актеры фильма царская охота
За кадром фильма «Царская охота»: Чем Анна Самохина и Николай Еременко возмутили зрителей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этот фильм был снят режиссером Виталием Мельниковым по мотивам одноименной пьесы Леонида Зорина и являлся частью исторической трилогии «Империя. Начало»: «Царская охота», «Царевич Алексей», «Бедный, бедный Павел». В центре сюжета – история княжны Елизаветы Таракановой, объявившей себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшей на российский престол. Ее судьба сложилась драматически: из-за предательства ее возлюбленного, графа Алексея Орлова, младшего брата Григория Орлова – фаворита Екатерины, она до конца своих дней оказалась узницей Петропавловской крепости. Как оказалось, он действовал по поручению Екатерины, устранившей таким образом свою конкурентку.
Виталий Мельников на тот момент уже был режиссером с именем, известным по работам «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Выйти замуж за капитана». Он часто снимал о любви и задействовал в своих фильмах лучших актрис, к которым всегда умел находить подход. Никто не ожидал, что он возьмется за создание исторического кино. « Надо мной всегда посмеивались, мол, я «бабский» режиссер… Но мне показалось, что в обществе происходит много перемен, и наступила пора обратиться к истории, в которой все повторяется… Мне казалось, что во времена исторических потрясений как раз и следует напоминать о прошлом. Кроме того, начал руководить телевизионным объединением, и появилась возможность осуществить давнее желание поработать в этом жанре », – рассказывал Мельников.
Свое решение снять трилогию режиссер объяснял так: « Это не перечисление событий в определенной последовательности. Это попытка поразмышлять над основными болячками российской истории. Личность, государство, право государства управлять жизнью и смертью подданных. А ежели ты во главе государства, то интересно, что здесь происходит с человеком, как он оценивает или переоценивает самого себя в истории. И нравственная сторона дела. Власть и нравственность. Эти три фильма объединены общей темой. Важно было проследить причинно-следственные связи многих событий, которые далеко отделены друг от друга годами, а на самом деле – теснейшим образом связаны. Как это аукнулось при Петре, так и закончилось при Павле: сумятицей, кровью, беззаконием ».
В своем фильме Мельников собрал блестящий актерский состав: главные роли исполнили Анна Самохина (княжна Тараканова), Николай Еременко (граф Алексей Орлов), Светлана Крючкова (императрица Екатерина II). Последней режиссер еще за 10 лет до этого дал обещание, что однажды предоставит ей возможность сыграть императрицу. За эту роль Светлана Крючкова получила множество восхищенных отзывов. Этот образ в кино воплощало немало актрис, но именно ее нередко называли лучшей Екатериной.
Ради съемок в этом фильме 40-летней Крючковой пришлось изрядно потрудиться. Актриса рассказывала: « Работа над ролью российской императрицы Екатерины II шла очень непросто и стала одной из самых сложных для меня ролей. Во-первых, мне пришлось учиться ездить верхом. Мне, которая лошадей с детства побаивалась. А еще я до умопомрачения занималась со специалистами произношением. Известно, что Екатерина Великая всю жизнь говорила с немецким акцентом. Чтобы добиться правдоподобия, я по совету моей преподавательницы по языку полгода утром и вечером слушала текст, который настоящая немка записала на русском языке. В итоге – и это признавали даже профессиональные лингвисты – у меня получился именно немецкий, а не какой-то другой акцент… В этом фильме я выгляжу эффектно еще и потому, что оператором на нем был Юрий Векслер – мой муж. А он всегда снимал меня с особенной любовью ». За лучшую роль второго плана Крючкова получила призы Киноакадемии «Ника» и кинофестиваля «Созвездие-91». Несмотря на то, что Самохина и Еременко тоже отлично справились во своими ролями, отзывы по поводу их работы были неоднозначными.
Трилогия Мельникова получила массу претензий и от критиков. Они были связаны в первую очередь с отступлениями от исторической правды. На все эти выпады режиссер отвечал одной фразой: у него не было цели снять историческую хронику – это игровой фильм, представляющий его собственный взгляд на минувшее.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ЦАРСКАЯ ОХОТА
« Царская охота» ( 1990) — историческая драма по пьесе Леонида Зорина. Эпизоды снимались в Ростове и Борисоглебском монастыре.
Режиссёр: Виталий Мельников
Сценарист: Леонид Зорин
Оператор: Юрий Векслер
Композитор: Эдисон Денисов
Художник: Белла Маневич
Производство: «Ленфильм» при участии « Filmové Studio Barrandov» ( Чехословакия), «Excelsior Film-TV», «Videá» ( Италия)
Премьера: декабрь 1990
Актёры: Николай Ерёменко ( мл.), Светлана Крючкова, Анна Самохина, Михаил Кононов, Александр Романцов, Олег Табаков, Александр Голобородько, Анатолий Шведерский, Светлана Смирнова, Александр Новиков, Баадур Цуладзе, Рамаз Иоселиани, Борис Клюев, Владимир Ерёмин, Виктор Павлов, Борис Чинкин, Виктор Казанович, Святоплук Матыаш, Мириам Канторкова
Жанр: историческая драма, экранизация
Второй фильм из исторической трилогии « Империя. Начало» Виталия Мельникова: «Царевич Алексей», «Царская охота», «Бедный, бедный Павел».
Сюжет:
История юной красавицы княжны Елизаветы Таракановой, объявившей себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и претенденткой на российский царский трон, которую сгубила страсть — любовь к Алексею Орлову, фавориту Екатерины. В результате предательства графа Орлова она оказывается узницей Петропавловской крепости…
Съёмки в Ярославской области: один из эпизодов снимался во дворе Борисоглебского монастыря, ещё один — возле Ростовского кремля и Гостиного двора.
Награды:
Призы Киноакадемии « Ника-90»: за лучшую работу художника по костюмам ( Л.Конникова), за лучшую роль второго плана ( С.Крючкова);
Премия им. Ф. Никитина за лучшую актерскую работу ( С.Крючкова);
Премия им. Е. Енея за лучшую работу художника ( Б.Маневич и Л. Конникова);
Конкурс профессиональных премий « Ленфильма» ( С.-Петербург-91);
Приз за роль второго плана ( С.Крючкова) кинофестиваля « Созвездие-91» ( Смоленск).
Мнение критика:
В современной кинематографической версии режиссера В. Мельникова « Царская охота» утратила все некогда присущие ей политические подтексты и превратилась в роковую драму несчастной любви, где роскошные формы Анны Самохиной ( Тараканова), гордый профиль Николая Еременко ( Орлов) и красоты итальянской природы оказались собранными вместе с одной лишь целью — доставить зрителю невинное чувственное удовольствие, не омрачаемое никакими тягостными размышлениями.
Но, как ни крути, власть ( Екатерину II играет С. Крючкова) предстает в этом фильме в привычном для нас и нескрываемо подлом обличье.
Наталья Сиривля
«Искусство кино», 1993, № 11
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
ЦАРСКАЯ ОХОТА (1990)
Полезное
Смотреть что такое «ЦАРСКАЯ ОХОТА (1990)» в других словарях:
Царская охота — Жанр драма исторический фильм Режиссёр Виталий Мельников … Википедия
Царская охота (фильм) — Царская охота Жанр драма, исторический фильм Режиссёр Виталий Мельников Автор сценария Леонид Зорин В главных ролях … Википедия
ЦАРСКАЯ ОХОТА — 1990, 121 мин., цв., ТПО “Голос”, “Ленфильм” при участии ПО “Союзкиносервис”, “Баррандов” (Чехословакия), “Эксцельсиорфильм” (Италия). жанр: историческая драма. реж. Виталий Мельников, сц. Леонид Зорин, опер. Юрий Векслер, худ. Белла Маневич … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
1990 год в кино — Содержание 1 Избранное кино 1.1 Мировое кино 1.2 Советское кино … Википедия
Охота — на оленя. Лукас Кранах Старший. 1529 год У этого термина существуют и другие значен … Википедия
Самохина, Анна Владленовна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Самохина. Анна Самохина Имя при рождении: Анна Владленовна Подгорная Дата рождения: 14 января … Википедия
КЛЮЕВ Борис Владимирович — (р. 13 июля 1944), российский актер театра и кино, народный артист России. Окончил Высшее театральное училище имени Щепкина. С 1969 артист Московского Малого театра. Известность актеру принесла роль Трианона в сериале «ТАСС уполномочен заявить»… … Энциклопедия кино
МЕЛЬНИКОВ Виталий Вячеславович — (р. 01.05.1928, село Мазаново, Амурская область), режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977); Народный артист РСФСР (1987). Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1952, мастерская С.Юткевича, М.Ромма). Снимал игровые и н/п… … Энциклопедия кино
ЗОРИН Леонид Генрихович — (р. 03.11.1924, Баку), сценарист, актер. Кавалер ордена Дружбы народов и ордена «Знак Почета». Окончил филологический факультет Азербайджанского государственного университета имени С.М.Кирова (1946) и Литературный институт имени М.Горького… … Энциклопедия кино
ГОЛОБОРОДЬКО Александр Александрович — (р. 28 сентября 1938, Днепропетровск), российский актер; народный артист Украинской ССР (1988); народный артист РСФСР (1988). Окончил КГИТИ им. И.Карпенко Карого (1960). Драматический актер. В 1960 1976 актер Крымского русского драматического… … Энциклопедия кино
Царская охота (фильм)
Царская охота (фильм)
Ленфильм (студия Голос)
«Баррандов» (ЧССР)
«Видэа» (Италия)
«Царская охота» — советский художественный фильм 1990 года по одноимённой пьесе Леонида Зорина.
Содержание
Краткое содержание
Экранизация истории авантюристки, которая назвала себя княжной Таракановой и претендовала на престол Екатерины II.
Красавица княжна Тараканова, которая сама сводила с ума мужчин, влюбляется в царского фаворита — графа Алексея Орлова. По тайному приказу российской императрицы Орлов проводит операцию по пленению опасной государственной преступницы Таракановой в Италии. После этого княжну перевозят в Петропавловскую крепость, где она проводит последние дни жизни, так и не раскрыв своего секрета.
Призы
В ролях
Съёмочная группа
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Царская охота (фильм)» в других словарях:
Царская охота — Жанр драма исторический фильм Режиссёр Виталий Мельников … Википедия
ЦАРСКАЯ ОХОТА (2001) — «ЦАРСКАЯ ОХОТА», Россия, Школа студия документального кино, 2001, ч/б, 15 мин. Исторический фильм, монтажный фильм. Портрет последнего русского царя, запечатленный в уникальных архивных фотографиях, снятых придворным фотографом фон Ганом на… … Энциклопедия кино
Здравствуй и прощай (фильм) — Здравствуй и прощай Жанр комедия Режиссёр Виталий Мельников Автор сценария Виктор Мережко В главны … Википедия
Царевич Алексей (фильм) — Царевич Алексей Царевич Алексей Режиссёр Виталий Мельников Кинокомпания Ленфильм Страна Россия … Википедия
Чужая жена и муж под кроватью (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чужая жена и муж под кроватью. Чужая жена и муж под кроватью Жанр … Википедия
Женитьба (фильм, 1977) — Женитьба Жанр комедия Режиссёр … Википедия
Старший сын (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Старший сын. Старший сын Жанр … Википедия
Уникум (фильм) — Уникум Уникум Жанр фантастическая комедия … Википедия
Самохина, Анна Владленовна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Самохина. Анна Самохина Имя при рождении: Анна Владленовна Подгорная Дата рождения: 14 января … Википедия
НИКА — «Ника» национальная премия Российской Академии кинематографических искусств. Главная кинопремия в России, странах СНГ и Балтии. Содержание 1 История 2 Номинации 3 Интересные факты 4 … Википедия
«Царская охота»: версии и жертвы
Как и везде, на Руси охота предупреждает собою историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного.
Бониперти снова и снова приносит Елизавете Владимирской (она же — девица Франк, она же — Шель, она же — госпожа Тремуйль, она же — княжна Тараканова, самозванка) письмо с приглашением на бал в дом Ломбарди, куда зовут только самых знатных или самых прославленных особ.
Сургучная печать… Как вскрывали письма тогда? «Неожиданно» возникший консультант, неожиданно не старичок, «помнящий» шелест подолов по дворцовым паркетам, объясняет: все зависит от характера письма, от степени нетерпения адресата, от качества отношений госпожи и ее секретаря…
«Надо выкупить мои бриллианты», — реплика Елизаветы. «Это невозможно, мадонна…» — «Ну, придумай же что-нибудь…»
Режиссер Виталий Мельников — актерам Анне Самохиной и Рамазу Иоселиани: «Это бытовая как бы сцена, потом только все развяжется…» (да, на том балу произойдет роковая встреча самозванки с Алексеем Орловым, но сама «царская охота» начнется раньше, раньше…)
На какие деньги Бониперти выкупит бриллианты княжны, вот уже несколько лет скитающейся по Европе и живущей на средства любовников? На какие деньги снимает (тоже, кстати, не без выездов в Европу) сию историческую двухсерийную картину Мельников, живущий во времена хозрасчета. Впрочем, о деньгах — чуть позже. Сначала все-таки — о самом фильме. Пожалуйста, Виталий Вячеславович:
— Когда-то, во времена съемок «Женитьбы», я сказал Светлане Крючковой: ты сыграешь у меня Екатерину Великую. И вот — сыграла… Однако начнем с того, что время вот это — екатерининское — поразительно соединяющее в себе просвещенность, цинизм, безумную роскошь, попытки наконец-то создать (смеется) правовое российское государство, прихотливо совмещающееся с тиранией, породившее ярчайших личностей, — не может не привлечь внимания.
— А почему — княжна Тараканова?
— Ее история поразительна: это самой жизнью созданная классическая трагедия. В ней — концентрация всех проклятых вопросов, которые и сегодня нас волнуют и будут волновать всегда. Личность и общество. Интересы личности и государства. Что такое вообще государство и стоит ли о нем всерьез говорить, если личность важнее. Сама по себе Тараканова — только катализатор для действия других сил. Главное в этой всей истории — отношения между Екатериной и Алексеем Орловым, который, собственно, и возвел ее на престол и которому императрица поручала уничтожить еще одну соперницу…
— Записки императрицы Екатерины Второй
…И вот Орлов столкнулся с этой соперницей, ни в чем в общем неповинной игрушкой в чужих руках, увидел в ней никакого не политика, а — человека, женщину, и тем не менее переступил через это во имя неких государственных надобностей. И — сломался сам, ибо ломаются даже самые сильные люди, когда в столкновении естественного, человеческого, с искусственным, созданным якобы для всеобщего благоустройства, выбирают второе…
— Значит, Орлов — фигура трагическая?
— А сама история этой царской охоты?
— По-видимому, романтическая. Хотя бы потому, что в основе ее — почти легенда. Фактов очень мало, много домыслов. Это — версия, одна из версий…
…Орлов получил от имп. Екатерины II повеление «схватить бродяжку, что он и исполнил, притворившись ее сторонником и предложив ей свою руку. Арестованная, по его приказанию, адмиралом Грейгом в Ливорно, она в мае 1775 г. была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания, и умерла от чахотки 4 декабря 1775 г., скрыв тайну своего рождения даже от священника. Обрядов при ее погребении не было совершено никаких. Предание о гибели Т. во время наводнения в С.-Петербурге в 1777 г., послужившее сюжетом для наделавшей (в 1865г.) много шуму картины Флавицкого, не подтверждается исследованиями. Жизнь ее не раз служила темой для романистов…
— Но в основе сценария — еще и пьеса…
— Нам с Леонидом Зориным пришлось немало потрудиться… Пьеса несет отпечаток своего времени, там многое построено на сюжете и на репризах с подтекстом, типичных для театра застойного периода, когда многое нельзя было сказать прямо. Все это сегодня уже ушло. Остаются только отношения между людьми. Об этом и хочется сделать фильм — найти человеческое в мире шпаг и париков. Правда, прежде это тоже делали… Но вообще традиция исторических постановок в нашем кино во многом утеряна.
— Не будем углубляться в причины — думаю, они всем ясны. Чувствуете ли вы себя героем, взявшись за подобное дело?
— Я чувствую себя жертвой, и достаточно давно…
Фотография Е. Карусаар
С падением феодального строя, в конце XVIII стол., О. была признана свободным занятием… царская летняя и зимняя потеха на зверя состояла в ведомстве Конюшенного приказа… Летняя потеха — соколиная — ведалась приказом тайных дел…
…Когда четыре года назад я задумывал фильм, то мыслил его не иначе как копродукцию. Я не представлял себе, что наше государство вынуждено будет выложить такое количество денег. Поскольку часть действия происходит в Италии и картина может быть итальянцам тоже интересна, я думал, что мы располовиним расходы. Нашлась фирма, согласная осуществлять этот проект. Но наш замечательный «Совинфильм» так повел дело (а попросту — обманул фирму), что все рухнуло. Впрочем, это отдельная история… Сейчас нам помогает известный продюсер Сильвия дАмико, благодаря которой восемь съемочных дней мы проведем все же в Италии. Но частично за Италию будем выдавать Крым и Чехословакию…
— Теперь, пожалуйста, о деньгах. Думаю, читателям — будущим зрителям, кроме версии о судьбе княжны Таракановой, будут интересны и ленфильмовские версии о сумасшедшей стоимости вашей картины.
— Она стоит миллион восемьсот тысяч. За такие деньги я бы сделал три или четыре фильма — всю жизнь снимал картины не дороже пятисот тысяч…
— И на студии ходят разные слухи…
— Да, я сам вам их перечислю. Первый: Мельников, пользуясь своим служебным положением худрука объединения, отхватил у объединения и студии бешеные деньги и теперь роскошествует. Поэтому ни один другой режиссер не может начать работать. Второй: Мельников заказами по своей картине заполонил все студийные службы и цеха, исчерпал все мощности. Спешу огорчить разносчиков этих слухов. Прежде всего — деньги на картину выделило Госкино, фильм имеет статус госзаказа. Так что никого я не ограбил и никому не помешал. Что касается костюмов, реквизита, париков, грима… действительно, студийным службам пришлось это делать, от чего они отвыкли: мы давно уже воспринимаем фильмы с тремя актерами в ватниках на фоне трех берез как зрелищные. Но значительный объем работ взяла на себя студия «Баррандов», на которой любят и умеют ставить костюмно-шпажно-каретные картины. А Ялтинская студия построила нам флот.
Указом 6 мая 1771 г. все чины оберегермейстерского ведомства, вместе со всеми дворцовыми служителями, были освобождены от телесных наказаний. Чины охоты, выходя в отставку «за дряхлостию лет» или за полною «инвалидностью», награждались пенсионом в размере жалованья, или же им поручали более легкое дело, с сохранением прежних окладов.
— Почему же государство рискнуло выделить вам такую сумму — в надежде, что фильм сделает большие сборы?
— Ну, у государства нашего разные бывают соображения, не только меркантильные. В данном случае первым было то, что ни одной студии самостоятельно подобную постановку не осилить… Но мы стараемся, конечно, сделать этот фильм интересным не только нам с вами, но и зрителям…
— Публику в первую очередь привлекают актеры…
— О Светлане Крючковой в роли императрицы я уже сказал. Алексея Орлова играет Николай Еременко. Анну Самохину — самозванку — вы видели на площадке. Четвертая большая роль — поэт-приживала при Орлове — у Михаила Кононова. Надо сказать и о людях, с которыми я работаю. Художник Белла Маневич и оператор Юрий Векслер — если бы не они, мои стародавние товарищи, я вряд ли бы предпринял эту затею. Замечательно работает художник по костюмам Лариса Конникова, просто самоотверженно…
…В спальне Елизаветы, на столике, — лист бумаги, из которого ясно, что куртаг с музыкой, маскарад и еще куртаг — в среду, пятницу и воскресенье. Членам группы раздают билеты на самолет в Италию — такие горизонтальные голубенькие книжечки. Директор картины Вениамин Кутиков подписывает счета на мясо жареное, дыни, помидоры, брынзу… Если нажать на клавишу белого клавесина, звука не будет. Но колокольчик «восемнадцатого века» звенит.
В начале XIX стол. Императорская охота из Петербурга была переведена в Петергоф, в 1858 г. — из Петергофа в Гатчину, где находится и поныне.