актеры фильма угрюм река старые и новые
Кто лучше? Сравниваем актеров нового и старого фильмов «Угрюм-река»
На Первом канале наконец-то вышла экранизация нового многосерийного фильма «Угрюм-река», по одноимённому роману Вячеслава Шишкова. Первая экранизация — о семье сибирских предпринимателей Громовых в конце 19-го — начале 20-го веков — вышла в 1968 году. Одновременно с событиями, происходящими с героями романа, прослеживается жизнь России и Сибири на фоне Золотой лихорадки и роста промышленности.
Старый и современный фильмы отделяет полвека. Режиссёр Юрий Мороз предупредил, что данный фильм вовсе не ремейк, а новый взгляд на роман.
Перед новой версией всегда интересно сначала посмотреть и вспомнить старый 4-серийный фильм советской эпохи. А можно сравнить актеров.
Александр Балуев: «Человек страсти, его несет стихия»
В романе отражена жизнь трёх поколений, с упором на судьбу внука. Дед, Данила Громов, ещё до революции разбогател, занимаясь разбоем. Именно его испорченная карма повлияет на следующие поколения.
Наследство, как и положено, перешло к сыну — Петру Громову. Он приумножил богатство ведя предпринимательскую деятельность. В новой версии его играет Александр Балуев — всем известно, что он хороший актёр. Ранее эту роль исполнял Виктор Чекмарёв.
«7Дней» задали Александру Балуеву вопрос: «Каким получился ваш герой?»
«Трагическим. Он человек страсти и не знает, как с этой страстью совладать. Его несет неуправляемая стихия. Надеюсь, это будет мощное серьезное кино. Там же сам роман до краев насыщен событиями, и снято интересно», — считает актер.
Александр Горбатов: «На пути к мечте становится монстром»
Самое сложное для актера было – резко похудеть для роли.
«Я же не мог себе позволить играть Прохора в молодости с весом 110 килограммов. А до этого я снимался у Сергея Урсуляка в «Ненастье» в роли «афганца» Сереги Лихолетова, и Сергей Владимирович просил, чтобы я был мощным, крупным, это был такой ход. И вот мне пришлось срочно худеть, я отменил полностью продукты фодмап (содержащие короткоцепочечные углеводы. — Прим. ред.) и два раза в день занимался спортом. Скинул вес до 87 килограммов», — признался «7Дней» Горбатов.
Юлия Пересильд: «Самобытный, мощный характер»
«Съемки были очень волнительны! Очень жалко, что я не смогла быть на премьере. Буду смотреть! Это было путешествие и во времени, и в пространстве! Картина глубоко зашла внутрь по многим причинам», — призналась Юлия.
«Очаровательная женщина, актриса. Очень многогранная. Это другая женщина, нежели моя Анфиса. Есть вещи, которые она просто блистательно делает. Я надеюсь, ей удастся в «Угрюм-реке» по-своему осмыслить этот самобытный, женский, мощный характер», — заявила Чурсина.
В других ролях
Нина Куприянова, дочь богатого купца и жена Прохора Громова, на которой он женился по расчёту. В её роли снялась Валентина Иванова, а в новом фильме играет Софья Эрнст (жена Константина Эрнста), который является продюсером данного сериала.
Миллионера, владельца заводов на Урале и отца Нины Куприяновой, Якова Назаровича, в 1968 году сыграл Владимир Емельянов, а в новой постановке эта роль досталась Роману Мадянову.
Разбойника Фильку Шкворень играл Анатолий Соловьёв, а в новой версии роль досталась колоритному актёру Виталию Кищенко, который почти всегда играет резко отрицательных героев.
Трагические судьбы и страшные смерти звезд фильма «Угрюм-река»
А «Экспресс газета» решила навестить могилы актеров, блиставших в 4-серийной советской версии, и напомнить об их не всегда простых судьбах.
В «Угрюм-реке» герою Епифанцева предрекали: «Начало у тебя будет хорошее, середка бурная, а конец страшный». По злой иронии судьбы у бывшего однокурсника Владимира Высоцкого и отца популярного ныне актера Владимира Епифанцева так сложилась и реальная жизнь. В конце 60-х благодаря телесериалу Георгий Семенович купался в лучах славы. А уже в следующем десятилетии от нее не осталось и следа.
В 80-е Епифанцев ушел из МХАТа и начал гастролировать по провинции с собственным спектаклем. Но прилично заработать на этом не получилось. После развала СССР Георгий Семенович еле сводил концы с концами, бросил профессию и устроился продавцом на рынок. Тоску по творчеству глушил водкой.
Георгий Епифанцев
Однажды Епифанцев, возвращаясь с работы, переходил железную дорогу и угодил под товарняк. Вдова утверждала, что в его крови не обнаружили следов алкоголя.
Могила Афанасия Кочеткова. Фото Руслана Вороного
Пережив в юности фашистскую оккупацию на родной Украине (тогда ее фамилия была Дубина), актриса, чьим амплуа стали образы простых женщин, почти всю жизнь сохраняла веселый нрав. Много снималась (например, в «Белом Биме Черное ухо» исполнила роль злюки-соседки), играла на сцене, была счастлива в личной жизни. Воспитала дочь Оксану от мужа-оператора Валерия Владимирова, с которого буквально пылинки сдувала.
Валентина Владимирова
Могила Даниила Нетребина. Фото Руслана Вороного
В конце жизни Даниил Матвеевич жил на даче на скромную пенсию. Собирал корни деревьев, из которых мастерил поделки. Известие о кончине артиста прошло незаметно. К тому моменту он был забыт зрителями.
Амплуа злодея закрепилось за ним после роли рецидивиста Шмыгло в послевоенном детективе «Дело Румянцева». Чекмарев настолько вживался в образы подлецов, что иногда на него кидались с кулаками случайные прохожие. Хотя в обычной жизни актер был добродушным и душевным.
Отучившись в юности на землемера, Виктор Константинович стал актером-самородком и долгие годы служил в провинциальных театрах. До войны работал в Благовещенске, потом в Северодвинске. В годы Великой Отечественной войны играл на сценах Передвижного театра Дорпрофсожа Амурской железной дороги. Не раз оказывался на волоске от гибели, когда состав, в котором размещалась труппа, бомбили.
С женой актер познакомился во время войны в дальневосточном городе Свободный. Нина готовила бойцов-лыжников для фронта, но ради любимого переквалифицировалась в актрисы. После свадьбы в 1942-м молодым выделили отдельное купе. В 1943-м у них родился сын Костя.
Зрелые годы Чекмарев провел в Ленинграде. Помимо съемок в кино, рисовал картины, вместе с сыном ходил на охоту и рыбалку. Увлекся водным туризмом и сам строил катера. Стал членом ДОСААФ и судьей по водно-моторному спорту республиканской категории.
Новая экранизация «Угрюм-реки»: Почему Юлия Пересильд боялась реакции Людмилы Чурсиной
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чем отличается новая экранизация от советской «Угрюм-реки»
Четырехсерийный телефильм «Угрюм-река» режиссера Ярополка Лапшина в свое время пользовался огромной популярностью у зрителей и давно стал признанной классикой советского кино. Профессор-культуролог, киновед Н. Кириллова писала об этом фильме: « Страна влюбилась в этот фильм сразу, благодаря не только знакомому сюжету, но прежде всего – ярким актёрским работам… Здесь есть колоритные картины купеческого быта, снятые по-лапшински, с размахом, любовная и детективная интрига, но главное – яркие образы-характеры: Прохор и Петр Громовы, Анфиса Козырева, кавказец Ибрагим-оглы, конторщик Илья Сохатых. Режиссёр собрал в фильме сильный актёрский состав: Г. Епифанцев, Л. Чурсина, И. Рыжов, А. Кочетков, Г. Тохадзе, А. Демьяненко и др. ».
Режиссеры, которые создают ремейки всеми любимых советских фильмов, всегда рискуют стать объектом разгромной критики, ведь новые версии, как правило, не идут ни в какое сравнение с признанной классикой, а любое осовременивание старого сюжета обычно выглядит нелепо. Однако, судя по рейтингам и резонансу среди зрителей, уже с первых серий стало понятно, что новую «Угрюм-реку» уж точно нельзя назвать провальной и неудачной. Хотя до завершения показа еще далеко, в первую же неделю появились десятки рецензий и отзывов на этот фильм. Мнения критиков и зрителей разделились, но уже по их количеству ясно: проект Юрия Мороза стал событием в киномире.
Прежде всего, следует отметить, что по своей сути фильм Юрия Мороза не является ремейком «Угрюм-реки» Ярополка Лапшина, ведь в первой киноверсии романа были использованы только некоторые сюжетные линии, а сериал 2020 года стал первой полной экранизацией произведения Шишкова. Попыток осовременить сюжет или перенести его в новые реалии режиссер тоже не предпринимал. Критики пишут о том, что Мороз перевел этот материал на язык сегодняшнего времени за счет динамичности сюжета, стремительного ритма повествования и смещения акцентов с классовой борьбы, которая была в центре советского фильма, на любовную линию и личные взаимоотношения героев. К тому же на черно-белой пленке советского фильма потерялась красота природы Сибири, а в новом сериале она словно становится главным героем повествования.
Кинороман вместо кинорассказа
Продюсерами проекта стали Константин Эрнст и Евгений Евстигнеев. Последний говорил: « Мы ни в коем случае не хотим повторить фильм 1968 года. Мы экранизируем роман с новым поколением артистов. Это большое произведение про Россию, про людей… Это фильм про страсть, в том числе про страсть этого человека достичь цели ».
Режиссер Юрий Мороз дал уже несколько интервью, в которых объяснил свой замысел: советская версия была скорее кинорассказом, а новая стала кинороманом – 16 серий вместо 4-х. Несколько сюжетных линий романа были расширены и дописаны, чтобы мотивация поступков героев стала понятнее. Режиссер уверен в том, что большинство молодых зрителей не видело фильм 1968 г., и новая экранизация станет для них первым знакомством с романом Шишкова.
По мнению Мороза, это произведение не теряет актуальности и в наши дни и может быть прочтено по-новому: « Прохор Громов – человек, от природы наделенный огромной духовной силой. Но дух дикий, необузданный, необразованный и не ограниченный ни человеческими, ни божественными законами. «Угрюм-река» – классическое произведение Шишкова, и если говорить об актуализации классики, то история Прохора Громова – это история детей поколения «красных пиджаков», унаследовавших капиталы своих родителей, но так и понявших, что стремление к свободе напрямую связано с соблюдением законов и самоограничением ».
Две Анфисы
В любой новой версии старых фильмов традиционно вызывает шквал критики подбор актеров – хотя бы потому, что советские киногерои полюбились зрителям, и представить в этих же образах любых других актеров уже очень сложно. Особенно в тех случаях, когда киноработа стала стопроцентным попаданием в цель – как в случае с Анфисой Людмилы Чурсиной.
Помимо очевидной внешней привлекательности, ее героиня обладает тем, что называют словом «манкость». Ее красота фатальна, внутренняя сила – сокрушительна, а глубина во взгляде – бездонна. «Переиграть» актрису в этом образе просто невозможно, но Юлия Пересильд и не ставила перед собой такой задачи.
Конечно, Юлия Пересильд первой оказалась под прицелом внимания критиков и зрителей. Актриса понимала всю степень ответственности и опасалась реакции аудитории, но в первую очередь – своей предшественницы, Людмилы Чурсиной. 79-летняя актриса посмотрела первые серии и тут же их прокомментировала: « Очаровательная женщина – актриса Пересильд. Она очень многогранная. Это другая женщина, нежели моя Анфиса. Но есть вещи, которые она просто блистательно делает, и я надеюсь, что ей удастся в «Угрюм-реке» по-своему осмыслить этот самобытный мощный женский характер, эти чувства ».
Юлия Пересильд вздохнула с облегчением, услышав лестный отзыв одной из лучших советских актрис, которую она считает без преувеличений великой, и призналась, что именно ее мнение было для нее очень важным. Те зрители, которые проводили параллели с советским фильмом, остались разочарованы выбором актрисы на эту роль, но тут не стоит сравнивать, ведь Пересильд создала совсем другой рисунок роли – ее Анфиса более взбалмошная, смелая, дерзкая и отчаянная.
Трудности съемок
Режиссер Юрий Мороз заявил, что не будет читать отзывов и комментариев, пока не выйдет хотя бы 12 серий из 16, ведь их начали писать уже после первых 4-х, хотя сложить полное представление о новой экранизации можно будет только в финале. Единственное, о чем можно судить уже сейчас, – это то, что проект стал одним из самых сложных по своей реализации за последние несколько лет. В течение года съемок киногруппа совершила 7 экспедиций и сменила 3 трудные локации, связанные с путешествием по реке, где актерам пришлось на лодке преодолевать пороги на реке Исеть на Урале.
В действительности Угрюм-реки не существует – ее прообразом для писателя послужил правый приток Енисея Нижняя Тунгуска. Съемки сериала Юрия Мороза проходили в нескольких локациях: на Урале, в окрестностях Екатеринбурга, в Минске, Кинешме, Суздале и в Московской области. Самыми сложными стали экспедиции в Сибирь – съемки проходили в труднодоступных местах, удаленных от населенных пунктов на 100-150 км. Режиссер объяснял это тем, что хотел запечатлеть настоящую природу, чтобы зрители поверили в достоверность происходящего.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как снимают нашумевшую эпопею Вячеслава Шишкова «Угрюм-река»
Изучаем главных героев проекта и вспоминаем, кто воплотил аналогичные образы в советской ленте 1968 года.
Кадр со съемок сериала «Угрюм-река». Фото: Анна Митрохина
Нину Куприянову (Софья Эрнст в новой ленте и Валентина Иванова — в старой) сватают за купца Прохора Громова. Они женятся, но сердце мужчины принадлежит другой. Нина получит управление делом мужа и вскоре превратится в бессердечную купчиху, выжимающую последние соки из работников.
Укрощать строптивую, как сама жизнь, «реку с мужским характером» во времена золотой лихорадки в начале ХХ века будет Прохор Громов в исполнении Александра Горбатова. В советской версии фильма главного героя сыграл Георгий Епифанцев. Помогает ему верный черкес Ибрагим-оглы, которого играет Юрий Миронцев. Его предшественник — Гиви Тохадзе (справа). Вместе с ними лодкой управляет прямодушный проводник Константин Фарков — Николай Стоцкий в современном сериале, а Даниил Нетребин — в черно-белой картине.
Многомерное полотно «Угрюм-реки» разворачивается вокруг семьи Громовых, глава которой, «убивец Данило», разжился разбоем. Он передал капитал сыну Петру (в новом фильме это Александр Балуев, справа, в старом — Виктор Чекмарев). Петр, в свою очередь, воспитал сына Прохора.
Угрюм-река — символический образ, такой реки на карте нет. Однако география романа намекает на две похожие по описанию реки: приток Лены — Витим и Нижнюю Тунгуску.
Роковую и своенравную Анфису Козыреву, пленившую Прохора Громова, играет Юлия Пересильд (фото слева), а в советской ленте образ воплотила Людмила Чурсина (справа). Красавица встала на пути Прохора и его отца Петра, который тоже влюбился в сибирячку. Также виды на девушку имеет приказчик Илья Сохатых (Александр Яценко — сейчас, Александр Демьяненко — тогда).
Угрюм-река: Сибирская сага. Актеры и судьба
Художественный фильм «Угрюм-река» снял на Свердловской киностудии режиссер Ярополк Лапшин в 1968 году. Состоящую из четырех серий картину выпустили на советском телевидении. В основу сюжета лег одноименный роман писателя Вячеслава Шишкова, вышедший в 1928 году.
Заглавной темой повествования стала Золотая лихорадка в Сибири. Богатое наследство семьи Громовых, словно родовое проклятье, влечет несчастья, с которыми безуспешно пытаются справиться герои ленты. Угрюм-реку писатель придумал по образу реки Нижняя Тунгуска. Но из-за ограниченного бюджета съемки прошли в районе Екатеринбурга. Живописные места, где снимали фильм, расположились в округе деревни Слобода и Нижнего Тагила.
Сами съемки проходили в основном на реке Чусовая, хотя у зрителей было полное впечатление, что перед ними один из могучих притоков Лены. К моменту начала съемок Свердловская киностудия была маленькой, ее работники не привыкли проводить масштабные съемки, не хватало банального опыта. Дошло до того, что сыгравший Ибрагима сам учил гримера Ирину Колесникову как правильнее и быстрее накладывать грим.
Первоначально на роль Прохора Громова планировался Виктор Гусев. Он и приехал на место работы и в первый же съемочный день умудрился сломать ногу, когда слезал со скалы. Так в картине появился Георгий Епифанцев. Тот держался гоголем, постоянно заявляя всем и каждому, о том что заранее был уверен в своем участии в «Угрюм-реке». Специально для съемок ему накладывали на нос горбинку, но у гримеров не всегда выходило одинаково. Епифанцев незлобно подшучивал над гримерами и выставлял им оценки работы.
Режиссер Ярополк Лапшин был человеком сложным, от него доставалась критика всей съемочной группе. Не боялась его только монтажер Светлана Тарик, которая не опасалась возражать даже в присутствии посторонних. Их творческий тандем оказался очень удачным, о чем свидетельствуют 11 картин снятых вместе. После показа фильма по телевидению в адрес Свердловской киностудии и на Гостелерадио благодарственные письма стали поступать мешками.
А затем поступило и предложение показать картину в кинотеатрах. Но для этого нужно было сократить четыре серии до двух. Но Лапшин сказал, что ни в коем случае не будет этого делать — не уберёт ни одного кадра. Говорил: «Возьмите Репина и полкартины отрежьте, что это будет?» И тогда решили запустить как есть. Так вот в течение многих дней наблюдали, как набирались полные залы, хотя зрителям надо было высидеть больше четырёх часов. И кассовые сборы были такие, что не снилось ни Михалкову, ни Кончаловскому.
Интересным оказался момент, когда снимали стойбище тунгусов. На самом деле никаких тунгусов в районе Чусовой и быть не могло, вместо них снимались татары, к которым добавили немного корейцев. Съемки проходили в чумах, покрытых сыромятными шкурами коров, оленьих шкур достать было невозможно. Запах стоял невыносимый, но все стойко переносили сложности.
Афанасий Кочетков (1930-2004)
Данила Громов — родоначальник фамильного состояния, нажитого на золотых приисках разбоем и грабежами. Правду о происхождении богатства раскрывает сыну лишь в посмертном письме.
Афанасий Кочетков начал сниматься в кино с 1954 года. Народному и Заслуженному артисту РСФСР довелось сыграть в сотне фильмов, из них в семи лентах он сыграл писателя Максима Горького. В театре перевоплощался в персонажей из произведений Гоголя и Толстого. Последней яркой работой стал образ Константина Черненко из телесериала «Брежнев».
В 2004 году Кочетков пропал на неделю и был найден в столичной больнице с травмой головы. Спасти ему жизнь не удалось, как и узнать историю таинственного ранения.
Виктор Чекмарев (1911—1987)
Пётр Данилович унаследовал состояние, но толково распорядиться им не смог из-за отсутствия деловой хватки. Бразды правления передал сыну, а сам стал искать счастье на дне бутылки.
Кинокарьера Виктора Чекмарева началась с роли рецидивиста, что и определило его дальнейшее амплуа. Часто играл отрицательных персонажей, снялся в 60 картинах. Кроме «Угрюм-реки», запомнился зрителю ролью в телефильме 1976 года «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова.
Георгий Епифанцев (1939—1992)
Прохор Громов вырос трудолюбивым и нравственным, сумев приумножить семейное богатство и завоевать авторитет. Но разбойничьи гены повели его по стопам деда. Прохор совершает одно злодеяние за другим, от потрясений сходит с ума и в итоге бросается в реку со скалы.
Георгий Епифанцев прежде всего был актером театра, нежели кино. В театре на Таганке и МХАТе выступал много лет, а в кино попал в 60-х. После выхода «Угрюм-реки» стал очень популярен, но таких же ярких ролей на экране больше не получал.
Из-за спада карьеры в конце 80-х ушел из театра работать на рынок. Регулярное снятие стресса алкоголем привело к трагедии — возвращаясь домой нетрезвым, актер попал под поезд.
Валентина Иванова (1944)
Нина — супруга Прохора, попавшая под венец из-за денег своего отца. Прохор женился на девушке, позарившись на состояние зажиточного купца.
«Угрюм-река» стала кинодебютом Валентины Ивановой, но славы не принесла. На ее счету всего 12 работ, в том числе фильм Сергея Бодрова-младшего «Сестры» и сериал «Солдаты». Выступала в Московском театре им. Ермоловой.
Людмила Чурсина (1941)
Анфиса Козырева — первая любовь Прохора Громова, которую он бросает ради выгодного брака. Не в силах простить предательство, девушка обещает прилюдно опозорить Прохора, за что он ее и убивает.
Людмила Чурсина украсила фильм яркой внешностью и выразительной игрой. Исполнила более сотни ролей, завоевала звания Народной артистки СССР, РСФСР и массу других наград. Обучившись актерскому мастерству в театре, появилась на экране в 1960-х годах и не сходит с него по сей день.
Александр Демьяненко (1937—1999)
Приказчик Илья Сохатых служит Громовым, пресмыкаясь и жульничая. Несмотря на славу сердцееда, оказался отвергнут Анфисой, почуявшей в нем нутро подлеца.
«Угрюм-река» продемонстрировала многогранность трагического таланта Александра Демьяненко, известного массовому зрителю ролью Шурика в фильмах Гайдая. Став заложником одного образа, Демьяненко спасался телевидением, выступая в неожиданных образах, и даже играл моноспектакли. Скончался из-за больного сердца в 62 года, не выдержав напряженного темпа работы в театре и на экране.
Актриса Валентина Владимирова сыграла маму Прохора, а родителей Нины — Владимир Емельянов и Зинаида Невоструева. Также в фильме снялись Павел Махотин, Гиви Тохадзе, Валентина Телегина, Евгений Весник, Иван Рыжов и Даниил Нетребин.