актеры фильма сорок первый
Сорок первый (фильм, 1956)
«Сорок первый» — художественный фильм режиссёра Григория Чухрая, снят по одноименной повести Бориса Лавренёва. Одна из жемчужин советского кинематографа. Щемящий рассказ о том, как в жерновах страшных и кровавых событий Гражданской войны перемалывались судьбы лучших людей.
Содержание
Сюжет
По белым пескам среднеазиатской пустыни движется, преследуемый белыми, умирая от жажды, отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки — сорок убитых белогвардейцев. В последнем бою по захвату каравана взят в плен белый поручик-аристократ Говоруха-Отрок, направленный с дипломатической миссией от Колчака к Деникину.
Красноармейцы пытаются вернуться к своим, борясь с враждебной пустыней. Наконец они выходят к побережью Аральского моря, где Мария, Говоруха-Отрок и несколько бойцов берут лодку, чтобы достигнуть большой земли. Все красноармейцы гибнут во время шторма, а Мария с поручиком оказываются выброшены одни на остров. Они находят убежище в хижине рыбака и вынуждены ждать. Во время этого ожидания они сближаются и в конечном счёте влюбляются.
Когда к острову приближается судно, они первоначально думают, что это возвращаются рыбаки. Поняв, что на судне белогвардейцы, Говоруха-Отрок бросается к берегу, но Марютка стреляет своему любимому в спину…
Актёрский состав
Съёмочная группа
Награды и признание
Сорок первый (фильм) — Сорок первый (фильм, 1927) художественный фильм (1927). Сорок первый (фильм, 1956) художественный фильм режиссёра Г. Чухрая … Википедия
СОРОК ПЕРВЫЙ (1956) — «СОРОК ПЕРВЫЙ», СССР, Мосфильм, 1956, цв., 93 мин. Драма. По одноименному рассказу Бориса Лавренева. Один из первых и ключевых оттепельных фильмов, один из самых смелых для своего времени опытов освобождения индивидуального чувства из под власти… … Энциклопедия кино
1956 год в кино — Содержание 1 Избранное кино 1.1 Мировое кино 1.2 Советское кино … Википедия
Военный фильм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Искусственный разум (фильм) — Это статья о фильме. Статья о науке и технологии создания интеллектуальных машин называется Искусственный интеллект Искусственный разум A.I. Artificial Intelligence … Википедия
Инопланетянин (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Инопланетянин (значения). Инопланетянин E.T. The Extra Terrestrial … Википедия
Война и мир (фильм, 1967) — У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир … Википедия
Красная палатка (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красная палатка. Красная палатка Tenda rossa, La (ит.), The Red Tent (англ.) … Википедия
Андерграунд (фильм) — Андерграунд Underground Жанр … Википедия
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История создания фильма «Сорок первый»
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
«Сорок первый»
«Сорок первый» — фильм режиссёра-дебютанта Григория Чухрая — имел необыкновенный успех у зрителя, получил специальный приз —
«За оригинальность сценария, гуманизм и поэтичность» в Канне, о нём спорили, думали… За короткий срок Чухрай сделал себе имя в отечественном кино. А ведь совсем недавно его могли вообще отлучить от кино…
Окончив режиссёрскую мастерскую С. Юткевича и М. Ромма во ВГИКе, Чухрай около трех лет работал помощником у разных режиссёров (в том числе у Ромма на картине «Адмирал Ушаков»). А потом случился казус. Поспорив публично с А. Корнейчуком, председателем Совета национальностей, о сценарии дорогостоящей, но заведомо ущербной по своим художественным качествам юбилейной картины, Чухрай был лишён заработка на Киевской киностудии.
Спас молодого режиссёра Михаил Ромм, узнавший о творческом простое ученика. Благодаря его хлопотам Чухрая принял директор «Мосфильма» Иван Александрович Пырьев. На вопрос, какой фильм он хочет снимать, Чухрай ответил: «»Сорок первый» по рассказу Лавренёва». Пырьев выслушал его с большим вниманием.
Не так часто бывает, чтобы литературное произведение, однажды поставленное в кино, экранизировалось повторно. Рассказ Лавренёва в годы немого кино был перенесён на экран Яковом Протазановым, и фильм пользовался огромным успехом.
Перед нами единоборство остатков разбитого красноармейского отряда с пустыней. А после выхода уцелевших к берегам Арала в поле зрения художника остаются только двое, выброшенные бурей на безлюдный остров: женщина и мужчина — конвоир и пленный, два смертельных врага, полюбившие друг друга. История о девушке-рыбачке, бойце Красной армии Марютке, полюбившей белого офицера и нашедшей в себе силы выполнить свой революционный долг, полна драматизма.
Первые сложности у Чухрая начались уже на стадии написания сценария. В это время многие кинодраматурги, с которыми ему хотелось бы работать, были заняты. Кандидатура Г. Колтунова возникла благодаря настоятельному совету С. Юткевича.
Работа шла тяжело. Соавторы по-разному смотрели на вещи. Колтунов опасался, что подобный сюжет — красноармейка влюбляется во врага революции — может все погубить. Необходимо осудить героиню за её неразумную любовь…
Чухрай же считал, что Гражданская война не была войной между умными и дураками. Боролись убеждённые люди. Нация рвалась по-живому, лилась кровь… И понимание этой трагической правды он чувствовал в рассказе Лавренёва.
Сценарий переделывался не менее шести раз. И от последнего, утверждённого, в фильме останется немногое…
Чухрай представил сценарий на обсуждение худсовета «Мосфильма». Заседание, состоявшееся 19 апреля 1955 года, можно считать поворотным в истории фильма. Всё висело на полоске. Необычность сюжета смущала товарищей, от которых зависел дебют режиссёра.
Чухрая поддержали такие авторитетные фигуры, как Михаил Ромм и Иван Пырьев (оба, кстати, участники Гражданской войны). И всё-таки большинство считало, что такой сценарий запускать нельзя, потому что советское искусство имеет воспитательное значение, а тут девушка влюбляется во врага. Что же будет, если все девушки влюбятся во врагов? Ромм бросил реплику, выручившую фильм: «Ну и великолепно, пускай каждая влюбится во врага и каждая убьёт врага».
Выбор актёров оказался делом не намного более лёгким, чем утверждение сценария. На роль Марютки Чухрай взял Изольду Извицкую, молодую актрису, успешно сыгравшую одну из главных ролей в «Первом эшелоне» Калатозова.
Лавренёв описывает Марютку горячей, фанатичной, какой-то чёрной или рыжей девицей, но такой не могли найти. Пробовали Нифонтову, Харитонову. Извицкая возникла в самый последний момент… Это было настоятельное требование художественного совета.
Роль поручика Говорухи-Отрока должен был играть Смоктуновский. Но с Изольдой он не смотрелся… Тогда появилась кандидатура Стриженова. Он давно мечтал сыграть поручика в «Сорок первом», ещё со времени учёбы в Вахтанговской школе.
«Я думаю, Григорий Чухрай выбрал меня на роль поручика Говорухи-Отрока не по типажу, а как известного популярного артиста. Образ героя я придумывал сам: и манеру держаться, и все детали поведения.
Наконец-то остались свои светлые волосы, своя, а не накладная бородка. Сделали пробы с Изольдой Извицкой, всем понравилось, и начались съёмки».
Картину должен был снимать оператор А. Темерин. Но потом свои услуги предложил Сергей Урусевский, считавшийся на студии лучшим оператором. Темерин согласился быть его ассистентом. По настоянию Урусевского в качестве второго режиссёра была принята его жена Белла Мироновна Фридман.
Григорий Чухрай собирался в экспедицию в пустыню под Красноводском «с тяжёлым сердцем». Тем более что Сергей Юткевич «напутствовал» молодого режиссёра: «С такой Марюткой фильм не получится»
Экспедиция оказалась нелёгкой. Основная база находилась на Каспии в Красноводске. Потом спустились ниже по морю к полуострову Челекен, на мысу выстроили избушку, где и происходило действие последней части картины.
Атмосфера сыпучих песков, ощущение одиночества человека, попавшего в мир пустыни, даже нехватка воды сближали всех. Натура помогала вжиться в образ и в ситуацию, в которой оказались герои. Стриженов с Извицкой превращались в робинзонов, отрезанных от цивилизованного мира. Волосы отрастали, лица грубели от загара, одежда ветшала и свешивалась лохмотьями.
Совсем в других условиях снималась заключительная сцена. Олег Стриженов рассказывал:
«Мы с Изольдой сидим на песочке, беседуем, и вдруг я вскакиваю.
— Парус!
Размахиваю руками, бегу к воде.
— Наши! Наши!
А моя Марютка-Изольда берет винтовку, прицеливается… Выстрел. Я падаю.
— Сорок первый.
Она подбегает ко мне и, плача, произносит над мёртвым телом длинный монолог.
Всего-то действия пять-шесть минут на экране. А мы снимали его пять-шесть дней. Почему?
Если внимательно всмотреться в кадры фильма, то можно заметить, что мы сидим не на летнем морском пляже, а почти что на льду. Песочек даже не сыпется между пальцев — он мёрзлый. А почему такое особенное небо? Почему офицеры в лодке в шинелях и башлыках?
Да потому, что по сценарию только-только настал конец зиме. И чтобы не изменять правде изображения, съёмки шли ранней весной. Если ступить в воду, ноги сводит судорогой. И мы полуголые играем сцены в эдакую холодищу. Пока на тебя направлена камера, ни о чём другом не думаешь, кроме того, что ты — поручик Говоруха-Отрок. Но вот отсняли дубль. Вскакиваешь и бегаешь, пока не разогреется окоченевшее тело. Звучит команда «мотор», и ты вновь забываешь о холоде. Главное — съёмка!»
Чухрай заканчивает работу над «Сорок первым» летом 1956 года. После просмотра картины на художественном совете Пырьев расцеловал режиссёра. Картину приняли хорошо, что даже для Чухрая было неожиданным.
Пырьев показал картину в Комитете по кинематографии. Там высказывались сомнения, социалистический ли это реализм и хорошо ли оправдывать любовь к врагу. Иван Александрович позвонил Хрущёву и сказал, что хочет представить ему картину, снятую на «Мосфильме». Хрущёву фильм понравился.
В октябре 1956 года фильм Чухрая выходит на экраны страны. «Сорок первый» — это любовная элегия со свежим оригинальным взглядом на прошлое. «И любовь эта изменилась по сравнению с повестью, — отмечает кинокритик Нея Зоркая. — Во-первых, изменились сами герои. Олег Стриженов сыграл Говоруху-Отрока (лучшую свою роль) человеком значительным, смелым и умным». За роль поручика Говорухи-Отрока Стриженова признали лучшим актёром года.
Основным предметом спора на страницах печати стала трактовка образа Марютки в исполнении Изольды Извицкой. Во Франции её часто сравнивали с Мерилин Монро. Весь мир удивился, как русские могут красиво любить, какие они удивительные люди и сколь восхитительна и разнообразна природа их страны. Когда в конце фильма поручика Говоруху-Отрока убивали — зрители плакали.
Вспоминает Григорий Чухрай: — Мы снимали фильм о гражданской войне как о великой трагедии, когда живое тело нации рвали на куски и лилась кровь. Я бы не стал над этим шутить. Мне очень дорого, что в нашем фильме мы впервые изобразили белогвардейца не барином, не насильником, не уродом — что было нормой в то время,— а красивым человеком, заслуживающим любви.
Если бы «Сорок первый» был снят двумя годами раньше, мне бы пришлось несладко, но мне повезло: когда мы снимали наш фильм в пустыне Каракумы, состоялся XX съезд. Мы вслед за Лавреневым старались в фильме показать трагическую сущность эпохи. Нарушая традиции ведомственной эстетики, мы никого не выставляли дураками — ни белогвардейцев, ни Марютку, ни ее товарищей.
Сорок первый (фильм)
Список статей об одноимённых фильмах. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, возможно, стоит уточнить ссылку так, чтобы она указывала на статью о конкретном объекте. |
Полезное
Смотреть что такое «Сорок первый (фильм)» в других словарях:
Сорок первый (фильм — Сорок первый (фильм, 1956) Сорок первый Жанр героико революционная драма Режиссёр Григорий Чухрай Автор сценария Григорий Колтунов В главных ролях … Википедия
Сорок первый (фильм, 1956) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Сорок первый (фильм). Сорок первый … Википедия
Сорок первый (фильм, 1927) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Сорок первый (фильм). Сорок первый Жанр драма … Википедия
Тысяча девятьсот сорок первый (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. 1941 (значения). Тысяча девятьсот сорок первый 1941 Жанр … Википедия
Государственная граница. Год сорок первый (фильм) — Государственная граница. Год сорок первый Жанр историко приключенческий Режиссёр Вячеслав Никифоров Автор сценария Олег Смирнов В главных ролях … Википедия
СОРОК ПЕРВЫЙ (1956) — «СОРОК ПЕРВЫЙ», СССР, Мосфильм, 1956, цв., 93 мин. Драма. По одноименному рассказу Бориса Лавренева. Один из первых и ключевых оттепельных фильмов, один из самых смелых для своего времени опытов освобождения индивидуального чувства из под власти… … Энциклопедия кино
Тысяча девятьсот сорок первый — У этого термина существуют и другие значения, см. 1941 (значения). Тысяча девятьсот сорок первый 1941 … Википедия
Государственная граница. Год сорок первый — Жанр историко приключенческий, драма Режиссёр Вячеслав Никифоров Автор сценария Олег Смирнов В гла … Википедия
Государственная граница (фильм) — Государственная граница Жанр историко приключенческий Режиссёр Борис Степанов Вячеслав Никифоров Геннадий Иванов Автор сценария Алексей Нагорный Гелий Рябов Олег Смирнов Петр Луцик Алексей Саморядов … Википедия
Парк Юрского периода (фильм) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Парк Юрского периода. Парк Юрского периода Jurassic Park … Википедия
Сорок первый (фильм, 1956)
«Сорок первый» — художественный фильм режиссёра Григория Чухрая, снят по одноименной повести Бориса Лавренёва. Одна из жемчужин советского кинематографа. Щемящий рассказ о том, как в жерновах страшных и кровавых событий Гражданской войны перемалывались судьбы лучших людей.
Содержание
Сюжет
По белым пескам среднеазиатской пустыни движется, преследуемый белыми, умирая от жажды, отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки — сорок убитых белогвардейцев. В последнем бою по захвату каравана взят в плен белый поручик-аристократ Говоруха-Отрок, направленный с дипломатической миссией от Колчака к Деникину.
Красноармейцы пытаются вернуться к своим, борясь с враждебной пустыней. Наконец они выходят к побережью Аральского моря, где Мария, Говоруха-Отрок и несколько бойцов берут лодку, чтобы достигнуть большой земли. Все красноармейцы гибнут во время шторма, а Мария с поручиком оказываются выброшены одни на остров. Они находят убежище в хижине рыбака и вынуждены ждать. Во время этого ожидания они сближаются и в конечном счёте влюбляются.
Когда к острову приближается судно, они первоначально думают, что это возвращаются рыбаки. Поняв, что на судне белогвардейцы, Говоруха-Отрок бросается к берегу, но Марютка стреляет своему любимому в спину…
Актёрский состав
Съёмочная группа
Награды и признание
Сорок первый (фильм) — Сорок первый (фильм, 1927) художественный фильм (1927). Сорок первый (фильм, 1956) художественный фильм режиссёра Г. Чухрая … Википедия
СОРОК ПЕРВЫЙ (1956) — «СОРОК ПЕРВЫЙ», СССР, Мосфильм, 1956, цв., 93 мин. Драма. По одноименному рассказу Бориса Лавренева. Один из первых и ключевых оттепельных фильмов, один из самых смелых для своего времени опытов освобождения индивидуального чувства из под власти… … Энциклопедия кино
1956 год в кино — Содержание 1 Избранное кино 1.1 Мировое кино 1.2 Советское кино … Википедия
Военный фильм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Искусственный разум (фильм) — Это статья о фильме. Статья о науке и технологии создания интеллектуальных машин называется Искусственный интеллект Искусственный разум A.I. Artificial Intelligence … Википедия
Инопланетянин (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Инопланетянин (значения). Инопланетянин E.T. The Extra Terrestrial … Википедия
Война и мир (фильм, 1967) — У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир … Википедия
Красная палатка (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красная палатка. Красная палатка Tenda rossa, La (ит.), The Red Tent (англ.) … Википедия
Андерграунд (фильм) — Андерграунд Underground Жанр … Википедия
Как угасала звезда «Сорок первого»: трагическая судьба советской актрисы Изольды Извицкой
Изольда Извицкая стала знаменитой в 25 лет, сыграв роль Марютки Басовой в фильме «Сорок первый», работе советского режиссера Григория Чухрая. Будучи стрелком Красной армии, Мария завязала роман с белогвардейцем. Фильм с удовольствием пересматривают и в наши дни, но об артистке помнят разве что единицы.
Судьба Изольды исполнена загадочности, так повелось еще с ее рождения. Есть две версии, почему родители назвали дочь необычным именем в ту пору, когда в моде были «революционные» имена.
По одной из версий Изольда получила свое имя в честь возлюбленной Тристана из средневекового рыцарского романа. Другая версия гласит, что отцу девочка показалась слишком бледной, и он обронил слова: «Как будто изо льда».
Извицкая мечтала быть актрисой и решила рискнуть, попробовав поступить во ВГИК. В случае провала она бы пошла работать на завод. К счастью, ее актерское мастерство оценили по достоинству, и она получила несколько ролей еще во время учебы.
На съемках «Первого эшелона» Изольда познакомилась с многообещающим актером Эдуардом Бредуном. Брак нельзя назвать счастливым: супруги постоянно ругались, временами Изольду избивал муж, а в конечном счете Эдуард и вовсе ушел от жены.
Изольда Извицкая обладала прирожденным талантом что касается игры на сцене и в кино, вот только ей не хватало банальной стрессоустойчивости и крепкого здоровья.
Извицкая считается актрисой одной роли. Несмотря на то, что она сыграла еще как минимум в 20 фильмах, Изольда так и не смогла превзойти успех «Сорок первого». Несколько раз ей доставались главные роли в проходных, но от лучших режиссеров предложений не поступало.
Последние года артистки кино прошли в нищете. У нее заметно ухудшилось здоровье, к тому же после ухода мужа Извицкую обокрали. Благо за ней ухаживала исполнительница ролей Татьяна Гаврилова, в то время как все остальные отвернулись от прославленной исполнительницы.
Незадолго до смерти звезда кинематографа начала выпивать. Таким способом она пыталась уйти от затяжной депрессии, поставившей крест на ее карьере. Иностранные издания называли Изольду лучшей советской актрисой, но лишь они заметили, что ее выбросили из общества и забыли еще при жизни. Извицкая ушла рано, всего в 39 лет.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов