актеры фильма вечно живые
«Вечно живые». Все о первом спектакле театра «Современник»
Днем рождения театра «Современник» считают 15 апреля 1956 года — день, когда молодой режиссер Олег Ефремов представил публике спектакль по военной пьесе Виктора Розова, собрав плеяду будущих звезд сцены и экрана. Впрочем, технически это был уже не день — премьеру играли в ночь с 15 на 16 апреля на сцене Школы-студии МХАТ. Тайно, не пригласив никого из театральных корифеев, потому что спектакль был сделан не так, как было принято в то время.
Ночной показ
Начали ровно в полночь, в зрительном зале — человек сто или чуть больше. Помещение камерное, и гости, большинство из которых были студентами МАИ и МГУ имени М.В. Ломоносова, уместились с трудом. Перспектива простоять весь спектакль в проходе, не найдя свободного места, мало кого пугала — гораздо важнее удобства был тот факт, что этот спектакль сделали молодые артисты во главе с молодым режиссером. И пьесу, говорят, они выбрали чуть ли не запрещенную.
Действительно, пьесу «Вечно живые», которая позже легла в основу сценария фильма «Летят журавли», долго не пускали на сцену и в печать. Фронтовик и студент-заочник Литературного института имени А.М. Горького Виктор Розов написал ее в 1943 году, находясь в отпуске после тяжелого ранения в Костроме. Тема — нравственный выбор, который ставит перед человеком война, — показалась скользкой сотрудникам Главлита. Напечатали пьесу лишь в начале 1950-х. Впервые ее поставил Костромской театр драмы, второй стала Студия молодых актеров — так назвали свое объединение Ефремов со товарищи. Для них Розов сделал новую редакцию, сократив некоторые сентиментальные сцены.
Светлана Мизери сыграла главную героиню Веронику, Галина Волчек, которая впоследствии возглавит «Современник», — авантюрную Нюрку-хлеборезку, роль Ирины, дочери доктора Бороздина, досталась Лилии Толмачевой, которая совсем скоро станет ведущий актрисой театра. Впервые на театральную сцену вышел Олег Табаков — в роли студента Миши. А возлюбленного Вероники, фронтовика Бориса, сыграл сам 29-летний режиссер. Декорации были самыми простыми: стол, пара стульев, еще что-то из мебели — вот и весь скромный антураж.
Тогда артисты служили в разных театрах, и репетировать «Вечно живых» в какой-то момент стало проблемой. Выход нашли — коллектив начал собираться ночами.
«Не было денег на такси, а заканчивали, предположим, в четыре часа ночи и ждали открытия метро. И никогда это ожидание не было тягостным. Наоборот, тяжело было уйти, расстаться до завтра, хотелось, чтобы репетиции, общение не кончались никогда. А когда Ефремов снялся в “Первом эшелоне” и стал самым богатым в нашей нищенской компании, то практически весь свой скромный гонорар он потратил на такси, чтобы мы могли добраться домой», — позже рассказывала Галина Волчек.
Зрителям спектакль понравился — простой, без лишнего пафоса, он говорил с молодыми людьми на понятном им языке. После показа домой никто не пошел, несмотря на глубокую ночь, переходящую в утро. Вместо этого они позвали режиссера и актеров, чтобы поговорить.
«Принимали очень хорошо, что само по себе очень обрадовало. Возбужденные, мы ушли со сцены, и вдруг кто-то ворвался в гримерку: “Срочно все идите в зал! Там люди отказываются расходиться! Они хотят говорить с вами, обсуждать спектакль”. Получилось не обсуждение, а, скорее, стихийный митинг. “Вы не должны расходиться, потерять друг друга! Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало!”» — вспоминал Игорь Кваша.
Разошлись как раз к открытию метро. Вскоре о зарождающемся театре и гениальном спектакле узнала вся столица. Фраза «Если я честный, я должен», произнесенная Ефремовым-Борисом, стала девизом нового коллектива.
«Современник». Начало
В то время у театра не было своей площадки, поэтому место артистам предоставляла сперва Школа-студия МХАТ, где преподавал Олег Ефремов, а позже сам МХАТ. Ефремов преклонялся перед методом Станиславского и самим Константином Сергеевичем, но одновременно понимал, что репертуарная политика театра не верна: нельзя игнорировать современную драматургию, бесконечно ставя классиков. Он нашел единомышленников среди своих учеников, именно они и составили труппу будущего «Современника».
В новом коллективе у всех были равные права. Художественный руководитель поддерживал артистов, когда те, например, собирались ставить собственные спектакли. Все и всегда решали вместе — вплоть до того, кто получит прибавку за хорошую работу.
Название «Современник» появилось в 1958-м, когда директор МХАТа Александр Солодовников предложил дать студии другое имя. Коллектив решил, что оно как раз и должно отображать все то, о чем они хотят говорить со зрителем.
«Современник» полюбили не только зрители и театроведы. «Железная леди СССР» Екатерина Фурцева, министр культуры, помогала отстаивать некоторые постановки, вникала в проблемы труппы. Впервые она поддержала театр в разгар скандала, связанного со спектаклем «Голый король» по остросатирической пьесе Евгения Шварца. Постановка произвела фурор своей смелостью, но за успехом последовали неприятности: из-за выпадов в сторону советской власти театр лишился сцены в филиале МХАТа.
Свое первое здание — у станции метро «Маяковская» — театр-студия «Современник» получил весной 1961 года. Тогда же из названия убрали слово «студия».
«Современник» пошел на взлет. Мир стремительно менялся: развенчание культа личности Сталина, оттепель, стало можно и нужно посмотреть с новых сторон на происходящее вокруг. На сцене театра одна за другой шли актуальные пьесы: ставили Уильяма Гибсона, Василия Аксенова, Леонида Зорина.
Олег Ефремов покинул «Современник» в 1970 году, новым директором стал Олег Табаков, а худруком — Галина Волчек.
Начало карьеры Ефремова
Для Олега Николаевича «Вечно живые» стали второй режиссерской работой, до этого он поставил «Димку-невидимку» Вадима Коростылева в Центральном детском театре (сейчас — РАМТ). Актером он был уже опытным — с 1949-го играл там же, в ЦДТ, а также снялся в «Первом эшелоне» Михаила Калатозова. В 1956-м его блестящая кинокарьера была еще впереди.
В Школу-студию МХАТ он поступил в 1945 году. Конкурентов было немало, но Ефремов прошел конкурс с первого раза, оставив многих позади. Именно там и началось его увлечение теорией Станиславского. Однако после учебы со МХАТом не сложилось, в труппу его не взяли.
Зато он попал Центральный детский театр, где познакомился с творчеством Виктора Розова, сыграв главную роль в спектакле «Ее друзья» по его пьесе. После этого он возвращался к этому драматургу не единожды — играл в других постановках по его произведениям, а потом многое ставил и сам. Кроме «Вечно живых» он создал спектакли «В поисках радости», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «С вечера до полудня». Виктор Сергеевич стал одним из его любимых авторов.
«Летят журавли» — лидер проката
Пьеса «Вечно живые» воплотилась не только на театральной сцене. В 1974 году вышла телеверсия спектакля с Олегом Далем и Мариной Нееловой в главных ролях в постановке Ефремова. Сам он в ней сыграл Федора Бороздина.
Но, конечно, не только всесоюзную, но и всемирную известность ей принесла экранизация Михаила Калатозова 1957 года. Сценарий для картины «Летят журавли» написал на основе пьесы сам Розов. Веронику сыграла Татьяна Самойлова, которая получила эту роль случайно: ассистент Калатозова увидел ее в другом фильме, и ему показалось, что с главной ролью она справится лучше, чем утвержденная на тот момент Елена Добронравова.
Картину разругали на родине — девушка из СССР никогда не поведет себя так, как Вероника, это недопустимо. Особенно возмущен был Никита Хрущев. Но ее полюбили за рубежом — на Каннском кинофестивале ее наградили «Золотой пальмовой ветвью», во Франции она надолго стала лидером проката.
Вечно живые
Театр «Современник» на Чистопрудном бульваре
15 апреля 1956 года легендарной пьесой Виктора Розова «Вечно живые» открылся театр «Современник». Через двадцать лет записали телевизионную версию.
В первой редакции спектакля (1956 г.) роль Бориса исполнил Олег Ефремов, Вероники — Светлана Мизери. Во второй (1974 г.) — Олег Даль и Марина Неелова.
Фрагмент книги Людмилы Ивановой «Мой «Современник»:
«Я уже работала в Театре Сац, когда получила приглашение от Вениамина Захаровича Радомысленского посмотреть спектакль «Вечно живые», который Ефремов показывал на студийной сцене. Работа над спектаклем продолжалась два года, поначалу на сцене Центрального детского театра и даже на квартирах актеров. Спектакль шел тоже ночью.
На сцене — мои однокурсники: Галина Волчек, Игорь Кваша, Светлана Мизери. Образы настолько правдивы и ярки, что забыть это невозможно. Сам Ефремов — Борис, добровольцем уходящий на фронт, благородный, честный, так страстно убеждающий Веронику, что он должен быть там, на передовой. И зрители, предчувствуя, что он не вернется, так переживали за него, что сердце болело.
Игорь Кваша играл Володю. Слушая его рассказ, мы видели, как он замерзал на снегу, как его спас и потащил Борис, и он никак не мог смириться с тем, что Борис, уже дойдя до своих, погиб от шальной пули. Я и сейчас помню, как вздрагивало его лицо, текли слезы и в зале все плакали. Во второй редакции Володю играл Валерий Шальных, а позже — Костя Райкин.
А Галина Волчек, играющая Нюрку-хлеборезку, так алчно, страстно, хищно смотрела на кольцо Антонины, и глаз у нее горел жадным, недобрым огнем: «Продайте колечко!» Или еще: «Вот накоплю сто тыщ — и притихну!» Вид ее поражал воображение: она была в голубом крепжоржетовом платье с цветочками (зимой!), на шее чернобурка, на голове кубанка из черного каракуля — несмотря на войну мода все-таки была, — а на ногах довоенные резиновые боты, надеваемые прямо на туфли с каблуком. Вероятно, все эти вещи Нюрка выменяла на хлеб, не хватало ей только колечка…
Я все думала: как они этого достигли? Как им удалось так захватить зал, настолько разбередить душу? Говорили, что этот спектакль относится к стилю неореализма, популярному тогда благодаря итальянскому кино. Во всяком случае, это была предельная правда, поэтому спектакль так действовал на зрителей.
Позднее, когда я вошла в труппу «Современника» и мы восстанавливали этот спектакль, я многое поняла. Ефремов неукоснительно занимался «жизнью человеческого духа».
Я тогда получила роль Анны Михайловны. Ей по меньшей мере сорок пять лет, может, даже больше, а мне двадцать четыре года. Но я характерная актриса и должна уметь играть возрастные роли. А Ефремов говорил, что эта роль очень важна в пьесе, как и Бороздин, эти люди — «соль земли русской». Анна Михайловна — учительница, прошла блокаду Ленинграда, у нее погиб муж, сын на фронте. Она живет на квартире вместе с Бороздиными, в маленькой комнатке.
Чтобы я выглядела «поосновательнее», мне сшили толщинку (я была худенькая), дали парик с проседью, на плечах платок, валенки с заплаткой. Мне было очень, очень трудно.
Ефремов долго работал над сценой, когда Вероника говорит Анне Михайловне, что она больше не хочет жить. Ефремов внушал: «Эти женщины живут каждая своей жизнью, хотя и в одной комнате». Он посадил нас в разные концы комнаты. Анна Михайловна за столом читает письмо с фронта, изредка бросает какие-то слова Веронике, но абсолютно углублена в чтение, вся в мыслях о сыне. Вероника расспрашивает ее, как она жила в Ленинграде, о том, любила ли она мужа, почти машинально читает стихи — «Журавлики-кораблики».
Ефремов рассуждал: «Я думаю, Анна Михайловна осуждает Веронику, изменившую жениху. Конечно, он пропал без вести, но это случилось совсем недавно, как говорится, она и башмаков не сносила… И Анне Михайловне все переживания Вероники по сравнению с ее собственными кажутся незначительными: у нее погиб муж и неизвестно, вернется ли сын. Она все потеряла, ей уже много лет. Веронике же, конечно, ее переживания кажутся гораздо более страшными, чем у Анны Михайловны, у которой уже была счастливая жизнь, муж, сын. Вот в это надо обязательно углубиться, жить этим».
И тут Вероника говорит: «Анна Михайловна, я не хочу жить…» И я вдруг услышала ее — перелом сцены!
Ефремов подсказывал: «Теперь брось все свои эгоистичные мысли! Теперь она испугалась за Веронику, она ей поверила».
«Что вы, Вероника, что вы!» — я (Анна Михайловна) пытаюсь «сражаться» за нее… Мне очень страшно: я понимаю, что Вероника может покончить с собой. Сочувствие мое бесконечно, я ее обнимаю, держу, пытаюсь не пустить на улицу, она вырывается…
Я долго билась над этой сценой, ведь Ефремов считал, что это переломный момент в судьбе Вероники, а стало быть, и в спектакле. И так подробно он работал над всеми сценами, над всеми образами, не допуская ни секунды фальши. Он говорил, что все мысли актера читаются зрителем и нужно, чтобы эти мысли были. Важны не слова, а то, что человек думает, чем живет. Ефремов учил нас действовать страстно, защищать свои убеждения.
Спектакль «Вечно живые» — это рассказ о простых русских людях, которые прошли войну и победили. Бороздин говорит: «Ты думаешь, сына отдавать на войну хочется? Надо!» И это была, наверное, самая главная мысль во всем спектакле.
Но была отражена и другая сторона войны: люди есть люди, и кому война — кому мать родна. Поэтому существовали и хищная Нюрка-хлеборезка, и администратор филармонии, которого гениально играл Евстигнеев. Когда он говорил Антонине: «Я люблю вас. Сильно!», за кулисами стоял весь театр — ждали, как именно он это скажет.
И в первой, и во второй редакции спектакля было очень много актерских удач. В первом спектакле Ефремов играл Бориса, во второй — Бороздина.
А Бориса позднее играл Олег Даль: наверное, читатель поймет, что он был лирическим, светлым, за него было очень страшно — зрители понимали, что он идет умирать за Родину.
Фрагмент из книги «Олег Даль: дневники, письма, воспоминания» (отрывки из воспоминаний супруги артиста Елизаветы Даль):
«Тридцатилетие Победы. Шел спектакль «Вечно живые». Олег играл Бориса. Я сидела в ложе. Он пришел ко мне после первого акта, так как его роль закончилась. Второй акт мы смотрели вдвоем. Внезапно я увидела, что Олег плачет. Он, который не только наизусть знал всю пьесу, переиграл в ней разные роли, только что ушел со сцены, где играют про Бориса дальше, сидел и плакал над судьбой того человека, костюм которого только что снял. Этого нельзя разгадать».
Вечно живые
Центральный Академический Театр Российской Армии
Д раматург Виктор Розов написал пьесу «Вечно живые» в 1943 году, когда находился в отпуске после фронтового ранения. Впервые произведение поставил в 1956 году Костромской драматический театр. Эта пьеса стала первым спектаклем в репертуаре театра «Современник», который основал Олег Ефремов. А в 1957 году Михаил Калатозов снял по произведению Розова фильм «Летят журавли».
Спектакль «Вечно живые» в Центральном театре Российской армии поставил режиссер Борис Морозов. Чтобы достоверно воссоздать обстановку военного времени, он сотрудничал с консультантом — историком Владимиром Семченко.
«Вечно живые» — это история о двух молодых людях, Борисе и Веронике, которых разлучила война. Борис ушел на фронт добровольцем и пропал без вести. Веронике пришлось выйти замуж за другого, но она сохранила любовь к Борису.
Смотрите также
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Спектакль к юбилею: «Современник. Вечно живые. История в лицах»
Как начинался «Современник»: к своему 65-летию театр подготовил спектакль «Вечно живые. История в лицах» — о первом, «золотом», десятилетии труппы. И сыграл его всего один раз. Повторных показов не будет. Подробности у Елены Ворошиловой.
Эту историю о тех, кто в 56-м создал театр «Современник», актеры не играют — проживают. Ведь говорят о реальных людях, которых знают и любят.
Виктор Рыжаков, художественный руководитель театра «Современник»: «Этим артистам, которые сегодня выходят на сцену, важно проговорить эти слова, чтобы что-то уберечь, удержать в этом месте. То, что вместе с ушедшими людьми, основателями театра, может быть потеряно».
Всего один спектакль, над которым половина труппы работала целый год. Огромный архив «Современника» изучали театроведы, режиссеры, драматурги. Михаил Дурненков написал пьесу о первых десяти годах театра, о манифесте, определившим стиль «Современника». А еще эта история о борьбе за каждый спектакль, о ночных репетициях и кодексе актеров. О времени, давшим театру глоток свободы.
«Эти десять лет уникальны тем, что они совпали с оттепелью, и они совпали с тем, что именно эти люди встретились на одной территории и их объединила одна великая идея», — рассказала актриса Светлана Иванова.
Символично, что спустя шестьдесят пять лет роль Олега Ефремова — основателя и первого худрука «Современника» — сыграл его внук Никита. Актер признался: он не так много общался со своим дедом. Всегда испытывал полярные чувства. Выходя на сцену, хотел сыграть человека, который изменил сознание актеров, режиссеров, зрителей.
«Такая гамма: и восхищение, и страх, и восторг, и гордость, и умиление, и любовь. Весь комплекс чувств и это правильно, потому что театр помогает все эти чувства проживать», — признался актер.
Два часа воспоминаний Олега Ефремова, Галины Волчек, Михаила Козакова — тех самых первых, отчаянных романтиках, мечтавших о новом театре, который вырос из маленькой студии при МХАТе. Об их надеждах, разочарованиях, об уходе через десять лет после основания театра Олега Ефремова.
«Мы берем то время, которое заложило основу такой невероятной любви к делу, к месту, к друг другу, которое позволило театру 65 лет существовать при полных залах, при бесконечной любви к зрителю», — считает Виктор Рыжаков.
Во время спектакля на сцене были не только актеры, но и незримо те, кто придумал и основал театр.
Вечно живые. История в лицах
Алёна БАБЕНКО | |
Никита ЕФРЕМОВ | |
Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ (МХТ им. А. П. Чехова) | |
Светлана ИВАНОВА | |
Николай КЛЯМЧУК | |
Елена КОЗИНА | |
Татьяна КОРЕЦКАЯ | |
Клавдия КОРШУНОВА | |
Ульяна ЛАПТЕВА | |
Марина ЛЕБЕДЕВА | |
Илья ЛЫКОВ | |
Кирилл МАЖАРОВ | |
Елена МИЛЛИОТИ | |
Рашид НЕЗАМЕТДИНОВ | |
Евгений ПАВЛОВ | |
Полина ПАХОМОВА | |
Елена ПЛАКСИНА | |
Максим РАЗУВАЕВ | |
Виктория РОМАНЕНКО | |
Дмитрий СМОЛЕВ | |
Иван СТЕБУНОВ | |
Владимир СУВОРОВ | |
Павел ТАБАКОВ | |
Гоша ТОКАЕВ | |
Марина ФЕОКТИСТОВА | |
Шамиль ХАМАТОВ | |
Александр ХОВАНСКИЙ | |
Игорь ЦАРЕГОРОДЦЕВ | |
Семён ШОМИН | |
также в спектакле заняты: | Родион АВЕРЬЯНОВ |
Серёжа АПОЛЛОНОВ | |
Степан БЕЛОЗЁРОВ | |
Пелин ГЕРИШ | |
Ванда КОНИСЕВИЧ | |
Анатолий КОРМАНОВСКИЙ | |
Анастасия КУТЯВИНА | |
Михаил МАНЕВИЧ | |
Илларион МАРОВ | |
Виталий МУРАТОВ | |
Мария РУБЦОВА | |
Михаил ШАМКОВ | |
Ксения ЧИГИНА |
15 мая в рамках празднования 65-летия театра на Основной сцене покажут спектакль, осмысляющий уникальный факт истории — рождение «Современника». Голоса истории: основателей, артистов, сотрудников, друзей театра и всех тех, кто является неотъемлемой частью его биографии, в одну особую художественную ткань спектакля соединили драматург Михаил Дурненков и режиссёр Виктор Рыжаков.
«Вечно живые. История в лицах» будет сыгран единожды и соберёт на сцене практически всю труппу театра. В работе использованы документы из архива театра и личные воспоминания артистов, стоявших у истоков «Современника». В спектакле заняты Алёна Бабенко, Никита Ефремов, Александр Хованский, Светлана Иванова, Клавдия Коршунова, Илья Лыков, Виктория Романенко, Иван Стебунов, Рашид Незаметдинов и другие. Приглашённые артисты — Игорь Золотовицкий (МХТ им. А. П. Чехова) и Павел Табаков.