актеры фильма цветы запоздалые
Цветы запоздалые
Э кранизация одноименного рассказа А.П. Чехова стала вторым фильмом из своеобразной трилогии Абрама Роома по произведениям классиков русской литературы. В 1964-м он снял «Гранатовый браслет» по повести Куприна, в 1971-м — фильм «Преждевременный человек» по малоизвестной и неоконченной пьесе Максима Горького. Все три фильма представляют уже поздний этап творчества киноклассика, автора знаменитых лент раннего советского кинематографа — «Третья Мещанская» (1927), «Строгий юноша» (1935).
Герой раннего рассказа Чехова «Цветы запоздалые» — молодой успешный доктор Топорков (в фильме его сыграл Александр Лазарев). Он вышел из крепостных князей Приклонских, и вот жизнь вновь преподносит ему случай побывать в доме бывших хозяев. Отпрыск благородного семейства допился до белой горячки, а его сестра, красивая и нежная княжна Мария, больна туберкулезом. Доктор дает рекомендации, но их не исполняют ни тот, ни другая. Князь Егор продолжает пьянствовать, а княжна не решается ехать на кумыс — не на что: Приклонские разорены.
Мотив взаимного классового раздражения, естественно, выпукло подан в советском фильме. Княгиня Приклонская (замечательная работа актрисы Ольги Жизневой) полна негодования: приходится принимать как ровню племянника собственного лакея! А доктор Топорков снисходительно и порой осуждающе смотрит на разорившееся аристократическое семейство. Только вот беда — княжна Мария влюбилась в доктора. И через какое-то время даже призналась ему в своем чувстве, будучи уже очень больной. В момент Марусиного признания что-то случается с циничным, молодцеватым доктором — он решает поддаться порыву, ответить на чувство. Он готов сделать для княжны невозможное: повезти на заграничный курорт, привлечь лучших врачей. Но поздно. Пока Мария не решалась признаться в своей любви, а ее маман исходила негодованием по поводу жизненного успеха бывшего крепостного, болезнь прогрессировала.
«Цветы запоздалые» не снискали такого успеха, как предыдущий фильм мастера «Гранатовый браслет». Может быть, потому, что он несколько театрален, полон довольно статичных интерьерных эпизодов. Не очень богата нюансами игра актрисы Ирины Лаврентьевой, исполнительницы роли княжны Марии Приклонской. Немного странными кажутся длинные и многозначительные музыкальные паузы — виды симфонического оркестра, исполняющего романтическую «Фантастическую симфонию» Гектора Берлиоза. Думается, они призваны настроить зрителя на трагическую тему неслучившейся любви. «Сквозная тема, идущая через все произведения, — любовь и женская судьба, — пишет об Абраме Рооме историк кино Ирина Гращенкова («Абрам Роом», М., 1977). — Она издавна была близка Роому, достаточно вспомнить такие его принципиальные работы 20-х годов, как «Третья Мещанская» и «Ухабы»».
Тем не менее «Цветы запоздалые» шли в прокате 38 стран, особенно долго фильм продержался на экранах бродвейских кинотеатров в Нью-Йорке!
ЦВЕТЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ
Режиссер: Абрам Роом
Сценарист: Абрам Роом
Оператор: Леонид Крайненков
Художник: Геннадий Мясников
Производство: Мосфильм
Год: 1969
Премьера: 19 января 1970
Актеры: Ирина Лаврентьева, Александр Лазарев ( ст.), Ольга Жизнева, Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Александр Ханов, Ирина Шаляпина-Бакшеева
Жанр: драма
Княжна Мария ( Ирина Лаврентьева) полюбила лечившего ее доктора Топоркова ( Александр Лазарев) — в недалёком прошлом крепостного её семьи. Теперь он стал знаменитостью и озабочен лишь тем, чтобы выгодно купить новый дом. Он не замечает её любви и женится на богатой купчихе. Влюблённая княжна приходит на приём к Топоркову и открывается ему. Её сильное чувство затрагивает зачерствелое сердце Топоркова, он оставляет жену и уезжает с княжной за границу. Но поздно — Мария умирает от чахотки.
Съёмки в Ярославле:
Нанося визит больной княжне, Топорков входит в подъезд главного дома усадьбы Матвеевских. При проезде Топоркова видна церковь Ильи Пророка. Но, глядя в окно на экипаж Топоркова, княжна видит церковь с противоположного угла площади — из окна дома № 6 по Народному переулку. Дом был построен в начале 1930-х годов, а ранее на этом месте находилась ограда усадьбы Н. П. Пастухова, поэтому до революции увидеть Ильинскую площадь с такого ракурса было невозможно.
Топорков несколько раз проезжает по городу: на фоне Знаменской церкви в Депутатском переулке, бывшей глазной лечебницы на углу Революционной улицы и Волжской набережной, дома Лопатиных ( сейчас — Дом работников образования) и усадьбы Сорокина — мимо знаменитых ворот со львами.
Княжна Марья, направляясь к Топоркову, проходит вдоль ограды Знаменской церкви и возле главного корпуса педуниверситета, где перед революцией располагалось Ионафановское училище. Банк, где Топорков хранит свои капиталы, располагается в здании глазной лечебницы Кацаурова: соответствующая вывеска размещена над подъездом с пузатыми колоннами.
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Александров Р. Снимается фильм “Цветы запоздалые” // Юность. 1969. 10 июля.
Храпченков В. Внимание: идет съемка! // Советская Россия. 1969. 16 июля.
В Ярославле снимается кино /М. А. Нянковский. – Ярославль; Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2010. – С. 10-13.