актеры фильма цареубийца шахназарова
«Цареубийца»: почему история всегда жива?
«Цареубийца»: почему история всегда жива?
Фильм Карена Шахназарова «Цареубийца» вышел на экраны в 1991-м году – во время, как теперь принято говорить: «тупиковой общественной и экономической ситуации». Будучи встреченной большим интересом критики, вызвав серьёзную политическую полемику, картина, думается, всё же могла иметь больший резонанс – увы, перестроечный кинематограф в тот момент нещадно опустошал кинотеатры. Разочарованный зритель буквально бежал от морока «чернухи», развлекательности и бесконечной «разоблачительности», в который впали даже признанные мастера кино. Но «Цареубийца», будучи лентой мирового уровня, всё же нашёл свою аудиторию и, как положено настоящему произведению искусства, приковывает к себе интерес и поныне.
ЗАМЫСЕЛ
Отправной точкой создания фильма «Цареубийца» можно считать весну 1989 года, когда режиссёр Карен Шахназаров прочитал в журнале «Родина» очерк «Принуждены вас расстрелять». Автором нашумевшего материала, посвященного расстрелу царской семьи в 1918-м году и последующим поискам места её захоронения, являлся сценарист Гелий Рябов, известный по телесериалам «Рождённая революцией» и «Государственная граница». До занятий литературным трудом он служил в милиции следователем, одновременно являясь консультантом всесильного в брежневские времена министра внутренних дел Николая Щёлокова. В конце 1970-х годов и затем в «перестройку» Рябов вел собственное расследование обстоятельств гибели последнего русского императора. И именно он, совместно с геологом Александром Авдониным обнаружил останки царской семьи в 1979 году. Правда, сразу же закопав их обратно.
Венценосная семья
ЦАРЕУБИЙСТВО КАК СЮЖЕТ: ИСТОРИЯ И ВЫМЫСЕЛ
Пациент психиатрической клиники Тимофеев (М. Макдауэлл) считает себя убийцей двух императоров – Александра II и Николая II – Игнатием Гриневицким и Яковом Юровским одновременно. При этом воспоминания его настолько точны и подробны, что невольно наводят на мысль о переселении душ. Новый главврач больницы (О. Янковский) решается начать со странным больным курс ролевой психотерапии, выдаёт себя за императора и… проваливается в образ царя как в Маракотову бездну. С доктором происходит то же самое, что и с его пациентом – в него как будто вселяется чужое сознание и прошлое. В эту вымышленную мистическую историю вплетается реальное трагическое событие – расстрел Николая II и его семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Доктор Смирнов (О. Янковский) и странный пациент Тимофеев (М. Макдауэлл)
Режиссёр принципиально не хотел делать историческую костюмированную драму и сумел виртуозно выстроить драматургию, позволяющую легко «управлять» сюжетом во времени и пространстве. Но не только затем, чтобы в точности воссоздать канву последнего дня (и ночи) императорской семьи. Глубинный смысл отражён в самом названии картины, которое, по словам Карена Шахназарова, следует трактовать несколько шире – как обобщённый феномен, опираясь на общий контекст всей российской истории:
Конечно, цареубийства случались не только России. Монархов казнили и раньше – вспомнить, к примеру, Карла I, Людовика XVI, Марию – Антуанетту… Данное, с позволенья сказать «средство» борьбы за власть было распространено и в Европе, однако расправы над низложенными правителями хоть и формально, но всё же были обличены в юридические формы – происходили судебные процессы, обвиняемые могли защищаться. Николая же и его семью приговорили к смерти без суда и следствия. В этом плане гражданская позиция Карена Шахназарова, утверждавшего в 1991-м году, что эхо екатеринбургских выстрелов мы будем слышать ещё очень долго, вполне прозрачна. Когда государственным актом признаётся необходимость уничтожения детей – после этого позволены любые преступления. И всё что, произошло со страной впоследствии – кровавая Гражданская война, лагеря, голод, репрессии – лишь производное случившегося в подвале дома Ипатьева.
Кадр из фильма «Цареубийца»
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ
Сама концепция «Цареубийцы» указывает на то, что режиссер не ставил перед собой задачу документально воспроизвести мучительную гибель Романовых – событие Шахназаров осмысливает художественно, пытаясь понять: как такое вообще стало возможным? Ответ на этот вопрос был просто немыслим без тщательного изучения и анализа исторических документов.
Дом Ипатьева. Начало ХХ века
Эскиз к фильму
Ещё один принципиально важный момент в картине, который невозможно обойти, говоря об исторической достоверности ленты – встреча Юровского с Владимиром Лениным. Роль вождя мировой революции в расстреле до сих пор неясна. Во всех юридических документах стоит подпись Якова Свердлова. Но трудно предположить, чтобы Ленин, вникавший в любые мелочи, вплоть до того, как распорядиться мешком гвоздей (неслучайно же на эту «дотошность» обращали внимание многие советские кинематографисты, вспомнить хотя бы фильм Ю. Райзмана «Коммунист»), ничего не знал и не решал. Бытует версия, что Владимир Ильич в роковую минуту как бы «самоустранился», но всё происходило с его молчаливого согласия. В фильме этот мучающий историков вопрос решен с присущей режиссёру изящностью: Юровский лишь предполагает (весьма уверенно), что они «сделали это вдвоём». Но в ответ «ни слова, ни даже намёка, ничего». Лишь огромный, добела высвеченный солнцем кремлевский двор – ни души, только две маленькие фигурки.
ПАЛАЧ И ЦАРЬ
Актёр М. Макдауэлл
Юровский Макдауэлла словно всадник Апокалипсиса, колесящий по Екатеринбургу в чёрном плаще, даёт картине нужный ток, создаёт действительно инфернальное напряжение. Дуэль «пациент-доктор» отражается в историческом зеркале поединком ничтожного рокового злодея против некогда всесильного, а теперь низложенного императора. Поединок, собственно, происходит в душе Юровского – «Посмею ли?» Царь же смиренно ожидает своей участи – символ жертвы, созданный Олегом Янковским настолько убедителен, что белый ли халат, царская ли шинель – неважно…
Олег Янковский в роли Николая II
В интервью Карен Шахназаров признавался, что его интересовал, прежде всего, феномен «человека-исполнителя». Герой Макдауэлла, по сути, вечный персонаж мировой истории, в которой всегда есть те, кто принимает ответственные решения и те, кто нажимают на курок. В данном случае это был обыкновенный обыватель, сын старьёвщика с окраины Российской империи. Но именно его рука пресекла существование трёхсотлетней царской династии.
Кстати, на премьере в Италии один из представителей дома Романовых попросил режиссёра передать Олегу Янковскому благодарность. По его словам, актёр создал образ Николая II в точности таким, каким его и представляли потомки некогда царского рода.
МИСТИКА В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ
Изначально задумывалось, что главные роли в картине будут исполнять Олег Янковский и Малкольм Макдауэлл. Но если интерес к роли царя Олег Иванович, по словам режиссёра, проявил сам, то появление в фильме британского актёра сопровождалось изрядной долей мистики.
Режиссёр спешно вылетел в Швейцарию. Дальше, как вспоминает Карен Шахназаров, всё происходило как в кино. Макдауэлл через продюсера назначил Карену Шахназарову встречу в холле отеля.
Так и получилось: разговор режиссёра с исполнителем главной роли состоялся в марте, а в августе Малкольм снимался во Владимире. Кстати, за время съемок британец успел дать несколько интервью советской прессе, в которых весьма лестно отзывался о нашей стране, поражаясь при этом стремительным переменам, происходящим в тот момент в общественном сознании.
Режиссерский подход: К. Шахназаров и М. Макдауэлл
Кстати, в беседе с корреспондентом газеты «Культура» в 1991 году Макдауэлл также отметил некоторые мистические странности, сопутствовавшие съёмкам фильма:
СЪЁМКИ: ДВЕ КАРТИНЫ
В результате «Цареубийца» тоже «раздвоился» (тут невольно хочется добавить: как и сознание героя Малкольма Макдауэлла). Фактически это две картины: внимательный зритель уловит нюансы света, постановки кадра, монтажа, игры актёров – ведь это другие дубли! Плюс, в английской версии – немного иное музыкальное сопровождение.
ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Перечитывая прессу начала 1990-х невольно отмечаешь, что ни одна из прежних картин Карена Шахназарова не сопровождалась такими спорами и даже обвинениями в адрес режиссёра (причем задолго до окончания работы)! Постановщика упрекали то в белогвардейщине, то в монархизме, а то и вовсе в симпатиях к тоталитаризму…
«Цареубийцу» называли «отходной коммунистическому строю», «духовной драмой общества», попавшего в историческую ловушку и в поисках выхода пытающегося вспомнить, где находится вход, где начало порочного круга. Картиной, которая правдиво изложила канву основополагающего события новейшей истории, воплощением идеи подлинной вины и подлинного покаяния, охватывающего людей, совершенно неповинных в злодеянии, но все равно испытывающих ответственность за преступление, совершенное до их рождения. По воспоминаниям Карена Шахназарова, на просмотрах порой кипели нешуточные страсти:
— Моя мама, побывав на премьере в одном из столичных кинотеатров, рассказывала мне: «Ты не представляешь, что там творилось! Люди вскакивали с мест. Одни кричали: «Долой большевиков!» Другие: «Долой Николая!» Чуть ли не до драк доходило в зрительном зале! Была зачастую яростная реакция. Эта картина на самом деле не удовлетворяла ни монархистов, ни представителей и сторонников коммунистической партии. Мы старались быть объективными и оказались где-то посередине. Картина не идеализирует Николая II, как это делали его тогдашние и нынешние поклонники. Последний русский император был сложной, трагической фигурой. Интересно и то, что «Цареубийца», по сути, является «последней» картиной Советского Союза. Она вышла в прокат поздней осенью, а в декабре над Кремлем спустили красный флаг. И в этом совпадении тоже есть что-то мистическое.
Оглядываясь назад понимаешь, что такое количество трактовок и интерпретаций могло собрать лишь действительно… настоящее произведение искусства, которое априори рождает жаркие споры – пробуждает сильные чувства, заставляет мыслить. Любая волна критики или, напротив, восторженных отзывов, на самом деле быстро успокаивается. Что остаётся? Зрительский интерес. Именно он, пожалуй, и является главным мерилом мастерства любого режиссёра. Кинокритик Сергей Лаврентьев, закрывая большую дискуссию о фильме в газете «Культура» осенью 1991 года, заявил: «Именно после «Цареубийцы» Карен Шахназаров стал крупным режиссёром не в советском, а в мировом смысле этого понятия». Время подтверждает эти слова.
Фото: «Мосфильм-Инфо», при использовании ссылка на источник обязательна
Цареубийца, 1991: актеры и роли
Армен Джигарханян Armen Dzhigarkhanyan Юрий Шерстнев Анжела Пташук Anzhela Ptashuk Виктор Сеферов Ольга Антонова
Выдает пропуска в Marvel? 4 раза, когда актеры сыграли с Хиддлстоном, а затем попали в киновселенную
«Больно и страшно»: тяжелобольная Казьмина попрощалась с детьми
Хагрид – Робин Уильямс? Актеры, которые могли сыграть в «Гарри Поттере», но что-то пошло не так
Клава Кока обвинила Леди Гагу в плагиате: «Не показалось»
Карпович заметили в частной клинике: «Агата порчу навела?»
Прервали «Прямой эфир»: дочь Распутиной влезла в драку у Малахова
Сыграла на опережение: Самбурская блеснула в корсете Диты фон Тиз
Попал под трибунал: как актер Владимир Заманский оказался в лагерях
Ясновидящая заговорила о здоровье Гузеевой: «Гантелью по голове не убить»
Богомолов заступился за Собчак: «Рассуждения бессмысленны»
Тест: какое признание в любви тебя ждет?
Точь-в-точь: спортсмены, которые очень похожи на мировых звезд
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Цареубийца (фильм)
Бенджамен Брамс
Владимир Досталь
«Курьер» (Мосфильм), «Спектейтор интертейнмент»
«Цареубийца» — художественный фильм режиссёра Карена Шахназарова, снятый в 1991 году. Психологическая драма с элементами мистики. Главные роли исполняют Олег Янковский, удостоенный за эту актёрскую работу национальной премии «Ника», и британец Малкольм Макдауэлл.
Содержание
Сюжет
Врач-психиатр Смирнов (Олег Янковский) приехал из Москвы в провинциальный город, чтобы заменить уходящего на пенсию главврача местной психиатрической клиники Александра Егоровича (Армен Джигарханян). Одним из давних пациентов клиники является бывший уголовник («уже 18 лет по больницам») Тимофеев (МакДауэлл), который страдает шизофренией (раздвоением личности) и в периоды обострения этого заболевания считает себя убийцей российских императоров Александра II и Николая II. Новый главврач был поражен тем обстоятельством, что пациент приводил такие мелкие подробности из жизни цереубийц, которые ему просто не могли быть известны, поскольку тот родился на много десятилетий позднее, да и был малообразованным человеком. Мало того, в строго определенные дни у Тимофеева проявлялись те же телесные повреждения, которые были у двух убийц русских императоров — шрамы с кровоподтеками на шее, как у убийцы Александра II, которому отрезали голову, и признаки прободной язвы желудка, как у Юровского, убийцы Николая II.
Доктора Смирнова профессионально заинтересовывает этот уникальный случай и он начинает активно заниматься необычным пациентом. Он планирует в процессе бесед с Тимофеевым провести с ним что-то вроде шоковой терапии: сначала начать с ним общаться от имени Николая II, чтобы заставить того поверить, что перед ним — русский император, а потом показать ему, что на самом деле он не тот, за кого себя выдавал, что он — просто его врач, и, таким образом, убедить Тимофеева, что и тот сам не является тем, кем себя воображает, что, по мнению Смирнова, могло привести к излечению странного больного. Предшественник Смирнова пытается его от этого отговорить, заявляя, что «в сознании человека существуют такие вещи, которых лучше никому никогда не касаться», но новый врач приступает к осуществлению своего замысла.
Сначала все идет именно так, как планировал Смирнов — Тимофеев безоговорочно верит, что общается с Николаем II, однако уже вскоре ситуация выходит из-под контроля врача — он невольно для самого себя начинает действительно идентифицировать себя с последним русским императором, и даже однажды обнаруживает у себя на голове кровоточащую рану, которая бесследно исчезает через сутки, не зная о том, что на том же самом месте у Николая II на голове под волосами был шрам, нанесенный ему сабельным ударом еще в юности. Александр Егорович, понимая, что с коллегой происходит что-то неладное, снова пытается отговорить Смирнова от дальнейшей работы с Тимофеевым, но тот неожиданно ему говорит: «Я хочу понять, почему именно этот человек меня убил».
Но именно это пытается понять и Тимофеев-Юровский: «почему именно я. никто и ничто, сын старьевщика, рожденный на задворках российской империи. » С одной стороны — русский император, предназначенный для этой исторической роли «самим фактом своего рождения, хотя он и ничего этого не хотел», с другой стороны — безвестный сын старьевщика. Почему это страшное дело исторического и мирового значения выпало именно ему, а не было доверено какому-то более «именитому» лицу?
В последующих беседах Смирнов и Тимофеев, они же — Николай II и Яков Юровский, рассказывают друг друг о тех обстоятельствах, которые происходили в те страшные дни и не были известны другому, делятся друг с другом своими личными мыслями и переживаниями. Смирнов-Николай II начинает понимать, что сын старьевщика Яков Юровский, по собственным словам того, «никто и ничто, рожденный на задворках российской империи», не был ни хладнокровным палачом, ни «избранным» историей, чтобы «уничтожить одну из самых великих династий в Европе» — он был лишь простым винтиком в той страшной машине русской революции, которая перемолола сотни тысяч жизней, от российского царя и его семьи, до маленькой никому не известной девочки, которая пропала без вести, уйдя утром в церковь, стоявшую напротив дома, в подвалах которого было суждено свершиться кровавой казни под руководством Юровского. Хотя имя Якова Юровского и вошло в историю, как имя палача семьи Николая II, но сам он так и остался «простым винтиком» — Ленин при встрече с ним, прекрасно зная о том, что совершил Юровский («мы с ним это сделали вдвоем, я и он»), к удивлению последнего ни словом не обмолвился об обстоятельствах исторической казни, убийства бывшего российского императора, членов его семьи и обслуги, совершенной по его прямому указанию («я все ждал… но ни слова, ни даже намека, ничего»).
После очередной беседы с Тимофеевым, в которой тот, наконец, описывает подробности дня 16 июля 1918 года, когда была совершена жестокая казнь, доктор Смирнов едет в Екатеринбург, посещает там место, на котором стоял дом инженера Ипатьева — место последнего заточения и убийства царской семьи, — и ночью умирает у себя в гостиничном номере.
В ролях
Съёмочная группа
Награды
История создания
Примерно за год до начала съемок фильма «Цареубийца» Карен Шахназаров и Александр Бородянский писали сценарий фильма «Палата № 6» по повести А. П. Чехова для совместного проекта с итальянскими продюсерами. Шахназаров мечтал снять этот фильм (его мечта осуществится в 2009-м году), а Марчелло Мастроянни в той кинокартине должен был играть главную роль — доктора Рагина. Однако еще в процессе написания сценария итальянские продюсеры отказались от финансирования этого проекта, и «на руках» Шахназарова остался богатейший, но нереализованный материал о людях, лежащих в клиниках для душевнобольных.
Однажды Карен Шахназаров прочитал большую статью о расстреле царской семьи. Факты мытарств и расстрела семьи Романовых поразили режиссера. Вот здесь-то и родилась идея воссоздания этих событий в кинокартине «Цареубийца», но сценарий будущего фильма решено было писать в двух временных измерениях: 1918-й год и современная жизнь, чтобы появилась возможность для творческой импровизации. Таким образом, сценаристы Бородянский и Шахназаров «развязали себе руки», не желая замыкаться только на событиях кровавого расстрела. В этот момент очень пригодился материал нереализованного сценария «Палата № 6».
Так и появился образ доктора-психиатра Смирнова (в исполнении Олега Янковского), который по сюжету фильма сначала представляется императором Николаем II, а затем «вживается» в плод своих собственных фантазий и ему самому уже непонятно — кто же он: психиатр или император, убитый Юровским?
«Цареубийца» — самый «сложный» фильм Карена Шахназарова, потому что этот проект реально мог не состояться (развалиться). В период съемок катастрофически не хватало денег, а из-за занятости актеров (особенно Макдауэлла) на других кинопроектах, КПП (контрольно-постановочный план) переписывался несколько десятков раз. Плюс ко всему, Карен Шахназаров из тех режиссеров, которые любят снимать быстро (все его предыдущие фильмы сняты за 20-30 дней), а в «Цареубийце» на натурных съемках было необходимо отснять все четыре времени года — ведь действие фильма происходит и зимой, и летом, и весной, и осенью. Режиссер вспоминает, что приходилось надолго останавливаться, распускать киногруппу, потом вновь ее собирать и пытаться «на той же ноте» отснять новый материал. Для Шахназарова это была настоящая катастрофа.
Единственное, что «согревало» режиссера — это полное отсутствие цензуры, потому что Худсоветы «самоликвидировались» и теперь уже никто не перечеркивал сценарий, никто не отсматривал отснятый материал, никто не заставлял Шахназарова при монтаже выбрасывать «в корзину» лучшие сцены из фильма.
Мистический «Цареубийца», или Последний фильм СССР. Колонка Карена Шахназарова
ФАН попросил руководителя «Мосфильма» Карена Шахназарова в рамках авторской колонки рассказать о его знаменитом фильме «Цареубийца» — первой отечественной киноверсии истории расстрела царской семьи, которая стала одновременно последней советской кинокартиной.
Мистический «Цареубийца», сыгранный Макдауэллом. Колонка Карена Шахназарова
В процессе создания фильма «Цареубийца» было много того, что принято называть мистическим, в данном случае я не преувеличиваю — это было именно так. Прежде всего, как-то само собой получилось, что эта картина, можно сказать, вообще стала «последним фильмом СССР»: вышла в ноябре 1991 года — буквально за месяц до окончательного распада Советского Союза.
Хорошо помню: фильм вызвал жаркие споры, поговаривали, что в некоторых кинотеатрах чуть ли не до драк доходило. Нужно понимать, что это было за время: «Цареубийца» вышел после августовского путча, происходил стремительный распад страны, шла яростная борьба за власть…
Еще один мистический момент — в картине снялся знаменитый актер Малкольм Макдауэлл. Сегодня, имея серьезный международный опыт, я понимаю, какая это была удача. Мы с ним обсуждали сценарий в марте-апреле 1990 года, а через два месяца он уже снимался. Так просто не бывает со звездами мирового уровня! В то время Макдауэлл был одним из ведущих голливудских актеров, имея за плечами роли в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика и «Калигуле» Тинто Брасса. Теперь-то я знаю, что у актеров такого класса все распланировано на годы вперед, и даже если голливудской звезде нравится сценарий и она хочет сниматься, это не значит, что график позволит это сделать.
Я никогда не знал размер гонорара Макдауэлла за участие в «Цареубийце»: гонорары голливудских звезд обычно являются тайной. Реальную сумму, кроме самого актера и продюсера, заключающего с ним контракт, никто не знает. Как правило, информация, которая потом фигурирует в СМИ, сильно завышена. Контракт с Макдауэллом заключал мой продюсер Бенджамин Брамс. Единственное, что могу сказать, — Макдауэлл согласился сниматься в «Цареубийце» за относительно небольшие для артиста его уровня деньги.
Первый российский фильм о расстреле царской семьи
Да, «Цареубийца» стал первым отечественным фильмом о расстреле Николая II и вторым фильмом в мире на эту тему. До этого была очень известная картина Франклина Шеффнера «Николай и Александра» (в газете «Известия» от 13 января 1972 года фильм Шеффнера был назван «целлулоидной клюквой». — Прим. ФАН).
Должен сказать, что в фильме «Николай и Александра» были изменены исторические реалии, в том числе касающиеся исполнителей расстрела царской семьи.
Император, потерявший империю
Что касается меня, то я не пытался сделать политическую картину, осуждающую или оправдывающую Николая II. Подчеркну особо: я не являюсь поклонником Николая II как политического деятеля, считаю, что любое его возвеличивание (а такие тенденции есть) противоречит историческим реалиям. Да, он был сложной фигурой, но ведь в конечном итоге именно он потерял империю! Вообще на его совести довольно много грехов, все сегодняшние попытки это отрицать я считаю неправильными.
При Николае II было и Кровавое воскресенье, и Ленский расстрел, и проигранная Русско-японская война, и революция 1905 года, которая была жестоко — с расстрелами и повешениями — подавлена. Все это было.
И неудачная Первая мировая война — тоже его фатальная ошибка. Нельзя сказать, что она стала для России катастрофой в военном отношении — это большевики уже потом сознательно все преувеличили ради собственных целей. Я изучал этот вопрос: да, потери русской армии, конечно, были очень серьезными, но они значительно уступали потерям немцев, французов и других участников войны. Но главное — сам российский народ не понимал смысл этой войны. Конечно, война была не в интересах России. Мне кажется, во многом эти моменты и определили отношение общества к Первой мировой. Так что я и сегодня не являюсь поклонником Николая II, и не был им, когда снимал свой фильм.
О том, почему я взялся за эту историю, читайте в следующей колонке.