актеры фильма средство макропулоса
«Рецепт ее молодости» (СССР, 1984) и «Средство Макропулоса» (СССР, 1978)
Рецепт ее молодости. СССР, 1984. Режиссер Евгений Гинзбург. Сценарист Александр Адабашьян (по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса»). Актеры: Людмила Гурченко, Олег Борисов, Александр Абдулов, Анатолий Ромашин, Армен Джигарханян, Елена Степанова, Сергей Шакуров и др. 14,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Евгений Гинзбург (1945—2012) за свою карьеру поставил 25 фильмов- спектаклей и мюзиклов. В основном работал на телевидении, раз за разом приковывая к домашним экранам миллионы зрителей («Волшебный фонарь», серия «телевизионных «Бенефисов», «Остров погибших кораблей», «Веселая хроника опасного путешествия» и др.).
Итак, известный мастер музыкальных ТВ-бенефисов Евгений Гинзбург на сей раз экранизировал фантастическую пьесу Карела Чапека «Средство Макропулоса». Первый же кадр – броский, откровенно декоративный настраивает на волну веселого зрелища-аттракциона. Но затем происходят вещи весьма неожиданные. Странные даже.
Прежде всего, дальше нет никакой остроумно-пародийной игры с формой. А ведь это было в «Бенефисах» – и комбинированные съемки, музыкальные эффекты электронной техники!
Но хуже другое. Мюзикл немыслим без шлягеров – ярких, хорошо запоминающихся мелодий. Мелодии «Рецепта…» хоть и не лишены известной приятности, шлягерными никак не назовешь. Забываются они тотчас же после окончания просмотра. Поэтому, возможно, даже такая пластичная и музыкальная актриса, как Людмила Гурченко, не чувствуя твердой мелодической почвы под ногами, не смогла сыграть в полную силу своего таланта. А ведь роль-то у нее истинно бенефисная – актриса варьете, получившая загадочное снадобье вечной молодости!
Что касается других ролей в фильме, то они открыто вспомогательны (это не упрек, а принцип бенефиса). Правда, минимум драматургии, отпущенный на долю Сергея Шакурова и Армена Джигарханяна позволил им лишь сверкать глазами и замысловатыми движениями обозначать свое присутствие на экране.
Советская кинопресса отнеслась к «Рецепту ее молодости» весьма дифференцировано.
К примеру, кинокритик Валентин Михалкович (1937-2006) писал об этом фильме так: «В пьесе Чапек стремился доказать, что вечная молодость — абсурд. Предложим — как бы говорил писатель — что найдено средство, позволяющее человеку сохраниться таким, каким он был, скажем, в двадцать или в двадцать пять лет. Тело не меняется, остается таким же молодым, но главное стареет душа — пресыщается, становится апатичной. Человек за многовековую жизнь все успевает познать, все изведать, всем насладиться и никакие радости жизни не способны будут его взволновать. Потому в финале пьесы обычная девушка — юная Кристина — сжигает рецепт: она не хочет пресыщения. Авторы фильма не согласны с печальными выводами пьесы. Они отнюдь не драматически относятся к «средству Макропулоса», а потому «переписывают» пьесу, вводят туда новые мотивы, превращают ее в задорный, искрящийся весельем и выдумкой мюзикл» (Михалкович, 1984).
А вот критику Валерию Семеновскому фильм совсем не понравился, так как в нем «характеры схематичны, бледны, наконец, просто скучны. … несмотря на определенную изобретательность режиссера Евгения Гинзбурга» (Семеновский, 1984: 8).
А кинокритик Ирина Шилова (1937-2011) отметила, что «режиссер довел чапековский сюжет до густоты притчи, однако при этом выяснилось, что сама драматическая структура пьесы не всегда выдерживает эту концентрацию. Запутанный клубок драматических перипетий — история с завещанием, выяснение позиций множества героев, втянутых в интригу, таинственная биография героини, раскрытие тайны рецепта и т.д. — нуждался в пространных словесных объяснениях, что, увы, очень часто препятствовало органичному выстраиванию музыкального материала. Режиссер оказался недостаточно последовательным в соблюдении закона сритмически мерного распределения речи и музыки в драматическом развитии. … Пожалуй, все это и привело к противоречиям картины, которой, при всех ее постановочных находках, не всегда достает строгости вкуса и чувства меры» (Шилова, 1984: 44).
Средство Макропулоса. СССР, 1978. Режиссеры Майя Маркова, Владимир Монахов (по одноимённой пьесе Карела Чапека). Актеры: Нелли Корниенко, Владимир Кенигсон, Эдуард Марцевич, Александр Овчинников, Евгений Весник, Евгения Глушенко и др. Премьера на ТВ 11 марта 1979.
Режиссер Майя Маркова (1926-2020) поставила два десятка телефильмов-спектаклей разных жанров.
На счету режиссера Владимира Монахова (1928-2003) шесть фильмов-спектаклей.
В этом фильме-спектакле, фантастической комедии, поставленной по пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса», речь идет об элексире долголетия…