актеры фильма вас ожидает гражданка никанорова тогда и сейчас
Михаил Васьков
Биография
Актер с типично русским лицом и крепким телосложением (при росте 176 вес составляет 86 кг), Михаил Васьков полюбился создателям российских сериалов и зрителям. Особенно часто ему достаются роли сотрудников органов внутренних дел. В биографии артиста была работа с такими мэтрами советского кинематографа, как Сергей Бондарчук, Георгий Данелия и Евгений Татарский.
Детство и юность
Миша родился в семье москвичей в начале 1956 года. Актер утверждает, что родители были обычными советскими людьми, далекими от мира искусства, но среди увлечений юного Михаила значатся такие элитные занятия, как фигурное катание и конный спорт. Также мальчик занимался плаванием и овладел игрой на гитаре.
Михаил Васьков в молодости (кадр из фильма «Представление начинается»)
В детстве Миша мечтал стать советским разведчиком, но, когда услышал озвученное Игорем Кирилловым объявление о наборе ребят в школу юных актеров, решил овладеть мастерством перевоплощения. Вместе с Васильковым в студии занималась будущая актриса Татьяна Догилева, а преподавал «дядя Володя» из передачи «Спокойной ночи, малыши!» — артист Владимир Ухин.
Также легко Михаил поступил в Щукинское училище, годы учебы в котором вспоминает с удовольствием, а педагогов — с благодарностью. После вуза Васьков пришел играть в Театр имени Евгения Вахтангова, в котором служит и сейчас.
Театр и фильмы
Первую роль на вахтанговской сцене в спектакле «Молодость театра» Михаил сыграл, еще будучи студентом. Любимый театральный жанр Васькова — комедия. Артист не считает зазорным просить у режиссеров задействовать его в постановках: именно так он получил роли в спектаклях «Чем люди живы» и «Тринадцатый председатель». Актер — прекрасный исполнитель главных ролей в комедиях «Проделки Скапена» и «Женитьба Бальзаминова».
Михаил Васьков (кадр из фильма «Афоня»)
Хотя в кино дебютировал в 15 лет в ленте «Карусель», первой серьезной кинематографической работой актер считает съемки в комедии Георгия Данелии «Афоня», в которой впервые снялся в роли милиционера. Засветился артист и в эпизоде культового фильма Георгия Николаевича «Мимино».
Режиссеры отметили способность Михаила выразительно сыграть второстепенного персонажа и часто приглашали его на эпизодические роли: таковы герои Васькова в лентах «Вас ожидает гражданка Никанорова» и «Водитель для Веры».
Михаил Васьков (кадр из фильма «Джек Восьмёркин – «американец»»)
Зрителям запомнился персонаж Михаила в перестроечном мюзикле Евгения Татарского «Джек Восьмеркин — американец», кулацкий сын Петя Скороходов, все время повторявший фразу «Дело в следующем, батя!». Наиболее сложными для актера стали съемки в последней работе Сергея Бондарчука — фильме «Тихий Дон»: его герой Михаил Кошевой полз по снегу в нижнем белье.
Поскольку картина снималась по заказу зарубежной компании, артисты играли на языке Шекспира. Зато сейчас в анкете Васькова, размещенной в электронной базе данных «Актеры России», указывается, что Михаил Юрьевич готов играть на английском языке.
Михаил Васьков (кадр из фильма «Тихий Дон»)
Фильмография Васькова насчитывает десятки картин и сериалов, однако главную роль актер пока исполнил только один раз. Это случилось в многосерийном фильме «Лесник», где Михаил Юрьевич сыграл следователя Бориса Тулова.
Но зрители полюбили персонажей актера в сериалах «Зверобой», «Участок», «Соседи». В долгоиграющем ситкоме «Воронины» Васьков исполнил небольшую, но яркую роль дяди Бори, хозяина квартиры, которую снимают главные герои — супруги Костя и Вера.
Личная жизнь
С будущей женой Ольгой Гаврилюк Михаил познакомился в молодости в родном театре на репетиции спектакля «Мещанин во дворянстве». Ольга на 8 лет старше Васькова и до встречи с молодым артистом уже побывала замужем за Виктором Проскуриным, который впоследствии исполнил роль Василия Вожеватова в рязановском «Жестоком романсе» и еще 4 раза женился.
Но амплуа Гаврилюк — травести, и, насколько об этом можно судить по фото, в год знакомства с Михаилом она выглядела юной девушкой. От брака у актрисы остались квартира и дочь Саша, которую Васьков воспитал как родную.
День знакомства с будущей супругой Михаил в интервью называет самым счастливым в жизни, однако подробностями личной жизни предпочитает не делиться. Родных детей у звезды сериалов нет, но Александра с малолетства зовет Васькова папой, а ее отпрыски Лиза и Даня воспринимают Михаила Юрьевича как еще одного родного деда.
Михаил Васьков сейчас
В 2018-м актер сыграл в сериалах «Соседи» и «Кровавая барыня», в котором исполнил роль старшего родственника Салтычихи.
Михаил Васьков (кадр из сериала «Анатомия убийства»)
2019 год стал очень плодотворным для Васькова: на экраны вышли продолжение «соседской» франшизы, а также многосерийный детектив «Анатомия убийства» с его участием. Артист регулярно выступает с моноспектаклем «Актерские байки» в новом сценическом пространстве Вахтанговского театра — «Арт-кафе».
Как за 40 лет изменились актёры из фильма «Однажды двадцать лет спустя»
У этой картины была особая миссия — повысить рождаемость в СССР. Лента должна была поднять престиж многодетной семьи. По сюжету выпускники встречаются спустя 20 лет после окончания школы. Все добились больших успехов. Кто-то стал ученым, кто-то — архитектором, ведущим, музыкантом, астрономом. А вот главная героиня, бывшая староста Надя Круглова нигде не работала. За это время она родила десятерых детей, что и было ее достижением. На создание сценария Аркадия Инина вдохновила история семьи Кучиных.
фото: Стоп-кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя»
У этой картины была особая миссия — повысить рождаемость в СССР. Лента должна была поднять престиж многодетной семьи.
— Прочел письмо в «Литературной газете» 38-летней мамы-героини из Подмосковья, которая растила 11 детей, — делится Аркадий Яковлевич. — Это был вовсе не гимн материнству, а обида. Общество, по ее мнению, вообще расположено к таким, как она, недоброжелательно. В этих словах читалась большая боль… Я написал в ответ письмо о желании снять фильм по ее истории. Героиня наотрез отказалась со мной общаться. Но все равно появилось ощущение, что можно сделать из этого что-то душевное. Тогда пошел в общество многодетных матерей. Там были женщины постарше, которые уже вырастили своих чад. Они очень позитивно рассказывали о своей жизни. Понял, что моя героиня была еще в процессе воспитания и взросления. Этим и можно было объяснить ее трудности. Написал сценарий и предложил его режиссеру Юрию Егорову.
фото: Кадр из фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова» Legion Media
На роль многодетной мамы пробовались Ирина Купченка, Лариса Малеванная, Людмила Савельева и даже Лия Ахеджакова, но режиссер видел в этом образе только Наталью Гундареву.
Аркадий Инин в главной роли видел только Наталью Гундареву. Правда, режиссер все же попробовал на роль Кругловой еще нескольких актрис: Ирину Купченко, Ларису Малеванную, Людмилу Савельеву и даже Лию Ахеджакову. Отца большого семейства, Кирилла Круглова, сыграл Виктор Проскурин. Несмотря на то что в фильме было заявлено 10 детей, снялось больше 20. Так как работа над картиной шла полгода и снимались разные временные отрезки, необходимо было подобрать юных героев от мала до велика.
Тогда, фото: Стоп-кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя» Сейчас, фото: Артур Тагиров
Марина Яковлева, роль — Наташа, учительница, старшая дочь Кругловых:
— Юрий Егоров пригласил меня в мой первый фильм по рассказам Михаила Пришвина «Ветер странствий», когда я еще училась на втором курсе ГИТИСа. С его легкой руки я начала сниматься. И вот через два года после этого Юрий Павлович позвал меня в эту ленту. У меня уже было несколько главных ролей, подумала, зачем мне нужна теперь какая-то малюсенькая. Молодая тогда была, не понимала. Как говорила Татьяна Ивановна Пельтцер, предугадать успех нельзя. И вот маленькая роль Наташи Кругловой, а фильм смотрят и смотрят уже 40 лет. Я посоветовалась со своим тогдашним свекром Станиславом Иосифовичем Ростоцким, и он сказал: «А почему не принять участие в хорошем кино». И я согласилась, о чем не жалею.
фото: Кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя»
— Виктору Проскурину, который играл моего 40-летнего папу, было 27 лет. Но он так перевоплотился и прекрасно партнерствовал с моей любимой Гундаревой, которой я всегда восхищалась. А как они потрясающе сыграли любовь, до мурашек, без особых слов. Наталья Георгиевна общалась с детьми на площадке без сюсюканья. Помню, выходим с ней из подъезда под ручку и она мне: «Ой, зачем я согласилась на эти съемки?» Конечно, она шутила. Гундарева ведь гениально сыграла, прочувствовала свою героиню, зная, что она никогда не сможет стать матерью.
Виктору Проскурину, который играл моего 40-летнего папу, было 27 лет. Он смог потрясающе перевоплотиться!
В конце съемок Наталья Георгиевна пригласила меня, вчерашнюю студентку, и ассистента режиссера Марину Орлову в ресторан недалеко от ее квартиры на Чистых прудах — такое стеклянное здание. Помню, смешная официантка была с какой-то немыслимой прической, она не узнала Гундареву, а та смешно подтрунивала над девушкой. Наталья Георгиевна не дала нам заплатить, сама рассчиталась. Все она делала с юмором, по-доброму. Как-то сидела с девчонками перед дублем, пришли Валентина Титова и Гундарева. Титова смотрит на нас: «Молоденькие, хорошенькие!» А Наталья Георгиевна: «Ничего, ничего, это быстро пройдет».
Тогда, фото: Стоп-кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя» Сейчас, фото: Persona Stars
Татьяна Назарова, роль — Валя Круглова:
— В картину я попала по блату. Моего папу (актер Юрий Назаров. — Прим. «Антенны») очень любил режиссер Юрий Егоров, с которым они работали раньше. У него был любимый тост за то, чтобы друзья стали родственниками, а родственники — друзьями. У Юрия Павловича самого огромная дружная семья. Актрисой я не стала: потыркалась, порыпалась, и процесс мне не понравился. Я была избалованной, и мне не требовалось, как огромному числу девушек, рваться, чтобы что-то доказать. В этом отношении я оказалась счастливчиком: папа — актер, тетки, дядьки — актеры и музыканты. Я попала в эту тусовку и могла позволить себе думать, нравится мне это или нет. В результате поняла, что мне не нравится что-то изображать из себя.
Наталья Гундарева в фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова», фото: Кадр из фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова» Legion Media
Наталья Гундарева, с которой мы работали в одной сцене, сыграла эпохальную роль в моей жизни, потому что, глядя на нее, я уже понимала, что надо или подниматься до ее уровня, или никак…
— Но от фильма остались необыкновенные впечатления, атмосфера на площадке сложилась теплая и домашняя, ее создал режиссер. Мне было 16 лет тогда. Я не видела ни конфликтов, ни зависти, ни ревности. Сцена с Валей, которая хочет замуж, происходила сначала на волейбольной площадке. Она якобы была спортсменкой. Потом это переиграли на мотоцикл и машину, а мне было все равно, играть в волейбол или бегать за машиной.
Наталья Гундарева, с которой мы работали в одной сцене, сыграла эпохальную роль в моей жизни, потому что, глядя на нее, я уже понимала, что надо или подниматься до ее уровня, или никак. А до нее я недотягивала по многим показателям. На одной из встреч со зрителями Наташа описала картину как шоколадно-мармеладный торт, политый еще сиропом. Я с ней тогда не согласилась. Мне приятно смотреть, что хорошее побеждает, хотя я прекрасно понимаю, что это, конечно, сказка. Но сказка должна быть в жизни.
Кроме личной жизни, все у меня состоялось. Я прежде всего понимаю саму себя, горжусь своими детьми и их семьями.
Личная жизнь у меня не сложилась, замуж удачно я так и не вышла, как и моя киношная героиня. Выходила ненадолго, рожала, а потом оттуда как-то сама вываливалась или меня выталкивали. У меня двое детей, четверо внуков. Старший сын Иван (ему 36 лет) — врач, которым я очень горжусь. Дочь Сашечка (ей 31 год) оканчивает педагогический, где учится уже лет одиннадцать из-за академических отпусков. У обоих по двое детей: у сына — два мальчика, у дочки — две девочки. Я хорошая бабушка, с каждым внуком есть общие интересы и темы.
Кроме личной жизни, все у меня состоялось. Я прежде всего понимаю саму себя, горжусь своими детьми и их семьями. У меня живы родители, восхитительные братья, сестры, племянники. Если бы у меня еще и муж был любящий, то у меня бы рожа треснула от счастья. Мне в январе исполняется 57 лет, я одинокая и несчастная, и мне очень хочется единомышленника. У меня три таксы, и я со стороны себе не нравлюсь — похожа на сумасшедшую, а вот внутри ощущаю гармонию.
Я долгое время работала педагогом, вела самодеятельность. Хорошо умею работать с детьми с элементами аутизма, ДЦП, с сиротами, но не могу сейчас с ними заниматься, поскольку иначе мне снимают добавку к пенсии. С детьми я работаю на износ, но материально получается минус. У меня это называется театротерапия, и я помогаю детям с тяжелыми судьбами, но ничего за это не получаю. Я жду с нетерпением, чтобы закончились холода, потому что сижу в деревне, а на полу у меня лед. Из моих достижений: я научилась любить сама. Не нужно ждать, когда полюбят тебя. Я люблю огромное количество народа, и от этого счастлива.
Тогда, фото: Стоп-кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя» Сейчас, фото: Стоп-кадр из программы «Прямой Эфир»
Алексей Ясулович, роль — Антон Круглов:
— Несмотря на то что картину снимал мой дедушка (Юрий Егоров — отец Натальи Егоровой, матери Алексея. — Прим. «Антенны»), я участвовал в пробах: чтобы все дети совпали визуально и подошли. В первую очередь, конечно, отталкивались от Гундаревой и Проскурина. Мне пришлось даже покрасить волосы, чтобы получился рыжий оттенок. Снималось детей, кажется, больше двадцати, потому что они играли разный возраст, были и совсем груднички. Семья у нас кинотеатральная, но на меня произвели впечатление собравшиеся там известные актеры. И, конечно, профессионализм деда и его команды. Он работал по многу лет с людьми, которые у него из картины в картину переходили. Было весело! За год съемок все сроднились, получилась почти семья. Там же еще и отец мой играл (актер Игорь Ясулович. — Прим. «Антенны») в роли одноклассника Толи Клинкова, капитана 2-го ранга.
Сниматься я, кстати, впервые начал у своего отца в его дипломной режиссерской работе, когда мне было 8 лет. Это оказалось достаточно интересно, и стало понятно, что в будущем надо этим заниматься. Шло накопление навыков. Потом была «Щука», кино, театр, а потом я встал по другую сторону камеры и сам стал режиссером и продюсером в рекламе. А в последнее время занимаюсь детским кино.
Несмотря на то что картину снимал мой дедушка, я участвовал в пробах. Мне пришлось даже покрасить волосы, чтобы получился рыжий оттенок.
У нас есть замечательный летний лагерь в Геленджике «Кинонива», где дети вместе с взрослыми снимают за смену два короткометражных фильма. А три года назад я включился в работу медийного детского форума «Бумеранг», куда приезжают ребята со всей России, которые сами создают кино. Признаюсь, что после стольких лет работы в кинематографе работать с детьми иногда намного круче, чем с профессионалами-киношниками, потому что глаза горят, они свободны от предрассудков и комплексов. Можно сказать, что они снимают кино будущего, но не за счет перечеркивания всех авторитетов и ломания устоев. Они тоже снимают кино о человеке и делают это страстно.
В семейном плане тоже все хорошо. Старшая дочь Вера (ей 26 лет) работает в сфере организации мероприятий. Младшей дочери Глафире — 12, она учится в школе, ездит со мной в кинолагеря. Хочется, чтобы дети вышли из-под карантинного замка, стали больше общаться и жить полноценной жизнью, как когда-то — герои этого фильма.
Тогда, фото: Стоп-кадр из фильма «Однажды двадцать лет спустя» Сейчас, фото: @marketingclass_school
Дарья Мальчевская, роль — Маша Круглова:
Ассистент по актерам меня заметил на автобусной остановке. Ему понравилось мое лицо. Так я и попала в актерскую картотеку.
Натурные съемки проходи под Калугой. На месяц-два меня перевели учиться в местную школу, чтобы не пропускать уроки. Конечно, из-за незнакомой обстановки было тревожно. Хорошо помню сцену в магазине, где Надежда Круглова покупает много товаров. Сотрудники решают, что она спекулянтка и покупает вещи на продажу. Ее ведут к директору, чтобы разобраться. Маша, видя это, очень расстроилась. Чтобы хоть как-то защитить маму, стреляет из хлопушки в директора. Было много проб, чтобы у меня это получились сделать правильно и с первого раза. Еще в этом эпизоде очень веселило, когда Гундарева вытаскивает связку сосисок из тележки прямо как фокусник!
Кадр из фильма «Шапка Мономаха», 1982 год, фото: Кадр из фильма «Шапка Мономаха»
Далее в моей биографии был фильм «Шапка Мономаха» Искандера Хамраева про школьников. Потом успешно прошла пробы в еще один проект. Но за лето так выросла, что стала намного выше своего партнера Сергея Шакурова. К тому же из девочки уже стала явно превращаться в девушку. Конечно, режиссера не устроили такие изменения. Более взрослых ролей мне уже не предлагали. Когда нужно было выбирать профессию, твердо решила, что не хочу быть актрисой. Поставила цель — поступить на филологический факультет МГУ. Хотела заниматься литературоведением и иностранными языками.
Около 25 лет проработала менеджером. Последние несколько лет развиваю свои проекты в области маркетинга.
После окончания университета в 1991 году надо было хоть как-то зарабатывать. Моя специальность оказалась не очень востребованной. Жизнь забросила в бизнес. Около 25 лет проработала менеджером. Последние несколько лет развиваю свои проекты в области маркетинга. Есть своя онлайн-школа, веду лекции. Еще я аккредитованный экскурсовод. Могу знакомить желающих с достопримечательностями столицы. Знаете, ни о чем не жалею. Когда выросла, поняла, что кинематографический опыт мне очень много дал. Например, уверенно держаться во время публичных выступлений, смотреть в глаза собеседникам и внятно говорить. Кстати, моя дочь Мария, которой уже 18 лет, когда-то снималась в рекламе корма для кошек. А сейчас поступила в медицинский университет.
А кто еще
Исполнитель роли старшего сына Юры, актер Сергей Белов, после съемок фильма был призван в армию. Больше он не снимался. Трагически погиб в 2008 году.
Елена Борзунова, сыгравшая младшую дочь Кругловых, стала актрисой дубляжа, в России ее голосом говорит Николь Кидман. Кстати, ее отец Алексей Борзунов озвучивал первые в России бразильские сериалы, голливудские фильмы и мультики. Например, его голосом говорит Скрудж Макдак из «Утиных историй».
Максим Пучков воплотил на экране образ смешного рыжеволосого Пети Круглова. А его папа Николай Пучков был главным оператором фильма. Несмотря на возражения отца, Максим поступил в театральный, много снимался. Его карьера была на взлете, когда случилась беда. Как-то Максим сильно простудился, и врачи долго не могли поставить правильный диагноз, предполагая воспаление легких. Оказалось, что у Максима туберкулез. Пучкова не стало в 1998 году, ему было 30 лет.
«Катька – это лед и пламень, страсть и нежность»: как Гундаревой далась роль гражданки Никаноровой
Одной из советских актрис, завоевавших – без пафоса – всенародную и проверенную временем любовь, была Наталья Гундарева. Страстная, в чем-то наивная женщина, которой не дается личное счастье, но зато дается делать мир чуточку лучше – это и про саму Гундареву, и про многих ее героинь. Несмотря на прилепившееся после одноименного фильма клише «сладкая женщина», роли ее были разноплановыми: тут ужасная Катерина Измайлова в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» и великосветская стерва Татьяна Львовна Шадурская в телесериале «Петербургские тайны», жертвенная Вера Голубева из «Одиноким предоставляется общежитие» и величественная императрица Елизавета Петровна – продолжать можно долго, потому что за 56 лет жизни Наталья Георгиевна успела сняться в 81 фильме, это не говоря про театральные роли. В числе самых популярных ее персонажей – героиня картины Леонида Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова».
Казалось бы, такая простая история: русская природа, колхоз, немолодая одинокая женщина в поисках счастья. Однако при написании сценария Виктор Мережко ориентировался ни много ни мало на драму Федерико Феллини «Ночи Кабирии» – историю о наивной проститутке, ищущей любовь, но встречающей лишь проходимцев. Она продает свой дом, чтобы отдать деньги тому, кого принимает за любовь всей жизни, но и тут ее ждет жестокое разочарование. Так и Катя Никанорова каждый раз продает свой дом в деревне, уезжая с очередным избранником в светлое будущее, но возвращается обратно на смех соседям. Если у великого Феллини Кабирию сыграла его жена Джульетта Мазина, то у Марягина роль досталась Наталье Гундаревой.
Как рассказывала актриса, эта роль пришла, когда ей очень хотелось сыграть «открытый, человечный, надежный характер»: «И мое сердце словно подслушали: предложили «гражданку Никанорову». Марягин рассматривал в качестве Кати Никаноровой несколько актрис, в том числе Светлану Крючкову, уже знакомую ему по работе над фильмом «Вылет задерживается», но та не приехала на съемки. Тогда Виктор Мережко предложил взять Гундареву.
«Катька – это лед и пламень, страсть и нежность», – объяснял Леонид Марягин. И Гундарева – прежде всего театральная актриса, влюбленная в подмостки, привыкшая играть на пределе возможностей, – дала ему лед и пламень. По ее собственным словам, играла гражданку Никанорову «на бурной эмоции, с широким жестом». «Она только шаг ступнет, а про нее уже байки ходят», – люди судачат, а героиня Гундаревой ходит с высоко поднятой головой. Эта манера была придумана самой актрисой.
«Помню, на Московском вокзале в Ленинграде увидела, как прощаются две немолодые женщины. Мне показалось странным, что одна из них все время запрокидывала голову. Подошла поближе и вдруг вижу: да у нее же глаза, полные слез! Потом эта деталь, подсмотренная в жизни, стала ключом к образу гражданки Никаноровой: моя героиня, которая под маской веселой развязности прячет тоску, боль, вот так же вроде бы горделиво закидывает голову, но только для того, чтобы из глаз ненароком не пролились слезы», – говорила Гундарева в одном из интервью.
Для Гундаревой, на тот момент уже знаменитой, востребованной актрисы, работа шла в напряжении. Дело в том, что картина снималась в Таганроге и Ростове-на-Дону, а тем временем в Москве, в театре имени Вл. Маяковского шли последние репетиции спектакля «Бег» по пьесе Булгакова, в котором актриса играла «походную жену» генерала Чарноты Люську. Пришлось мотаться туда и обратно. О том периоде она позже рассказывала как о единственном, когда у нее появились мысли уйти из театра.
Прогоны прошли, и режиссер Андрей Александрович Гончаров объявил генеральную репетицию перед премьерой. «. всем делает замечания, замечания, а потом мне говорит: а вам мне вообще говорить нечего, вы чудовищно сегодня репетировали, у вас какая-то там домашняя режиссура. Я говорю: какая домашняя режиссура. пока я в этой церкви – я молюсь этому Богу», – дальше последовала ссора на повышенных тонах. Актриса нашла в себе силы явиться на генеральную репетицию, а Гончаров – не комментировать произошедшее. Позже режиссер называл Гундареву совей любимой артисткой, а она признавала, что Гончарову «удалось в театре создать удивительную ауру», но это уже другая история.
Возвращаясь из «Маяковки» в деревню к Кате Никаноровой, Наталья Георгиевна моментально перевоплощалась в бойкую женщину, чье желание обрести любовь не разбивается ни о вездесущие сплетни, ни о подобные заявления местного общественника: «Женские братья говорят, что ты, так сказать, пятнаешь их честное имя».
«Оптимизм актрисы высветлил нашу «гражданку Никанорову», и вообще, вновь встретившись с Гундаревой, я отметил для себя, что она стала работать как-то особенно радостно и щедро, – писал Мережко. Всего Гундарева снялась в четырех фильмах по его сценариям: «Здравствуй и прощай», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Уходя – уходи» и «Собачий пир». – Актриса была в прекрасной творческой форме – ей сопутствовал зрительский успех, усиливался интерес к ней и со стороны режиссеров. И вот такое счастливое состояние невольно передавалось героине. Хотя речь и в этой картине шла о драматической женской судьбе».
Умение создавать глубокие социальные образы помогло Гундаревой сделать своего персонажа реалистичным. И сценарист, и режиссер отмечали, что родившаяся в Москве, на Таганке Наталья Георгиевна сумела взглянуть на свою деревенскую героиню «взглядом современной женщины» (фильм вышел в прокат в 1978 году). Спустя семь лет после выхода картины «Вас ожидает гражданка Никанорова» Мережко сказал:
«Видимо, более интересной, более точной исполнительницы найти было невозможно. Она, женщина глубоко городская по сути, блистательно сыграла женщину деревенскую, и здесь случилось нечто непредвиденное. В результате получилась женщина вне географии. Она и деревенская, и городская, и не имеющая никакой привязанности к конкретному месту жительства. Она просто женщина, так страстно ждущая любви, так нуждающаяся в ней».
На съемках актрисе представилась возможность на практике продемонстрировать свою храбрость и широту души, так характерную для ее героинь, которые коня на скаку остановят и в горящую избу войдут. Гундарева фактически спасла жизнь режиссеру. Съемки шли около пригородного вокзала, в низине. Актриса сидела на ступеньках машины и наблюдала, как Леонид Марягин разводил мизансцены. И вдруг она увидела, что по дороге сверху, потеряв управление, прямо на съемочную площадку несется грузовик. Группа разбежалась, а режиссер замешкался. Тогда она бросилась к Марягину и сильно оттолкнула его в сторону. Они упали, а грузовик промчался мимо. Вечером отмечали чудесное спасение режиссера.