество талантливейших звезд.
В базе данных «Киноафиши» вы найдете индивидуальные страницы сыгравших в фильме актеров и сможете увидеть их биографии и список всех картин с участием этих звезд.
Авторизация по email
Точь-в-точь: спортсмены, которые очень похожи на мировых звезд
Клава Кока обвинила Леди Гагу в плагиате: «Не показалось»
Попал под трибунал: как актер Владимир Заманский оказался в лагерях
Как две капли воды: турецкие актрисы, которые очень похожи на голливудских звезд
Выдает пропуска в Marvel? 4 раза, когда актеры сыграли с Хиддлстоном, а затем попали в киновселенную
Покойная жена Шаляпина может быть замешана в международной афере
Гордон разнесла Собчак после смертельного ДТП: «Апогей эгоизма»
Цискаридзе отказался говорить с Красовским: «Всем давал, а мне не дал»
Шепелев сбежал от троих детей за границу: «Жизнь как есть»
Хагрид – Робин Уильямс? Актеры, которые могли сыграть в «Гарри Поттере», но что-то пошло не так
Снова в одиночестве: Николаев и Пугачева забыли о детях Киркорова
«Больно и страшно»: тяжелобольная Казьмина попрощалась с детьми
В базе данных «Киноафиши» вы найдете индивидуальные страницы сыгравших в фильме актеров и сможете увидеть их биографии и список всех картин с участием этих звезд.
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
«Солдатский декамерон» как милитари-теймент
В одном провинциальном городке идет обыкновенная жизнь. Молодые люди влюбляются и просто заигрывают с девушками; люди постарше переживают кризис среднего возраста. Кто-то счастлив, кто-то вешается, кто-то рьяно служит, большинство — рьяно филонят. Эдакий винегрет из бытовых подробностей, «смачных» историй, детских страхов, подростковых розыгрышей, взрослых коллизий и… отсутствия второго плана, контекста, подтекста, трагического фона, без которого все это остается винегретом, не больше. Трагический же фон прокламируется, подразумевается — поскольку действие происходит в городке военном, и грамотный зритель сразу понимает-чувствует: это не просто так, «ружье» должно выстрелить.
К сожалению, многие юноши и даже барышни нынче менее знакомы с гениальной литературой, нежели с образцами тупейшего и скабрезнейшего казарменного юмора — хоть из эпохи поручика Ржевского, хоть из нынешних времен. Интеллигентный человек — сценарист Геннадий Островский (кстати, сам служивший в армии) — безусловно, знает об этом. Однако грубость казармы скучна и тосклива — поскольку одинакова и эмоционально безысходна. И только способами искусства можно, уж извините за соответствующую случаю игру слов, возбудить зрителя.
Что касается культуры — в частности, кинематографа, — то здесь отчетливы две тенденции. Обе, так сказать, государственно заказаны. Первая: государству нужны патриотические фильмы, прославляющие российскую армию всеми способами (см., например, «9 рота»). Вторая: государству не нужны самостоятельно думающие люди, ему удобнее иметь поколение за поколением, которые потребляют вместо искусства — entertainment, а вместо информации — infotainment. Сей термин, надеюсь, уже известен. Если нет — он в отечественной журналистике означает способ информировать, развлекая. Новости — весело, лишь бы потребитель не заскучал и не переключил телеканал, не отбросил газетку…
Только не подумайте, что я против забав и развлечений в принципе. Фильм «ДМВ» Романа Качанова — хит пятилетней давности — ценю достаточно высоко, но претензия авторов и ограничивалась чистой комедией положений.
Создатели же «Солдатского декамерона» попытались соединить обе вышеозначенные тенденции. Причем попытались, думаю, все же в большей степени по-честному — без «госзаказа» (хотя часть денег, конечно, государство дает), но ориентируясь на нынешнюю зрительскую аудиторию и ее запросы. Аудитория же у нас в основном молодая, воспитанная на странной смеси старых советских военных фильмов «по ящику» и американских поделок: с одной стороны, военных боевиков, а с другой — «подростковых» комедий о проблемах все того же полового созревания.
При этом, на мой взгляд, сценарист Островский — один из лучших современных кинодраматургов. О его «классе» знатоки российского кино могут судить по фильмам «Любовник» и «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского и сериалу «По имени Барон» Дмитрия Светозарова. Уровень же режиссера Андрея Прошкина понятен по его предыдущим работам «Спартак и Калашников» (2002) и «Игры мотыльков» (2004). Обе эти картины предъявляют режиссера, озабоченного «грамотно историю рассказать», а не созданием художественного образа. Это не упрек, а констатация. Постановщики бывают разные. Таков же принцип работы отца Андрея — режиссера Александра Прошкина, вершиной творчества которого остается фильм по сценарию Эдгара Дубровского «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1988), в котором совпали искренность чувства, возможности постперестроечного времени и общий профессионализм.
Прошкин-младший достаточно профессионален. И работают у него все, как надо, — оператор, художники, актеры… И в целом картина вызывает даже симпатию — удалось обойтись без очевидной пошлости, без особой глупости, без тупой пропаганды армейской службы. Но в картине нет ничего запоминающегося как особенное — ни образа, ни лица. Нет ничего «своего», все — банальность и как бы уже повтор. (Не случайно больной на всю голову прапор Михаила Пореченкова теперь многими воспринимается клоном прапора Дыгало из фильма Бондарчука, хотя снимались эти картины почти одновременно.) Нет ничего ни действительно художественного, ни философского, ни даже социального (вернитесь на секунду к характеристике «Декамерона» Боккаччо).
И нет в ней главного, без чего не бывает произведения искусства: того самого ужаса смерти, заставляющего правильно оценивать или даже переоценивать поступки героев, их характеры, обстоятельства действия. Заставляющего зрителя цепенеть непонятно от чего. Довесок в виде удаляющейся от нас автоколонны и титра «Наши утром вошли в Чечню» дела не спасает.
Получился очередной милитари-тейнмент.
Старший лейтенант Вий
Его название вызывает литературные ассоциации и уводит зрительские ожидания очень далеко. Но Островский не рядится в российского Боккаччо. Будет легкий матерок, будут солдатские эротические грезы, но этим все и ограничится. Зато в полную ширь развернется величественный солдатский эпос, который по размаху и разнообразию может сравниться только со студенческим, но далеко превосходит его по части черного юмора и той самой «обаятельной абсурдности». В этом смысле картина продолжает традиции любимого в народе многосерийного «ДМБ».
Из серой солдатской массы начнут проявляться лица и характеры. Они начинают все более интересовать нас. Долго запрягавший своих коней режиссер теперь набирает скорость, его рука становится уверенной, в фильме появляется все больше аттракционов в классическом понимании этого слова, сюжет теперь движется подобно распрямляющейся пружине. Возникают снайперски выстроенные параллельные действия, и даже начинает казаться, что в броуновском движении тел в пространстве, в котором поначалу увяз фильм, есть и замысел, и смысл.
Когда картина, повторяю, слишком постепенно, но все же вовлечет хрустящего поп-корном зрителя в эту игру, в зале возникают первые сполохи смеха. Смешным становится все: замечательно выписанные Островским диалоги, явственно нарастающий режиссерский азарт, остроумный монтаж и каждый раз неожиданные ракурсы камеры оператора Юрия Райского. Смешны почти водевильные эпизоды с Борей Кульшаном (отличная работа Александра Яценко), который никак не может выбрать между влюбленными в него дочками подполковника Лукина. Смешны как солдатская смелость, так и солдатская робость в подходе к женщинам, привидениям и начальству. И драматически смешон старлей Пантелеев (Михаил Пореченков), у которого после Афгана поехала крыша и он периодически подвержен влиянию глюков, троллей и бабки-ежки.
К финалу с изумлением понимаешь, что тебе жалко расставаться с этими ребятами.
Их дальнейшую судьбу см. в фильме «9 рота».