актеры фильма сюрприз осетия

Войдите в ОК

Спустя почти 40 лет после выхода на экран фильма «Сюрприз» Мусса Ахриев, исполнивший в нем главную роль, рассказал о том, как снималась одна из любимых в Осетии картин, и почему он так и не стал актером.

— Муса, очень долго вас искали. В итоге удалось найти, использовав теорию шести рукопожатий. Давно не ведете публичный образ жизни?

— Я далек от него. Если речь идет о социальных сетях, то найти меня можно только в «Одноклассниках». В этой сети меня зарегистрировали сыновья. Захожу туда иногда, только чтобы ответить на сообщения друзей.

— Чем сейчас занимаетесь? Где живете?

— Живу в Нальчике с 1994 года, работаю на госслужбе. Переехал в этот город после известных событий 92-го года. Я учился во владикавказском строительном техникуме. Но мне пришлось все бросить: уже не до учебы стало, надо было семью кормить, выживать. До этого полтора года проучился в ГИТИСе. А окончить его не удалось потому, что меня забрали в армию. А отслужив, не стал возвращаться в театральный институт.

— Вы уже упоминали о сыновьях. Сколько их у вас?

— У меня два сына. Старший закончил юрфак в Армавире. Младший учится в Кабардино-Балкарском госуниверситете на факультете программирования. Он мне и помогает «общаться» с компьютером.

— Популярность в детском возрасте вам принесла главная роль в фильме «Сюрприз». Расскажите, как проходил отбор?

— Я не знаю, как именно проходил отбор. Меня тогда пригласили на Осетинскую горку, 2 на фотопробы. Сделали мои фотографии, и на этом вроде бы все закончилось. Это для меня как игра была, мне было всего 9 лет. Особого значения этому не придавал.

— Почему решили прийти на кастинг?

— Сам я ничего не решал. Это была случайность. Ныне покойный Батырбек Дзбоев увидел меня играющего во дворе. Затем он приехал к родителям, объяснил ситуацию, что будет сниматься фильм, что в картину нужен главный герой. Родители разрешили пойти на пробы. Меня отвезли на съемку, а потом, как я позже узнал, была комиссия, которая из многих ребят почему-то выбрала меня. Я долго не соглашался, не хотел ехать. Но в итоге решил участвовать, причем на съемки поехал с бабушкой. Снимали картину в Цмыти, во дворе одного из местных жителей. А жили в общежитии, которое располагалось в Фиагдоне.

— Я тогда всего этого не понимал. Весь съемочный процесс занял всего полтора месяца. Ко мне очень по-доброму относились все члены съемочной группы, начиная от простого осветителя и заканчивая такими маститыми актерами, как Константин Бирагов, Коста Сланов, Николай Саламов, Исак Гогичев, его супруга Зоя. Не говорю уже о самом режиссере Измаиле Бурнацеве. Поначалу сложно было, ведь я не понимал всех тонкостей дела. Мне в каких-то моментах хотелось смеяться, но потом что-то стало получаться. Что в итоге из этого вышло, вы уже знаете.

— Какой момент был самым запоминающимся во время съемок?

— Мне больше всего запомнился один момент после съемок. Был выходной, группа отдыхала. Рядом с общежитием находилась школа, а на ее территории было футбольное поле. На нем местные ребята играли в футбол. Как-то получилось, что наша группа стала играть против них. Капитаном у нас был Бурнацев. Меня, несмотря на возраст, тоже взяли. Хотя что я, девятилетний мальчик, мог сделать? Я тогда от души посмеялся, в то же время очень переживал за свою команду.

— Часто ли пересматриваете этот фильм? Если да, то когда в последний раз?

— Не скажу, что часто. В последний раз смотрел в позапрошлом году. Ко мне в гости приехали сестра и племянницы, мы собрались семьей. Моя младшая сестренка очень заводная, она и предложила посмотреть. Мы сели все вместе и посмотрели киноленту.

— С годами поменялось ли ваше видение картины?

— Любой человек с годами меняется. В детстве, например, вы, Милана, смотрели на куклу с одной стороны – она для вас что-то значила. А сейчас вы наверняка уже по-другому будете на нее смотреть, более рационально что ли. Раньше для меня это была игра. А с возрастом я более осмысленно стал смотреть на многие вещи, начал замечать какие-то огрехи. Я, конечно, далек от профессионалов, но помню весь этот процесс, что мне говорил режиссер, что получалось, что нет. Сейчас я более явно вижу свои ошибки. Суть картины от них, конечно, не изменилась, но все же.

— В чем, на ваш взгляд, секрет популярности фильма? До сих пор он живой и всегда смотрибельный.

— Этот фильм, как и многие другие советские, при нашей тяжелой жизни, когда люди стали более замкнутыми, практически не ходят друг к другу в гости, у многих вызывает ностальгию. В нем нет ни капли негатива. А в современных картинах негатив преобладает. Я не люблю их смотреть потому, что все они словно инкубаторские: ничего нового не показывают, в картинах отсутствует идея, которая брала бы за душу. А в старых отечественных фильмах и актерский состав мощный, и суть интересная: они добрые и хорошие, в них нет зла, ожесточенности.

— Спустя три года, в 1979 году, вы снялись еще в двух фильмах «Горская новелла» и «Сбереги свою башню»…

— Какой из них для вас самый любимый? Какую из своих ролей любите больше всего?

Из всех моих фильмов этот я люблю больше всего. Это единственный фильм, как говорила моя покойная мама, где я сыграл не хулигана. Роль мне давалась сложнее. У меня даже проходили личные беседы с Дзбоевым, который объяснял, как и что нужно делать. Систему Станиславского он мне разжевывал и в рот клал. Помню, весь процесс проходил во время учебы. Снимали мы в Даргавсе. Тогда я учился в средней школе села. Ходил на занятия, после которых убегал на съемочную площадку, а по вечерам учил уроки и наравне со всеми отвечал домашнее задание.

— Почему на этом ваша актерская карьера закончилась? Больше не было предложений?

— Не было предложений. Да и не до этого было. Времена поменялись, демократы пришли к власти.

— Не хотелось связывать свою жизнь с кино?

— После армии я просто не захотел возвращаться в театральный институт. Так получилось. О таком своем выборе не жалею. Нечего жалеть о том, что уже сделано. Надо жить сегодняшним днем. А ворошить прошлое смысла нет.

— Очень много детских советских актеров так и остались детскими. Достаточно вспомнить исполнителей ролей Алисы Селезневой, Коли Герасимова, Электроника. Список можно продолжать долго. Исключением стал разве что Владислав Галкин, не ограничившийся Гекльберри Фином. Как вам кажется, почему не вырастали детские актеры?

— Есть актеры одной роли. Почему так происходит, сложно сказать. Может, у людей меняются взгляды на жизнь.

— Северо-Кавказская студия кинохроники была одной из самых успешных в СССР. В чем, на ваш взгляд, секрет ее успеха? Почему эти фильма пересматриваются спустя десятилетия?

— Наверное, успех в том, что эти фильмы объединяют людей. Приведу такой пример. Когда вышел фильм «Сюрприз», многие меня спрашивали, неужели во всей Северной Осетии не нашлось ребенка-осетина, который сыграл бы эту роль. Этим людям я всегда отвечал вопросом, а смотрели ли они фильм про Хаджи-Мурата Дзараховова и знают ли, кто сыграл в нем главную роль? Многие, к сожалению, не знают этого. Как ни странно, роль исполнил чеченец Дагун Омаев – великолепный актер. Не знаю, как объяснить эту тенденцию, но в советские времена в очень многих фильмах героев одной нации играли актеры другой.

Сейчас модно ругать коммунистов и тот режим, но тогда не было межнациональной злости. Людей не делили на ингушей, осетин, дагестанцев. Важна была личность. Я родился и вырос в Орджоникидзе. Именно там формировалось мое мировоззрение. Это был очень многонациональный город. Меня не воспитывали так, что нужно смотреть на нацию человека. Я до сих пор не воспринимаю такой подход. Я смотрю на человека, и если он близок мне по духу, то мне интересно с ним общаться, будь он хоть марсианином.

— С кем из бывших коллег поддерживаете отношения?

— Иногда созваниваемся с Зоей Гогичевой. Также недавно меня нашла Жанна Тотоева, с которой мы вместе играли в СТЭМе. Я очень рад был ее слышать. Многих, к сожалению, уже нет. Для меня это были серьезные актеры и мною очень уважаемые люди. Гогичевы Исак и Зоя и вовсе ко мне относились как к сыну. Беспокоились так, как не каждый родитель беспокоится о своих детях.

— В российских кинотеатрах идет первый полнометражный Северо-Кавказского фильм «По небу босиком». Слышали ли о нем что-нибудь?

— Я видел рекламу, но пока картину не посмотрел из-за отсутствия свободного времени. Мне, естественно, интересно увидеть фильм. Уважения заслуживает уже тот факт, что картина вышла на большой экран. Это я считаю большим успехом.

— Как вам кажется, есть ли будущее у кавказского кино? О чем оно должно быть?

— Будущее есть, так как у нас очень много талантливых ребят. Но в современном мире почти все упирается в деньги. Если бы было больше возможностей у молодежи, они больше снимали бы хороших фильмов.

— А вообще какое кино вам нравятся?

— Я с большим удовольствием смотрю старые картины. А из современных люблю исторические. Я изначально хотел поступить на исторический факультет, но не сложилось. А любовь к истории мне привила в 5-м классе моя классная руководительница Гамахарова Екатерина Николаевна. Она не просто классным руководителем была, а другом. Часто приглашала к себе домой, чтобы показать исторические книги. У нас было живое общение. Сейчас, думаю, мало, кто из учителей так относится к своим ученикам.

— Как переживали известные события начала осени 92-го?

— Есть такая русская пословица: паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Примерно такая же ситуация была. Политики какие-то вопросы решали, а страдал простой народ. Есть время разбрасывать камни, есть время их собирать. Уже давно пора строить нормальные человеческие отношения.

— Когда последний раз были во Владикавказе?

— В Беслане был около полугода назад – приезжал проведать сестру. А в самом Владикавказе был очень давно – года полтора назад.

— А если приедете, то куда пошли бы в первую очередь, и какие места хотели бы посетить?

Источник

О добром прошлом. Мусса Ахриев спустя 45 лет после выхода фильма «Сюрприз»

Знаменитая фраза: «Сейчас бабахнет!» и по сей день всюду сопровождает лучшего детского актера осетинское кино.

актеры фильма сюрприз осетия. 17957397. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-17957397. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка 17957397.

Наверное, на Кавказе не найдётся ни одного человека, который не смотрел бы фильм «Сюрприз» режиссёра Измаила Бурнацева. Зря кто-то думает, что если прошло 45 лет со дня выхода фильма, то он ушёл в забвение. Конечно же, нет. Он находит своих зрителей и в наши дни.

Вот и я, прежде чем приступить к статье, ещё раз пересмотрела короткометражную ленту в тридцать минут. Фильм, действительно, завораживает своей необъяснимой простотой, добротой и обаянием. А ещё он источник добрых эмоций, необъяснимой ностальгии по нашей незабываемой и неповторимой стране, которая называлась СССР.

актеры фильма сюрприз осетия. 27957406. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-27957406. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка 27957406.

Фильм «Сюрприз» вышел на экраны телевизоров в 1975 году и стал настоящим хитом. Здесь затронуто много разных тем, но общий посыл нёс положительные эмоции, высмеивая такие человеческие пороки, как пьянство, застолья, лень, сплетни и тому подобное. Рейтинг фильма определить было трудно. Но если учесть тот факт, что в те годы вещали всего два телеканала — региональный и центральный, то можно догадаться, сколько людей собрал фильм у экранов своих телевизоров.

Сюжет фильма

События происходят в одном из горных селений, где люди живут своей обыденной сельской жизнью. Главная героиня сетует на мужа-бездельника, который находит разные причины и оттягивает ремонт обветшавшего дома. В итоге, раздосадованная хозяйка едет в город за мастерами. А муж и сын решают к её приходу устроить сюрприз, отремонтировав дом, для чего созывают на помощь своих друзей и родственников. Дело заканчивается тем, что дом окончательно разваливается и отец семейства принимает решение строить новый.

В фильме играли замечательные актёры, профессионалы своего дела Константин Бирагов, Коста Сланов, Николай Саламов, супруги Исак Гогичев и Зоя Дзбоева и многие другие. А роль сорванца и хулигана досталась нашему соотечественнику Муссе Ахриеву.

Зрители с нескрываемой любовью смотрели на маленькие пакости «чертёнка», «бесёнка», «хулигана» и «бездельника», как его называли в фильме, а, в общем, шутника и проказника. Но его шаловливое поведение объяснялось не плохим характером, а присущим его озорной натуре желанием подвигнуть отца к приходу мамы наконец-то отремонтировать дом. И сколько радости мы увидели у нашего героя в финале фильма, когда отец вынужденно принял решение о строительстве нового дома.

актеры фильма сюрприз осетия. 37957428. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-37957428. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка 37957428.

Дебют в кинематографе

Родился Мусса Мухарбекович Ахриев в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) в 1965 году. Родители у него были простыми тружениками. Жили они в районе Молоканка, в переулке Охотничий. С первого по десятый класс он учился в школе № 17. Неподалёку от них, в соседнем доме, жил кинорежиссёр Батырбек Дзбоев. Проходя мимо игравших во дворе мальчишек, он любил перебрасываться с ними словечками, где подзадорить, где пошутить, и они отвечали ему вежливостью и взаимностью. Среди них и приметил актёр озорного мальчишку с типичной кавказкой внешностью и редким обаянием в прищуренных глазах. Да вроде ничего особенного в нём не было, но когда стали искать героя будущего фильма, Батырбек Дзбоев подумал, что этот мальчишка именно тот, кого они ищут.

— Я прибегаю домой к маме и говорю: «Меня дядя Батырбек сегодня спросил, хочу ли я сниматься в фильме. Я ответил, что хочу», — вспоминает Мусса Ахриев. — «Только там тебя не хватало», — ответила мне она. Но прошло какое-то время, и к нам домой приехали представители с телевидения. Они попросили отпустить меня с ними на просмотр. Если честно, мои родители, равно, как и я, никакого значения этому делу не придавали. Они меня отвезли, сняли фотопробы и привезли обратно домой.

актеры фильма сюрприз осетия. 47957450. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-47957450. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка 47957450.

Но когда дошло дело до съёмок, Мусса отказался от всей этой затеи. То ли испугался, то ли закомплексовал. В итоге, он решил укрыться у бабушки, которая жила в Ингушетии, в селении Плиево. Но киношники не намерены были отступать. Их покорила необыкновенная харизма мальчика, какое-то детское очарование, озорство, в общем, всё, что нужно было герою фильма по задумке сценариста, иначе бы его не выбрали среди сотни кандидатов на роль, на которую, наверняка претендовали дети актёров, чиновников и многочисленных родственников. Так что спрятаться у нашего героя не получилось, за ним приехали и вместе с бабушкой забрали на съёмки. Так состоялся дебют юного актёра в кино.

— Самый тяжёлый день на съёмках я запомнил на всю жизнь, — вспоминает Мусса Мухарбекович. — Это был первый день. Вы представьте себе мальчишку с улицы! Ничего не знает про то, что такое фильм вообще. Это сегодня можно заглянуть в интернет. А в то время я понятия не имел, что такое дубль, что значит «лимит плёнки ограничен» или «нельзя выпадать из кадра» и много такое, на котором я никак не мог сосредоточить своё внимание. А тут первая же сцена с моим участием. Из-за того, что у меня не получается не улыбаться, в ожидании сидит вся актёрская группа. Там в кадре меня киношная «мама» ругает, и я, типа, должен сделать испуганный вид. Но дубль за дублем, дубль за дублем, не получается. От неловкости я смущаюсь и каждый раз улыбаюсь. И так весь рабочий день. В итоге, режиссёр решил остановиться на золотой середине. К вечеру я так устал, что завалился спать, как убитый. А с утра опять на съёмки. Фильм сняли за очень короткий срок, на летних каникулах за полтора месяца, а вышел он в эфир осенью.

С вниманием и заботой ко мне относились все актёры, но особенно хочу выделить покойного ныне Исака Гогичева и его супругу Зою Дзбоеву. Они проявляли ко мне истинную родительскую заботу. Своих детей у них не было, к сожалению. Я до сих пор поддерживаю тёплые отношения с Зоей Дзбоевой, хорошая женщина и замечательная актриса. Она в фильме играла мою маму.

Надо сказать, что в жизни Мусса был любознательным мальчиком. Тянулся к знаниям, учился хорошо, хотя его герой по фильму был бездельником и двоечником. Особенно любил он русский язык и литературу. Любовь к этим предметам отчасти привила замечательный педагог Антонина Николаевна. К тому же рано оказавшись в творческой среде, он серьёзно увлёкся чтением литературы, ходил в научную библиотеку, читал классиков, интересовался искусством кинематографии. Очень любил Мусса и предмет истории. Здесь тоже свою роль сыграла педагог и классная руководительница Екатерина Николаевна Гамахарова. Он даже подумывал поступить на исторический факультет, но жизнь сулила ему другую судьбу.

— Я старался соответствовать уровню людей, с которыми работал, несмотря на юный возраст, — вспоминает Мусса Ахриев. — Старался подтянуться, больше читать классиков, глубже познать секреты кинематографии.

Конечно, после выхода картины Мусса Ахриев стал известным. Это он понял сразу после показа фильма по телевизору. «Я завтра в школу не пойду», — заявил он маме, прекрасно понимая, что его там ожидает. Но это не спасло «сорванца» от нахлынувшей славы. Его знаменитая фраза стала навсегда спутницей его жизни. Все, кто помнит это героя, даже сегодня, спустя 45 лет, говорят: «Сейчас бабахнет!»

актеры фильма сюрприз осетия. 57957478. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-57957478. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка 57957478.

Но надо отметить, что звёздной болезнью наш герой не заболел. По словам актера, в жизни он был и остался скромным человеком. А нахлынувшая известность и популярность вызывали у него скорее не горделивость, а комплексы, от которых он так и не избавился. Оказавшись среди друзей, знакомых или незнакомых, ему больше всего хотелось, чтобы его не узнавали или попросту не замечали.

Но его заметили и через год пригласили играть в фильме режиссёра Батырбека Дзбоева и сценариста Игоря Притулы «Здесь мой дом». В этой картине Муссе очень льстило то, что он играет в паре с московским актёром Степаном Крыловым. И ещё, на съемках этого фильма он научился ездить на лошади. Это было непередаваемое ощущение счастья и радости. И роль у него здесь была самая положительная — он на каникулах помог геологу найти пропавшую в годы войны сумку, где хранилась единственная фотография его семьи, погибшей в годы войны.

Ещё через три года Мусса снимается в двух фильмах: «Горская новелла» режиссёра Измаила Бурнацева и Илеса Татаева и «Сбереги башню» режиссера Измаила Бурнацева по сценарию Владимира Файнберга. В обеих лентах он играет роль «мальчиша-плохиша», закрепившегося за ним сценического амплуа. И отыграл, надо сказать, безупречно. На этом его кинематографическая биография заканчивается. Хотя казалось, впереди Муссу ждет блестящая актерская карьера.

. Но у судьбы свои планы

А пока жизнь шла своим чередом, Мусса Ахриев закончил школу и поступил в один из ведущих театральных вузов страны — во Всесоюзный государственный институт театрального искусства — ГИТИС. Но со второго курса его отзывают в армию.

Два года он служит в рядах Советской армии. Этого времени хватило на то, чтобы переосмыслить многие житейские ценности и твёрдо решить, что единственный сын в семье, единственный наследник, настоящий ингуш должен иметь пусть самую простую, но настоящую мужскую профессию. Родители Муссы только были рады такому решению. Они не сопротивлялись, но и не приветствовали будущее сына перед киношными камерами и на сцене театра. Иначе в 1976 году они не упустили бы шанс отпустить его в столицу. К ним домой после роли «сорванца» в фильме «Сюрприз» приехала московский режиссёр и просила отпустить с ней талантливого мальчика. Она сулила ему своё покровительство и обещала большую актёрскую славу. Об этом они сказали Муссе только тогда, когда он вернулся из армии и принял решение оставить актёрскую карьеру.

Но вот не рады были решению Муссы Ахриева в руководстве ГИТИСа. Они долгое время не возвращали ему документы и старались отговорить от этого шага. Но киношная страница в его судьбе была закрыта. Она сыграла в ней значимую роль и достойно ушла в историю.

— Северо-Кавказская студия кинохроники была одной из самых успешных в СССР, — говорит Мусса Ахриев. — Наверное, успех состоял в том, что эти фильмы несли людям доброе начало, от них веяло теплотой, и они объединяли людей. К примеру, когда вышел фильм «Сюрприз», многие меня спрашивали, неужели во всей Осетии не нашлось ребенка-осетина, который сыграл бы эту роль. Не знаю, как объяснить эту ситуацию, но в советские времена актёров не выбирали по национальной принадлежности, по материальному достатку или иным связям. Это было золотое время, время, когда друг на друга смотрели через призму таланта, совести и человеческого достоинства.

Не будем более утомлять воспоминаниями нашего героя. Просто вспомним и посмотрим вновь эту великолепную добрую комедию. Спасибо режиссёру, всем замечательным актёрам и, конечно же, Муссе Ахриеву за то море позитивных эмоций, которые они подарили нам в прошлом, и которые навевает сегодня щемящую ностальгию по той стране, в которой мы жили.

актеры фильма сюрприз осетия. 67957516. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-67957516. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка 67957516.

В 1992 году Мусса Ахриев по причине печально известных трагических событий, о которых так не хочется упоминать в этой статье, вынужденно переехал в Ингушетию. С 1994 года он живёт и работает на госслужбе в Нальчике. Женат, имеет двух взрослых сыновей, которые выбрали профессии юриста и программиста.

Источник

Актеры фильма сюрприз осетия

Режиссер Измаил Бурнацев, как только вошел во двор Тебиевых, понял – вот так должен выглядеть дом Беса, главного героя. Вот только ворота оказались неподходящими. Эту сцену отдельно снимали в соседском доме. Дом Тебиевых стал готовой декорацией для фильма «Сюрприз». Наверное, все зрители помнят, как здесь прятались герои фильма, когда спасались от взрыва динамита. Правда, в отличие от киношных стен, эти стоят по сей день.

Этот фильм Ахсарбек Бекмурзов считает главным в своей актерской карьере. Его танец стал еще одной фишкой «Сюрприза». И трудно поверить, что этого колоритного персонажа могло бы и не быть, ведь в сценарии он не прописан. Бекмурзов просто помогал на пробах актеру Сланову.

«Режиссер Измаил Бурнацев, когда нас сняли, наверное моя физиономия ему понравилась, и он сказал, давай и его заберем. Измаил и для меня находил сцены. Когда бочка бабахнуть должна была, я прятался за бочку, убегал, я не знал что я делаю, потому что я не знал сценария. То что мне говорил режиссер, я делал», — рассказывает Ахсарбек Бекмурзов, народный артист РСО-Алания, заслуженный артист РСО-Алания.

Фильм до сих пор пользуется бешеной популярностью, а фразы из него стали народными.

«Кинематографисты СКФО обратились к президенту нашей страны, и я принимал участие, нам помог Никита Михалков. Он пошел к Путину с нашей просьбой, и он подписал указ, чтобы на Северном Кавказе открыть студию игровых, документальных, анимационных фильмов на базе Северо-Кавказской студии кинохроники», — рассказывает председатель Северо-Кавказского отделения союза кинематографистов Вячеслав Гулуев.

Центром Северо-Кавказской студии станет Владикавказ. К сожалению, кризис, обрушившийся на страну, существенно сдвинул планы. Но, как говорит Вячеслав Гулуев, указ Президента силу не теряет, и фраза «кина не будет» – не о будущем осетинского кинематографа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Актеры фильма сюрприз осетия

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров «Осетинскя лира», по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.

актеры фильма сюрприз осетия. w7. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-w7. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка w7.

СтатьиСловари
| Начало | Архив | Комментарии | Поиск | Регистрация | Вход |
Здравствуйте, Гость
Регистрация | Вход
актеры фильма сюрприз осетия. download. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-download. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка download.История Осетии и осетинназад
Автор: Tabol актеры фильма сюрприз осетия. user hp. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-user hp. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка user hp.
СЮРПРИЗ

Источник: Владимир Гутнов.

Сюрприз. Киносценарии, либретто оперы,

пьесы, монолог для эстрады. —

Владикавказ: Иристон, 2002.

По заведенной неизвестно кем, но непреложной традиции прошлых лет, первый фильм после окончания ВГИКа молодые выпускники должны были снимать под патронажем известного мастера. «Сюрприз» был первым художественным фильмом кинорежиссера Измаила Бурнацева, и по счастливому стечению обстоятельств художественным руководителем у него согласился быть Тенгиз Абуладзе. Ирония заключается в том, что у фильма, снятого по этому сценарию, написанному всего за пару дней, самая удачная судьба из всех сценариев и пьес, написанных мною вообще. Фильм 1975 года до сих пор пользуется большой популярностью у телезрителей. Его довольно часто показывают по телевидению, причем, не только в Северной Осетии, он знаком уже третьему поколению телезрителей, его героев цитируют буквально дословно, а во время показа «Сюрприза» в Доме кино в Москве, один из зрителей продавил от смеха кресло.

актеры фильма сюрприз осетия. burnacev. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-burnacev. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка burnacev.

актеры фильма сюрприз осетия. surpriz 01. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-surpriz 01. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка surpriz 01.

актеры фильма сюрприз осетия. surpriz 02. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-surpriz 02. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка surpriz 02.

актеры фильма сюрприз осетия. surpriz 03. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-surpriz 03. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка surpriz 03.

актеры фильма сюрприз осетия. surpriz 04. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-surpriz 04. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка surpriz 04.

актеры фильма сюрприз осетия. surpriz 05. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-surpriz 05. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка surpriz 05.

актеры фильма сюрприз осетия. surpriz 06. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-surpriz 06. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка surpriz 06.

актеры фильма сюрприз осетия. surpriz 07. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-surpriz 07. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка surpriz 07.

актеры фильма сюрприз осетия. surpriz 08. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-surpriz 08. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка surpriz 08.

актеры фильма сюрприз осетия. surpriz 09. актеры фильма сюрприз осетия фото. актеры фильма сюрприз осетия-surpriz 09. картинка актеры фильма сюрприз осетия. картинка surpriz 09.

К полудню небольшое горное село окончательно сомлело от августовского пекла. Вся мелкая домашняя живность забилась под навесы, хотя и в тени было за тридцать, и воздух настолько раскалился, что им нельзя было дышать. Даже куры на насестах судорожно дергали головами, когда в полусне переваливались с ноги на ногу. Только огромный хряк, забравшийся в протекавший через село небольшой горный ручей, не выражал признаков беспокойства, равномерно похрапывая в обе ноздри, и этот храп висел над всем селом. Впрочем, не исключено, что этот храп исходил от спавшего на скамье под сенью огромного куста облепихи сельского пастуха Инала. Он сидел на высокой для него, не по росту, скамейке, и ноги Инала, в вязаных домашних чувяках, надетых к тому же поверх шерстяных носков, висели в воздухе, не касаясь земли, а голова пастуха покоилась на скрещенных мозолистых руках, которые лежали на посохе, вертикально упиравшемся в землю. Глаза Инала были закрыты, а уголки губ подрагивали синхронно с вырывавшимся из них храпом.

Село пропиталось духом лености. Жизнь испарилась из него под знойными лучами солнца. И в безмятежной тишине особенно четко звучало бормотание Фаризат:

— О, Господи, даже в воскресенье этот бездельник не может заняться делом! Интересно, что он придумает сегодня, чтобы отложить ремонт.

Расположившись с огромным корытом в центре двора, Фаризат занималась воскресной стиркой. В бормотании ее не было злобы. Это было привычное роптание на неудавшуюся судьбу. И этот беззлобный ропот продолжал исходить из женщины, когда дверь дома с протяжным скрипом открылась, и на пороге показался ее муж.

— Так я и знала! — Фаризат зло швырнула в корыто недостиранную простыню.

— Что знала? — лениво огрызнулся по привычке Бола.

— То у тебя кирпича нет, то цемента! Теперь у тебя голова разболелась! И ты опять дом ремонтировать не сможешь!

— Отстань, — поморщился Бола, — видишь, не до ремонта — А-а, не до ремонта?! — Фаризат заводилась все больше. — Дом разваливается на глазах, и это, когда у нас есть уже все для ремонта! Все, кроме мужчины в доме!

Бола набрал полные легкие воздуха, чтобы привычно прикрикнуть на жену, почему-то оглядел двор, ища увесистые, как кирпич, слова возражения, но, очевидно, не найдя их, вдруг сунул голову в переполненную водой бочку, чтобы не слышать больше жену.

Фаризат от этого распалилась еще сильнее.

— Дожил! Льешь себе на голову воду, как на мельницу! Хорошо, что сын тебя не видит в таком состоянии! Посмотри, на кого похож!

Бола извлек голову из воды. Он снова набрал полные легкие воздуха, очевидно, подыскивая и на этот раз нужные слова, но уже готовые было сорваться с губ, они застыли на устах, потому что до него донесся смех сына.

Маленький Беса, пристроившись на высоченном каменном заборе, наблюдал всю перепалку родителей, и теперь, не выдержав, расхохотался. Рассвирепевшая Фаризат бросилась к сыну:

— Яблоко от яблони недалеко падает! Ну, я тебе сейчас покажу!

Беса, недолго раздумывая, ибо хорошо знал суровый нрав матери, спрыгнул с забора на улицу.

— Ты у меня вернешься! — прокричала вслед сыну Фаризат, потом повернулась к мужу, — это твое воспитание! Любуйся на своего красавца!

Бола снова сунул голову в бочку, а Фаризат продолжала свой гневный монолог:

— Это он с тебя пример берет! Палец о палец не ударишь для своего дома! Даже сено привезти не можешь! Все — я! За что мне одной все эти несчастья? Сын — двоечник, муж — лентяй.

Но Бола ничего не слышал. Его голова, по уши, была в воде, и он блаженно улыбался. Лишь время от времени изо рта его вырывались пузырьки воздуха и, всплывая на поверхность водяной глади, с шумом лопались. Фаризат, продолжала говорить, но с тревогой посматривала на Бола, который повис на бочке, и она, поняв, что разговаривает сама с собой, подошла к мужу, выхватила его голову из воды и прокричала:

— Ну, хватит! Сама поеду в город за мастерами! Они отремонтируют мой дом, пока он не рухнул, и не стал моим склепом!

Фаризат, Бола и Беса шли по проселочной дороге к автобусной остановке. Фаризат решительно двигалась впереди, а за ней виновато и уныло плелись Бола и Беса.

— Подожди, — робко сказал Бола. — Давай поговорим.

— Не о чем нам больше говорить! — отрезала Фаризат. — Только и слышу каждый день, — завтра, завтра, завтра! Надоело все!

Нагнавший их автобус, подобрал Фаризат, и отец с сыном остались стоять на проселочной дороге. Беса посмотрел на отца, и во взгляде его был немой вопрос: «Что дальше?» — но отец только пожал плечами.

Бола и Беса неторопливо двигались по сельской улице. Беса жевал яблоко. Ему стало жаль отца, и он полез за пазуху, достал еще одно яблоко и протянул отцу. Бола понимающе улыбнулся, взял яблоко, надкусил его, но оно было кислым, настолько кислым, что лицо Бола перекосилось. Отец влепил сыну подзатыльник. Тот даже не отреагировал. Привык. И вдруг предложил:

— Пап, давай сделаем маме сюрприз.

— Какой сюрприз? — не понял Бола.

— Начнем ремонт сами. Позовем Темыра, Сардиона, Камала, Романа и начнем ремонт. И мама будет довольна. Скажет, наконец-то наш папа взялся за ум.

Возможность доставить хоть какое-то удовольствие жене пришлась Бола по душе. На лице его промелькнуло даже нечто похожее на улыбку. Однако, вдумавшись в последнюю фразу сына, он влепил Беса очередной подзатыльник.

Сардион и Мехти играли во дворе в нарды. Это был небольшой двор каменотеса, который выполнял чрезвычайно важную и почетную роль сельского скульптора. Надгробные памятники Сардиона, которые он высекал вместе со своим помощником Мехти из речных глыб, украшали практически все захоронения на местном деревенском кладбище. Правда, некоторые сельчане давно уже приметили, что портреты их усопших родичей обладают подозрительным сходством с известными древнегреческими скульптурами, однако по каким-то необъяснимым соображениям этого никто не ставил Сардиону в упрек.

Горцы ведут здоровый образ жизни, а потому у Сардиона и Мехти было, в общем-то, мало работы, и все свободное время они проводили за игрой в нарды. Правда, они настолько свыклись с таким неторопливым ритмом жизни, что, когда в селе все-таки случалось несчастье, Сардион и Мехти продолжали играть в нарды, не спеша с изготовлением очередного надгробия, что, естественно, не приводило родственников покойного в восторг. Каменотесы оправдывались, как правило, неповторимостью характера усопшего, что непременно должно отразиться в скульптуре, и что само по себе является очень сложной творческой задачей.

В тот день Сардион и Мехти, заперев ворота, предавались, как всегда, своему любимому занятию. Надо сказать, что Мехти был не то, чтобы немым, но настолько неразговорчивым, что со стороны его вполне можно было принять за немого. К тому же он был тугодумом. В то время как Сардион мыслил и действовал стремительно. Его просто раздражала способность Мехти бесконечно раздумывать над очередным ходом.

— Что думаешь? Вот так ходи!

И Сардион сам делал ход за Мехти, а потом и за себя, а потом еще раз за ученика, и так они могли играть часами. Мехти при этом даже не успевал ничего понять, как проигрывал очередную партию.

Раздался стук в ворота и недовольный Сардион сложил доску с зарами и шашками и сказал Мехти:

— Быстро в сарай! И стучи!

Мехти сразу направился к сараю, а Сардион к воротам, ворча по пути:

— Совесть есть? Каждый день ездишь! Так я никогда не закончу памятник твоему незабвенному дедушке!

— Сардион! — донесся из-за ворот голос Бола, — какой незабвенный?! Это Бола!

— Что ж ты сразу не сказал?! — облегченно вздохнул Сардион, открывая ворота, а заметив Беса, добавил, — и Беса здесь? Вот кому памятник легко будет ставить. Лепи сразу черта и — все в порядке!

Сардион и Бола рассмеялись, а Беса зло бросил:

— Дядя Сардион, у нас к тебе дело!

— Ну, если дело, то входите, — хмыкнул Сардион.

Все трое прошли во двор. Из сарая доносился стук.

— Как дела? — поинтересовался Сардион, устраиваясь на скамье под яблоней.

— Опять поругался с Фаризат, — уныло признался Бола. — Если не начну ремонт сегодня, житья не будет. Я подумал, пока Фаризат поехала в город за мастерами, может начнем сами, а?

— А что нужно делать? — не очень уверенно отозвался Сардион.

— Ничего особенного, — оживился Бола, — починим крышу, выкопаем погреб и — все!

— Да прекрати там долбить, дятел! — крикнул Сардион в сторону сарая.

Стук сразу оборвался.

— Помочь ближнему в таком деле — древний обычай, и не нам его нарушать, — задумчиво произнес Сардион. — Но не будем же мы ремонтировать дом вдвоем?

— Почему вдвоем? — спросил Бола. — Позовем Темыра, Камала, Романа, и начнем ремонт.

— А-а, ну да, — вяло согласился Сардион.

Пока мужчины обсуждали житейские дела, Беса бродил по двору. Он наткнулся на раскрытую папку с фотографиями древних греческих философов, один из которых явно смахивал на выполняемый Сардионом заказной памятник.

— Дядя Сардион, а ты должен для всех этих тетек и дядек памятники сделать? — вопрос прозвучал не столько наивно, сколько неожиданно.

— Что?! — мгновенно взвился Сардион. — Положи на место! Положи, говорю!

Сардион бросился к Беса, который, — от греха подальше, — тоже не стоял на месте. Так они и носились по саду друг за другом, пока Беса не выронил альбом с фотографиями. Бола ничего не мог понять, и с изумлением наблюдал за беготней. И только разглядев фотографии, и, сравнив их с находящимся в работе памятником, и уловив сходство, Бола улыбнулся.

— Все заказчики хотят, чтобы их родственники хоть на памятнике были красивыми и умными, — пояснил Сардион, и спросил, — похож?

— Если очень захотеть, — оценил качество работы Бола. — Или, если давно не видел.

— Кого? — не понял Сардион.

— Того и другого, — отрезал Бола. — Ну, ты идешь или нет?

— Иду. Мехти, бездельник, где ты?! Доделай здесь Сократа, только нос скриви ему побольше! Или, может, возьмем его с собой?

Бола пожал плечами.

— Мехти, я передумал! — крикнул Сардион в сторону вышедшего из сарая Мехти, — поедешь с нами! И захвати с собой пару шашек динамита, будем дом Бола ремонтировать!

Старенькая, видавшая виды машина с Бола, Сардионом, Мехти и Беса, натужно воя, карабкалась по крутым улочкам горного села. Машина подкатила к приземистому дому из горного сланца, и Сардион заглушил мотор, и сказал Мехти:

Мехти выбрался из машины, направился к дому, а Беса спросил:

— Дядя Сардион, а как это динамитом можно дом ремонтировать?

— Много будешь знать, рано состаришься, — огрызнулся Сардион.

— Тогда скажи это моей маме.

— Что сказать? — не понял Сардион.

— Чтобы она не ругала меня за двойки, — пояснил Беса.

Бола и Сардион переглянулись. От ворот дома донесся крик Мехти «Темыр!». Потом еще раз: «Эй, Темыр!». Но в доме будто все вымерли.

— Кричи громче, — посоветовал Сардион.

Мехти заорал, как стадо ослов. И для большей убедительности забарабанил в ворота, из-за которых сразу донесся голос матери Темыра:

— Иду, иду, кого там черт несет.

Открылись ворота и мать Темыра сказала:

— А, это ты Мехти. Заходи, если пришел.

— Извини, спешу, — сказал Мехти. — Где Темыр?

— Как придет, скажи, чтобы сразу шел к Бола.

У старушки, будто зуб вырвал неопытный дантист. Лицо ее сразу перекосилось.

— Ой, как жалко мне этого Бола, — запричитала женщина. — Говорят, от него сегодня ушла жена.

Роман был сельским фотографом, о котором сочиняли всевозможные анекдоты. Рассказывают, что именно Роман шутки ради заставил сельского милиционера выкопать яму, когда тот должен был для служебного удостоверения представить в отдел кадров фотографию «по грудь». Роман загнал милиционера в яму и так и сфотографировал его по грудь в земле. Впрочем, милиционер тоже не остался в долгу. Он сообщил Роману «по секрету», что в его саду был закопан сразу после революции клад золотых монет и Роман по ночам дважды перелопатил каждую песчинку, добираясь до корней деревьев, но так ничего и не нашел. С того момента Роман относился к милиции с большим почтением, чем раньше, хотя и поклялся, что фотографировать милиционеров будет только в гробах.

В тот день Роман возился во дворе с одним из клиентов. Весь двор Романа был увешан уникальными полотнами в духе Рембрандта. Уникальность их заключалась, конечно, не в художественной ценности работ, с этой точки зрения они ничего из себя не представляли, да и не могли представлять, ибо сляпаны были еще лет тридцать назад Сардионом. Своеобразие полотнищ было в том, что в тех местах, где должны были красоваться головы персонажей, зияли дыры. Трюк заключался в том, что любой желающий мог просунуть в пустоту полотнища голову и сфотографироваться, скажем, в компании древнегреческих богов или на коленях красавицы. На этот раз клиент выбрал репродукцию горца с осиной талией, при черкеске с золочеными газырями, с папахой и изящным кинжалом. Роман измучился с клиентом, который никак не хотел улыбаться.

— Семья здорова? — спросил он.

В ответ донеслось какое-то нескладное мычание, которое должно было означать согласие.

— С работы, может, выгнали? — спросил Роман.

Очередное мычание явно должно было обозначать отрицание.

Мычание переросло в рычание.

— Ну, тогда улыбнись! — взмолился Роман. — Ну, еще! Еще. Вот так! Потерпи!

Роман бросился к своему огромному фотоаппарату на мощной треноге, который достался ему в наследство от деда, но, не успел он просунуть голову под бархатное покрывало, и произнести волшебное «Снимаю!», как лицо клиента вновь приняло архисерьезное выражение.

— Ну, как с тобой работать?! — завопил в отчаянии Роман. — Всю душу ты мне вымотал! Что мне с тобой делать?! Ты мне так всех клиентов отобьешь! Покойники больше улыбаются! С таким лицом только в огород, вместо пугала.

Зашедшие во двор Бола, Сардион, Мехти и Беса застали Романа в творческом экстазе. Увидев друзей, Роман облегченно вздохнул, и даже перекрестился.

— Все! — рявкнул он. — Приходи завтра!

Клиент уныло кивнул, выбрался из-за задника, и то место, которое принято считать талией, у него было минимум в два раза шире плеч, и он поплелся к воротам, но пройдя половину расстояния, клиент оглянулся и что-то хотел сказать, однако Роман не дал ему и рта раскрыть:

— Завтра, завтра и только завтра!

Из груди клиента исторглась очередная волна мычания, что могло означать на этот раз только полное согласие.

Когда клиент ушел, Сардион загадочно изрек:

Поняв фразу, как призыв к очередному застолью, Роман просиял, вдохновенно потер руки и запел, но постепенно сник, потому что до него дошел смысл следом сказанной Сардионом второй фразы:

— Бола дом ремонтировать надо.

Наступила пауза. Лицо Романа, обманутого в лучших ожиданиях, из напряженно-вытянутого постепенно заполнялось смыслом, и он наконец произнес:

Когда Роман, переодевшись, вернулся во двор, Сардион предложил:

— Слушайте, если уж мы все здесь собрались, давайте сфотографируемся хоть один раз! На память!

Все дружно поддержали идею.

— Хорошо, — согласился Роман. — Только на фоне гор!

Роман указал на один из своих задников с нагромождением скалистых хребтов, ледников, водопадов, альпийских лугов, озер, рек, сбившихся в одну кучу туров, медведей, кабанов.

— А почему здесь? — спросил Сардион. — Давай под деревом.

— Нет-нет, — возразил Роман, — эти горы — лучший мой задник!

— А зачем задник, когда вот настоящие горы, — сказал Беса.

Машина вновь карабкалась по узким улочкам горного села.

— И куда он мог деваться? Как сквозь землю провалился, — продолжал разговор Сардион.

Машина обогнула полуразрушенную сторожевую башню и друзья сразу увидели сельского милиционера, который расположился у основания башни и щелкал семечки.

— Подъедем-ка к Симону, может, он знает, где Камал, — предложил Роман.

Машина повернула к башне и остановилась, но Сардион не стал глушить мотор, а Бола крикнул, не выходя из машины:

— Здрасьте — нехотя отозвался милиционер.

— Ты не знаешь, где Камал? — спросил Бола.

— Знаю, — ответил милиционер.

— И где? — спросил Бола.

— На месте, — ухмыльнулся милиционер.

— На каком месте? Скажешь, наконец?! — вставил Роман.

Милиционер молча ткнул пальцем назад и вверх. Только теперь друзья разглядели в зарешеченной бойнице башни голову Камала. Камал свирепо смотрел на милиционера. Голова его явно застряла между прутьями решетки.

— Что ты там делаешь? — удивление Сардиона было искренним.

— Отдыхаю, — зло отозвался Камал.

— Бежать он хотел, — пояснил милиционер. — Сюда голову просунул, а обратно — никак.

— А что он сделал? — спросил Роман.

— Оскорбил родную сестру начальника. Действием!

— Это семейное дело! — крикнул сверху Камал. — Его сестра уже десять лет моя жена!

— Не бери грех на душу, Симон, отпусти, — попросил Роман.

— Приказ, — пожал плечами милиционер.

Машина вновь катила по сельским улицам.

Сидевшие перед домом женщины, заметив машину и ее пассажиров, заговорили разом и наперебой:

— Никак Бола к новой жене свататься едет!

— И даже сына прихватил!

— Утром только разошлись!

— Только на кладбище!

А друзья, между тем, были озабочены своими проблемами.

— Ничего плохого не скажу про Фаризат, но достались нам с тобой сестры, Бола, — скулил Камал. — Моя ведет себя так, будто она хозяин дома, а не я! Вот если бы ты в свое время женился на Розе, то и я бы, может, не ошибся!

Беса вскипел моментально.

— Роза, Роза, старый шиповник, вот кто твоя Роза! — крикнул он.

Медленно осела пыль. Дверь сорванных ворот откинулась, как люк броневика, и в нее протиснули головы Сардион, Бола и Беса. Оглядевшись по сторонам, Сардион сказал:

Друзья волокли через двор сорванные ворота, чтобы поставить их на место.

— Раз-два, взяли, — командовал Сардион. — Мехти, зайди с другой стороны, ты мне все ноги оттоптал, слон!

— Брось ты свое белье, Бола, помоги! — крикнул Роман.

Бола посмотрел полными ужаса глазами на друзей —

неплохое начало! — зло швырнул простыню на забор. С огромным трудом мужчины водворили ворота на место, и Бола, Сардион и Роман присели передохнуть на аккуратно сложенные у забора бревна.

— Ну и денек выдался, — вздохнул Роман.

Мехти и Камал, оставшиеся на улице, с изумлением смотрели на ворота.

— Вы посмотрите, что мы наделали, — донесся из-за ворот голос Камала. — Ворота вверх ногами повесили!

Теперь пришла очередь Бола, Сардиона и Романа изумленно разглядывать действительно неправильно навешенные ворота. Калитка ворот оказалась сверху. Со двора через открытую калитку была видна только голова Камала. Он с презрением смотрел на друзей. Потом зло оттолкнул стоявшего рядом Мехти и стал карабкаться через калитку во двор. Перебравшись, наконец, Камал сплюнул в сторону ворот и двинулся к бревнам.

Мехти удивленно наблюдал за Камалом, пока тот карабкался вверх, чтобы перелезть через калитку, а когда тот уже присел рядом с друзьями на бревна, спокойно приоткрыл створку ворот и прошел во двор.

— Перевернем? — спросил Роман, показав на ворота.

— Передохнем, — сказал Сардион.

— Ну и духота, — сказал Камал. — В горле пересохло.

Последнюю реплику Сардион воспринял, как сигнальную ракету.

— Несмотря ни на что, — торжественно начал он, — сегодняшний день для всех нас оказался счастливым.

— Как? — не понял Бола.

— Святому Георгию было угодно, чтобы я направил машину вправо, на ворота, а не влево, — в пропасть. Что бы со всеми вами было, если бы вы оказались в пропасти?

Только теперь все осознали возможные печальные последствия затрещины Камала.

— Сардион, дорогой, спасибо за Беса, — пожал руку Сардиона Бола. — Фаризат бы не пережила.

После Бола руку Сардиона поочередно пожали все остальные. И момент истины наступил.

— Посему, — подвел итог своей короткой речи Сардион, — в честь Святого Георгия мы должны отметить это событие!

— А-а! — встрепенулся сразу Роман, который до этого был озабочен только своим ушибленным коленом, — святые слова! А, Бола?

Роман так преданно и искренне посмотрел в глаза Бола, что тот не счел возможным возразить. Если речь идет о Святом Георгии, покровителе путников и мужчин, который — что совершенно очевидно! — проявил сегодня к друзьям свою благосклонность, не дав им глупо погибнуть, возражать было вообще бесполезно. Бола бы не поняли не только его друзья, но и любой мужчина села. Поэтому Бола оставалось только скромно пожать плечами, а все остальное мигом сообразили его друзья.

Сборы были привычными и скоротечными. Каждый тащил к столу, что мог. Роман — окорок с чердака, Камал — петуха из курятника, Мехти — сразу учуял бидон самогона в погребе. Лишь Бола, Сардион и вертевшийся между ними Беса не принимали участия в подготовке к очередной попойке. Сардион деловито вышагивал по двору, присматриваясь к нему, будто был здесь впервые. Бола, не понимая над чем так усиленно размышляет Сардион, следовал за ним. Наконец, Сардион остановился посередине двора, сложил руки на груди, как Наполеон под Ватерлоо, еще раз оглядел двор, словно поле предстоящей битвы, и сказал:

— Мне кажется, погреб лучше всего делать здесь!

Бола не мог себе позволить сдаться сразу. Он гордо вскинул голову, отошел от Сардиона на пару шагов и изрек:

— Тогда за дело, — решительно засучил рукава Сардион.

— Динамит есть, взорвем пару шашек и погреб готов!

— О-о, а-а — начал было Бола.

Бола послушно загромыхал бочкой, катя ее от стены дома к центру двора. Беса в это время крутил в руках, шашки динамита.

— Не трогай, это мужское дело! — Беса схлопотал очередной подзатыльник, на этот раз от Сардиона.

— А я кто?! — обиделся Беса.

Перехватив у Бола бочку, Сардион перевернул ее вверх дном.

Бола не оставляли предательские сомнения:

— Послушай, а дом не разнесет, — промямлил он.

Сардион взял у Беса динамит, подсунул под бочку, вытащив наружу бикфордов шнур.

— Дядя Сардион, давай прямо сейчас бабахнем! — предложил радостно Беса.

— Я тебе бабахну! — еще один подзатыльник от отца был самым чувствительным из всех, что достались Беса с раннего утра.

— Сардион, Бола, к столу! — позвал Роман.

— Отойди от бочки! — прикрикнул на Беса отец.

Лихая компания повеселевшими голосами дружно выводила застольную, расположившись за столом под сенью горной яблони. Какой ремонт, какой погреб?! Жизненная суетность была окончательно предана забвению. Если бы в этот момент весь мир перевернулся, друзья бы этого не заметили. Обнявшись, они предались песне, как мечтам. Хотя физически они были на земле, но дух их витал в заоблачных высотах. Тем неприятнее было Бола, когда Беса, склонившись к нему, прошептал в самое ухо:

Бола отмахнулся от сына, как от мухи. Но тот был и надоедлив, как муха:

— Мама скоро приедет, а мы еще ничего не сделали.

— Мы за изобилие еще не пили, — сквозь зубы процедил Бола.

Беса понял, что отец его просто не слышит. Он оглядел сидевших за столом и, усмехнувшись, направился к бочке. Мехти вскочил из-за стола и принялся отплясывать. Продолжая пение, друзья не щадили ладони, поддерживая такт стремительного танца Мехти. А Беса отрезал ножом часть бикфордова шнура, просунул его под бочку и поджег.

Танец Мехти достиг апофеоза, когда Сардион, сидевший за старшего, позвал Беса:

Беса рядом не было. Сардион огляделся и увидел Беса как раз в тот момент, когда тот поджигал огрызок шнура. Но откуда это мог знать Сардион?! Глаза Сардиона моментально полезли из орбит. К тому же Беса, отбегая уже от бочки, истошно завопил:

Сардион сперва судорожно задергался на стуле, будто сидел на муравейнике, затем с протяжным стоном рванул из-за стола в сторону дома, взлетел по лестнице на чердак, захлопнув за собой створку слухового окна. Только уже оказавшись в безопасности, Сардион крикнул вниз:

Камал сообразил не сразу. Лишь увидев дымящийся бикфордов шнур, он понял смысл происходящего и кинулся к сараю. Уже из сарая Камал заорал:

Почему он кричал «ложись!», Камал не мог бы объяснить и сам. Тем более этого не смог понять Бола, который вдруг обнаружил, что под яблоней остались только он, Роман и продолжавший плясать Мехти.

— Динамит взорвется! — крикнул из курятника Камал.

Бола как ветром сдуло из-за стола. Он мгновенно оказался за стогом сена. После Бола из-за стола смылся Роман. Он перемахнул через низкий штакетник веранды и скрылся в доме. А Мехти, который был от природы все— таки слегка глуховатым, все продолжал свою пляску. Теперь Сардион, Роман, Камал и Бола сосредоточили свое внимание на бедняге.

Уловивший в конце концов, что происходит что-то неладное, Мехти нырнул в погреб.

— Спасайтесь!! — диким голосом завопил Сардион и еще раз захлопнул слуховое окно с такой силой, что черепица на всей крыше с грохотом просела.

— Дядя Сардион, — донесся в тишине робкий голос Беса, — я пошутил.

— Пошутил?! А если бы мы не успели залечь в укрытия?! — крикнул зло с обвалившегося чердака Сардион.

Из дома поддержал друга Роман:

— Пусть взорвется, я тебе покажу «пошутил»! За такие шутки убивать надо! Еще в люльке!

— Этот двоечник еще и хулиган! — добавил из курятника Камал.

— Тихо! — скомандовал Сардион. — Шипит?

— Кажется, шипит, — сказал Роман.

— Сейчас взорвется! — подвел итоги Сардион.

Вернувшийся из города Темыр, естественно, сразу направился к Бола. Он прекрасно знал, что ремонт дома будет только поводом для очередного застолья и заранее предвкушал удовольствие. Подойдя к дому, он удивленно глянул на перевернутые ворота, но прошел все-таки спокойно во двор. Заметив на столе следы пиршества, подошел, деловито налил себе в стакан араки, привычным движением отправил ее в пункт назначения и только после этого подозрительно огляделся, подошел к бочке и, грохнув по ней кулаком, прокричал:

— Бола! Куда вы все подевались?!

На Темыра мгновенно со всех сторон обрушились призывы:

— Ложись, тебе говорят!

— Скорее ползи к воротам!

Ошалевший не столько от обрушившейся на него информации, сколько от ее отсутствия, Темыр судорожно, по-пластунски, стремительно пополз к воротам. Лишь выбравшись на улицу, и плотно прикрыв за собой обе створки ворот, он облегченно вздохнул. Постоял в глубоком раздумьи. И растерянности. И решил, видно, все-таки разобраться во всем. Робко приоткрыл одну створку ворот, заглянул испуганно во двор. Речь его была сперва тихой, как журчание ручейка, но постепенно перешла в рокот бурного горного потока.

— В чем дело. Кто кричал «ложись». Зачем? Зачем «ложись»?! Зачем «ползи»?! Война, что ли.

— Динамит в бочке, сейчас взорвется! — крикнул с развалин чердака Сардион.

Темыр больше не проронил ни слова. Он помчался по улице прочь от дома Бола, распугивая по дороге гусей и кур.

— Он когда-нибудь взорвется или как? — спросил из курятника Камал.

— Если до сих пор не взорвался, может, и не взорвется, — предположил Сардион.

— Тогда чего же мы здесь сидим? Арака стынет! — удивился Роман.

— А тебя что, привязали там? — язвительно заметил Сардион.

— Разве я дурак? — спросил скорее у самого себя Сардион.

— А разве нет? — все больше распалялся Бола. — Ты посмотри, что наделал, — всю крышу завалил!

— Бола! — высунулся из курятника Камал, — он со страху заминировал тебе и чердак!

— Вы на себя посмотрите! — прокричал Сардион, — вам даже памятники ставить нельзя! Вместо головы — круг!

— Хотел бы я знать, кого ты выберешь на свой памятник, Македонского или Нельсона?! — это было последнее, что успел крикнуть из курятника Камал, ибо от переполнившего его возмущения, курятник рухнул.

— Господи! А при чем тут куры?! — запричитал Бола.

— Ну, чертенок, шкуру спущу, если не взорвется, — пробормотал Сардион.

— Что вы на меня кричите?! — возмутился Сардион. — Я что ли виноват, что Бола затеял этот проклятый ремонт?! Вместо того, чтобы отремонтировать дом, он устроил здесь военный полигон!

Беса, слышавший всю перепалку друзей отца и неплохо изучивший на собственной шкуре их нравы, понимал, что дело принимает очень печальный для него оборот. Тут подзатыльниками не отделаешься. Молодой, изворотливый ум сразу подсказал ему выход. Он прошмыгнул к бочке, поджег настоящий бикфордов шнур и, никем не замеченный, вернулся к ограде, за которой скрывался до сих пор.

Между тем, Сардион стал выползать из-под обломков крыши:

— Хватит ругаться, вылезайте. Взрыва уже не будет.

— Это точно, Сардион? — усомнился Камал, выбираясь тем не менее из бывшего курятника.

— Можно выйти? — не очень уверенно высунулся из дома Роман.

— Можно, — сказал Сардион.

И вдруг Беса заорал:

— Сейчас бабахнет! По-настоящему бабахнет!

И Сардион, и Камал, и Роман, и Мехти вздрогнули и застыли на местах.

— Я тебе бабахну! Ты что, издеваешься над нами?! — Бола схватил с земли подвернувшийся под руку камень и швырнул в сторону Беса.

Первым из ворот дома выскочил Беса. За ним с возмущенным ревом неслись Сардион, Камал, Роман и Мехти. Лица у всех были в известковой пыли и саже, а одежда изорвана в клочья.

— Ну, попадешься ты мне в руки, чертенок! — вопил прихрамывавший на бегу Сардион.

— Что дом, одежду мою изодрал!

Взрыв разбудил сонное село. Люди, громко крича, но еще не разобравшись, что произошло, бежали по улицам в сторону дома Бола. Благо, ориентир у них был совершенно четкий — над домом поднимались густые клубы черного дыма.

Дремавший на скамеечке под облепихой сельский пастух Инал, встрепенулся. Ноги его судорожно задергались в поисках опоры, наконец, нащупали землю, и он сполз со скамьи, и, тараща глаза, засеменил за пробегавшими мимо сельчанами.

Фаризат с двумя нанятыми в городе плотниками входила уже в село, когда мимо них промчалась пожарная машина.

— Пожар, что ли? — пробормотал один из плотников.

Фаризат насторожилась. Чутье подсказывало ей, что переполох в селе каким-то образом связан с ней. Она непроизвольно ускорила шаг.

Однако то, что предстало перед ее глазами, сразило Фаризат. Дома, как такового, не было. Он весь развалился. На месте дома было пепелище. На самой вершине яблони, как звезда на макушке новогодней елки, торчала бочка. С веток свисало выстиранное утром постельное белье. На одной из нижних веток раскачивался ее муж, который тщетно пытался освободиться. Фаризат подбежала к нему.

— Что случилось, Бола? — пролепетала она.

— Ничего особенного, — не очень уверенно промямлил Бола.

— Как, ничего особенного? Где наш дом?!

— Сюрприз — простонал Бола.

— Какой сюрприз?! — всплеснула руками Фаризат. — Где мой дом?!

— Кто построит?! Ты?! Да ты не мог отремонтировать старый!

— Легче построить новый дом, чем отремонтировать старый!

По узким улочкам села бежал Беса, а за ним еще десяток детей.

— Ура! — кричал Беса, — мы будем строить новый дом! Новый дом! У нас будет новый дом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *