актеры фильма светлый путь
Светлый путь, 1940: актеры и роли
Евгений Самойлов Елена Тяпкина Yelena Tyapkina Владимир Володин
Анастасия Зуева Александра Терехина Нина Федосюк Nina Fedosyuk
Покойная жена Шаляпина может быть замешана в международной афере
Шепелев сбежал от троих детей за границу: «Жизнь как есть»
Мошенники заработали на Бузовой и Даве восемь миллионов
Пострадавшую в смертельном ДТП Собчак допросили после шоу Малахова
Zivert позволила лишнее с солистом Artik&Asti: «Настоящая стерва»
Дочь Урганта опозорила отца интимным кадром: «Перебор»
Цискаридзе отказался говорить с Красовским: «Всем давал, а мне не дал»
Тест для самых внимательных: подбери туфельки к персонажам мультфильмов Disney!
«Полосатый рейс» чуть не стал роковым: кто едва не погиб на съемках фильма
Экс-солистка «Тату» перепугала россиян сообщением об угрозах: «Хочет застрелить»
Панин столкнулся с домогательствами звезды советского кино: «Он испугался»
Снова в одиночестве: Николаев и Пугачева забыли о детях Киркорова
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
К 80-летию фильма «Светлый путь» режиссера Григория Александрова
К 80-летию фильма «Светлый путь» режиссера Григория Александрова
Киноконцерн «Мосфильм» в настоящее время не может пригласить гостей на студию, чтобы они могли посетить здесь выставку, посвященную юбилею фильма «Светлый путь». Но мы рассказываем об этой картине и представляем экспозицию в электронном виде.
Плакат к 80-летию фильма «Светлый путь»
В этом году отмечается 80-летие картины «Светлый путь» режиссера Григория Александрова. Это фильм о простой домработнице Таньке, которая в итоге стала знатной ткачихой, последовательницей стахановского движения, и прошла путь от уборщицы на фабрике до депутата и инженера, став уже не «Танькой» а Татьяной Ивановной Морозовой.
Кадр из фильма «Светлый путь»
В предвоенное десятилетие на экраны вышли ставшие сразу же знаменитыми картины Григория Александрова «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938). Именно в это десятилетие ярко проявляется талант Александрова как мастера комедии. Однако кинолента «Светлый путь» (1940) во многом отличается от всех предыдущих работ режиссера.
Кадр из фильма «Светлый путь»
О драматургической основе фильма писал критик Евгений Добренко (журнал «Искусство кино» № 11, 1996):
«Испробовав «формы самой жизни», Александров обратился к сказке. Как известно, фильм «Светлый путь» поначалу и назывался просто «Золушкой». Завершал свою рецензию на «Волгу-Волгу» (писатель и литературовед, критик и киновед Виктор Борисович – Прим. Ред.) Шкловский обычным для него призывом: «Кинокомедия должна стать сюжетной. Кинорежиссер должен пойти за драматургом». Что это значило, стало ясно уже через год из другой статьи Шкловского «Разговор с друзьями» со словами о том, что в наших лентах слишком много иронии и очень мало счастья. Драматургия счастья определила очень многое в «Светлом пути». За драматургом Александров, правда, не пошел. Сценарий В. Ардова был решительно изменен. Приданная бытовому сюжету совершенно не свойственная для него стилистика, несомненно, разрушила сценарий, создав удивительную для Александрова (почти пырьевскую) «безвкусицу» и эклектичность. Дело здесь было, однако, не в отсутствии «чувства меры», а в том, что сама эта стилистика (точнее, приход к ней) имела определенную логику. «Драматургия», история деревенской девушки, прошедшей путь от прислуги до многостаночницы-ударницы и инженера, выросшей под влиянием передовых партийцев до депутата Верховного Совета, фактически повторяла уже отработанный в советском кино сюжет и опиралась на бытовой жанр. Стилистика – на новую топику»
В фильме «Светлый путь» снялись блистательные актеры Евгений Самойлов, Елена Тяпкина, Владимир Володин, Анастасия Зуева, Александра Терехина, Нина Федосюк, Вера Алтайская, Николай Коновалов, Павел Оленев, но все же ярчайшей звездой киноленты стала исполнительница главной роли, муза и супруга режиссера Любовь Орлова. Она снялась и в предыдущих работах Александрова: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», снималась и в последующих.
Кадр из фильма «Светлый путь»
Кинокритик Иос ван Лоо из Нидердландов (журнал «Искусство кино», №6, 1992) отметил, что «В фильмах Александрова героини, воплощенные Орловой (Анюта в «Веселых ребятах», Марион Диксон в «Цирке», Стрелка в «Волге-Волге», Таня Морозова в «Светлом пути»), совершают метаморфозы, соотносимые с превращениями классической Золушки».
И картина «Светлый путь» стала апофеозом развития этого образа Золушки. Актриса Любовь Орлова продемонстрировала в фильме не только комедийное, но еще и драматическое амплуа. Эта картина по своему настроению и образному строю предваряет следующий, уже послевоенный период в совместном творчестве артистки и режиссера Александрова, ознаменовавшийся картинами «Весна» и «Скворец и лира».
Кадр из фильма «Светлый путь»
Картины режиссера Григория Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» представляется возможным объединить в трилогию – в них ярко выражена их жанровая составляющая как музыкальных комедий. Любовь Орлова во всех них воплощает на экране образы творческих личностей, настоящих служительниц искусства. В картине «Светлый путь» более отчетливо прослеживается контраст образа, переход от «было» к «стало», а искусством становится сама жизнь – труд и инженера и ткачихи представлен как творческий процесс. Можно сказать, что «Светлый путь» – это синтез музыкальной комедии и производственной драмы. Любовь Орлова во всех предыдущих картинах и в фильме «Светлый путь» блестяще демонстрирует талант своей героини в его развитии, становлении.
Архивное фото со съемок фильма «Светлый путь»
Фильм «Светлый путь», безусловно, останется в истории кино также и благодаря техническим новшествам. Это вошедшие в учебники, ставшие хрестоматийными приемы комбинированных съемок: портрет, оживший на доске почета, разговор Татьяны с ее отражением в зеркале, сцены полета на автомобиле над Москвой. Мы видим и потрясающий с визуальной и образно-метафорической точки зрения сон Таньки, в котором фабрика предстает как волшебный дворец.
Изобразительный ряд фильма призван всеми средствами подчеркнуть контраст – Золушку до и после перевоплощения. Например, в начале фильма главную героиню показывают с ракурсов сверху – именно так на нее смотрит прибывший из Москвы инженер Алексей Николаевич Лебедев (актер Евгений Самойлов). А уже в финале на Всесоюзной выставке мы видим, как камера смотрит на Татьяну Ивановну снизу – типичный героический ракурс в кинематографе.
Кадр из фильма «Светлый путь»
Важно и звуковое решение картины. Во время сцены первого появления Таньки на фабрике мы слышим шум машин, который приводит героиню в растерянность, она становится «отчужденной» в этом пространстве – не слышит ни себя, ни других. К кульминационному моменту фильма, где показан трудовой подвиг героини, какофония звуков превращается в ритмичную мелодию, а потом сливается с «победной песней», которую исполняет героиня, настраивая станки.
Один из ключевых в картине образ «волшебного помощника», открывшего путь Татьяны к преображению, проводника по «Светлому пути» – Марии Сергеевны Прониной (актриса Елена Тяпкина). Именно она убедила Таньку учиться грамоте и помогла ей устроиться на фабрику.
Архивное фото со съемок фильма «Светлый путь»
Главный антагонист фильма – отнюдь не партийные «перестраховщики» из числа начальства, что характерно для той эпохи. Фильм делает вневременным борьба героини с «вневременным антагонистом» – страхами и сомнениями. Символично, что путь к новой цели – стать инженером – Татьяна открывает себе сама через зеркало – уже без помощницы Марии Сергеевны. Сделай себя сам, перед тобой нет никаких преград – в этом и состоит основная идея фильма, актуальная во все времена.
В духе времени – а картина, несомненно, исторический памятник, отражение эпохи – общественное берет верх над личным. Героиня обретает личное счастье с инженером Алексеем Николаевичем Лебедевым в самом финале фильма, став равной ему, став инженером.
Архивное фото со съемок фильма «Светлый путь»
Рецепция творчества Александрова и в частности фильма «Светлый путь» в последующие эпохи неоднозначна. Особенно сильной полемике наследие режиссера подверглось в позднесоветские перестроечные и в 1990-е годы. Но стоит сказать, что картина «Светлый путь» крайне важна не только в контексте истории кино, но и в контексте современной жизни и искусства. Спустя 80 лет после выхода на экраны она может послужить для развития современной личности, понимания себя и преодоления страхов и слабостей, поиска вдохновения.
Приведем несколько отзывов и воспоминаний о творчестве Григория Александрова на страницах советской прессы.
Народный артист СССР Всеволод Санаев («Советский экран, № 4, 1984):
«В пору создания «Веселых ребят» режиссер так сформулировал свою творческую позицию: «Наши основные установки при работе над фильмом чрезвычайно кратки. Тема фильма – бодрость, проблема – оптимизм, форма – музыкальная комедия». Вот творческий метод, вот мироощущение художника, создавшего прекрасные образцы истинно народной кинокомедии. Этому нужно учиться! Это необходимо продолжать. Фильмы Александрова никогда не проходили мимо времени. По ним можно судить об эпохе, о стране, о характере советского человека, о неисчерпаемой талантливости нашего народа».
«Зритель до сих пор смеется, смотря его кинокомедии. Они воспринимаются как сегодняшние, их теплый живой юмор греет нас. Мне кажется, комедиографы не умирают, пока жив рожденный ими смех.
И все же имя Г. Александрова давно уже принадлежит истории нашего киноискусства. Но вот с каких пор? Может, когда вместе с Эйзенштейном и Пудовкиным он написал «Заявку» о будущем звукового кино? Или когда он открыл Любовь Орлову? А может, когда вернул зрителю утраченный было шедевр «Да здравствует Мексика!», завершив работу своего друга и учителя?»
«Эти старые и вечно молодые фильмы, удивительное, покоряющее звучание которых приносили на экран Орлова и Александров, создавала актриса, действующая согласно точному замыслу режиссера – разве они только развлекают зрителя? Они тоже имеют совершенно особенный, душевный, сердечный, жизнеутверждающий советский характер.
Александров делал с Орловой еще и такие фильмы, где зрителю становилось не только весело, но и грустно: становилась наполненной содержанием сама душа зрителя…»
«Искусство состоит в том, чтобы не было видно искусства. Картины Александрова легки, он вынес тяжелый груз трудностей так, что никто этого не заметил», – так писал искусствовед и кинокритик Виктор Шкловский о кинорежиссере Григории Александрове в журнале «Искусство кино» (1984, № 4). Эти слова характеризуют все его творчество, важной вехой в котором стала картина «Светлый путь».
Фото и кадры из фильма: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».