актеры фильма урок литературы
Урок литературы (1968)
Урок литературы
Молодой учитель литературы не любит свою работу. Он чувствует, что должен что-то изменить в жизни. И однажды он решает говорить только правду. Такое решение приводит к разрыву с невестой, череде недопониманий в школе…
Видео к фильму «Урок литературы», 1968
Отзывы критиков о фильме «Урок литературы», 1968
Как жизнен, правдив фильм «Урок литературы». Плохо, тяжело ощущать себя никаким учителем первые годы работы в школе. Тяжёлые сомнения: не погоняешь ли ты «чужого осла»? Но у того, кто захочет, — получится. Важно оставаться самим собой, не менять своей сущноти. И не врать, особенно детям. И их родителям.
Отличный, цельный, динамичный фильм. «Прост, как правда». Как хорошая песня, без нудно повторяющегося несколько раз подряд «припева». Игра актёров, работа съёмочной группы — просто великолепны. Этот фильм стал откровением для меня. Жаль, что не видел его раньше. Так мало хороших, настоящих фильмов о школе. И о бытие.
Сайгак в свете фар
Есть такое определение счастья — это когда утром хочется идти на работу, а вечером — домой. Если это правда, то школьный учитель литературы Константин Михайлович был очень несчастным человеком. Больше всего на свете ему не хотелось идти утром на работу, потому что эту самую работу он не любил. Поэтому часто опаздывал, а потом врал завучу про столкнувшийся с машиной трамвай. Ничем в этом от учеников не отличаясь. Может, он вырос, а повзрослеть еще не успел? Окончив факультет журналистики и не найдя места ни в одной приличной редакции Костя устроился в школу, преподавать литературу детям. Когда Константин Михайлович, подавляя зевоту механически бубнил ученикам заученные фразы из хрестоматии, тоска в его глазах была такой бездонной, как будто томящийся в неволе орел — это он и есть. Дети на его уроках скучают, как педагога не уважают, потому как не верят, что он сможет научить их любить предмет, который не любит сам. Ведь учителем нельзя устроиться, им нужно быть! Костя учителем не был и знал это, он с удовольствием бы бросил школу, уехал куда-нибудь далеко, чтобы начать новую жизнь. Но у него есть девушка, которую он любит. А у девушки есть мама, которую она любит и слушается каждого её слова. Мама же считает, что её дочь достойна лучшего мужа, чем учитель без квартиры и с маленькой зарплатой, да и вообще дочь свою из Москвы мама никуда не отпустит. По крайней мере пока она консерваторию не закончит. Короче, все очень сложно. Поэтому приходится говорить каждому то, что ему хотелось бы услышать, а не то, что Костя хотел бы им сказать, если бы смог. Но он не мог. Потому приходилось врать, что-то выдумывать, выкручиваться и снова врать. И однажды Костя решил один день всем говорить только правду. Хотя бы для того, чтобы просто посмотреть, что из этого получится.
«Урок литературы» был снят в 1968 году, когда оттепель уже закончилась, но её атмосфера пронизывает весь фильм какой-то легкостью, живостью, теплым настроением и надеждой. А еще ностальгией, такой грустной и светлой, вызванной кадрами солнца, отражающегося в витринах, и города, отражающегося в мокром асфальте. Парнем и девушкой, танцующими рок-н-ролл под гитару во дворе. Спешащими в школу учениками в школьной форме, считающими необходимым попрыгать на шланге, из которого каждое утро поливает газон школьный завхоз. Кнопками, подложенными на стул учителю. Все это кажется таким знакомым, как будто это наши собственные воспоминания. Или что-то подобное мы видели в других фильмах тех лет? Даже музыка Эдуарда Артемьева чем-то кажется знакомой, узнаваемой, тоже легкой и прозрачной. Появляется ощущение сопричастности тому, что происходит на экране. Может быть потому, что каждому из нас рано или поздно приходится искать правильные ответы на те вопросы, на которые пытается найти ответы для себя герой картины. И главный из них: хватит ли сил и стоит ли вообще бросить ту жизнь или работу, которые тебе опостылели, чтобы начать все с нуля, но жить так, как хочешь ты. Или так и бежать, как бежит сайгак, случайно попавший в свет фар? Он бежит в этом луче вперед и вперед, пока не упадет, пока его не собьют или пока свет фар не погаснет.
Роль Кости писалась именно с расчетом на Стеблова и, надо отметить, сидит на нем как влитая. Молодой, неглупый, мягкий, добрый и нерешительный, ищущий себя в этой жизни человек, который, возможно, не совсем понимает, чего он хочет, но зато точно знает, чего он не хочет. Осталось только самому себе в этом признаться и все изменить. Взять на себя ответственность и все решения о своей жизни принимать самому. Стать взрослым не только по паспорту. Когда тобой руководят, то это может быть проще и даже приятнее, но это уже не твоя жизнь, это другие пытаются прожить твою жизнь за тебя. Все эти метания, сомнения, победы и поражения Евгений Стеблов прожил на экране, меняясь, взрослея, становясь сильнее и мудрее. В фильме вообще собран ансамбль просто потрясающих актеров. Некоторые появлялись на экране всего на пару минут, в крошечных эпизодах, как Андрей Миронов, например. Но ни одна роль не была лишней, все работало на общую идею фильма. Герой Миронова, Феликс, постоянно занят важной работой — он думает. Возможно даже о чем-то важном и нужном стране. В этом они с Костей похожи, да вообще их много таких, думающих, спорящих, важное что-то обсуждающих. Беда в том, что, когда нужно закончить наконец разговоры и что-то уже сделать — никого нет. Герой Евгения Леонова — тихий муж подкаблучник, зато какой орел на работе, на профсоюзном собрании смело начальнику возражает. Правда не словом «Нет», а обтекаемым «Мы подумаем». Но когда все вокруг молчат и соглашаются, то и это уже как подвиг воспринимается.
Очень интересна роль Куравлева. Кто такой Савелий Сидоров? Кто он есть вообще? Ангел — хранитель или демон соблазняющий? Верный друг, рубаха-парень, всегда готовый всем помочь советом, или неугомонный общественник, стремящийся контролировать всех и вся, раздавая ценные указания, которых у него никто не просит, постоянно лезущий в чужую жизнь со своими мнениями и точками зрения, которые считает единственно верными. С такими друзьями и врагов не надо. А может это вообще альтер-эго самого Кости? Он не дает Косте шагу ступить одному, плотно окружив его заботой, как анаконда кольцами. Как настоящий друг он освобождает его от принятия важных решений, выдавая сразу готовые, как в конфликте с невестой: «Да не унижайся ты, другую найдем!» Друзья вообще любят давать советы в подобных ситуациях, как и родители, соседи, коллеги по работе. Короче, все, кого это вообще не касается. Наверное, считают себя умнее и мудрее. И некоторые к этим советам даже прислушиваются. Наверное, те, кому ума не хватает. Своего или вообще. И тут как раз появляется такой вот Савелий, комсомолец-энтузиаст, говорящий цитатами из нужных методичек и лозунгами, как комсорг на собрании или парторг на митинге. Такие активисты всегда стоят на страже морали и нравственности, преимущественно чужой. Ведь ничто так не сохраняло советскую семью, как парторганизация.
Костя считал себя плохим учителем. А ведь дети не виноваты, что им с учителем не повезло. Но он научил своих учеников самому главному — не врать в первую очередь себе самому. Научил, когда научился этому сам.
Комедия получилась смешной и умной одновременно. И стала своеобразной зарисовкой к более поздней школьной комедии Алексея Коренева, сериалу «Большая перемена».
Лошадь приснится — это ко лжи
Это фильм-притча без привязки ко времени, замечательно показывающий, между прочим, жизнь советских людей конца шестидесятых: с поцелуями, Есениным и рок-н-роллом. Кто-то из современных голливудских режиссёров говорил, что любит советское кино и речь, безусловно, о таких фильмах.
Это семьдесят минут, исполненные на грани кино и шекспировского театра, где вы увидите Тайлера Дёрдона (Бред Питт — Леонид Куравлёв), Виктора Служкина (Константин Хабенский — Евгений Стеблов) и других, будущих героев, будущего кинематогрофа и литературы. День без лжи — популярная тема на все времена. Работа не по призванию — проклятье любого поколения.
Создатели не стали развивать побочных линий, хотя они сами по себе развиваются уже после просмотра. Это не фильм-мотиватор, это фильм-эссе, он не будет внушать вам вступить на иной путь, но покажет как это сделал один отдельно взятый наивный молодой человек. Замечательный фильм с хорошими актёрами, прекрасной музыкой и чистой советской Москвой.
«Урок литературы» — отлично поставленный фильм. Яркая светлая музыка; актёры играют так, что сразу ощущается симпатия к их персонажам, даже если они неприятные. Фильм лёгкий-лёгкий, наивный и каждая сцена в нём ощущается, как нечто потрясающее. Кажется, что в фильме есть какая-то великая глубокая мысль, хочется видеть, искать её во всём происходящем. И в то же время я не уверен, что в этом фильме она есть. Просто потому что многие сцены, многие сюжетные линии в этом фильме никуда не приводят. В нём много наивности, много того, во что я не могу поверить. Я, скажем, не могу поверить в то, что родители, пришедшие на родительское собрание обсудить успеваемость своих детей, будут затаив дыхание слушать, как учитель объясняет из-за чего он стал плохим учителем. Но все эти небольшие недостатки не портят фильм, они не делают его менее приятным. Фильм славный. Во время просмотра я ощущал искреннее удовольствие от всего, что происходило на экране. Во время просмотра обо всех этих вещах просто не задумываешься.
А вообще, по-своему, меня этот фильм заставил задуматься. Очень многое, что показано в фильме пятидесятилетней давности знакомо мне, узнаваемо, понятно. Он во многом актуален сейчас, спустя полвека, в другой уже не социалистической стране. Мне кажется, что это значимый показатель.
Одна из финальных сцен картины вызвала у меня прямые ассоциации с «Обществом мёртвых поэтов», и это очень приятные ассоциации. В этом фильме много всего правильного, завораживающего. Его хочется пересматривать.
Переходный возраст — это когда перестаешь задавать вопросы окружающим и начинаешь задавать их себе
Очевидно, что фильм является откровенной сатирой в духе советского режима на архетип непутевого молодого учителя, только закончившего университет.
Сейчас таких фильмов не снимают. Снимают или чересчур гротескные «Все умрут, а я останусь» или «Школу» Валерии Гай Германики. Наиболее близок по содержанию и форме данный фильм ивановскому «Географу». Константина Хабенского так и хочется сравнить с его тезкой-героем в «Уроке литературы». Разницы лишь в том, что период, когда начинаешь задавать вопросы себе, а не окружающим, у одного наступает в 40+, а у другого — в 25. Возможно, в этом и есть главная разница между сегодняшним и тогдашним гражданином нашей страны.
Этому фильма, несмотря на всю его скрытую злобу, присущ легкий и непринужденный характер, в духе которого снимались почти все картины 60-х гг в Союзе. Внутренние монологи я порой сопоставлял с монологами двух других советских фильмов этого времени — «Берегись автомобиля» и «Служебного романа». Аудио ряд также схож.
Приятная музыка еще и напоминала о киноленте Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», где герой Никиты Михалкова тоже схож с Костей, а живописные виды Москвы и там, и там добавляют колорита фильму.
«Урок литературы» — яркий пример плохого учителя и хорошего человека, который стремится стать хорошим учителем, а к просто хорошему человеку добавить еще и ответственности, которой в 25 многим молодым людям еще ой как не достает.
Как говорил Сергей Довлатов, о человеке, о котором нечего сказать, обычно говорят так: «Зато он человек хороший». Ну и что ему с этой хорошестью дальше-то делать?
Картина получилась умной, доброй, лёгкой и ненавязчивой. Смотрится очень легко. Даже не заметил, как время пролетело. Однако, по смысловой нагрузке, этот фильм совсем уж лёгким назвать нельзя. Интересные мысли в нём есть. Эта картина о выборе пути в жизни, о правде и честности, о том, готовы ли мы действительно не врать, в первую очередь, самим себе. Вообще, эксперимент, который ставит главный герой (не врать один день) это очень интересная штука, которая может пригодится всем в этой жизни. Стоит попробовать. Интересно, что эта правда меняет не только нас самих.
Здесь играют замечательные актёры. Я стал смотреть эту картину из-за Леонова, который играет тут роль второго плана. Главного героя, молодого учителя литературы, который запутался в своей жизни, играет молодой Евгений Стеблов. И, играет, надо сказать, очень здорово. Но, больше всех мне понравился харизматичный герой Куравлёва, который очень запоминается.
«Лжец, лжец» без Джима Керри
В каком-то я недоумении. Это совершенно не советский фильм, что по манере подачи материала, что по репликам героев, что по атмосфере… а ведь этого ожидаешь от фильма 1968 года про школу! Ни разу не прозвучало слов «советский», «пионер», «коммунизм» и им подобных. Минут пять уделено поцелуям главного героя с его девушкой, причем к ним постоянно врывалась мамаша девушки. Целый эпизод про то, как главному герою знакомая журналистка поручает выполнить за нее халтурную работу, написав очерк о фантастике от имени известной писательницы.
Главный герой сам… малоприятная личность. То он своему коллеге в каких-то домостроевских красках расписывает прелести семейной жизни, хотя сам, очевидно, не женат (общая тема его спича «место женщины — на кухне»). Дети его абсолютно заслуженно не уважают как учителя и в грош не ставят: предмет он свой не любит, детей тоже, молодой здоровый парень, чего и штаны протирает на учительском месте, непонятно. Поддерживает унылые отношения с девушкой, у которой мамаша — домашний тиран. Говорит, что очень эту девушку любит, а по-моему, это как с работой — лень искать другую и страшно что-то менять, а вдруг ничего не найдется. Стихи он, на мой взгляд, читать тоже не умеет. Склонен к странному мазохизму — постоянно опаздывая на работу, делает из этого трагедию, но продолжает опаздывать. Да и вообще, хам под маской скромника-недотепы.
И вот внезапно он решил целый день говорить правду. Причем подается это так, будто он повзрослел. А по-моему, выходка глубоко детская. Я уверена, и расстаться с девушкой, и уволиться с работы, и переосмыслить свое существование можно и не устраивая этого балагана, который, кстати, задевает интересы и других людей. Для пущего веселья главный герой еще и подцепил какого-то бесцеремонного и глуповатого парня, который, видимо, по жизни всем говорит в глаза «правду-матку». Да так говорит, что главному герою удалось в большинстве моментов, не нарушив своего решения не лгать, просто отмалчиваться за спиной этого шута. Вот герою Джима Керри в упомянутом фильме такой халявы не досталось… что сделало куда острее его положение.
Плюс к тому, в фильме хватает побочных сюжетных линий, никак не связанных ни с главной, ни между собой, что уже отмечалось в одной из рецензий. И хотя было любопытно наблюдать за бытом писательницы, танцем под гитару рыжего троечника и невинной попыткой «целомудренной измены» героя Леонова своей жуткой женушке, смысл этих так и не оконченных эпизодов действительно остался покрыт мраком.
Зато в фильме играет множество звезд. И, да, немало житейских мелочей тонко подмечены. История получилась довольно честная, при всей своей невнятности — за исключением финального «перевоспитания» классных хулиганов.
На мой взгляд, это странный фильм.
Слишком просто или слишком сложно?
Я ничего не понял в этом фильме. Хотя, казалось бы, что может быть проще: человек решил не врать хотя бы один день, исполнил задуманное и пришел к выводу, что отныне просто не сможет жить иначе. В чем же, спрашивается, проблема? На мой взгляд, в чрезвычайном обилии деталей, подробностей.
Тех, что просто не получается игнорировать, оставляя без внимания (просто потому уже хотя бы, что каждый такой второстепенный эпизод представлен и обыгран просто филигранно), но которые, несмотря на это, никуда не ведут и лишь отвлекают, рассеивая это самое драгоценное внимание, не позволяя сосредоточиться на единственно важном.
Зачем, скажите на милость, сцена с героем Е. Леонова в автобусе? Что она дает сюжету? Или, к примеру, небольшое лирическое отступление о неразделенных чувствах одинокого учителя физики к одержимому работой завучу? Ведь никакого развития оба эти ответвления не получают! А таких примеров масса!
Безумно приятно видеть в крохотном эпизоде А. Миронова. Но для чего нужен этот эпизод?! Для заполнения пустоты? Значит, тема надуманна? Не верю! Превосходные сцены с уроком в «обычной, рабочей обстановке» и с семейным обедом наглядно демонстрируют нам, что есть, о чем поговорить. Другое дело, что мы слишком мало знаем о главном герое, чтобы его новая, начатая по принципу «от обратного» с чистого листа жизнь могла бы послужить самодостаточной темой для целого фильма.
Проще говоря, материала — минут на сорок, не больше. Вот и возникают в результате случайные знакомые вроде героя Л. Куравлева: обаятельные парни, говорящие много, красиво, убедительно, быть может, но… ни о чем. А ты все пытаешься понять, уловить, постичь что-то, прочитать между строк. Напрасно! Всё это глубоко вторично и не имеет отношения к делу. Единственно важными остаются лишь слова главного героя, а их не так много. Больше, в принципе, и не надо, но ведь страдает концентрация! Зачем без конца перемежать их пустыми, ничего не значащими яркими картинками? Я не могу этого понять.
Посмотрел кино, а никак в толк не возьму, о чем оно? Ушел из школы, поссорился с невестой. Всего и делов? При таком-то скоплении народа? Очень оригинально, что и говорить. Но, пожалуй, всё-таки не мой стиль. Предпочитаю большую (первый слог) содержательность. Поэтому вынужден ограничиться
Добрый, неглупый, хоть и немного наивный фильм о выборе своей дороги в жизни.
Несколько дней из жизни молодого учителя литературы.
Он не любит работу в школе и с иронией относится к самому себе в качестве педагога. Каждое утро в школе начинается с того, что он опаздывает на урок вместе с троечником-Собакиным, прячется от завуча за углом, потом, будучи застигнутым врасплох, оправдывается за опоздание, сочиняя что-то на ходу про троллейбус, который врезался в автобус.
Заходя в класс, ему снова приходится врать, играть чужую роль, пытаясь казаться «правильным» педагогом. Он немногим отличается от своих учеников — втайне завидует хулигану, забравшемуся на шкаф, не обижается на кнопки, подложенные на стул, не обращает внимание на беспорядок и разбросанные бумажки, не убранные дежурной. Он ведет уроки с тоской, зачитывает скучные тезисы, понимая, что никому это не нужно и неинтересно.
Но однажды он решает что-то изменить в своей жизни. Начать хотя бы с того, чтобы один день говорить только правду, не обманывать себя и других.
И режиссер с тонким чувством юмора показывает, что из этого получается и какими последствиями может обернуться правда одного человека для других.
Это очень, очень, очень добрый и легкий фильм! Этот фильм про всех и для каждого! В наше время очень не хватает такого кино, умели делать в СССР, но есть огромное НО, мы не СССР, давно уже не СССР, и фильмы мы такие делать больше не умеем! Грустно! Актеры бесподобные, игра, музыка, все на высшем уровне, тогда по другому и не умели делать. Но самое главное у этого фильма очень добрая душа. Смотрите и радуйтесь жизни, радуйтесь, тому, что Вы хотя бы рождены в СССР!
Огромное спасибо всем кто играл в этом фильме и тем кто создал этот фильм, и я очень рад, что у нас есть телеканал Культура, который показывает такие фильмы. Значит, что то еще в нас осталось.
Это полу-триллер, полу-комедия, здесь мы опережаем Америку на целых 30 лет. Главное, посмотрел я его чисто случайно. И теперь он один из любимейших моих советских фильмов.
Если в программке где-то найдёте случайно, то обязательно посмотрите!
Комедия Урок литературы появился на телеэкранах в далеком 1968 году, его режиссером является Алексей Коренев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Александр Леньков, Виктория Фёдорова, Евгений Стеблов, Андрей Миронов, Леонид Куравлёв, Инна Макарова, Валентин Брылеев, Николай Парфёнов, Валентина Малявина, Нина Агапова, Светлана Коновалова, Готлиб Ронинсон, Татьяна Гаврилова, Ольга Семенова, Алина Покровская.
Урок литературы (фильм)
Урок литературы (фильм)
Урок литературы | |
Жанр | |
---|---|
Урок литературы — трагикомедия режиссёра Алексея Коренева, снятый по сценарию Виктории Токаревой в СССР в 1968 году.
Содержание
В ролях
Сюжет
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Урок литературы (фильм)» в других словарях:
Урок литературы — Жанр киноповесть, трагикомедия Режиссёр Алексей Коренев Продюсер Эльдар Рязанов Автор сценари … Википедия
Большая перемена (фильм) — Большая перемена Жанр комедия, мелодрама … Википедия
Дура (фильм — Дура (фильм, 1991) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Дура (фильм). Дура Жанр Детектив Режиссёр Алексей Коренев В главных ролях … Википедия
Вас вызывает Таймыр (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вас вызывает Таймыр. Вас вызывает Таймыр Жанр комедия Режиссёр Алексей Коренев Автор сценария Александр Галич … Википедия
Дура (фильм, 1991) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дура. Дура Жанр детективный фильм Режиссёр Алексей Коренев В главных ролях Валерия Богук Николай Караче … Википедия
Ключ (фильм, 1980) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ключ. Ключ Жанр комедия Режиссёр Алексей Коренев … Википедия
По семейным обстоятельствам (фильм) — По семейным обстоятельствам Жанр комедия Режиссёр Алексей Коренев Автор сценария Валентин Азерников В главных ролях Галина Польских Евгений Стеблов Марина Дюжева … Википедия
Ловушка для одинокого мужчины (фильм) — Ловушка для одинокого мужчины Жанр Детектив Режиссёр Алексей Коренев В главных ролях Николай Караченцов Юрий Яковлев Ирина Шмелева … Википедия
Ключ (фильм — Ключ (фильм, 1980) Ключ Жанр Комедия Режиссёр Алексей Коренев В главных ролях Елена Цыплакова Владимир Изотов Кинокомпания … Википедия
Урок литературы (фильм)
Урок литературы (фильм)
Урок литературы | |
Жанр | |
---|---|
Урок литературы — трагикомедия режиссёра Алексея Коренева, снятый по сценарию Виктории Токаревой в СССР в 1968 году.
Содержание
В ролях
Сюжет
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Урок литературы (фильм)» в других словарях:
Урок литературы — Жанр киноповесть, трагикомедия Режиссёр Алексей Коренев Продюсер Эльдар Рязанов Автор сценари … Википедия
Большая перемена (фильм) — Большая перемена Жанр комедия, мелодрама … Википедия
Дура (фильм — Дура (фильм, 1991) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Дура (фильм). Дура Жанр Детектив Режиссёр Алексей Коренев В главных ролях … Википедия
Вас вызывает Таймыр (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вас вызывает Таймыр. Вас вызывает Таймыр Жанр комедия Режиссёр Алексей Коренев Автор сценария Александр Галич … Википедия
Дура (фильм, 1991) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дура. Дура Жанр детективный фильм Режиссёр Алексей Коренев В главных ролях Валерия Богук Николай Караче … Википедия
Ключ (фильм, 1980) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ключ. Ключ Жанр комедия Режиссёр Алексей Коренев … Википедия
По семейным обстоятельствам (фильм) — По семейным обстоятельствам Жанр комедия Режиссёр Алексей Коренев Автор сценария Валентин Азерников В главных ролях Галина Польских Евгений Стеблов Марина Дюжева … Википедия
Ловушка для одинокого мужчины (фильм) — Ловушка для одинокого мужчины Жанр Детектив Режиссёр Алексей Коренев В главных ролях Николай Караченцов Юрий Яковлев Ирина Шмелева … Википедия
Ключ (фильм — Ключ (фильм, 1980) Ключ Жанр Комедия Режиссёр Алексей Коренев В главных ролях Елена Цыплакова Владимир Изотов Кинокомпания … Википедия
- актеры фильма уравнение со всеми известными
- актеры фильма уроки жизни и вождения