актеры фильма тегеран 43 фото
За кадром «Тегерана-43»: Как Наталья Белохвостикова вдохновила Шарля Азнавура на «Вечную любовь»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Игорь Костолевский называл этот фильм самой большой своей актерской удачей – хотя он уже был популярным актером, известным по фильму «Звезда пленительного счастья», именно «Тегеран-43» сделал его настоящим кумиром советских зрителей и принес актеру международную славу. Костолевского утвердили без проб, но в начале съемок едва не лишился роли. За время отдыха он значительно прибавил в весе, и режиссер Владимир Наумов поставил ему условие: советский разведчик должен быть в идеальной форме. За несколько недель ему удалось привести себя в порядок, и тогда его допустили к съемкам.
Главная женская роль досталась супруге режиссера Владимира Наумова, актрисе Наталье Белохвостиковой. Но и ей на съемках пришлось несладко – ее героиня-переводчица должна была говорить на фарси, и актрисе нужно было выучить фразы на незнакомом языке. К тому же в фильме ей предстояло сыграть 3 роли – саму переводчицу, ее маму и дочь. Сложный грим занимал по 5 часов.
Когда режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов приехали на съемки в Париж, там они решили, что в их фильме непременно нужно снять звезду французского кино. Идея пригласить Алена Делона поначалу казалась абсолютно фантастической – в те времена он находился на пике популярности, его график был расписан по месяцам. Тем не менее актер согласился на встречу с советскими режиссерами. Но когда он услышал о том, что ему предстояло сыграть лишь один эпизод, возмутился и поставил условие: « Значит так, завтра в восемь утра на французском языке двадцать страниц хорошей роли. Если вы это сделаете, я соглашусь ». За одну ночь авторы вписали в сценарий нового героя – французского инспектора Фоша, и Делон согласился сниматься.
На съемочной площадке Делон показал себя настоящим профессионалом. Только однажды он позволил себе закапризничать: ему нужно было просто выйти из офиса и сесть в машину, но это происходило, по замыслу авторов, на Елисейских полях. Делон потребовал изменить место съемок – он был очень популярен и предвидел, что толпы поклонников могут сорвать съемки. Режиссеры отказались что-либо менять, и тогда Делон пришел на съемочную площадку пораньше, чтобы продемонстрировать, что он был прав. Вокруг него действительно собралось огромное количество людей, но сцену все-таки сняли.
Расчет режиссеров был верным – фамилия звезды мирового масштаба на афишах привлекла в кинотеатры миллионы зрителей. Владимир Наумов говорил: « Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира ».
После того, как отсняли парижскую часть «Тегерана-43», у режиссеров возникла идея о том, что в фильме обязательно должна прозвучать песня о любви, написанная Шарлем Азнавуром. Немногие знали о том, что «Вечная любовь» была создана Шарлем Азнавуром и Жоржем Гарваренцем специально для этой картины. А вдохновила их Наталья Белохвостикова. Композитор Гарваренц просмотрел отснятый материал, а затем попросил пригласить в зал Белохвостикову, – и родилась музыка. А когда Азнавур услышал эту мелодию, он в тот же день написал стихи. Ему пересказали сюжет фильма, но больше всего он был впечатлен героиней Белохвостиковой и заявил: « Я буду писать песню специально для этой мадемуазель ». После премьеры фильма песня имела такой успех, что с тех пор Азнавур всегда исполнял ее вместе с Мирей Матье в финале своих концертов.
Режиссеры задумали соединить кадры военной кинохроники с песней о любви, но никто даже не предполагал, что это вызовет такой эффект – зрители в кинозалах всегда плакали на этом моменте. Владимир Наумов вспоминал: « Мы попросили наших продюсеров обратиться к Азнавуру. Он согласился. Текст песни был предметом долгих переговоров. Мы хотели, чтобы текст песни написал он сам, а музыку – брат его жены Жорж Гарваренц. Мы работали над песней «Une Vie d’Amour» и во Франции, и в СССР. Сначала это была чисто любовная песня, которая должна была углубить линию взаимоотношений героев Игоря Костолевского и Натальи Белохвостиковой. В процессе работы мы начали понимать, что песня перерастает этот объем, что она касается такой серьезной вещи, как война. Ведь суть картины в том, что война не дает людям соединиться ».
Многие запомнили «Тегеран-43» именно по этой песне. Впервые прозвучавшая в этом фильме, она возглавила хит-парады Франции. Говорили, что даже если бы Азнавур написал только эту одну песню, ему хватило бы этого для того, чтобы завоевать всемирную популярность.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Юбилей фильма «Тегеран-43»! Съемки в Баку, воспоминания актеров, кто на самом деле спас Сталина, Рузвельта и Черчилля (ФОТО)
Представляем читателям Trend Life интересный материал о съемках этого фильма.
Местом для съемок планов Тегерана был выбран Баку. Основная часть съемок проходила в древней части Ичери шехер, а также на Абшеронском полуострове, в селе Гала. В частности, съемки проводились на площади рядом с Девичьей башней, около мечети Джума, по улице Хагигат Рзаевой и Асафа Зейналлы, в Мугам-клубе, доме Гани Мамедова и т.д. Съемки были также проведены в Москве и Париже.
Звезды советского и мирового кино
В главных ролях снимались как известные советские актёры Игорь Костолевский и Наталья Белохвостикова, так и звёзды мирового кино Ален Делон, Курд Юргенс, Клод Жад, Майк Маршалл, Жорж Жере и другие.
Игоря Костолевского утвердили без проб, но в начале съемок едва не лишился роли. За время отдыха он значительно прибавил в весе, и режиссер Владимир Наумов поставил ему условие: советский разведчик должен быть в идеальной форме. За несколько недель ему удалось привести себя в порядок, и тогда его допустили к съемкам. Впоследствии, Игорь Костолевский называл этот фильм самой большой своей актерской удачей, «Тегеран-43» сделал его настоящим кумиром советских зрителей и принес актеру международную славу.
Игорь Косталевский вспоминает: «Мне особо запомнились ночные съемки в Ичери шехер. Хотите – верьте, хотите – нет, но каждый раз, выходя к камере, я ощущал какое-то непроизвольное чувство страха: кругом темень, какие-то вдали мелькают смутные тени, из ближайшей подворотни доносятся хриплые голоса… Хотя и был мой герой-разведчик Андрей Бородин не робкого десятка и при оружии, и сам я понимал прекрасно, что там, за пределами съемочной площадки, бурлит веселая жизнь большого современного города, в котором живут добрые люди, искренние друзья».
Главная женская роль досталась супруге режиссера Владимира Наумова, актрисе Наталье Белохвостиковой. Но и ей на съемках пришлось несладко – ее героиня-переводчица должна была говорить на фарси, и актрисе нужно было выучить фразы на незнакомом языке. К тому же в фильме ей предстояло сыграть 3 роли – саму переводчицу, ее маму и дочь. Сложный грим занимал по 5 часов. В фильме также снимались такие известные советские актеры как Альберт Филозов, Николай Гринько, Глеб Стриженов, Всеволод Санаев, Владимир Басов, Баадур Цуладзе и другие.
В фильме также снимались известные азербайджанские актеры Нодар Шашигоглу и Алескер Мамедоглу, сыгравший канатчика Гулама Рза.
Алескер Мамедоглу вспоминал: «Я снимался в Москве и Баку. Все актеры фильма были очень талантливы. К примеру, Наталья Белохвостикова, игравшая переводчицу с персидского, или Игорь Костолевский, сыгравший одну из лучших своих ролей. Альберт Филозов, вообще, был для меня необыкновенным человеком. Представители иранского консульства учили нас говорить на фарси. Все было организовано строго и точно. Знаете, тогда не каждого брали на роль в таком фильме, для каждого это было большим счастьем. Столько лет прошло, а фильм этот до сих пор смотрится с удовольствием…»
Как Баку стал Тегераном – преображение
Режиссер Владимир Наумов вспоминает: «Баку тогда перевоплотился в столицу Ирана. Все настолько хорошо получилось, что заграничные зрители даже не догадались, что съемки Тегерана времен Второй мировой войны были в Баку. Выбор пал на Баку так как, в 1978 – 1979 гг. в Тегеране была Исламская революция и съемки были невозможны. Мы решили остановить свой выбор на Баку, так как Иран и Азербайджан во многом тогда были похожи. Тем не менее, съёмочной группе пришлось сильно потрудиться. На улицах развешивали иранские ковры, посуду, вывески на фарси, которые соответствовали тому времени. Только бакинские дворики не пришлось изменять, они были очень колоритны и подходили для фильма. Баку очень универсальный и красивый город«.
Столице Азербайджана было не впервой преображаться – в различных фильмах он становился Хургадой, Буэнос-Айресом, Стамбулом и другими городами.
На узких улочках Ичери шехер были развешены вывески и рекламы на фарси, соответствующие тому времени. Входы в мелкие магазинчики и кафе были задекорированы иной раз до неузнаваемости. Было завезено большое количество старых автомобилей – легковых и грузовых, на которые были выбиты соответствующие каждой стране номера.
Кто на самом деле спас Сталина, Рузвельта и Черчилля
В этом году вышла книга «Азербайджанский разведчик и конференция «Тегеран-43″», приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, рассказывающая о легендарном азербайджанском разведчике Мамедгусейне Асадове, о его жизненном пути, профессионализме и подвигах. Авторами книги являются депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана Арзу Нагиев и заместитель председателя Общественного объединения ветеранов органов спецслужб «Альянс» Азер Гараев.
В книге говорится, что именно азербайджанский разведчик Мамедгусейн Асадов имеет исключительные заслуги в проведении операции «Тегеран-43» и предотвращении покушения на глав антигитлеровской коалиции.
После начала Великой Отечественной войны Главное разведуправление командировало Мамедгусейна Асадова в Иран, так как он отлично владел оперативной обстановкой, свободно говорил на нескольких иностранных языках и располагал широкими разведывательными возможностями. Главное направление работы заключалось в организации операций против английской и немецкой разведки.
В 1943 году Иран был выбран самым подходящим местом для переговоров глав антигитлеровской коалиции. Это было предложение Сталина. Подготовка к Тегеранской конференции шла в условиях строжайшей секретности. Одним из проинформированных об этом был Мамедгусейн Асадов. Союзники в целях безопасности не информировали об этом даже иранскую сторону. Иран узнал о месте проведения конференции за шесть дней до ее начала, то есть 22 ноября 1943 года.
Ночью 24 ноября член Главного командования, начальник Генштаба, маршал Советского Союза Александр Василевский прибыл в Астару, где его встретил Мамедгусейн Асадов, после чего они вместе отправились в Иран. В тот день, оставаясь до четырех часов утра в доме Мамедгусейна в Астаре, маршал Василевский через два часа вместе с Асадовым отправляется в Иран. По указанию Сталина, основная цель визита Василевского заключалась в проверке готовности к встрече лидеров антигитлеровской коалиции и контроле вопросов безопасности. 26 ноября Сталин прибывает в Тегеран, и его самолет приземляется в аэропорту Кале-морге.
28 ноября началась Тегеранская конференция. Накануне конференции Асадов получил информацию о подготовке немецкой разведкой покушения на глав СССР, США и Великобритании. Он срочно докладывает об этом руководству. В результате своевременного информирования запланированное покушение было очень профессионально предотвращено.
Отметим, что публикация фактов и доказательств о героическом сыне Азербайджана Мамедгусейне Асадове, собранных в книге, разоблачили намерения армян сфальсифицировать историю о событиях того времени.
Тегеран-43
Рейтинг:
Кинопоиск 7,53 IMDb 7,2
Страна:
СССР, Швейцария, Франция
Длительность:
Режиссер фильма «Тегеран-43»:
Актеры фильма «Тегеран-43»:
Содержание фильма «Тегеран-43»:
Тегеран 43 года. Немецкое правительство хочет совать переговоры. Проходит 40 лет, эта история всплывает вновь.
Действие фильма «Тегеран 43» происходит параллельно в двух периодах – в 1943 году и в 1970-е годы.
Советский разведчик Андрей Бородин влюбляется в переводчицы с персидского языка француженку русского происхождения Мари Луни.
В Тегеран, накануне переговоров глав правительств трёх держав, возглавляемая агентом Шернером проникает группа немецких террористов.
Группе советских разведчиков, среди которых и Андрей, предстоит обеспечить безопасность переговоров.
В результате их работы немецкая террористическая операция успешно предотвращается.
Организатор покушения Шернер и его помощник, наёмный убийца Макс Ришар, уходят от возмездия.
Наступают 1970-е годы и эта история всплывает вновь.
Неожиданно всплывает утерянная плёнка с кинохроникой событий тех лет.
Киноплёнку продает Макс Ришар, который продает ее с аукциона вместе с мемуарами о его собственном участии в покушении.
Перед аукционом Шернер и его подельники, участники террористической группы, начинают охоту за плёнкой и за оставшимися в живых свидетелями — Максом Ришаром и Мари Луни.
Этой пленкой интересуются м в Советском Союзе.
Участник тех событий Андрей Бородин, едет на аукцион и, пытается найти Мари.
Макс узнаёт от Франсуазы, что она работает на Шернера.
В процессе поисков, с помощью инспектора Фоша, Андрей находит дочь Мари, а затем и её саму.
Через несколько минут после их встречи Мари погибает от рук подельников Шернера, которым пред этим удается сорвать аукцион и похитить из банка оригинал плёнки и мемуары.
В конце фильма Шернер находит и убивает Макса.
В то время как адвокат Легрейн ведёт переговоры с Франсуазой и с Шернером, Андрей встречается с дочерью Мари.
Готовя материал о съемках в Баку фильма «Тегеран-43», мы не думали, что начинать его придется с грустной ноты.
21 декабря стало известно, что скончался известный азербайджанский актер, заслуженный артист Алескер Мамедоглу.
Буквально за пару дней до этого автор этих строк брала интервью у Алескер муаллима, который снимался в этом фильме в роли канатчика Гулама Рзы. Актер был очень рад, что вспомнили о его роли, и признался, что никто никогда не спрашивал его о съемках «Тегерана» в Баку. А ведь ему есть, что рассказать. Он просил прислать ему ссылку, как только выйдет статья.
К сожалению, ссылку отправить уже некуда. А этот материал мы посвящаем памяти Алескера Мамедоглу, пусть даже его роль в том фильме была небольшой.
КАНАТЧИК ГУЛАМ
Да, его роль была небольшой, но очень колоритной.
Как рассказал в интервью Day.Az Алескер Мамедогду, он как раз снимался в фильме Аждара Ибрагимова «Чудак», когда в Баку начались «иранские» съемки «Тегерана-43».
— В тот период невозможно было ехать в Иран, поэтому фильм «Тегеран-43» решили снять в Баку. Второй режиссер пришел к Аждару Ибрагимову, посоветовался с ним, потом позвали меня на кладбище в Гала, там меня проверили и утвердили мою роль. Так я стал канатчиком Гуламом.
— Более всех я сдружился с Арменом Джигарханяном. После съемок мы даже некоторое время продолжали общаться. Все актеры фильма были очень талантливы. К примеру, Наталья Белохвостикова, игравшая переводчицу с персидского, или Игорь Костолевский, сыгравший одну из лучших своих ролей. Альберт Филозов, вообще, был для меня необыкновенным человеком.
Съемки фильма проходили в Ичеришехер, в местах, напоминающих тегеранские улицы. Снимали также на кладбище в Гала, где Мамедоглу представили Армену Джигарханяну, игравшему роль Макса.
Очень качественной была операторская работа Валентина Железнякова. Павильон был очень хорошо организован.
Фото из архива Бахруза Гусейнова, предоставлено Бахрамом Багирзаде
— Мои съемки длились 20 дней, фильм снимался в Швейцарии, Франции, Англии, Москве. Я снимался в Москве и Баку. Представители иранского консульства учили нас говорить на фарси. Все было организовано строго и точно. Знаете, тогда не каждого брали на роль в таком фильме, для каждого это было большим счастьем. Столько лет прошло, а фильм этот до сих пор смотрится с удовольствием.
БАКУ ПОРАБОТАЛ ТЕГЕРАНОМ
Фото из архива Бахруза Гусейнова, предоставлено Бахрамом Багирзаде
ВПЕЧАТЛЕНИЯ АКТЕРОВ:
Игорь Костолевский, исполнитель главной роли в картине «Тегеран-43»:
Фото из архива Бахруза Гусейнова, предоставлено Бахрамом Багирзаде
КСТАТИ
«ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ»
Рассказать, как это происходило, мы попросили Фикрета Алекперова. На этот раз Фикрет муаллим выступил в роли не ассистента художника, как в «Бриллиантовой руке» и «Человеке-амфибии», а дублера главного героя!
Дело было в июле 1957 года.
«Последний дюйм» был экранизирован талантливыми советскими режиссерами Никитой Курихиным и Теодором Вульфовичем, причем поначалу фильм был учебный, их дипломной работой, впоследствии Комиссия просмотрела материал и решила сделать его полнометражным, рассказывает Алекперов. Подводные сцены снимала группа Кусто.
Фильм имел большой успех и стал одной из самых известных работ в карьере режиссеров. Сюжет фильма следующий: безработный летчик Бен Энсли едет на берег Красного моря в уединенную бухту снимать на пленку акул и берет с собой своего маленького сына Деви. Во время съемок Бена ранит акула. Спасти их жизни может только юный Дэви, которому приходится прямо здесь научиться управлять самолетом.
— Где проходили съемки?
— Как вы попали в этот фильм?
— Когда снимался фильм, я возвращался с пляжа, тут меня увидела ассистент режиссера, почему-то записала мою фамилию и адрес. Прошло немного времени, и они нашли меня, оказалось, что мальчик заболел ангиной, и меня взяли сниматься на роль Деви как дублера на дальних и средних планах. Я снимался вместо него целый месяц.
В фильме были задействованы такие хорошие актеры как Николай Крюков, Слава Муратов и известный советский актер Михаил Глузкий, сыгравший роль коммерсанта Джиффорда. Особенно следует отметить музыку, написанную Моисеем Вайнбергом.
— Какие эмоции вас сопровождали на протяжении съемок?
— Я был 11-тилетним мальчиком и послушно выполнял все поручения. Как известно, я вырос в творческой атмосфере, и поэтому мне было не сложно, я уже с детства в кино. Этот фильм был моим первым выходом на площадку. На меня надели костюм Дэви, босоножки, часы Бена.
— А с кем из актеров вы сдружились?
— С Николаем Крюковым, игравшим Бена, и исполнителем роли Дэви Славой Муратовым, а также с нашими актерами Али-Агой Агаевым и Мухлисом Джани-заде. С Глузким, хотя он приезжал сниматься на один день. Вообще, я коммуникабельный человек и обычно со всеми легко нахожу общий язык.
С Крюковым мы встретились в 1963 году во время съемок фильма Аждара Ибрагимова «26 бакинских комиссаров», где он играл роль английского консула. Он меня вспомнил.
ЭПИЛОГ
На этом мы завершаем наш рассказ об известных фильмах, снимавшихся в советские годы в Баку. Все эти киноленты мы продолжаем смотреть до сих пор. Они стали частью и азербайджанского кинематографа, и нашей истории. Ведь, как говорят очень многие, главным героем их был и остается наш Баку.
История Азербайджана
Научно-популярный портал по истории Азербайджана
«Тегеран-43»: Как Баку превратили в столицу Ирана
О.Буланова
В 1980 г. на советские экраны вышел замечательный фильм – «Тегеран-43». Это был фильм совместного производства студий «Мосфильм», Четвертое творческое объединение, «Mediterranee Cinema» (Франция) и «Pro Dis Film» (Швейцария). Режиссерами и сценаристами был талантливейший тандем – Александр Алов и Владимир Наумов.
В ролях были задействованы звезды мирового кинематографа: Ален Делон, Курд Юргенс и Клод Жад. С советской стороны в нем блистали Наталия Белохвостикова, Игорь Костолевский, Альберт Филозов, Николай Гринько, Армен Джигарханян и другие известные актеры.
Действие фильма разворачивается в двух временных плоскостях – в 1943 г. и в 70-х гг., а также в нескольких городах: Москве, Париже и Тегеране. Москву снимали в Москве, Париж – в Париже, а Тегеран… в Баку. Баку в очередной раз неузнаваемо преобразился и вполне сошел за столицу Ирана. Настолько хорошо сошел, что за границей, где этот фильм в четырехсерийном варианте также показывали, никто даже не усомнился, что съемки Тегерана времен Второй мировой войны произведены именно в Тегеране.
Однако в Тегеране в те годы снять что-либо было просто невозможно – в 1978-1979 гг. там отбушевала исламская революция, приведшая к кардинальной смене режима. Поэтому столицу Ирана решили снимать в Баку. Объективно эти города не похожи абсолютно, но Баку было не впервой преображаться: за свою долгую кинематографическую биографию он уже побывал Хургадой, Буэнос-Айресом, Стамбулом – и никто даже не заподозрил «подмены».
А ведь «загримировать» столицу исламской республики (пусть и светской) под столицу другого исламского государства оказалось несравнимо сложнее, чем под латиноамериканский Буэнос-Айрес. Дело в том, что в Иране и Азербайджане, весьма сходных в каких-то аспектах, – язык, история, обычаи и т.п. – очень сильно разнятся мечети. По форме куполов, оформлению минаретов и т.д.
В Азербайджане купола мечетей полукруглые, а в Иране похожи на луковички, чем-то сходные с православными куполами. Минареты в Азербайджане – более простые, их балкончики не сильно выделяются, а в Иране минареты, как сказал один из участников съемок, «расфуфыренные», богато украшенные всякими декоративными элементами. Где взять такие мечети в Баку?
Съемочная группа и художник-постановщик с азербайджанской стороны Фикрет Алекперов нашли выход: мечети они построили. Нет, не в натуральную величину, конечно. Были сделаны макеты, которые на экране смотрелись более чем правдоподобно. Самый удачный такой макет заметен в сцене, когда Черчилль едет по улицам Тегерана, а вдали, между вполне узнаваемыми для бакинцев зданиями в Ичери-Шехер, виднеется мечеть о трех минаретах. Макеты делали объемными, чтобы на них естественным образом ложились тени от солнечного света.
На узких улочках Ичери-Шехер были развешены вывески и рекламы на фарси, соответствующие тому времени. Входы в мелкие магазинчики и кафе были задекорированы иной раз до неузнаваемости.
Для создания правдоподобия было задействованы все специалисты, в том числе и бутафоры. На улицах можно увидеть иранские ковры и ткани, специфическую посуду… Единственное, что не пришлось «гримировать» – это бакинские дворики, которые тоже мелькают в кадрах, а в некоторых разворачиваются целые сцены: они и без декора были более чем колоритны. А в одном из кадров был использован даже настоящий кран с водой, имеющийся практически в каждом бакинском дворе.
Массовку нужно было одеть, причем не только в типичные одежды иранских мусульман. В Тегеране – настоящем Тегеране – в 1943 г. кого только не было! Американские войска, советские, французские… Людей в европейской штатской одежде тоже было предостаточно. Выглядеть все это должно было по-настоящему. Художники-постановщики, костюмер и бутафоры со своей задачей полностью справились.
В Ичери-Шехер также завезли большое количество старых автомобилей – легковых и грузовых. На них было необходимо сделать соответствующие каждой стране номера. Все машины были подлинными, и это добавляло достоверности.
В общем, Баку «потрудился» на славу. Снимали круглыми сутками. Никогда еще в Баку не проходило таких масштабных и насыщенных съемок (снимали не только в Ичери-Шехер, но и на Апшероне – на кладбище в Гала.) Вымотались все ужасно, но результат превзошел все ожидания – фильм вызвал фурор. И сразу же завоевал кучу наград: Главный приз Всесоюзного фестиваля 1981 г., Золотой приз Московского кинофестиваля 1981 г., приз Общества «Родина» на том же фестивале. Номинировался фильм и на Государственную премию.
До сих пор существуют легенды, что в Баку приезжал Ален Делон. Многие таинственным шепотом рассказывают, что лично видели Делона, который якобы был в Баку инкогнито. Да, Ален Делон в фильме снимался, но в Баку не приезжал. По одной хотя бы причине, что его герой – из 70-х гг., он никак не мог был попасть в Тегеран 1943 г.
Зато в фильме снялись азербайджанские актеры: Нодар Шашикоглу, исполнитель роли легендарного партизана Михайло в фильме «На дальних берегах», и Алескер Мамедоглу, сыгравший канатчика Гулама Рза. Роль была небольшой, но очень колоритной. К сожалению, большая часть сцен с его участием не вошла в советский вариант фильма, но вошли в четырехсерийный зарубежный вариант.
Как вспоминал Алескер Мамедоглу: «Я снимался в Москве и Баку. Представители иранского консульства учили нас говорить на фарси. Все было организовано строго и точно. Знаете, тогда не каждого брали на роль в таком фильме, для каждого это было большим счастьем. Столько лет прошло, а фильм этот до сих пор смотрится с удовольствием…»
У российских актеров также остались от съемок самые приятные воспоминания.
«Вы будете смеяться, но мне особо запомнились ночные съемки в Ичери-Шехер, – вспоминал Игорь Костолевский, про которого после этого фильма говорили, что он не менее талантливее и красивее, чем Ален Делон, если не более. – Хотите – верьте, хотите – нет, но каждый раз, выходя к камере, я ощущал какое-то непроизвольное чувство страха: кругом темень, какие-то вдали мелькают смутные тени, из ближайшей подворотни доносятся хриплые голоса… Хотя и был мой герой-разведчик Андрей Ильин не робкого десятка и при оружии, и сам я понимал прекрасно, что там, за пределами съемочной площадки, бурлит веселая жизнь большого современного города, в котором живут добрые люди, искренние друзья».
В чем же секрет такой популярности этого фильма? Наверное, в противостоянии силы любви всей мерзости и грязи войны. Любовь в фильме – могучая антитеза злу, бесчеловечности и террору.