актеры фильма сюрприз осетия
Войдите в ОК
Спустя почти 40 лет после выхода на экран фильма «Сюрприз» Мусса Ахриев, исполнивший в нем главную роль, рассказал о том, как снималась одна из любимых в Осетии картин, и почему он так и не стал актером.
— Муса, очень долго вас искали. В итоге удалось найти, использовав теорию шести рукопожатий. Давно не ведете публичный образ жизни?
— Я далек от него. Если речь идет о социальных сетях, то найти меня можно только в «Одноклассниках». В этой сети меня зарегистрировали сыновья. Захожу туда иногда, только чтобы ответить на сообщения друзей.
— Чем сейчас занимаетесь? Где живете?
— Живу в Нальчике с 1994 года, работаю на госслужбе. Переехал в этот город после известных событий 92-го года. Я учился во владикавказском строительном техникуме. Но мне пришлось все бросить: уже не до учебы стало, надо было семью кормить, выживать. До этого полтора года проучился в ГИТИСе. А окончить его не удалось потому, что меня забрали в армию. А отслужив, не стал возвращаться в театральный институт.
— Вы уже упоминали о сыновьях. Сколько их у вас?
— У меня два сына. Старший закончил юрфак в Армавире. Младший учится в Кабардино-Балкарском госуниверситете на факультете программирования. Он мне и помогает «общаться» с компьютером.
— Популярность в детском возрасте вам принесла главная роль в фильме «Сюрприз». Расскажите, как проходил отбор?
— Я не знаю, как именно проходил отбор. Меня тогда пригласили на Осетинскую горку, 2 на фотопробы. Сделали мои фотографии, и на этом вроде бы все закончилось. Это для меня как игра была, мне было всего 9 лет. Особого значения этому не придавал.
— Почему решили прийти на кастинг?
— Сам я ничего не решал. Это была случайность. Ныне покойный Батырбек Дзбоев увидел меня играющего во дворе. Затем он приехал к родителям, объяснил ситуацию, что будет сниматься фильм, что в картину нужен главный герой. Родители разрешили пойти на пробы. Меня отвезли на съемку, а потом, как я позже узнал, была комиссия, которая из многих ребят почему-то выбрала меня. Я долго не соглашался, не хотел ехать. Но в итоге решил участвовать, причем на съемки поехал с бабушкой. Снимали картину в Цмыти, во дворе одного из местных жителей. А жили в общежитии, которое располагалось в Фиагдоне.
— Я тогда всего этого не понимал. Весь съемочный процесс занял всего полтора месяца. Ко мне очень по-доброму относились все члены съемочной группы, начиная от простого осветителя и заканчивая такими маститыми актерами, как Константин Бирагов, Коста Сланов, Николай Саламов, Исак Гогичев, его супруга Зоя. Не говорю уже о самом режиссере Измаиле Бурнацеве. Поначалу сложно было, ведь я не понимал всех тонкостей дела. Мне в каких-то моментах хотелось смеяться, но потом что-то стало получаться. Что в итоге из этого вышло, вы уже знаете.
— Какой момент был самым запоминающимся во время съемок?
— Мне больше всего запомнился один момент после съемок. Был выходной, группа отдыхала. Рядом с общежитием находилась школа, а на ее территории было футбольное поле. На нем местные ребята играли в футбол. Как-то получилось, что наша группа стала играть против них. Капитаном у нас был Бурнацев. Меня, несмотря на возраст, тоже взяли. Хотя что я, девятилетний мальчик, мог сделать? Я тогда от души посмеялся, в то же время очень переживал за свою команду.
— Часто ли пересматриваете этот фильм? Если да, то когда в последний раз?
— Не скажу, что часто. В последний раз смотрел в позапрошлом году. Ко мне в гости приехали сестра и племянницы, мы собрались семьей. Моя младшая сестренка очень заводная, она и предложила посмотреть. Мы сели все вместе и посмотрели киноленту.
— С годами поменялось ли ваше видение картины?
— Любой человек с годами меняется. В детстве, например, вы, Милана, смотрели на куклу с одной стороны – она для вас что-то значила. А сейчас вы наверняка уже по-другому будете на нее смотреть, более рационально что ли. Раньше для меня это была игра. А с возрастом я более осмысленно стал смотреть на многие вещи, начал замечать какие-то огрехи. Я, конечно, далек от профессионалов, но помню весь этот процесс, что мне говорил режиссер, что получалось, что нет. Сейчас я более явно вижу свои ошибки. Суть картины от них, конечно, не изменилась, но все же.
— В чем, на ваш взгляд, секрет популярности фильма? До сих пор он живой и всегда смотрибельный.
— Этот фильм, как и многие другие советские, при нашей тяжелой жизни, когда люди стали более замкнутыми, практически не ходят друг к другу в гости, у многих вызывает ностальгию. В нем нет ни капли негатива. А в современных картинах негатив преобладает. Я не люблю их смотреть потому, что все они словно инкубаторские: ничего нового не показывают, в картинах отсутствует идея, которая брала бы за душу. А в старых отечественных фильмах и актерский состав мощный, и суть интересная: они добрые и хорошие, в них нет зла, ожесточенности.
— Спустя три года, в 1979 году, вы снялись еще в двух фильмах «Горская новелла» и «Сбереги свою башню»…
— Какой из них для вас самый любимый? Какую из своих ролей любите больше всего?
Из всех моих фильмов этот я люблю больше всего. Это единственный фильм, как говорила моя покойная мама, где я сыграл не хулигана. Роль мне давалась сложнее. У меня даже проходили личные беседы с Дзбоевым, который объяснял, как и что нужно делать. Систему Станиславского он мне разжевывал и в рот клал. Помню, весь процесс проходил во время учебы. Снимали мы в Даргавсе. Тогда я учился в средней школе села. Ходил на занятия, после которых убегал на съемочную площадку, а по вечерам учил уроки и наравне со всеми отвечал домашнее задание.
— Почему на этом ваша актерская карьера закончилась? Больше не было предложений?
— Не было предложений. Да и не до этого было. Времена поменялись, демократы пришли к власти.
— Не хотелось связывать свою жизнь с кино?
— После армии я просто не захотел возвращаться в театральный институт. Так получилось. О таком своем выборе не жалею. Нечего жалеть о том, что уже сделано. Надо жить сегодняшним днем. А ворошить прошлое смысла нет.
— Очень много детских советских актеров так и остались детскими. Достаточно вспомнить исполнителей ролей Алисы Селезневой, Коли Герасимова, Электроника. Список можно продолжать долго. Исключением стал разве что Владислав Галкин, не ограничившийся Гекльберри Фином. Как вам кажется, почему не вырастали детские актеры?
— Есть актеры одной роли. Почему так происходит, сложно сказать. Может, у людей меняются взгляды на жизнь.
— Северо-Кавказская студия кинохроники была одной из самых успешных в СССР. В чем, на ваш взгляд, секрет ее успеха? Почему эти фильма пересматриваются спустя десятилетия?
— Наверное, успех в том, что эти фильмы объединяют людей. Приведу такой пример. Когда вышел фильм «Сюрприз», многие меня спрашивали, неужели во всей Северной Осетии не нашлось ребенка-осетина, который сыграл бы эту роль. Этим людям я всегда отвечал вопросом, а смотрели ли они фильм про Хаджи-Мурата Дзараховова и знают ли, кто сыграл в нем главную роль? Многие, к сожалению, не знают этого. Как ни странно, роль исполнил чеченец Дагун Омаев – великолепный актер. Не знаю, как объяснить эту тенденцию, но в советские времена в очень многих фильмах героев одной нации играли актеры другой.
Сейчас модно ругать коммунистов и тот режим, но тогда не было межнациональной злости. Людей не делили на ингушей, осетин, дагестанцев. Важна была личность. Я родился и вырос в Орджоникидзе. Именно там формировалось мое мировоззрение. Это был очень многонациональный город. Меня не воспитывали так, что нужно смотреть на нацию человека. Я до сих пор не воспринимаю такой подход. Я смотрю на человека, и если он близок мне по духу, то мне интересно с ним общаться, будь он хоть марсианином.
— С кем из бывших коллег поддерживаете отношения?
— Иногда созваниваемся с Зоей Гогичевой. Также недавно меня нашла Жанна Тотоева, с которой мы вместе играли в СТЭМе. Я очень рад был ее слышать. Многих, к сожалению, уже нет. Для меня это были серьезные актеры и мною очень уважаемые люди. Гогичевы Исак и Зоя и вовсе ко мне относились как к сыну. Беспокоились так, как не каждый родитель беспокоится о своих детях.
— В российских кинотеатрах идет первый полнометражный Северо-Кавказского фильм «По небу босиком». Слышали ли о нем что-нибудь?
— Я видел рекламу, но пока картину не посмотрел из-за отсутствия свободного времени. Мне, естественно, интересно увидеть фильм. Уважения заслуживает уже тот факт, что картина вышла на большой экран. Это я считаю большим успехом.
— Как вам кажется, есть ли будущее у кавказского кино? О чем оно должно быть?
— Будущее есть, так как у нас очень много талантливых ребят. Но в современном мире почти все упирается в деньги. Если бы было больше возможностей у молодежи, они больше снимали бы хороших фильмов.
— А вообще какое кино вам нравятся?
— Я с большим удовольствием смотрю старые картины. А из современных люблю исторические. Я изначально хотел поступить на исторический факультет, но не сложилось. А любовь к истории мне привила в 5-м классе моя классная руководительница Гамахарова Екатерина Николаевна. Она не просто классным руководителем была, а другом. Часто приглашала к себе домой, чтобы показать исторические книги. У нас было живое общение. Сейчас, думаю, мало, кто из учителей так относится к своим ученикам.
— Как переживали известные события начала осени 92-го?
— Есть такая русская пословица: паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Примерно такая же ситуация была. Политики какие-то вопросы решали, а страдал простой народ. Есть время разбрасывать камни, есть время их собирать. Уже давно пора строить нормальные человеческие отношения.
— Когда последний раз были во Владикавказе?
— В Беслане был около полугода назад – приезжал проведать сестру. А в самом Владикавказе был очень давно – года полтора назад.
— А если приедете, то куда пошли бы в первую очередь, и какие места хотели бы посетить?
О добром прошлом. Мусса Ахриев спустя 45 лет после выхода фильма «Сюрприз»
Знаменитая фраза: «Сейчас бабахнет!» и по сей день всюду сопровождает лучшего детского актера осетинское кино.
Наверное, на Кавказе не найдётся ни одного человека, который не смотрел бы фильм «Сюрприз» режиссёра Измаила Бурнацева. Зря кто-то думает, что если прошло 45 лет со дня выхода фильма, то он ушёл в забвение. Конечно же, нет. Он находит своих зрителей и в наши дни.
Вот и я, прежде чем приступить к статье, ещё раз пересмотрела короткометражную ленту в тридцать минут. Фильм, действительно, завораживает своей необъяснимой простотой, добротой и обаянием. А ещё он источник добрых эмоций, необъяснимой ностальгии по нашей незабываемой и неповторимой стране, которая называлась СССР.
Фильм «Сюрприз» вышел на экраны телевизоров в 1975 году и стал настоящим хитом. Здесь затронуто много разных тем, но общий посыл нёс положительные эмоции, высмеивая такие человеческие пороки, как пьянство, застолья, лень, сплетни и тому подобное. Рейтинг фильма определить было трудно. Но если учесть тот факт, что в те годы вещали всего два телеканала — региональный и центральный, то можно догадаться, сколько людей собрал фильм у экранов своих телевизоров.
Сюжет фильма
События происходят в одном из горных селений, где люди живут своей обыденной сельской жизнью. Главная героиня сетует на мужа-бездельника, который находит разные причины и оттягивает ремонт обветшавшего дома. В итоге, раздосадованная хозяйка едет в город за мастерами. А муж и сын решают к её приходу устроить сюрприз, отремонтировав дом, для чего созывают на помощь своих друзей и родственников. Дело заканчивается тем, что дом окончательно разваливается и отец семейства принимает решение строить новый.
В фильме играли замечательные актёры, профессионалы своего дела Константин Бирагов, Коста Сланов, Николай Саламов, супруги Исак Гогичев и Зоя Дзбоева и многие другие. А роль сорванца и хулигана досталась нашему соотечественнику Муссе Ахриеву.
Зрители с нескрываемой любовью смотрели на маленькие пакости «чертёнка», «бесёнка», «хулигана» и «бездельника», как его называли в фильме, а, в общем, шутника и проказника. Но его шаловливое поведение объяснялось не плохим характером, а присущим его озорной натуре желанием подвигнуть отца к приходу мамы наконец-то отремонтировать дом. И сколько радости мы увидели у нашего героя в финале фильма, когда отец вынужденно принял решение о строительстве нового дома.
Дебют в кинематографе
Родился Мусса Мухарбекович Ахриев в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) в 1965 году. Родители у него были простыми тружениками. Жили они в районе Молоканка, в переулке Охотничий. С первого по десятый класс он учился в школе № 17. Неподалёку от них, в соседнем доме, жил кинорежиссёр Батырбек Дзбоев. Проходя мимо игравших во дворе мальчишек, он любил перебрасываться с ними словечками, где подзадорить, где пошутить, и они отвечали ему вежливостью и взаимностью. Среди них и приметил актёр озорного мальчишку с типичной кавказкой внешностью и редким обаянием в прищуренных глазах. Да вроде ничего особенного в нём не было, но когда стали искать героя будущего фильма, Батырбек Дзбоев подумал, что этот мальчишка именно тот, кого они ищут.
— Я прибегаю домой к маме и говорю: «Меня дядя Батырбек сегодня спросил, хочу ли я сниматься в фильме. Я ответил, что хочу», — вспоминает Мусса Ахриев. — «Только там тебя не хватало», — ответила мне она. Но прошло какое-то время, и к нам домой приехали представители с телевидения. Они попросили отпустить меня с ними на просмотр. Если честно, мои родители, равно, как и я, никакого значения этому делу не придавали. Они меня отвезли, сняли фотопробы и привезли обратно домой.
Но когда дошло дело до съёмок, Мусса отказался от всей этой затеи. То ли испугался, то ли закомплексовал. В итоге, он решил укрыться у бабушки, которая жила в Ингушетии, в селении Плиево. Но киношники не намерены были отступать. Их покорила необыкновенная харизма мальчика, какое-то детское очарование, озорство, в общем, всё, что нужно было герою фильма по задумке сценариста, иначе бы его не выбрали среди сотни кандидатов на роль, на которую, наверняка претендовали дети актёров, чиновников и многочисленных родственников. Так что спрятаться у нашего героя не получилось, за ним приехали и вместе с бабушкой забрали на съёмки. Так состоялся дебют юного актёра в кино.
— Самый тяжёлый день на съёмках я запомнил на всю жизнь, — вспоминает Мусса Мухарбекович. — Это был первый день. Вы представьте себе мальчишку с улицы! Ничего не знает про то, что такое фильм вообще. Это сегодня можно заглянуть в интернет. А в то время я понятия не имел, что такое дубль, что значит «лимит плёнки ограничен» или «нельзя выпадать из кадра» и много такое, на котором я никак не мог сосредоточить своё внимание. А тут первая же сцена с моим участием. Из-за того, что у меня не получается не улыбаться, в ожидании сидит вся актёрская группа. Там в кадре меня киношная «мама» ругает, и я, типа, должен сделать испуганный вид. Но дубль за дублем, дубль за дублем, не получается. От неловкости я смущаюсь и каждый раз улыбаюсь. И так весь рабочий день. В итоге, режиссёр решил остановиться на золотой середине. К вечеру я так устал, что завалился спать, как убитый. А с утра опять на съёмки. Фильм сняли за очень короткий срок, на летних каникулах за полтора месяца, а вышел он в эфир осенью.
С вниманием и заботой ко мне относились все актёры, но особенно хочу выделить покойного ныне Исака Гогичева и его супругу Зою Дзбоеву. Они проявляли ко мне истинную родительскую заботу. Своих детей у них не было, к сожалению. Я до сих пор поддерживаю тёплые отношения с Зоей Дзбоевой, хорошая женщина и замечательная актриса. Она в фильме играла мою маму.
Надо сказать, что в жизни Мусса был любознательным мальчиком. Тянулся к знаниям, учился хорошо, хотя его герой по фильму был бездельником и двоечником. Особенно любил он русский язык и литературу. Любовь к этим предметам отчасти привила замечательный педагог Антонина Николаевна. К тому же рано оказавшись в творческой среде, он серьёзно увлёкся чтением литературы, ходил в научную библиотеку, читал классиков, интересовался искусством кинематографии. Очень любил Мусса и предмет истории. Здесь тоже свою роль сыграла педагог и классная руководительница Екатерина Николаевна Гамахарова. Он даже подумывал поступить на исторический факультет, но жизнь сулила ему другую судьбу.
— Я старался соответствовать уровню людей, с которыми работал, несмотря на юный возраст, — вспоминает Мусса Ахриев. — Старался подтянуться, больше читать классиков, глубже познать секреты кинематографии.
Конечно, после выхода картины Мусса Ахриев стал известным. Это он понял сразу после показа фильма по телевизору. «Я завтра в школу не пойду», — заявил он маме, прекрасно понимая, что его там ожидает. Но это не спасло «сорванца» от нахлынувшей славы. Его знаменитая фраза стала навсегда спутницей его жизни. Все, кто помнит это героя, даже сегодня, спустя 45 лет, говорят: «Сейчас бабахнет!»
Но надо отметить, что звёздной болезнью наш герой не заболел. По словам актера, в жизни он был и остался скромным человеком. А нахлынувшая известность и популярность вызывали у него скорее не горделивость, а комплексы, от которых он так и не избавился. Оказавшись среди друзей, знакомых или незнакомых, ему больше всего хотелось, чтобы его не узнавали или попросту не замечали.
Но его заметили и через год пригласили играть в фильме режиссёра Батырбека Дзбоева и сценариста Игоря Притулы «Здесь мой дом». В этой картине Муссе очень льстило то, что он играет в паре с московским актёром Степаном Крыловым. И ещё, на съемках этого фильма он научился ездить на лошади. Это было непередаваемое ощущение счастья и радости. И роль у него здесь была самая положительная — он на каникулах помог геологу найти пропавшую в годы войны сумку, где хранилась единственная фотография его семьи, погибшей в годы войны.
Ещё через три года Мусса снимается в двух фильмах: «Горская новелла» режиссёра Измаила Бурнацева и Илеса Татаева и «Сбереги башню» режиссера Измаила Бурнацева по сценарию Владимира Файнберга. В обеих лентах он играет роль «мальчиша-плохиша», закрепившегося за ним сценического амплуа. И отыграл, надо сказать, безупречно. На этом его кинематографическая биография заканчивается. Хотя казалось, впереди Муссу ждет блестящая актерская карьера.
. Но у судьбы свои планы
А пока жизнь шла своим чередом, Мусса Ахриев закончил школу и поступил в один из ведущих театральных вузов страны — во Всесоюзный государственный институт театрального искусства — ГИТИС. Но со второго курса его отзывают в армию.
Два года он служит в рядах Советской армии. Этого времени хватило на то, чтобы переосмыслить многие житейские ценности и твёрдо решить, что единственный сын в семье, единственный наследник, настоящий ингуш должен иметь пусть самую простую, но настоящую мужскую профессию. Родители Муссы только были рады такому решению. Они не сопротивлялись, но и не приветствовали будущее сына перед киношными камерами и на сцене театра. Иначе в 1976 году они не упустили бы шанс отпустить его в столицу. К ним домой после роли «сорванца» в фильме «Сюрприз» приехала московский режиссёр и просила отпустить с ней талантливого мальчика. Она сулила ему своё покровительство и обещала большую актёрскую славу. Об этом они сказали Муссе только тогда, когда он вернулся из армии и принял решение оставить актёрскую карьеру.
Но вот не рады были решению Муссы Ахриева в руководстве ГИТИСа. Они долгое время не возвращали ему документы и старались отговорить от этого шага. Но киношная страница в его судьбе была закрыта. Она сыграла в ней значимую роль и достойно ушла в историю.
— Северо-Кавказская студия кинохроники была одной из самых успешных в СССР, — говорит Мусса Ахриев. — Наверное, успех состоял в том, что эти фильмы несли людям доброе начало, от них веяло теплотой, и они объединяли людей. К примеру, когда вышел фильм «Сюрприз», многие меня спрашивали, неужели во всей Осетии не нашлось ребенка-осетина, который сыграл бы эту роль. Не знаю, как объяснить эту ситуацию, но в советские времена актёров не выбирали по национальной принадлежности, по материальному достатку или иным связям. Это было золотое время, время, когда друг на друга смотрели через призму таланта, совести и человеческого достоинства.
Не будем более утомлять воспоминаниями нашего героя. Просто вспомним и посмотрим вновь эту великолепную добрую комедию. Спасибо режиссёру, всем замечательным актёрам и, конечно же, Муссе Ахриеву за то море позитивных эмоций, которые они подарили нам в прошлом, и которые навевает сегодня щемящую ностальгию по той стране, в которой мы жили.
В 1992 году Мусса Ахриев по причине печально известных трагических событий, о которых так не хочется упоминать в этой статье, вынужденно переехал в Ингушетию. С 1994 года он живёт и работает на госслужбе в Нальчике. Женат, имеет двух взрослых сыновей, которые выбрали профессии юриста и программиста.
Актеры фильма сюрприз осетия
Режиссер Измаил Бурнацев, как только вошел во двор Тебиевых, понял – вот так должен выглядеть дом Беса, главного героя. Вот только ворота оказались неподходящими. Эту сцену отдельно снимали в соседском доме. Дом Тебиевых стал готовой декорацией для фильма «Сюрприз». Наверное, все зрители помнят, как здесь прятались герои фильма, когда спасались от взрыва динамита. Правда, в отличие от киношных стен, эти стоят по сей день.
Этот фильм Ахсарбек Бекмурзов считает главным в своей актерской карьере. Его танец стал еще одной фишкой «Сюрприза». И трудно поверить, что этого колоритного персонажа могло бы и не быть, ведь в сценарии он не прописан. Бекмурзов просто помогал на пробах актеру Сланову.
«Режиссер Измаил Бурнацев, когда нас сняли, наверное моя физиономия ему понравилась, и он сказал, давай и его заберем. Измаил и для меня находил сцены. Когда бочка бабахнуть должна была, я прятался за бочку, убегал, я не знал что я делаю, потому что я не знал сценария. То что мне говорил режиссер, я делал», — рассказывает Ахсарбек Бекмурзов, народный артист РСО-Алания, заслуженный артист РСО-Алания.
Фильм до сих пор пользуется бешеной популярностью, а фразы из него стали народными.
«Кинематографисты СКФО обратились к президенту нашей страны, и я принимал участие, нам помог Никита Михалков. Он пошел к Путину с нашей просьбой, и он подписал указ, чтобы на Северном Кавказе открыть студию игровых, документальных, анимационных фильмов на базе Северо-Кавказской студии кинохроники», — рассказывает председатель Северо-Кавказского отделения союза кинематографистов Вячеслав Гулуев.
Центром Северо-Кавказской студии станет Владикавказ. К сожалению, кризис, обрушившийся на страну, существенно сдвинул планы. Но, как говорит Вячеслав Гулуев, указ Президента силу не теряет, и фраза «кина не будет» – не о будущем осетинского кинематографа.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Актеры фильма сюрприз осетия
Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы
Публикации по истории Осетии и осетин
Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них
Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших
Сборник материалов по традициям и обычаям осетин
Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни
В данном разделе размещаются книги на разные темы
Коста Хетагуров «Осетинскя лира», по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|