актеры фильма старый наездник
Запрещенное кино. Старый наездник. 1940
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы будем виртуально смотреть кинокомедию «Старый наездник», снятую на киностудии «Мосфильм» в 1940 году. Премьера комедии прошла в январе 1941 года, но затем фильм положили «на полку» по идеологическим соображениям.
В справке ЦК ВКП (б) «О запрещенных кинофильмах в 1940 и 1941 году» о фильме «Старый наездник» написали следующие серьезные слова:
«фильм злопыхательски высмеивает все новое, что принес с собой колхозный строй в деревню. Колхоз показан как случайное сборище людей, ведущих праздный образ жизни, хорошие советские люди наделены самыми низменными чувствами жадности, соперничества, зависти.
Предметом зубоскальства является легковой автомобиль, выигранный врачом, который беспрерывно застревает в грязи, а колхозники занимаются только тем, что вытаскивают машину; говорящее письмо со вздорным содержанием; парашютная вышка, вызывающая страх у героев фильма и т. д.
Московский ипподром выведен ничем не отличающимся от любого капиталистического предприятия этого типа с темными дельцами, азартной игрой, трактирным весельем…».
В конце 1959 года комедия «Старый наездник» была выпущена в ограниченный прокат, но к массовому зрителю ее так и не допустили. В чем причина этого? Попробуем ответить на этот вопрос в ходе просмотра, а также решить – справедливой ли была оценка фильма со стороны ЦК ВКП (б).
Просмотр фильма мы традиционно ведем с помощью раскадровки, свои текущие мысли автор изложит по ходу просмотра, а общие выводы сделает в Итоговом комментарии.
Производства Московской ордена Ленина киностудии «МОСФИЛЬМ» 1940 г
Авторы сценария М.Вольпин, Н.Эрдман (сценаристы знаменитой комедии «Волга, Волга» 1938 года).
Режиссер засл. арт. респ. Б.Барнет (самая известная работа «Подвиг разведчика» 1947 года).
Оператор К.Кузнецов (малоизвестен).
Иван Сергеевич Трофимов – старый наездник – засл. арт. респ. И.Скуратов (московский театральный актер);
Маруся, его внучка – А.Комолова (московская театральная актриса);
Вася Пичугин, колхозный конюх – засл. арт. респ. Л.Кмит (ленинградский актер, знаменитый Петька из фильма «Чапаев» 1934 года);
Зот Яковлевич, пред. Колхоза – засл. арт. респ. С.Блинников (московский актер, штатный исполнитель ролей председателей, самая известная в фильме «Солдат Иван Бровкин» 1955 года);
Евгения Федоровна, районный врач – засл. арт. респ. Л.Дейкун (малоизвестна);
Костя, колхозный парикмахер – орденоносец И.Любезнов (московский актер, мастер комедийных и сатирических ролей второго плана);
Официант на бегах – засл. арт. респ. В.Попов (московский театральный актер);
Саша – засл. арт. респ. Ф.Курихин (московский актер, комик);
Анатолий Петрович – В.Лепко (московский комедийный актер);
Павел Николаевич, наездник, соперник Трофимова (московский артист оперетты);
Анна Никифоровна, супруга Трофимова – А.Сальникова (московская актриса);
Ванечка, почтальон – Ф.Иванов (малоизвестен);
Дворник ипподрома – В.Плотников (ленинградский актер).
«В один из весенних дней на Московском Государственном ипподроме…»
События фильма начинаются стремительно – на ипподроме идет заезд лошадей, в котором соперничают наездники Иван Сергеевич и Павел Николаевич – побеждает Павел Николаевич, Иван Сергеевич далеко позади.
Поставившие на Ивана Сергеевича игроки Саша и Анатолий Петрович покидают ипподром с руганью в его адрес – они проигрались.
Через вращающиеся двери игроки выходят на улицу (в кадре). Саша говорит:
«Десять лет я ИНТЕРЕСУЮСЬ ПОНЯТЬ – почему для людей бега – спортивное удовольствие – а для нас с Вами – финансовая катастрофа!»
После заездов в дирекции ипподрома идет собрание – наездник Трофимов написал заявление об уходе.
Трофимов проявляет характер:
Слово берет его соперник Павел Николаевич, начинается спор о лошадях. Трофимов требует, чтобы ему дали Гулливера – и вот тогда он уже всем покажет. Спор о лошадях решают на руках – кто кого поборет (в кадре).
Через минуту экранного времени Павел Николаевич признает поражение:
«Ну что ж, старик, бери Гулливера!»
Главным развлечением колхозников в этой местности являются прыжки с парашютной вышки. Не менее 50 колхозников наблюдают за тем, прыгнет парикмахер Костя или нет, но он опять трусит.
Следом за Костей должна прыгать продавщица кооператива Мария Трофимова, на земле толпа зевак ждет прыжка продавщицы, и среди них и ее тайный обожатель конюх Вася.
Неожиданно за ограду вышки прямо в зону приземления приезжает на велосипеде почтальон Ванечка – он ищет именно Марию Трофимову (представьте себе, какое совпадение!). Ванечка не может передать Трофимовой письмо и оставляет его на земле.
Маша прыгает за письмом с вышки (в кадре).
Пока колхозники развлекаются у парашютной вышки, Ванечка уезжает – ему работать надо. На лесной дороге он встречает районного врача Евгению Федоровну. «Докторша» выиграла автомобиль ЗИС-101 и теперь с ним мучается – сейчас у нее пробито колесо. Ванечка помогает произвести ремонт и уезжает. Починка, однако, докторше не помогла – она немного проехала, свернула влево, сбила плетень и съехала в кювет.
Эта якобы смешная тема продолжится и будет развернута в целую интермедию.
Пока докторша совершает ДТП на колхозных дорогах, председатель колхоза Зот Яковлевич помогает продавщице Марусе слушать звуковое письмо от дедушки – наездника Трофимова (в кадре). Колхозные зеваки всем коллективом перешли от вышки к колхозному клубу и молча слушают пластинку – якобы остроумные реплики подают только старичок-боровичок и старушка-волнушка. В звуковом письме дедушка приглашает свою внучку в Москву на свадьбу.
После прослушивания письма все колхозники как по команде ушли от клуба. Можно было бы предположить, что они пошли в кооперативную лавку – да кто их там обслужит – Маня (Маруся) осталась с Васей. Конюх Вася оказался очень робок – он никак не может сказать о своей любви Марусе.
И мы должны этому верить?
Маруся на поезде едет к дедушке в Москву.
В Москве она приезжает к ипподрому – но у нее нет билета! Разумеется, билет продавщица Маруся ПОКУПАТЬ НЕ ЖЕЛАЕТ, а с помощью какого-то мальчика лет 5-ти проникает на ипподром через дыру в заборе.
На ипподроме Маруся идет по беговой дорожке, и там ее ловит дворник. Маруся спрашивает у дворника, где ей найти Трофимова. Хитрый дворник обещает ей помочь, а сам ее ведет на выход.
ВРАЩАЮЩИЕСЯ ДВЕРИ ипподрома выбрасывают Марусю на улицу, и там она втыкается в широкую грудь какого-то пожилого мужчины (в кадре).
Ой, кто это? Какие вы недогадливые – это Марусин дедушка наездник Иван Трофимов!
Смешно? После обретения дедушки Маруся говорит дворнику:
Тут как тут и игроки Саша и Анатолий Петрович. Это именно они из НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ ЗРИТЕЛЕЙ НА ИППОДРОМЕ крутнули вращающуюся дверь и «выбросили» внучку Марусю к дедушке Ивану.
Ну, теперь, я надеюсь, смешно! Но в данном случае мы смеемся над сценаристами.
Дедушка узнает свою внучку и проводит ее через вращающиеся двери внутрь ипподрома.
Тем временем игроки обосновались в ресторане.
Начинается вставная интермедия «Случай в ресторане»:
1. Игроки делают официанту скромный заказ.
2. Почему-то именно в ресторан пришла и Маруся. Куда ей присесть в огромном помещении? Разумеется к игрокам. Это ведь обычное дело когда «девушки» подсаживаются в ресторане к мужчинам, неправда ли?
3. Игроки узнают у Маруси, что она внучка наездника Трофимова и начинают делать ставки на заезды с ее слов. И Маруся УГАДЫВАЕТ, УГАДЫВАЕТ, УГАДЫВАЕТ!
4. Прогнозы у Маруси выспрашивает близорукий Анатолий Петрович (А.П.). Он читает программку с расстояния 3-4 сантиметра. Смешно? За билетами и выигрышами бегает Саша.
5. Первый заезд – победил «Воробей». Выиграна первая сотня. А.П. заказывает кагор, салат и «даме» 6 пирожных. На все деньги Саша делает следующую ставку.
7. Третий заезд – победила «Ночка». Саша получает в кассе груду денег и заворачивает их в огромный лист почтовой бумаги (в кадре). Официант приносит игрокам поднос с фруктами, закусками, водкой. Девушка Маруся кушает котлету.
Продолжение вставной интермедии «Случай в ресторане»:
Завершается страшная «пруха» у игроков предсказуемым грандиозным проигрышем:
2. игроки, уже основательно подвыпившие, после проигрыша не возвращаются в ресторан, а бегут с ипподрома;
4. игроки сообщают официанту, что за все расплатиться «дама», нажимают на двери, и вылетают на улицу, а официант заброшен пресловутым «дверным аттракционом» внутрь здания ипподрома. Сценаристам весело, а зрителям?
6. Официант дает Марусе совет: «Рискните, поставьте десятку на 5-й номер, Ромашка».
8. Маруся получает выигрыш – расплачивается с официантом и наливает все напитки, заказанные и недопитые «игроками», в свой объемистый бидон (флягу) из под кваса (в кадре)
Интермедия «Случай в ресторане» закончена.
После наполнения фляги спиртным Маруся (Маня) отправляется на поиски дедушки. Она заходит в Красный уголок:
• Работники ипподрома играют в бильярд;
• Дедушка, проигравший заезд на рекордсмене Гулливере угрюмо сидит за столиком.
Маня подбегает к дедушке и его успокаивает:
«Кто виноват, что вам такая ПАРШИВАЯ ЛОШАДЬ ДОСТАЛАСЬ»
Дедушка не отвечает, а наливает «квасу» из Марусиной фляги (бидона). Работники ипподрома, чтобы не мешать разговору Трофимовых, дружно покидают Красный уголок.
Дедушка выпивает стакан и вопрошает внучку:
Внучка отвечает в необычайном оживлении:
«Шампанское, пиво, водка, коньяк армянский, сладенькое какое-то, воркутай, портвейн, еще чего-то, и на донышке немного квасу!»
«Ну, вот что, налей-ка еще!»
После двух стаканов элитного «ерша» дедушка сразу понимает, что ему нужно делать дальше – ехать на родину в деревню!
Стоп! А как же свадьба, на которую к деду звуковым письмом была вызвана внучка? Этого мы никогда не узнаем!
Кадр переносит нас на дорогу, по которой идут дед и внучка, а затем и к дому продавщицы Маруси (Мани).
Из дома выбегает суетливая старушка-волнушка, которая обнимает Маню, а затем изображает ТЕАТРАЛЬНУЮ радость и с ехидным псевдокомплиментом:
«Иван Сергеевич, а я вас и не узнала!»
подбегает к Трофимову и горячо обнимает его.
Вскоре к наезднику Трофимову приходят председатель колхоза и целая делегация колхозников. Председатель успокаивает старого наездника:
«Не стоит так АЗАРТНО расстраиваться!»
«Недельку другую поживете, а там и РАБОТЕНКУ себе подыщите»
Вернемся к событиям «комедии».
В разговор вступают конюх Вася и старичок – боровичок, который В КУРСЕ ДЕЛ НА МОСКОВСКОМ ИППОДРОМЕ, он защищает гордого наездника:
«Человеку обидно – бежал первым, а прибежал последним!»
Председатель с редким именем Зот (Зот Яковлевич) называет Ивана Сергеевича КРУПНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЕДИНИЦЕЙ и предлагает ему должность старшего счетовода в колхозе!
После козырного предложения председателя камера отъезжает и зритель обнаруживает, что двор Трофимовых наполнен колхозниками (в кадре). Зрители стоят слева и среди них в белой рубахе и фуражке Вася (чтобы выделялся), впереди всех старушка-волнушка, спиной старичок – боровичок.
Колхозный митинг во дворе Трофимовых получает особый колорит от дыма из высокой трубы самовара, стоящего у стола на траве. Самоварный дым буквально заволакивает Маню, председателя Зота и наездника (вот если бы сейчас двор налетел на мель, труба упала, и черный дым начал стелиться по траве – стоп и это из другого фильма!).
После митинга колхозники продолжают «смотрины» наездника за столом. Во главе стола – наездник, по его правую руку председатель Зот, по левую руку конюх Вася. На заднем плане старушка – волнушка обнимает Марусю. За столом суровые колхозники – их правофланговый – старичок – боровичок.
Все ждут слов от Наездника! Трофимов объявляет, что «наездник Трофимов умер». Он обзывает колхозников ГРАЖДАНАМИ и издевательски отвергает радушное предложение председателя Зота – счетовод для него слишком мелко:
«Большое вам, ГРАЖДАНЕ, спасибо!»
и уходит от гостей в дом.
По дороге его успевает обнять старушка – волнушка. В кадре правофланговый старичок – боровичок провожает гордого наездника угрюмым взглядом – смотрины превратились в поминки!
Боровичок завершает сцену плаксивой репликой (в этой сцене рекламируются советские табачные изделия):
«Дайте мне ПАПИРОСОЧКУ ХОРОШЕНЬКУЮ!»
На 47-й минуте комедии оператор и режиссер фильма добрались до натурных съемок:
— ночь, пруд, луна, тени на воде от деревьев;
— светает, лошади пасутся в тумане;
— по проселку бредет колхозное стадо – три пятнистых коровенки.
Трофимов выходит из РОДНОЙ (. ) деревни на дорогу, и тут сценаристы запускают ему навстречу полуторку доверху нагруженную ящиками кое-как увязанными веревкой.
Трофимов спрашивает у пассажира утренней полуторки:
«Товарищ, как тут ближе пройти до станции?» (в кадре).
Пассажир отвечает Трофимову:
«Да вам в ДРУГУЮ СТОРОНУ, садитесь, подвезем».
Наездник залезает на ящики и уезжает из деревни.
Дедуля сбежал, а продавщица Маня все спит.
Вот она просыпается, встает с кровати, открывает окно, И!
Как вы думаете, что же дальше?
Звучит сигнал автомобиля! Нет, друзья, это не «Антилопа-Гну»! Это сценаристы пустили полуторку с беглым дедушкой мимо избы, в которой спала его внучка Маруся (Маня). И как ТОЧНО УГАДАЛИ, фантастика.
Маруся из окна кричит:
Но дедушка на ящиках уезжает вдаль.
Маруся босиком в ночной рубашке и с платьем в руках начинает погоню за дедушкой.
Маня знает верный способ поимки дедушки – она бежит на колхозную конюшню и УГОНЯЕТ бричку председателя колхоза Зота Яковлевича, запряженную красивым светло-серым жеребцом.
Вслед угонщице Марусе из конюшни выбегают:
— неунывающий председатель Зот;
— десять малорослых конюхов с вилами и граблями;
— Вася с копной сена.
Извините, автор сейчас сам засмеялся. Но продолжим повествование.
Все БЕГОМ бросаются на поимку Маруси, которая в свою очередь на бричке ловит дедушку, уезжающего на станцию на полуторке. Такая тройная погоня.
Главный вопрос – почему Марусю ловят бегом? Ответа три:
— либо сценаристы не вернули на конюшню лошадей с ночного;
— либо конюхи, включая Васю, не умеют ездить верхом;
— либо так веселее – это же комедия!
Нужный ответ выбирайте на свой вкус!
Знаток местной географии конюх Вася был сценаристами послан ловить Марусю «напрямки» через огороды и с пересечением реки не по мосту, а вброд, и он почти поймал ее (в кадре). Но Маруся проскочила у Васи под самым носом, поэтому он сошел с дистанции.
Маруся продолжает погоню, а дедушка берет билет в кассе на станции.
«Гражданин, вам билет до Ташкента?»
«Можно и до Ташкента».
А поезд до Ташкента уже пыхтит на перроне. На станционных часах 5 часов 20 минут. По перрону идут пассажиры, приехавшие из Москвы, одетые в пальто, теплые платки, вязаные шапки.
Сюрреализм – в деревне летнее утро, а на станции осенний ранний вечер!
Неожиданно из другой реальности на перрон вбегает босая Маруся в цветастом летнем платьице. С криком «Дедушка. » она подбегает к беглому наезднику, стоящему у вагона.
Дедушка плачет, внучка плачет, паровоз пыхтит.
Дедушка, как профессионал интересуется, как это внучка так быстро попала из деревни на станцию. Оказывается на Егорке (кличка жеребца).
Дедушка вынимает хронометр (он ехал на ящиках и все ХРОНОМЕТРИРОВАЛ!), и объявляет:
«Не может быть у вас такой лошади!»
Дедушка заинтригован, и не садится на поезд. Мимо дедушки и его плачущей внучки на восток уходит поезд «Москва – Ташкент».
Дедушка вернулся в колхоз другим человеком! Вот что с ним сделал ХРОНОМЕТР! Из вредного старого наездника – алкоголика, он преобразился в опытного наставника и эксперта.
Он говорит группе молчаливых колхозников о скаковых качествах Егорки:
«Вы знаете, что это за лошадь? Это лошадь международного класса!»
Маруся влюбленно смотрит на дедушку – какой он, не только умеет бабло на скачках зарабатывать (кстати, а не намеренно ли он проиграл скачку на призовом Гулливере?), но и ловко присвоил себе заслуги по выращиванию «международной» лошади.
Вася в белой рубахе (это чтобы выделялся, вы помните) водит Егорку вокруг группы колхозников. Главный среди них старый наездник Трофимов, то ли самозванец, то ли начальник конюшни.
На переднем плане (в кадре) в бричке председателя Зота спит старичок-боровичок. Теперь если и угонишь эту бричку – только вместе с боровичком.
После «захвата» прав на Егорку старый наездник уезжает в Москву за своей супругой. Словечко ему говорит старушка-волнушка:
«До свидания, Иван Сергеевич, счастливого пути!»
На станцию наездника на председательской бричке везет старичок-боровичок. Все при деле.
А как там парикмахер Костя?
Он все «прыгает» с парашютной вышки. И его все ругает за трусость конюх и друг Вася.
Нет, товарищи сценаристы, пора бы уже Косте и прыгнуть – час прошел.
Начинается интермедия «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»,- нет, это будет не так скоро. Наша интермедия называется «Автомобиль, докторша и лошадь Егорка».
Мы помним, что добрая докторша Евгения Федоровна (Е.Ф.) по прихоти сценаристов стала жертвой государственной бюрократической системы и выиграла неубиваемый автомобиль ЗИС-101.
Управлять автомобилем Е.Ф. не умеет и непрерывно совершает ДТП. В данном случае она у мостика съехала в очередной кювет. Колхозники, которыми командует лично председатель Зот, вытаскивают ЗИС-101 из кювета.
З.Ф. садится за руль, проезжает немного по дороге, и скрывается из кадра. Слышны звуки очередного ДТП. По дороге ковыляет милый юный почтальон Ванечка – тот, что накачивал З.Ф. колесо и привез Марусе письмо от дедушки. В руках у почтальона искореженные остатки велосипеда – вот к чему приводит отсутствие на деревенских дорогах велосипедных дорожек. Колхозники с досками и веревками под началом председателя Зота бодро идут помогать докторше доставать из кювета призовой автомобиль.
Бедная докторша З.Ф., она так устала от технического прогресса, что обменяла свой полированный ЗИС-101 на колхозный шарабан и лошадь! Довольный обменом председатель Зот назначил выбор лошади для докторши на следующее утро. Обеспокоенный обменом конюх Вася бежит к Зоту и спрашивает:
«Зот Яковлевич, а что если она Егорку возьмет?»
«Ну, это какая ей больше понравиться!»
Наступило утро торгов:
— конюхи в чистой одеже выстроены напротив;
— Вася командует аукционом – показом лошадей;
Уже и 27-й номер вывели – а докторша все не выбрала – разборчивая попалась.
Зритель догадывается – сейчас Егорку отдадут докторше – и он прав!
Но где же самый главный колхозный эксперт – бывший наездник Трофимов?
Перед самым выводом Егорки, наездник со своей супругой, прибывшие из Москвы, подходят к воротам конюшни (вовремя успели, видимо хронометр помог!)
Выводят Егорку, которого перед показом «хитрые» конюхи намеренно обезобразили – укрыли драной рогожей и испачкали грязью.
Добрая докторша З.Ф. и бывший наездник Трофимов в ужасе!
Докторша вычеркивает Егорку из списка – цель конюхов достигнута, но в дело «вваривается» эксперт.
Бывший наездник Трофимов обзывает колхозных конюхов негодяями и мерзавцами, лично берется за дело и наводит на Егорку лоск. При этом Иван Сергеевич выгоняет из колхозной конюшни всех конюхов, а заодно и внучку Марусю. Маруся, разумеется, тоже тут, а где же продавщице в будний день быть – не в магазине же.
Наездник выводит Егорку (в кадре). Докторша бегает по кругу и причитает:
«Большое, большое Вам спасибо!»
Так «международная лошадь» жеребец Егорка был обменян старым наездником Трофимовым на советский призовой автомобиль ЗИС-101.
И так сценаристы сделали старого наездника старым идиотом. И это был явный перебор.
Интермедия «Автомобиль, докторша и лошадь Егорка» завершена.
Председатель Зот разъезжает по колхозным дорогам на призовом ЗИС-101, а докторша З.Ф. ухаживает за «международным» Егоркой, который оказался норовистым жеребцом.
Заведующий конюшней бывший наездник Трофимов после «торгов» заболел – лежит в кровати, отказывается от пищи («косит», одним словом).
А где же машина? Машину докторша оставила председателю Зоту, и ходит на вызовы по району с палочкой. Больным ведь не к спеху – подождут.
Председатель Зот пресекает безответственное поведение докторши и насильно возвращает ей неубиваемый ЗИС-101. И расстроенная докторша уезжает на своем законном призовом автомобиле с колхозного двора навстречу новым приключениям.
«Берегись автомобиля», одним словом.
Мы снова на ипподроме:
— в ресторане «игроки» Саша и Анатолий Петрович, и официант;
— к гонке готовится удачливый наездник Павел Николаевич;
— впервые на старт выходит Вася на Егорке – его можно узнать по белой тужурке, все участники заезда в темных тужурках (кроме Васи) и на лошадях темных мастей (один Егорка серый);
— в ложе ипподрома знакомые лица – Маруся, старушка-волнушка, докторша, председатель Зот, старичок-боровичок, супруга старого наездника (в кадре).
Игроки заряжают свои последние деньги (последних денег у этих игроков полные карманы) на Егорку – можно давать старт!
Дан старт первому забегу с Егоркой. Лошадь Павла Николаевича отстает, а Егорка уверенно идет впереди. И побеждает?
Это слишком банально, посчитали веселые сценаристы!
— Неожиданно Маруся, которая вместе со старушкой-волнушкой спустилась из ложи на самый первый ряд трибуны ипподрома рядом с оградой, начинает громко кричать: «Егорка, Егорка!».
— Жеребец Егорка перестает подчиняться наезднику Васе, сходит с дистанции и подходит к трибуне, на которой стоит Маруся;
— Маруся падает в обморок;
После этого Васе удается взять управление «международной лошадью» Егоркой в свои руки, броситься вдогонку за ушедшими вперед на полкруга соперниками и победить!
Егорка первый (в кадре).
И настала очередь падать в обморок игроку Анатолию Петровичу – он выкинул билет на этот забег под ноги других зрителей после схода Егорки с дистанции.
Сюжет фильма о старом наезднике исчерпан.
На награждение выходят: жеребец Егорка, новый наездник Вася, старый наездник Иван Сергеевич Трофимов, добрая докторша, председатель Зот, старичок-боровичок, супруга Ивана Сергеевича, старушка-волнушка, и какой-то мужчина с метлой. Да это тот самый дворник, год назад провожавший безбилетницу Марусю с ипподрома.
Звучит бравая музыка.
Марусю, достают из-за ограды ипподрома и на руках несут за Егоркой, зрители аплодируют, официант машет салфеткой.
Завершается комедия третьей частью аттракциона «Вращающиеся двери».
Маруся запуталась во вращающихся дверях – Маруся ищет Васю, Вася с цветами ищет Марусю.
Немного походили влюбленные по кругу и нашли друг друга (в кадре).
С милым рай не только в шалаше, но и ячейке вращающихся дверей московского ипподрома.
И на самом финише фильма «мудрый» бывший наездник Иван Сергеевич читает своему бывшему сопернику наезднику Павлу Николаевичу лекцию на тему «старости нет». Павел Николаевич не возражает.
Необходимо согласиться с текстом, созданным в кабинетах органов ЦК ВКП (б) в 1941 году по случаю запрета к прокату фильма «Старый наездник».
Все его фразы правдивы. Мы увидели: и «колхоз как случайное сборище людей», и «легковой автомобиль как предмет зубоскальства», и «парашютную вышку, вызывающая страх у героев фильма» и много другого.
Но, несмотря на это, авторы сняли именно КОМЕДИЮ, необычную комедию, которую начинаешь понимать после ВТОРОГО просмотра. К сожалению, герои в этой комедии знаменитые сценаристы, подарившие зрителю великий фильм «Волга-Волга» и будущий знаменитый режиссер.
Автор действительно смеялся, и не один раз, при этом ВТОРОМ просмотре, и смеялся когда писал свой критический очерк.
Фильм «Старый наездник» на любителя – но он вполне смотрибелен. Эта оригинальная «комедия» может заставить зрителя ухмыльнуться, улыбнуться, и даже рассмеяться.
Из актерских работ автору более всего понравилась докторша в исполнении малоизвестной актрисы Лидии Дейкун.
Доброго здравия Вам, друзья! Смотрите кино!
Старый наездник (фильм, 1940)
«Старый наездник» — художественный фильм Бориса Барнета, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1940 году.
Содержание
Сюжет
Иван Сергеевич Трофимов — наездник на Московском Государственном ипподроме. Его стаж превысил два десятка лет, но последнее время неудачи следуют одна за другой. Он принимает решение оставить ипподром и возвращается в родную деревню.
Работа на колхозной конюшне помогла вернуть уверенность в свои силы. Всего за год был подготовлен к скачкам замечательный жеребец «Егорка», который пришёл на финиш первым, управляемый Васей Пичугиным, учеником Ивана Сергеевича.
Критика и запрещение
Премьера фильма прошла в январе 1941 года в московском Доме кино и имела огромный успех. Тем не менее фильм не вышел в широкий прокат и был положен на полку. Зрители увидели эту картину только в 1959 году. Цензура посчитала, что авторы картины пропагандируют нездоровую для советских людей жажду наживы: герои фильма активно делают ставки в тотализаторе на ипподроме.
В справке ЦК ВКП(б) «О запрещенных кинофильмах в 1940 и 1941 году» было отмечено, что «фильм злопыхательски высмеивает все новое, что принес с собой колхозный строй в деревню. Колхоз показан как случайное сборище людей, ведущих праздный образ жизни, хорошие советские люди наделены самыми низменными чувствами жадности, соперничества, зависти. Предметом зубоскальства является легковой автомобиль, выигранный врачом, который беспрерывно застревает в грязи, а колхозники занимаются только тем, что вытаскивают машину; говорящее письмо со вздорным содержанием; парашютная вышка, вызывающая страх у героев фильма и т.д. Московский ипподром выведен ничем не отличающимся от любого капиталистического предприятия этого типа с темными дельцами, азартной игрой, трактирным весельем. «.