актеры фильма старшая сестра 1966
Старшая сестра (1966)
Старшая сестра
Видео к фильму «Старшая сестра», 1966
Отзывы критиков о фильме «Старшая сестра», 1966
Благие намерения
Можно и нужно ли жертвовать собой ради близких? Наверное, у большинства людей хоть раз стоял такой выбор. Каждый выбирает то, что ему ближе. Но думает ли каждый о последствиях? Нужно ли ждать благодарности за роль поводыря по жизни от того, кого пришлось по этой жизни вести в ущерб себе?
На эту тему у Александра Володина есть замечательная повесть «Старшая сестра». А в 1966 году режиссер Георгий Натансон экранизировал эту историю, причем кардинально изменив финал. Честно говоря, книжная версия мне ближе, но и в фильме тема полной отдачи собственной жизни ради близкого человека развита неплохо.
Вот есть две сестры, которых вырастил дядюшка. Он считает вполне естественным указывать направления жизненного пути каждой из них, вплоть о насмешек над мечтами. Сам он человек приземленный и пытается спустить с небес юных девиц. Старшую вот уже спустил, но младшая продолжает мечтать. И старшая сестра всячески старается оберегать мечты младшей, забывая о себе, о том, чего же хочет она сама. Только вот скажет ли та спасибо, оценит ли эту жертву?
Могу сказать, что режиссерская работа очень достойная. Паузы, где надо, прекрасное музыкальное сопровождение.
Наверное, все знают, что игра Татьяны Дорониной отличается эмоциональностью, возвышенностью. Кто-то считает это переигрыванием. Но вот в роли Нади, которая действительно преклоняется перед актерской профессией, она более чем органична. А ее знаменитый монолог «Любите ли вы театр, как люблю его я?». Это действительно достойная сцена.
Наталья Тенякова известна нам по роли баб Шуры из фильма «Любовь и голуби». Но тут ее не узнать, она совсем другая, немного безразличная, не готовая отстаивать свои мечты младшая сестра Лида. Но в том и дело, что никто из близких не понял, что настоящие лидины мечты не в поступлении в театральый вуз, а в личном счастье. И тут уж ей никто не указ. Да, Лида не смогла в юности противостоять взрослым опекунам, но вовремя поняла, что не может отдать свое счастье. Даже несмотря на жерты близких. Ведь она этих жертв не просила.
Хороши и исполнители ролей второго плана. Евгений Евстигнеев, Виталий Соломин, Инна Сурикова, Олег Басилашвили, Леонид Куравлев. Просто россыпь звезд и все попали в точку, хотя у них и не было в наличии много экранного времени.
Что можно сказать по итогу. Жертвовать или нет, пусть и с благими намерениями, — выбор каждого. Но не стоит считать, что близкие обязаны платить той же монетой. Ведь не факт, что их выбор будет схож с вашим.
«А может, во мне что-то есть. »
«Мы только мошки, мы ждем кормежки…» — печально иронизирует одна героиня. «А может, во мне что-то есть. » — робко обнадеживается другая (впрочем, ненадолго).
Посмотрел «Старшую сестру» Георгия Натансона по замечательному сценарию Александра Володина. Потрясающий фильм о том, как индивидуальность мучительно пытается пробиться на свободу через скорлупу навязываемого обществом образа «правильного гражданина». Бездушной машине авторитарного государства не нужны независимые индивидуальности, которые присущей им неповторимостью лишь усложняют движение этого монструозного механизма (как позже выяснится, в никуда) — ей нужны предсказуемые и универсальные винтики. (Незаменимых людей, как известно, у нас же нет.)
Тоталитарный уклад общества давит по всем направлениям — в том числе и через единственного родственника двух сестер. Как не знает государственная машина, куда шагает, — так и дядя Митя толком не знает, что он хочет в жизни. И государство, и столь же беспрекословно авторитетный (и авторитарный), «умудренный опытом» дядя лишь изображают, что знают все ответы на все вопросы: совет готов на все случаи жизни, всё под контролем, всё идет по плану. Рациональность и еще раз рациональность — долой импульсивность и какие-то ничкемные эмоциональные порывы и желания. Все, как говорится, «по уму».
Вот только все эти «правильные» шаги, поступки, процессы происходит в атмосфере нескончаемых душевных мучений. Какая-то шизофреническая круговерть и садо-мазо. Дядя, в исполнении Михаила Жарова, (в целом, любящий и с благими намерениями, которые ведут по известному пути) третирует своих любимых племянниц правильными не то что даже советами, а категоричными требованиями, которые у него со временем легко разворачиваются на 180 градусов. Но поскольку он живет в полной несознанке, то у него это никакого замешательства или неудобства не вызывает. Всем молчать! — дядя всегда прав. Если не прав, см. пункт первый. В общем, не лезьте не в свое дело — все за вас решат. Как и патриархальное государство с его вот этим самым чертовым патернализмом, полную лохань которого мы сейчас горько хлебаем. Да, и ведь отсюда же «политика — грязное дело»: не лезьте, дескать, разберемся без вас; что вам делать и как реагировать на происходящее — мы вам скажем и расскажем. И не сильно-то дерзите — что, сильно особенные. Вы — никто!
Даже единственный живой и такой легкий поначалу персонаж Виталия Соломина со временем теряет кураж и непосредственность — а ведь раньше он-то точно знал, что «в нем что-то есть» и что он неповторимая личность. Через несколько лет он становится похож на других и теряет ту самую счастливую способность понимать себя.
И если у героев случаются мимолетные моменты воодушевления — когда они по-настоящему счастливы — то они тут же, спохватываясь, вытаптывают в себе пробуждающиеся ростки свободы. Потому что: да кто я такой? — ведь старшим же виднее. И вновь состояние тотальной неуверенности и забитости. В общем, такая глобальная «дедовщина». Может ли быть здоровым общество, целиком состоящее из нездоровых членов с рабской психологией? Из неуверенных, полных скрытой и явной агрессии индивидов. Может ли оно при этом идти курсом на декларируемое «всеобщее счастье для всех и для каждого»?
Это фильм о дремучей, отсталой модели взаимоотношений индивида с государством. И это фильм о сегодняшнем дне.
P.S. Из «Декларации самоценности» Вирджинии Сатир: «Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому всё, что исходит от меня, — это подлинное мое, потому что именно Я выбрал это. (…) Я — это Я, и Я — это замечательно!» (из книги «Как строить себя и свою семью»)
P.P.S. Татьяна Доронина, отрывающаяся в танце под «Mack the Knife» — отдельный «бонус» фильма.)
Борьба двух жизненных философий. Первая, старшей сестры: жертвовать собой, жить во имя кого-то, а личное счастье — второстепенно. И вторая, младшей сестры: жить для себя, строить своё собственно счастье, не думая об участи других.
На протяжении всего фильма как бы менялось соотношение — к середине казалось, что первая философия потерпела крах и закончилась неудачной судьбой героини Дорониной, а к концу наоборот — младшая сестра поняла, что её подход к жизни её завёл в никуда, в тупик. Дядя при этом говорит, что это она повзрослела и помудрела. И к завершению фильма жизнь наладилась, мне кажется, как раз у той, что жила не для себя.
Но последний эпизод, последний кадр — это примирение двух точек. Я в этом вижу символизм в том плане, что ни тот, ни другой базис в конечном итоге не может быть исключительным, в первую очередь человек в построении своей судьбы должен избегать крайностей. Но как это сделать, если ты живёшь по собственным убеждениям, например, без оглядки на общественные правила? Учиться на ошибках, наверное.
Ещё вторая мысль, которая мелькнула в картине, — удовлетворённость жизнью, соотношение ожидаемого и получаемого. Персонаж Дорониной так и размышляет — «Человек существо неблагодарное, он хочет всегда чего-то большего, может быть нужно просто довольствоваться малым?». Тоже интересный вопрос, которым задаётся каждый из нас…
Очень странно было увидеть здесь Басилашвили, Куравлёва, Евстигнеева почти в эпизодических ролях. Во многом успех фильма — благодаря Татьяне Дорониной, сыграла вообще отлично, для неё роль, можно сказать.
Я этот фильм разложил для себя на две половинки. Первая — это сам фильм в общем, диалоги, актёры первого и второго плана, сама история и прочее. Казалось бы, что можно противопоставить такой масштабной «половинке»? Оказывается, есть такое. И имя ему — актёрская игра Татьяны Дорониной. Погодите ставить плюсы, уважаемые поклонники актрисы, сначала позвольте донести свою мысль.
Доронина играет в данном фильме очень странно. Пожалуй, слово «странно» и есть главная ассоциация, связывающая меня с её работой в данном фильме. Я увидел и услышал, как Татьяна Доронина, произнося большинство своих реплик, как бы попутно пытается сказать: «Посмотрите, какая я Актриса! Посмотрите, как я играю! Как я красиво и громко говорю с трагическим придыханием! Посмотрите, как я полностью отдаюсь этой роли!» Если другие актёры реально проживали своих персонажей, то Татьяна Доронина будто бы пыталась всех заткнуть за пояс, вытворяя какие-то дикие актёрские этюды. Нет, я прекрасно понимаю, что на театральной сцене эта игра была бы уместной. Татьяна Доронина действительно играет очень ярко. Но, чтобы легче было понять мои впечатления, представьте большой фонтан с какой-нибудь венчающей его скульптурой. А теперь представьте, что этот фонтан зачем-то поставили в однокомнатную квартиру. Да, красиво. Но абсолютно ненужно и неуместно. Такая вычурная игра мне показалась неуместной.
Мало того, что Доронина явно перетягивает одеяло на себя, но и её персонаж мне показался более чем странным. То с придыханием шепчущая, то кричащая в ухо собеседнику какие-то реплики, которые выглядят как политические лозунги. То вдруг устраивающая дикий спектакль перед ни в чём не повинным мужчиной, который пришёл познакомиться. Есть такая категория людей: они всё время жалуются, они всё время страдальцы, они, по их мнению, несчастные, делают всё для других и ничего не оставляют для себя.
И этого я не понимаю. «Старшая сестра жертвует всем, чтобы младшая стала актрисой, — и лишь спустя годы понимает, что напрасно отказывалась от своей мечты и судьбы…» О каких жертвах идёт речь? Она что, почку что ли продала, чтобы оплатить учёбу? Или отдалась всей приёмной комиссии? Да не было никаких жертв. Младшая просто не поступила. Не прошла по конкурсу. При чём здесь жертвы? О каких мечтах и судьбах Надежда Рязаева может жалеть? Здесь мне явно навязывают какую-то трагедию человека-страдальца. Хотя я вижу просто странную женщину, от которой лично я держался бы подальше, которая сама принимала решения. Она сама пошла по этой колее «самоотреченности». Но фильм из неё делает драматического персонажа. А у неё ведь всё хорошо. Она жива, здорова, рядом есть родные люди, есть работа, есть любимый театр. Дядя вон даже пытается отдельную квартиру выхлопотать. Что с ней не так? Непонятно. А если присовокупить сюда и вышеупомянутую актёрскую игру, то можно резюмировать главное — мне очень не понравилась главная героиня.
А вот Наталья Тенякова — прекрасно исполнила роль Лиды. Без помпы, с чувством, с прекрасными интонациями. Да и голос у актрисы такой, что его обязательно нужно нести зрителям и слушателям. И главное, что она умеет им пользоваться. По сюжету, приёмная комиссия не очень вдохновилась прочтением абитуриентки отрывка из романа «Война и мир», но я слушал с удовольствием. Пусть Татьяна Доронина останется в том одеяле, которое она по-театральному стянула со всех, для меня же самой лучшей актрисой фильма является Наталья Тенякова.
Получилась рецензия по содержанию не просто красной, а, кажется, агрессивно-красной. Но само кино всё же неплохое. В первую очередь благодаря блистательному актёрскому составу, который, в лучших традициях советского театра и кино, убедительно перенёс пьесу на киноэкран. Диалоги и вообще созданные образы мне тоже понравились, но сюжетом и, самое главное, внутренней трагедией главной героини я совершенно не проникся, так как особой трагедии не увидел. А увидел я лишь странную, непредсказуемую женщину, которая старается быть в центре внимания, благодаря своей трагичной загадочности.
- актеры фильма старшая жена
- актеры фильма старшая сестра с дорониной