актеры фильма театр 1978
Забытый кинохит 1970-х: Почему фильм «Театр» стал для Ивара Калныньша судьбоносным и роковым одновременно
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Фильм «Театр» режиссера Яниса Стрейча стал одним из самых известных проектов Рижской киностудии. В конце 1970-х гг. по заказу Центрального телевидения выпустили несколько фильмов-бенефисов к юбилеям известных советских артистов. Так, Евгений Гинзбург снял музыкальную картину «Бенефис Людмилы Гурченко», а на Рижской киностудии решили в качестве бенефиса к 50-летию Вии Артмане сделать экранизацию романа Сомерсета Моэма «Театр». При этом режиссер шел на определенный риск, так как историю о стареющей актрисе и ее молодом любовнике могли запретить в любой момент.
По тем временам фильм действительно был слишком смелым, о чем рассказывал Ивар Калныньш: « В какой-то момент мы осмелели настолько, что сняли два варианта сцены, в которой мой Том Феннел выходит из ванной навстречу Джулии, которую играла Вия. По сюжету с моих плеч спадало полотенце. Так вот, в первом варианте, который мы для себя назвали «шведской эротикой», полотенце падало на пол, и в кадр попадала моя голая попа. А второй вариант – «польский» – был более целомудренным, я успевал подхватить полотенце и показывал только спину. Я легко согласился играть эту сцену – и с полотенцем, и без него, потому что я совершенно не стеснялся Артмане ».
Вия Артмане и Ивар Калныньш так убедительно смотрелись в образах любовников, что после выхода фильма тут же возникли слухи об их романе за кадром. Поводы для этого давали и сами актеры. Вия Артмане признавалась, что у нее много общего с героиней, и на вопрос о том, не сыграла ли она в «Театре» саму себя, отвечала: « Да, конечно. Я не могу сыграть того, чего нет во мне. К мужчинам я неравнодушна. Считаю, что, если было бы наоборот, это было бы противоестественным. Но это не значит, что они все перебывали в моей постели ».
Слухи подогревались и публикациями о процессе съемок – известным фактом было то, что актера на роль молодого любовника Вия Артмане выбирала сама. Якобы режиссер предоставил ей право выбрать одного из претендентов самостоятельно, и она указала на Ивара Калныньша. Впрочем, сам актер говорил, что это было не совсем так: « Понимаете, в тот момент я уже был выбран – главным режиссером! Но Янис Стрейч под бенефис актрисы просто сделал такой красивый жест: уже зная, кто каких персонажей будет играть, как бы предоставил возможность выбора и Вие. Мы с ней, кстати, работали в одном театре – отсюда, видно, и потянулась ниточка. Но на съемочной площадке эта наша встреча оказалась первой и последней, к сожалению ».
Актеры действительно симпатизировали друг другу – иначе, по их словам, они не смогли бы сыграть так убедительно, но никакого романа между ними не было. Ивар Калныньш признавался: « Уж слишком достоверно играют!» – считали наши коллеги по труппе в Театре имени Яна Райниса. Они были убеждены, что это Артмане пропихнула меня на эту роль как своего любовника. Слышать это было очень неприятно… Я уважал ее. Следовала какая-то влюбленность, потому что такие чувства нам приходилось играть. Но мы всегда оставались на «вы». К ней непросто было подойти, поздороваться. Это был целый ритуал. Она требовательна к себе и к другим. Но с ней всегда было интересно. Съемочный период я даже не помню. Он прошел как мгновение ».
Кинорежиссер Илья Хотиненко говорил о легендарной актрисе: « Она умела держать дистанцию, за которую перейти нельзя. То есть при всем коммуникативном комфорте есть расстояние вытянутой руки, за которое перейти нельзя ».
Хотя кинодебют Ивара Калныньша состоялся еще в 1972 г. и к моменту съемок в «Театре» в его фильмографии было уже больше 10 работ, дорогу к славе ему открыл именно этот фильм – после роли Тома Феннела он стал знаменит во всем СССР. Однако эта популярность сыграла с ним злую шутку: после «Театра» актер надолго «застрял» в амплуа героя-любовника и коварного соблазнителя. Ни режиссеры, ни зрители не хотели замечать других красок его актерского таланта.
Статус героя-любовника тяготил Калныньша, он говорил: « Это амплуа меня буквально преследовало и в театре, и в кино, где после «Театра» я снялся в нескольких салонных историях: «Сильве», «Зимней вишне». Но, слава Богу, я смог оторвать эту этикетку, доказал и зрителям, и режиссерам, что способен не только разъезжать в каретах. Сыграл более чем в 70 фильмах – мелодрамах, боевиках, детективах, даже комедиях ». Хотя до сих пор актер подчеркивает, что без этого фильма не состоялась бы его актерская судьба.
Если с выбором главных героев проблем не было, то с остальными персонажами возникли определенные сложности. Руководство предлагало свою кандидатуру на роль служанки, но режиссер настоял на том, чтобы утвердили непрофессиональную актрису, реквизитора Рижской киностудии Илгу Витолу – она настолько внешне попадала в типаж, что никто другой не мог с ней конкурировать.
Во многих советских фильмах прибалтийских актеров озвучивали русские коллеги – по мнению руководства, герои должны были говорить без акцента. Так произошло и с фильмом «Театр»: героиню Вии Армане Джулию Ламберт озвучила Антонина Кончакова, служанку Илги Витолы – Римма Маркова, лорда Таммерли – Игорь Ясулович, героя Ивара Калныньша – Сергей Малишевский (во многих следующих фильмах он озвучивал своих героев сам, как, например, в «Зимней вишне», и фирменный акцент стал его визитной карточкой).
Бюджет фильма был ограничен, и хотя режиссеру удалось убедить руководство Центрального телевидения увеличить его вдвое, денег все равно не хватало. И вместо задуманных 30 костюмов для главной героини пошили только 6. Однако художник по костюмам нашла выход из положения: в тех сценах, где героиню Вии Артмане снимали только по пояс, она просто драпировала ее фигуру в разные ткани.
Одной из составляющих успеха фильма была не только великолепная актерская игра, но и музыка, написанная Раймондом Паулсом. К тому же режиссер уговорил его сняться в эпизодической роли пианиста. Янис Стрейч и сам исполнил одну из ролей в своем фильме – он предстал перед камерой в образе автора.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Театр (фильм, 1978)
Только на территории России:
«Теа́тр» (латыш. Teātris ) — двухсерийный художественный фильм-драма, режиссёра Яниса Стрейча. Одна из экранизаций одноимённого романа Сомерсета Моэма.
Содержание
Сюжет
Джулия Ламберт (Вия Артмане) — актриса, звезда лондонского театрального мира. Ведёт устоявшуюся жизнь: неизменный успех на сцене, высокая репутация, многолетний счастливый брак с Майклом Госселином (Гунар Цилинский), актёром, режиссёром и директором их общего театра, взрослый сын Роджер.
Прошедшая путь от провинциальной актрисы до всемирно признанной звезды, достигшая вершин профессионального мастерства, Джулия не вполне счастлива. Страстное чувство к мужу Майклу давно в прошлом, её огромная нежность и безумная страсть исчезла. Их заменила снисходительная доброта и лёгкое презрение к Майклу, к давнему поклоннику лорду Чарльзу Тэммерли, много лет безответно влюблённого в Джулию, ко всем мужчинам, которые пытаются добиться её расположения.
Так же поначалу относится Джулия и к благоговеющему перед её талантом молодому бухгалтеру Тому Феннелу (Ивар Калныньш). Однако казавшийся робким Феннел вдруг неожиданно вовлекает Джулию в связь и становится её любовником. В упорядоченную жизнь миссис Лэмберт вновь входят восторги любви и всплески страстного желания. Но, вместе с тем, есть в ней и муки ревности, переживания по поводу ухода молодости (тем более заметного, коль скоро возлюбленный Джулии «так дьявольски молод»). Тем не менее, она целиком отдаётся нахлынувшим чувствам.
Со временем Джулия узнает, что отношения с Томом ударили по её репутации, о них судачат и, в основном, из-за тщеславия её друга. Джулия вынуждена признаться себе, что Том её не любит, она была для него лишь «пропуском» в мир богемы и аристократии, где он теперь прочно закрепился и значительно улучшил своё финансовое состояние.
Особым ударом становится для Джулии известие о том, что Том ей изменяет, причём речь идет не о интрижках на одну ночь, а о серьёзных для него отношениях с молоденькой бездарной актрисой Эвис Крайтон (Майя Эглите). Это становится последним ударом.
Перед героиней встаёт сложная задача: преодолеть своё чувство к недостойному её мужчине, спасти свою репутацию в свете, отомстить сопернице, наконец, снова взять в руки власть над своей жизнью. С помощью своего актёрского таланта и профессионального мастерства она обеспечивает провал дебюту Эвис. Делает она это так, что никто не понимает, что «утопила» Эвис именно Джулия. Лишь муж Джулии Майкл сумел разгадать, что провал Эвис при всей бездарности последней — дело рук его супруги.
После успешной постановки Том торопится в гримёрку Джулии и предлагает ей уехать с ним, но получает отказ. Джулия не хочет никого видеть. Она оставляет поклонников и репортёров и отправляется в то место, о котором давно мечтала и в чём давно себе отказывала — в ресторан для хорошего ужина. Рассматривая ресторанную публику, Джулия замечает: «Присмотритесь внимательно к этим людям. Вот настоящий театр… А настоящая жизнь здесь».
Театр (1978)
Театр
Видео к фильму «Театр», 1978
Отзывы критиков о фильме «Театр», 1978
Знакомьтесь, Джулия Ламберт
Легко и непринужденно Джулия Ламберт в самом начале ленты разрушает четвертую стену. Перед нами предстает человек преданный своему ремеслу. Преданный настолько, что театр забирает у нее чувство реальности. Именно поэтому так сложно отделить, что думает, а что играет наша героиня.
Однако такая история не стала бы интересной без филигранной режиссуры Яниса Стрейча. Вместо тяжелых психологических поисков он поставил на легкость и увлекательность. Там, где предполагается напряжение Стрейч выделяет иронию, где можно всплакнуть — герои утомленно улыбаются. Такой подход дополняет замечательную историю Моэма.
В отличие от других экранизаций Стрейч расставляет акценты достоверно. Не в романе пожилой актрисы с молодым человеком дело. Не либидо является ее движущей силой. Вовсе не из-за плотских страстей Джулия Ламберт призывно ходит по улице, где мужчины приглашают незнакомых дам за плату скоротать вечер. Кстати, этот эпизод не включил в свою экранизацию Иштван Сабо, поскольку такой момент при линейной трактовке Джулии позволил бы заклеймить ее как нимфоманку и исследовать исключительно с фрейдистских позиций.
Не менее смело обходится Стрейч и с такой важной темой как взаимоотношения мамы и взрослого сына. Каждый диалог этих двух родственников показывает все разнообразие семейной токсичности. Складывающаяся между ними интимность, которая в итоге взросления парня исчезает — большая режиссерская находка. В каждой из сцен нет мелочей — от одежды героев до их жестов.
Об этой ленте можно писать еще много положительных слов. И завершая важно упомянуть Вию Артмане и Гуннара Цилинского. Это — настоящие звезды мирового уровня (сейчас несложно сравнить экранизации с более известными в мире актерами). Вия, Гуннар, Ивар и другие — завораживают и оживляют очень непростых персонажей, полных противоречий и тревог.
Стрейч мог поставить на авансцену сам театр, но он сделал другую ставку, выделив актеров. В каждом их них он позволяет заметить скрытую страсть, топливо для сложной работы. Такое толкование театрального искусства мне близко
Весь мир занимается лицедейством
Говорят, фронтон шекспировского театра «Глобус» украшало изречение древнего римлянина Петрония: Mundus universus exercet histrionam.
Сейчас эту фразу переводят так: весь мир — театр, а люди в нём — актёры. Фраза в поэтическом виде побывала в одной из шекспировских пьес.
А современная публика может оценить отличное кино с Вией Артмане в главной роли, после которого обязательно согласимся с Петронием. Ибо лицедейством до сих пор занимается весь мир…
Если доведётся прочитать замечательный роман Моэма «Театр», будет особенно интересно сравнивать с кино. Этот 2-хсерийный художественный телефильм был снят в 1978 году на Рижской киностудии и сразу же после первого показа по ТВ стал знаменитым.
Считается экранизацией знаменитого романа одного из самых богатых и популярных английских писателей прошлого века. Для любителей литературы не новость, что Моэма обожали за лаконичность стиля, точность и ироничность формулировок и занимательность «новеллистических пуантов» при ощутимом налёте натурализма.
Лет через тридцать после пика всемирной знаменитости Моэма латвийский киноактёр, режиссёр театра и кино, киносценарист Янис Стрейч представил публике известных в СССР театральных и кинозвёзд в качестве героев одного из его лучших романов.
Большие плюсы экранизации: то же, что и в романе, использование в самом зримом виде немотивированности череды событий, явно не исходящих одно из другого. Тем не менее, каждое событие — шаг, как бы приближающий героиню к чему-то. Возможно, к катастрофе.
А речь о персонаже из довоенного (30-е годы прошлого века, примерно) британского театрального мира, о вхожей в высшие слои общества звезде сцены, ощутившей угасание.
Жизнь утекает, но жизнь — театр… А люди кто? Героиня угасает как женщина, опасается, что с молодостью ускользнёт и талант, но театральный опыт помогает ей удержать в руках хотя бы часть своей яркой жизни… Для показухи или для жизни без показухи?
Вся жизнь — театр, а люди в нём — актеры… Читатели и зрители могли получить массу впечатлений и от истории, и от поведения персонажей.
Читатели с восторгом фантазировали, а зрители всё это увидели в телефильме. Ну, время ни на миг не остановишь, но от этого безобразия можно впасть в дурное расположение духа и испортить себе остаток лет, а можно поступить, как Джулия Ламберт.
А как именно? Смотрите кино! Напрямик ничего не говорится, простых рецептов нет, а целебный эффект имеется. И с годами не ослабел.
Прекрасная экранизация советского кинематографа
«Театр» я читала в университете на английском. И эта книга мне очень сильно понравилась, пожалуй, даже больше всех остальных. Потом по телеканалу «Культура» получилось посмотреть этот фильм. Эта самая близкая экранизация книги и самая точная. Реплики, реквизит, детали — все воспроизведено точно и детально. Фильм лучше смотреть, когда знаешь книгу, тогда он не будет казаться скучным, а история Джулии будет очень глубокой и реалистичной. Вия Артмане — как всегда красива и убедительна. Настоящая королева театра, талантливая женщина. И для Ивара Калныша это был отличный старт, и я люблю эту его роль больше всего. Вообще у прибалтийских актеров всегда получалось точно воспроизвести атмосферу Европы, убедительно сыграть иностранцев в советских фильмах.
Очень жаль, что прибалтийский-советский кинематограф распался. В советское время у них были прекрасные университеты, киностудии, библиотеки, интереснейшая литература. А теперь он похож на все фильмы Европы, и уже нет той интересности, которая была раньше.
Игра — притворство. Это притворство и есть единственная реальность.
Картина снята в 1978 году по роману С. Моэма «Театр». Конечно, всегда довольно сложно экранизировать по-настоящему хорошее произведение, но тем не менее, данный фильм мне очень понравился. Но обо всем по порядке.
К сожалению, не могу сравнить кинокартину с оригинальным произведением, так как не читала его, хоть и наслышана. Сюжет довольно интересный, хоть и предсказуемый. Очень понравилось режиссерское решение разговоров главной героини с «незримым» другом. Да, фильм получился несколько наигранным, но это его не портит, а наоборот — создает впечатление театральности, смывает грань между зрителем и экраном, позволяет вжиться в ситуацию. Возможно, до конца режиссеру не удалось раскрыть мотивы и цели героев, некоторые вещи приходится додумывать, но меня это нисколько не смутило. Еще раз повторюсь — поскольку я не читала оригинал, то это позволило мне абстрагироваться от книги и наслаждаться фильмом. Основной идеей стала идея нереальности, наигранности жизни. И вправду, весь мир — театр. Что может быть проще и гениальнее этой шекспировской фразы.
Он великолепен, я даже не предполагала, что в Латвии такие актеры. К сожалению, из всего состава актерского до просмотра фильма я знала только Ивара Калныньша.
В главной роли, в роли блистательной актрисы Джулии Ламберт Вия Артмане. Превосходная актриса, красивая, выразительная. Очень понравились ее костюмы, макияж и прическа на протяжении всего фильма. И как ей удались все эти выразительные паузы! Лучшей актрисы для этой роли и представить сложно. Она прекрасна!
Роль ее мужа, Майкла Гослина, исполнил Гунар Цилинский. Действительно, похож на Юматова. Хорошо чувствовал своего персонажа, оживлял плавные сцены.
В роли молодого любовника примадонны Тома Феннела Ивар Калныньш. Вот есть же красавцы на свете! Он мне всегда нравился внешне, в более старшем возрасте, но я не воспринимала его как хорошего актера, потому что всегда больше наслаждаюсь именно им, его красотой и немножко акцентом, а не актерской игрой. А этот фильм мне позволили взглянуть на него другими глазами. Безусловно, он хороший актер, мастерски показал все поверхностность своего героя. Мне он очень понравился в этой роли!
Все остальные актеры тоже отлично справились со своими ролями. А если говорить о персонажах, то Роджер, пожалуй, был самым искренним из всех, он старался вырваться из этого поглощающего всех театра.
Музыку к этому фильму написал прекрасный композитор Раймонд Паулс. Она восхитительная и так органично подходит сюжету, взглядам и действиям. Именно музыка придает фильму атмосферу, которую не всегда можно выразить словами, задает нужную глубину и пронзительность.
Так же не могу не сказать о дубляже. С одной стороны, хотелось бы услышать их настоящие голоса с прибалтийскими акцентами, но с другой — дубляж только еще больше подчеркивает достоинства фильма.
- актеры фильма твои мои наши
- актеры фильма театр с вией артмане