актеры фильма странная женщина 1977
Странная женщина. 1977. Режиссер Юлий Райзман.
Несколько лет назад прочитала (не помню где), что впервые в советском кино заговорили о сексе в 1977 году, в фильме «Странная женщина». Фильм неприятно поразил. Не сексом, про который там только два слова и ни одного акта, а тем, как сам только факт случившейся влюбленности делает из главной героини (отмороженной суки и садистки) высоконравственную страдалицу. Почитала рецензии и отзывы. Чтоб не перегружать информацией, приведу в пример только один. «Замечательный фильм. Наверное один из лучших, фильмов о настоящей любви и о всей силе этого чувства, который я когда либо смотрела. Всем рекомендую.» Все остальные – в том же духе, если они женские. Мужских было два. Один назвал фильм скукотой, второй возмутился поведением героини Ирины Купченко Евгении Евгении в ГДР.
Про ГДР и Францию я, как дочь двух внешторговских работников, честно смеялась. Как и над «юрисТконсультом» и «дОговорами». Даже ежу в то время было понятно, до Франции героиня не доедет (отправлять съемочную группу ради эпизодических кадров дорого, однако). И из Берлина советскую гражданку, приехавшую с делегацией, никто бы не выпустил вот так запросто, не говоря уж о том, что это скандал: жена уходит от мужа во время его командировки. Другого времени не нашла, чтоб сообщить, что у нее увели перчатки и она полюбила другого. Ах, да, муж тиран, другого он и не заслуживает. Поэтому можно сколько угодно его компрометировать, уйдя шляться по ночному Берлину, звонить из гостиницы любовнику (КГБ спало, ночь же) и портить репутацию мужу.
Кстати сказать, не особый он и тиран-то. Ну, поорал немного, к здравому смыслу призывал, да толку-то? Тиранов многие не любят, потому что они дело говорят и не дают накуролесить, а этому даже и того не удалось. Он только и смог спросить «а обо мне ты подумала?» и напомнить, что «существуют же взаимные обязательства», на что женушка ничтоже сумняшеся отвечает, что, мол, обязательствам грош цена, если нет любви. Сегодня люблю – обязательства соблюдаю, завтра разлюбила – извини. Печальнее всего то, что эти слова режиссер вложил в уста юриста, между прочим.
Во-вторых, он имел несчастье открыть рот и начать диспут. Конечно, мужик загнался вот в этом своём «это мы вам дали равноправие», но в целом все же приводил аргументы, в то время как она – только аффекты. Или откровенную чушь: «Когда женщина была бесправной и зависимой, ей полагались рыцарство и любовные вздохи». Это не «ей полагались», а так самим мужчинам нравилось развлекаться. Будь женщина якобы наверху (у рыцарей да трубадуров), будь снизу (у домостроевцев), все едино – она не ровня. А потому ни о какой любви и говорить не приходится. В неравенстве нет и быть не может зрелой любви.
Героиня весь фильм либо злится, либо пытается сделать больно. То себе, то другим. Её садомазохистическая динамика восхищает. Вот она на вокзале бежит позвонить и помолчать Негодяю в трубку. И горько разрыдаться, как если бы он не хотел с ней говорить. Вот Юрий, следующий, третий уже по счету страдалец от её выходок, пытается за ней ухаживать, помогает встать со льда, в ответ она огрызается. В другой сцене она его прогоняет, он признается в любви, она его снова гонит, он встает на колени, она убегает. Нет, наверное, это и называется «добиваться женщины», такие кошки-мышки вполне органично встроены в ритуал ухаживания и любовную динамику. Но это когда оба понимают, что все кончится хеппи эндом, и он её «выиграет» на радость обоим. А вот проморозить парня полтора часа по зиме, не придти, не извиниться и даже не объясниться словами (сам должен понять, если глаза есть, почему не пришла), уже мало похоже на любовную прелюдию.
Вообще с чувствами у героини плохо, сам режиссер это показывает прямым кадром в самом начале. Не с аффектами, с аффектами там «все в порядке», так и бьют фонтаном, а именно с эмоциональностью. Героиня неживая. И живое ей претит. Еще Андрей заметил, что человечьи поцелуи её не больно интересуют. После того, как та удивилась, глядя на дождевого червя, зачем природа создает такую мерзость? Червь, сдается мне, подумал то же самое.
Принимать любовь героиня не умеет, зато умеет её требовать и требует её доказать. А у неё самой вообще очень мало чего в жизни про любовь. Не про страсти-мордасти, а про самую обычную, «бытовую». Она воюет со свекровью за власть, а совсем не за любовь к мужу и сыну. Да и к последним не видно теплоты.
А вот Негодяй-то как раз легко говорит о чувствах. Не в смысле легко бросает слова на ветер, а не боится их произносить, как и не боится любить. Не кидается словами «навсегда» и «навеки», не торопит события, но и не избегает их. Он «размороженный», одним словом.
Вообще фильм как будто про дилемму «чувства или долг». Героине, как и положено героине положительной по задумке режиссера, повезло, ей удалось совместить два в одном. Она возвращается в Москву, а Юрий настырно едет за ней, не спросив согласия, но мы-то понимаем, что все только начинается и впереди. А если вдуматься, то становится понятно, что нет у нее ни долга, ни чувств. Даже вспышка любви к сыну видится именно как вспышка, а не ровное нормальное родительское чувство. Отчужденность с матерью и сестрой, с коими, судя потому, что она толком не знала, сколько лет младшему племяннику, не общалась годами. И долги у нее ровно до тех пор, «пока не разлюбила». А что же тогда есть? Есть нарциссические страдания, есть пси-садомазо, есть куча женского невротизма. А больше ничего и нет.