актеры фильма трон наследие
Застывший на лезвии. Как создавался «Трон: Наследие»
Во-первых, взять хотя бы сам факт, что лента вообще появилась на свет. Даже с учетом тенденции на эксплуатацию ностальгии то, что студия Disney решилась снять сиквел своего далеко не самого успешного фильма тридцатилетней давности (и сделать его одной из своих главных картин года), до сих пор кажется удивительным. А во-вторых, подобно талантливому эквилибристу, лента Джозефа Косински умудрилась встать на очень узкую грань, отделяющую успех от финансового провала, а широкое зрительское признание — от забвения. Да, фильм не стал кассовым хитом, но всё же сумел отбить затраты. То же самое можно сказать и про его восприятие среди киноманов. С одной стороны, даже оценившие творение Джозефа Косински зрители вряд ли станут называть фильм большим кинематографическим прорывом. А с другой, картину достаточно хорошо помнят и многие всё ещё ждут, что она получит сиквел.
По случаю сегодняшнего юбилея я написал для журнала «Мир фантастики» статью, рассказывающущую о сложном пути «Наследия» к большому экрану и нескольких попытках снять его продолжение.
Своеобразной вишенкой на торте неоправдавшихся ожиданий стало то, что по итогам 1982 года Американская киноакадемия отказалась номинировать ленту Лисбергера за лучшие визуальные эффекты — дескать, создатели сжульничали, использовав… компьютеры. Якобы таким образом они попросту наплевали на труд честных голливудских работяг. Интересно, что бы сказали академики образца 1982 года, если бы им показали любой современный блокбастер?
Тем не менее видео позволило спасти картину от забвения и принесло ей культовый статус. «Трон» оставил определённый след в истории индустрии развлечений. Так, фильм убедил Джона Лассетера в перспективах компьютерной анимации. По его словам, без «Трона» не было бы никакой «Истории игрушек». А электронный саундтрек фильма стал источником вдохновения для многих групп, включая Daft Punk.
Однако казалось маловероятным, что фильм когда-нибудь обзаведется прямым продолжением. Всё решило наличие преданной фанбазы, жаждавшей еще раз увидеть этот мир. В конце 1990-х в американской прессе начали циркулировать слухи, что компания Pixar планирует снять продолжение картины. Это было бы очень символично — но, к сожалению, тогда дело так и ограничилось общими разговорами.
В 2003 году вышла компьютерная игра Tron 2.0. Она не стала прорывом, но показала, что к вселенной «Трона» сохраняется интерес. Это, а также финансовые успехи продолжений «Матрицы» в итоге всё же сподвигли Disney запустить в работу сиквел. Поскольку к тому моменту Лисбергер уже давно завязал с режиссурой, проектом занялась совсем другая команда. Многие из её участников посмотрели «Трон» в детстве и с тех пор оставались его фанатами.
Один из ранних сценариев сиквела под названием «Трон 2.0» был написан Ричардом Джеффрисом. Его главный героей Раш, молодой сотрудник компании Encom, должен был отправиться в виртуальное пространство, чтобы отыскать загадочного хакера, пытающегося взломать корпоративную систему безопасности. В ходе поисков Раш встречал в системе таинственно исчезнувшего много лет назад Кевина Флинна (герой Джеффа Бриджеса) и узнавал, что его новый босс на самом деле злодей, пытающийся захватить контроль над всем миром с помощью новейшей программы.
В целом сюжет Джеффриса скорее походил на мягкий перезапуск оригинального «Трона». Студия отказалась от него и наняла других авторов. Но один из основополагающих элементов работы пережил все последующие переписывания и перекочевал в итоговый фильм. Уже тогда главным героем новой истории должен был стать не Кевин Флинн, а молодой человек, на чьи плечи возлагалась задача повести возрождённую франшизу за собой. По всей видимости, еще в середине нулевых в Disney решили опробовать хорошо известную ныне формулу, когда в продолжении культового фильма из 1980-х на центральный план выводится новое действующее лицо, а главный герой оригинала появляется значительно позже и выступает в менторской роли.
Из других интересных моментов истории Джеффриса можно выделить то, что в одном из эпизодов герои попадали в давно заброшенную часть системы, представлявшую собой виртуальное пространство из фильма 1982 года. Также в этой версии Флинн постоянно называл главного героя ламером, что, наверное, звучало бы забавно в исполнении Джеффа Бриджеса.Для следующего сценария были наняты Брайан Клагман и Ли Стернтал. Позже к ним добавилась вторая пара авторов — Эдвард Китсис и Адам Хоровиц. Как позже шутили создатели, ещё в самом начале работы они обсудили оригинальный фильм и пришли к выводу, что все, в общем-то, помнят из него три вещи: костюмы, светоциклы и Джеффа Бриджеса. Так что они решили сделать упор именно на это.
В 2007 году продюсер Шон Бэйли привлек в проект Джозефа Косински. Тогда это имя ничего не сказало бы даже самому искушённому киноману — на счету будущего режиссёра еще не было ни одной работы.
История попадания Косински в Голливуд по-своему удивительна. Он закончил факультет архитектуры и градостроения Колумбийского университета в Нью-Йорке, после чего занялся преподаванием 3D-дизайна и созданием спецэффектов для рекламных роликов. В 2005 году Косински переехал в Лос-Анджелес и взялся за написание графического романа «Обливион». Правда, он так и не сумел его завеершить. Но Косински нашёл выход, решив переработать сюжет романа под сценарий фантастического фильма. А уже готовые рисунки стали наглядным материалом для питчинга, демонстрирующим продюсерам, как будет выглядеть кино.
«Обливион» стал для Косински счастливым билетом. Запоминающийся визуальный стиль, а также опыт работы с графикой привлекли к Косински внимание Disney. В результате он получил предложение заняться сиквелом «Трона».
Разумеется, всё было не так просто. Студия хотела удостовериться, что человек, не имеющий режиссёрского опыта, потянет столь амбициозный проект. Были сомнения и в интересе зрителей. Disney требовалось доказательство, что «Трон» ещё помнят и продолжение найдёт свою аудиторию.
Поэтому Косински решил снять тизер, демонстрирующий визуальный стиль будущего фильма и намекающий на его некоторые сюжетные линии. Ему очень помогло, что Джефф Бриджес, не раздумывая, согласился принять участие в съёмках. Получившийся 2,5-минутный ролик без какого-либо предварительного анонса был показан в 2008 году на Comic Con. Публика встретила тизер оглушительными овациями.
Столь тёплый приём и позитивная реакция в соцсетях убедили Disney дать проекту зелёный свет. Фильм, получивший название «Трон: Наследие», был запущен в производство. Косински официально стал его режиссёром, а Бриджес вернулся к роли Флинна. Что касается нового главного героя, в список претендентов входили Райан Гослинг, Кейси Аффлек и Крис Пайн. Но в итоге роль Сэма Флинна досталась Гаррету Хедлунду.
Для саунтдтрека Косински перебрал множество электронных групп и закономерно остановил свой выбор на Daft Punk. При личной встрече дуэт закидал его кучей вопросов о будущем фильме. Лишь убедившись, что Косински настроен серьёзно и собирается выдержать дух оригинала, Daft Punk дали своё согласие.
«Наследие» нельзя назвать плохим фильмом. Это по-своему притягательное кинополотно, у которого есть удачные моменты и сильные стороны. Просто из этой истории можно было выжать куда больше, особенно с учётом имевшихся у авторов возможностей. Увы, этого не произошло. Джозеф Косински, безусловно, талантливый архитектор. Но недостаточно просто построить красивое здание — его ещё нужно оборудовать изнутри, чтобы оно стало пригодным для жизни. И с этой задачей постановщик-дебютант, к сожалению, справился не до конца.
Кассовым провалом картину, как правило, объявляют сразу после завершения кинотеатрального проката. Но фильмы продолжают постепенно приносить деньги и после этого. Зачастую речь идёт о скромных по голливудским меркам суммах, не меняющих общий результат. Но в некоторых случаях стабильный денежный поток позволяет покрыть убытки картины и даже со временем делает её прибыльной. Просто к тому моменту может пройти столько лет, что съёмка продолжения уже станет бессмысленной.
В случае с «Наследием» эти планируемые финансовые поступления стали важным фактором. Благодаря им студия не закрыла франшизу, а поставила её на паузу, терпеливо дожидаясь, когда продажи прав и носителей начнут приносить прибыль. К тому же 400-миллионые сборы «Наследия» сами по себе не так уж плохи по голливудским меркам. Будь у фильма меньший бюджет, мы бы уже давно увидели продолжение — а то и не одно.
Прошло несколько лет, и весной 2015 года было объявлено, что «Трон» получит третью часть. Съёмки были назначены на октябрь того года. Гаррет Хедлунд и Оливия Уайльд согласились вернуться к своим ролям, а режиссурой должен был снова заняться Джозеф Косински. Но после провала «Земли будущего» проект снова заморозили. В Disney решили, что современным зрителям не особо интересны ретрофутуристические миры, и решили лишний раз не рисковать. Вместо этого ставка была сделана на беспроигрышную, как тогда казалось, машину по зарабатыванию денег под названием «Звёздные войны».
Летом в Disney снова дали добро на съёмки третьего фильма. Правда, заниматься им будут уже другие люди. На пост режиссёра назначен Гарт Дэвис, а главную роль исполнит Джаред Лето. Он сыграет персонажа по имени Арес. Недавно актёр опубликовал фото, демонстрирующее мышечную массу, которую он набрал для роли. На данный момент это всё, что известно о проекте «Трон: Арес».
Конечно, даже студийное одобрение не даёт стопроцентной гарантии, что фильм всё же начнут снимать, — достаточно вспомнить историю отменённых съёмок 2015 года. Но что-то подсказывает, что рано или поздно вселенная «Трона» всё же вернётся на большие экраны. Просто это, по всей видимости, будет уже совсем не та история, которую мы бы могли получить, если бы десять лет тому назад лента Косинки собрала чуть больше денег.
Детально о кинофильме «Трон: наследие»
СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ
Фильм «ТРОН» был выпущен Disney в 1982 году и стал настоящим технологическим прорывом. Его сценаристом и режиссёром был визионер Стивен Лисбергер; на «ТРОНЕ: Наследие» он продюсер. На тот момент «ТРОН» использовал новейшую компьютерную графику, невиданные прежде виртуальные декорации и световые эффекты. Впервые крупная киностудия выпустила фильм, который мог похвастаться уникальным сочетанием широкоэкранного формата, компьютерной графики и рисованной анимации. В результате «ТРОН» стал культовой картиной, не утратившей популярности даже 25 лет спустя. Его появление считается поворотным событием в истории спецэффектов в кино.
Технические достижения последних лет создали заманчивую возможность сделать полноценное продолжение «ТРОНА», ориентированное на современного зрителя. Сегодня, когда «поколение X-Box» круглые сутки подключено к интернету, телефоны превратились в портативные компьютеры и все вокруг играют в виртуальные игры, мы живём в мире, о котором 30 лет назад, во времена создания «ТРОНа», можно было только мечтать.
Стивен Лисбергер с неукротимой энергией боролся за проект «ТРОН: Наследие». «Мы начали переговоры с Disney лет десять назад… За это время многие работники студии поседели, и сам фильм сильно изменился. Не так давно, когда проект в очередной раз был разморожен, у нас появилось ощущение, что наконец-то нужные люди собрались в нужном месте. Перед этим мы пробовали разные варианты, но всякий раз убеждались, что нащупать пульс времени нам не удаётся. А на этот раз получилось».
Огромную роль в фильме играет электронная музыка, написанная дуэтом Daft Punk, революционерами в своём жанре. В 1993 году, когда вышел их первый сингл, Ги-Мануэль де Омем-Кристо и Тома Бангальтер, по общему мнению, совершили переворот в жанре «хаус». Музыка Daft Punk – это бодрая, танцевальная смесь прогрессив-хауса, фанка, электроники и техно. После блистательного дебюта Homework (1997), дуэт выпустил ещё два студийных альбома (Discovery, 2001; Human After All, 2005) и два живых (Alive 1997; Alive 2007).
Дуэт работал не только над музыкой, но и над дизайном звука, особенно в тех сценах, где из фоновых звуков рождается мелодия. Технически это очень сложное и интересное музыкальное решение, время от времени стирающее грань между музыкой и звуками. «Для фильма у нас записано больше 100 минут музыки. И она уже так тесно спаялась с видеорядом, что представить фильм без неё я лично не могу», – говорит Косински.
Благодаря современным технологиям, создатели фильма благополучно избавились от многих ограничений при работе с компьютерами. Но при этом они всячески старались сохранить дух фантазий Лисбергера.
Для этого были использованы новейшие достижения кинематографической техники, в том числе – ещё более продвинутые камеры, чем на «Аватаре», уникальные технологии компьютерной обработки реальных декораций.
Все эти инструменты попали в руки к талантливым художникам и кинематографистам, поэтому неудивительно, что «ТРОН: Наследие» демонстрирует суперсовременный дизайн и потрясающие видеоэффекты, ещё более усиленные стереоскопическим форматом (3D). Максимально реалистичная компьютерная анимация вписывается в игровые сцены с живыми актёрами настолько естественно, что раньше это было невозможно. Как говорит продюсер Джеффри Силвер: «Раз уж «ТРОН» был прорывным фильмом в 80-е, нам казалось очевидным, что его продолжение должно стать прорывом в 21-м веке. Если мы хотим всё сделать правильно, надо поднять планку. Так мы и поступили».
РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА
В 1982 году, когда Кевин Флинн (Джефф Бриджес) вырвался живым из Системы и вернул себе контроль над компанией «Энком», которую он основал со своим старым другом Аланом Брэдли ( Брюс Бокслайтнер ), все думали, что он остепенится и полностью посвятит себя созданию и продвижению компьютерных игр.
На первый взгляд так оно и было: Кевин женился и делил своё время между сыном Сэмом и «Энкомом», которая, благодаря ему и Алану, превратилась в колосса на рынке видеоигр. Но в тайне от всех Кевин продолжал эксперименты с телепортацией и часто возвращался в Систему из тайной лаборатории, спрятанной под игровым залом. Наконец, однажды Кевин исчез, и Сэм остался без отца и без малейших подсказок о том, где его искать.
Действие фильма «ТРОН: Наследие» начинается 20 лет спустя.
Повзрослевший Сэм ( Гарретт Хедлунд ) получает на пейджер сигнал, который приводит его в игровой зал Флинна. Оттуда он переносится в Систему, где на 20 лет безвылазно застрял его отец, и там начинается приключение, которое изменит жизнь и отца, и сына.
«С самого начала мы с Шоном [Бэйли] говорили студии, что «ТРОН: Наследие» – фильм об отце и сыне. В их отношениях – сердце картины.»
«Для нас было очень важно за всей этой зрелищностью не потерять сюжета. В конце концов, это история о мальчике, который потерял отца, вырос без него, и даже во взрослом человеке эта боль не заживает. И вот он узнаёт, что отец исчез не по своей воле и что у них остаётся шанс восстановить отношения», – говорит продюсер Шон Бэйли. – «Мы старались, чтобы всё в фильме работало на сюжет: и визуальный ряд, и эффекты, и музыка, и актёрская игра, и вся стилистика».
Отец и сын расстаются, а потом сближаются снова – в этом эмоциональный код фильма. «В этом восхитительном мире нам нужен проводник. Мы выбрали нашим проводником Сэма. Глазами Сэма мы открываем для себя Систему и узнаём Флинна», – говорит Адам Хоровиц, написавший сценарий вместе с Эдвардом Китсисом (по сюжету Эдварда Китсиса, Адама Хоровица, Брайана Клагмана и Ли Стернтала, на основе персонажей, созданных Стивеном Лисбергером и Бонни Макбёрд).
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
Джозеф Косински очень точно сформулировал свой подход к проекту: «Я хочу, чтобы всё выглядело настоящим. Чтобы казалось, будто мы перенеслись в мир ТРОНа с обычными камерами. Поэтому я хотел, чтобы как можно больше локаций были построены на площадке из настоящих материалов: стекла, бетона, стали; чтобы всё это можно было потрогать руками».
Косински окружил себя художниками из самых разных областей. «У нас трудились архитекторы, дизайнеры автомобилей; многие из них никогда не работали в кино. К нам слетелись люди со всех концов света», – говорит Косински.
«Для меня было важно, чтобы 3D тоже был настоящим», – говорит Косински. – «Сейчас многие фильмы снимаются в обычном формате, а потом уже конвертируются в 3D. Но с нашими декорациями и бескрайними видами у нас не было иного выхода, кроме как снимать всё 3D-камерами».
Косински продолжает: «Снимать в 3D гораздо сложнее. Визуальные эффекты мы тоже заканчивали в 3D, что тоже трудно. Надо ведь делать разный видеоряд для каждого глаза».
На съёмках фильма «ТРОН: Наследие» использовались специально созданные камеры новейшего поколения и уникальная комбинация двух технологий: motion capture и системы стереоскопических камер.
АКТЁРЫ
Джефф Бриджес играет того же персонажа, что и в первом «ТРОНЕ» 28 лет назад; возможно, это самый долгий перерыв между двумя появлениями актёра в одном образе.
На роли «пользователей» и «программ» авторы фильма искали актёров, которые могли бы вдохнуть жизнь в стилистику фильм «ТРОН: Наследие». Главной задачей было уговорить Джеффа Бриджеса снова сыграть Кевина Флинна, гениального разработчика игр – и Клу, омоложенную версию самого себя. Бриджес, недавно получивший «Оскар» за роль в фильме «Сумасшедшее сердце», сопротивлялся недолго. «Меня убедил режиссёр, Джо Косински », – говорит легендарный актёр. – «Надо отдать должное Disney, на студии поверили в его потенциал. И поступили умно: это спокойный и толковый парень. Джо великолепно изложил мне сюжет, и я втянулся. Потом он показал мне демо-ролик, и я понял, какие технологии у него в руках. Можно сказать, что я снялся в продолжении по той же причине, по которой снялся в оригинале: на данный момент технологически это самый продвинутый фильм. И это совершенно новый, невиданный способ снимать кино. Мне захотелось попробовать».
Хедлунд – давний поклонник Джеффа Бриджеса. Он всегда чувствовал, что однажды встретится с ним на площадке. Возможность сыграть сына Бриджеса стала для него «фантастическим переживанием».
Следующей задачей было найти правильного актёра на роль Сэма, сына Кевина Флинна. На эту роль пробовались сотни претендентов, но досталась она начинающему актёру Гарретту Хедлунду.
По сценарию Сэм – спортсмен-экстремал. Чтобы подготовиться к роли, Хедлунд учился ездить на мотоцикле и ходить по канату, а также освоил технику рукопашного боя, капоэйру и паркур. Бриджес заботливо помогал молодому актёру выдержать тяжёлые съёмки. Хедлунд говорит: «Мне всегда казалось, что каждый ребёнок мечтает о таком отце. Он лёгок на подъём, у него отличное чувство юмора, и при этом в нём столько мудрости!».
Оливия Уайлд и Гарретт Хедлунд мечтали сняться вместе с тех пор, как познакомились 7 лет назад, когда оба дебютировали в кино.
Оливия Уайлд («Доктор Хаус», «Туристас») была утверждена на роль Куорры, опытного воина и помощницы Кевина Флинна. Ей впервые досталась такая физически сложная роль, но она охотно начала тренировки вместе с Хедлундом. «Я никогда ещё не делала столько трюков. Я даже сама не понимала толком, что меня ждёт. Но это и здорово. К счастью, у нас были замечательные тренеры», – говорит Уайлд.
Ловкая и задиристая Куорра понравилась актрисе. «Так приятно играть сильную и умную женщину», – говорит Уайлд, – «в фильме, который, казалось бы, снят для мальчишек. Она – очень важный элемент сюжета. Таких женщин я ещё не видела на экране».
Уайлд добавляет: «Мне кажется, что фильм будет интересен не только мужчинам, но и женщинам, и девчонкам. Я хочу, чтобы девчонки наряжались Куоррой на Хэллоуин. Чтобы она казалась им родной и придавала им сил».
Майкл Шин говорит, что на образ Кастора оказали влияние многие «шоумены» – от Мэй Уэст до Зигги Стардаста.
Майкл Шин хорошо знаком с миром спецэффектов: он играл Люциана в серии фильмов “Другой мир». В «ТРОНЕ: Наследие» Шин играет Кастора, модника и владельца клуба.
Кастор, балансирующий на грани света и тьмы, стал интересной ролью для Шина. «Я – программа. Я не человек. Но в виртуальной Системе все программы выглядят как люди, поэтому напрашивается интересный вопрос: что он за программа? Мой герой живёт в этом мире с самых первых его дней (по крайней мере, он этим хвастается), поэтому я должен был продумать его место в истории ТРОНА».
ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ФИЛЬМА
Авторы «ТРОНА: Наследие» приложили всю свою фантазию, чтобы создать для фильма оригинальную эстетику и перенести зрителей в невероятно зрелищный мир, подобных которому никто ещё не видел.
В павильонах были построены целые улицы из Системы, по размерам превосходящие большинство улиц в реальных городах. «Когда Сэм впервые попадает в Систему из игрового зала», – говорит художник-постановщик Даррен Гилфорд, – «его забирает Опознаватель, спустившийся сверху. От размеров Опознавателя зависят размеры улицы, а ширина его корпуса – 20 метров. Исходя из этих пропорций, мы поняли, что нам надо будет построить примерно два городских квартала. Это была крупная, крупная стройка».
20-25 художников из разных департаментов готовили эскизы, по которым Косински и его команда делали декорации – полностью «живые», смешанные с синим экраном или полностью цифровые. По оценке Гилфорда, в фильме примерно 60-70 отдельных декораций, 15 из которых были полностью построены на площадке.
Создать визуальный образ Системы было отдельной сложной задачей. Косински объясняет: «Для каждого фильма надо тщательно выбирать локации. Я, как архитектор, понимал, что в таком фильме, где почти всё придётся отстраивать самим, надо как можно больше внимания уделять пространственному дизайну. Потому что нет в мире таких мест, куда мы могли бы прийти и снять эти сцены. Каждый кадр, снятый в виртуальном мире, надо было строить с нуля».
Поскольку многие сцены снимались на павильонах в Ванкувере, создатели фильма решили заодно немного поснимать город. Оказалось, это проще сказать, чем сделать. Рассказывает Бэйли: «Мы знали, что скоро нам предстоит погрузиться в виртуальный мир ТРОНА, постоянно работать с тремя или пятью новыми технологиями одновременно – короче, что нам будет трудно. Поэтому, чтобы все настроились, мы решили: разомнёмся для начала на реальном мире. Съёмки в реальном мире оказались тоже с размахом: мы снимали людей на крыше самого высокого здания и перекрывали самую большую улицу в городе».
Наконец, поскольку «ТРОН: Наследие» выпускается в 3D, создатели фильма столкнулись со специфическими проблемами формата, которые приходилось учитывать при каждом решении о визуальной стороне фильма. Вспоминает художник-постановщик Гилфорд: «Мы постоянно подчинялись определённым правилам. Например, когда сцепка из двух 3D-камер двигается по площадке, одна из них может поймать в кадр источник света на долю секунды раньше, чем другая. И это будет кошмар».
Художники по декорациям предусмотрительно позаботились о том, чтобы на экране появился целый ряд предметов, тесно связанных с мифологией «ТРОНА». Например, в тайной лаборатории Флинна под залом игровых автоматов можно разглядеть кадры и предметы реквизита из первого фильма. Внимательный зритель узнает эмблему Управляющей программы (Master Control Program) на обложке для диска, компьютерную панель и усовершенствованную версию лазера «Шива», с помощью которого Сэм переносится в Систему. По стенам также развешаны детские рисунки Сэма и карта виртуального мира.
Хотя работа над визуальным стилем Системы шла непросто, Гилфорд признаётся, что получил от неё огромное удовольствие: «Это же просто мечта художника – и для меня, и для моей команды. У нас на фильме был, наверное, самый невероятный штат художников. Работа была адски тяжёлой – но мы её делали с кайфом».
ЖИЗНЬ В СИСТЕМЕ
Свет – самый главный и объединяющий элемент в виртуальном мире Системы. «В нашем фильме всё завязано на свете. Световые ленты вытекают из-под улиц, взбираются на тротуары и здания и тянутся по всему городу на много миль», – говорит художник-постановщик Даррен Гилфорд. – «Очень интересно устроено уличное освещение: свет как будто рождается из самих улиц и обволакивает, баюкает их».
В клубе «Конец строки», расположенном на вершине самого высокого небоскрёба, свет излучает практически любое пространство: световые ленты вьются по полу и потолку, вокруг кабинок. Даже напитки светятся изнутри. Крыша и стены клуба сделаны из стекла, открывая волшебный вид на городские огни и на маяк далёкого портала.
Но, наверное, лучше всего свет работает в световых костюмах, которые ещё надо было придумать. Главный художник по концепции Невилл Пейдж и режиссёр Косински очень хотели, чтобы костюмы были настоящими, без компьютерной обработки – и художники сделали всё, чтобы воплотить их в реальности.
Световые костюмы были сделаны при помощи электролюминесцентных ламп из гибкой полимерной плёнки. Большинство облегающих костюмов были сделаны из латексной губки, а костюмы Сирен – из спандекса, опрысканного жидкой резиной для большей гладкости. Актрисам в этих костюмах приходилось ужасно тесно.
«Кроме главных героев», – рассказывает Кристин Бислин Кларк, работавшая вместе с художником по костюмам Майклом Уилкинсоном, – «мы одели ещё всю массовку. В виртуальном мире нет ни одного жителя без световых элементов на одежде. В итоге мы сделали больше 140 поролоновых костюмов. Это беспрецедентный случай».
Облегающие костюмы со световыми элементами привлекают внимание модельеров, и детали костюмов из «ТРОНА: Наследие» можно увидеть на подиумах и на страницах модных журналов. Узнаваемые причёски и смелый макияж для глаз становятся модными трендами.
Факты о костюмах
Программы, служащие Клу, носят чёрные костюмы с оранжевой и красной подсветкой. Цвет самого Клу – жёлтый; это знак его превосходства. У других обитателей Системы более холодные цвета: белый, голубой, серебряный.
Примерка и подгонка каждого костюма отнимала немало времени и сил, поэтому на площадке применялись особые наклонные платформы, которые позволяли актёрам отрываться от земли и наклоняться под углом без риска повредить костюм.
Чтобы превратить актрис в загадочных Сирен, требовалось три часа работы целой команды гримёров – и двух ассистентов, помогающих надеть костюм.
Шлемы были специально разработаны для каждого актёра, чтобы лучше отвечать характерам персонажей и стилистике фильма.
Архитектурный стиль «ТРОНА: Наследие» – это минималистские интерьеры и современные, светлые и просторные здания, роскошная внешняя подсветка и освещённые полы. В доме Кевина Флинна неовикторианская мебель вписана в модернистский интерьер: так создаётся сочетание старины и современности.
Если вспомнить, что режиссёр Джозеф Косински по образованию – архитектор, неудивительно, что дом Флинна – его любимый интерьер в фильме. «Это великолепная декорация. Я набросал её на клочке бумаги во время работы над демо-роликом, когда фильм ещё не был запущен. Суть в том, что Кевин Флинн – пленник компьютерного мира, и он пытается создать вокруг себя участок пространства, напоминающий ему о доме. Мебель, еда, сама атмосфера – всё это приметы уюта, который в виртуальном мире может создать для себя только человек».
Косински и его команда художников приложили много усилий, чтобы вывести игры и гонки на новое измерение… в буквальном смысле. «Мы хотели вытащить игры из двумерного пространства в трёхмерное; в итоге, чисто хореографически, получаются такие шахматы в 3D. Например, в гонке на светоциклах у нас участвуют десять машин одновременно на разных уровнях», – объясняет Косински.
На улице, на гладиаторских боях, в клубе «Конец строки» – где бы ни находились обитатели Системы, они всегда окружены и окутаны светом. И только Периферия за пределами города погружена в предательский мрак.
МАШИНЫ И ГАДЖЕТЫ
Светоциклы – жизненно важный элемент мифологии ТРОНА. Одним из дизайнеров, работавших над новыми элегантными светоциклами для фильма «ТРОН: Наследие», был Дэниел Саймон, бывший дизайнер «Бугатти». Он брал за основу оригинальные наброски Сида Мида, разработчика светоциклов для «ТРОНА».
Саймон объясняет трудности своей работы: «Визуально светоцикл составляет единое целое с ездоком. Его шлем и тело становятся частью конструкции и образа машины – но при этом ему надо дать свободу передвижения. Готовых рецептов для этого нет, нужно начинать с нуля».
Более того, продолжает Саймон, «светоциклы создаются при помощи жезла, поэтому нужно было продумать каждую деталь, каждый винтик их механизма, чтобы компьютерщики из Digital Domain могли всё это нарисовать. Это была интересная задача: сделать мотоцикл, который собирается из воздуха на твоих глазах».
Глядя на эти восхитительные машины, естественно, думаешь, что все они полностью созданы на компьютере, однако многие из них были специально построены для некоторых сцен, в полном соответствии с желанием Косински стереть грань между компьютерными эффектами и реальностью.
На спине у каждого обитателя Системы находится световой диск. Как и в первом фильме, в «ТРОНЕ: Наследие» диски – предмет жизненной важности. Световой диск – это источник энергии и база данных каждой программы.
Диск можно использовать как оружие: он возвращается к владельцу, словно бумеранг. Световые диски, созданные специально для фильма, состоят из 134 фотодиодов каждый, управляются дистанционно и крепятся к костюмам при помощи магнитов. В них также находятся батарейки и вся электроника, питающая энергией светящиеся костюмы.
СПЕЦЭФФЕКТЫ И ТЕХНОЛОГИИ
«ТРОН: Наследие» – это выставка достижений современных технологий. Эта картина совершает несколько прорывов в истории кино. Это первый фильм в формате 3D, где один из актёров (Джефф Бриджес) омоложен при помощи компьютерных технологий; первый фильм, где широко используются костюмы с автономным освещением; первый фильм, для которого костюмы создавались по компьютерным слепкам при помощи технологии CNC (Computer Numerical Cutting); первый фильм в формате 3D, снятый 35-мм объективом 35-мм чип-камерами.
«ТРОН: Наследие» поднял технологию так называемого «лицевого захвата» (facial capture) на новые, невиданные высоты. Сначала был сделан трёхмерный скан лица Джеффа Бриджеса, послуживший основой для слепка, по которому была создана маска с 52 отверстиями. В эти отверстия были помещены лицевые маркеры, за которыми следили 4 камеры, прикреплённые к шлему из углеволокна. Одновременно на студии Digital Domain создали трёхмерного оцифрованного Бриджеса, по его фотографиям 30-летней давности. Движения этой модели были синхронизированы с 52 лицевыми маркерами на маске.
Это было самое сложное техническое препятствие для создателей фильма. Режиссёр Косински говорит: «Вряд ли есть что-то труднее, чем создать на экране цифровой образ человека, который должен взаимодействовать с живыми людьми. Мало того, это цифровой образ хорошо всем известного человека… Мы должны были отразить обаяние и мимику Джеффа Бриджеса».
Играя Клу, Бриджес ходил с 52 маркерами на лице и в шлеме с нашлемной камерой; его мимика фиксировалась в компьютере и использовалась в работе с цифровой моделью. Таким образом, роль молодого Бриджеса играл настоящий Бриджес, как будто время действительно повернулось вспять. Данные, поступавшие в компьютер, позволили цифровой модели в точности повторять все движения и мимику Джеффа Бриджеса на съёмочной площадке.
«Клу должен был выглядеть, говорить и двигаться в точности, как молодой Джефф», – говорит обладатель «Оскара» Эрик Барба, главный специалист по визуальным эффектам. – «Джефф великолепно отработал свою роль, но Клу должен был выглядеть как настоящий человек, а конкретнее – как Джефф Бриджес начала 80-х. Мы продвинули технологию E-motion Capture на совершенно новый уровень. Планка поднялась гораздо выше, чем раньше».
Джефф Бриджес – первый актёр в истории кино, встречающийся на экране с омоложенным собой.
«ТРОН: Наследие» – первый фильм, в котором нашлемная камера (Helmet Mounted Camera) использовалась в живом режиме, позволяя актёру взаимодействовать со своими партнёрами по сцене. По словам продюсера Шона Бэйли, эта техника «помогла нам снять сцены, которые раньше казались невозможными. Причём перед нами стояла задача посложнее, чем в «Бенджамине Баттоне»: никто не знает, как будет выглядеть 80-летний Брэд Питт, поэтому тут есть простор для фантазии, но зрители помнят, как выглядел Джефф Бриджес времён «Несмотря ни на что», и мы должны были следовать этому образу. Так что мы использовали технологии не просто так: они помогли нам писать сценарий совершенно по-новому».
Джефф Бриджес радуется новым возможностям как актёр и как зритель. «Я люблю ходить в кино и люблю длинные эпопеи, где персонаж вырастает на наших глазах из мальчика в старика. Так вот, как правило, в разном возрасте его играют разные актёры. И меня каждый раз немного передёргивает, когда актёры меняются. Зато теперь приятно знать, что я могу сам играть своего персонажа в любом возрасте, хоть стариком, хоть ребёнком. Очень увлекательно быть частью такого эксперимента».
Поскольку, благодаря технологиям, погружение в виртуальный мир становится всё реалистичнее, возникает вопрос: насколько далеко может зайти слияние человека с компьютером? Возможно ли то, что происходит в «ТРОНЕ: Наследие», в реальной жизни? Создатели фильма хотели, чтобы фильм казался как можно правдоподобнее, чтобы в нём была частица научной истины. Они знали, что если сюжет будет основан на совершенно антинаучном допущении, зрители это почувствуют и не поверят в происходящее.
Поэтому авторы фильма, через продюсера Джеффри Силвера, вышли на специалистов из Национальной академии наук и задали им вопросы: Можно ли оцифровать человека и ввести его в компьютер? И можно ли вернуть оцифрованному человеку его естественную человеческую форму? Они пригласили учёных обсудить за круглым столом фундаментальную основу сюжета «ТРОНА: Наследие».
Ответы их удивили. Оказывается, чисто теоретически, если собрать компьютер достаточной мощности и применить принципы квантовой физики в процессе, известном как квантовая телепортация, то это возможно. «Мы обрадовались; эти слова подстегнули наше воображение. Научная фантастика и не должна отображать реальность; это фантазия на тему того, что возможно теоретически», – говорит Силвер.
УНИКАЛЬНЫЙ ЗРИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ
Зрители, которые увидят «ТРОН: Наследие» в формате 3D, будут вовлечены в захватывающий сюжет так, как никто в истории кино. При помощи новейших 3D-технологий, разработанных после «Аватара», «ТРОН: Наследие» затянет зрителей в виртуальный мир Сети.
Зрители испытают те же ощущения, что и Сэм, переносящийся из одного мира в другой; они будут не просто наблюдать за его перемещениями в Сети, а перемещаться с ним вместе. Эффект усиливается благодаря тому, что фильм открывается двухмерными сценами в реальном мире, а формат 3D включается, как только Сэм попадает в мир виртуальный.
Как объясняет Джозеф Косински: «Наш подход в чём-то похож на «Волшебника из страны Оз». 98% сцен, снятых в 3D, расположены в виртуальном мире. То есть, 3D по-хорошему начинается, только когда мы попадаем в Систему».
«ТРОН: Наследие» будет также показываться в кинотеатрах IMAX, и авторы фильма готовятся удивить зрителя неожиданным эффектом. Несколько эпизодов фильма будут выполнены в специальном расширенном формате: в таких эпизодах на экране IMAX исчезнут чёрные полосы выше и ниже рамки кадра, и изображение займёт собой всю площадь экрана.
Директор Косински уточняет: «В версии для IMAX у нас будет примерно 35 минут в расширенном формате. Мы будем переключаться с 2.35 на 1.78, и изображение будет раздвигаться, заполняя собою весь экран. В сочетании с 3D это даст ещё больший эффект погружения».
Зрители «ТРОНА: Наследие» откроют для себя сложную, увлекательную виртуальную вселенную, в которой есть место и ностальгии, и новейшим технологиям, поразительным визуальным эффектам и передовому дизайну. Они увидят хорошо знакомых героев в новой реальности, которая 30 лет назад казалась невозможной. Пронзительная история о взаимоотношениях отца и сына, убедительные и яркие персонажи – «ТРОН: Наследие» сочетает правду жизни с богатой визуальной фантазией и захватывающим действием в формате 3D.
«Фильм понравится не только фанатам первого «ТРОНА», но и новому поколению зрителей. Во-первых, это отличная история; во-вторых, таких технологий вы ещё не видели. И не обязательно смотреть первый фильм, чтобы всё понять во втором… Это отлично!» — Оливия Уайлд